Оплата труда в бюджетном учреждении бухгалтерский учет и налогообложение

Обновлено: 16.05.2024

Как может проводиться обучение

Обучение сотрудников может проводиться по-разному:

На учете обучения сотрудников с помощью двух последних вариантов мы и остановимся.

Кто имеет право обучаться

Статьей 197 ТК РФ предусмотрено, что у сотрудников есть право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Это право реализуется путем заключения договора между сотрудником и работодателем.

Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию сотрудников прописаны в ст. 196 ТК РФ. Необходимость обучения сотрудников для собственных нужд определяет работодатель.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование сотрудников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности.

  • сотрудники, с которыми заключен трудовой договор;
  • потенциальные сотрудники, которые по договору должны не позднее трех месяцев после обучения заключить трудовой договор с организацией и отработать в ней не менее одного года.

Если трудовой договор между указанным лицом и организацией был прекращен до истечения одного года с даты начала его действия или не был заключен по истечении трех месяцев после окончания обучения, то сумму затрат, потраченных организацией на обучение, надо восстановить путем отражения ее в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 264 НК РФ).

Исключением из этого может быть расторжение договора по не зависящим от воли сторон обстоятельствам, приведенным в ст. 83 ТК РФ, в частности:

  • призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
  • признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном законодательством РФ.

Отметим, что трудовое законодательство не содержит исчерпывающего перечня уважительных причин досрочного расторжения трудового договора, поэтому вопрос о том, является ли указанная работником причина уважительной или нет, должен решаться в каждом отдельном случае с учетом конкретных обстоятельств (Письмо Минтруда России от 18.10.2017 № 14-2/В-935).

Во избежание возможных споров лучше прописывать уважительные причины для увольнения непосредственно в соглашении об обучении (Письмо Роструда от 18.10.2013 № 852-6-1).

Какими документами подтвердить расходы на обучение

Для подтверждения расходов на обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии, для бухгалтерского и налогового учета нужны следующие документы (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ, письма Минфина России от 10.10.2016 № 03-03-06/1/58742, от 21.04.2010 № 03-03-06/2/77):

Если договор заключил работник, то компенсация стоимости такого обучения не включается в расходы на обучение (письма Минфина России от 09.12.2016 № 03-03-РЗ/73562 и от 19.01.2018 № 03-03-06/1/2614).

Если сотрудники обучаются в иностранном образовательном учреждении, то для подтверждения в целях налогообложения расходов организации на обучение сотрудника необходимо наличие договора об оказании услуг по обучению, заключенного с иностранным образовательным учреждением (Письмо Минфина России от 09.11.2012 № 03-03-06/2/121);

  • документ о прохождении обучения или его этапа. Это может быть справка образовательной организации, копия диплома, сертификата, акт об оказании образовательных услуг.

Документы, подтверждающие расходы на обучение, организация обязана хранить в течение всего срока действия соответствующего договора обучения и одного года работы физического лица, обучение, профессиональная подготовка или переподготовка которого были оплачены налогоплательщиком, в соответствии с заключенным с яалогоплательщиком трудовым договором, но не менее 4-х лет (абз. 5 п. 3 ст. 264 НК РФ).

Расходы на обучение сотрудников в бухгалтерском учете

  • Дебет 26 Кредит 60 — отражены расходы на обучение;
  • Дебет 60 Кредит 51 (50) — погашена кредиторская задолженность, возникшая в связи с проведением обучения.

Как учесть обучение сотрудников в целях налогообложения

Если же оплачено участие сотрудников в семинаре или вебинаре, организованном организацией, не имеющей образовательной лицензии, или проведенном лектором в частном порядке, то компания такие затраты может учесть в целях налогообложения прибыли, но в составе прочих расходов (пп. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Для этого нужно наличие договора, плана семинара или вебинара, акта оказанных услуг по проведению мероприятия или акта об оказании информационных или консультационных услуг (Письмо УФНС России по Москве от 28.06.2007 № 20-12/060987).

При этом не признаются расходами на обучение сотрудников расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения (п. 3 ст. 264 НК РФ).

Если обучение оплачено авансом, то сразу уменьшить налогооблагаемую базу нельзя (п. 14 ст. 270 НК РФ). Учитывать такие расходы надо по окончании всего обучения или его этапа на основании документа, подтверждающего прохождение сотрудником обучения (подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Окончанием обучения следует считать дату распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации (Письмо Минфина России от 14.04.2016 № 03-03-06/1/21364).

Затраты на выплату стипендии по ученическому договору можно учесть в прочих расходах, связанных с производством и реализацией, на дату их возникновения, если они документально подтверждены и экономически обоснованы (п. 1 ст. 252 и пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, Письмо Минфина России от 10.06.2016 № 03-03-06/1/34188).

При этом принять расходы по выплате стипендии учащимся, не принятым в организацию по окончании обучения, для целей налогообложения прибыли нельзя (письма Минфина России от 03.07.2014 № 03-03-06/1/32275, от 26.03.2015 № 03-03-06/1/16621, от 10.06.2016 № 03-03-06/1/34188). Кроме того, оплата обучения сотрудника не облагается НДФЛ и страховыми взносами (Письмо Минфина России от 18.01.2018 № 03-04-05/2319, пп. 12 п. 1 ст. 422 НК РФ).

Расходы на проезд к месту обучения и обратно — это не расходы на обучение

Расходы организации по оплате сотруднику проезда к месту обучения и обратно для целей налогообложения прибыли относятся к расходам на оплату труда (п. 13 ст. 255 НК РФ).

Для признания этих расходов не имеет значения, соответствует ли специальность, которую получает сотрудник в процессе обучения, его трудовым обязанностям или нет (Письмо Минфина России от 24.04.2006 № 03-03-04/1/389).

При этом работодатель только один раз в год оплачивает проезд до места обучения и обратно сотруднику, который успешно обучается по аккредитованной образовательной программе заочно, в следующем размере:

  • при обучении в образовательной организации высшего образования (программы бакалавриата, специалитета или магистратуры) — полную стоимость проезда (ч. 3 ст. 173, ч. 1 ст. 173.1 ТК РФ);
  • при обучении в профессиональной образовательной организации (программы среднего профессионального образования) — 50% стоимости проезда (ч. 3 ст. 174 ТК РФ).

Компенсации подлежит оплата проезда, даже если сотрудник присоединил к учебному отпуску ежегодный оплачиваемый отпуск (ч. 2 ст. 177 ТК РФ, Письмо Минфина России от 06.02.2006 № 03-03-04/4/24). Также для целей налогообложения учитываются расходы на оплату гарантий и компенсаций сотрудникам на время учебных отпусков, которые предоставляются им в рамках трудового законодательства (письма Минфина России от 19.03.2018 № 03-03-07/16735, от 21.08.2017 № 03-03-06/1/53351, от 25.04.2016 № 03-03-06/1/23694).

Как видим, для бухгалтерского и налогового учета расходов на обучение сотрудников не имеет значения, является учебное заведение государственным или нет.

Наличие государственной аккредитации у учебного заведения также не является обязательным условием для признания затрат на обучение в расходах.

Главное для отражения затрат на обучение сотрудников, как и для всех других расходов — это заинтересованность в них организации (экономическая оправданность) и первичные подтверждающие документы.

Нашей сегодняшней публикацией мы начинаем курс статей, раскрывающих особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях. В бюджетном учете крайне много нюансов, которые вызывают затруднения и вопросы у бухгалтеров. Поэтому, я думаю, эти статьи будут актуальны и востребованы у моих коллег.

Начнем с рассмотрения самых важных отличий учета в бюджетных организациях от коммерческих структур.

Во-первых, давайте уточним, какие предприятия считаются бюджетными .

Это некоммерческие организации, которые создаются Российской Федерацией. В отличие от предпринимателей их главная цель не получение прибыли, а культурная, социальная, образовательная направленность и т.п.

Такие предприятия, частично или полностью, финансируются из средств бюджета .

Но, для того, чтобы были выделены бюджетные деньги, учреждениям необходимо вести не только бухгалтерский учет и отчетность, регулируемые законодательством РФ, но и формировать доходные и расходные сметы с целью мониторинга целевого использования бюджетных средств.

Такая система учета и называется бюджетным учетом .

Особенности бюджетного учета

Так же, как и в коммерческих компаниях, в бюджетной сфере организация бухучета руководствуются Федеральным законом "О бухгалтерском учете" №129-ФЗ .

Помимо этого, предприятия пользуются Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете (Приказ Министерства финансов РФ №107 н), Бюджетным кодексом РФ, Планом счетов бюджетного учёта и инструкцией по его применению , принятым Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н.

Пожалуй, самой главной отличительной чертой бухгалтерского учета в бюджетных организациях считается использование специального Плана счетов , включающего в себя так называемую бюджетную классификацию, состоящую из 26 разрядов.

Каждый из таких разрядов несет информацию об организации. К примеру, в разрядах с 1 по 17 кодируется классификация доходов и расходов, а также источники субсидирования. В 18 разряде содержатся данные о видах деятельности, каждой из которой также присваивается определенный номер.

Вот посмотрите, цифра 1 проставляется, когда организации работают на средства, находящиеся во временном использовании, 2 - занимаются деятельностью, приносящей учреждению доход, цифра 3 указывается в том случае, если ведется бюджетная деятельность.

Более подробно бюджетный план счетов мы разберем в нашей следующей статье.

Нужно обратить внимание на то, что отчётность бюджетников имеет отличие от компаний, занимающихся коммерческой деятельностью.

Общий состав бюджетной отчетности определен п. 3 ст. 264.1 БК РФ .



По большому счету, суть и структура баланса схожа с балансом коммерческих организаций. В нем также отражается имущество организации - активы , и средства обеспечения - пассивы . Однако в силу специфики бюджетного учета баланс бюджетных учреждений состоит из финансовых и нефинансовых активов . Обязательства не распределяются на краткосрочные и долгосрочные.

А вот что касаемо имущества, наоборот, в бюджетном балансе более подробно расшифровывается первоначальная стоимость, остаточная, амортизация, отдельно выделяется особо ценное имущество.


Отчет подразумевает более подробную классификацию доходов и расходов. В отдельный блок выделяются бюджетные средства .

Существуют также иные формы отчетности, присущие только бюджетным организациям.

Сдача отчетности тоже имеет свою специфику и особый порядок, закрепленный в Инструкции № 33н

Получатели средств бюджета отчитываются перед вышестоящей организацией, то есть перед учредителем. В свою очередь, последний обязан формировать консолидированную (сводную) отчетность для передачи финансовому органу соответствующего бюджета ( согласно п. 11 Инструкции № 33н ).

Отмечу еще некоторые сведения, касающиеся учета в бюджете, такие как особенность учета основных средств, учет денежных средств, а также учет расчетов с дебиторами и кредиторами, отраслевые особенности учета, о которых я непременно расскажу в следующих статьях.

Общие принципы бюджетного учета


Данную программу Вы можете заказать только в индивидуальном* или корпоративном** формате (обучение сотрудников одной компании).

* Стоимость индивидуального очного обучения в Москве и Санкт-Петербурге от 3 500 рублей за академический час (зависит от темы обучения).

Расписание актуальных мероприятий по связанным темам:

С помощью обучения на данном курсе будут получены комплексные знания в области бухгалтерского учета и налогообложения, а также компетенции, позволяющие самостоятельно вести бухгалтерский учет в бюджетном, автономном и казенном учреждениях, разрабатывать учетную политику, вести учет основных средств, нематериальных активов, подавать отчетность в налоговые органы.

Краткое описание

Полная программа

Преподаватели

Скидки

Формат обучения

Курс повышения квалификации, заочная форма с использованием дистанционных образовательных технологий.

Документ по окончании обучения

По итогам обучения слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию по программе обучения, получают Удостоверение о повышении квалификации по программе дополнительного профессионального образования в объеме 144 часов (Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 03 мая 2017 года №038386, выдана Департаментом образования города Москвы).

Для участников предусмотрено

Особенности программы

Дистанционная форма обучения позволяет любому слушателю без отрыва от работы, без финансовых и временных затрат на командировки получить полный объем знаний по теме обучения и документ о повышении квалификации. Достаточно наличие компьютера с доступом в Интернет, без дополнительных программ и настроек.

Продолжительность изучения курса составляет 144 академических часа.

Срок обучения - 5 недель.

Дата и время проведения: обучение начинается после оформления договора с момента оплаты.

Для кого предназначен

  • Главный бухгалтер
  • Руководитель бюджетного учреждения
  • Руководитель унитарного предприятия
  • Бухгалтер
  • Профессиональный бухгалтер
  • Специалист по налогообложению

Главных бухгалтеров, бухгалтеров бюджетных, автономных и казенных учреждений, специалистов по налогам, предпринимателей, руководителей.

Это мероприятие относится к темам

Официальные документы Учебного центра

Модуль 1. Бухгалтерский учет.

1.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в бюджетных и автономных, казенных учреждениях.
Нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет. Новые КОСГУ. Бюджетный кодекс. План принятия и разработки стандартов учета. Учетная политика 2020. Общие требования к первичным документам. Субъекты и объекты бухгалтерского учета. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету. Ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета. Применение классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Формирование резервов. Долгосрочные договоры и концессионные соглашения. Отчетность бюджетных организаций.

1.2. План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения.
Требования к составлению плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения. Внесение изменений в план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения и Сведения о целевых субсидиях. Требования к утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения. Организация внутреннего контроля и внутреннего аудита.

1.3. Первичные (сводные) документы, их составление и уменьшение ошибок.
Особенности оформления первичных документов и регистров бухгалтерского учета. Требования к составлению и оформлению первичных (сводных) документов. Исправление ошибок, обнаруженных в первичных (сводных) учетных документах. Хранение первичных (сводных) учетных документов. Регистры бухгалтерского учета. Исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета. Уничтожение документов.

1.4. Структура номера счета бухгалтерского учета.
Структура номера счета бухгалтерского учета бюджетного учреждения. Структура номера счета бухгалтерского учета автономного учреждения. Структура номера счета бухгалтерского учета казенного учреждения. Изменения в счетах учета 2019.

1.5. Изменение типа государственного (муниципального) учреждения.
Перенос остатков по счетам бухгалтерского учета бюджетным учреждением. Перенос остатков по счетам бухгалтерского учета автономным учреждением.

1.6. Порядок открытия, ведения, переоформления и закрытия лицевых счетов в органе казначейства.
Порядок открытия счетов. Порядок переоформления счетов. Порядок закрытия счетов.

1.7. Бухгалтерский учет основных средств.
Учет земельных участков. Бухгалтерский учет в соответствии с новым стандартом для основных средств. Учет при выдаче в эксплуатацию, внутреннем перемещении, ремонте и текущем обслуживании основных средств. Амортизация и переоценка основных средств. Бухгалтерский учет при выбытии (продаже, списании, передаче в уставный капитал) основных средств. Особенности учета особо ценного имущества.

1.8. Нематериальные активы.
Общие положения о бухгалтерском учете нематериальных активов. Бухгалтерский учет при поступлении (приобретении, получении, создании) нематериальных активов. Бухгалтерский учет при внутреннем перемещении и передаче в эксплуатацию нематериальных активов. Переоценка нематериальных активов. Бухгалтерский учет при выбытии (продаже, списании, передаче в уставный капитал) нематериальных активов.

1.9. Непроизводственные активы.
Общие положения о бухгалтерском учете непроизведенных активов. Бухгалтерский учет при поступлении (приобретении, получении) непроизведенных активов. Бухгалтерский учет при внутреннем перемещении непроизведенных активов. Переоценка непроизведенных активов. Бухгалтерский учет при выбытии (продаже, списании, передаче в уставный капитал) непроизведенных активов.

1.10. Материальные запасы.
Общие положения о бухгалтерском учете материальных запасов. Бухгалтерский учет при поступлении (приобретении, получении, изготовлении) материальных запасов. Бухгалтерский учет при выдаче в эксплуатацию, внутреннем перемещении материальных запасов. Переоценка стоимости материальных запасов для целей бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет при выбытии (продаже, списании, передаче в уставный капитал) материальных запасов.

1.11. Денежные средства учреждения.
Общие положения о бухгалтерском учете денежных средств. Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства. Денежные средства учреждения в кредитной организации. Денежные средства в кассе учреждения.

1.13. Прочие расчеты с дебиторами.
Общие положения о бухгалтерском учете прочих расчетов с дебиторами. Учет расчетов с финансовым органом по наличным денежным средствам. Учет расчетов с прочими дебиторами. Учет расчетов с учредителем. Учет расчетов по налоговым вычетам по НДС.

1.14. Прочие расчеты с кредиторами.
Общие положения о бухгалтерском учете прочих расчетов. Учет расчетов по средствам, полученным во временное распоряжение. Учет расчетов с депонентами. Учет расчетов по удержаниям из выплат по оплате труда. Учет внутриведомственных расчетов. Учет расчетов с прочими кредиторами.

1.15. Расчеты по доходам и отчетность.
Общие положения о бухгалтерском учете расчетов по доходам. Расчеты по доходам от собственности. Расчеты по доходам от оказания платных услуг, выполнения за плату работ. Расчеты по доходам от операций с активами. Расчеты по прочим доходам. Отчетность учреждений.

1.16. Учет финансирования.
Учет субсидий на цели осуществления капитальных вложений. Учет целевого финансирования. Учет субсидий на возмещение нормативных затрат; формирование себестоимости гос. услуги; учет расходов, не формирующих гос. услугу; учет субсидий на капитальные затраты; учет прочих субсидий. Учет денежных средств и денежных документов.

1.17. Бухгалтерская отчетность.
Основные положения и комментарии к изменениям в Приказах Минфина № 33н, № 191н. Состав отчетности, порядок заполнения введенных форм отчетности. Обязанность сдачи бухгалтерской отчетности в налоговую инспекцию. Отчетность перед учредителем и наблюдательным советом.

Модуль 2. Налоговый учет.

2.1. Основные виды налогов в РФ и вне ее.
Налог на прибыль. Налог на добавленную стоимость. НДФЛ. Страховые взносы. Акцизы и таможенные сборы.

2.2. Региональные и местные налоги.
Налог на имущество. Транспортный налог. Земельный налог. Торговый сбор.

2.3. Налоговый контроль.
Налоговые комиссии. Камеральные проверки. Выездные проверки. Взаимодействие с проверяющими органами.

2.4. Судебная практика.
Судебная практика. Наиболее распространенные налоговые нарушения. Понятия добросовестного и недобросовестного налогоплательщика. Обоснованная и необоснованная налоговая выгода. Как оспорить решение ИФНС.

2.5. Виды ответственности за нарушения налогового законодательства.
Налоговая ответственность. Административная ответственность. Уголовная ответственность. Ответственность руководителя.

2.6. Особенности ведения налогового учета.
Особенности расчета и уплаты НДС бюджетными учреждениями. Случаи освобождения от НДС. Применение ст. 145 НК РФ, освобождающей учреждение от обязанностей налогоплательщика НДС. Особенности ст. 149 НК. Практика применения общих норм НК РФ. Порядок и сроки внесения изменений и дополнений в налоговую отчетность. Налог на прибыль бюджетного учреждения. Доходы, не учитываемые при расчете налога: целевые поступления (гранты, благотворительная помощь, получение имущества в безвозмездное пользование и пр.).

Читайте также: