При уплате налога физическим лицом в наличной форме налог считается уплаченным со дня

Обновлено: 02.07.2024

Как сообщал Legal.Report, 18 ноября Госдума приняла в итоговом чтении большой блок правительственных поправок в части первую и вторую Налогового кодекса РФ, которым, в частности, внесены изменения в положения ст. 45 НК, регламентирующие порядок исполнения обязанности по уплате налога или сбора.

«На наш взгляд, – отмечает Волобоев, – такие изменения позволят налогоплательщикам сэкономить на пене, при условии, что иное лицо уплатит за налогоплательщика налог в срок, установленный в законодательстве о налогах и сборах. Ведь такое иное лицо может уплатить налог за налогоплательщика по любым, не запрещенным законодательством основаниям".

Согласно изменениям в п. п. 1 п. 3 ст. 45 НК обязанность по уплате налога будет считаться исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика, со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика, в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

– (п. п. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ в редакции комментируемого закона) в случае неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;

– (п. п. 5 п. 4 ст. 45 НК в редакции комментируемого закона) в случае если на день предъявления налогоплательщиком, иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик, иное лицо имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.

В судебной практике нередки случаи указания неверных реквизитов уплаты налога, повлекших неперечисление налога в бюджетную систему РФ. Между тем, положения п. 7 ст. 45 НК позволяют налогоплательщикам, а в новой редакции и иным лицам, в случае если ошибки в оформлении поручения на перечисление налога не повлекли неперечисления этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

Согласно измененному абзацу 5 п. 7 ст. 45 НК в случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

В целом порядок уплаты налога, основания, по которым обязанность по уплате налога признается (не признается) исполненной, не изменились, законодатель лишь позволил в существующих публичных отношениях между налогоплательщиком и государством осуществлять обязанности по уплате налога иными лицами.

В вопросах уплаты любых налогов для каждой категории налогоплательщиков есть ряд общих принципиальных положений. Они действуют и для юридических лиц, и для физических, одинаково касаются и резидентов, и фрилансеров, и нерезидентов.

И эти общие правила, и основные отличия в оплате налоговых сборов предлагаем рассмотреть в отношении физического лица. Представителю организации или индивидуальному предпринимателю рациональнее, даже по общим вопросам, все-таки обращаться к консультантам.

Основные принципы уплаты налогов физ. лица

  • на доходы оплата производится до 15 июля года (здесь и во всех сборах с годовым периодом), следующего за отчетным. Основной параметр — вид дохода. Ставка и окончательная сумма зависят от множества факторов, подробнее об этом — ниже;
  • на транспорт оплачивают по месту регистрации автомобиля (или иного вида транспорта). Годовой налоговый период. Платить налог нужно не позже 1 декабря. Подробности — далее;
  • на имущество (какое может быть подвержено налогообложению — в соответствующей главе статьи) срок внесения — до 1 декабря;
  • на землю, если она документально оформлена, как частная собственность, срок аналогичен двум вышеназванным. Взнос поступает в местный бюджет. Более подробно — также в этой статье.

Территориальный орган Федеральной налоговой службы обязан уведомить налогоплательщика по почте о начислениях. Квитанции для оплаты всех этих сборов должны поступить за 30 дней до даты окончания срока их внесения.

Как начисляются основные налоги и сборы?

Порядок начисления всех налогов и сборов определяется на законодательном уровне. Поэтому платежи в бюджет обязательны для любой категории налогоплательщиков. Сборы с каждой из них отличаются по видам, налоговым периодам, базе, ставкам. По разному рассчитываются, оплачиваются, имеют различные формы отчетности.

Объять всё перечисленное в рамках одной статьи невозможно, да и читать такой текст будет тяжело. Поэтому сегодня мы рассматриваем только налогообложение физ. лиц по вышеуказанным категориям.

Налог на доходы

Самым весомым сбором для рядового гражданина является тот, который он платит за свои доходы. Данный налог вносится в непосредственно в казну государства. Облагаются им все доходы, полученные в отчетном году, как в валюте, так и в натуре. Самые распространенные: заработная плата, премии, прибыль от продажи имущества или сдачи его в аренду, подарки, выигрыши.

Сюда же входят и оплата организацией вашего питания или обучения и т.п. Ставка для налогового резидента — 13%. База этого сбора может иметь различные вычеты (социальные, имущественные). С заработной платы его удерживает и вносит в бюджет ваш работодатель. За все остальные доходы налогоплательщик отвечает лично.

Если вы — нерезидент

Не все граждане РФ — ее налоговые резиденты. Как и не все иностранцы в нашей стране — нерезиденты. Главное — не паспорт, а то, сколько дней в отчетном году прожило в РФ физ. лицо. То есть проживший здесь в течение налогового периода (года) менее 183 дней становится для налоговых органов нерезидентом. Исключение — выезд на лечение или обучение длительностью до полугода.

Сборы в таком случае во многом такие же, как для резидента. Но есть и ряд существенных различий. Чаще всего вопросы вызывает НДФЛ. Любой денежный или имущественный доход, исключая специально оговоренные НК РФ, полученный нерезидентом в нашей стране, подлежит налогообложению. Самые распространенные из таких доходов:

  • продажа движимого и недвижимого имущества;
  • прибыль от работы по найму;
  • получение арендной платы (за оборудование, жилье и т.п.);
  • получение дивидендов, процентов от учредительства (участия) в российских предприятиях;
  • получение ценных вещей и имущества в дар.

Есть и исключения, когда налог на доходы физ. лица не взимается. Список таких доходов также достаточно широк. Если же ваш случай к таковым не относится, скорее всего, вам предстоит отчислить в российскую казну 30% своего дохода. Ставка снижается до 15%, когда нерезидент получает дивиденды от российской организации. А также пониженные ставки (взаимные) устанавливаются договором РФ с иностранным государством.

Налог на имущество

В 2019 году изменены некоторые правила исчисления налога на имущество физических лиц. Постепенно увеличивается ставка и стандартизируется ее определение. Изменяется перечень собственности, им облагаемой. На определенные категории недвижимости вводится налоговый вычет. У налогоплательщика появляется право оспорить кадастровую стоимость. Появляются новые категории льготников. Начинается взимание с населения Крыма.

В перечень налогооблагаемого имущества входит:

  • любое приватизированное жилье;
  • незавершенная стройка;
  • капитальное строение хотя бы с одним помещением, позволяющим проживание;
  • гараж или место для парковки транспорта;
  • хоз. постройки площадью до 50 квадратных метров на участке под строительство дома, а также в саду и огороде.

В 2019 году налоговой базой стала кадастровая стоимость имущества. Ставка — 0,1% (без учета изменений в регионах).

Земельный налог

Налог на землю, вместе с имущественным, вы уплачиваете в бюджет города, села или района, к которому относится участок. Налогоплательщик должен обладать землей на праве постоянного пользования или пожизненно наследуемого владения. Ставка регулируется местной администрацией в пределах до 1,5%. Как и имущественный, земельный взнос исчисляется от кадастровой стоимости. Максимум ставки — 2%. Сумма рассчитывается органом ФНС, налогоплательщику остается лишь внести платеж по уведомлению.

Пенсионерам предоставлен налоговый вычет на 600 кв. м участка. Остальные льготники (инвалиды, ветераны ВОВ и т. д) получают такое же право. Но если у вас несколько таких участков, льготу можно использовать лишь по одному из них. О том, какой участок выбран для льготного налогообложения, нужно уведомить налоговую инспекцию. В ином случае вычет отнесут к участку с большей суммой платежа.

Транспортный налог

Не нужно платить налог за:

  • весельные лодки, а также лодки с мотором мощностью до 5 л. с.;
  • специально оборудованные для инвалидов или маломощные легковые авто, приобретенные через органы соц. защиты.

Размер взноса исчисляется сотрудниками инспекции ФНС на основании сведений, полученных от органов учета транспорта. Произвести оплату можно либо по квитанции, либо через интернет.

Налогоплательщик-фрилансер

В категории физ. лиц существуют виды налогоплательщиков, в отношении которых закон предусматривает дополнительные требования по налогообложению. О некоторых стоит упомянуть особо.

Фриланс становится все более популярным способом самозанятости. И если кому-то это дело начинает приносить заметный доход, появляется повод задуматься о налогообложении. Фискальные органы службу свою знают, и лучше не дожидаться момента, когда они заметят вас самостоятельно.

На практике, время для этого наступает, когда месячный доход достигает 50 тыс. руб. При таком размере затраты на легальное индивидуальное предпринимательство в различных его формах перестанут быть неподъемными. В Российской Федерации у фрилансера есть несколько методов вносить в гос. бюджет свою лепту.

Самозанятость

Даже если фрилансер живет не совсем там, где принято нововведение, отчаиваться рано. Нужно указать любой из этих регионов как место своей деятельности. Так вы сможете делать отчисления со своих доходов по более низкой ставке, в сравнении со стандартной подоходной.

Самостоятельная подача налоговой декларации

Можно работать официально, нигде не регистрируясь, но оплачивать налог на доходы физического лица. Для этого необходимо подавать в территориальный орган ФНС налоговую декларацию 3-НДФЛ и согласно указанным в ней доходам платить подоходный налог.

Работа по договору

Можно составить договор с клиентом на выполнение заказа. В договоре раскрываете характер своей работы. Согласно ему получаете деньги по факту выполнения. Кстати, в случае необходимости это же поможет в суде, если ваши права будут ущемлены.

В случае работы по договору сборы в казну и страховые взносы должен платить клиент. Конечно, не все заказчики пожелают заниматься еще и вопросами вашего налогообложения. На выручку приходят онлайн-сервисы для автоматизации документооборота и выплат между заказчиками и фрилансерами. Можно предложить использовать один из них.

Оформление ИП

Клиенты больше всего предпочитают работать с ИП, так как те полностью самостоятельны: сами вносят все положенные сборы, готовят отчетную документацию и декларации. Фрилансеры могут выбрать один из двух налоговых режимов: упрощенную или патентную систему налогообложения.

Упрощенный режим, в свою очередь, тоже может быть в двух вариантах. В первом налоговая ставка — 6% от дохода. Это для тех, кто в процессе деятельности не несет больших расходов. Во втором варианте взимается 15% от дохода за вычетом документально подтвержденных затрат. Это выгодно для тех, кто много тратит на сырье и комплектующие.

Патентная система

Этот налоговый режим подразумевает покупку у местной власти разрешения на занятие определенным видом индивидуального предпринимательства. Расчет размера платежа основывается на вменённой вам сумме дохода, которая зависит от вида деятельности.

Таким образом, стоимость патента зависит от потенциально возможного, а не фактически имеющегося дохода. Верхняя планка для полученного по факту дохода — 60 млн. руб. Если он выше, то придется выбирать иную систему налогообложения.

Способы уплаты налогов

Наличный расчет

В некоторых случаях выгоднее платить налог наличными средствами. Согласно налоговому законодательству, это не возбраняется даже при внесении платежа юр. лицом (в виде исключения при определенных обстоятельствах). Данная форма оплаты доступна:

Можно при работе с платежным автоматом использовать поиск получателя по номеру платежного поручения. В таком случае часть полей будет заполнена системой. Еще удобнее поиск — по штрихкоду. Тогда достаточно поднести квитанцию к считывающему лазеру, после чего следует проверить реквизиты назначения платежа и лишь после этого уплачивать налог. При оплате сбора через терминал сдача поступает на номер телефона, который вы сами укажете.

Безналичный расчет

Безналичный расчет для физического лица — это либо использование терминала того банка, где вы имеете счет, либо онлайн-оплата. По первому варианту комментарии излишни, поэтому перейдём ко второму. Онлайн-сервисов, на которых вы можете уплачивать налог прямо из дома, с рабочего места, а то и просто с телефона, становится все больше. Перечислим самые проверенные.

  • Сбербанк Онлайн;
  • Госуслуги;
  • портал ФНС;
  • Яндекс.Деньги
  • WebMoney (с рублевым кошельком).

Благодаря прогрессу внесение платежей в бюджет становится несложной и недолгой процедурой. Исчезает все больше бумажных документов, экономится время и налогоплательщика, и гос. служащих. Пока далеко не все уплачивают свои налоги онлайн, но, если у вас такая возможность есть, в налоговой инспекции помогут разобраться со всеми нюансами.

Оплата по уведомлению ФНС

Пришедшая к плательщику квитанция уже полностью заполнена сотрудниками налоговой инспекции. Она предполагает несколько вариантов оплаты:

  • в вашем почтовом отделении;
  • в отделении Сбербанка или через его терминал;
  • в онлайн-сервисах, о которых говорилось выше.

Редко, но бывает так, что уведомление от ФНС не приходит. Законодательно определены случаи, при которых плательщики не уплачивают налог. Так, квитанция на оплату не придет, когда:

  • размер исчисленных сборов не достигает 100 руб.;
  • положенная вам льгота покрывает сумму платежей по всем объектам собственности;
  • не имеется налоговой базы для расчета (земля не имеет кадастровой стоимости или недвижимость — инвентаризационной).

Но в некоторых случаях физ. лицо обязано самостоятельно обратиться в налоговую для получения уведомления. Это требуется от тех, кто ранее платил в бюджет более чем 100 руб. или получил в отчетном году новую налогооблагаемую собственность.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.


Единый налоговый платеж физического лица - что это? Ответить на данный вопрос — самое время. Налоговая уже вовсю рассылает уведомления за 2020 год. А у плательщиков еще достаточно времени, чтобы накопить на налоговый платеж.

Единый налоговый платеж — платим налоги по-новому

Единый налоговый платеж физического лица с 2019 года — это новый, альтернативный традиционному способ оплаты личных налогов физических лиц: транспортного, на имущество, землю, а с 2020 года и НДФЛ.

Но с 2019 года, то есть начиная с налогов за 2018 год, произвести уплату имущественных налогов можно также единым налоговым платежом (ЕНП). Давайте посмотрим, что это такое и как этот платеж работает.

Единый налоговый платеж: принцип уплаты

ЕНП — это определенная сумма денег, которую вы перечисляете на соответствующий счет Федерального казначейства в счет исполнения вашей обязанности по уплате транспортного, земельного налога или налога на имущество (ст. 45.1 НК РФ).

Периодичность внесения средств и конкретные суммы вы определяете самостоятельно. Примерно зная свои налоги, вы можете распределить их во времени и выбрать комфортную лично для вас схему оплаты.

Е.С. Григоренко - советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, рассказал об ответственности физица, несвоевременно подавшего 3-НДФЛ, но имеющего переплату по единому налоговому платежу. Получите пробный бесплатный доступ к системе К+ и узнайте мнение чиновника.

Например, если суммарный налоговый платеж за год равен 15 000 руб., можно вносить около 1500 руб. каждый месяц. И тогда к сроку уплаты у вас уже будет накоплена сумма, необходимая для расчетов с бюджетом.

Вносить деньги вы можете любым удобным вам способом:

При оплате ЕНП через сайт ФНС или в личном кабинете средства спишутся с вашей карты. Если вам понадобится подтверждающий платеж документ, вы можете распечатать его из мобильного банка или в офисе обслуживающей вас кредитной организации.

Причем оплачивать не обязательно лично, по вашей просьбе это может сделать кто угодно: супруг, родители, дети и даже просто знакомые.

КБК на единый налоговый платеж физического лица — 182 1 06 07000 01 1000 110.

Таким образом, единый налоговый платеж простыми словами — это копилка, где вы храните средства для оплаты налогов до наступления срока платежа.

ЕНП уплачен: что дальше?

Итак, вы отложили определенную сумму ЕНП. И вот вам приходит налоговое уведомление. Что делать дальше?

А дальше вам нужно сравнить, сколько денег вы уже уплатили и сколько налогов вам предъявили налоговики. Если уплаченное покрывает начисления, ничего делать не нужно. Когда наступит платежный срок, налоговая спишет требуемую сумму автоматом. О соответствующем решении она должна сообщить вам в течение 5 дней.

Если денег в вашей копилке недостаточно, нужно либо довнести разницу на счет ЕНП, либо доплатить ее по реквизитам конкретного налога.

ВАЖНО! Средства ЕНП засчитываются не только в счет уплаты налогов за истекший год, но и в счет недоимки и пеней по ним, а также в счет оплаты процентов за отсрочку или рассрочку, если они у вас есть. При этом зачет производится последовательно, начиная с меньшей суммы. В первую очередь погашается недоимка, затем пени и проценты и только в последнюю очередь сами налоги.

Возврат единого налогового платежа

Вернуть вы можете:

  • Всю сумму уплаченного ЕНП. Сделать это можно в любой момент времени. ЕНП — дело добровольное. Поэтому если вы оплатили его, а потом передумали, никто не имеет права ваши средства удерживать. Но имейте в виду, что возвращают платеж только полностью. Вернуть часть ЕНП, а часть оставить для уплаты налогов нельзя.
  • Остаток платежа, который остался после зачета ЕНП в счет оплаты налогов — по истечении платежного срока.

Для возврата единого налогового платежа нужно подать в налоговую заявление по форме из приказа ФНС от 14.12.2018 № ММВ-7-8/804@. Бланк и образец заполнения заявления вы можете бесплатно скачать, кликнув по картинке ниже:

Срок на возврат — 1 месяц с момента подачи заявления. Если ИФНС не уложится в эти временные рамки, будет должна вам проценты за каждый день просрочки по ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Если вы по каким-то причинам не можете своевременно уплатить налоги, то вы вправе запросить отсрочку или рассрочку по уплате налогов физических лиц. Как правильно это сделать, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Итоги

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Сумма штрафа за неуплату налогов — от 20% до 40% от начисленного, но не оплаченного взноса по нормам НК РФ. Положения УК РФ строже: за доказанное нарушение придется заплатить от 100 000 до 1 000 000 рублей.

Какая ответственность грозит за неуплату налогов

В НК РФ прописано, что за продолжительную неуплату налогов гражданину может грозить:

  • административная;
  • налоговая;
  • уголовная ответственность.

Меры ответственности закреплены в 25 главе НК РФ. Кроме того, сроки перечисления фискальных сборов и страховых взносов установлены для каждого вида платежа. Если налогоплательщик нарушит сроки или не заплатит в бюджет, ему выпишут штрафные санкции и начислят неустойку.

Административная

Для нарушителей предусмотрена административная ответственность за уклонение от уплаты налогов по КоАП РФ. Административный штраф назначают ответственным должностным лицам — руководителю, главному бухгалтеру.

Обычно по административному кодексу выписывают штрафы. Но есть и более серьезное наказание — дисквалификация руководителя (ст. 3.11 КоАП РФ). Если контролирующие органы дисквалифицировали директора, придется назначать нового управленца, изменять уставные документы и вносить правки в ЕГРЮЛ.

По истечении срока давности (одного года) административная ответственность за неуплату налогов юридическим лицом и другие нарушения налогового законодательства не назначается. По нарушениям законов и нормативов по бухучету срок давности больше — два года.

Налоговая

Срок давности по налоговым нарушениям составляет три года. Задержка платежа или неуплата налога в РФ предусматривает взимание штрафа в размере 1/300 от ставки рефинансирования Центробанка за каждый день просрочки (для ИП и физических лиц). У юридических лиц другая схема: за первые 30 дней они заплатят 1/300 ставки рефинансирования, а с 31 дня — 1/150 за каждый день просрочки (ст. 75 НК РФ).

Если налогоплательщик вовремя подал декларацию и указал сумму к уплате, но не перечислил взносы в бюджет, ему выпишут не штраф, а пеню.

К примеру, штраф за неуплату налогов физическим лицом за имущество начисляют после 1 декабря года, следующего за расчетным (ст. 409 НК РФ). Если владелец не заплатит сумму по требованию ИФНС, ему начислят неустойку в размере 1/300 за каждый просроченный день.

Срок уплаты налогов

У работодателей существуют дополнительные обязанности и санкции. Если организация не удержала НДФЛ или удержала, но не перечислила в бюджет, ей начислят не только штраф, но и пеню (ст. 123 НК РФ). Величина штрафа — от 20% до 40% от суммы неудержанного подоходного сбора (ст. 122 НК РФ). Это же правило распространяется и на другие обязательные фискальные платежи и страховые взносы.

Уголовная

УК РФ регулирует порядок соблюдения норм и правил действующего законодательства. Если налогоплательщик умышленно не платит или уклоняется от перечисления сборов, ему грозит наказание в рамках Уголовного кодекса РФ (п. 3, 8 постановления пленума ВС РФ № 64 от 28.12.2006).

Накажут и за мошенничество с операциями по налогам — по ст. 159 УК РФ. Здесь учитывается и подлог документов для возмещения НДС. Наказание за мошенничество — штраф в 120 000 рублей или лишение свободы до 2 лет. Если руководителя и главного бухгалтера признают организованной группой, их посадят на срок до 10 лет с обязательным взысканием в сумме до 1 000 000 рублей.

Занижение базы налогообложения из-за механических или вычислительных ошибок в декларации — не основание для уголовного наказания.

Кого и при наличии какой задолженности накажут

Перечислим все виды штрафов за неуплату налоговых платежей в таблице:

Вид ответственности и штраф за несвоевременную оплату налогов и взносов

Предоставлены недостоверные сведения о доходах сотрудников, с которых удержан налог

За каждый документ с нарушением придется заплатить 500 рублей (ст. 126.1 НК РФ)

Неумышленный срыв сроков оплаты налогов и страховых взносов

20% от суммы недоимки плюс пени (ч. 1 ст. 122 НК РФ)

Умышленная неуплата обязательных платежей

40% от суммы недоимки плюс пени (ч. 3 ст. 122 НК РФ)

Неуплата из-за нарушений порядка ведения бухгалтерского учета

Первое — от 5000 до 10 000 рублей на должностное лицо.

Повторное — от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на 1 или 2 года (ст. 15.11 КоАП РФ)

Деяние, совершенное индивидуальным предпринимателем в крупном размере

Уголовное наказание по ст. 198 УК РФ:

  • взыскание от 100 000 до 300 000 рублей или в размере доходности нарушителя от 1 до 2 лет;
  • принудительные работы до 1 года;
  • арест на полгода;
  • лишение свободы на срок до 1 г.

Деяние, совершенное компанией в крупном размере

Уголовное наказание по ст. 199 УК РФ:

  • взыскание от 100 000 до 300 000 рублей или в размере доходности нарушителя от 1 до 2 лет;
  • принудительные работы до 2 л.;
  • арест на полгода;
  • лишение свободы на срок до 2 л.

Деяние, совершенное индивидуальным предпринимателем в особо крупном размере

Уголовное наказание по ст. 198 УК РФ:

  • взыскание от 200 000 до 500 000 рублей или в размере доходности нарушителя от 1,5 до 3 лет;
  • принудительные работы до 3 л.;
  • лишение свободы на срок до 3 л.

Деяние, совершенное компанией в особо крупном размере

Уголовное наказание по ст. 199 УК РФ:

  • взыскание от 200 000 до 500 000 рублей или в размере доходности нарушителя от 1 года до 3 лет;
  • принудительные работы до 5 л.;
  • лишение свободы на срок до 6 л.

Взыскание или штраф ИФНС за несвоевременную оплату штрафа не предусмотрено. Инспекция отправляет требование о перечислении штрафных санкций за нарушение, но не устанавливает предельный срок оплаты. За просрочку налоговых платежей и стразовых взносов начисляются пени.

Как не платить штраф

Налогоплательщик не платит, если административная, налоговая или уголовная ответственность не наступает по истечении срока давности. Не накажут и нарушителей из числа физических лиц, не достигших 16-летнего возраста.

Если специалисты не докажут вину организации, ее должностных лиц или индивидуального предпринимателя, ответственность не последует.

В некоторых случаях взыскание не назначают за первый проступок. Освободят от наказания и при полном погашении задолженностей, недоимок и пеней (п. 2 ст. 198 УК РФ).

По нормам ст. 111 НК РФ, взыскание отменят, если нарушение образовалось из-за стихийного бедствия, подтвержденной болезни исполнителя или неверных инструкций контролирующих органов.


В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно частные субъекты, являющиеся "слабой" стороной, заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.

Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина "переплата" является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации налоговых процедур "зачет излишне уплаченной суммы налога" и "взаимная сверка расчетов".

В Налоговом кодексе РФ термин "переплата" не используется. В тоже время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин "переплата" в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы "сумма излишне уплаченного налога" (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ).

В действительности суммы, формирующие вкладку "Переплата" в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во "внутреннем" учете налоговиков "положительное" (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов.

Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога
.

Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками.


Квалифицировать эти суммы как "переплата" – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.

Общеизвестно, что "переплата" – это разговорный аналог словосочетаний типа "переплаченная сумма", "заплатить больше, чем нужно", "сумма платежей, подлежащая возврату плательщику".

Таким образом, в нашем случае "переплата" – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.

Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.

Как возникает переплата ?

Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это "нештатная" ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.

Начнем со случая "квази-переплаты" (будем исходить из доминирования интересов "кредитора", коим является налогоплательщик).

"Квази-переплата" – это когда "переплата" как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.

В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н

Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т.п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая "переплата". Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.

Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.

В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2019, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки.

Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.

Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т.п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата.

Вина налогового органа : в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).

После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.

Как фиксируется факт "переплаты"?

Императивно установленная обязанность налогового органа.

В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта". Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.

Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его "согласии" с фактом переплаты). Если же налоговый орган "сомневается" (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: "В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам".

Установление факта переплаты в акте сверки расчетов.

Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов "осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта".

Следует иметь ввиду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов.

Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.

Установление факта переплаты по итогам "декларационной кампании".

В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. "Прекращенная" камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Кодекса. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки — при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как "нарушение законодательства о налогах и сборах" (хотя и является "нештатной" ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило — уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 " Сумма налога к уменьшению за налоговый период ".

К слову, месяца два назад в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция "Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)".


Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

Теперь настало время обобщить изложенное.

Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.

Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – "кредитора" в данном правоотношении.

Как итог: нарушение прав и законных интересов налогоплательщиков.

Читайте также: