Правонарушения против контрольных функций налоговых органов

Обновлено: 18.05.2024

Наличие действенной системы контроля над соблюдением налогового законодательства является непременным условием функционирования налоговой системы в целом. Поэтому любые незаконные противодействия налоговым органам, осуществляющим контроль над соблюдением налогового законодательства, представляют достаточно серьезную угрозу для налоговой системы и требуют соответствующей реакции. Субъектами данных правонарушений выступают непосредственно налогоплательщики.

Составы, имеющие отношение к контролю, но адресованные другим лицам (например, несвоевременное представление информации о налогоплательщике) помещены в другие разделы: несвоевременная регистрация в налоговом органе, т.е. пропуск срока, установленного для обращения в налоговый орган для регистрации в качестве налогоплательщика, если эти действия не могут быть квалифицированы как уклонение от уплаты налога; уклонение от регистрации в налоговом органе, т.е. умышленное, с целью уклонения от уплаты налогов, длительное не выполнение обязанности обратиться в налоговый орган для регистрации в качестве налогоплательщика; воспрепятствование осуществлению контрольных действий, т.е. умышленное создание должностными лицами предприятий, а также лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, условий, существенно затрудняющих или делающих невозможным осуществление по постановлению налогового органа мер документального или фактического контроля; неповиновение законному требованию или распоряжению должностного лица налогового органа, т.е. длительное невыполнение или ненадлежащее выполнение законного требования или распоряжения должностного лица налогового органа об устранении или предотвращении нарушений налогового законодательства, если эти действия не могут быть квалифицированы как иные нарушения налогового законодательства; оскорбление должностного лица налогового органа, т.е. публичное оскорбление должностного лица налогового органа в связи с его деятельностью по исполнению служебных обязанностей, если эти действия не влекут уголовную ответственность; насилие или угроза применением насилия, или повреждением имущества в отношении должностного лица налогового органа, т.е. насилие или угроза применением насилия, повреждением (уничтожением) имущества в отношении должностного лица налогового органа, а равно его близких, выполняющего возложенные на него законом обязанности, в целях воспрепятствования его законной деятельности или принуждения к изменению ее характера или из мести за выполнение своего служебного долга, если эти действия не влекут уголовной ответственности; незаконное воздействие или вмешательство, т.е. неправомерное воздействие в какой бы то ни было форме на должностное лицо налогового органа с целью воспрепятствовать выполнению им контрольных действий либо повлиять на принимаемое им решение, если эти действия не могут квалифицироваться как иное правонарушение и/или не влекут уголовной ответственности.

3.6 Правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности

Бухгалтерский (финансовый) учет является основой налогового учета, в результате которого определяются необходимые показатели и данные для составления деклараций, расчетов, других документов. Налоговый учет носит расчетный характер, так как использует данные бухгалтерского учета, но не связан с операциями на его счетах. Но цели бухгалтерского учета, безусловно, шире, нежели формирование данных для составления налоговой отчетности.

Рассмотрим составы правонарушений:

нарушение порядка организации бухгалтерского учета, т.е. отсутствие системы отражения на счетах бухгалтерского учета осуществляемых налогоплательщиком хозяйственных операций в соответствии с общими методологическими принципами бухгалтерского учета, если такие действия не могут квалифицироваться как уклонение от уплаты налога;

нарушение порядка ведения бухгалтерского учета, т.е. нарушение правил документирования хозяйственных операций и отражения их в бухгалтерских регистрах, если такие действия не могут квалифицироваться как уклонение от уплаты налога;

не обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета, т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств, хранению бухгалтерских документов, если такие действия не могут квалифицироваться как уклонение от уплаты налогов;

нарушение порядка составления бухгалтерской и налоговой отчетности, т.е. представление в налоговый орган документов бухгалтерской и /или налоговой отчетности, не соответствующих установленной формы и не отражающих всех установленных нормативными актами данных;

нарушение порядка представления бухгалтерской и налоговой отчетности, т.е. представление комплекса или части документов бухгалтерской и налоговой отчетности позже установленного срока, если такие действия не могут квалифицироваться как уклонение от уплаты налога;

уклонение от представления бухгалтерской и налоговой отчетности, т.е. умышленное неоднократное непредставление в установленные сроки или непредставление по требованию налогового органа комплекса или части документов бухгалтерской и/или налоговой отчетности, если такие действия не могут квалифицироваться как уклонение от регистрации в налоговом органе или уклонение от уплаты налога.


Налоговый контроль — комплекс мер по проверке исполнения норм налогового права. Целью этой процедуры является выявление нарушений законодательства. При этом налоговые органы используют различные формы налогового контроля и методы.

Формы и методы налогового контроля

Учет налогоплательщиков, контроль за правильностью исчисления налогов и сборов - основные функции ФНС, которые позволяют своевременно и в полной мере пополнять бюджет страны или отдельного муниципалитета.

Налоговые проверки — основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации. В рамках камеральной проверки мероприятия налогового контроля проверяющие используют не так широко, как при выездной.При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения.

Вторая форма налогового контроля — это получение объяснений. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. Пояснения предоставляются в устной или письменной форме и в ходе проведения налогового контроля протоколируются.

О подаче пояснений читайте в этой статье.

Третья форма налогового контроля — проверка данных учета и отчетности. В требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые для налогового контроля документы, которые должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней. В ходе выездной проверки в рамках налогового контроля может быть назначена инвентаризация.

Осмотр помещений и территорий — еще одна форма налогового контроля. Налоговый инспектор вправе проводить его согласно ст. 92 НК РФ в рамках проводимой проверки. Осмотр происходит в присутствии понятых, при необходимости при этом мероприятии налогового контроля производится фото- и видеосъемка.

Налоговый мониторинг — еще одна форма налогового контроля, введенная с 01.01.2015.

Подробнее о налоговом мониторинге узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Период, проверяемый в ходе данного вида налогового контроля, проверяющие не вправе включать в план проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Деятельность организации при проведении налогового контроля в форме мониторинга становится прозрачной, но любые бухгалтерские и юридические документы инспекция вправе затребовать.

Налоговый контроль при мониторинге базируется на утвержденном регламенте, по которому инспекция может в течение года проверять хозяйственные операции, а организация сможет обезопасить себя от возможных ошибок при начислении налогов, ведь налоговая служба еще до момента сдачи деклараций даст разъяснения по интересующим вопросам.

В налоговом контроле используются следующие методы:

Методы налогового контроля

Документальный налоговый контроль

Фактический налоговый контроль

включает следующие приемы:

  • формальную и арифметическую проверку;
  • юридическую оценку;
  • экономический анализ

включает следующие приемы:

  • учет налогоплательщиков;
  • показания свидетелей;
  • проведение инвентаризации;
  • привлечение экспертов

Виды налогового контроля

НК РФ не дает точного толкования видов налогового контроля, поэтому классификация их разнообразна. Например, она может быть такой:

Виды налогового контроля

Налоговый контроль по времени проведения

Налоговый контроль по способу проверки

Налоговый контроль по месту проведения

Налоговый контроль по периодичности

Подробнее о процедуре проверок читайте в материалах:

Формы и методы налогового контроля в РФ

В целях расширения и усиления налогового контроля предусмотрено, что:

1. Плательщики, которые сдают отчетность в электронном виде, должны так же электронно уведомлять инспекцию о поступлении от нее требований, высылая квитанцию о получении. Иначе налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет организации (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, письмо ФНС России от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553).

2. В течение 3 лет инспекция может приостановить операции по счетам в банках, если организацией или ИП не будет предоставлена налоговая отчетность (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК).

3. Налоговый контроль затрагивает и декларацию по НДС. При установленных несоответствиях проверяющие в рамках налогового контроля вправе потребовать любые документы по операциям, отраженным в декларации, а также проводить осмотр территории и помещений организации.

4. Если гражданин, имея в собственности различные объекты имущества, не получает извещения об уплате налогов, он должен сам сообщить об этом в инспекцию для целей налогового контроля (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

5. Налоговый контроль теперь охватит и сбор такой информации, как факты заключения и расторжения браков, а также случаи установления и прекращения опеки (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ).

Итоги

Налоговый контроль направлен на решение главной задачи государства — пополнение бюджета любого уровня своевременно и в полном объеме. Проверки являются самой эффективной формой налогового контроля, дисциплинирующей налогоплательщиков.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Наличие действенной системы контроля за соблюдением налогового законодательства является непременным условием функционирования налоговой системы в целом. Поэтому любые незаконные противодействия налоговым органам, осуществляющим контроль за соблюдением налогового законодательства, представляют достаточно серьезную угрозу для налоговой системы и требуют соответствующей реакции.

Субъектами данных правонарушений выступают непосредственно налогоплательщики и налоговые агенты (поэтому составы, имеющие отношение к контролю, но адресованные другим лицам (например, несвоевременное представление информации о налогоплательщике), помещены в другие параграфы данной главы.

НК РФ установил ответственность за незаконное воспрепятство-вание налогоплательщиком или его законным представителем доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика (ст. 124 НК РФ). Эта статья гарантирует, что право налоговых органов осматривать (обследовать) любые помещения, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объекта налогообложения, может быть реализовано. Необходимо обратить внимание на то, что наказуемым является только незаконное воспрепятствование доступу. Во всех случаях, когда осмотр помещений проводится с соблюдением правил, установленных Кодексом (ст. 31,91 НК РФ), воспрепятствовать ему противоправно.

НК РФ установлена также ответственность и за противодействия, которые налогоплательщик или налоговый агент может оказать должностным лицам налоговых органов при проведении ими документальной проверки. Наказуемым является непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Однако противодействия законным действиям налоговых органов могут быть и в других формах, помимо воспрепятствования доступу и невыдачи документов.

В связи с этим налоговым законодательством может быть предусмотрена ответственность и за другие правонарушения:

воспрепятствование контрольным действиям, т.е. умышленное создание должностными лицами организаций или лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, условий, существенно затрудняющих или делающих невозможным осуществление по постановлению налогового органа мер документального или фактического контроля;

неповиновение законному требованию или распоряжению должностного лица налогового органа, т.е. длительное невыполнение или ненадлежащее выполнение законного требования или распоряжения должностного лица налогового органа об устранении или предотвращении нарушений налогового законодательства, если эти действия не могут быть квалифицированы как иные нарушения налогового законодательства;

оскорбление должностного лица налогового органа, т.е. публичное оскорбление должностного лица налогового органа в связи с его деятельностью по исполнению служебных обязанностей, если эти действия не влекут уголовной ответственности;

насилие или угроза применением насилия, или повреждением имущества в отношении должностного лица налогового органа (а равно его близких), выполняющего возложенные на него законом обязанности, в целях воспрепятствования его законной деятельности, или принуждения к изменению ее характера, или из мести за выполнение служебного долга, если эти действия не влекут уголовной ответственности;

незаконное воздействие или вмешательство, т.е. неправомерное воздействие в какой бы то ни было форме на должностное лицо налогового органа с целью воспрепятствовать выполнению им контрольных действий либо повлиять на принимаемое им решение, если эти действия не могут квалифицироваться как иное правонарушение и/или не влекут уголовной ответственности.

Однако ответственность за подобные действия налоговым законодательством не установлена. Если эти действия соответствуют характеристикам правонарушений против порядка управления, предусмотренных административным или уголовным законодательством, то они преследуются в общем порядке.


В статье рассмотрена история становления и развития института административной ответственности за правонарушения в сфере налогов и сборов, правовая природа мер как налоговой, так и административной ответственности, определен круг правонарушений в области налогов и сборов, приведена классификация административных нарушений в сфере налогового законодательства.

Проведенные классификации будут основанием для систематизации правонарушений в сфере налогового законодательства в едином кодифицированном нормативно-правовом акте, а также помогут при выявлении особенностей составов данных правонарушений.

Ключевые слова: налоговые правонарушения, административная ответственность, налоговая ответственность, меры ответственности, правонарушения, формы выражения, формы вины, санкции.

The article considers the history of the formation and development of the institute of administrative responsibility for offenses in the field of taxes and fees, the legal nature of measures of both tax and administrative responsibility, defines the range of offenses in the field of taxes and fees, provides a classification of administrative violations in the field of tax legislation.

The classifications carried out will be the basis for the systematization of offenses in the field of tax legislation in a single codified normative legal act, and will also help in identifying the features of the compositions of these offenses.

Keywords: tax offenses, administrative responsibility, tax liability, measures of responsibility, offenses, forms of expression, forms of guilt, sanctions.

История становления и развития института административной ответственности за правонарушения в сфере налогов и сборов имеет глубокие корни.

Появление в конце XIX века налоговой системы в том виде, в котором мы представляем ее сейчас, было связано с переходом страны к производящему хозяйствованию от натурального. В результате реформы 1881–1885 гг. были отменены подушная подать и соляной налог, но при этом введены новые виды налогов, которые характеризовались как косвенные по своей природе. При этом наиболее распространенным правонарушением в сфере налогов и сборов в то время являлась неуплата акцизов, ответственность за которые регламентировалась Уставом об акцизных сборах 1883 года.

Многие объекты налогообложения были уничтожены в результате революции 1917 года. Финансовая система России была ослаблена, что все же не затронуло сферу ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов. Наказание за неуплату подоходного налога устанавливались Декретом о взимании прямых налогов, а наиболее жесткое наказание предусматривалось в отношении лиц, обязанных уплачивать единовременный налог и налог на прирост прибылей одновременно.

В мае 1921 года государство перешло к новой экономической политике, в связи с чем назрела необходимость создания качественно новой налоговой системы. В результате проводимой реформы стали использоваться рынок и различные формы собственности, продналог заменил продразверстку в сельских поселениях, проводилась денежная реформа, активно привлекался иностранный капитал. Однако, ставки налогов и сборов были сильно завышенными, в связи с чем граждане начали массово уклоняться от их уплаты, что расценивалось как попытка срыва мероприятий, проводимых советской властью, за что предусматривалась ответственность Уголовным кодексом 1922 года.

Конец 1920-х годов ознаменовался существенными изменениями в сфере налогообложения [6]: роль и значение налоговых правоотношений в государственной системе утратились после отказа правительства от дальнейшего проведения НЭП, сократилось количество взимаемых налогов. К 1931 году частный капитал прекратил свое существование и основными налогоплательщиками стали государственные предприятия. Государство пошло по пути жесткой централизации, применяя административные методы по изъятию прибыли и перераспределению ее между субъектами хозяйствования.

С 1961 по 1991 гг. в законодательстве об административной ответственности отсутствовали статьи, предусматривающие ответственность за налоговые правонарушения, поскольку в данный период за указанные правонарушения применялась уголовная ответственность.

Основной для полного изменения налоговой системы стала Конституция Российской Федерации [1], которая базировалась исключительно на нормах российского законодательства без применения действующих еще на тот момент советских норм.

По сравнению с советским периодом, в исследуемой сфере значительно выросло количество правонарушений, что связано с переходом страны к рыночной экономике и увеличением количества предпринимателей, коммерческих организаций, являющихся налогоплательщиками. Кроме того, действующее законодательство об ответственности плательщиков налогов и сборов имело большое количество недостатков. Вплоть до 1999 года при привлечении к ответственности не учитывалась вина налогоплательщика, необходимости в доказывании вины не было, что являлось очень выгодным для государства. Не была установлена законодательно возможность освобождения лица от ответственности в случае, когда наказание было несоразмерным совершенному правонарушению. Еще одним существенным недостатком был высокий размер штрафов, которые назначались иногда и в пятикратном размере. Все перечисленные недостатки налоговой системы конца 90-х гг., свидетельствовали о необходимости существенного пересмотра всего законодательства, регламентирующего ответственность в сфере налогов и сборов.

Основные направления, по которым следовало проводить работу в сфере законодательства, регламентирующего ответственность в сфере налогов и сборов, были установлены Президентом РФ в его послании Федеральному Собранию в 1997 году [4]. 16 июля 1998 года была принята первая часть Налогового кодекса [2], отдельный VI раздел которого посвящен ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Действующий и в настоящее время Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [3] внес такие нововведения, как ответственность за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, таможенном деле, финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг.

Правовая природа мер как налоговой, так и административной ответственности тождественна, но при этом они выполняют различные функции [7]: налоговая ответственность выполняет преимущественно превентивную функцию, тогда как административная — карательную.

При определении круга правонарушений в области налогов и сборов необходимо учитывать такие особенности, как дуализм в закреплении составов правонарушений, часть из которых содержится в НК РФ, отсутствие в области налогового законодательства составов некоторых правонарушений, закрепленных в главе 15 КоАП РФ (данная глава также включает в себя правонарушения в области финансов, страхования и рынка ценных бумаг). Следовательно, круг правонарушений в области налогов и сборов составляют правонарушения, закрепленные в ст.ст. 116, 119–119.2, 120, 122, 122.1, 123, 125, 126, 128–129.4 НК РФ и ст.ст. 15.3–15.8 КоАП РФ. Таким образом, НК РФ содержит 16 статей, включающих в себя 29 составов правонарушений, в то время как в КоАП РФ находятся 6 статей с 9-ю составами правонарушений.

Выбор критерия классификации, то есть основания деления, является одним из главных аспектов в классификации. Ввиду разнообразия и широкой распространенности правонарушений в сфере налогового законодательства единого критерия их классификации быть не может.

А. В Брызгалин [8] классифицирует административные нарушения в сфере налогового законодательства следующим образом:

– правонарушения против системы налогов;

– правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков;

– правонарушения против исполнения доходной части бюджетов;

– правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика;

– правонарушения против контрольных функций налоговых органов;

– правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и иной отчетности;

– правонарушения против обязанностей по уплате налогов.

В зависимости от субъекта административного правонарушения в сфере налогового законодательства выделяются правонарушения, совершенные гражданами (ст. ст. 128, 129 НК РФ), юридическими лицами (ст. ст. 120, 125 НК РФ.), должностными лицами (в ст.ст. 15.3–15.5, ч. 2 ст. 15.6, 15.7–15.8 КоАП РФ).

В зависимости от формы вины административные правонарушения в сфере налогового законодательства подразделяются на умышленные и неосторожные. При этом правонарушения, закрепленные в п. 2 ст. 126, ст. 128, ст. 129 НК РФ могут быть совершены тоже только в форме умысла.

В зависимости от формы выражения противоправного деяния, выделяются правонарушения, совершенные в форме действия (ст.ст. 15.7 КоАП РФ и ст.ст. 119.2, 120, 122.1, 129.2 НК РФ) и бездействия (ст.ст. 15.3 -15.5, 15.8 КоАП РФ и ст.ст. 116, 118, 119, 119.1, 123, 125, 129.1, 129.4 НК РФ), а также смешанные правонарушения (ст. 15.6 КоАП РФ и ст.ст. 122, 126, 128, 129, 129.3 НК РФ).

В зависимости от наличия или отсутствия вредных последствий, административные правонарушения в сфере налогового законодательства классифицируются на: правонарушения с формальным составом (п.1 ст. 116, п. 1 ст. 118, п. 2 ст. 119, ст. 119.1, 119.2, п. 1, 2 ст. 120, ст. 125, ст. 126, ст. 128, ст. 129, ст. 129.1, ст.129.4 НК РФ, ст.ст. 15.3–15.8 КоАП РФ); правонарушения с материальным составом (п. 2 ст. 116, п. 1 ст. 119, п. 3 ст. 120, ст. 122, ст. 122.1, ст. 123, ст. 129.2, ст. 129.3 НК РФ).

В зависимости от санкции, применяемой за совершение правонарушения, выделяются правонарушения, за которые применяется штраф в виде денежного взыскания в твердом денежном выражения для налоговых правонарушений с формальным составом (п.1 ст. 116, п. 1 ст. 118, п. 2 ст. 119, ст. 119.1, 119.2, п. 1, 2 ст. 120, ст. 125, ст. 126, ст. 128, ст. 129, ст. 129.1, ст. 129.4 НК РФ, ст.ст. 15.3–15.9 КоАП РФ); штраф в виде процентного соотношения к сумме полученных доходов (п. 2 ст. 116 НК РФ) или к сумме неуплаченного налога (п. 1 ст. 119, п. 3 ст. 120, ст. 122, ст. 122.1, ст. 123, ст. 129.2, ст. 129.3 НК РФ) для налоговых правонарушений с материальным составом.

Регулирование административной ответственности за налоговые правонарушения двумя названными кодифицированными нормативно-правовыми актами порождает определенные сложности в правоприменительной сфере, снижает эффективность административно-юрисдикционной деятельности субъектов.

Административная ответственность в сфере налогообложения является важной частью публично-правового механизма защиты законных интересов государства и общества, обеспечивающей нормальное существование государственного аппарата и перераспределение благ в обществе. Повышение эффективности административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов должно начаться с приведения в надлежащий порядок соответствующего законодательства.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред.от 02.07.2021)//Российская газета от 6 августа 1998 г. N 148–149

6. Башашкина Г. Ю. История налогообложения. Налогообложение в России до 1917 года // Транспортное дело России. — 2017. — № 4. — С. 61–63

7. Лабутина Н. А. Соотношение административной и налоговой ответственности за нарушение налогового законодательства // Право: история, теория, практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2019. — С. 63–67.

8. Налоги и налоговое право / Под ред. А. В. Брызгалина. — М.: Аналитика-Пресс. -2017.- С. 460.

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, правонарушение, административная ответственность, налоговое законодательство, сфера налогов, налоговая система, область налогов, сбор, круг правонарушений, Российская Федерация.

Ключевые слова

налоговые правонарушения, административная ответственность, налоговая ответственность, меры ответственности, правонарушения, формы выражения, формы вины, санкции


В статье проведен анализ показателей результатов налогового контроля в форме камеральных и выездных проверок, а также их эффективность в предупреждении налоговых правонарушений.

Ключевые слова: налоговые правонарушения, камеральная и выездная налоговая проверка, эффективность налоговых проверок, выявление и предупреждение правонарушений.

Представляется вполне закономерным, что для осуществления государством своих целей необходимо наличие определенных социально-экономических программ, финансовых ресурсов и непосредственного контроля за их законным формированием и расходованием. А развитие российского государства на фоне возникающих кризисных явлений в мировой и национальной экономиках не может с финансовой точки зрения благополучно идти без должного государственного внимания к предупреждению совершения налоговых правонарушений.

Эффективность противодействия нарушителям налогово-правовых норм не мыслима без качественного осуществления налогового контроля, как одной из форм государственного финансового контроля. При этом, налоговый контроль является не единственным, но важнейшим инструментом предупреждения налоговых правонарушений.

Так, Налоговый Кодекс Российской Федерации (НК РФ) [1] определяет налоговое правонарушение как виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Глава 16 НК РФ закрепляет следующие виды налоговых правонарушений:

– несоблюдение сроков постановки на учет в налоговом органе или предоставления данных об открытии и закрытии счета в банке;

– непредставление налоговой декларации;

– нарушение правил учета объектов налогообложения, доходов и расходов;

– неуплата или неполная уплата сумм налога;

– неисполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов и др. [1].

В связи с тем, что налоговые правонарушения достаточно широко распространены, то представляют собой серьезное препятствие планового поступления налогов и сборов бюджеты всех уровней государства. Отсюда велика роль в осуществлении предупреждения правонарушений в налоговой сфере.

Предупреждением же правонарушений называется совокупность разных мер превентивного характера, которые оказывают правовое влияние на сознание, волю и поведение потенциального нарушителя, которым в сфере налоговых правонарушений является налогоплательщик или плательщик сборов, плательщик страховых взносов, а также сами налоговые органы, их должностные лица и иные субъекты налогового права. Деятельность налоговых органов по предупреждению налоговых правонарушений заключается в применении мер, которые направлены на их пресечение и недопущение.

Основной задачей налоговых органов является повышение качества налогового контроля и вследствие чего упразднение имеющихся проблем. В выявлении, расследовании и предупреждении любых случаев нарушения налогового законодательства особая роль отводится налоговым проверкам, как форме налогового контроля. Данная форма предупреждения налоговых правонарушений способствует оперативному реагированию и направлена на предотвращение недоимки налогов в бюджет государства, так как многие налоговые правонарушения возможно выявить в ходе проведения налоговых проверок.

Так, по результатам проведенных проверок в 2019 году в России выявлено 123 700 правонарушений. При этом, большая часть выявленных правонарушений относится к нарушениям обязательных требований законодательства — 99,6 % от общего количества выявленных правонарушений (в 2018 году 99,7 %).

Дела об административных правонарушениях были возбуждены по результатам 82 500 проверок, административные наказания наложены по результатам 78 300 проверок [3].

В 2019 году ущерб от экономических преступлений, к которым относятся правонарушения в сфере налогообложения, составил 447,2 млрд руб., из них 85,2 млрд — от налоговых преступлений, следует из данных МВД. Всего за прошлый год было выявлено 104 тыс. экономических преступлений. Это на 4,1 % меньше, чем в 2018 году. Тогда было выявлено 109,5 тыс. экономических преступлений, которые нанесли ущерб в размере 403,8 млрд руб. Из них ущерб от налоговых преступлений составил 94,9 млрд руб. [4].

Между тем, адресная работа с налогоплательщиками и побуждение их к уплате текущих налоговых обязательств в полном объеме, является основным акцентом в контрольной работе.

Так, из доклада руководителя Федеральной налоговой службы России Егорова Д. В. об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля за 2019 год следует, что посредством добровольной уплаты налоговых обязательств, без назначения выездных проверок, по итогам 2019 года дополнительно поступило в бюджет свыше 130 млрд. рублей, что составляет треть (37,8 %) в общем объеме поступлений по результатам контрольно-аналитической работы [3].

Так, вышеуказанная статистическая налоговая отчетность содержит следующие данные по регионам России и в целом по стране:

– количество проведенных камеральных и выездных налоговых проверок, из них выявивших нарушения налогового законодательства;

– количество выездных налоговых проверок, проведенных в отношении различных групп налогоплательщиков и отдельных налогов, в том числе в сравнении с аналогичными показателями по России;

– дополнительные платежи по результатам выездных налоговых проверок в целом, а также в разрезе налогов, пени и штрафных санкций.

Рассмотрим таблицу 1 о количестве проведенных налоговых проверок по Российской Федерации за период 2017–2019 гг.

Так, количество проведенных камеральных проверок за вышеуказанный период в целом имеет небольшие колебания и за 2019 год по состоянию на 01.01.2020 г. составляет в размере 62 802 102. Из них существенно уменьшилось количество выявленных нарушений за 2019 год, что снизило результативность проверок с 5,4 % в 2017 году до 3,9 за 2019 год. В целом, результативность камеральных проверок за указанные период имеет динамику снижения.

В тех случаях, когда речь идет уже о схемах уклонения от уплаты налогов, в целях их пресечения налоговыми органами, назначаются выездные налоговые проверки.

Количество проведенных налоговых проверок по Российской Федерации за 2017–2019 гг.

Читайте также: