Предоставление сведений банковской тайны налоговым органам

Обновлено: 30.06.2024

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • Высшее экономическое образование.
  • 15 лет работы в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик.
  • Обладает сертификатами от ЦБ РФ. . Facebook. .

При сотрудничестве с банком каждый клиент рассчитывает, что сведения об операциях и сделках, которые он проводит по счетам, а также его личные данные будут надежно защищены. Большинство банков стремится сохранить сведения, которые относятся к банковской тайне. Такие взаимоотношения основаны не только на стремлении компании угодить клиентам, но и регламентированы законами.

  1. Суть понятия
  2. Какую информацию не разглашают банки
  3. Разграничение понятий
  4. Когда допускается раскрытие тайны
  5. Как обеспечивают защиту
  6. Какие последствия разглашения или утечки
  7. Гражданская
  8. По трудовому законодательству
  9. Административная
  10. Уголовно наказуемая
  11. Европейские банки с самой высокой защитой данных

Сохранность банковской тайны прямая обязанность всех учреждений, которым она доступна. Компании и сотрудники, которые пренебрегают законодательством, допускают разглашение или утечку информации несут ответственность. Кроме того, это негативно сказывается на репутации банка.

Что же это такое банковская тайна, какая информация к ней относится, кому могут быть переданы сведения без разрешения клиента и что грозит нарушителю конфиденциальности данных, разобрался Бробанк.

Суть понятия

Банковская тайна — это юридический принцип, согласно которому по законодательству страны сотрудники банков не вправе разглашать определенные данные. В частности информацию об операциях по счетам обслуживаемых клиентов, количестве счетов и даже личные сведения лицах. Разглашение этих данных может нарушить право на конфиденциальность частной жизни.

В некоторых странах понятие банковской тайны подразумевает и то, что сведения невозможно передавать даже властям. Такой запрет существует в Люксембурге, Швейцарии, Сингапуре, в некоторых оффшорных зонах. Но этим могут воспользоваться и мошенники, не опасаясь того, что их данные станут известны правительству. Однако в большинстве случаев информация о преступной деятельности становится известна банковским организациям заранее на этапе проверки.

В России по законодательству банковские учреждения гарантируют сохранность сведений клиента. Сотрудники банка могут предоставить информацию только лично владельцам счетов или их законным представителям. Кроме этого, доступ к определенным данным могут получить:

  • судебные органы; ; ;
  • счетная палата;
  • федеральная налоговая служба;
  • следственные органы;
  • таможни; ;
  • пенсионный фонд;
  • служба судебных исполнителей; .

Список учреждений, которым доступ к данным клиента разрешен, периодически меняется. Важно понимать, что все эти службы получают доступ к счетам клиента не просто так, а на законных основаниях. Например, в рамках рассматриваемого дела о поступлениях на счета, к части сведений в отношении кредита, вклада или движения по счету в исполнительном производстве.

На территории России банковская тайна и ответственность за раскрытие сведений, относящихся к ней, регулируются статьями:

Государственные органы обращаются за предоставлением данных через официальные запросы, приказы или распоряжения.

Какую информацию не разглашают банки

К банковской и коммерческой тайне относят следующую информацию:

  1. Личные сведения клиентов — паспортные, контактные, реквизиты юридических лиц.
  2. Данные о банковских счетах пользователей. Тип открытых счетов, дату оформления, хранимую сумму денег, приходно-расходные операции, наличие валютных счетов, остатка и прихода/расхода средств по ним.
  3. Сведения о вкладах физических лиц — суммы во вкладе, сроке действия, процентной ставке.
  4. Операции и сделки, которые совершены в пользу клиента.
  5. Данные о коммерческих проектах клиентов или коммерческой тайне ставшей известной банку из предъявленной документации.
  6. Заявки на кредиты одобренные и отклоненные. Причины отказа в займе и другие аналитические данные об оценке финансового состояния клиента.
  7. Отчетные сведения банков, исключая те, которые публикуются на сайте.
  8. Сведения о доходах и расходах клиентов.
  9. Методы шифрования данных в банке.
  10. Способы защиты информации и любые другие дополнительные сведения, которые регламентированы внутри компании.

К банковской тайне относятся личные сведения клиентов - паспортные, контактные, реквизиты юридических лиц

За разглашение банковской тайны по Уголовному Кодексу РФ предусмотрено наказание.

Банковские учреждения запрашивают у физических и юридических лиц некоторую информацию по внутреннему перечню:

  • удостоверение личности — паспорт или заменяющий его документ;
  • сведения о лицах, которые действуют от имени юр. лица без доверенности;
  • контактные данные;
  • подтверждение финансового состояния;
  • данные о величине уставного капитала;
  • оригиналы лицензий для осуществления лицензируемой деятельности;
  • данные о присутствии или отсутствии юр. лица по месту регистрации.

Некоторые данные не входят в банковскую тайну, так как находятся в открытом доступе. Например, величина уставного капитала или количество лиц, у которых нет доверенности, но которые действуют от имени юр. лица. Эти данные размещают на сайте ФНС. Но если информация находится в открытом доступе представители банка к ней и отсылают, но сами их не предоставляют.

Разграничение понятий

Для разграничения понятий банковской тайны и коммерческой составлена таблица:

Описание Банковская Коммерческая
Содержание и объем информации, относящейся к тайне Установлены законом Принимает руководство компании
Перечень лиц, кому доступна информация, отнесенная к тайне Клиент и его законные представители Учредители финансовой компании и наделенные полномочиями сотрудники
Сохранность информации обязаны обеспечивать Все сотрудники кредитных организаций Специалисты, которые получают доступ к данным

Термин банковской тайны шире, чем коммерческой. Но по решению руководства и внутреннему регламенту в коммерческую банковскую тайну часто включают и данные, которые не относятся к банковской.

Когда допускается раскрытие тайны

Беспрепятственно получать сведения, содержащие банковскую тайну, могут сами владельцы счетов, доверенные лица и БКИ, к части, которая прописана в законе. Госорганам потребуется оформить официальный запрос на предоставление данных и указать законное основание, подтверждающее право на такую информацию.

Во всех государствах существует перечень случаев, при которых можно передать личные данные клиентов другим учреждениям. В РФ возможно и допустимо разглашение банковской тайны:

  1. По запросу судей, органов власти, МВД, прокуратуры, ФСБ.
  2. По письменному требованию органов исполнительной службы, налогового органа, Федеральной комиссии по ценным бумагам.

Сведения, содержащие банковскую тайну, могут совершенно законно получать сами владельцы счетов, доверенные лица и БКИ, полномочия каждого из них прописаны в законе

Сведения, которые входят в банковскую тайну, передают на законных основаниях:

  • внутри отчетной или прочей документации аудиторским компаниям, Банку России или иному уполномоченному проверяющему органу;
  • без запроса госоргана, например уведомление ФНС об открытии счетов, о которых банки обязаны отчитываться по законодательству;
  • в рамках отчетности Комитету по финансовому мониторингу при обнаружении определенных признаков, прописанных в законе о легализации.

Банковские сотрудники не могут отказать в предоставлении информации в этих ситуациях.

Как обеспечивают защиту

Сохранной банковской тайны обеспечивает законодательство РФ. Гарантами соблюдения принципа защиты личных данных выступают Банк России, финансовые учреждения. А также агентство по страхованию вкладов, БКИ и другие компании, кому стала доступна информация на законных основаниях.

Уполномоченные сотрудники, обязаны для защиты банковской тайны:

  1. Ограничивать число лиц, наделенных доступом к личным данным клиентов и другой информации, которая включена в банковскую тайну.
  2. Устанавливать отдельное делопроизводство для тех документов, которые содержат банковскую тайну.
  3. Применять технические средства и специальное программное обеспечение для защиты от несанкционированного просмотра баз данных и документов, содержащих банковскую тайну.
  4. Использовать двухфакторную аутентификацию и действенные способы контроля.
  5. Организовывать надежные связи между подразделениями с помощью шифрования данных.

Сотрудники банковских учреждений в обязательном порядке подписывают документ о неразглашении любых сведений, полученных от клиентов при решении рабочих вопросов.

Также сотрудники Центрального Банка и других государственных служб не вправе передавать другим лицам данные, которые они получили в ходе пересылки запросов и требований.

Иногда в коммерческую банковскую тайну включают и данные, которые не относятся к банковской тайне

Какие последствия разглашения или утечки

Нарушением банковской тайны считают разглашение информации, которая входит в банковскую тайну, должностным лицом умышленно или случайно. При этом если разглашение личных сведений нанесло клиенту финансовых или репутационный вред, законодательство позволяет пострадавшему лицу подать в суд.

Так оно сможет защитить свои интересы и получить компенсацию. За разглашение личных сведений клиентов законы РФ предусматривают разного рода ответственность: гражданскую, административную или уголовную.

Гражданская

Пострадавшие от разглашения банковской тайны клиенты могут подать в суд на банк или напрямую на сотрудника и потребовать денежную компенсацию за убытки. За сохранение личных банковских сведений ответственны:

  • банки и небанковские кредитные организации;
  • Центробанк РФ;
  • БКИ;
  • АСВ;
  • Росфинмониторинг;
  • аудиторские учреждения.

Ответственность несут и все сотрудники перечисленных учреждений. Эти службы и их работников привлекут при нарушении к гражданской ответственности. От них потребуют возмещения ущерба по статье 857 ГК РФ. Также клиент может запросить компенсацию морального ущерба по ст.151 и 152 ГК РФ.

Но законодательство РФ допущена несостыковка в привлечении к ответственности БКИ за передачу информации, которую им передают банки. Бюро несет только административную ответственность, но не компенсирует ущерб.

По трудовому законодательству

Сотрудники банковских учреждений привлекаются к ответственности по ТК РФ. Но в любом случае гарантировать защиту сведений первоначально должен банк. Начальство обязано организовать рабочий процесс так, чтобы не происходили утечки. Но и нарушитель не останется безнаказанным.

По ст.37 ТК РФ привлекут участников коллективных договоров или лиц, которые связаны с договорами. По ст.238 ТК РФ работник должен компенсировать прямые убытки банку, но требовать возмещение денег за упущенную выгоду руководство не вправе. За разглашение банковской, коммерческой или гостайны, сотрудник несет полную материальную ответственность по ч. 7 ст.243 ТК РФ.

Административная

Ответственным за нелегальное использование тайных данных может стать кредитное учреждение. Или любое физлицо, которое в ходе работы получило такую информацию.

Клиенты, пострадавшие от нарушения банковской тайны, могут получить материальную компенсацию нанесенного вреда

Административную ответственность предусматривают в 2 случаях:

  1. По ст. 13.14 Кодекса об админправонарушениях за раскрытие важных банковских данных. Установлен штраф в сумме от 500 до 1000 рублей для физлиц и от 4 до 5 тысяч руб. для уполномоченных сотрудников.
  2. По статье 13.11 Кодекса об админправонарушениях за неправильное хранение и использование данных, которые защищены федеральным законодательством. Предусмотрен штраф в 500-1000 рублей для физлиц и 5-10 тыс. рублей для уполномоченных сотрудников.

Наказание наступит для всех, кому стали известны данные, причисленные к тайным, которые были раскрыты.

Нарушением банковской тайны считают разглашение информации, ведь сотрудники банков подписывают документы, в которых указаны правила и принципы банковской тайны и ответственность за ее нарушение

Уголовно наказуемая

Категории наказаний по УК РФ при нарушении банковской тайны:

  1. По ч.1 ст.183 УК РФ за сбор важных данных через кражу документации, подкуп или угрозы предусматривают крупный штраф. Он достигает 0,5 млн руб. либо доход за год. Также устанавливают исправительно-принудительные работы на 1-2 года или тюремное заключение на тот же период.
  2. По ч.2 ст.183 УК РФ за нелегальное использование тайных сведений осужденному присудят штраф до 1 млн руб. либо доход за 2 года. Кроме того запрещено занимать некоторые рабочие места и осуществлять определенную деятельность в течение 3-х лет. Осужденному могут присудить исправительно-принудительные работы на 2-3 года или тюремное заключение на тот же срок.
  3. По ч.3 ст.183 УК РФ за крупные убытки предусмотрен штраф до 1,5 млн руб. либо заработок за 3 года. Осужденного лишают права назначения на ряд должностей. А также запрещают заниматься некоторыми видами работ до 3 лет. Кроме того предусмотрены принудительные работы до 5 лет либо тюремное заключение на тот же срок.
  4. За тяжкие последствия по ч.2 и 3 ст. 183 УК РФ осужденным назначают принудительные работы до 5 лет или тюремное заключение до 7 лет.

По ст. 169 УК РФ ущерб в крупном размере считают сумму от 1,5 млн руб., а особо крупный размер — 6 млн руб.

Меру ответственности за нарушение банковской тайны избирают в суде

Европейские банки с самой высокой защитой данных

В полной мере принцип банковской тайны соблюдают только в некоторых государствах Европы:

В других европейских странах уровень безопасности банковских данных не так высок. Чтобы получить информацию из банков Швейцарии и Австрии, нужно предоставить решение суда о наличии преступления. После этого подают запрос в банковское учреждение. Сотрудники банка рассматривают этот запрос и принимают положительное или отрицательное решение по поводу раскрытия данных, хранимых в банке этих стран.


Банковская тайна - юридический принцип в законодательстве РФ, в соответствии с которым финансовые учреждения должны защищать сведения о вкладах, счетах, банковских операциях, финансовом положении своих клиентов и иных сведениях, если это не противоречит законодательству.

  1. Доступ к банковской тайне
  2. Закон о банковской тайне
  3. Защита банковской тайны
  4. Нарушение банковской тайны
  5. Ответственность за разглашение банковской тайны
  6. Что является банковской тайной

Банковская тайна охраняется законодательством РФ. Режим банковской тайны не носит абсолютный характер, в определенных законом ситуациях, доступ к данным может быть предоставлен госорганам. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, отступления от банковской тайны допустимы только, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства.

Доступ к банковской тайне

Режим банковской тайны предусматривает ограничение доступа к информации о счетах, финансовом состоянии и операциях клиента. Кроме владельца, такими сведениями располагает только банк и ограниченный круг сотрудников правоохранительных и контролирующих органов: бюро кредитных историй, судам, следственным, налоговым и таможенным органам, Счетной палате, АСВ, ПФР, Фонду социального страхования, ФССП, ФСФН, ФТС. Раскрытие информации выполняется в порядке и объеме, определенном законодательством. Для предоставления доступа к банковской тайне, необходимо решение суда, санкция прокурора, предписание и другие документы.

Закон о банковской тайне

Законы о банковской тайне действуют во многих странах мира: Швейцарии, Франции, Германии, Австрии, Люксембурге, США и других.

Порядок предоставления информации отдельным государственным органам регламентируется приказами и распоряжениями.

Защита банковской тайны

Правовая защита банковской тайны обеспечивается законодательством Российской Федерации. Гаранты соблюдения банковской тайны - финансовое учреждение, Банк России, агентство по страхованию вкладов.

Для защиты банковской тайны, финансовые учреждения должны:
- ограничивать круг лиц, имеющих доступ к информации, составляющей банковскую тайну;
- организовать отдельное делопроизводства с документами, содержащими банковскую тайну;
- использовать технические средства для предотвращения несанкционированного доступа к носителям информации;
- применять предупреждения о необходимости сохранения банковской тайны и ответственности за ее разглашение в договорах между банком и клиентом.

Нарушение банковской тайны

Нарушением банковской тайны считается умышленное или невольное разглашение информации, признанной конфиденциальной, должностным лицом финансового учреждения без согласия клиента. В случае, если такие действия нанесли физическому или юридическому лицу материальный или репутационный ущерб, законодательство предусматривает возможность обращения в суд для защиты своих интересов. Законодательство предусматривает различные виды ответственности за нарушение банковской тайны.

Ответственность за разглашение банковской тайны

За разглашение банковской тайны предусмотрены гражданская, административная и уголовная ответственности.

Банк можно привлечь к гражданской ответственности путем подачи руководству финансового учреждения требования о возмещении убытков, причиненных разглашением сведений, составляющих банковскую тайну.

Для привлечения кредитной организации к административной ответственности за разглашение банковской тайны, клиенту финансового учреждения необходимо подать заявление в полицию или прокуратуру.

За незаконное разглашение банковской тайны, повлекшее тяжкие последствия, предусмотрена уголовная ответственность согласно ч. 2, 3,4 ст. 183 УК РФ.

Что является банковской тайной

К банковской тайне относятся:
- данные о состоянии счетов клиентов;
- операции, проведенные по поручению клиента;
- финансовое положение клиентов;
- системы охраны банка и клиентов;
- информация о структуре юридического лица - клиента, о руководителях, видах деятельности;
- данные о коммерческой деятельности клиентов;
- сведения об отчетности по банку, за исключением подлежащей опубликованию;
- коды защиты информации, а также другие данные, перечень которых может устанавливать финансовое учреждение.

Совет от Сравни.ру: При открытии счета в банке, стоит внимательно ознакомиться с разделом договора, содержащим информацию о защите банковской тайны.

1. Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

2. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам, а также иным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

3. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Комментарий к ст. 857 ГК РФ

1. Одной из обязанностей банка по договору банковского счета является обязанность гарантировать тайну банковского счета, операций по счету и сведений о клиенте. Данные сведения составляют банковскую тайну. В соответствии со ст. 26 Закона о банках к банковской тайне также относятся сведения о корреспондентах клиентов банка.

Обязанность хранить банковскую тайну лежит не только на банке, но и на его служащих, а также на иных лицах (на аудиторских и иных организациях, на уполномоченном органе, осуществляющем меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, на их должностных лицах и работниках и т.д.), в силу осуществления своих профессиональных обязанностей получивших сведения, составляющие банковскую тайну.

2. Раскрывать сведения, составляющие банковскую тайну, может сам клиент или его представитель. Банк может представить сведения, составляющие банковскую тайну, в бюро кредитных историй. Законом могут быть предусмотрены случаи, когда банк может представить такие сведения государственным органам и их должностных лицам. Порядок выдачи банком справок по счетам и иной информации заинтересованным лицам предусмотрен в ст. 26 Закона о банках. Банк выдает справки по счетам клиентам, судам, арбитражным судам, Счетной палате, налоговым и таможенным органам, органам принудительного исполнения актов в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Кроме того, обязанность предоставить информацию, составляющую банковскую тайну, может быть предусмотрена иными законами. Так, п. 1 ст. 25 Закона о защите конкуренции обязывает коммерческие организации, а значит, и банки в том числе, представлять документы и информацию, в том числе составляющую охраняемую законом тайну, антимонопольному органу по его мотивированному требованию, основанному на возложенных на него полномочиях. В то же время Банк России в силу п. 2 ст. 25 Закона о защите конкуренции не обязан разглашать банковскую тайну по запросу антимонопольного органа.

3. Если банк разгласил сведения, составляющие банковскую тайну, клиент может потребовать от банка возмещения причиненных убытков, а также возмещения морального ущерба в соответствии со ст. 151 - 152 ГК. Если банк допускает просрочку в возмещении убытков, то с момента вступления в законную силу решения суда об их возмещении, если иной срок не предусмотрен в законе, на сумму убытков кредитор вправе начислить проценты согласно п. 1 ст. 395 ГК. Проценты начисляются и в том случае, если обязанность выплатить денежное возмещение устанавливается соглашением сторон (п. 23 Постановления ВС и ВАС N 13/14).

Кроме того, ст. 183 УК предусматривает уголовную ответственность за разглашение банковской тайны, а служащие могут нести дисциплинарную ответственность.

Ответственность за разглашение банковской тайны лежит не только на банке, но и на иных лицах, которые в силу выполнения своих профессиональных обязанностей или возложенных полномочий получили доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну (см., например, ст. 26 Закона о защите конкуренции).

4. Правила о банковской тайне распространяются также на отношения по договору банковского вклада. Обязанность по ее сохранению лежит на кредитной и иных организациях, а также на организации, осуществляющей обязательное страхование вкладов.

Судебная практика по статье 857 ГК РФ

Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 15, 20.3, 213.9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и исходил из нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов должника.

Суды, руководствуясь статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса, статьями 19, 60 Конституции Российской Федерации, статьями 13, 17, 21, 22, 431, 857 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", статьей 5 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон о потребительском кредите), пришли к выводу о том, что оспариваемое представление соответствует положениям действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями статей 382, 388, 421, 857 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 8, 10, 16, 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", статей 5, 7, 12 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)", Положением о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2012 N 412, пришли к выводу о том, что оспоренное предписание вынесено в пределах предоставленных управлению полномочий, соответствует требованиям законодательства, содержит конкретные формулировки допущенных нарушений и является исполнимым.

ФЕДЕРАЦИИ, ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 857 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЧАСТЬЮ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 26 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

Суд апелляционной инстанции, оценивая пункт 4.2.5 кредитного договора как ничтожный, указал на то, что не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника (пункт 2 статьи 388, статья 857 Гражданского кодекса Российской Федерации).

ПРАВ ПУНКТОМ 2 СТАТЬИ 857 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ЧАСТЬЮ ВОСЬМОЙ СТАТЬИ 26 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

Отказывая в удовлетворении требований, суды, руководствуясь положениями статей 32, 82, 86, 100, 102 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.11.2011 N 15726/10, пришли к выводу об отсутствии нарушений закона со стороны налогового органа при отказе в выдаче документов, содержащих относящуюся к налоговой и банковской тайне информацию.

Банк отказал взыскателю в предоставлении запрашиваемой информации, сославшись на положения статьи 857 ГК РФ и статьи 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1), в силу которой банк гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.

Компания может столкнуться с налоговой тайной при работе с поставщиками или участии в тендерах. Например, крупный партнер попросит сделать налоговую тайну общедоступной. Звучит так себе, но на деле не страшно.

Что такое налоговая тайна

Начнем с примера: бывшая жена ИП Петрова хочет узнать, сколько он зарабатывает и в каком банке держит деньги. Она обращается в налоговую с запросом:

Прошу предоставить сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета ИП Петрова; о номерах расчетных счетов, количестве и движении средств в рублях и иностранной валюте.

Если сотрудник налоговой расскажет о доходах и счетах предпринимателя, он рискует получить штраф до 1 млн рублей. Потому что эти сведения — налоговая тайна.

В законе нет списка сведений, которые относятся к налоговой тайне. Зато есть определение от обратного: налоговая тайна — это любые сведения, которые налоговая получает от бизнеса, кроме тех, что перечислены в статье 102. К примеру, в списке:

  • общедоступные сведения. Это название компании, ее адрес, дата регистрации и всё, что она сама рассказывает у себя на сайте или в рекламе, социальных сетях;
  • ИНН;
  • информация о долгах и задержках по налогам;
  • налоговый режим компании, например упрощенка;
  • среднесписочная численность сотрудников за прошлый год;
  • налоги, доходы и расходы за прошлый год.

Всё, что не входит в список исключений, могут знать налоговая, сам налогоплательщик и по запросу в налоговую или компанию — полиция с судом. Задача налоговой — следить, чтобы её сотрудники не разглашали эти сведения.

Кажется, что налоговая тайна — это что-то из внутреннего мира налоговиков, но есть два случая, когда тайна может понадобится предпринимателю:

  • проверка контрагентов;
  • признание налоговой тайны общедоступной для участия в тендере или сотрудничества с крупной компанией.

Налоговая тайна и проверка контрагентов

Подробнее о должной осмотрительности

До 2016 года в открытом доступе можно было найти только название, адрес компании, имя ее учредителя и данные о специальном налоговом режиме, например упрощенке. Остальное приходилось запрашивать у партнеров, потому что сведения о доходах, расходах, имуществе и сотрудниках были налоговой тайной. А сейчас это уже не тайна.

Нет точного списка, что обязательно проверить у контрагента, поэтому лучше посмотреть всё, что есть:

В сервисы попадают сведения за прошлый год — именно они уже не входят в налоговую тайну. Информация появляется по частям:

  • 1 августа — о спецрежиме на конец прошлого года и численности сотрудников. Можно проверить, работает поставщик на упрощенке или на общем налоговом режиме и сколько у него сотрудников;
  • 1 октября — налоги и страховые взносы, которые заплатила компания за прошлый год, ее доходы и расходы. Можно посмотреть динамику доходов и расходов за 2017-2018 годы;
  • 1 декабря — о налоговых нарушениях, недоимке по налогам и взносам, штрафах.

Если компания сдает отчеты в Росстат, там можно посмотреть ее долги, доходы и расходы по месяцам и узнать, сдавала ли она нулевые декларации. Сведения с сайта налоговой и Росстата автоматически подтягиваются в сервисы проверки контрагентов, например Сбис, Спарк.

Налоговая тайна и общедоступные сведения

В налоговую можно написать заявление, чтобы сведения, составляющие налоговую тайну, стали общедоступными. Например, так делают, если просит крупный партнер или для участия в тендерах.


Как провести тендер


В заявлении указывают коды — по ним налоговая узнаёт, какие сведения открывать. Например, код 0400 значит, что нужно открыть информацию о банке, в котором у компании счет, номере, дате открытия, типе счета и движении денег на нем. Если случайно указать не тот код, налоговая откроет не ту информацию.

Здесь же в заявлении указывают, за какой период открывают сведения, но есть нюанс: то, что уже стало открытым, остается открытым навсегда. В налоговом кодексе нет статьи об отзыве согласия.

Наказание за раскрытие налоговой тайны

За разглашение налоговой тайны есть наказания:

  • за сбор сведений, похищение документов или подкуп сотрудников налоговой — штраф до 500 000 рублей, исправительные работы до года или лишение свободы до двух лет;
  • разглашение или использование сведений — штраф до 1 млн рублей или лишение свободы до трех лет.

Сложно узнать, что сотрудник налоговой копирует на флешку декларации компании, а потом их продает конкурентам. Но такое может произойти, если владелец компании случайно увидит свою декларацию в интернете. Тогда надо обратиться в полицию или прокуратуру, они проведут расследование и всех накажут.

С 17 марта 2021 года налоговые органы получили расширенный доступ к банковской тайне и информации, предоставляемой клиентами кредитных учреждений. Рассказываем, к каким документам и сведениям теперь у налоговиков имеется доступ и когда они могут запросить у банков соответствующую информацию.

Что изменилось в сфере банковской тайны

Федеральный закон от 17.02.2021 № 6-ФЗ, внесший изменения в ст. 86 НК РФ, значительно упростил доступ налоговых органов к информации о банковских счетах организаций, ИП и физлиц, а также к сведениям о том, кто данными счетами в действительности владеет и управляет. В этих целях налоговикам было предоставлено право запрашивать у банков копии паспортов и доверенностей лиц, распоряжающихся деньгами на счетах компаний и ИП, а также сведения о бенефициарах (фактических владельцах) фирм-клиентов кредитных учреждений.

Отметим, что такие полномочия у налоговиков были и раньше, но реализованы они могли быть только в рамках налоговых проверок. То есть, чтобы получить у банка сведения о тех физлицах, которые снимают деньги с банковских счетов компании, в отношении самой компании должна была быть инициирована налоговая проверка. Это не позволяло налоговым органам оперативно получать от банков сведения о тех физлицах, которые, по мнению ИФНС, занимаются обналичиванием и уводом денежных средств от налогообложения.

Начиная с 17 марта 2021 года (момент вступления в силу поправок) для получения сведений о теневых владельцах (бенефициарах и выгодоприобретателях) фирм-однодневок и физлицах, в реальности управляющих счетами компаний, налоговая проверка не требуется. Соответствующие документы и сведения налоговики теперь могут получить, в частности, при принятии решения о взыскании налогов, при блокировке счетов или истребовании у компании сведений об интересующей ИФНС сделке.

Какие документы налоговая может запросить у банков

По новым правилам банки в течение 3 дней с момента получения соответствующего мотивированного запроса из налоговой инспекции обязаны предоставить в ИФНС имеющиеся в их распоряжении (абз. 1 п. 2.1 ст. 86 НК РФ):

  • копии паспортов лиц, имеющих право на получение или распоряжение денежными средствами, находящимися на счете клиента (как физлиц, так и организаций);
  • копии доверенностей на получение/распоряжение денежных средств, находящихся на счете организации, ИП или физлица;
  • копии договоров и соглашений на открытие, ведение и закрытие счета клиента, включая заявление на открытие и закрытие счетов;
  • документы и информацию, предоставляемые клиентом или его представителями при открытии счета;
  • карточек с образцами подписей и оттиска печати;
  • информацию в электронной форме или на бумажном носителе о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях и представителях клиента, включая информацию в отношении отдельных операций за определенный период.

Когда налоговая может запрашивать паспорта и доверенности

shutterstock_1356527693.jpg

Право налоговой инспекции на истребование информации о бенефициарах, копий паспортов, доверенностей и договоров на открытие, ведение и закрытие банковских счетов не является абсолютным и неограниченным. В соответствии с положениями абз. 2 п. 2.1 ст. 86 НК РФ вышеуказанные сведения и документы могут быть запрошены только в следующих случаях:

  • при проведении налоговой проверки в отношении организации или ИП;
  • при истребовании у организации/ИП документов или информации об их контрагентах, в отношении которых проводится проверка, или сведений о конкретной сделке (ст. 93.1 НК РФ);
  • вынесения в отношении организации или ИП решения о взыскании налогов или страховых взносов;
  • при блокировке или разблокировке банковских счетов организаций/ИП по решению налоговой инспекции;
  • на основании запроса иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Если же копии документов или информация о бенефициарах истребуются в отношении физлица, не являющегося ИП, то такой запрос ИФНС допускается:

  • при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя/заместителя руководителя непосредственно ФНС России;
  • в случаях проведения в отношении физлица налоговой проверки;
  • при истребовании у физлица данных о контрагентах или интересующих налоговиков сделках;
  • на основании запроса иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Чем грозит компаниям расширенный доступ налоговых органов к банковской тайне

Как заверяют в ФНС России , изменения в НК РФ добросовестных налогоплательщиков не коснутся. Никаких дополнительных обязанностей для таких плательщиков поправками не предусмотрено, и административная нагрузка на них не увеличится.

Что касается режима банковской тайны, то его никто не отменял – все сведения, составляющие такую тайну, как и раньше, будут предоставляться налоговым органам исключительно по их мотивированному запросу. Доступ всех третьих лиц к банковским документам и сведениям по-прежнему полностью исключается.

При этом даже в таких ситуациях НК РФ ограничивает перечень случаев, когда налоговики вправе запрашивать у банков документы, составляющие банковскую тайну. И в подавляющем большинстве случаев запрос таких документов и сведений, как и прежде, сможет осуществляться именно в рамках налоговых проверок. То есть произвольно получать у банков копии паспортов и доверенностей налоговики не смогут.

Вместе с тем не стоит забывать, что банки в настоящий момент не наделены правомочиями требовать от ИФНС предоставить пояснения, зачем именно и в каких целях запрашивается тот или иной документ/сведения. Уточнить основания для запроса и представления документов и сведений они также не могут.

Таким образом, разного рода злоупотребления со стороны налоговых органов в данной части на законодательном уровне все же не исключаются полностью. Кроме того, обеспечение налоговикам упрощенного доступа к банковской тайне может привести к расширению обязанностей даже добросовестных налогоплательщиков. К примеру, уже сейчас при открытии счета у компании могут потребовать предоставить дополнительные сведения, касающиеся ее действительных выгодоприобретателей, бенефициаров и представителей.

Читайте также: