Превышение расходов над налогами

Обновлено: 17.05.2024

Практика налогового контроля за расходами физических лиц довольно часто расходится с действующим законодательством в результате неверного толкования его положений представителями налоговых органов.

Цель автора — посильная помощь налогоплательщикам в разъяснении правовой ситуации и защите их интересов при проведении налоговыми органами контрольных процедур.

Законодательная база

Ст. 86.1-86.3 части 1 НК, устанавливающие необходимость налогового контроля над расходами физических лиц, вступили в силу с 01.01.00 и в неизменном виде действуют по настоящее время.

Вместе с тем, был принят и Федеральный закон от 20.07.98 №116-ФЗ, который значительно отличался от ныне действующих норм НК РФ. Он должен был вступить в силу через 1,5 года после своего официального опубликования, т. е. 25.01.00. Однако этого не случилось. Тем не менее, указанный Закон так широко освещался СМИ и так неожиданно и тихо был отменен, что среди налогоплательщиков, да и контролирующих служб, по сей день бытует неправильное представление о механизме контроля за соответствием расходов граждан их доходам, которое нуждается в коррективах.

Справка

  • более высоким размером штрафа за неподачу специальной декларации (при задержке до 90 календарных дней - до 100 МРОТ, свыше 90 календарных дней - до 1000 МРОТ), при этом штрафы подлежали взысканию исключительно в судебном порядке;
  • более широким перечнем видов имущества, контролируемого налоговыми органами;
  • введением минимальной планки стоимости контролируемого имущества: 1000 МРОТ — для стоимости 1 объекта и 3000 МРОТ — для суммарной стоимости нескольких объектов, приобретенных за год (таким образом, предусматривался контроль только для крупных расходов);
  • порядком декларирования имущества физического лица, которое могло быть источником затрат на приобретение контролируемых объектов (наличные денежные накопления не могли быть указаны в декларации об имуществе, подлежащей передаче нотариусу на хранение, в сумме, превышающей 1000 МРОТ.

Какие приобретения подлежат контролю

  1. недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений;
  2. механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;
  3. акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;
  4. культурные ценности;
  5. золото в слитках.

Следует учесть, что минимальная планка стоимости имущества, расходы на которое подлежат контролю, не установлена. Поэтому налоговому контролю подлежат любые расходы, независимо от суммы, если приобретается имущество, указанное в перечне.

Действующий механизм контроля расходов

  1. органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  2. органы, осуществляющие регистрацию механических транспортных средств;
  3. лица, регистрирующие сделки с ценными бумагами;
  4. нотариусы, удостоверяющие сделки купли-продажи культурных ценностей;
  5. уполномоченные лица и организации, регистрирующие сделки с золотом в слитках.

Форма извещения налогового органа уполномоченным лицом установлена Приложением 1 к Приказу МНС РФ от 02.12.99 №АП-3-08/379 "Об утверждении форм документов, необходимых при проведении налогового контроля за расходами физического лица".

  1. выписку из единого государственного реестра, договор купли-продажи — для сделок с недвижимым имуществом;
  2. копию справки-счета, договор купли-продажи (при наличии), выписку из реестра регистрации транспортных средств — для операций с механическим транспортным средством;
  3. договор купли-продажи — для сделок с ценными бумагами;
  4. договор купли-продажи, удостоверенный в установленном порядке — для сделок с культурными ценностями;
  5. договор купли-продажи — для сделок с золотом в слитках.
  1. 5000 рублей — на организации,
  2. 500 рублей — на физические лица, включая индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов.

Права и обязанности физического лица

Физические лица при получении письменного требования налогового органа, основанного на имеющихся у него сведениях, обязаны в течение 60 календарных дней представить специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение указанного в требовании имущества. Форма специальной декларации дана в Приложении №3 к Приказу МНС РФ от 02.12.99 №АП-3-08/379 "Об утверждении форм документов. ".

  1. Сведения о декларанте — ФИО, ИНН, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства, контактный телефон.
  2. Сведения о приобретенном имуществе — наименование и местонахождение (для недвижимости), дата приобретения, стоимость.
  3. Сведения об источниках средств, израсходованных на приобретение имущества — наименование и местонахождение источника, период получения средств, вид средств, сумма.

Лицо, представляющее специальную декларацию, вправе приложить к ней заверенные копии документов, подтверждающие указанные в ней сведения.

По требованию налоговых органов составителем специальной декларации или его представителем должны быть представлены для ознакомления и подлинники документов, копии которых были приложены к декларации.

Подп. 1 п. 8 ст. 23 НК установлена обязанность налогоплательщика - физического лица сохранять документы, подтверждающие полученные доходы, только в течение 4 лет. Отсюда следует, что требование налоговой службы представить для подтверждения доходов более старые документы будет считаться неправомерным и налогоплательщик имеет полное право ответить на него отказом. В подп. 11 п. 1 ст. 21 НК указано, что налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные требования налоговых органов и их должностных лиц.

Следует подчеркнуть, что предоставление заверенных копий документов для подтверждения сведений, указанных в специальной декларации, является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Думается, что в ряде случаев в тексте специальной декларации в качестве источника средств, израсходованных на приобретение имущества, правомерно указывать и накопления за предыдущие периоды (от начала трудовой деятельности). Если трудовая биография налогоплательщика была продолжительной - у налоговых органов практически нет шансов доказать незаконность доходов, истраченных на приобретение имущества. Предоставления в налоговый орган каких-либо дополнительных документов при этом не требуется, так как там уже имеется вся информация о полученных и налогооблагаемых доходах налогоплательщика.

Права налогового органа

Анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что права налогового органа по контролю за расходами крайне скудны. Полномочия, предоставленные ему законодательством, как правило, не дают возможности привлекать налогоплательщика к ответственности даже в случае существенного превышения расходов над документально подтвержденными налогооблагаемыми доходами.

Для привлечения к налоговой ответственности недостаточно установить только превышение расходов налогоплательщика над его доходом, необходимо еще доказать наличие в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения, предусмотренного НК. При этом согласно п. 6 ст. 108 НК лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Причем, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения до тех пор, пока его виновность не будет доказана в установленном порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

Незаконные приемы налоговых органов

Налогоплательщик имеет право (подп. 1 п. 1 ст. 21 НК) получить от налогового органа бесплатную информацию об актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщика, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Налогоплательщик, расходы которого подлежат налоговому контролю, имеет право получить от налогового органа исчерпывающую правдивую информацию о содержании своих прав и обязанностей, а также о закрепляющих эти права нормативных актах.

К сожалению, нередко должностное лицо налогового органа сознательно или вследствие недостаточной квалификации вводит налогоплательщика в заблуждение в отношении его прав и обязанностей и содержания соответствующих нормативных актов, предоставляя искаженную информацию.

Когда не потребуют отчет

Согласно п. 2 ст. 86.1 НК налоговому контролю должны подлежать все расходы налогоплательщиков - физических лиц, которые связаны с приобретением недвижимого имущества. Однако в реальности налоговому контролю подлежат лишь расходы покупателя по сделкам купли-продажи недвижимости, поскольку согласно п. 1 ст. 86.2 налоговые органы получают извещения только о регистрации сделок купли-продажи. В результате расходы налогоплательщика - физического лица на приобретение недвижимого имущества по договорам, отличным от договора купли-продажи, в частности, по договорам долевого участия в строительстве - не подлежат налоговому контролю.

Не контролируется и получение в собственность ценных бумаг, культурных ценностей, золота в слитках. Извещение о таком приобретении направляется уполномоченными лицами в налоговые органы только в том случае, если основанием для возникновения прав собственности явился договор купли-продажи. Сведений о приобретении прав собственности по договорам иного вида (мена, дарение и др.) налоговый орган не получает. У него нет оснований для предъявления физическому лицу извещения, которое является одним из обязательных оснований для возбуждения контрольного производства. Соответственно, и у физического лица не может возникнуть обязанности отчитаться об источниках.

В соответствии с п.1 ст.86.1 НК налоговому контролю подлежат расходы только физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ. В соответствии с п.2 ст.11 НК налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. Таким образом, если налогоплательщик в течение календарного года находился в РФ менее 183 дней - его расходы не могут быть подвергнуты налоговому контролю на предмет их соответствия доходам.

Правда, в настоящее время МНС РФ подготовлены поправки к статьям НК о контроле над расходами граждан. Согласно проекту при не подтверждении физическим лицом источника дохода налоговым органам будет предоставлено право самостоятельно определять сумму дохода расчетным путем и взимать доначисленный налог в судебном порядке. Объект контроля предполагается ограничить расходами, которые превышают 1 млн. рублей — при покупке недвижимости и 100 тыс. рублей — при приобретении автомобиля. Но вступят ли эти правила в силу — покажет будущее.

Заключение

Действующее законодательство РФ существенно ограничивает полномочия налоговых органов контролировать расходы налогоплательщиков — физических лиц и дает достаточно широкие возможности этим лицам отстаивать свои права.

Грамотные действия налогоплательщиков в отношении налогового контроля над соответствием расходов полученным доходам (до внесения изменений в действующее законодательство РФ) практически исключают начисление дополнительных платежей по налогу на доходы физических лиц в результате контрольных мероприятий.

Мы не истина в последней инстанции – мы просто излагаем свою точку зрения. Поэтому на нашем форуме Вы можете высказать свое несогласие с теми или иными нашими выкладками.


Баннерная реклама в рассылке


Новинки книжного магазина "Налоговая помощь"

Использование материалов рассылки возможно только с разрешения авторов.

Если Вы хотите предложить свой материал для рассылки или у Вас есть какие-либо предложения о сотрудничестве, то пишите.

Если вы не подписались на наши налоговые рассылки, то сделайте это прямо сейчас. Для тех, кто не в курсе, все это абсолютно бесплатно.



О компании "ТаксХелп"

Налоги в России всегда были мощнейшим фактором, влияющим на деятельность предприятий, на финансовое и стратегическое планирование, взаимоотношения между партнерами. И вполне естественно, что для бизнеса любые налоги воспринимаются как лишние издержки. Никто не спорит с необходимостью платить налоги, однако, эти издержки, как любые другие, могут и должны быть оптимизированы.

Может ли бюджетная организация оказывать своим работникам матпомощь из средств превышения доходов над расходами?

С 1 января 2020 г. из списка лиц, имеющих право на матпомощь за счет указанных средств, работники бюджетных организаций исключены. Таким образом, выплата работникам материальной помощи за счет внебюджетных средств в части превышения доходов над расходами в настоящее время законодательством не предусмотрена (абз. 4 п. 25 Положения N 641, абз. 3 п. 4 Указа N 27).

С 1 января 2020 г. из списка лиц, имеющих право на матпомощь за счет указанных средств, работники бюджетных организаций исключены. Таким образом, выплата работникам материальной помощи за счет внебюджетных средств в части превышения доходов над расходами в настоящее время законодательством не предусмотрена (абз. 4 п. 25 Положения N 641, абз. 3 п. 4 Указа N 27).

Включается ли в расчет среднедневного заработка при оплате трудового отпуска разовая премия, выплаченная работнику в связи с его юбилеем и за производственные результаты из средств превышения доходов над расходами?

Разовая премия, выплачиваемая работнику по двум основаниям — в связи с его юбилеем и за результаты труда, независимо от источника выплаты не включается в расчет среднедневного заработка, сохраняемого за время трудового отпуска (п. 3 перечня N 47).

Разовая премия, выплачиваемая работнику по двум основаниям — в связи с его юбилеем и за результаты труда, независимо от источника выплаты не включается в расчет среднедневного заработка, сохраняемого за время трудового отпуска (п. 3 перечня N 47).

Учитывается ли при налогообложении налогом на прибыль сумма премий, выплаченная работникам за результаты труда из превышения доходов над расходами?

Цели использования средств превышения доходов над расходами определены Положением N 641, т.е. имеют специальное назначение. Расходы на премии, выплачиваемые за счет таких средств, не учитываются при налогообложении налогом на прибыль (абз. 4 подп. 1.3 п. 1 ст. 173 НК).

Цели использования средств превышения доходов над расходами определены Положением N 641, т.е. имеют специальное назначение. Расходы на премии, выплачиваемые за счет таких средств, не учитываются при налогообложении налогом на прибыль (абз. 4 подп. 1.3 п. 1 ст. 173 НК).

Учитываются ли при налогообложении налогом на прибыль страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах, начисленные на сумму премий, выплачиваемых из средств превышения доходов над расходами?

  • Не учитываются.
  • Учитываются в составе внеррасходов.

Обязательные страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах, начисленные на суммы премий, выплаченных работникам из средств превышения доходов над расходами, включаются в состав внереализационных расходов (подп. 3.34 п. 3 ст. 175 НК).

Обязательные страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах, начисленные на суммы премий, выплаченных работникам из средств превышения доходов над расходами, включаются в состав внереализационных расходов (подп. 3.34 п. 3 ст. 175 НК).

Положением о премировании бюджетной организации предусмотрена выплата ежеквартальной премии за результаты труда из средств превышения доходов над расходами. Включается ли сумма такой премии работнику в расчет больничного листа?

При оплате труда премия является стимулирующей выплатой, которая учитывается в заработке работника при расчете больничного. При этом она включается в месяце, в котором начислена и учитывается пропорционально отработанному времени в данном месяце (ч. 3 п. 24, ч. 2 п. 22 Положения N 569).

При оплате труда премия является стимулирующей выплатой, которая учитывается в заработке работника при расчете больничного. При этом она включается в месяце, в котором начислена и учитывается пропорционально отработанному времени в данном месяце (ч. 3 п. 24, ч. 2 п. 22 Положения N 569).

Может ли учреждение образования из средств превышения доходов над расходами оказывать матпомощь обучающимся?

Учреждение образование вправе оказывать матпомощь обучающимся за счет средств превышения доходов над расходами, т.к. это предусмотрено законодательством (ч. 4 п. 25 Положения N 641).

Учреждение образование вправе оказывать матпомощь обучающимся за счет средств превышения доходов над расходами, т.к. это предусмотрено законодательством (ч. 4 п. 25 Положения N 641).

Вправе ли бюджетная организация за счет средств превышения доходов над расходами приобретать новогодние подарки для своих работников?

  • Да, это предусмотрено законодательством.
  • Нет, это не предусмотрено законодательством.

Законодательством не установлено, что источником средств на приобретение подарков работникам, в том числе новогодних, могут быть средства, остающиеся в распоряжении бюджетной организации от превышения доходов над расходами. В то же время колдоговором может быть предусмотрено отчисление денежных средств профсоюзным организациям для проведения культурно-массовых, спортивных мероприятий, новогодних елок и иных социально значимых целей (п. 25 Положения N 641, вопрос 1 письма Минфина от 22.06.2020 N 6-2-11/6159).

Законодательством не установлено, что источником средств на приобретение подарков работникам, в том числе новогодних, могут быть средства, остающиеся в распоряжении бюджетной организации от превышения доходов над расходами. В то же время колдоговором может быть предусмотрено отчисление денежных средств профсоюзным организациям для проведения культурно-массовых, спортивных мероприятий, новогодних елок и иных социально значимых целей (п. 25 Положения N 641, вопрос 1 письма Минфина от 22.06.2020 N 6-2-11/6159).

Можно ли направлять средства превышения доходов над расходами на оплату отпуска за ненормированный рабочий день работнику, оплата труда которого осуществляется за счет бюджета?

  • Да, это предусмотрено законодательством.
  • Нет, это не предусмотрено законодательством.

Оплата дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день в бюджетных организациях производится за счет средств, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности (если в соответствии с законодательством такие средства остаются в их распоряжении). Если такой отпуск предоставляется работнику, оплата труда которого осуществляется за счет бюджета, то оплата производится за счет средств превышения доходов над расходами (п. 2 постановления от 18.03.2008 N 408, ч. 2 подп. 13.1 п. 13, абз. 5 ч. 1 п. 25 Положения N 641, вопрос 3 письма Минфина от 22.06.2020 N 6-2-11/6159).

Оплата дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день в бюджетных организациях производится за счет средств, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности (если в соответствии с законодательством такие средства остаются в их распоряжении). Если такой отпуск предоставляется работнику, оплата труда которого осуществляется за счет бюджета, то оплата производится за счет средств превышения доходов над расходами (п. 2 постановления от 18.03.2008 N 408, ч. 2 подп. 13.1 п. 13, абз. 5 ч. 1 п. 25 Положения N 641, вопрос 3 письма Минфина от 22.06.2020 N 6-2-11/6159).

Коллективным договором бюджетной организации предусмотрено предоставление дополнительного поощрительного отпуска за продолжительный стаж. Используются ли для оплаты такого отпуска бюджетному работнику средства превышения доходов над расходами?

  • Только эти средства и используются.
  • Нет, не используются.

Наниматель вправе согласно ст. 159 устанавливать работникам, имеющим продолжительный стаж работы в одной организации, отрасли, дополнительный отпуск за продолжительный стаж работы до 3 календарных дней. При этом их оплата должна осуществляться в пределах средств, выделенных на оплату труда по бюджету (для работников, оплата труда которых осуществляется за счет бюджетных средств) и расходов от приносящей доходы деятельности (для работников, осуществляющих приносящую доходы деятельность бюджетной организации). Оплата такого отпуска за счет средств превышения доходов над расходами законодательством не предусмотрена (п. 25 Положения N 641, вопрос 1 письма Минфина от 22.06.2020 N 6-2-11/6159).

Наниматель вправе согласно ст. 159 устанавливать работникам, имеющим продолжительный стаж работы в одной организации, отрасли, дополнительный отпуск за продолжительный стаж работы до 3 календарных дней. При этом их оплата должна осуществляться в пределах средств, выделенных на оплату труда по бюджету (для работников, оплата труда которых осуществляется за счет бюджетных средств) и расходов от приносящей доходы деятельности (для работников, осуществляющих приносящую доходы деятельность бюджетной организации). Оплата такого отпуска за счет средств превышения доходов над расходами законодательством не предусмотрена (п. 25 Положения N 641, вопрос 1 письма Минфина от 22.06.2020 N 6-2-11/6159).

Работнику, содержащемуся за счет средств бюджета, согласно Положению о премировании за выполняемую работу выплачивается премия из средств превышения доходов над расходами. Включается ли сумма таких премий в расчет среднедневного заработка при оплате трудового отпуска?

При исчислении среднего заработка премии (независимо от источника их финансирования) за выполненную работу и отработанное время относятся к выплатам, учитываемым при исчислении среднего заработка. Они включаются в зарплату того месяца, на который приходятся согласно лицевому счету. При этом в указанной ситуации разделение суммы выплаты по трудовому отпуску между средствами бюджета и внебюджетными средствами, остающимися в распоряжении бюджетной организации, производить не нужно (п. 15 Инструкции N 47, абз. 4 п. 1.1 перечня N 47, вопрос 4 письма Минфина от 22.06.2020 N 6-2-11/6159).

При исчислении среднего заработка премии (независимо от источника их финансирования) за выполненную работу и отработанное время относятся к выплатам, учитываемым при исчислении среднего заработка. Они включаются в зарплату того месяца, на который приходятся согласно лицевому счету. При этом в указанной ситуации разделение суммы выплаты по трудовому отпуску между средствами бюджета и внебюджетными средствами, остающимися в распоряжении бюджетной организации, производить не нужно (п. 15 Инструкции N 47, абз. 4 п. 1.1 перечня N 47, вопрос 4 письма Минфина от 22.06.2020 N 6-2-11/6159).

Читайте также: