При каком короле франции сложился единый порядок управления суда сбора налогов

Обновлено: 08.07.2024

Происходит формирование феодального сословного строя.

843 год - Верденский раздел. Империя Карла Великого распалась на 3 части: Франкия, восточная Франкия, Лотарингия.

Происходит развитие феодальных отношений, и они становятся господствующими. Монопольное право феодалов на землю приводит к исчезновению свободного крестьянского землевладения.

Отношения между сеньором и вассалом строились на основе договора, были неравноправны. Получатель феода (фьефа) обязывался признавать верховенство сеньора (сузерена). Договоры заключались публично и по обряду, в котором главным было официальное введение вассала во владение (инвеститура) и его клятва верности сеньору (оммаж). В договоре фиксировались обязанности сторон: сеньор осуществлял защиту вассала и его земли; а вассал был обязан военной службой сеньору (в XI в. срок ее составлял до 40 дней в году). Первоначально договоры носили персональный характер, затем обязательства стали переходить по наследству, но наследник при вступлении во владение вносил плату (рельеф).

Сложилась сословная структура класса феодалов:

· Рыцари (шевалье) - мелкие феодалы.

· Герцоги и графы - крупные феодалы, которые считали себя равными королю (пэрами).

Аррьер-вассалов – подвассалы, основная масса феодалов, не подчинялась королю, т.к. действовал принцип иммедиатизации (вассал моего вассала - не мой вассал).

Со временем большинство крестьян превращается в сервов (рабов). Платили подушную подать (шеваж) и оброк, барщина составляла 3 дня в неделю. Сервы не могли жениться и свидетельствовать в суде без разрешения господина. Серв мог продать свой надел или уйти от сеньора.

Другая группа феодально-зависимых крестьян - вилланы. Они считались лично свободными держателями земли, принадлежащей феодалу, уплачивали оброк (талью). Вилланы уплачивать сеньору специальный взнос (менморт) при получении земельных участков по наследству.

Возникновение и развитие сеньориальной монархии.

В следствии децентрализации королевская власть утратила значение. Власть фактически распространялась на территорию его домена и ограничивалась борьбой с непокорными вассалами. Вне домена власть принадлежала крупным феодалам. Такая форма феодального государства называется сеньориальной монархией.

С избранием Гуго Капета прекратилась династия Каролингов. При 1-х Капетингах выборность короля сохранялась, но преемник назначался ещё при жизни короля. Утверждается порядок передачи власти по наследству.

Функции королевской власти были ограничены: король был главой войска, творил законодательство, вершил суд. Но при первых Капетингах королевское законодательство фактически прекратилось. Судебная власть существовала только в пределах его домена.

В 12 в. король стал издавать законодательные акты - установления, хотя на это требовалось согласие крупных феодалов. Расширялась сфера судебной юрисдикции короля.

Центральное управление.

В условиях раздробленности органы центрального управления не были структурированы. Управление основано на вассальных отношениях. От Каролингов в наследие остался королевский двор из знатных феодалов и дворцовых слуг (министериалов).

Главную роль в управлении и королевской администрации играл сенешал, который был главой королевского двора, осуществлял командование армией.

В военных делах за сенешалом шел коннетабль - глава королевской конницы, и его помощник – маршал.

Курия короля представляла собой собрание королевских вассалов.

Местное управление.

Местные органы управления создавались лишь в домене короля, где признавалась его власть. В крупных сеньориях существовала своя система местного управления. Королевские чиновники на местах исполняли все функции.

Появляются прево — должностное лицо, королевский чиновник, обладающий судебной, фискальной и военной властью в пределах административно-судебного округа, на которые делился королевский домен.

С конца 12 в. создаются бальяжи - крупные административные единицы, объединяющие несколько превотств. Во главе был специальный чиновник - бальи, который осуществлял контроль над прево,

Короли стали назначать специального чиновника из местных феодалов - сенешала с функциями, аналогичными бальи. Как правило, сенешальства создавались в приграничных округах.

Бальи и сенешалы в XIII в. вершили правосудие от имени короля (по наиболее тяжким уголовным делам).Прево, бальи и сенешалы играли главную роль в пополнении королевской казны, осуществляя сбор налогов и пошлин.

Реформы Людовика IX

· Создания военизированной городской милиции.

· Запрет частных войн в королевском домене, а также "40 дней короля" на остальной территории: любая сторона в течение этого срока могла перенести спор в суд короля.

· Была введена единая королевская монета и запрещено использование других денег.Это способствовало усилению позиций королевской власти.

· Из королевской курии были образованы специальные ведомства: малый королевский совет - совещательный орган при короле, а счетная палата - финансы.

· На базе курии был создан парламент - специальный судебный орган, который стал высшим судом Франции 4 раза в год. Вводилась cистема специальных инспекторов, которые осуществляли надзор за сенешалами и бальи и принимали жалобы на их действия.

Образование сословно-представительной монархии во Франции. Генеральные штаты.

Завершилось оформление сословий:

· Дворянство и духовенство – привилегированные, которые не платили повинностей

· Купцы, ремесленники– все свободные, в политической сфере их представлял городской патрициат.

Сильная королевская власть сочеталась с представительным органом – Генеральными штатами. Это периодически созываемые собрания высшего духовенства, сеньоров, мэров городов. Штаты рассматривали различные вопросы, главным из которых было утверждение денежных сборов. Каждое сословие было представлено отдельной палатой.

· Первая – высшее духовенство.

· Вторая – выборные от дворянства, причем наиболее знатные в ее состав не входили (состояли в Королевской курии).

· Третья – представители городов, как правило, патрициата.

Вопросы рассматривались по палатам, решение – большинством голосов. Решение утверждалось всеми палатами, причем каждая палата имела только один голос. Генеральные штаты собирались по призыву короля.

События Столетней войны привели к усилению роли Генеральных штатов. В 1357 г. они добились издания Великого мартовского ордонанса (указа):

· Заседания штатов должны были проводиться регулярно без санкции короля.

· Они получали право контролировать расходы правительства.

· Давать согласие на заключения мира и объявления войны, назначать советников короля.

Столетняя война так же привела к усилению власти короля. После нее роль генштатов уменьшается.

В судебной сфере продолжает возрастать роль королевской юстиции.

На базе Королевской курии был создан высший суд королевства – парламент. Он стал высшим апелляционным судом. Его разделяли на палаты: большую (судебную), несколько следственных и несколько палат прошений. Он рассматривал наиболее важные уголовные и гражданские дела и принимал жалобы на решения нижестоящих судов. Важная его функция – регистрация королевских ордонансов, только после которых они начинали действовать.

Виды судов:

· Суд римской курии

Суд на местах представляли бальи, сенешали (на юге) и прево. Здесь суд еще не отделился от администрации.

21. Абсолютная монархия во Франции. Развитие государства и права в ХVI—ХVIII вв.

Верховная политическая власть принадлежала королю.

Генеральные штаты практически перестают функционировать. Некоторое время для рассмотрения важных проектов реформ и решения финансовых вопросов король собирал нотаблей (феодальную знать). В XVI в. король полностью подчинил себе католическую церковь.

У короля было право:

· Назначение на любую государственную и церковную должность.

· Он являлся окончательной инстанцией во всех вопросах государственного управления.

· Принимал важнейшие внешнеполитические решения.

· Определял экономическую политику государства, устанавливал налоги.

· От его имени осуществлялась судебная власть.

При абсолютизме центральные органы власти разрослись и усложнились. Канцлер становится вторым лицом в государственном управлении. В XVI в. появляются должности государственных секретарей. Им поручались определенные сферы управления – иностранные дела, военные дела, морские дела и колонны, внутренние дела.

Большую роль в центральном управлении играл сначала суперинтендант финансов, а затем Генеральный контролер финансов.

Людовик XIV создал Большой совет, куда входили герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер. Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы. Для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верховный совет.

Совет депеш обсуждал вопросы внутреннего управления, принимал решения, относящиеся к деятельности администрации. Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую политику.

В качестве органа, проводившего политику центра на местах, были губернаторы. Они назначались и смещались королем.

Учреждается должность комиссаров (позже переименовались в интендантов), в их функции входит: контроль за фабриками, банками, дорогами, судоходством, финансами.

Государственные финансы.

Главным источником поступления денежных средств в казну были налоги, важнейшим из которых оставалась талья.

Большое значение имела также капитация – подушная подать.

Важным источником поступлений в королевскую казну были также косвенные налоги – налог на соль, сборы от торговых пошлин, доходы от королевских монополий. Широко практиковались государственные займы.

Судебная система.

Несмотря на усиливающуюся централизация судебной системы, она оставалась архаичной и сложной. В некоторых частях Франции сохранилась сеньориальная юстиция. Королевские ордонансы лишь регламентировали порядок ее осуществления. Самостоятельную систему представляли собой церковные суды. Существовали и специализированные трибуналы: коммерческие, банковские, адмиралтейские и др. Крайне запутанной была и система королевских судов. Сохранились суды в бальяжах (крупные административные единицы, объединяющие несколько превотств). Важную роль, как и прежде, играл Парижский парламент и судебные парламенты в других городах. Созданы особые апелляционные суды в ряде наиболее крупных бальяжей по рассмотрению уголовных и гражданских дел.

Обособление судебных функций королевского двора (курии) стало заметным с усилением централизаторских тенденций в политике королей в 1250-е годы. С 1254 г. в королевской курии стали вести регулярную запись состоявшихся решений королевского суда, оформилось собственное делопроизводство. Наконец, с 1260 г. заседания королевской курии, посвященные судебным делам, стали проходить отдельно от тех, где рассматривались финансовые вопросы; со временем среди членов курии и королевских советников сложилась специализация. Так произошло образование особого королевского суда — парламента (от франц. parler — говорить). Его официальным местопребыванием стал Париж. Первоначально значение парламента было неотделимо от значения королевского двора (во второй половине XIII в. он и назывался Cour de parlement). Как часть курии, парламент сохранял свой феодальный характер: в его составе доминировали светские и духовные вассалы короля, главным образом постоянно пребывавшие при дворе. На протяжении XIV в. феодальный элемент в составе и делах парламента значительно сократился, членами его стали особые советники, которых избирал король. В 1319 г. было запрещено участвовать в работе парламента прелатам. По королевскому ордонансу (указу) 1345 г. установилась стабильная организация парламента: его стали составлять только советники из духовных или светских лиц, назначавшиеся королем. Появилась особая должность выборного президента парламента (1366). По ордонансам 1389 и 1401 гг. выборный порядок был распространен на всех советников. Право окончательного одобрения кандидатур оставалось за канцлером. В начале XV в. на место выборности в организацию парламента пришел порядок кооптации (самопополнения). Члены парламента сами определяли 2–3 кандидатов на вакантную должность, а окончательное утверждение принадлежало королю.

Такой принцип организации парламентского суда до известной степени обособил его от королевской власти, а парламентские советники превратились чуть ли не в особое сословие. Король перестал лично присутствовать на заседаниях парламента. Его интересы при рассмотрении правовых вопросов или судебных дел представляли королевские прокурор и адвокат. Но возможность личного присутствия короля по-прежнему признавалась, а в случае обвинений против пэров Франции оно считалось парламентом необходимым.

Возрастание роли парламента как центрального органа королевской юстиции усложнило его внутреннюю организацию. С XV в. парламент стабильно подразделялся на несколько палат: 1) Великая, где разбирались только жалобы на решения местных и низших судов (ее составляли до 40 советников во главе с президентом); 2) Следственная, где расследовались и решались особо крупные или по тем или иным соображениям важные дела королевской юрисдикции (в ней было до 30 членов); следственных палат могло быть и несколько — до 5; 3) Кассационная, где пересматривались решения низших королевских судов;их также позднее могло быть несколько, и в каждой было по 10–15 советников. В 1453 г. окончательно оформилась еще одна, особая 4) Палата башенки (Tournelle) — в ней расследовались и решались особые уголовные и уголовно-политические дела. Исключительного значения дела или политико-юридические вопросы рассматривались в общем собрании парламента.

Парижский парламент рассматривался как основной суд королевства. Наряду с ним уже в XIII в. было признано сходное значение и за аналогичными учреждениями, традиционно существовавшими в провинциях. Каждое из таких носило свое традиционное наименование (в Нормандии — Палата Шахматной доски, в Лангедоке — парламент, и др.). На протяжении XV в. провинциальные учреждения преобразовались в местные парламенты. Второй (после Парижского) сложился в Тулузе (1443), затем в Гренобле (1451), Бордо (1462), Руане (1515) и т. д. — всего до 20-ти. По своей организации они походили на Парижский. Но только первый располагал Великой палатой с особыми полномочиями высшего королевского суда и даже до некоторой степени судебно-политическими полномочиями.

Парламенты, помимо прочего, осуществляли постоянный судебный контроль за низовыми судами — прево, байлями, вигье, и за окружными — бальи и сенешалами. Сеньориальная юстиция до XVI в. оставалась вне такого контроля. Однако наиболее важные дела, т. н. королевские случаи (касавшиеся личности короля, прав короны, преступлений на больших дорогах, специально отмеченные ордонансамитяжкие преступления), перешедшие в свое время в компетенцию бальи, объективно попали под юрисдикцию парламентов.

Закон, юстиция, престолонаследие

Закон, юстиция, престолонаследие

Закон, юстиция, престолонаследие

ГЛАВА ТРЕТЬЯ Короли Салического дома: Конрад II, Генрих III, Генрих IV. — Королевская и княжеская власть. Королевская и папская власть. Григорий VII

ГЛАВА ТРЕТЬЯ Короли Салического дома: Конрад II, Генрих III, Генрих IV. — Королевская и княжеская власть. Королевская и папская власть. Григорий VII Результаты властвования Саксонской династииСтолетие, в течение которого Саксонская династия правила Германией, было

Глава тридцать четвертая Государи, парламенты и державы

Глава тридцать четвертая Государи, парламенты и державы 1. Государи и внешняя политика. 2. Голландская республика. 3. Английская республика. 4. Распад и смута в Германии. 5. Блеск и слава великой монархии в Европе. 6. Музыка в XVII и XVIII столетиях. 7. Живопись XVII и XVIII

Юстиция Союзников

Юстиция Союзников Несмотря на то что подобные жесткие меры должны были поставить крест на подпольной деятельности нацистов, Союзное командование, чтобы вконец подорвать возможное сопротивление, решилось на принятие еще более жестких, почти драконовских мер. В приказе

ДОЛГИЙ И КОРОТКИЙ ПАРЛАМЕНТЫ. НАЧАЛО АНГЛИЙСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

ДОЛГИЙ И КОРОТКИЙ ПАРЛАМЕНТЫ. НАЧАЛО АНГЛИЙСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ Яков І Карл ІАнглийская буржуазная революция стала одной из наиболее значительных вех в истории человечества. Она ознаменовала собой начало новой эпохи — капиталистической. Точнее, новая эпоха,

Приложение II. Английские Парламенты 1399–1487 гг.

Приложение II. Английские Парламенты 1399–1487 гг.

Юстиция в Третьем рейхе

Юстиция в Третьем рейхе Юридическая система Третьего рейха полностью отвечала личным представлениям фюрера о юстиции. Гитлер испытывал презрительное отношение к традиционной юридической системе буржуазного парламентаризма, о чем неустанно повторял в первые годы

Уголовная юстиция в империи

Уголовная юстиция в империи Номинально суд постоянных комиссий продолжал существовать до начала III в. Но уже в период принципата он начал вытесняться новым порядком судопроизводства. При императоре Августе окончательно исчезло право апелляций к народному собранию:

Церковная юстиция

Церковная юстиция Юрисдикция церкви в отношении своих сочленов и тем более в отношении мирян вовсе не вытекала из Писания и богословских догматов. Ее возникновение было историческим. Связано оно было, во-первых, со стремлением государственной власти опереться на

Парламенты

Парламенты Парижский парламент, остепенившийся и частично купленный, у которого нельзя было отобрать право регистрации, пытался вмешиваться в содержание королевских эдиктов и деклараций; в финансовом плане он по закону сохранял за собой право контролировать так

В 1439 г. специальным указом Карл VII установил королевскую монополию на талью — побор, который взимался до тех пор и королем, и сеньорами на общественные нужды. Отныне феодалы могли взимать его только с согласия короля и не должны были препятствовать сбору королевской тальи. Почти одновременно несколькими ордонансами были проведены военные реформы, которые утвердили монопольное право короля вести войну и запретили сеньорам иметь своих воинов и крепости, а также создали постоянную армию. Находящаяся отныне под безусловным контролем короля, она подразделялась на кавалерию и пешее ополчение — инфантерию. В кавалерию набирались дворяне (жандармы). Каждые 50 приходов городского и сельского населения поставляли 1 обученного воина — вольного стрелка (франк-аршера). Служба в обоих родах войск оплачивалась государством. Талья, предназначенная для содержания постоянной армии, тоже превращалась в постоянный налог, взимаемый в условиях войны и мира. В середине XV в. окончательно определилась классовая сущность налоговой системы, когда привилегированные сословия духовенства и дворянства были освобождены от налогов.

Эти реформы, а также размах народного сопротивления предопределили победу Франции в Сто-летней войне. На заключительном ее этапе взаимодействие королевской армии с отрядами народного сопротивления привело к изменению военной тактики французов: отказ от длительной осады и штурма городов, переход к тактике мелких сражений. Военные успехи и укрепление монархии сорвали планы ее политических противников, стремящихся к ослаблению центральной власти. В 1435 г. герцог Бургундский был вынужден заключить союз с Карлом VII. Англичане потеряли Париж, Руан, Нормандию, Бордо. В их руках остался только Кале. Так закончилась война, в ходе которой ценой непосильных жертв французский народ сохранил независимость и государственный суверенитет своей родины.
Победа Франции означала ликвидацию притязаний Англии на французскую корону и земли на континенте. Завершение войны в 1453 г. создало благоприятные условия для дальнейшего развития про-цесса централизации. При этом французская монархия в экстремальной ситуации и частично благодаря ей сумела решить важные для собственного усиления задачи — создать постоянную армию и постоянные налоги.
Укрепление королевской власти нашло отражение и в церковной политике. В 1438 г. на ассамблее французского духовенства была принята так называемая Буржская Прагматическая санкция, закрепившая вольности галликанской церкви: право свободного выбора местными капитулами епископов и аббатов, отмену анна-тов (платежей в размере годового дохода от каждой церковной кафедры римскому папе), ограничение апелляций в римскую курию только вопросами вероучения.

Политическое объединение Франции во второй половине XV в.

В 1481 г. к Франции был присоединен Прованс с крупным торговым и морским портом Марселем, центром средиземноморской торговли. В 1491 г. в результате брака Карла VIII (1483— 1498) с Анной Бретонской к Франции была присоединена Бретань, в следующем столетии окончательно вошедшая в состав королевского домена. Присоединение Лотарингии, Франш-Конте, Руссильона и Савойи растянулось до середины XIX в. Однако к концу XV в. в основных чертах процесс объединения страны был завершен. Он был подкреплен постепенным слиянием двух народностей. В XIV—XV вв. в Северной Франции на основе парижского диалекта сложился единый язык. Он заложил основы формирования общефранцузского языка, хотя в ряде областей продолжали существовать местные диалекты (провансальский и кельтский языки юга и Бретани).
В политическом развитии Франция уверенно шла к новой форме государственности — абсолютной монархии. Показателем новых тенденций служило свертывание в конце XV в. практики сословного представительства. Для Генеральных штатов это обернулось их фактической бездеятельностью. Послед-ние в XV в. Генеральные штаты были созваны в 1484 г., они бесславно попытались в условиях малолетства Карла VIII усилить свое политическое влияние. Для провинциальных и местных штатов спад выразился главным образом в лишении их прежней автономии и подчинении центральной власти. Причиной упадка сословно-представительной системы явились осуществленные монархией реформы — налоговая и военная, которые ослабили ее зависимость от сословий. Кроме того, к концу XV в. произошли заметные сдвиги в положении сословий и их отношении к центральной власти. Создание постоянной армии, в частности, закрепило приверженность дворянства к военной службе, оплачиваемой государством, его безучастность к хозяйственной деятельности. Это не способствовало его сближению с городским сословием. Налоговая исключительность духовенства и дворянства, сложившаяся к середине XV в., также усилила раскол привилегированных, сословий с податным третьим сословием, к которому принадлежали горожане и крестьянство.

В XVI век Франция вступила как крупнейшее из централизованных государств Западной Европы, с развитыми сельской экономикой, ремеслом и торговлей, духовной и материальной культурой.

Читайте также: