Представительские расходы и ндфл

Обновлено: 18.05.2024

Ужин с партнером можно отнести к представительским расходам и оплатить деньгами компании. Рассказываем, как обосновать это налоговой.

Читатель Виктор спрашивает:

Веду переговоры с крупным клиентом. Чтобы подписать договор на выгодных условиях, хочу устроить ужин в ресторане. Я могу заплатить деньгами компании?

Отвечает Дмитрий Гудович, руководитель бухгалтерии для клиентов Модульбанка. Записалa Ирина Усиченко, шеф-редактор.

Отвечаем: да, на общей системе налогообложения. Главное — доказать, что ужин был для целей бизнеса

Расходы на ужин с партнером относятся к представительским расходам. Закон говорит, что можно пригласить текущего или потенциального партнера на завтрак, обед или ужин, чтобы поговорить о сотрудничестве.

Не все расходы на ужины с партнерами считаются представительскими. Для этого у ужинов должны быть такие признаки:

    приезжают представители других компаний или совета директоров. Можно пригласить клиента, поставщика или участника совета директоров. Насчет клиентов-физлиц четкого мнения нет: в одном письме Минфин говорил, что их можно относить к представительским, в другом — что нельзя.

Мы считаем, что расходы на мероприятия с клиентами-физлицами рискованно относить к представительским расходам. Налоговая может их оспорить. Это относится к расходам на прием сотрудников компании из других городов и филиалов. Нельзя за деньги компании купить коньяк и хамон в офис для сотрудников и сказать, что иногда приезжают клиенты и тоже будут это есть и пить;

В представительские расходы можно включить:

  • стоимость завтрака, обеда или ужина, напитков, обслуживания;
  • доставку к месту мероприятия;
  • услуги переводчиков.

Закон не запрещает проводить ужины с партнерами где захочется: в офисе, ресторане или загородном доме.

По закону представительские расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Правда, берут их не целиком, а по нормативу 4% от расходов на зарплату.

Компания за год платит сотрудникам 2,4 млн рублей. Значит может учесть столько представительских расходов: 2,4 млн рублей * 4% = 96 000 рублей.

Чтобы учитывать представительские расходы при расчете налогов, их нужно подтвердить.

Как подтвердить

Нельзя просто взять, потратить деньги компании, а потом учесть эти расходы при расчете налогов. Сначала расходы надо доказать. Для этого составляют документы:

В отчете надо указать:

  • цель мероприятия и результаты. Нужно указать, если после переговоров в ресторане подписали контракт или договорились о большой поставке;
  • дату и место мероприятия;
  • программу мероприятия. Например, ужин будет проходить в таком ресторане, время примерно такое;
  • состав участников со стороны партнера, перечисляют по именам;
  • состав принимающей стороны;
  • расходы.

Налоговая любит оспаривать представительские расходы в суде и требовать доплаты налогов. Тут правило такое: компания должна не просто прогулять деньги, а получить результат для работы, например заключить договор. Тогда суды чаще всего встают на сторону компании.

Налоговая подала на компанию в суд и заявила, что она необоснованно приняла к расходам 13 463 рубля на алкогольные напитки и цветы. У налоговой были и другие претензии, но нам тут важны только расходы.

Суд с налоговой не согласился. Цветы и алкоголь были нужны для переговоров, чтобы договориться о поставке сырья. Без этого у компании закончилось бы сырье и деятельность остановилась. Переговоры всё спасли.

А алкоголь можно?

Минфин в письме сказал, что алкоголь можно включать в представительские расходы, если это предусмотрено обычаями делового оборота:


Суть такая: если принято на переговорах с этими партнерами выпивать, то надо покупать спиртное. А что ни сделаешь ради успешного бизнеса.

Налоговая не всегда соглашается, что спиртные напитки были необходимы для переговоров, приходится это доказывать в суде.

Вроде бы компания принадлежит ее учредителю, однако по закону он не имеет права просто взять снять деньги с расчетного счета и положить себе в карман либо потратить безналично на личные нужды. Проблема заключается в том, что деньги предприятия это еще не деньги учредителя.

Возникает вопрос, какими легальными способами можно средства компании сделать личными деньгами ее владельца, и в каком случае получится заплатить меньше налогов? При этом следует понимать, что налоговая инспекция и банки не любят, когда юридические лица обналичивают свои счета.

Как в 2021 году законно выводить денежные средства с расчетного счета ООО? Именно об этом будет рассказано подробно далее.

Дивиденды

Учредитель юридического лица вправе получать дивиденды, которые выплачиваются из чистой прибыли организации поквартально или раз в полугодие, год. Все основные положения объясняет статья 28 закона № 14-ФЗ от 08 февраля 1998 года.

Дивиденды облагаются НДФЛ по ставке 13 %, страховые взносы по ним не начисляются, что делает эту выплату более привлекательной, чем зарплата.

Однако если компания сработала в убыток, и учредитель не получит дивидендов. Кроме того из кассы их выплачивать нельзя, перевод необходимо осуществлять безналично на карту учредителя с расчетного счета организации.

Для справки! Если в компании не один учредитель, нужно будет организовать официальное собрание и подписать протокол о выплате дивидендов. Встречу по итогам предыдущего года проводят в период между 1 марта и 30 апреля, она является обязательной.

Трудовой договор

Трудовой договор

Риски могут возникнуть если учредить числится в штате компании только фиктивно или его заработная плата существенно отличается от окладов других сотрудников либо не соответствует рыночным значениям.

Для справки! Зарплата – это вознаграждение за труд (статья 129 ТК РФ). Поэтому начислять официальную зарплату учредителю разрешается только в том случае, если он состоит с компанией в трудовых отношениях.

Компенсационные выплаты

Оформление в штат учредителя может принести такую побочную выгоду как возможность предоставления ему всевозможных компенсаций. Часть из них не облагаются ни НДФЛ, ни страховыми взносами. С каких-то выплат взимается только подоходный налог 13 %.

Примеры компенсаций:

за использование личного автомобиля;

за пользование сотовой связью;

расходы на проезд до места назначения и обратно;

расходы по найму жилого помещения и многие другие.

Несмотря на то, что компенсаций для сотрудников организации действующим законодательством предусмотрено немало, миллионы таким способом вывести с расчетного счета не получится. Кроме того каждая выплата обязательно должна быть надлежащим образом подтверждена документально.

Если окажется, что трудовой договор с учредителем фиктивный, на самом деле он никак не участвует в деятельности компании, могут возникнуть вопросы и к компенсационным выплатам.

Как вывести деньги из ООО через представительские расходы

Еще один вариант оплаты расходов учредителя, связанных с переговорами и деловой активностью предприятия – это оплата представительских расходов.

К представительским относятся в частности расходы на официальный прием и обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах, оплата услуг кафе, ресторанов и даже компенсация жилья.

компенсация

Для их учета в целях налогообложения предусмотрен лимит в размере 4 % от затрат на оплату труда за тот отчетный период, за который они оплачиваются (пункт 2 статьи 264 НК РФ).

С представительских расходов не начисляется НДФЛ и страховые взносы, если они не превышают лимиты для целей налогообложения (пункт 1 статьи 217 НК РФ, подпункт 2 пункта 1 статьи 422 НК РФ, подпункт 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ от 24 июля 1998 года).

Такие расходы нужно обязательно подтверждать документально (статья 9 Закона № 402-ФЗ, письмо ФНС № ГД-4-3/8852 от 08 мая 2014 года).

К выгодным разъяснениям чиновников в отношении представительских расходов можно отнести то, что ими считаются расходы на ведение переговоров не только с фактическими контрагентами организации, но и с потенциальными, то есть при желании с кем угодно. Здесь полезно изучить письма Минфина № 03-03-06/1/49848 от 05 июля 2019 года и № 03-03-06/2/32859 от 05 июня 2015 года.

Аренда имущества или иные договоры оказания услуг

Если у учредителя организации есть в личной собственности активы (земля, недвижимость, транспортные средства, оборудование и т. д.), которые могут быть использованы в коммерческой деятельности предприятия, он вправе сдавать их в аренду компании.

Вывод денег будет осуществляться с расчетного счет на счет учредителя в рамках действия договора аренды. Если учредитель не имеет статуса ИП, то организация обязана как налоговый агент удерживать 13 % из каждого перевода на счет учредителя.

Однако в такой ситуации выгоднее и безопаснее оформить ИП на спецрежимах УСН или ПСН. Иначе высока вероятность признания деятельности учредителя предпринимательской.

Внимание! При аренде имущества, оформленный индивидуальный предприниматель заплатит за вывод средств от 1 до 6 %, в зависимости от региона регистрации физлица и ставки налога в субъекте РФ.

Аренда имущества

Главное чтобы в таких сделках применялись рыночные цены и операции были реальными, а не фиктивными. Аналогично компания может оплачивать другие услуги учредителю-ИП.

А вот заключение с собственником компании договора на управление ООО (использование управляющего ИП) считается на данный момент сделкой с высокими налоговыми рисками, в подавляющем большинстве судебных споров арбитры становятся на сторону контролеров, в результате участники такой схемы получают доначисления налогов и санкции.

Солидные суммы, которые получает управляющий в качестве вознаграждения, должны быть обоснованы реальными экономическими достижениями организации. Если прибыль отсутствует, потому что большая часть дохода ООО уходит на оплату услуг управляющего, это вызовет много вопросов. Налицо схема ухода от налогов, считают инспекторы.

Договор займа как способ законного вывода денежных средств

Часто для вывода денег учредителю используется предоставление ему займа. Исключить негативные налоговые последствия поможет заключение процентного займа. Это избавит учредителя от обязанности платить 35 % НДФЛ с материальной выгоды. Материальную выгоду считают исходя из 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Также не стоит делать невозвратные займы, контролеры на проверке могут переквалифицировать их в зарплату или дарение. В первом случае компании и учредителю грозит доначисление страховых взносов и НДФЛ, во втором только НДФЛ.

Обратите внимание! Если учредитель компании оформил на себя ИП, то заключение займа между ООО и им как ИП может стать проблемной сделкой.

Договор займа

Суд переквалифицировал процентный займ, который ИП учредитель получил от собственной компании в дивиденды и обязал заплатить НДФЛ со всей суммы займа (определение Верховного суда по делу № А26-3394/2018 № 307-ЭС19-5113 от 09 апреля 2019 года). Поэтому заключать договор займа нужно с учредителем как с физлицом, а не с ИП.

Выдача денег под отчет

Данный способ – не самая удачная идея для вывода средств в пользу учредителя с расчетного счета. Хотя многие до сих пор выдают большие суммы под отчет учредителю компании, если одновременно он числится в ней директором.

Не закрытый подотчет налоговики могут посчитать опять же дивидендами, зарплатой или дарением денег, с соответствующими налоговыми последствиями.

Правомерность такого подхода подтвердили судьи в определении Верховного суда № 310-ЭС19-28047 от 03 февраля 2020 года.

деньги под отчет

Подотчет можно рассматривать скорее как возможность оплатить не очень существенные расходы учредителей деньгами фирмы, если есть возможность обосновать такие расходы деловыми целями.

Для справки! Никаких ограничений для выдачи подотчетных средств учредителю нет. Но придется соблюдать общие правила выдачи и отчета по деньгам, в данном случае они будут такими же, как и для рядовых сотрудников.

Вывод денег на депозит

Этот способ не сделает деньги компании деньгами ее учредителя, но может сберечь его средства в случае блокировки счета по Закону 115-ФЗ.

Для этого с разными банками оформляются договоры на размещение депозита от юридического лица с открытой датой. Подобная хитрость иногда спасает деньги путем перевода на депозитный счет денег с заблокированного счета в другом банке.

Когда по 115-ФЗ блокируется расчетный счет, кредитное учреждение предлагает клиенту закрыть его и перевести деньги в другой банк или забрать их с уплатой высокой комиссии (10-30 % от суммы).

деньги на депозит

Платить комиссию дорого, а перевод денег на обычный счет в другом банке может привести к новой блокировке, поэтому альтернативным решением может стать переброска на депозит, но важно, чтобы он был открыт заранее. В дальнейшем после переброски денег по счетам компании их можно вывести на учредителя одним из вышеперечисленных в статье способов.

Таким образом, получается, что существует по меньшей мере восемь законных способов обналичить часть денежных средств ООО для нужд учредителя. Их можно использовать совместно, и тогда общая сумма получится вполне приличной. Законно выводить денежные средства с расчетного счета ООО в 2021 году конечно сложнее, а контроль со стороны ФНС заметно усилился. Но грамотные учредители все еще могут использовать некоторые методы.

Норматив по представительским расходам — это лимит определенных затрат, которые организация может учесть при налогообложении. Разберемся, что отнести к подобным издержкам и как рассчитать лимит.

Представительские издержки: что входит в состав

В состав представительских затрат компании можно включить далеко не все виды расходов. Налогоплательщикам важно разобраться в вопросе. Иначе проблем с ФНС не избежать. Если компания учтет неразрешенные траты в составе представительских, то инспекция расценит ситуацию как занижение налогооблагаемой базы. В итоге — штрафы, пени и недоимки.

Что относится к представительским расходам:

  1. Затраты компании на прием гостей из других фирм с целью начать новое сотрудничество или укрепить старые деловые отношения.
  2. Издержки на прием членов правления, совета директоров, представителей учредителя или собственников.
  • доставку гостей или представителей дирекции на мероприятие (транспортные услуги);
  • организацию питания во время проведения мероприятий, например оплату буфета;
  • услуги переводчика, при необходимости, например, если организована встреча иностранных гостей.

А вот развлечение, проживание, отдых и даже лечение гостей и представителей правления в состав обозначенных затрат отнести нельзя. Такие издержки предприятия нельзя зачесть при налогообложении прибыли.

Принципы нормирования

В соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ, норматив представительских расходов в 2020 году определяется как 4% от расходов на оплату труда за тот же отчетный или налоговый период.

Налогоплательщики вправе выбрать способ принятия расходов на мероприятия к учету. Законодательно предоставлены три способа:

  1. Квартальный расчет. Исчисление издержек производится ежеквартально. Причем траты отражаются в декларации по налогу на прибыль. Способ удобен для компаний, отражающих затраты кассовым методом. Если представительские затраты превышают установленный лимит, то в учете отражают отложенное налоговое обязательство, которое можно учесть в конце года.
  2. Годовой подсчет. Налогоплательщик определяет лимит издержек по мероприятиям на год вперед. Расчеты приблизительные, оценка проводится исходя из сметы компании или плана финансово-хозяйственной деятельности. В конце года необходимо провести корректировки и привести плановые значения к фактическим показателям.
  3. Должностной способ. Фирма утверждает перечень должностных лиц, которые вправе заниматься организацией таких мероприятий. Причем требуется соблюдать лимит 4% и допустимые цели расходов.

Оплата труда: от чего считать норматив

Правильно исчислить норматив можно, только определив, что конкретно относят в состав расходов на оплату труда. При решении вопроса следует руководствоваться статьей 255 НК РФ .

Перечень трат компании, отнесенных к оплате труда, является открытым. То есть это могут быть любые расходы, отвечающие обязательным условиям:

  • начисления в пользу работников компании производятся на основании действующего законодательства;
  • условия и размеры оплаты закреплены в трудовых договорах, правила исчисления установлены в положении по оплате труда и коллективном договоре;
  • все виды начислений в пользу работников должны быть подтверждены документально и иметь экономическое обоснование ( ст. 252 НК РФ ).

Компания вправе определять затраты либо методом начисления или кассовым методом. Решение должно быть закреплено в учетной политике.

Особенности документального оформления

Любые затраты компании, учитываемые при налогообложении, должны быть обоснованы и подтверждены документально. Представительские траты следует правильно оформить. Причем специальных формуляров и бланков не предусмотрено. Шаблоны и перечень подтверждающей документации закрепите в учетной политике.

Рекомендовано использовать следующие документы:

  1. Распоряжение руководителя организации о проведении представительского мероприятия. Обязательно пропишите в приказе дату, место и время проведения приема. Также обозначьте цели мероприятия.
  2. Программа приема гостей или членов правления. Оформите программу мероприятия как приложение к приказу. Отдельно бумага не будет иметь особого веса.
  3. Смета затрат на проведение мероприятий. Подробно обозначьте все категории издержек, которые направлены на проведение приема гостей.
  4. Отчет о проведенном мероприятии. Составляется в произвольной форме ответственным лицом за организацию и проведение приема. Требуется обозначить результаты проведенного мероприятия.
  5. Акт на списание затрат и платежные документы. Обратите внимание, что акт на списание должен подписать главбух. А утверждает акт руководитель.

Документальное оформление обязательно. При выездной проверке ФНС контролеры обязательно запросят формуляры.

Налоговый учет

Не все компании могут зачесть при налогообложении представительские расходы: норматив в налоговом учете 2020 могут использовать только налогоплательщики, применяющие общую систему налогообложения. Остальные компании и ИП это делать не вправе.

Фирмы на ОСНО могут не только снизить налог на прибыль, но и зачесть входной НДС с таких затрат. Но важно соблюдать лимит в 4% от ФОТ, подтвердить траты документально и экономически обосновать.

К вопросу об НДС. Вернуть входной налог можно, но только в пределах установленного лимита в 4% от затрат на оплату труда персонала. Если в отчетном периоде траты превысили лимит 4%, то их допустимо перенести на следующий отчетный период.

Пример: налог на прибыль и представительские расходы

  • транспортные издержки на доставку гостей к месту проведения мероприятия — 20 000 рублей, в том числе НДС — 4000 рублей;
  • организация питания (завтрак, кофе-пауза, торжественный обед, ужин) — 100 000 рублей, НДС — 20 000 рублей;
  • услуги обслуживающего персонала буфета — 30 000 рублей;
  • билеты на театральную премьеру — 10 000 рублей, НДС — 2000 рублей;
  • проживание гостей в отеле класса люкс — 40 000 рублей;
  • экскурсия на теплоходе по местным достопримечательностям — 50 000 рублей.

Сумма НДС со всех затрат на мероприятие — 26 000 рублей.

Фонд оплаты труда за 2 квартал 2020 года составил 7 000 000 рублей. 4% от ФОТ — 280 000 рублей.

Следовательно, компания по установленному лимиту вправе зачесть представительские затраты во 2 квартале в сумме не более 280 000 рублей. Но всю сумму издержек на проведение мероприятий учесть нельзя! Так как не все затраты являются представительскими.

Вернуть входной НДС можно только в сумме 24 000 рублей. То есть только с представительских затрат (транспортные услуги и питание). А вот с билетов в театр получить вычет нельзя.

Бухгалтерский учет

Положения о бухучете не требуют отдельного выделения представительских затрат, в сравнении в требованиями налогового учета. Компания вправе относить такие категории издержек в состав прочих расходов. А перечень их необходимо закрепить в учетной политике.

Вообще бухучет представительских затрат представляет собой стандартное отражение операций по принятию и списанию расходов. То есть бухгалтер фиксирует в учете проводки по основным видам деятельности в виде:

  • списания материальных затрат;
  • начисления амортизации;
  • начислений вознаграждений за труд;
  • отражения услуг сторонних компаний;
  • прочих трат.

Работы и услуги сторонних организаций приняты к учету в составе представительских затрат

Представительские расходы: нюансы учета

Представительские расходы – это некие расходы организации, связанные с приемом контрагентов и произведенные для дальнейшего развития сотрудничества. Какие конкретно расходы можно учесть в качестве представительских расходов для целей исчисления налога на прибыль? Какими документами их нужно подтверждать? В какой отчетный (налоговый) период надо учитывать представительские расходы? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с налоговым учетом данного вида затрат, – в нашем материале.

Можно ли учесть для целей исчисления налога на прибыль затраты, произведенные при проведении переговоров по заключению договора с контрагентами, в том числе на обед в ресторане?

Согласно пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 264 НК РФ.

На основании п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание:

– представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества;

– участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий.

К представительским расходам относятся расходы:

– на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для упомянутых лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;

– на транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;

– на буфетное обслуживание во время переговоров;

– на оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Соответственно, затраты, произведенные при проведении переговоров по заключению договора с контрагентами, в том числе на обед в ресторане, можно учесть в расходах для целей расчета налога на прибыль.

Речь идет об экскурсионной программе по городу, прогулке на речном судне и других мероприятиях, которые были подготовлены для поставщиков сырья, сотрудничество с которыми продолжается уже несколько лет.

Согласно пп. 22 п. 1, п. 2 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы. Но в п. 2 ст. 264 НК РФ однозначно сказано, что к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Можно ли учесть в качестве представительских расходы на переговоры с физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, которые являются контрагентами и потенциальными клиентами организации?

Положения, установленные пп. 22 п. 1, п. 2 ст. 264 НК РФ, относят к представительским расходы на официальный прием

и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества. Однако согласно разъяснениям, данным в Письме Минфина России от 05.07.2019 № 03‑03‑06/1/49848, к представительским расходам также могут быть отнесены расходы на проведение переговоров с физическими лицами, являющимися как фактическими, так и потенциальными клиентами организации.

Каким документом определен конкретный перечень затрат, которые можно отнести к представительским расходам?

Кпрочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе представительские расходы (пп. 22 п. 1, п. 2 ст. 264 НК РФ).

При этом конкретный состав расходов на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) положениями НК РФ не регламентирован (Письмо Минфина России от 21.09.2020 № 03‑03‑07/82582). И никакого отдельного документа в указанных целях не принято.

При этом нужно учитывать, что представительские расходы должны соответствовать критериям, установленным ст. 252 НК РФ, а именно должны быть экономически оправданы и документально подтверждены, произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

У организации в налоговом периоде есть представительские расходы, соответствующие ст. 264 НК РФ. Существуют ли какие‑либо ограничения при их учете для целей исчисления налога на прибыль или можно полностью учесть всю сумму указанных расходов?

Представительские расходы являются нормируемыми расходами и в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 % от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период (п. 2 ст. 264 НК РФ).

При этом окончательная сумма представительских расходов, учитываемая для целей расчета налога на прибыль, определяется по итогам налогового периода. Поясним.

Например, представительские расходы, произведенные в сентябре, составили 150 000 руб. (цифры условные, применяется метод начисления). Расходы на оплату труда за 9 месяцев равны 2 900 000 руб. Соответственно, за 9 месяцев организация вправе учесть 116 000 руб. (2 900 000 руб. х 4 %).

По итогам года расходы на оплату труда – 4 000 000 руб. Таким образом, организация вправе учесть представительские расходы в полной сумме 150 000 руб.

Читайте также: