При представлении налоговой декларации в электронном виде налогоплательщик

Обновлено: 26.04.2024

podacha_dokumentov_v_nalogovuyu_v_elektronnom_vide.jpg

Похожие публикации

Подача документов в налоговую в электронном виде осуществляется по определенным правилам, которые будут рассмотрены далее.

Электронная отправка документов – технические особенности и преимущества

Преимущества данного способа подачи документов в ИФНС, в частности, заключаются в том, что налогоплательщику для подачи документов и отчетности не нужно выходить за пределы офиса, он не ограничен временем работы инспекции, а также у него есть возможность отслеживать движение документов в режиме онлайн.

Отправка документов в налоговую в электронном виде возможна только после получения налогоплательщиком усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП). Ее можно получить в любом удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязи России. Также потребуется специальное программное обеспечение. Не менее важно соблюдать законодательно установленные сроки осуществления действий с документами.

Перечислим основные бесплатные сервисы для подачи документов в ИФНС в электронном виде и их возможности:

Документы, подаваемые в ИФНС в электронном формате

В электронный документооброт (ЭДО) между налогоплательщиками и ИФНС включаются не только отчетные формы, но и любые другие документы - требования, уведомления, ответы на запросы налоговиков и т.д. Исключительно в электронном виде представляются:

    и связанные с этим налогом документы;
  • пояснения по НДС.

Остальную налоговую документацию можно сдавать как в электронном формате, так и на бумажном носителе, но такой выбор есть не у всех. При определении способа отправки отчетности нужно руководствоваться нормами п. 3 ст. 80 НК РФ. В частности, подача документов в налоговую в электронном виде обязательна для субъектов хозяйствования, у которых среднесписочная численность работников за предыдущий год превысила 100 человек. Это же требование относится к вновь созданным организациям, в которых работают более 100 сотрудников. Отчетность по НДФЛ и страховым взносам сдают электронно при численности более 10 человек. Субъекты хозяйствования, не попадающие под эти условия, могут сдавать отчетность на бумажных носителях.

Какие документы можно отправлять в электронном виде:

  • бухгалтерская и налоговая отчетность;
  • все виды счетов-фактур;
  • договоры и дополнительные соглашения к ним;
  • подтверждение налоговых льгот;
  • документы, доказывающие подлинность хозяйственных операций;
  • акты на оказание услуг и др.

Полный перечень документов, направляемых налогоплательщиками, можно найти в Приказе ФНС России от 27.10.2016 № ММВ-7-6/583@ (ред. от 27.12.2017)

Налогоплательщики могут отправлять в ИФНС электронные документы, если контролирующий орган присылает соответствующее требование в рамках камеральной или встречной проверки. Электронно могут быть направлены любые первичные документы, если они отсканированы с сохранением реквизитов и заверены КЭП (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Налоговые инспекторы также используют телекоммуникационные каналы связи для отправки:

  • налоговых уведомлений;
  • уведомлений о вызове налогоплательщика;
  • решений о предстоящей выездной проверке ИФНС;
  • актов налоговой проверки и т.д.

Полный перечень таких документов приведен в п. 1 приложения к Приказу ФНС № ММВ-7-2/149@ от 15.04.2015. Всего он содержит 52 наименования.

Порядок передачи электронных документов

Порядок электронного взаимодействия налогоплательщиков с сотрудниками налоговых органов регламентируется Приказом ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@ (ред. от 12.11.2019). В соответствии с ним, участниками процесса являются: ИФНС, операторы ЭДО и налогоплательщики. Все участники обязаны обеспечить хранение отправленных и принятых документов. Проверять поступление документов необходимо не реже одного раза в сутки.

Порядок электронного документооборота предполагает следующий алгоритм:

  • ИФНС формирует соответствующий документ (требование, уведомление и т.д.) на бумаге за подписью уполномоченного лица, затем в течение 1 рабочего дня переводит его в электронный формат, подписывает КЭП и в тот же день направляет налогоплательщику по ТКС.
  • Оператор ЭДО должен передать в ИФНС подтверждение даты отправки документа (срок – 1 рабочий день).
  • После получения электронного документа налогоплательщик формирует квитанцию о приеме (либо уведомление об отказе в приеме), подписывает ее КЭП и отправляет через оператора ЭДО в ИФНС. Срок для передачи квитанции – 6 дней с даты отправки документа налоговиками.

Соблюдать установленные сроки налогоплательщикам необходимо и при отправке электронных документов в ИФНС, в частности:

  • передать документы, запрошенные налоговиками о деятельности других налогоплательщиков в ходе их проверки, нужно в течение 10 дней (п. 5 ст. 93.1 НК РФ);
  • представить запрошенные пояснения или внести исправления в декларацию нужно в течение 5 дней (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Подробный порядок осуществления процедуры и основания для отказа в приеме электронного документа приведены во второй части приложения к Приказу ФНС № ММВ-7-2/149@ (п. 12-16). Налогоплательщик должен помнить о том, что после подачи документов в налоговую в электронном виде дальнейшее взаимодействие с сотрудниками ИФНС по этим документам должно происходить с использованием электронных средств связи.

Табл. 1. Типы сопровождающих документов, используемых в электронном документообороте с ИФНС

Тип документа

Начало имени файла

КНД

Уведомление об уточнении налоговой декларации

Квитанция о приеме

Форма утв. Приказом ФНС России от 25.02 2009 №ММ-7-6/85@

Подтверждение даты отправки налогоплательщиком (представителем) декларации (расчета) в электронном виде

Уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде

Форма утв. Приказом ФНС России от 25.02 2009 №ММ-7-6/85@

Извещение о вводе сведений, указанных в налоговой декларации

Извещение о получении электронного документа (документов) в электронном виде

На Рис. 1представлен состав электронных документов, которые участвуют в обмене между налогоплательщиком, спецоператором связи и налоговым органом при представлении декларации по налогу на прибыль.

Рис. 1. Состав электронных документов, сопровождающих сдачу декларациипо налогу на прибыльв налоговый орган

Схема для электронной отчетности 1

Как видно из Рис. 1, документооборот включает файлы двух типов:

Порядок обмена документами в электронном виде с ЭЦП между страхователями и Фондом социального страхования, утвержденный Приказом ФСС от 12.02.2010 №19 (в ред. от 14.06.2011), предполагает, что документом, подтверждающим сдачу формы 4-ФСС, является:

  1. квитанция о получении Расчета или
  2. квитанция о получении Расчета с ошибками

К документам, сопровождающим отправку формы 4-ФСС в электронном виде, относятся отчеты об ошибках форматного и/или логического контроля (при наличии таковых ошибок), а также квитанция (см. Табл. 2).

Табл. 2. Типы сопровождающих документов, используемых в электронном документообороте с ФСС

Тип документа

Пример имени файла

Отчет об ошибках форматного контроля

3003-7597-7033-01-0000000000.txt, где последние 10 знаков – регистрационный номер в ФСС

Отчет об ошибках логического контроля

1.3 Характеристики электронного документооборота между налогоплательщиком и ПФР

Рис. 2. Состав электронных документов, сопровождающих сдачу пакета сведений в ПФР

Схема для электоронной отчетности 2

2. Особенности хранения подтверждающих сдачу документов

Определившись с теми документами, которыми подтверждается факт сдачи отчетности в контролирующие органы, разберемся с местами их хранения/размещения.

Итак, по порядку. Отчетность в ФНС в электронном виде можно представить через:

  1. спецоператора связи,
  2. непосредственно в налоговый орган по безспецоператорной схеме, например, через систему ГНИВЦ-Прием Регион (схема ГПР) или через сайт ФНС России.

Если отчетность отправлена через сайт ФНС, то документ сданной отчетности и его ЭЦП, а также подтверждающие ее представление документы должны хранятся на сайте ФНС (см. Рис. 3).

Рис. 3. Отчетность и сопровождающие ее документы, отправленные через Портал ФНС

Схема для электронной отчетности 3

Схема для электронной отчетности 4

С хранением отчетности в ФСС ситуация несколько иная. Формы 4-ФСС, отправленные в электронном виде, поступают на единый для всей страны шлюз приема, где и хранятся квитанция об их приеме, являющиеся электронными юридически значимыми подтверждающими документами. При наличии ошибок на Шлюзе ФСС также можно найти протокол ошибок форматного и (или) логического контроля.

Рис. 5. Отображение состояния электронного документооборота с ФСС на Шлюзе приема

Схема для электронной отчетности 5

Таким образом, для просмотра и надежного хранения документов, подтверждающих сдачу отчетности в контролирующие органы, компаниям рекомендуем:

  1. регулярно сохранять в электронном архиве на своем диске комплекты электронных документов, подтверждающих сдачу отчетности в контролирующие органы,
  2. иметь возможность просматривать эти электронные документы с помощью специализированных программ. Но для этого такие программы, как вышеупомянутые КриптоАрм и ARM.exe не очень удобны. КриптоАрм, являяся универсальной, не позволяет просматривать xml-отчеты в удобочитаемом бухгалтером виде, а ARM.exe предназначена только для работы с расчетом 4-ФСС.

Программа позволяет в удобном для бухгалтера и проверяющего виде просматривать:

Представление налоговых деклараций (расчетов) и документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи осуществляется налогоплательщиком непосредственно в налоговые органы или через специализированного оператора связи.

Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет) электронной цифровой подписью, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) (пункт 5 статья 80 Кодекса).

Представление налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде осуществляется при наличии у налогоплательщика соответствующего программного обеспечения и технических средств, совместимых с техническими средствами налогового органа.

2. Каковы преимущества подключения к системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по ТКС?

Подключение к системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи предоставляет налогоплательщику ряд существенных преимуществ:

Экономия рабочего времени

Отпадает необходимость посещения налогоплательщиками налоговых инспекций. Вся информация практически в любое время суток может быть отправлена из офиса налогоплательщика.

Отсутствие дублирования

Представление бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не требует дублирования этих документов на бумажных носителях.

Избежание ошибок

При формировании информации с использованием средств выходного контроля налогоплательщику предоставляется возможность ее подготовки и формирования в стандартном формате, с контролем правильности заполнения полей форм отчетности. При этом осуществляется проверка актуальности версии заполняемой формы.

Гарантия оперативного обновления форматов представления информации в электронном виде

В случае изменения форм налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, иных документов или введения новых форм отчетности, налогоплательщик до установленного срока представления информации автоматически получает возможность обновления новых версий форматов ее представления в электронном виде.

Возможность получения информационной выписки

Отправив информацию в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, налогоплательщик имеет возможность получить информационную выписку о выполнении обязательств перед бюджетом разных уровней (распечатки по налогам), которая также передается по каналам связи в зашифрованном виде налоговой инспекцией через оператора связи.

Оперативное информирование

Налогоплательщик имеет возможность получения по электронной почте общедоступной информации от налоговых органов: сведения об изменении налогового законодательства, изменение бюджетных счетов, нормативных актов и т.п.

Подтверждение доставки отчетности

После отправки информации в налоговый орган, налогоплательщику гарантировано получение подтверждения ее получения, имеющего в спорных ситуациях юридическую силу.

Конфиденциальность

Система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи предполагает защиту информации, содержащейся в направленных документах, от просмотра и корректировки.

Повышение оперативности обработки информации, исключение технических ошибок

Отчетность, направленная в инспекцию в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи проходит входной контроль и разносится по лицевым счетам.

3. Как решены вопросы безопасности?

При сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи применяются средства криптографической защиты информации (СКЗИ). Это комплекс аппаратно-программных средств (шифрование и электронная цифровая подпись), обеспечивающих защиту информации в соответствии с утвержденными стандартами и сертифицированные в соответствии с действующим законодательством.

Использование электронной цифровой подписи (ЭЦП) документа и СКЗИ обеспечивает:

  • сохранение конфиденциальности переписки;
  • однозначность идентификации налогоплательщика, приславшего файлы отчетности;
  • защиту файлов отчетности от несанкционированных исправлений.

Применяемые в системе сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи средства шифрования аналогичны средствам, которые используются в силовых ведомствах, спецслужбах, системах дипломатической связи, банковских системах и т.д.

4. Как можно подключиться к системе электронной сдачи отчетности по ТКС?

Чтобы подключится к системе представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, необходимо:

· получить информацию о возможности представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в налоговой инспекции по месту учета или на Интернет-сайте Управления ФНС России по Удмуртской Республике, а также в средствах массовой информации;

· ознакомиться с Порядком представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 и с Методическими рекомендациями об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденными приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705;

· выбрать удостоверяющий центр, который обеспечивает электронной цифровой подписью и/или специализированного оператора связи, из числа прошедших аккредитацию в качестве Доверенного удостоверяющего центра, заключить с ним соответствующие договоры и приобрести электронную цифровую подпись (список специализированных операторов связи, договор с которыми заключило Управление ФНС России по Удмуртской Республике опубликован на нашем сайте). LINK

· приобрести программное обеспечение, совместимое с программным обеспечением, налоговых органов, установить его на компьютере, имеющем выход в сеть Интернет. Необходимое программное обеспечение может быть предоставлено специализированным оператором связи.

5. Как выбрать оператора связи?

Налогоплательщик может воспользоваться услугами любого специализированного оператора связи из числа прошедших аккредитацию в качестве Доверенного удостоверяющего центра. В настоящее время в Удмуртской Республике активно работают два специализированных оператора связи, оказывающие услуги по организации системы сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в налоговые инспекции республики.

При выборе специализированного оператора связи налогоплательщику в первую очередь необходимо удостовериться в том, что:

  • данный специализированный оператор связи удовлетворяет всем требованиям, перечисленным в пункте 4 Методических рекомендаций об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
  • программное обеспечение, предлагаемое налогоплательщику для представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи включает в себя услугу по доступу к своим персонифицированным данным, а так же обеспечивает получение в электронном виде от налогового органа информацию об изменениях действующего законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
  • специализированный оператор связи исполняет функции удостоверяющего центра.

Если все в порядке, можно смело заключать договор с выбранным оператором связи.

6. Какие требования предъявляются ФНС России к операторам связи?

7. Сколько времени может потребоваться на подключение к ТКС?

Переход на представление налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи связан с определенными временными затратами на проведение организационных мероприятий (приобретение необходимых технических и программных средств; выбор специализированного оператора связи, заключение договора с ним о совместных действиях (при необходимости), получение сертификата ключа подписи, получение ЭЦП налогоплательщика, обучение персонала и т.д.).

8. Где можно получить дополнительную информацию о подключении к ТКС?

Информацию об участниках информационного обмена, о порядке подключения и представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи Вы можете получить как непосредственно в инспекции ФНС России по месту учета, так и на Интернет–сайте Управления ФНС России по Удмуртской Республике

9. Можно ли заполнять отчетность на одном компьютере, а при отправке использовать другой? Может ли бухгалтер сдавать отчетности нескольких организаций, используя при этом один компьютер?

Порядок подготовки и представления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи определяется программным обеспечением на стороне налогоплательщика.

Налоговый орган при приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи контролирует формат, в котором представлена налоговая декларация (расчет) за данный отчетный период и электронную цифровую подпись руководителя или уполномоченного представителя организации, которые имеют права подтверждать полноту и достоверность представленной налоговой декларации (расчета).

10. Каков порядок выдачи, смены, уничтожения криптографических ключей? Может ли получить ключ не руководитель или главный бухгалтер, а некое уполномоченное лицо?

Для получения сертификата ключа подписи, отзыва сертификата ключа подписи, приостановления/возобновления действия сертификата ключа подписи налогоплательщик должен обращаться либо к специализированному оператору связи, исполняющему функции Удостоверяющего центра, либо в Доверенный Удостоверяющий центр, который выдал ему электронную цифровую подпись.

В соответствии со статьей 26 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Согласно положению статьи 27 Налогового Кодекса Российской Федерации, уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

11. В каких случаях налогоплательщик должен получить у оператора связи новый криптографический ключ?

При обнаружении ошибки в налоговой декларации (расчете) отправленной в налоговый орган, налогоплательщик, согласно статьи 81 Налогового Кодекса Российской Федерации, обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация (расчет), представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока. Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме (формату), действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения. Уточненные налоговые декларации (расчеты) подписываются действующей на данный момент электронной цифровой подписью, принадлежащей руководителю организации или уполномоченному представителю.

13. Что следует предпринять, если отчетность не дошла до инспекции по техническим причинам?

Если налоговая декларация (расчет) налогоплательщиком была направлена в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи и в течение шести часов с момента отправки налогоплательщик не получил соответствующее подтверждение об отправке, налогоплательщик должен, во-первых, обратиться к специализированному оператору связи и, во-вторых, заявить о данном факте в налоговый орган.

При техническом сбое в программно-аппаратных средствах, обеспечивающих представление налоговых деклараций (расчетов) для принятия решения при возникшей форс-мажорной ситуации (налоговая декларация (расчет) налогоплательщиком была направлена, но в налоговый орган не поступила) создается комиссия из числа сотрудников налогового органа и специализированного оператора связи. Комиссия определяет причины возникшей ситуации, анализирует выявленное состояние направленной налоговой декларации (расчета) и фиксирует его в Акте, после чего принимает решение об исполнении обязанности налогоплательщика в части представления налоговой декларации (расчета) в установленный срок. Кроме этого в решение определяется перечень мероприятий по доведению до налогового органа налоговой декларации (расчета) и подтверждения о дате представления.

14. В чем особенности сдачи электронной отчетности без посредничества операторов связи?

В марте 2007 года в России начался эксперимент по сдаче электронной отчетности без посредничества операторов связи. Данный эксперимент был начат в четырех регионах (Москва, Тверская область, Кемеровская область, Республика Татарстан) в целях реализации с 1 января 2008 года положений статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации согласно приказу ФНС России от 12.12.2006 № САЭ-3-13/848@.

  • взаимодействия между налоговыми органами для доставки налоговых деклараций (расчетов) из Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, где налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения обособленных подразделений организации, а также по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации;
  • приема от налогоплательщиков налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, в том числе и отнесенных к категории крупнейших, которые с 01.01.2008 года должны будут представлять все налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

До завершения процесса перехода в налоговых органах параллельно используется программное обеспечение специализированных операторов связи.

Процесс перехода на один унифицированный программный комплекс приема налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не отразится на налогоплательщике, который пользуется услугами специализированного оператора связи для представления налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган.

15. Датой сдачи электронной отчетности является день ее отправки, зафиксированный в подтверждении, которое налогоплательщик получает от оператора связи. Если отчетность будет направляться напрямую в инспекцию, кто будет подтверждать дату отправки отчетности?

Учитывая ответ на предыдущий вопрос ничего нового по порядку представления налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не появилось. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

При представлении в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи следует принимать во внимание также Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденные приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705@.

1. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.

Расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет сбора представляется в случаях, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса применительно к каждому сбору.

Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные частью второй настоящего Кодекса. Указанные расчеты представляются в порядке, установленном частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу.

Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога.

Расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных главой 34 настоящего Кодекса.

2. Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.

Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

3. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу (страховым взносам).

Сведения о среднесписочной численности работников представляются в налоговые органы плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в составе расчета по страховым взносам.

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с настоящим Кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.

4. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днем ее представления считается дата ее отправки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц на бумажном носителе также может быть представлена физическим лицом в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, который при принятии налоговой декларации обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее приема.

Днем представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг считается день ее приема многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

4.1. Налоговая декларация (расчет) считается непредставленной, если при проведении камеральной налоговой проверки на основе такой налоговой декларации (расчета) установлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:

1) в ходе проведения мероприятий налогового контроля установлен факт подписания налоговой декларации (расчета) неуполномоченным лицом;

2) физическое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшее налоговую декларацию (расчет), дисквалифицировано на основании вступившего в силу постановления о дисквалификации по делу об административном правонарушении и срок, на который установлена дисквалификация, не истек ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);

3) в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния содержатся сведения о дате смерти физического лица, наступившей ранее даты подписания налоговой декларации (расчета) усиленной квалифицированной электронной подписью этого физического лица;

4) в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшего налоговую декларацию (расчет), в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о недостоверности сведений об указанном лице ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);

5) в отношении налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) - организации в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или исключения из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа) ранее даты представления таким лицом в налоговый орган налоговой декларации (расчета);

6) обстоятельства, предусмотренные пунктом 5.3 статьи 174 либо пунктом 7 статьи 431 настоящего Кодекса.

4.2. При установлении хотя бы одного из обстоятельств, указанных в подпунктах 1 - 4 и 6 пункта 4.1 настоящей статьи, налоговый орган в срок не позднее пяти дней со дня установления такого обстоятельства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, обязан уведомить налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) о признании соответствующей налоговой декларации (расчета) непредставленной.

Форма и формат уведомления о признании налоговой декларации (расчета) непредставленной утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5. Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), либо подтверждающий указанные полномочия документ в электронной форме, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя.

Формат документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), в электронной форме и порядок его направления по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

7. Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов, сборов, страховых взносов, за исключением:

1) вида документа: первичный (корректирующий);

2) наименования налогового органа;

3) места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;

4) фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);

5) номера контактного телефона налогоплательщика, плательщика страховых взносов;

6) сведений, подлежащих включению в налоговую декларацию в соответствии с главами 21, 23, 30 настоящего Кодекса;

7) сведений о среднесписочной численности работников, подлежащих включению в расчет по страховым взносам.

8. Утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 27.11.2010 N 306-ФЗ.

9. Особенности представления налоговых деклараций при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.

10. Особенности исполнения обязанности по представлению налоговых деклараций посредством уплаты декларационного платежа определяются федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.

11. Особенности представления в налоговый орган налоговой декларации консолидированной группы налогоплательщиков определяются главой 25 настоящего Кодекса.

12. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.

Читайте также: