Правительство рф вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения и сборов

Обновлено: 18.05.2024

Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (ст. 4 НК РФ).

Нормативные правовые акты о налогообложении включают:

1) Указы Президента РФ;

2) Постановления Правительства РФ;

3) подзаконные нормативные правовые акты, принятые исполнительными органами субъектов РФ;

4) подзаконные нормативные правовые акты, принятые органами муниципальных образований;

5) акты Министерства финансов РФ, осуществляющие правовое регулирование в налоговой сфере;

6) акты налоговых органов. Федеральные органы исполнительной власти,

уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов (п. 2 ст. 4 НК РФ).

1) осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами общеобязательных правил поведения, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

2) выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

3) регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

5. Нормативные правовые акты как источники налогового права

5. Нормативные правовые акты как источники налогового права Нормативно-правовой акт – это изданный в особом порядке официальный актдокумент правотворческого органа, содержащий нормы права.Отличия нормативных правовых актов от нормативных актов:1) нормативно-правовой

9. Акты Конституционного Суда РФ по вопросам налогообложения

9. Акты Конституционного Суда РФ по вопросам налогообложения Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1 Федерального

6.1.2. Нормативные акты по инвестициям

6.1.2. Нормативные акты по инвестициям В России действуют следующие основные нормативные акты, регулирующие отношения в сфере инвестиций:? Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме

16. Подзаконные нормативные правовые акты как источник банковского права

16. Подзаконные нормативные правовые акты как источник банковского права Правом издавать нормативные правовые акты подзаконного характера, регулирующие банковские правоотношения в РФ наделены:•?Президент Российской Федерации;•?федеральные органы исполнительной

Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах

Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах <. > Статья 11. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе 1. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства

3.3. Нормативные правовые акты о налогах и сборах: понятие, виды, условия их соответствия налоговому законодательству

3.3. Нормативные правовые акты о налогах и сборах: понятие, виды, условия их соответствия налоговому законодательству Правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и

2. Нормативные правовые акты

2. Нормативные правовые акты 1. Инструкция о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности. Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.97 № 81н // Нормативные акты для бухгалтера. 1998. № 1. С. 3–21.2. Инструкция о порядке исчисления и

1.3. Нормативные акты, регулирующие деятельность субъектов малого предпринимательства

1.3. Нормативные акты, регулирующие деятельность субъектов малого предпринимательства Невнимание законодателя к вопросам соотношения Закона № 209-ФЗ и иных нормативно-правовых актов отрицательно влияет на систему нормативного регулирования малых форм

1.4. Иные локальные нормативные акты

1.4. Иные локальные нормативные акты Помимо вышеперечисленных локальных нормативных актов на практике у любого работодателя, как правило, возникает необходимость в создании дополнительных локальных нормативных актов. В принципе законодателем не установлено никаких

1.3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти

1.3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Нормативные правовые акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти (министерствами, комитетами, управлениями, службами, агентствами), являются ведомственными нормативными актами и

Нормативные акты

Нормативные акты 1. О Единообразном законе о переводных и простых векселях. Женевские вексельные конвенции. 1930.2. О Единообразном законе о чеках. Женевские чековые конвенции. 1931.3. Унифицированные правила по инкассо. Публикация Международной торговой палаты № 322. Редакция

2.2. Внутренние локальные нормативные акты

2.2. Внутренние локальные нормативные акты В число внутренних нормативных актов входят такие документы, как положения. Положения – это нормативные акты, которые устанавливает порядок образования, структуру, функцию, компетенцию, обязанности и организацию работы

I. Нормативно-правовые акты

Нормативно-правовые акты

Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации.2. Гражданский кодекс Российской Федерации.3. Таможенный кодекс Российской Федерации.4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.5. Федеральный закон от 08 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об

Нормативные правовые акты по вопросам налогов и их соответствие Кодексу на основании положений ст. 6 НК РФ

Законодательство в области налогов и сборов находится в однозначном подчинении НК РФ. Любые нормативные акты, содержащие нормы, соответствующие одному из критериев перечня п. 1 ст. 6 НК РФ, могут быть признанными судами недействительными на основе положений ст. 6 НК РФ.

Отменить их суды не могут, такие полномочия имеются только у правительства или какого-то другого органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявших акт, противоречащий НК РФ.

Правила о подсудности допускают рассмотрение дел арбитражными судами и судами общей юрисдикции. В первом случае это происходит в порядке, предусмотренном гл. 23 АПК РФ, а во втором — в порядке, предусмотренном гл. 24 ГПК РФ.

Сущность правоприменения ст. 6 НК РФ

Положения этой статьи относятся и к законам и к подзаконным актам. В первом пункте названной содержится перечень оснований для признания нормативного акта противоречащим Кодексу со всеми вытекающими последствиями. Он является открытым, в случае возникновения необходимости может быть расширен посредством принятия ФЗ, редактирующих содержание Кодекса. Не является он и исчерпывающим. Возможность оспаривать положения нормативных актов по основаниям, отличных от изложенных в данной статье, сохраняется.

В ст. 6 НК РФ устанавливаются наиболее значимые и бесспорные причины. Отмене подлежат те нормативные акты, которые:

  • умаляют права кого-то из участников правового оборота — налогоплательщиков, представителей полномочных органов и всех прочих лиц — налоговых агентов, сотрудников таможенных органов и других;
  • противоречат статьям НК — разрешают то, что в статьях Кодекса запрещено или запрещают то, что в них разрешено и т. п.;
  • вводят обязанности или изменяет содержание уже существующих у участников отношений.

Таким образом ст. 6 НК РФ не устанавливает полностью оригинальные правила, но логически продолжает и детализирует ст. 1 НК РФ, которая и декларирует приоритет Кодекса над всеми другими нормативными актами.

Практика применения в судах ст. 6 НК РФ о несоответствии нормативных правовых актов Кодексу

Правила статьи имеют широкое назначение. С их помощью налогоплательщики могут доказывать и то, что отдельные нормативные акты нельзя рассматривать в качестве тех, что могут вмешиваться в налоговые отношения.

Разумеется, в применении данных положений имеются и ограничения.

Пример можно найти в деле № АПЛ16-25, определение по которому было вынесено 25 февраля 2016 года апелляционной коллегией ВС РФ. Было отмечено, что оспариваемое заявителем положение не требует от налогоплательщика дополнительных затрат на приобретение оборудования и наём дополнительной рабочей силы, поэтому и довод апелляционной жалобы со ссылкой на подпункт 3 п. 1 ст. 6 НК РФ о введении новых обязанностей, не предусмотренных законодательством о налогах и сборах, ошибочен.

Это старая тема, которая является одной из основных во всём спектре судебной налоговой практики. Периодически налоговые органы требуют от налогоплательщиков, чтобы они оказали максимальное содействие в проведении инвентаризации.

Между тем это сложный процесс, который отрывает от работы специалистов, приносит существенные затруднения в жизнь предпринимателей. Но отразить это в иске или жалобе крайне сложно. В данном случае налогоплательщик попробовал зайти со стороны ст. 6 НК РФ, но у него ничего не получилось ни в одном из судов.

В ВС РФ заявили, что ссылки Общества на несение им в результате применения оспоренной нормы дополнительных материальных затрат относительно обеспечения условий для проведения инвентаризации являются несостоятельными. Между тем практически каждый предприниматель, кто сталкивался с инвентаризацией, проводимой на основании издания налоговым органом соответствующего предписания, подтвердит, что она может вызывать слишком большие убытки, а несколько налоговых проверок такого рода могут довести предпринимателя до банкротства.

Однако, как видно из определения ВС РФ, ст. 6 НК РФ в попытках судебной защиты от этого использовать не удаётся.

В связи с возникающими вопросами о порядке установления и введения в действие местных налогов и в соответствии с пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации считает необходимым сообщить следующее.

1. Согласно части первой статьи 2 Кодекса властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения регулирует законодательство о налогах и сборах.

Определение местных налогов и общие положения о полномочиях представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) по установлению и введению в действие местных налогов предусмотрены пунктом 4 статьи 12 Кодекса (в редакции Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах”, далее - Федеральный закон № 95-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Кодекса местными налогами признаются налоги, которые установлены Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено указанным пунктом и пунктом 7 статьи 12 Кодекса.

К местным налогам на основании статьи 15 Кодекса (в редакции Федерального закона № 95-ФЗ) относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (пункт 4 статьи 12 Кодекса).

Согласно абзацу третьему данного пункта земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 данной статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12 Кодекса. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Кодекса при установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом. Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

До введения в действие глав части второй Кодекса о налогах ссылки в статье 12 Кодекса на положения Кодекса приравниваются к ссылкам на акты законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу Федерального закона № 95-ФЗ (статья 3 Федерального закона № 95-ФЗ).

В статье 4 Федерального закона № 95-ФЗ предусмотрено, что до приведения законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований в соответствие с данным Федеральным законом указанные законы и нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей этому Федеральному закону.

Исходя из указанных норм Кодекса и статей 3 и 4 Федерального закона № 95-ФЗ следует, что представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) осуществляют свои полномочия по земельному налогу в соответствии с главой 31 “Земельный налог” Кодекса, налогу на имущество физических лиц - в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 “О налоге на имущество физических лиц” (далее – Закон Российской Федерации № 2003-1).

Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют элементы налогообложения по налогу на имущество физических лиц в порядке и пределах, которые предусмотрены статьей 3 Закона Российской Федерации № 2003-1, а также имеют право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Положения абзаца третьего пункта 4 статьи 12 Кодекса согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона № 95-ФЗ со дня их вступления в силу и до 1 января 2006 года применяются исключительно в части полномочий представительных органов поселений (муниципальных районов) и городских округов, вновь образованных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), по установлению земельного налога и налога на имущество физических лиц и принятию указанными представительными органами решений о введении в действие этих налогов, которые вводятся в действие не ранее 1 января 2006 года).

Вместе с тем согласно пункту 6 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 141-ФЗ) на территориях муниципальных образований, вновь образованных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 Федерального закона № 131-ФЗ до 1 января 2006 года полномочия по установлению и введению в действие земельного налога осуществляются представительными органами местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 84 Федерального закона № 131-ФЗ.

Согласно части 4 статьи 84 Федерального закона № 131-ФЗ на территориях вновь образованных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 данного Федерального закона муниципальных образований до 1 января 2006 года полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, иные органы и должностные лица, осуществляющие на этих территориях полномочия по решению вопросов местного значения на день вступления в силу главы 12 указанного Федерального закона. Глава 12 Федерального закона № 131-ФЗ вступила в силу со дня официального опубликования этого Федерального закона (Федеральный закон 131-ФЗ опубликован в “Собрании законодательства Российской Федерации” - 6 октября 2003 г. № 40, ст. 3822, “Российской газете” – 8 октября 2003 г. № 202).

По имеющейся в Министерстве финансов Российской Федерации информации, формирование представительных органов муниципальных образований в соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ до 1 января 2006 года на всей территории России не завершится. Кроме того, в ряде муниципальных образований вновь сформированные в 2005 году представительные органы муниципальных образований не смогут принять и официально опубликовать свои нормативные правовые акты до 1 декабря 2005 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Таким образом, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) о местных налогах, вступающие в силу с 1 января 2006 года и вводящие в действие, должны быть приняты и официально опубликованы до 1 декабря 2005 года.

Кодекс не содержит требования об обязательности официального опубликования нормативных правовых актов о налогах представительных органов поселений, муниципальных районов, городских округов в печатных средствах массовой информации, учрежденных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований для опубликования муниципальных правовых актов или иной официальной информации.

В случае если в муниципальном образовании не учреждено свое печатное средство массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов или иной официальной информации, полагаем возможным официальное опубликование муниципальных нормативных правовых актов о налогах в печатном средстве массовой информации, учрежденном в соответствующем субъекте Российской Федерации для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти этого субъекта Российской Федерации (иной официальной информации). Полагаем также возможным обеспечить опубликование (обнародование) таких муниципальных нормативных правовых актов о налогах в виде отдельного издания представительного органа муниципального образования.

Нормативные правовые акты о местных налогах принимаются вновь сформированными представительными органами городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, вновь образованных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, если эти представительные органы успевают принять и официально опубликовать такие акты до 1 декабря 2005 года.

Указанные нормативные правовые акты представительных органов городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов будут применяться в 2006 году на территориях соответствующих муниципальных образований.

В случае если вновь сформированные представительные органы муниципальных районов, городских округов, поселений не успевают принять и официально опубликовать до 1 декабря 2005 года свои нормативные правовые акты о местных налогах, то нормативные правовые акты о местных налогах принимаются представительными органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия по решению вопросов местного значения на день вступления в силу главы 12 Федерального закона № 131-ФЗ, и применяются в 2006 году на территориях соответствующих муниципальных образований.

При этом на территориях муниципальных районов, в которых до 1 января 2006 года применялись нормативные правовые акты районов о местных налогах и не принимаются нормативные правовые акты представительными органами, осуществляющими полномочия по решению вопросов местного значения на день вступления в силу главы 12 Федерального закона № 131-ФЗ, муниципальных образований, входящих в состав этих муниципальных районов, а также вновь образованными представительными органами, которые не успевают принять и официально опубликовать свои нормативные правовые акты о местных налогах до 1 декабря 2005 года, применяются нормативные правовые акты представительных органов таких районов принятые о земельном налоге в соответствии с главой 31 Кодекса и о налоге на имущество физических лиц - в соответствии с Законом Российской Федерации № 2003-1.

Нормативные правовые акты о местных налогах представительных органов муниципальных образований, которые приобретают в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ статус городских округов, в 2006 году будут применяться на всей территории соответствующих городских округов.

2. Одновременно сообщаем, что Федеральным законом № 95-ФЗ и Федеральным законом от 18 июня 2005 г. № 63-ФЗ “О внесении изменений в статью 34626 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 63-ФЗ), в главу 263 “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности” Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 года.

Представительные органы муниципальных районов и городских округов, образованных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга со дня вступления в силу Федерального закона № 95-ФЗ и до 1 января 2006 года вправе определить в порядке и пределах, которые установлены главой 263 Кодекса с учетом изменений, предусмотренных Федеральным законом № 95-ФЗ, порядок введения в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на соответствующей территории, виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится данный налог, и значения коэффициента К2, которые вводятся в действие не ранее 1 января 2006 года (пункт 3 статьи 7 Федерального закона № 95-ФЗ).

Обращаем внимание, что нормативные правовые акты представительных органов муниципальных районов и городских округов, законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вступающие в силу с 1 января 2006 года и вводящие в действие единый налог, должны быть приняты и официально опубликованы в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Кодекса до 1 декабря 2005 г.

Следует также учитывать, что согласно Федеральному закону № 63-ФЗ при введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг может быть определен перечень групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату единого налога.

Указанные нормативные правовые акты, вступившие в силу в установленном порядке, должны применяться на всей территории муниципального района, включая территории поселений, входящие в состав территорий этих муниципальных районов.

3. В случае если на территориях муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не будут приняты и официально опубликованы нормативные правовые акты (законы) о местных налогах, а также нормативные правовые акты представительных органов муниципальных районов, городских округов (законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности до 1 декабря 2005 года, то на этих территориях не будут взиматься соответствующие налоги.

В связи с этим рекомендуем активизировать в 2005 году работу по принятию и официальному опубликованию нормативных правовых актов (законов) о местных налогах (системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности), обеспечив введение в действие соответствующих налогов с 1 декабря 2006 года.

Подзаконные нормативные правовые акты – это акты, издаваемые на основе и во исполнение законов органом государственной власти в пределах своей компетенции.
Подзаконные нормативные правовые акты, как правило, либо конкретизируют существующие
нормы законов, либо устанавливают новые. Главное условие – чтобы подзаконные акты соответствовали законам и не противоречили им.
В соответствии с положениями ст. 3 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления и органы
государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах
случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Следует учитывать, что поскольку после принятия Конституции РФ подзаконные акты не
включаются в объем понятия “законодательство”, ст. 4 НК РФ также не включает подзаконные
нормативные акты в состав законодательства о налогах и сборах.
Подзаконные акты служат средством реализации законодательных норм и, так же как законы, классифицируются в строгом иерархическом порядке:

  • акты Президента РФ (принимаются в форме указов и распоряжений и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам);
  • акты Правительства РФ (принимаются в форме постановлений и распоряжений и не должны
    противоречить Конституции РФ, федеральным законам, актам Президента РФ);
  • акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты) (издаются на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ).

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации, так же как подзаконные акты Российской
Федерации, имеют свою иерархическую структуру и распространяют свое действие на всех лиц и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ,
исполнительные органы местного самоуправления и органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях могут издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не должны изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Подзаконные нормативные правовые акты, содержащие нормы налогового права, делятся на две группы:

1. Акты органов общей компетенции:
а) указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и законодательству о налогах и сборах, занимают главенствующее положение над другими подзаконными актами. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ указы Президента РФ могут приниматься по любому вопросу, входящему в его компетенцию, в том числе по вопросам, составляющим предмет налогового права.
Наряду с актами федеральных законодательных органов указы Президента РФ являются актами первоначального правотворчества, так как содержат нормы права и посвящены общим вопросам. Президент РФ вправе приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Начиная с 1991 г. президентами РФ принято большое количество указов по вопросам налогообложения. Со вступлением в действие части первой НК РФ принятые до ее введения указы по вопросам налогообложения, противоречащие НК РФ, в соответствии с Указом Президента РФ от 3 августа 1999 г. N 977 “О приведении актов Президента Российской Федерации в соответствие с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации” были признаны утратившими силу. В настоящее время действуют, например, Указ Президента РФ от 23 декабря 1998 г. N 1635 “О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам” и ряд других;
б) постановления Правительства РФ. Главной функцией Правительства РФ в сфере
налогообложения является проведение в Российской Федерации единой финансовой налоговой
политики. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов.
В предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях Правительство РФ вправе
издавать подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и
сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Правительство РФ вправе издавать акты, в которых могут устанавливаться:

  • ставки федеральных налогов в случаях, указанных в НК РФ, в порядке и в пределах,
    определенных НК РФ (п. 1 ст. 53 НК РФ);
  • порядок списания безнадежных недоимок по федеральным налогам и сборам (п. 1 ст. 59 НК РФ);
  • перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер (п. 2 ст. 64 НК РФ);
  • порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (п. 8 ст. 84 НК РФ);
  • порядок и размеры выплат, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым (п. 4 ст. 131 НК РФ).
    К постановлениям Правительства РФ в области налогообложения относятся:
  • Постановление Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. N 382 “О перечнях сезонных отраслей и
    видов деятельности, применяемых для целей налогообложения”;
  • Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 “О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”;
  • Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 259 “О порядке списания задолженности по пеням и штрафам с организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам принимались Правительством Российской Федерации” (вместе с “Правилами подготовки материалов для установления особых условий списания реструктурированной задолженности по пеням и штрафам с организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности или социально-экономическую значимость, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам принимались Правительством Российской Федерации”) и ряд других;

в) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и
сборами, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ;
г) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и
сборами, принятые исполнительными органами местного самоуправления.
2. Акты органов специальной компетенции. К актам органов специальной компетенции
относятся ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с
налогообложением и сборами, органов специальной компетенции, издание которых прямо
предусмотрено НК РФ.
Президент России Дмитрий Медведев 17 сентября 2011 г. представил в Госдуму РФ законопроект
N 602755-5, вносящий поправки в ст. 140 (“Поводы и основания для возбуждения уголовного дела”) и ст. 241 (“Гласность”) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ). Поправки касаются экономических преступлений и сформулированы по итогам встречи президента с судьями 26 июля 2011 г.
Документ призван окончательно закрыть возможность инициации дел об уклонении от уплаты
налогов кем-либо, кроме Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее – ФНС РФ).
Закон не будет иметь обратной силы, что не позволит пересмотреть несколько тысяч налоговых дел, до 2009 г. возбуждавшихся вне налоговой службы. Законопроекты ограничивают также гласность приговоров по экономическим делам – определением или постановлением суда приговоры по таким делам можно будет оглашать без мотивировочной части.
Акты органов специальной компетенции издаются:
1. Федеральной налоговой службой РФ (например, Приказ ФНС РФ от 4 марта 2010 г. N
ММ-7-6/96@ “О внесении изменений в Приказ МНС России от 10.12.2002 г. N БГ-3-32/705@ “Об
организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской
отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи”; Приказ ФНС РФ от 12
декабря 2006 г. N САЭ-3-13/848@ “О проведении опытной эксплуатации унифицированной системы приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи” (вместе с Временным регламентом обмена электронными документами с ЭЦП по телекоммуникационным каналам связи в унифицированной системе приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности и ряд других).
В соответствии с положениями НК РФ ведомственными нормативными правовыми актами ФНС РФ
утверждаются:

  • форма требования об уплате налога (предусмотрено п. 5 ст. 69 НК РФ);
  • форма налоговых уведомлений (ст. 52 НК РФ);
  • формы налоговых деклараций и инструкции по их заполнению, если иное не предусмотрено
    законодательством о налогах и сборах, формы расчетов по налогам и сборам (п. 3 ст. 31, п. 3 ст. 80 НК РФ);
  • особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков и особенности учета
    иностранных организаций (п. 1 ст. 83, п. 1 ст. 84 НК РФ);
  • форма заявления и свидетельства о постановке налогоплательщика на учет, порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика (ст. 84 НК РФ);
  • формы извещения и специальной декларации, предусмотренные процедурой контроля за
    расходами физических лиц (ст. ст. 86.1, 86.3 НК РФ);
  • форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении
    выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ);
  • форма и требования к составлению акта налоговой проверки (п. 3 ст. 100 НК РФ);
  • форма акта, составленного должностным лицом налогового органа при обнаружении фактов,
    свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, и требование к его составлению (п. 3 ст. 101.1 НК РФ).

2. Министерством финансов РФ (например, Приказ Минфина РФ от 9 августа 2005 г. N 101н “Об
утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы” (вместе с
Положением об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без
районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, Положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, Положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных, Положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу, Положением об Управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации) и др.).
В конце декабря 2010 г. было принято решение о поэтапном снижении ставок пошлин на темные и
светлые нефтепродукты. Так, в 2011 г. пошлины на темные нефтепродукты выросли с 40 до 46,7% от пошлин на сырую нефть, на светлые – 64%. В 2013 г. они должны выровняться на уровне 60% от
нефтяной пошлины.
Ранее Минфин выступал с инициативой повысить экспортные пошлины на нефтепродукты до 85 –
90% от пошлин на нефть с тем, чтобы выйти на равную доходность от поставок нефти и нефтепродуктов
3. Федеральной таможенной службой РФ.
4. Государственными внебюджетными фондами.

Читайте также: