Приобретение ос в рассрочку при усн

Обновлено: 19.05.2024

Отметим, что в состав расходов могут быть включены затраты на приобретение только тех основных средств, которые предназначены для использования в предпринимательской деятельности налогоплательщика (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК). При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 346.16 Налогового кодекса затраты могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы только в том случае, если они удовлетворяют критериям, закрепленным в пункте 1 статьи 252 Кодекса, то есть расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованны.

Покупка под расчет

Затраты на приобретение основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения принимаются с момента их ввода в эксплуатацию (п. 3 ст. 346.16 НК). При этом, как напомнил Минфин в письме от 20 августа 2009 г. № 03-11-06/2/156, расходы признаются в размере уплаченных сумм. То есть налогоплательщик вправе начать списывать стоимость ОС с того отчетного периода, когда выполняется последнее из двух условий: ввод в эксплуатацию либо оплата основного средства. Исключение составляют лишь объекты, права на которые подлежат госрегистрации. Речь идет, в частности, о недвижимости. В подобных ситуациях к обозначенным двум условиям добавляется еще одно – списывать столь основательный актив разрешено не ранее того момента, как будет документально подтвержден факт сдачи документов в орган, уполномоченный зарегистрировать соответствующие права (см., например, письмо Минфина от 6 июня 2008 г. № 03-11-05/142).

Порядок признания расходов на покупку ОС регламентирован подпунктом 4 пункта 2 статьи 346.17 и абзацем 8 пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса. Согласно данным нормам, в течение налогового периода такие расходы принимаются за отчетные периоды равными долями, при этом отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере фактически уплаченных сумм (письмо Минфина от 23 декабря 2009 г. № 03-11-09/413).

В свою очередь затраты на покупку несгораемого шкафа следует начинать списывать лишь со II квартала 2010 года. Стоимость этого объекта учитывается в расходах в течение оставшихся трех кварталов 2010 года по 7000 руб. в квартал (21 000 руб. : 3 кв.).

Таким образом, общество будет списывать стоимость приобретенных ОС в следующем порядке:

  • на 31 марта – 6000 руб.;
  • на 30 июня – 13 000 руб. (6000 руб. + 7000 руб.);
  • на 30 сентября – 13 000 руб. (6000 руб. + 7000 руб.);
  • на 31 декабря – 13 000 руб. (6000 руб. + 7000 руб.).

Плата за рассрочку

Сразу отметим, что на сей случай Налоговый кодекс не содержит никаких специальных положений. Поэтому представляется, что списывать затраты следует, руководствуясь общими положениями. А именно, каждый произведенный платеж равномерно распределять внутри налогового периода. Иными словами, на последнее число каждого квартала нужно будет определять сумму, которая может быть учтена при расчете единого налога.

Сначала разберемся с тем, какую сумму можно списать по итогам Iквартала. За объект ОС в первом квартале было перечислено 20 000 рублей. Значит на 31 марта общество спишет 5000 руб. (20 000 руб. : 4 кв.).

Во втором квартале перечислено 30 000 рублей. Распределив их на оставшиеся 3 квартала получаем, что списать можно 10 000 руб. (30 000 : 3 кв.). При этом у нас осталась распределенная сумма от платежей в счет оплаты ОС, произведенных в I квартале – 5 000 руб. Таким образом общество на 30 июня спишет расходы на покупку оборудования в размере 15 000 руб. (10 000 руб. + 5 000 руб.).

В аналогичном порядке учитываются затраты по состоянию на 30 сентября и 31 декабря. На 30 сентября будет списано 30 000 руб. (5000 руб. + 10 000 руб. + 15 000 руб.). На 31 декабря – 50 000 руб. (5000 руб. + 10 000 руб. + 15 000 руб. + 20 000 руб.)

Альтернативный вариант

Не спорят с тем, что с целью списать расходы на покупку ОС, приобретенного в рассрочку, не должны дожидаться его полной оплаты и представители Минфина. Об этом, в частности, свидетельствует письмо ведомства от 12 января 2010 г. № 03-11-06/2/01. В нем чиновники, со ссылкой на положения подпункта 4 пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса отмечают, что затраты могут быть учтены в размере уплаченных сумм. В принципе, с этим поспорить трудно.

Однако анализ норм Налогового кодекса позволяет сделать вывод, что как минимум есть еще один способ списания затрат. Дело в том, что такие расходы, как уже было отмечено, в течение налогового периода принимаются за отчетные периоды равными долями, при этом отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере фактически уплаченных сумм (п. 2 ст. 346.17 и абз. 8 п. 3 ст. 346.16 НК).

В случае приобретения ОС в рассрочку данные правила можно понять следующим образом. Стоимость ОС равномерно распределяется по отчетным периодам. Таким образом, для каждого отчетного периода будет установлен своего рода лимит на признание расходов. Иными словами, списать их можно в размере фактически уплаченных сумм, но не более чем данный лимит. Проиллюстрируем сказанное на примере.

Для наглядности воспользуемся условиями предыдущего примера.

Стоимость оборудования – 100 000 – рублей распределим поквартально. Лимит для списания затрат на покупку ОС на последнее число каждого квартала составит 25 000 руб. (100 000 руб. : 4 кв.). Фактически общество уплатило:

  • на 31 марта – 20 000 руб.;
  • на 30 июня – 30 000 руб.;
  • на 30 сентября – 30 000 руб.;
  • на 31 декабря – 20 000 руб.

Несмотря на то что лимит на признание расходов на покупку ОС в первом квартале составляет 25 000 рублей, учесть общество может лишь 20 000 руб., которые были фактически уплачены по состоянию на 31 марта. Во II квартале уплачено 30 000 руб.; в таком размере и будут списаны расходы (25 000 руб. в пределах лимита, плюс 5 тыс руб. остаток, перенесенный с I квартала). В III квартале также общество сможет списать лишь 25 000 руб. А в четвертом будет учтено 25 000 руб. (20 тыс руб. - фактически уплаченные суммы в данном отчетном периоде и 5 тыс. руб. остаток неучтенного платежа, который был перечислен в III квартале.

Опасный поворот

Читайте также: