В соответствии со статьями 698 701 налогового кодекса

Обновлено: 15.05.2024

Правительство России продолжает совершенствовать и упрощать порядок уплаты в бюджет налогов, сборов, страховых взносов. Вслед за физлицами это сделано для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В этой статье на основе Федерального закона от 29.11.2021 № 379-ФЗ рассказываем про механизм единого налогового платежа (ЕНП) для организаций и ИП с 2022 года по новой ст. 45.2 НК РФ и как с помощью него перечислять налоговые платежи.

Суть единого налогового платежа для бизнеса

Для плательщиков он представляет собой единый способ исполнения своих обязанностей по уплате обязательных платежей в бюджет путём объединения их в единой точке одним платежным поручением без уточнения:

  • вида платежа;
  • срока его уплаты;
  • принадлежности к конкретному бюджету бюджетной системы РФ.

Важно, что применение ЕНП носит строго добровольный характер. То есть, можно платить налоги и по общим правилам.

ЕНП можно делать только в российских рублях.

Механизмом единого налогового платежа для физических лиц (ст. 45.1 НК РФ) действует с 1 января 2019 года (по НДФЛ – с 01.01.2020). Они оплачивают имущественные налоги (транспортный, земельный, на имущество) на автомобили, земельные участки и другую недвижимость одной суммой. В любое удобное время.

Что можно платить через ЕНП

Единым налоговым платежом могут пользоваться:

  • налогоплательщики;
  • плательщики сборов;
  • плательщики страховых взносов;
  • налоговые агенты.

Перечислять денежные средства в бюджет в качестве ЕНП за организацию/ИП предпринимателя может иное лицо. При этом оно не может требовать возврата такого единого налогового платежа.

Через ЕНП можно вносить в бюджет следующие обязательные платежи:

  • налоги (любые, кроме платежей физлица в рамках ЕНП – ст. 45.1 НК РФ);
  • авансовые платежи;
  • торговый сбор;
  • сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов;
  • страховые взносы (все виды);
  • пени;
  • штрафы;
  • проценты.

Особый порядок уплаты и перечисления налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (он же ЕНП) устанавливает с 1 января 2022 года новая ст. 45.2 Налогового кодекса РФ, которая введена Федеральным законом от 29.11.2021 № 379-ФЗ.

Отметим также, что в рамках единого налогового платежа возможно аккумулирование переплат и излишне взысканных обязательных платежей. То есть, они приравнены к ЕНП. А именно, это:

  • переплаты и излишние взыскания – со дня обнаружения этих фактов, но не ранее дня начала применения ЕНП;
  • денежные средства, перечисленные в счет исполнения обязанности организации или ИП, применяющих особый порядок, не в качестве их ЕНП.

Что нужно сделать, чтобы применять ЕНП

Организации (ИП) нужно:

  1. Сделать с налоговым органом совместную сверку расчетов с бюджетом, которая покажет, что разногласий нет.
  2. Подать заявление о применении особого порядка уплаты (перечисления).

Такое заявление подают в налоговый орган по месту нахождения организации, месту жительства ИП в электронной форме по ТКС. Его форму и электронный формат утверждает ФНС России.

Срок подачи заявления – с 1 по 30 апреля 2022 года включительно, но не позднее 1 месяца после совместной сверки.

Когда можно начинать платить через ЕНП

Статья 45.2 НК РФ предусматривает, что компании и ИП могут применять ЕНП с 1 июля по 31 декабря 2022 года включительно. То есть, ровно полтора года.

Отметим, что сами нормы НК РФ о едином налоговом платеже для компаний и ИП вступают в силу раньше – с 1 января 2022 года. Это Федеральный закон от 29.11.2021 № 379-ФЗ.

Скорее всего, затем механизм единого налогового платежа станет постоянным в случае успешности практики его применения.

Отчётность

Организации и ИП, применяющие особый порядок уплаты и перечисления, обязаны направлять в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по ним, страховых взносов.

Срок подачи уведомления по ЕНП – не позднее чем за 5 дней до установленного НК РФ срока уплаты соответствующих налогов, авансов, взносов.

Налоговые агенты по НДФЛ дополнительно обязаны представлять уведомление о перечисленных ими суммах подоходного налога. Срок – не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов, в том числе по ценным бумагам и операциям с производными финансовыми инструментами (п. 2 ст. 226 и п. 2 ст. 226.1 НК РФ).

Форму и электронный формат уведомления утверждает ФНС России.

Когда налоги считаются уплаченными

Обязанность по уплате налогов через единый налоговый платеж признаётся исполненной в 2-х случаях:

  • со дня предъявления в банк поручения на перечисление на счет Федерального казначейства денежных средств в качестве ЕНП (при наличии на нем достаточного остатка на день платежа);
  • со дня внесения физлицом в банк, кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи или в МФЦ наличных денежных средств для их перечисления в качестве ЕНП.

Зачёт платежей

Налоговый орган по имеющимся у него документам и информации самостоятельно зачтёт перечисленные в бюджетную систему денежные средства в качестве ЕНП в счет исполнения обязанности по обязательным платежам.

Очередность зачёта суммы внесённого единого налогового платежа такая:

  • в первую очередь – в счет имеющейся недоимки с наиболее ранней датой её выявления;
  • при ее отсутствии – в счет налогов/авансов/сборов/взносов – с даты возникновения обязанности по их уплате на основании налоговых деклараций, расчетов, уведомлений об исчисленных суммах;
  • после – в счет уплаты задолженности по пеням, процентам, штрафам.

Возможна ситуация, когда при зачете остатка денежных средств, признаваемых ЕНП, недостаточно для исполнения обязанностей по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками. Тогда зачет происходит в соответствии с указанной выше последовательностью пропорционально суммам обязанностей. Это правило актуально и для пеней, штрафов, процентов.

В итоге ЕНП формирует единое сальдо расчетов компании или ИП с бюджетом – т. н. единый налоговый счет. Это позволяет избежать излишнего начисления пеней и излишних процедур взыскания, фактически приводя их к использованию единой суммы, отражающей результат расчетов между бюджетами и представителем бизнеса.

Право на возврат ЕНП

Организация и ИП имеют право на возврат денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, по которым налоговый орган не сделал зачет.

Возврат остатка денег налоговый орган делает по заявлению организации или ИП в порядке и сроки, предусмотренные п. 7-10 ст. 45.1 НК РФ. То есть, правила такие же, как для физлиц. Общий срок – 1 месяц.

Основные преимущества ЕНП для бизнеса

  • более комфортные условия для исполнения обязанности по уплате обязательных платежей;
  • сокращение издержек участников расчетно-кассовых операций;
  • меньше время оформления расчетных документов;
  • понятное и простое состояние расчетов плательщика с бюджетом.

Само собой, единый налоговый платёж также улучшит и упростит налоговикам контроль за уплатой налогов компаниями и ИП.


Экономическая суть недоимки (добавим — и начисляемых на неё пени) — это количественный показатель причинённого государству налогоплательщиком материального ущерба в результате просрочки исполнения налоговой обязанности. Закреплённый в Налоговом кодексе РФ публично-правовой метод регулирования налоговых правоотношений возлагает на государство бремя доказывания факта причинения материального ущерба при обязательном соблюдении установленной законодательством о налогах и сборах процедур. Поэтому описанная в вопросе ситуация невозможно в принципе. Оговоримся: при условии надлежащего исполнения налоговыми органами положений законодательства о налогах и сборах. Именно такую доктрину закрепил законодатель в Налоговом кодексе России. Подтвердим это конкретными правовыми нормами, опираясь на авторитетное мнение уполномоченного государственного органа.

В ответе на вопрос о правовой природе недоимки Минфин России в письме от 28.11.2018 № 03-02-08/86043 (файл письма присоединён к статье) изложило абсолютно правильные выводы. Но, к сожалению, не сопроводив их правовым обоснованием. Попытаемся нивелировать этот недостаток, не исказив позицию финансового органа.

Вся суть содержится в 3-х абзацах. Приведу их дословно (выделения автора):

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ (Кодекс) недоимкой признается сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Неуплата налога в установленный срок является нарушением законодательства о налогах и сборах.
В случае, если недоимка выявлена вне проведения налоговой проверки, требование об уплате налога направляется налоговым органом в соответствие с п. 1 ст. 70 Кодекса. Факт наличия недоимки отражается в документе, форма которого утверждена приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@
.

Применив к процитированному фрагменту рассматриваемого письма Минфина России правила логики неминуемо придём к следующим двум выводам.

2-й способ – выявление недоимки в ходе проведения налоговой проверки.

1. В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации (налогового отчёта) в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка.

И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, не составление акта по окончании камеральной налоговой проверки означает отсутствие нарушений законодательства о налогах и сборах (а не только налоговых правонарушений). Напомним, что недоимка согласно официальному разъяснению финансового органа как раз и является нарушением законодательства о налогах и сборах.

3. Материалы налоговой проверки (основным из которых является Акт проверки) в порядке, установленном ст. 101 НК РФ, рассматриваются руководителем (его заместителем) территориального налогового органа, который может вынести два вида Решений:

  • при установлении факта налогового правонарушения – о привлечении к налоговой ответственности;
  • при отсутствии факта или состава налогового правонарушения – об отказе в привлечении к налоговой ответственности.

А далее весьма важная деталь: при любом исходе дела, если установлен факт недоимки (в том числе уже погашенной налогоплательщиком), в Решении в обязательном порядке указывается конкретная сумма этой недоимки и (или) начисленные пени (абз. 1 и 2 п. 8 ст. 101 НК РФ).

Решение в соответствие с п. 9 ст. 101 НК РФ вступает в силу через месяц после вручения налогоплательщику (а в случае обжалования – сразу после рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом).

Таким образом, только после вступления в силу Решения по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки считается установленным факт наличия недоимки. И соответственно, налоговый орган получает право начать процедуру её истребования.

Представленная здесь точка зрения подтверждается позицией Минфина, изложенной в письме от 11.06.2019 № 03-15-05/42607 (письмо присоединено к статье). Хотя основная тема письма – отдельные вопросы нормативного регулирования контроля за уплатой страховых взносов (в том числе переходные положения в связи с передачей администрирования от ПФР в ФНС России с 01.01.2017), предпоследние три абзаца письма посвящены порядку направления требования об уплате налога по результатам налоговых проверок. Приведу их полностью (выделения автора):

Предметом налогового контроля является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов, страховых взносов, определенных статьей 8 Кодекса.

Порядок проведения налоговых проверок, рассмотрение материалов по результатам их проведения, вынесение налоговыми органами решений по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок регулируются статьями 88, 89, 100, 101 Кодекса.

Требование об уплате налогов , сборов, страховых взносов, пеней, штрафов по результатам налоговой проверки направляется в соответствии со статьями 69, 70 и пунктом 3 статьи 101.3 Кодекса .

В соответствие с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата налога в надлежащий срок является налоговым правонарушением (ст. 106 НК РФ), за которое полагается финансовая санкция. Недоимка в данном случае является одним из элементов состава налогового правонарушения. Если же полный состав налогового правонарушения не будет подтверждён, то обнаруженная в ходе налоговой проверки недоимка квалифицируется как нарушение законодательства о налогах и сборах. В обоих случаях процедура истребования недоимки инициируется в порядке, установленном п. 3 ст. 101.3 НК РФ (в первом случае вместе с наложенной финансовой санкцией — штрафом). Таким образом, налоговое правонарушение — это частный случай более широкого понятия — нарушение законодательства о налогах и сборах.

Нельзя не упомянуть, что факт недоимки может быть подтверждён и Актом взаимной сверки расчётов. В этом случае налогоплательщик добровольно признаёт факт наличия недоимки, освобождая налоговый орган от необходимости выполнять установленные законодательством о налогах и сборах процедуры.

Вернемся к случаю установления факта наличия недоимки вне проведения налоговой проверки.

Надеюсь, приведённые аргументы помогут налогоплательщикам при защите своих прав и законных интересов.

1. Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

Налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты в порядке, определенном настоящей статьей.

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту учета (по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, по месту учета в качестве оператора нового морского месторождения углеводородного сырья) налоговые декларации с расчетом налоговых баз отдельно в отношении каждого нового морского месторождения углеводородного сырья.

Налогоплательщики, указанные в пункте 3.1 статьи 286 настоящего Кодекса, освобождаются от обязанности представлять налоговые декларации за отчетные периоды 2020 и 2021 годов.

2. Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.

Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, представляют налоговую декларацию только по истечении налогового периода.

3. Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.

4. Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

5. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

6. Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" либо участников проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и осуществляющие расчет совокупного размера прибыли в соответствии с пунктом 18 статьи 274 настоящего Кодекса, вместе с налоговой декларацией представляют расчет совокупного размера прибыли.

7. Участники консолидированной группы налогоплательщиков, за исключением ответственного участника этой группы, не представляют налоговых деклараций в налоговые органы по месту своего учета, если они не получают доходов, не включаемых в консолидированную налоговую базу этой группы.

Если участники консолидированной группы налогоплательщиков получают доходы, не включаемые в консолидированную налоговую базу этой группы, они представляют в налоговые органы по месту своего учета налоговые декларации только в части исчисления налога в отношении таких доходов.

8. Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков по итогам отчетного (налогового) периода составляется ответственным участником этой группы на основе данных налогового учета и консолидированной налоговой базы в целом по консолидированной группе налогоплательщиков только в части исчисления налога в отношении консолидированной налоговой базы.

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков обязан представлять налоговые декларации по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в налоговый орган по месту регистрации договора о создании такой группы в порядке и сроки, которые установлены настоящей статьей для налоговой декларации по налогу.

Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.2. Статья 289. Налоговая декларация

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды, руководствуясь положениями статей 21, 58, 78, 286, 287, 289 Налогового кодекса, принимая во внимание разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении Пленума от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", исходя из того, что 18.04.2016 общество обратилось в инспекцию с заявлением о зачете суммы излишне уплаченного налога на прибыль за 2012 год, а 01.07.2016 - с заявлением в арбитражный суд о возврате излишне уплаченного налога на прибыль за 2012 год, пришли к выводу о пропуске обществом срока подачи заявления на возврат (зачет) излишне уплаченного налога, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса, а также пропуске срока исковой давности для обращения с указанным заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды, руководствовались положениями статей 287, 289 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и исходили из того, что в рамках дела N А40-113969/2015 Арбитражного суда города Москвы действия инспекции по доначислению недоимки по налогу на прибыль организаций за январь 2015 года в размере 448 294 541 рубля и пеней в сумме 1 653 983 рубля 72 копейки, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 17.03.2015 N 25, признаны правомерными. Доказательств отсутствия задолженности на момент выставления требования обществом не представлено.

Признавая законным вынесение инспекцией оспариваемого требования, суды руководствовались положениями статей 44, 52, 54, 58, 75, 78, 80, 287, 289 Налогового кодекса, а также правовой позицией, изложенной в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации". Суды исходили из того, что до вынесения решения по результатам проверки налоговой декларации общества за 2014 год налогоплательщиком не была подтверждена переплата по спорному налогу, и частичная неуплата авансовых платежей по налоговой декларации за январь 2015 года привела к возникновению недоимки по налогу на прибыль организаций, что в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса является основанием для начисления пеней.

Как следует из пункта 1 статьи 289 НК РФ, налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 23, 45, 57, 58, 75, 80, 285, 286, 287, 289, 311 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", принимая во внимание положения Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан "Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал" от 18.10.1996, Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@, суды трех инстанций согласились с выводами налогового органа и признали ненормативный акт в оспариваемой части законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями статей 54, 78, 81, 247, 272, 287, 289 Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о законности оспариваемого решения налогового органа, а потому отказали в удовлетворении заявленных требований.

Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 78, 80, 81, 88, 287, 289 Налогового кодекса Российской Федерации, суды отказали обществу в удовлетворении требования, признав, что расходы, уменьшающие доходы от реализации за 2008 год, заявлены впервые в уточненной декларации 23.12.2013 с нарушением срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, суд округа поддержал вывод суда первой инстанции о пропуске обществом трехлетнего срок на возврат налога за 2010 год, с учетом обращения в суд 01.09.2015, поскольку срок на обращение с заявлением о возврате налога подлежит исчислению с учетом положений статей 285, 286, 289 Налогового кодекса Российской Федерации с даты срока представления первичных деклараций за спорный период, в данном случае с 28.03.2011.

Как следует из оспоренных судебных актов, общество, исчисляющее ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль организаций на основании статьи 287 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) исходя из фактической прибыли, до срока, установленного статей 289 НК РФ (28.03.2015), а именно 25.02.2015, представило итоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 2014 год, в которой заявило сумму налога к уменьшению в размере 412 465 086 рублей, образовавшуюся в результате превышения фактически уплаченных в течение 2014 года ежемесячных авансовых платежей над суммой налога, исчисленной в декларации к уплате за 2014 год, исходя из финансовых показателей за декабрь 2014 года (получен убыток в размере 2 291 472 701 рубль).

Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь статьями 58, 59, 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", суд апелляционной инстанции, учитывая положения статей 278, 289 Налогового кодекса Российской Федерации, установив, что обществу (его правопредшественнику) должно было стать известно о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм переплаты еще 01.03.2008 (по налогу на 2007 г.) и 01.03.2009 (по налогу на 2008 г.), пришел к выводу о пропуске обществом трехлетнего срока для обращения в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога.

В соответствии с пунктом 7 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2016, N 27, ст. 4177), в целях реализации положений главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2016, N 27, ст. 4182) приказываю:

3) по окончании налогового периода, с 1-го числа которого указанная организация вышла из состава консолидированной группы налогоплательщиков, представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций в сроки, предусмотренные главой 25 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2016, N 7, ст. 920), пунктом 1 статьи 289, а также пунктом 4 статьи 310 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2016, N 7, ст. 920) приказываю:

При переходе организации на уплату налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса необходимо учитывать, что согласно статьям 285, 287 и 289 Кодекса налог, исчисленный за налоговый период (календарный год), уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие, 9 месяцев) уплачиваются не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Согласно пункту 4 статьи 230 Кодекса лица, признаваемые налоговыми агентами в соответствии со статьей 226.1 Кодекса, представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах, в отношении которых ими был исчислен и удержан налог, о лицах, являющихся получателями этих доходов (при наличии соответствующей информации), и о суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов по форме, в порядке и сроки, которые установлены статьей 289 Кодекса для представления налоговых расчетов налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31, статьями 289, 310 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 14, ст. 1649; N 28, ст. 3487; 2000, N 2, ст. 134; N 32, ст. 3341; 2001, N 33, ст. 3413; N 53 (ч. I), ст. 5016, 5023, 5026; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2, 4; N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3027; 2003, N 1, ст. 6; N 23, ст. 2174; N 27 (ч. I), ст. 2700; N 28, ст. 2873, 2886) приказываю:

При этом согласно пункту 8 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ответственный участник КГН обязан представлять налоговые декларации по налогу на прибыль организаций по КГН в налоговый орган в порядке и сроки, которые установлены указанной статьей Кодекса для представления налоговой декларации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 31 и статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2014, N 40, ст. 5315) в целях реализации положений главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 33, ст. 3413; 2014, N 40, ст. 5316) приказываю:

Ответственный участник КГН обязан представлять налоговые декларации по налогу на прибыль организаций по КГН в налоговый орган по месту регистрации договора о создании такой группы в порядке и сроки, которые установлены статьей 289 Кодекса для налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

Условия, при которых декларация считается непредставленной, и другие изменения НК РФ

Условия, при которых декларация считается непредставленной, и другие изменения НК РФ

Многочисленные изменения в Налоговый кодекс РФ были внесены в конце 2020 года. Часть поправок уже действует, некоторые только вступят в силу с 01.07.2021. Так, с этой даты будет действовать закрытый перечень оснований, при выявлении которых декларация (расчет) будет считаться не представленной в инспекцию. Для декларации по НДС вводится особое условие - несоответствие показателей отчета контрольным соотношениям. Также срок, по истечении которого ИФНС вправе заблокировать счет при непредставлении декларации, будет увеличен. Об этих и других нововведениях рассказывают эксперты 1С.

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ внес многочисленные изменения в НК РФ, в т. ч. в его первую (общую) часть. Рассмотрим подробнее некоторые нововведения.

Последствия, если налоговая декларация (расчет) будет считаться непредставленной

C 01.07.2021 в статье 80 НК РФ появится закрытый перечень обстоятельств, выявление которых при камеральной проверке налоговой декларации (расчета) будет означать непредставление этой декларации (расчета). В частности, если декларация (расчет) подписана неуполномоченным лицом, в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности организации до даты представления декларации (расчета) и др. Для декларации по НДС предусмотрено отдельное условие: она будет считаться непредставленной, если ее показатели не соответствуют контрольным соотношениям (КС) (направлены для использования в работе письмом ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@).

1С:ИТС
Подробнее о том, в каком случае декларация (расчет), в том числе декларация по НДС, будет считаться непредставленной, см. в разделе "Консультации по законодательству" .

Отметим, что в связи с вступлением в силу Закона № 374-ФЗ ФНС России разрабатывает новые КС .

В решениях "1С:Предприятие" возможность проверки показателей декларации по НДС на соответствие обновленным контрольным соотношениям будет поддержана после утверждения соответствующего приказа ФНС и его опубликования в установленном порядке с выходом очередных версий. Подробнее о сроках реализации можно узнать в "Мониторинге законодательства" .

Соответствующие критерии будут действовать в отношении деклараций (расчетов), представленных после 01.07.2021 (пп. "б" п. 16 ст. 1, п. 4 ст. 9 Закона № 374-ФЗ).

При установлении хотя бы одного из указанных обстоятельств (за исключением прекращения деятельности юрлица) налоговая инспекция обязана уведомить налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) о признании ранее поданной налоговой декларации (расчета) непредставленной. Для последнего это может повлечь неблагоприятные последствия, если установленный НК РФ срок представления декларации (расчета) окажется пропущенным.

Напомним, ИФНС вправе принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации (налогового агента, плательщика страховых взносов) по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств в случае непредставления в налоговый орган (п. 6 ст. 6.1 НК РФ, п.п. 3, 3.2 ст. 76 НК РФ):

налоговой декларации в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока представления такой декларации;

расчета по форме 6-НДФЛ, расчета по страховым взносам в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока представления такого расчета.

Также за непредставление налоговой декларации (расчета по страховым взносам) на плательщика может быть наложен штраф по статье 119 НК РФ.

Кроме того, если непредставленной признают уточненную налоговую декларацию, то камеральная проверка первоначально представленной декларации возобновится. В этом случае в срок проведения камеральной проверки первоначально представленной декларации (расчета) не включается срок проверки уточненной декларации (расчета), прекращенной в связи с признанием ее непредставленной. Это правило также начнет действовать с 01.07.2021 (пп. "б" п. 20 ст. 1, п. 4 ст. 9 Закона № 374-ФЗ).

Сервис 1С-Отчетность, встроенный в программы 1С, проконтролирует все этапы прохождения регламентированного отчета и поможет своевременно обнаружить, что налоговый орган отказал в приеме налоговой декларации (расчета).

Срок направления требования об уплате пеней

Выявив недоимку по налогам (сборам, взносам), налоговый орган формирует требование о ее уплате. Также в требование включается сумма штрафов и пеней, относящихся к этой недоимке, которые начислены на день формирования указанного требования (п. 1 ст. 70 НК РФ). При этом требование об уплате налога должно быть исполнено налогоплательщиком в течение 8 рабочих дней с даты его получения, если более продолжительный период для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ).

shutterstock_668809858.jpg

Таким образом, с момента формирования требования об уплате налога и до момента его исполнения в большинстве случаев есть временной промежуток, в течение которого также подлежат начислению пени (см. п. 3 ст. 75 НК РФ). Однако в статье 70 НК РФ не был установлен срок для направления требования об уплате этих пеней.

С 23.12.2020 такой срок определен. Соответствующее требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня уплаты недоимки, указанной в первоначальном требовании, либо со дня, когда сумма пеней, начисленных после формирования первоначального требования, превысила 3 000 руб. (пп. "б" п. 12 ст. 1, п. 2 ст. 9 Закона № 374-ФЗ).

Отметим, что нарушение налоговым органом сроков выставления требований об уплате недоимки и пеней не делает их недействительными. В то же время нарушение этих сроков не влечет увеличения сроков принятия мер по взысканию налога (пеней, штрафа) в принудительном порядке в соответствии со статьями 46-48 НК РФ (п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Электронная доверенность для представителя налогоплательщика-физлица (в т. ч. ИП)

До 23.12.2020 уполномоченный представитель налогоплательщика-гражданина (в т. ч. имеющего статус индивидуального предпринимателя (ИП)) осуществлял свои полномочия на основании нотариально заверенной доверенности либо доверенности, приравненной к нотариально заверенной в соответствии с пунктом 2 статьи 185.1 ГК РФ (п. 3 ст. 29 НК РФ).

С 23.12.2020 доверенность уполномоченного представителя можно не заверять у нотариуса, если она оформлена в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя (п. 5 ст. 1, п. 2 ст. 9 Закона № 374-ФЗ).

Ограничение на перерасчет транспортного налога физлица (в т. ч. ИП)

Напомним, граждане (в т. ч. ИП) уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления от ИФНС.

Причем направление налогового уведомления (в т. ч. в связи с перерасчетом ранее исчисленной суммы налога) допускается не более чем за три налоговых периода (года), предшествующих календарному году его направления (п. 2.1 ст. 52, п. 3 ст. 363 НК РФ).

С 01.07.2021 налоговая инспекция не вправе пересчитывать гражданину транспортный налог, если это повлечет увеличение ранее уплаченной налогоплательщиком суммы налога (пп. "а" п. 10 ст. 1, п. 4 ст. 9 Закона № 374-ФЗ). Соответственно, если на момент перерасчета налог еще не уплачен, налоговый орган вправе пересчитать налог в большую сторону. Аналогичное правило применяется в настоящее время по земельному налогу и налогу на имущество, которые уплачиваются физлицами.

Физлица (в т. ч. ИП) могут сообщить о наличии облагаемого имущества через МФЦ

Напомним, налогоплательщики-физлица (в т. ч. ИП) обязаны сообщать в ИФНС о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, которые облагаются налогом на имущество, земельным или транспортным налогом (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Делать это нужно, если гражданин не получил от инспекции налоговое уведомление об уплате налога.

на бумажных носителях в любой налоговый орган;

через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России , используя усиленную квалифицированную электронную подпись.

С 23.12.2020 в дополнение к указанным способам сделать это можно в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 9 Закона № 374-ФЗ).

От редакции. Самую полную информацию об основных изменениях законодательства с 2021 года и их поддержке в программе "1С:Бухгалтерия 8" (ред. 3.0) можно узнать, ознакомившись с видеозаписью онлайн-лекции от 28.01.2021 на странице 1С:Лектория .

Читайте также: