Причины и формы уклонения от уплаты налогов

Обновлено: 05.05.2024

Уклонение от уплаты налогов - целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют ему избежать или уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Эти действия характеризуются следующими обязательными признаками:

*во-первых, активными действиями налогоплательщиков;

*во-вторых, их направленностью на снижение размера налоговых отчислений.

В этой связи, необходимо отметить, что сами по себе неумышленные действия (небрежность, счетная ошибка) не могут рассматриваться в качестве способа уклонения от уплаты налогов.

Формы уклонения от уплаты налогов:

Обход налогов - форма минимизации налоговых обязательств, при которой юридическое или физическое лицо посредством активных, чаще правомерных, действий выводит себя из категории налогоплательщиков того или иного налога и, следовательно, не уплачивает налог. В зависимости от законности действий предприятий и граждан, способы обхода налогов можно разделить на 2 группы: правомерные и неправомерные.

  • воздержание от осуществления деятельности, результаты которой подлежат налогообложению, однако он непопулярен и неэффективен, так как может частично или полностью парализовать хозяйственную деятельность предприятия или предпринимателя и не оправдать себя с точки зрения получения выгоды от такой деятельности;
  • организация деятельности юридического лица, при которой оно не будет являться налогоплательщиком;
  • осуществление юридическим лицом деятельности, результаты которой не подлежат налогообложению в силу закона;
  • осуществление юридическим или физическим лицом деятельности, доходы от которой не подлежат налогообложению.
  • осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Налоговое планирование, налоговая оптимизация (уклонение от уплаты налогов без нарушения законодательства) - форма снижения размера налоговых обязательств посредством целенаправленных планомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательных льгот, приемов и механизмов, а также действий, направленных на правомерный обход налогов, то есть такие действия не имеют состава преступления или правонарушения. И не влекут неблагоприятных последствий в виде уголовной и административной ответственности. Налоговое планирование отличается от обхода налогов тем, что рассчитано на более длительный срок (несколько отчетных периодов).

Причины уклонения от уплаты налогов различны, стремление избежать их есть своеобразная реакция на любые налоговые мероприятия государства и обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал или доходы от любых посягательств, даже от тех, которые освящены законом. Во всех, без исключения странах проблема криминогенности в налоговой сфере всегда стоит на первом месте.

  • моральные;
  • политические;
  • экономические;
  • правовые.

Моральные причины порождаются существом и характером налоговых законов, а также налоговой системой в целом. В случае непосильного "налогового гнета", когда налогоплательщик фактически "работает на государство" и отдает ему львиную долю своих доходов, у него рождается чувство подавления его государством. Как ответная реакция на такое подавление выступает уклонение от уплаты налогов.

Политические причины - когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, но и как инструмент социальной или экономической политики. Как инструмент социальной политики налоги проявляются, когда класс, стоящий у власти, использует их для подавления другого класса. Как инструмент экономической политики налоги проявляются в том, что государство повышает налоги на некоторые отрасли производства с целью уменьшения их удельного веса в экономике и наоборот.

  • причины, которые зависят от финансового состояния налогоплательщика
  • причины, порожденные экономической конъюнктурой.

Финансовое положение иногда является решающим фактором. Если финансовое положение предприятия стабильно, то оно вряд ли станет на путь уклонения от уплаты налогов.

Правовые причины кроются в сложности налоговой системы, которая препятствует эффективности налогового контроля, в результате чего налогоплательщик может избежать уплаты налогов.

Уклонение от уплаты налогов имеет отрицательные последствия, как для экономики, так и для государства в целом. Государственный бюджет недополучает причитающиеся ему средства, поэтому ему приходиться ограничивать реализацию некоторых государственных программ, не выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы и т.д. Кроме того, неуплата налогов может иметь серьезные последствия в виде нарушения принципов конкуренции. Поэтому в настоящий момент пресечение попыток неуплаты налогов возведено в ранг государственной налоговой политики. Можно выделить

История уклонения от уплаты налогов неотделима от истории налогов. Борьба с этим явлением ведется на протяжении всей истории налогообложения, но налоговые нарушения и преступления остаются распространенным явлением [6, с. 53].

Причинам уклонения от уплаты налогов уделяется внимание ученых и практиков, в том числе и в области налогообложения. Одной из классификаций таких причин, дающих наиболее полное представление о данном явлении, является деление причин уклонения на [7, с. 12-14]:

социально-экономические (такие как необоснованно высокое совокупное налоговое бремя, нестабильность экономической ситуации и др.);

политические (в частности, недостаточно полная реализация государством функций налогов);

технические (недостаточно отработанный механизм применения форм и методов налогового контроля, нарушение порядка административного производства и др.);

правовые (в частности, существование "лазеек" в действующем законодательстве и др.);

цивилистические (такие как правовой нигилизм в общественном правосознании, низкий уровень налоговой культуры и проч.);

организационные (существующие недостатки процессуального законодательства и др.).

В Налоговом кодексе РФ отсутствует понятие уклонение от уплаты налогов. Большинство российских ученых под уклонением от уплаты налогов в самом общем виде понимают уменьшение размера налоговых выплат с использованием противоправных, незаконных методов [6, с. 11].

Так, уклонение от уплаты налогов определяют, в частности:

как способы уменьшения налоговых платежей, при которых налогоплательщик умышленно избегает уплаты налога (налогов) или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства [3];

как форму незаконной минимизации обязательств (требований) по налоговым платежам, являющимся объектом налогового контроля и осуществляемого налогоплательщиками посредством совершения налоговых

правонарушений с использованием различных противозаконных схем уклонения от налогов с целью достижения экономического эффекта в виде снижения размера налоговых платежей [4, с. 97].

Поскольку в соответствии с положениями ст. 8 Налогового кодекса РФ уплата налогов представляет собой отчуждение принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, то уклонение от уплаты налогов является умышленным удержанием в своей собственности части имущества, принадлежащего другому собственнику - государству или муниципальному образованию.

И.Н. Пастухов и П.С. Яни предлагают под уклонением понимать незаконное (в нарушении законодательства о налогах и сборах) осознанное и желаемое пользование, владение и распоряжение денежными средствами, которые к установленному законодательству сроку должны быть перечислены в государственный бюджет [5].

Согласно п. 5 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик (плательщик сборов) за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Законодатель в нормах Налогового кодекса РФ разделяет ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах на различные виды. Так, в п. 4 ст. 108 Налогового кодекса РФ указывается, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности.

В научной литературе обоснованно высказывается точка зрения о том, что основанием для криминализации подобного вида налоговых преступлений должен все же стать не факт уклонения от уплаты налога, а факт неуплаты налога, как это принято в уголовном законодательстве многих стран [2, с. 53].

В Уголовном кодексе РФ уклонение от уплаты налогов регулируется ст. 198 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица", ст. 199 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации".

Верховный Суд РФ указал, что под уклонением от уплаты налогов, ответственность за которое предусмотрена ст.ст. 198 и 199 Уголовного кодекса РФ, следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное неперечисление соответствующих налогов в бюджетную систему РФ [1].

В соответствии со ст. 198 Уголовного кодекса РФ:

1) уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица - это преступление, заключающееся в непредставлении налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2) То же деяние, совершенное в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

В соответствии со ст. 199 Уголовного кодекса РФ:

1) уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2) То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Анализ динамики налоговых преступлений позволяет сделать вывод о том, что практически сошло на нет применение ст. 199 - с 11,4% в 2000 г. до 3,1% в 2010 г., а применение ст. 198 с 4-6% упало до 1%. Подобная динамика явилась следствием налоговой реформы, а именно упорядочивания процесса взимания налогов, а также применения процедуры возмещения ущерба как альтернативы уголовному преследованию [6, с. 173].

В соответствии с Основными направлениями налоговой политики, утверждаемыми Правительством РФ, совершенствование методов и инструментов противодействия уклонению от уплаты налогов провозглашено одним из приоритетных направлений современной налоговой политики в Российской Федерации.

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 г. "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления" // Российская газета. 2006. N 297.

2. Александров И.В. Основы налоговых расследований. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003.

3. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика // Налоги и финансовое право. 2002. N 6.

4. Бурова Л.А. Уклонение от уплаты налога: теория и практика // Вестник бурятского государственного университета. 2014. N 1. С. 95-97.

6. Уклонение от уплаты налогов. Проблемы и решения: монография для магистрантов, обучающихся по программам направления "Финансы и кредит" / [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова, А.П. Киреенко, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 383 с.

7. Шереденко Е.В. Симин В.Н. Уклонение от уплаты налогов: причины, способы и средства пресечения // Финансовое право. 2009. N 1. С. 12-19.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Авторы материалов сборника

Соловьева Наталья Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Пастушкова Любовь Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

Реут Анна Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Финансовое и налоговое право" Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики.

Пауль Алексей Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Яговкина Вита Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.

Балюк Надежда Николаевна - ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Кудрявцева Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.

Замулко Валерия Васильевна - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

Красюков Андрей Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Юхневич Эдвард Эдвардович - кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).

Ответственность за уклонение от уплаты налогов предусмотрена уголовным законом. О видах уголовно наказуемых деяний и о предусмотренных за них наказаниях вам расскажут материалы данной рубрики нашего сайта.

Ответственность за разглашение банковской тайны — это достаточно широкий спектр санкций. Кого и в каких размерах могут наказать по Уголовному кодексу и другим законодательным актам, узнайте из нашего материала.

Уголовная ответственность за налоговые преступления характеризуется сложной правоприменительной практикой в части установления круга виновных лиц и определения мер ответственности за их деяния. Изучим, какими критериями при ведении таких дел могут руководствоваться суды и следственные органы.

Штраф за несвоевременную выплату отпускных выписывается работодателю на основании положений административного и уголовного законодательства. Рассмотрим, о каких его величинах может идти речь.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов: составы

Уплата налогов — конституционная обязанность каждого в нашей стране. За ее неисполнение предусмотрены различные виды ответственности. Основной из них — налоговая ответственность, предусмотренная НК РФ.

Мы подробно рассказываем о ней в этой рубрике.

Но для организаций последствия налоговых нарушений не исчерпываются только данным видом ответственности. Должностные лица фирм подлежат также административной и уголовной ответственности.

Эта рубрика нашего сайта —как раз о последней.

Итак, наказуемыми по УК РФ являются следующие деяния в налоговой сфере:

  • уклонение от уплаты налогов (сборов) налогоплательщиком-физлицом— ст. 198;
  • уклонение от уплаты налогов (сборов) фирмой — ст. 199;
  • неисполнение агентских обязанностей — ст. 199.1;
  • сокрытие денег или имущества от взыскания налоговой недоимки — ст. 199.2.

Когда возможно освобождение от уголовной ответственности за неуплату взносов, узнайте из этой публикации.

Рассмотрим каждое деяние подробнее.

Что является уклонением от уплаты налогов

Уклонению от уплаты налогов и взносов посвящаются целых 2 статьи УК РФ: 198 и 199. По первой из них наказывают физлиц за неуплату личных налогов. По второй ответственны должностные лица организаций. Но и в том и в другом случаях объективная сторона преступления одна — это умышленные действия или бездействие, направленные на неуплату налогов в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное их непоступление в бюджет. Эти действия могут заключаться:

  • в уклонении от представления декларации и других обязательных по НК РФ документов (классический пример для физлиц— недекларирование доходов от сдачи в аренду своего имущества, например, жилья);
  • во включении в них заведомо ложных сведений (например, занижение физлицом стоимости проданного им собственного имущества).

ВАЖНО! Заведомо ложными считаются не соответствующие действительности данные об объекте налогообложения, расчете налоговой базы, наличии льгот, вычетов и любой иной информации, влияющей на налогообложение.

Ответственность за уклонение для налогоплательщиков-физлиц

На наказание влияет размер суммы, от уплаты которой уклоняется физлицо: крупный или особо крупный.

Крупным размером считается сумма (прим. 2 ст. 198 УК РФ):

  • от 900 000 руб. за 3 финансовых года подряд, если доля неуплаты —более 10% от суммы подлежащих уплате налогов, сборов, страховых взносов;
  • превышающая 2 700 000 руб.

Санкции за это разнообразны— начиная от штрафа в 100 000 руб. и заканчивая лишением свободы на срок до 1 года.

Особо крупной признается сумма (прим. 2 ст. 198 УК РФ):

  • от 4 500 000 руб. за 3 года при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов больше 20% от суммы к уплате;
  • превышающая 13 500 000руб.

Здесь наказание строже: минимальный штраф равен 200 000 руб., а лишение свободы возможно на срок до 3 лет.

Рассчитывать на освобождение от уголовного наказания могут лица, уклонившиеся от налогов впервые, если полностью уплатят сам налог, заплатят пени и штраф, предусмотренный НК РФ.

Уголовному наказанию по ст. 199 УК РФ может быть подвергнуто лицо, в обязанности которого входит подписание отчетной документации по налогам (сборам, взносам) и обеспечение полной и своевременной их уплаты. Прежде всего, это руководитель и главбух или иные специально уполномоченные на то лица либо лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главбуха.

Границы ответственности также определяются размером утаенной от государства суммы. О нарушении в крупном размере говорит (прим. 1 ст. 199 НК РФ):

  • сумма более 5 000 000 руб. за 3 фингода подряд, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов больше 25% суммы к уплате;
  • сумма более 15 000 000 руб.

В этом случае основным наказанием будут штраф, арест, принудительные работы или лишение свободы на срок до 2 лет. В дополнение к двум последним видам наказания осужденного могут также лишить права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Особо крупной считается:

  • сумма более 15 000 000 руб., если доля неуплаты более 50%;
  • сумма более 45 000 000 руб.

Наказания аналогичны указанным выше, но более строгие. Например, максимальный срок лишения свободы здесь уже не 2 года, а 6 лет. Эти же размеры санкций грозят в том случае, если будет доказано наличие сговора группы лиц.

Как и в случае с физлицами, для должностных лиц возможно применение освобождения от уголовной ответственности, если преступление совершено впервые, а налоговая обязанность исполнена в полном объеме, включая пени и штраф.

ВАЖНО! Осуждение руководителя за уклонение дает налоговикам основания для подачи ему гражданского иска о возмещении ущерба, который причинен бюджету преступными действиями осужденного (см. определение ВС РФ от 27.01.2015 № 81-КГ14-19). И такие иски суды часто удовлетворяют. Проще говоря, директора-преступника могут обязать погасить налоговый долг компании, которую он возглавлял.

Когда преступник — налоговый агент

Чем обернется сокрытие имущества от взыскания

За сокрытие от налоговиков денег и имущества, за счет которого они могли бы принудительно взыскать недоимку, в крупном размере (в данном случае это 2 250 000 руб. — ст.199.2, примечание к ст.170.2 УК РФ) накажут:

  • штрафом в 200 000–500 000 руб. или в размере дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет;
  • принудительными работами до 3 лет;
  • лишением свободы до 3 лет.

Те же деяния, совершенные в особо крупном размере (сумма превышает 9 000 000 руб., ст.199.2, примечание к ст.170.2 УК РФ), наказываются:

  • штрафом в размере от 500 000 до 2 000 000 руб. или в размере дохода осужденного за период от 2 до 5 лет,
  • принудительными работами до 5 лет;
  • лишением свободы до 7 лет.

Дополнительно к принудительным работам и лишению свободы могут также запретить занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью — до 3 лет.

Привлечь к ответственности за данное преступление могут не только руководителя компании, но и ее собственника.

Нюансы применения уголовной ответственности за налоговые преступления

Как правило, алгоритм привлечения к уголовной ответственности следующий.

ИФНС проводит проверку, выносит решение о привлечении к ответственности по НК РФ, выставляет требование об уплате недоимки, пеней, штрафа.

Исполнить требование проверенный должен в течение 8 рабочих дней с даты получения, если больший срок не указан в самом требовании.

О других основаниях для начала уголовной стадии узнайте из этой публикации.

Читайте также: