Причинами недостаточной развитости рынка услуг налогового консультирования являются

Обновлено: 03.05.2024

В статье проведен анализ российского рынка консалтинговых услуг за 2015-2019 гг. и его динамики. Также рассматривается государственное регулирование рынка и влияние на него пандемии COVID-19. Для проведения анализа рынка были рассчитаны такие показатели, как индекс Герфиндаля–Хиршмана, дисперсия рыночных долей, относительный индекс энтропии, а также рассмотрены рыночные доли крупнейших консалтинговых агентств России и динамика выручки на рынке.

Ключевые слова: консалтинговые услуги, консалтинг, концентрация рынка, COVID-19, государственное регулирование.

Analysis of the Russian market of consulting services

Muratova E. A., MGIMO University

Abstract: The article analyses the Russian market of consulting services for 2015-2019, its dynamics, considers state regulation of the market and the impact of the COVID-19 pandemic. In order to analyse the market, we calculated such indicators as the Herfindahl–Hirschman index, the variance of market shares, the relative entropy index, and considered the market shares of the largest consulting agencies in Russia, the dynamics of revenue in the market.

Key words: consulting services, consulting, market concentration, COVID-19, state regulation.

Актуальностью проведения анализа российского рынка консалтинговых услуг является значимость данного сектора для бизнеса. Любые компании время от времени нуждаются в привлечении профессиональных сторонних экспертов, имеющих большой опыт решения разноплановых проблем организаций и постоянно обновляющих свои знания, для получения советов по повышению эффективности работы и достижению конкурентных преимуществ. И в настоящее время спрос на такие виды консультационных услуг стремительно растет.

Объектом исследования является российский сектор консалтинговых услуг. Предмет - формы взаимодействия участников, государственное регулирование, показатели деятельности и перспективы развития отрасли.

Консалтинг — это одна из сфер бизнеса, предоставляющая услуги по консультированию людей и организаций, оказывающая комплексную помощь в решении широкого круга проблем и достижении поставленных задач (обновление стратегий фирмы, повышение эффективности компании, приобретение определенных компетенций сотрудниками и т.д.) на основе экспертных знаний. Сферами данной деятельности являются вопросы финансов, маркетинга, аудита, бизнеса, менеджмента, инвестиций, IT, страхования и права.

В зависимости от формы взаимодействия консультанта и клиента консалтинг делится на обучающий, сводящийся к предоставлению клиенту повышающих его квалификацию сведений в рамках определенных курсов; экспертный, ориентированный на производство решений и методов их внедрения на основе анализа представленной заказчиком информации; процессный, направленный на сотрудничество руководства и персонала фирмы с исполнителем для достижения определенных целей и оптимизации процессов. Также на различных этапах проекта возможно сочетание данных методов. Обучающий консалтинг и соединение экспертного и обучающего больше всего пользуются спросом в нашей стране, а процессный и процессно-экспертный — в западных странах. [7, с.3-4]

Основными характеристиками консалтинговых услуг можно назвать неосязаемость; мобильность, следствием чего является практически полное отсутствие территориальных рамок; дифференциация и индивидуальность; ограниченная актуальность и как следствие необходимость постоянного обновления информации и обучения; высокая степень риска и неопределенности итогового результата; важность конфиденциальности.

В России рынок консалтинговых услуг как профессиональной деятельности появился в 90-е годы ХХ века вместе с зарождением рыночной экономики. Причем темпы роста сферы были немалыми: так за период с 1991 г. по 2019 г. количество компаний на рынке увеличилось с примерно 20 [15] до 170 только ведущих компаний, представленных в рейтинге RAEX [14].

Благодаря приватизации государственных компаний, развитию промышленных предприятий и спросу на ИТ-технологии в 2000-х гг. сфера консультационных услуг активно развивалась, становилась более профессиональной. [4, с.1697-1709]

За период 2011-2015 гг. рост выручки крупнейших 150 консалтинговых компаний России составил 21,2% [4, с.1697-1709], причем развитие отрасли происходило в основном за счет прогресса отечественных компаний. При этом нельзя сказать о равномерном развитии данного отраслевого рынка. [4, с.1697-1709]

Чтобы проследить его дальнейшую динамику обратимся к показателям выручки за последние 5 лет.


Рисунок 1. Выручка на российском рынке консалтинговых услуг в 2015-2019 гг. [14]

Таким образом, в 2016 г. виден значительный спад на 24,3% по сравнению с уровнем предыдущего года. Затем постепенный рост выручки в течение двух следующих лет на 1,6% и 10,2%. Однако, не достигнув уровня 2015 г., суммарная выручка на рынке снова упала в 2019 г. на 7,7% в связи с пандемией.

На рынке консалтинговых услуг консультанты предлагают дифференцированные услуги (с различным качеством — влияет на продолжительность эффекта, процент повышения рентабельности фирмы и т.д.; маркетинговым позиционированием; с мнимыми качественными различиям; с разными условиями продажи) и для отдельных компаний существуют незначительные возможности контролировать цену, кроме того, на рынке существует большое количество фирм. [3, с.189] Таким образом, предположим, что его можно отнести к рынку с монополистической конкуренцией — наиболее характерной для услуг структуре рынка.

Таблица 1
Показатели рыночной концентрации на российском рынке консалтинговых услуг в 2015-2019 гг., %

Дисперсия рыночных долей

Относительный индекс энтропии

Существует несколько причин интенсивности конкуренции на данном рынке. Увеличивается спрос на консалтинговые услуги, в том числе среди субъектов среднего и малого бизнеса, что привлекает на данный рынок все больше компаний. Повышается сложность проблем заказчиков, поскольку уровень конкуренции и изменчивости потребительского спроса в производственной деятельности высоки. Вместе с ростом информатизации и зрелости российского бизнеса растут требования к профессионализму и уровень запросов по отношению к консультационной деятельности. [6, с. 1553-1554]

Таблица 2
Крупнейшие консалтинговые компании России в 2019 г.

Доход за год, тыс. руб.

Аудит и консалтинг

Аудит, анализ и контроль рисков, управление персоналом

Налоги и финансы

На данный момент в государственном регулировании консалтинговых услуг в России существует несколько проблем.

Первой проблемой являются пробелы в законодательстве, что усложняет классификацию услуг на рынке. Отсутствует единый закон об оказании консалтинговых услуг, отдельные нормативно-правовые акты носят разрозненный характер, также данный вид услуг отсутствует в классификаторе видов экономической деятельности. Все это ведет к невозможности создания целостной системы в данной области, правового закрепления основных принципов оказания услуг. Часто законопроекты в области консультирования не принимаются, поскольку это ведет к корректировке уже действующего законодательства. [2, с. 11]

Пробелы в законодательстве приводят к еще одной проблеме. Поскольку в данный момент не предусмотрено выделение средств федерального бюджета на финансирование малоимущего населения в получении консультационных услуг, оно лишается определенных льгот. Обычно деньги выделяет или субъект федерации, или органы адвокатского сообщества, причем отсутствует правовое закрепление данной помощи. [2, с. 14]

Консалтинговые услуги не подлежат лицензированию, нет единой системы сертификации и общих квалификационных требований к работникам данной сферы [1], что может накладывать определенные риски на качество предоставляемых услуг. Однако нивелирующим фактором является критическая важность репутации фирмы в данной сферы, что способствует поддерживанию определенной планки и стимулирует выход с рынка неконкурентоспособных компаний.

И все же государство играет немалую роль на рынке консалтинга. Государственные заказы помогают компаниям выжить, особенно в период пандемии. Благодаря программам цифровизации самой востребованной сферой является консалтинг в сфере информационных технологий, спрос на который особенно возрос в начале перехода на дистанционный режим работы и учебы. Следующий в рейтинге — финансовый консалтинг, в частности услуги, связанные с международной системой финансовой отчетности, с методологией финансового учета. [12]

Еще одной мерой государственной поддержки сферы консультирования является субсидирование подобных услуг для развития и просвещения субъектов малого и среднего бизнеса при помощи различных бизнес-инкубаторов и прочих центров. [5]

Динамика доли консалтинговых услуг в сфере информационных технологий в структуре российского рынка консалтинга с 2013 г. по 2019 г. представлена на рисунке 2. Несмотря на некоторые колебания ИТ-консалтинг еще традиционно остается сферой с самой большой долей в выручке.


Рисунок 2. Доля ИТ-консалтинга на российском рынке консалтинговых услуг в 2013-2019 гг. [15]

Как отмечают эксперты, пандемия негативно повлияла на рынок, но в целом рецессия была заметна еще до ее начала. Также 2019 год, несомненно, изменил соотношение спроса на различные сектора консалтинга. Например, в розничной торговле и сфере строительства он сократился, но увеличился в сфере кадрового консультирования из-за большого количества реорганизаций. В краткосрочной перспективе на рынке ожидаются структурные изменения, которые в большей мере отразятся на среднем и малом бизнесе, особенно на компаниях, консультировавших фирмы из наиболее пострадавших от пандемии сфер, поскольку платежеспособность спроса снизилась даже у постоянных клиентов. Кроме того, наиболее конкурентоспособными окажутся компании, которые смогут перестроиться под антикороновирусные меры и исключить многочисленное заражение своих служащих. [14]

В долгосрочной перспективе ожидается рост и перераспределение рынка, усиление конкуренции, удешевление стоимости рутинных операций и повышение цен на уникальный профессиональный консалтинг. Именно поэтому компаниям стоит вкладываться в развитие своего кадрового состава и во внедрение цифровых технологий. Даже в настоящее время виден тренд на консалтинг в сфере информационных технологий, который вводят компании, пытающиеся перестроить свою работу под дистанционный формат. И ожидается, что высокий спрос на цифровизацию бизнес-процессов останется и в дальнейшем, поскольку она позволяет снизить издержки. Кроме того, популярным останутся и дистанционные методы оценки, поскольку они экономят время и ресурсы. [14]

Современное консалтинговое агентство должно быть в первую очередь адаптивным под запросы заказчиков и под быстро меняющуюся внешнюю среду. Ее главное конкурентное преимущество — это инновации. Причем их внедрение и изменение стратегии фирмы должно протекать без нарушений основного производственного процесса и ухудшения качества услуг. [6, c. 1552]

Проведя анализ российского рынка консалтинговых услуг, можно сделать следующие выводы:

Вопросы регулирования рынка налогового консалтинга обсуждаются профессиональным сообществом более 10 лет, и уже предпринимались попытки введения федеральных законов о налоговом консультировании, которые в итоге так и не были приняты.

Постараемся проанализировать, что вводит законопроект, какие гарантии и преференции он предоставляет участникам правоотношений и как он может повлиять на рынок услуг в сфере налогообложения.

Действие законопроекта распространяется на регулирование следующих услуг:

§ консультирование по вопросам применения положений законодательства о налогах и сборах;

§ оценка налоговых рисков;

§ стратегическое налоговое планирование;

§ подготовка рекомендаций по ведению налогового учета;

§ составление налоговой отчетности и иных документов, подлежащих представлению в налоговые органы;

§ представление интересов консультируемых лиц в налоговых органах, органах государственной власти и местного самоуправления.

Налоговый консультант — это физическое лицо, имеющее стаж работы по специальности не менее одного года (если образование не юридическое или экономическое, то не менее двух лет), сдавшее квалификационный экзамен в аккредитованном Федеральной налоговой службой РФ (ФНС России) высшем учебном заведении, являющееся членом саморегулируемой организации налоговых консультантов.

Налоговая консультация — это коммерческая организация, имеющая в штате на основании трудовых договоров не менее трех налоговых консультантов и являющаяся членом саморегулируемой организации налоговых консультантов.

Особые требования, кроме наличия аттестата и уплаты взносов для членства в саморегулируемой организации налоговых консультантов, не предъявляются.

Сама же саморегулируемая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций, если удовлетворяет следующим требованиям:

§ объединяет не менее 100 налоговых консультантов и (или) налоговых консультаций;

§ имеет стандарты деятельности по налоговому консультированию и правила осуществления контроля качества работы своих членов;

§ имеет утвержденные программы повышения квалификации своих членов;

§ обеспечивает дополнительную имущественную ответственность своих членов;

§ отражает в СМИ и Интернете информацию о своих членах.

Основные гарантии, которые законопроект предоставляет консультируемым лицам:

1) гарантии квалификации налоговых консультантов не ниже установленного уровня;

2) имущественная ответственность;

Гарантии квалификации налоговых консультантов

Наличие квалификационного экзамена и требование к минимальному стажу работы по специальности действительно дают возможность отсеять откровенно низкоквалифицированных специалистов, а необходимость повышения квалификации в течение не менее 72 часов за два года позволит поддержать минимально необходимый уровень знаний.

Схожая картина и с экзаменами, ведь согласно законопроекту квалификационный аттестат налогового консультанта выдается без ограничения срока его действия. Соответственно, лет через пять после сдачи экзамена физическое лицо, даже не имея достаточной практики работы по специальности в этот период, может стать налоговым консультантом.

Возможно, дополнительные испытания и контроль квалификации налоговых консультантов будут устанавливать сами саморегулируемые организации налоговых консультантов.

Одно из самых важных положений законопроекта — это имущественная ответственность налоговых консультантов (налоговых консультаций).

Законопроект устанавливает ответственность в размере сумм штрафа и пени, взысканных контролирующим органом. При этом для наступления ответственности налогового консультанта необходимо вступление в силу судебного акта, признавшего законность взыскания контролирующим органом штрафа и пени (что обычно занимает более года с момента взыскания соответствующих сумм).

Важным моментом является то, что ответственность не распространяется на сумму доначисления самого налога или отказа в его возмещении. Подобное положение справедливо не во всех случаях, ведь возможность доначисления и (или) отказа контролирующего органа возместить налог может быть следствием некачественного структурирования сделки налоговым консультантом. В таком случае консультируемое лицо уплачивает налог, который не должно было уплачивать при правильном структурировании сделки.

Более того, ответственность ограничивается лишь претензиями контролирующих органов и не распространяется на ущерб и убытки консультируемого лица, связанные с хозяйственными взаимоотношениями.

В частности, весьма распространены хозяйственные споры о взыскании денежных средств сверх договора или неосновательном обогащении, связанном с неправильным исчислением и выставлением НДС поставщиком (подрядчиком, исполнителем) покупателю (заказчику). Аналогичным образом часто возникают проблемы при удержании сумм НДС, налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц налоговым агентом. Неправильное исполнение обязанностей налогового агента или неверные формулировки хозяйственных договоров иногда являются причиной прямых убытков налогового агента.

Также необходимо обратить внимание, что законопроект фактически не регулирует сам порядок возмещения убытков (ущерба) консультируемого лица и гарантии исполнения обязательств налоговым консультантом. Не установлены ни пределы компетенции (ответственности) налоговых консультантов и (или) саморегулируемой организации, ни порядок формирования компенсационного фонда, ни порядок страхования ответственности.

При этом необходимо понимать, что сумма доначисленных санкций и пеней может достигать сотен миллионов рублей, соответственно при таких доначислениях получить возмещение от налогового консультанта без достаточного страхования его (или коллективной) ответственности вряд ли удастся.

Одно из главных достоинств законопроекта — запрет на истребование либо изъятие документов и сведений, переданных налоговому консультанту консультируемым лицом, а также сведений и документов, полученных от третьих лиц в процессе налогового консультирования, за исключением случаев, установленных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В настоящий момент Налоговый кодекс Российской Федерации также содержит запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации, составляющей профессиональную тайну. Однако прямо он не указывает на возможность применения данных положений к налоговым и иным консультантам, указывая лишь на адвокатскую и аудиторскую тайну.

Кроме того, законопроект устанавливает тайну налогового консультирования — это любые полученные налоговым консультантом (налоговой консультацией) сведения. Однако к ним не относятся данные о заключении соответствующего договора на оказание услуг и величине их оплаты.

Недостатки законопроекта в части конфиденциальности, кроме вышеуказанного раскрытия информации о самом договоре и стоимости консультирования, заключаются в незащищенности информации при осуществлении проверок налогового консультанта (налоговой консультации) как самой саморегулируемой организацией, так и ФНС России. Положения законопроекта позволяют налоговой службе осуществлять проверки не только саморегулируемых организаций, но и непосредственно налоговых консультантов (налоговых консультаций). При этом законопроект прямо устанавливает, что налоговый консультант (налоговая консультация) обязан проходить контроль качества работы, в том числе предоставлять уполномоченному федеральному органу, а также саморегулируемой организации все необходимые для этого документы и информацию.

Комплексный анализ законопроекта дает основания полагать, что в случае его принятия в текущей редакции возможно некоторое улучшение качества и востребованности услуг для населения и малого бизнеса, однако существенного изменения рынка услуг в сфере налогообложения среднего и крупного бизнеса не должно произойти.

Более того, объединение узкопрофильных консультантов, специализирующихся только (или преимущественно) в области налогообложения, не может обеспечить качественных услуг по налогообложению в крупных комплексных проектах, требующих вовлечение в проект специалистов иных областей, как это реализуется в крупных и средних юридических и консалтинговых фирмах, адвокатских бюро.

Что касается налоговых консультантов с наиболее доступными ценовыми предложениями, то необходимость оплаты членских взносов, сдачи экзамена и повышения квалификации (в случае значительности сумм), вероятно, также отпугнет многих консультантов в целях сохранения ценовой политики.

Основное влияние закон в случае его принятия в текущем виде должен оказать на консультантов, специализирующихся на предоставлении услуг мелкому и в некоторых случаях среднему бизнесу.

Резюмируя анализ законопроекта, необходимо отметить, что его текущая редакция посвящена в основном регулированию взаимоотношений между налоговыми консультантами (налоговыми консультациями) и саморегулируемыми организациями, а также государственному регулированию деятельности последних. Взаимоотношения между консультируемым лицом и налоговым консультантом (налоговой консультацией) — фактически цель регулирования деятельности налоговых консультантов — отражены на уровне принципов и общих норм, которые подлежат раскрытию в иных нормативных актах. Подобная структура и содержание документа представляются не вполне соответствующими основным целям, отраженным в пояснительной записке к законопроекту: повышению общего уровня правовой и экономической грамотности налогоплательщиков и качественному улучшению взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Законопроект в текущей редакции, по сути, подразумевает создание новой отрасли законодательства, посвященной регулированию деятельности по налоговому консультированию, с большим количеством подзаконных нормативных актов. В таком законе население и малый бизнес вряд ли найдут источник своей защиты.

Читайте также: