Действие норм налогового права в пространстве по кругу лиц во времени и

Обновлено: 02.07.2024

Вопрос о действии актов законодательства о налогах и сборах имеет большое значение в рамках их практического использования и правоприменения, поскольку от правильного решения данного вопроса зависят возникновение конкретных отношений, осуществление выполнения предписаний нормативноправового акта.
Акты законодательства о налогах и сборах, как предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации, вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Так, налоговый период по уплате акцизов составляет календарный месяц, поэтому все внесенные изменения и дополнения, опубликованные, например, 15 августа, вступят в силу с 1 октября. По налогам, у которых налоговый период — календарный год, законодательные акты вступают в силу не ранее 1 января следующего года при условии, что такие изменения опубликованы до 1 декабря текущего года. Если же данная публикация состоялась после 1 декабря, вступление изменений в силу произойдет через год с 1 января. В отношении федеральных законов, актов законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и актов представительных органов местного самоуправления, устанавливающих новые налоги или сборы, предусмотрено, что они вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, и не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Данные положения обеспечивают возможность для налогоплательщиков и налоговых органов заблаговременно изучить новый нормативный акт, подготовить специалистов и соответствующие методические разъяснения по организации контроля, а также позволяют осуществлять краткосрочное финансовохозяйственное планирование (например, при заключении новых сделок). Акты, вносящие изменения в порядок регулирования сборов, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, применительно к которым налоговый период не устанавливается, могут вступать в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования.
Существуют определенные условия действия во времени и порядка вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, которым придана обратная сила, т. е. когда действие акта распространяется на вновь возникшие отношения и на правоотношения, которые возникли до его вступления в силу. Так, установлено, что акты законодательства о налогах и сборах не имеют обратной силы, если они содержат нормы:
1) устанавливающие новые налоги и сборы;
2) повышающие налоговые ставки;
3) устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения;
4) устанавливающие новые обязанности;
5) иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
В то же время Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что всегда имеют обратную силу законы, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения и устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков. Также имеют обратную силу законы, в которых прямо предусмотрена отмена налогов и сборов, снижение размеров налоговых ставок.
Акты налогового законодательства действуют на всей территории Российской Федерации, при этом к государственной территории Российской Федерации относятся сухопутная территория (включая недра), водная территория и воздушная территория, а также квазигосударственная территория (искусственные острова, платформы). Законодательные акты субъектов и органов местного самоуправления о налогах и сборах распространяют свое действие лишь на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
Закрепленные в актах налогового законодательства нормы адресованы широкому кругу лиц, являющихся субъектами налоговых правоотношений. Такими лицами являются:
1) граждане Российской Федерации;
2) иностранные граждане;
3) лица без гражданства;

4) российские организации;
5) иностранные организации.
В действии акта законодательства о налогах и сборах в отношении круга лиц применяются принципы территориальности и резидентства. Так, лица, имеющие объекты налогообложения на территории Российской Федерации, подпадают под сферу действия налогового законодательства Российской Федерации. Кроме того, действие законодательства о налогах и сборах распространяется на морские и воздушные суда, находящиеся под флагом Российской Федерации, а также дипломатические, консульские и торговые представительства Российской Федерации за рубежом.
Обязанность по уплате налога или сбора возникает у лиц, являющихся резидентами и нерезидентами Российской Федерации (только в случае получения ими доходов, находящихся на территории Российской Федерации).

Общие положения о действии актов законодательства о налогах и сборах во времени сформулированы в ст. 5 НК РФ. Эта статья закрепляет правило о том, что все акты налогов.закон-тва, так или иначе ограничивающие права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налогов.агентов или др.участников налогов. отношений либо ухудшающие их положение, не могут иметь обратной силы.

Принцип непридания налогов. законам обратной силы содержится в ст. 57 Конституции РФ. НК РФ развивает это положение Основн. Закона и распространяет это правило не только на налогоплательщиков, но и на др.участников налогов. отношений.

П. 1 ст. 5 НК РФ посвящен порядку вступления в силу актов налогов. закон-тва. По общ.правилу акты закон-тва о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их офиц.опубликования и не ранее 1-ого числа очередного налогов. периода по соответствующему налогу, если иное специально не оговорено в этой статье. Здесь применяются 2 временных критерия, кот. должны выполняться одновременно.

Поэтому следует признать справедливым и основанным на законе мнение о том, что вступление в силу этого акта связывается с более поздней из 2 приведенных дат, хотя такое толкование далеко не всегда поддерживается в правоприменительной практике,

В свою очередь, акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 НК. НК РФ установлен 1 временной критерий.

С учетом различного уровня компетенции органов гос. власти и органов местного самоуправления акты налогов. закон-ства соответственно действуют на территории РФ, отдельного региона (края, области и т. д.), муниципал.образования. Точно так же действует налогов.закон-ство и по кругу лиц. Так, действие актов федерального уровня распространяется на всех лиц, находящихся на территории РФ. Сфера действия актов субъектов РФ ограничена лицами, находящимися на территории данного субъекта либо, например, владеющими объектами налогообложения, расположенными на территории соответствующего субъекта РФ.

В соответствии со ст. 6 НК ФЗ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их офиц. опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Но НК РФ устанавливает др. сроки введения в действие налогов.законодат. актов (ст. 5).

Система налогового права.

Как и нормы большинства отраслей рос. права, нормы НК группируются в две части — общ. и особенную.

Общ.часть НП включает в себя нормы, устанавливающие принципы НП, систему и виды налогов и сборов в РФ, общ. условия установления налогов и сборов, права и обязанности участников налогов. правоотношений, правила исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, порядок осуществления налогов.отчётности, систему налогов. контроля, способы и порядок защиты прав налогоплательщиков, общ. положения об ответственности за совершение налогов.правонарушений и их основн.виды.

Таким образом, в общ. часть НП входят институты, кот.е содержат в себе положения, обеспечивающие практически все институты особен.части. Институты общ. части содержат правовые нормы, действие которых распространяется на все регулируемые данной подотраслью отношения, и конкретизируются в институтах особен.части. Структурно большинство указанных норм общ.части НП содержатся в 1-ой (общей) части НК РФ.

Особенная часть НП включает в себя нормы, регулирующие порядок взимания отдельных видов налогов. К особенной части относятся нормы о взимании некоторых видов налогов и сборов, содержащиеся в спец.законодател. актах (например, гос. пошлины, таможенной пошлины и др.). В отдельный раздел особен. части включаются нормы, устанавливающие спец. налоговые режимы. Общая и особенная части налогового права, являясь структурными элементами системы НП, в свою очередь объединяют обособленные, взаимосвязанные совокупности юрид. норм: институты и субинституты.

Вопрос о действии актов законодательства о налогах и сборах имеет большое значение в рамках их практического использова­ния и правоприменения, поскольку от правильного решения дан­ного вопроса зависят возникновение конкретных отношений, осу­ществление выполнения предписаний нормативно-правового акта.

Акты законодательства о налогах и сборах, как предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации, вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового пе­риода по соответствующему налогу.

Так, налоговый период по уплате акцизов составляет кален­дарный месяц, поэтому все внесенные изменения и дополнения, опубликованные, например, 15 августа, вступят в силу с 1 октяб­ря. По налогам, у которых налоговый период — календарный год, законодательные акты вступают в силу не ранее 1 января следую­щего года при условии, что такие изменения опубликованы до 1 декабря текущего года. Если же данная публикация состоялась после 1 декабря, вступление изменений в силу произойдет через год с 1 января. В отношении федеральных законов, актов законо­дательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и актов представительных органов местного самоуправления, устанавливающих новые налоги или сборы, предусмотрено, что они вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, и не ранее одного месяца со дня их официального опуб­ликования.

Данные положения обеспечивают возможность для налогопла­тельщиков и налоговых органов заблаговременно изучить новый нормативный акт, подготовить специалистов и соответствующие методические разъяснения по организации контроля, а также позволяют осуществлять краткосрочное финансово-хозяйственное планирование (например, при заключении новых сделок). Акты, вносящие изменения в порядок регулирования сборов, в соответ­ствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Феде­рации, применительно к которым налоговый период не устанав­ливается, могут вступать в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования.

Существуют определенные условия действия во времени и по­рядка вступления в силу актов законодательства о налогах и сбо­рах, которым придана обратная сила, т. е. когда действие акта рас­пространяется на вновь возникшие отношения и на правоотно­шения, которые возникли до его вступления в силу. Так, установ­лено, что акты законодательства о налогах и сборах не имеют об­ратной силы, если они содержат нормы:

1)устанавливающие новые налоги и сборы;

2)повышающие налоговые ставки;

3)устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения;

4)устанавливающие новые обязанности;

5)иным образом ухудшающие положение налогоплательщи­ков или плательщиков сборов, а также иных участников отноше­ний, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В то же время Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что всегда имеют обратную силу законы, устраняю­щие или смягчающие ответственность за налоговые правонару­шения и устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков. Также имеют обратную силу законы, в ко­торых прямо предусмотрена отмена налогов и сборов, снижение размеров налоговых ставок.

Акты налогового законодательства действуют на всей террито­рии Российской Федерации, при этом к государственной террито­рии Российской Федерации относятся сухопутная территория (включая недра), водная территория и воздушная территория, а также квазигосударственная территория (искусственные острова, платформы). Законодательные акты субъектов и органов местного самоуправления о налогах и сборах распространяют свое действие лишь на территорию соответствующего субъекта Российской Фе­дерации и муниципального образования.

Закрепленные в актах налогового законодательства нормы ад­ресованы широкому кругу лиц, являющихся субъектами налого­вых правоотношений. Такими лицами являются:

1) граждане Российской Федерации;

2) иностранные граждане;

3) лица без гражданства;

4) российские организации;

5) иностранные организации.

В действии акта законодательства о налогах и сборах в отноше­нии круга лиц применяются принципы территориальности и резидентства. Так, лица, имеющие объекты налогообложения на тер­ритории Российской Федерации, подпадают под сферу действия налогового законодательства Российской Федерации. Кроме того, действие законодательства о налогах и сборах распространяется на морские и воздушные суда, находящиеся под флагом Россий­ской Федерации, а также дипломатические, консульские и тор­говые представительства Российской Федерации за рубежом.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает у лиц, яв­ляющихся резидентами и нерезидентами Российской Федерации (только в случае получения ими доходов, находящихся на терри­тории Российской Федерации).

§ 3. Соответствие правовых актов о налогах и сборах Налоговому кодексу Российской Федерации

Одним из основных условий действия нормативных правовых актов о налогах и сборах является их соответствие нормам Нало­гового кодекса Российской Федерации. Не соответствующим Ко­дексу признается нормативный акт, если он:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с Налоговым
кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с на­
рушением установленного порядка издания таких актов. Так, име­лись случаи, когда главы местных администраций издавали акты,
устанавливающие иные условия взимания местных налогов и сбо­ров, а также более высокие ставки налогов. Во всех подобных слу­чаях данные акты признавались не соответствующими Налогово­му кодексу Российской Федерации;

2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, пла­тельщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные Налого­вым кодексом. На практике возникали ситуации, когда, особенно нормативными актами субъектов Российской Федерации, уста­ навливались ограничения в правах налогоплательщиков, в част­ности в отношении возврата и зачета излишне уплаченных сумм налогов и сборов. Такие акты определяли правила только о зачете данных сумм, что являлось нарушением пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации;

3) изменяет определенное Налоговым кодексом содержание
обязанностей участников отношений, регулируемых законодатель­ством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых уста­новлены Налоговым кодексом;

4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков
сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные На­логовым кодексом;

5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные Налоговым кодексом;

6) разрешает или допускает действия, запрещенные Налоговым кодексом;

7) изменяет установленные Налоговым кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены Налоговым кодек­сом;

8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в Налоговом кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в Налоговом кодексе;

9) иным образом противоречит общим началам и (или) бук­вальному смыслу конкретных положений Налогового кодекса. Нормативные правовые акты о налогах и сборах признаются не соответствующими Налоговому кодексу при наличии хотя бы од­ного из данных обстоятельств.

Как правило, признание нормативного правового акта не со­ответствующим Налоговом кодексу Российской Федерации осу­ществляется в судебном порядке. Правительство Российской Феде­рации, а также иной орган исполнительной власти или исполни­тельный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмот­рения отменить этот акт или внести в него необходимые измене­ния. Также определено, что подзаконный акт не может изменять установленное Налоговым кодексом содержание обязанностей уча­стников налоговых правоотношений.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие положения о действии актов законодательства о налогах и сборах во времени сформулированы в ст. 5 НК РФ. Названная статья закрепляет правило о том, что все акты налогового законодательства, так или иначе ограничивающие права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов или других участников налоговых отношений либо ухудшающие их положение, не могут иметь обратной силы.

Принцип непридания налоговым законам обратной силы содержится в ст.

57 Конституции РФ. Налоговый кодекс РФ развивает данное положение Основного Закона и распространяет это правило не только на налогоплательщиков, но и на иных участников налоговых отношений.

Налоговый кодекс РФ устанавливает два режима обратной силы актов, улучшающих положение налогоплательщиков. Первый режим распространяется на акты налогового законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков (плательщиков сборов и других участников налоговых правоотношений), всегда имеют обратную силу (п. 3 ст. 5). Второй режим установлен в отношении актов, отменяющих налоги и сборы, снижающих размеры ставок налогов (сборов), устраняющих обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов и других участников налоговых правоотношений) или иным образом улучшающих их положение (п. 4 ст. 5). В данном случае соответствующие акты обладают обратной силой, если это прямо предусмотрено в них.

Пункт 1 ст. 5 НК РФ посвящен порядку вступления в силу актов налогового законодательства . По общему правилу акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, если иное специально не оговорено в названной статье. Здесь применяются два временных критерия, которые должны выполняться одновременно.

Поэтому следует признать справедливым и основанным на законе мнение о том, что вступление в силу этого акта связывается с более поздней из двух приведенных дат , хотя такое толкование далеко не всегда поддерживается в правоприменительной практике,

В свою очередь, акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 Кодекса. Налоговым кодексом РФ установлен один временной критерий.

Общее правило о порядке вступления в силу актов налогового законодательства имеет ряд исключений. Во-первых, в самом акте может быть установлена более поздняя дата вступления акта в законную силу. Во-вторых, в отношении актов законодательства, вводящих новые налоги я (или) сборы, содержится правило, согласно которому они (акты) вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

С учетом различного уровня компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления акты налогового законодательства соответственно действуют на территории РФ, отдельного региона (края, области и т. д.), муниципального образования. Точно так же действует налоговое законодательство и по кругу лиц. Так, действие актов федерального уровня распространяется на всех лиц, находящихся на территории РФ. Сфера действия актов субъектов РФ ограничена лицами, находящимися на территории данного субъекта либо, например, владеющими объектами налогообложения, расположенными на территории соответствующего субъекта РФ.

Введение в действие федеральных налоговых законов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 октября 1999 г. № 185-ФЗ) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального

В соответствии со ст. 6 федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Однако, как было отмечено выше, НК РФ устанавливает иные сроки введения в действие налоговых законодательных актов (ст. 5).

Читайте также: