Приобретенное имущество в бюджетном учете приходуется с ндс

Обновлено: 17.05.2024

Столкнулись со следующей проблемой. В 2012 г. отразили приобретение основного средства стоимостью 7 000 руб.

Также стоимость поступившего ОС отразили на счете 210.06 ручной операцией.

На 31.12.2013 проводим документ "Корректировка расчетов с учредителем"(210.06).

Затем, вы отразили стоимость ОС на счете 210 06 "Расчеты с учредителем" по КФО 2 (приносящая доход деятельность).

Рассмотрим правомерность и правильность отражения в учете данных операций.

Согласно пункту 37 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее - Инструкция № 157н, объекты нефинансовых активов учитываются на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета, по объектам имущества:

10 "Недвижимое имущество учреждения";

20 "Особо ценное движимое имущество учреждения";

1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов или в ведении федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;

2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;

3) в порядке, установленном местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

Перечни особо ценного движимого имущества определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя (пункт 12 статьи 9.2 закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Постановлением № 538 определено, что при составлении перечней ОЦДИ помимо ценового критерия, могут устанавливаться и иные критерии для отнесения имущества, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено, к ОЦДИ.

Как следует из Постановления № 538, источник денежных средств на приобретение имущества не является основным критерием отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества. То есть ОЦДИ может быть приобретено бюджетным учреждением нового типа за счет приносящей доход деятельности.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 298 ГК РФ

"3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения."

Согласно пункту 238 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, счет 210 06 "Расчеты с учредителем" предназначен для учета расчетов с органом власти, выполняющим функции и полномочия учредителя в отношении государственного (муниципального) бюджетного учреждения, автономного учреждения.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Стоимость особо ценного движимого имущества, приобретенного за счет средств приносящей доход деятельности после изменения типа учреждения, учитываемого на счетах 2 100 20, не должна учитываться на счете 2 210 06 "Расчеты с учредителем".

Эту особенность учитывает документ "Корректировка расчетов с учредителем".

Перед составлением отчета за год необходимо актуализировать данные на счете 0 210 06 000 "Расчеты с учредителем" - привести в соответствие балансовой стоимости недвижимого имущества и ОЦДИ, изменившейся в течение года в результате выбытия или поступления такого имущества.

Бухгалтерские записи по корректировке данных на счете 0 210 06 000 приведены в письме Минфина России от 18.09.2012 г. № 02-06-07/3798.

В программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" данные операции отражаются документом "Корректировка расчетов с учредителем" (меню "Бухгалтерский учет - Регламентные операции завершения отчетного/налогового периода" главного меню программы, интерфейс "Полный").

  • определяется его балансовая стоимость и амортизация на дату документа,
  • сравнивается с сальдо на счетах 2.210.06 и 2.ОЦИ,
  • формируются отклонения.

При проведении документа "Корректировка расчетов с учредителем" неправомерно учтенная на счете 2 210 06 стоимость списывается со счета 2 210 06.

Эту информацию следует передать Учредителю для внесения исправлений в его учете.

Следует отметить, что приказом Минфина России от 26.10.2012 № 139н внесены изменения в форму 0503730 "Баланс государственного (муниципального) учреждения", далее - Баланс (ф. 0503730), - помимо данных по счету 0210 06 000 "Расчеты с учредителем" (строка 336), в Балансе (ф. 0503730) следует отражать уменьшение балансовой стоимости особо ценного движимого и недвижимого имущества учреждения в размере амортизационных отчислений особо ценного движимого и недвижимого имущества учреждения, учтенного на счете 210 06 (строки 337, 623 прим).

Следовательно, в строках Баланса (ф. 0503730) 337 и 623 прим из суммы амортизации ОЦИ следует исключать амортизацию ОЦДИ, приобретенного после изменения типа учреждения по КФО 2 и КФО 7. Для этого где-то надо учитывать отдельно амортизацию по такому имуществу.

В документе "Корректировка расчетов с учредителем" производится расчет суммы амортизации, учтенной на дату документа на счетах 104.10 и 104.20, в том числе на счетах 2.104.20, 7.104.20 по имуществу, закрепленному за учреждением на дату изменения типа учреждения. При проведении документа на счете ОЦИ формируется сумма амортизации ОЦИ, которая должна быть отражена в соответствующих строках Баланс (ф. 0503730).

Права пользования НМА

Инструкциями 157н, 162н, 174н и 183н в 2021 году утвержден новый счет 111.60, предназначенный для учета неисключительных прав пользования НМА. Ранее такие права отражались в учете на забалансовом счете 01. В связи с переводом результатов интеллектуальной деятельности (РИД) на баланс, на стоимость прав пользования НМА производится начисление амортизации и начисление убытка от обесценения на счетах 104.60 и 114.60 соответственно.

Вложений в неисключительные права пользования НМА в учете отражаются на счете 106.60.

Для классификации НМА были обозначены 4 группы в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив, имеющие буквенные обозначения:

  • научные исследования (код N);
  • опытно-конструкторские и технологические разработки (код R);
  • программное обеспечение и базы данных (код I);
  • иные объекты интеллектуальной собственности (код D).

В соответствии с данной классификаций синтетический счет 106.60 детализирован на аналитические счета 106.6N, 106,6R, 106.6I и 106.6D.

  • объекты с определенным сроком полезного использования;
  • объекты с неопределенным сроком полезного использования.

Принадлежность объекта учета к одной из этих групп отражается посредством применения дополнительной аналитики. Возможность определения срока полезного использования влияет на начисление амортизации и на применение подстатей КОСГУ при отражении увеличения и уменьшения стоимости прав пользования НМА, а также их обесценения. КОСГУ 352, 422, 452 применяется в отношении прав с определенным сроком пользования, КОСГУ 353, 423, 453 – с неопределенным сроком использования.

Порядок отражения НМА в учете

Результатом использования таких объектов для субъекта учета должны быть экономическая выгода или полезный потенциал.

На основании Письма Минфина РФ от 21.05.2021 № 02-07-10/40313 допускается групповой учет прав пользования НМА с присвоением каждому объекту уникального номера.

Для учета НМА предназначены счета:

  • 0 102 2X – особо ценное имущество (применяется только в бюджетных и автономных учреждениях);
  • 0 102 3X – иное движимое имущество;
  • 0 102 9X – имущество, переданное по договору концессии.

В пятой позиции проставляется код группы (N, R, I, D) согласно раннее описанной классификации.

Для лучшего понимая опишем пример учета НМА. На счет 102.3I будет учитываться разработанная учреждением уникальная компьютерная программа, на которую оформлена соответствующая лицензия. На этом же счете нужно учитывать программу, разработанную по заказу сторонней организацией, передавшей учреждению исключительные права на нее. Если учреждение приобретает неисключительные права на программу, следует оприходовать ее на счет 111.6I.

Формирование первоначальная стоимость НМА

При определении первоначальной стоимости нематериальных активов необходимо учитывать их способ поступления в учреждение:

  1. В случае приобретения НМА в результате обменных операций, при формировании балансовой стоимости учитываются: цена приобретения, регистрационные сборы, госпошлины, оплата консультационных, посреднических и информационных услуг, а также работ по подготовке к использованию.
  2. Если активы приобретены в результате необменной операции, в качестве первоначальной стоимости следует принять справедливую стоимость на дату получения или цену, указанную в передаточных документах. Если такая информация отсутствует и справедливую стоимость определить невозможно, нематериальные активы приходуются в бухгалтерском учете по текущей оценочной стоимости, которая устанавливается документальным или экспертным путем.
  3. При создании нематериальных активов собственными силами первоначальная стоимость определяется как сумма затрат, понесенных учреждением с того момента, когда объект НМА впервые стал соответствовать критериям актива (зарплата сотрудников, амортизация используемого оборудования, оплата авторских договоров и договоров на выполнение НИОКР, платежи, необходимые для регистрации прав).

Объект НМА отражается в учете по первоначальной стоимости на протяжении всего срока службы, за исключением случаев выполнения переоценки на основании распоряжения Правительства.

Дооценка до справедливой рыночной стоимости может быть произведена в том случае, если учреждение предполагает реализовать объект НМА организации, не имеющей отношения к бюджетной сфере.

При поступлении НМА начальная стоимость формируется на счете 0 106 ХХ, где в четвертой позиции проставляются значения:

  • 2 – для особо ценных НМА;
  • 3 – для НМА – прочего движимого имущества;
  • 9 – для НМА, переданных по договору концессии.

В пятой позиции проставляется код группы (N, R, I, D) согласно раннее описанной классификации.

Принятие к учету НМА

Перенос сложившейся на счете 0 106 ХХ суммы на счет 0 102 ХХ производится по решению комиссии, признавшей, что все подготовительные мероприятия выполнены, и объект нематериальных активов полностью подготовлен к использованию.

Предъявляемые поставщиками суммы должны включаться в стоимость объектов НМА с НДС. Если нематериальный актив планируется использовать только в деятельности, облагаемой НДС, налог можно принять к вычету.

Забалансовый учет НМА

До 2021 г. неисключительные права на НМА учитывались на забалансовом учете на счете 01. По состоянию на 01.01.2021 в межотчетный период объекты учета, обладающие признаками актива, перенесены на баланс на счет 0 111 60. Не соответствующие критериям актива неисключительные права должны были быть списаны со счета 01.

Аналитический учет нематериальных активов

При оформлении операций по поступлению НМА, на которые имеется подтвержденное исключительное право, применяется КОСГУ 320. При принятии к учету неисключительного права подстатья КОСГУ зависит от того, определен срок полезного использования (СПИ) или нет:

Дт 0 111 6X 352 – поступление прав пользования с определенным СПИ;

Дт 0 111 6X 353 – поступление прав пользования с неопределенным СПИ.

Если при поступлении объекта НМА СПИ не определен, амортизация не начисляется. Это относится и к исключительным, и к неисключительным правам. Отметка проставляется в инвентарной карточке учета НФА.

  • ожидаемый срок получения экономических выгод и (или) полезного потенциала, заключенных в активе, признаваемом объектом НМА;
  • срок действия прав субъекта учета на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над объектом НМА;
  • срок действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности;
  • срок полезного использования иного актива, с которым объект НМА непосредственного связан.

Начисление амортизации объекта нематериальных активов производится в соответствии с учетной политикой субъекта учета одним из следующих методов:

  • линейным методом;
  • методом уменьшаемого остатка;
  • пропорционально объему продукции.
  • на объекты НМА стоимостью свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с нормами амортизации согласно применяемому методу амортизации;
  • на объекты НМА стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при признании объекта в составе группы нематериальных активов.

В соответствии с п. 85 Инструкции № 157н расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого права пользования активами, объекта НМА линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования.

До устранения противоречия лучше выбирать линейный метод.

Инвентаризация, реклассификация и выбытие НМА

В процессе проведения инвентаризации НМА членами инвентаризационных комиссий выполняется проверка:

  • наличия оформленных в соответствии действующим законодательством документов, подтверждающих исключительные права на объекты НМА;
  • соответствия учета объектов НМА положениям Инструкции 157н и федерального стандарта.
  • Дт 0 102 XX 320 — аналитический код, применяемый для НМА с установленным СПИ; Кт 0 102 XX 320 — аналитический код для НМА с неустановленным СПИ;
  • Дт 0 111 6X 352; Кт 0 111 6X 353.

На следующий месяц следует начать начисление амортизации по объекту.

Выбытие объектов НМА может производиться по следующим причинам:

  • прекращение по решению субъекта учета использования объекта НМА для целей, предусмотренных при признании объекта НМА;
  • прекращение срока действия права на результат интеллектуальной деятельности;
  • передача исключительного права по госконтракту или переход права другим правообладателям;
  • моральный износ.

При отражении в учете операций по выбытию НМА списываются суммы амортизации и ущерба от обесценения. Остаточная стоимость списывается на доходы от выбытия активов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Приобретение ОС и НМА за счет целевого финансирования

Приобретение ОС и НМА за счет целевого финансирования

В отдельных случаях организации могут получать целевые средства на покупку объектов основных средств или нематериальных активов. Как учитывать эти объекты, можно ли амортизировать их в бухгалтерском и налоговом учете? Рассказываем.

Бухгалтерский учет объектов, приобретенных за счет целевых средств

Основные средства и нематериальные активы, купленные за счет целевых средств, приходуются в бухгалтерском учете в общем порядке. Каких-либо особенностей в отношении записей непосредственно по оприходованию данных активов законодательством не предусмотрено. Поэтому если актив отвечает всем условиям признания его основным средством или НМА, то он учитывается в этом качестве на счетах бухгалтерского учета.

Нужно ли начислять амортизацию по данному активу в бухгалтерском учете?

Да, нужно, если выполняются общие условия отнесения актива в состав основных средств или НМА и начисления по нему амортизации. Источник финансирования в данном случае значения не имеет. Однако параллельно с обычными проводками возникает необходимость в дополнительных проводках ввиду того, что источником финансирования являются как раз целевые средства.

Дебет 01 (04) Кредит 08

Дебет 86 Кредит 98.

Далее в момент, когда в бухгалтерском учете будет отражаться амортизация, одновременно с записью по начислению амортизации следует производить списание со счета 98:

Дебет 20 (25, др.) Кредит 02 (05)

Дебет 98 Кредит 91.

Таким образом, сумма со счета 98 будет переноситься на счет 91 постепенно – по мере начисления амортизации на протяжении всего срока полезного использования.

На практике иногда бывает, что к моменту поступления целевых средств внеоборотный актив уже принят к учету и начал амортизироваться. В этом случае применяется порядок, установленный п. 10 ПБУ 13/2000. В соответствии с данным порядком бюджетные средства, предоставленные на финансирование понесенных в предыдущие отчетные периоды капитальных затрат, отражаются:

  • в размере начисленной амортизации - как увеличение финансового результата организации;
  • в оставшейся части - как доходы будущих периодов.

Таким образом, сумма, учтенная на счете 86, в этом случае будет списываться двумя проводками:

Дебет 86 Кредит 91-1

- на сумму начисленной амортизации;

Дебет 86 Кредит 98

- на оставшуюся сумму (она соответствует остаточной стоимости актива).

Налоговый учет объектов, приобретенных за счет целевых средств

Поэтому для начала нужно определить, как отражать целевые средства в налоговом учете. И вот здесь нет четкого правила, что любые целевые поступления относятся/не относятся в состав доходов. Каждый случай необходимо разбирать отдельно.

Так, перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, приведен в ст. 251 НК РФ. В этом перечне фигурирует имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:

  • в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • бюджетные средства, полученные унитарными предприятиями от собственников имущества (подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Да, мы видим, что согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, не учитываются при определении налоговой базы. Но в этом же подпункте приводится четко ограниченный перечень ситуаций, при которых полученные целевые средства считаются средствами целевого финансирования в целях налога на прибыль (а точнее в целях не обложения данным налогом). А значит, те суммы, которые к перечисленным ситуациям отнести нельзя, придется включать в налогооблагаемый доход.

Также не облагаются налогом целевые средства в виде субсидий, но не всех, а только тех, что выделены на возмещение расходов, изначально не уменьшающих налоговую базу в силу положений ст. 270 НК РФ (за исключением расходов, указанных в п. 5 ст. 270 НК РФ, т. е. за исключением расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходов, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств).

При этом если амортизируемое имущество к моменту получения субсидий начало амортизироваться, то часть субсидии в части, соответствующей отнесенной на расходы начисленной амортизации, необходимо будет единовременно включить во внереализационный доход (опять же – как и в бухгалтерском учете). Оставшуюся часть субсидии компания будет включать в доходы в момент начисления амортизации. Такой порядок следует из абз. 5 п. 4.1. ст. 271 НК РФ.

Данный вывод следует из взаимосвязи положений подп. 14 п. 1 ст. 251, п. 4.1. ст. 271, п. 1 и подп. 3, 7 п. 2 ст. 256 НК РФ и дополнительно подтвержден чиновниками (письма Минфина России от 12.08.2019 № 03-03-06/1/60538, от 11.03.2019 № 03-03-06/3/15264, от 28.06.2013 № 03-03-06/1/24671).

Частичное финансирование за счет целевых средств

Теперь рассмотрим ситуацию, когда основное средство или НМА приобретается частично за счет целевых средств, а частично – за счет собственных. В части отражения актива и начисления амортизации в бухгалтерском учете особенностей нет, поэтому объект приходуется и амортизируется в общеустановленном порядке, т. е. в сумме затрат на его приобретение.

Есть только порядок, установленный для другой ситуации – когда имущество приобретается частично за счет бюджетных средств целевого финансирования. Он прописан в абз. 18 п. 1 ст. 257 НК РФ и выглядит следующим образом: первоначальная стоимость имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, уменьшенная на сумму расходов, осуществленных за счет бюджетных средств целевого финансирования. Фактически это значит, что амортизироваться будет только та часть стоимости имущества, которая оплачена за счет собственных средств.

Таким образом, в случае судебного разбирательства у компании есть шансы на выигрыш.

Пример

image_pdf
image_print

Все нормы права, которые касаются восстановления НДС с недвижимого имущества, сосредоточены в нескольких статьях Налогового кодекса. Согласно пункту 3 статьи 170, налог должен быть восстановлен тогда, когда имущество перестает использоваться в облагаемой НДС деятельности. По недвижимости применяется специальный порядок восстановления, правила которого описаны в пункте 6 статьи 171 и в статье 171.1 НК РФ. Согласно этим правилам, НДС с недвижимости восстанавливается не единовременно, а в особом порядке на протяжении 10 лет.

Надо отметить, что указанные нормы Кодекса действуют с начала 2015 года. Но это не значит, что особый порядок восстановления НДС с недвижимого имущества применяется с этого времени. Ранее аналогичные нормы были прописаны в старой редакции пункта 6 статьи 171 Налогового кодекса. Сегодня эта норма закона содержит положение о принятии к вычету входного НДС, который предъявлен подрядчиками, застройщиками или техническими заказчиками при капстроительстве незавершенных объектов.

Еще одна норма, которая регулирует принятие НДС по недвижимости к вычету — пункт 2 статьи 170 Кодекса. Она гласит, что входной НДС по приобретенному имуществу, в том числе недвижимому, которое применяется в необлагаемой НДС деятельности, вычету не подлежит, а включается в его стоимость.

Бывает, что имущество применяется компанией как в облагаемой, так и в необлагаемой НДС деятельности. В этом случае на основании пункта 4 статьи 170 НК РФ, в отношении суммы входного налога действуют следующие правила:

  • она учитывается в стоимости имущества, которое используется для осуществления необлагаемых операций;
  • она принимается к вычету по недвижимости, применяемой в облагаемых операциях;
  • она принимается к вычету либо включается в стоимость самого имущества в той пропорции, в которой оно участвует в осуществлении облагаемых и необлагаемых операций.

Практика на основе разъяснений ФНС и Минфина

Действующий порядок восстановления НДС со строительства объектов недвижимости применяется с 1 января 2006 года. Об этом налоговая служба писала в своем письме от 28.11.2008 № ШС-6-3/862@. Выводы, которые содержатся в документе, действуют и сегодня:

  • нормы Налогового кодекса устанавливают при строительстве недвижимости порядок ускоренного вычет НДС еще до того, как объект будет введен в эксплуатацию;
  • предъявленные налогоплательщику суммы НДС при строительстве или покупке этого имущества принимаются к вычету в полном объеме, причем даже в том случае, если эти объекты будут одновременно применяться для осуществления как облагаемой, так и необлагаемой НДС деятельности;
  • когда указанное имущество будет введено в эксплуатацию, принятые к вычету суммы налога восстанавливаются и уплачиваются в бюджет в течение 10 лет в особом порядке.

Есть один нюанс — упомянутое письмо содержит ссылки на старые нормы НК РФ. Однако выше мы сказали, что положение этих норм полностью нашло свое отражение в действующей редакции Налогового кодекса. Поэтому по существу (а не по ссылкам на статьи Кодекса) выводы, сделанные в этом письме, верны и ныне. Налоговая служба указала на это в своем письме от 21.05.2015 № ГД-4-3/8564@. В нем говорится, что описанный в статье 171.1 НК РФ порядок восстановления НДС применяется в отношении приобретенных или построенных объектов ОС, которые являются недвижимостью. И что такой же порядок восстановления налога применялся и ранее согласно абзацам 4 – 9 пункта 6 статьи 171 НК РФ.

В этом же письме ФНС разъясняет: даже если недвижимость начинает использоваться исключительно для осуществления деятельности, которая не облагается НДС, все равно налог нужно восстанавливать в особом порядке в течение 10 лет. В письме не указано, как в этом случае входной налог принимается к вычету. Но поскольку в документе описывается процесс восстановления НДС, получается, что правомерность вычета налога в этой ситуации под сомнение не ставится.

Позже вышло разъяснение Минфина (письмо от 01.12.2016 № 03‑07‑11/71110) о том, что даже если построенный объект недвижимости начинает использоваться в операциях, которые облагаются ЕНВД, то НДС также нужно восстанавливать в особом порядке в соответствии со статьей 171.1 НК РФ. Выводы, которые следуют из этого письма, таковы: суммы НДС, предъявленные собственнику в составе стоимости приобретенной недвижимости по договору купли-продажи, можно принимать к вычету в полном объеме, даже если имущество предназначено для осуществления операций, облагаемых как НДС, так и ЕНВД. Когда такое имущество будет введено в эксплуатацию, то в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 171.1 НК РФ, принятый к вычету НДС должен быть восстановлен и уплачен в бюджет не единовременно, а в течение 10 лет.

Тот же самый вывод, но в отношении сумм НДС, предъявленных подрядчиками в капитальном строительстве, содержится в письме Минфина от 30.03.2017 № 03‑07‑10/18453. Таким образом, этот НДС также принимается к вычету в полном объеме вне зависимости от того, будет ли это имущество участвовать в осуществлении только облагаемой НДС деятельности, или же оно будет использоваться одновременно и для облагаемых, и для необлагаемых операций. Десятилетний период восстановления НДС в этом случае отсчитывается с года, в котором у такого имущества наступает срок начисления амортизации в соответствии с пунктом 4 статьи 259 НК РФ.

На протяжении последних 9 лет Минфин и налоговая служба последовательно выражают одну и ту же позицию по поводу вычета и восстановления НДС при покупке и строительстве объектов основных средств, относящихся к недвижимому имуществу. Тем не менее это лишь мнение указанных органов, а не обязательная для исполнения налогоплательщиками норма права. И с этим мнением вполне могут не соглашаться арбитражные суды. К слову, иногда так и происходит — по рассматриваемому вопросу арбитры порой выносят решения, противоречащие позиции Минфина и ФНС.

Читайте также: