Правила предоставления микрозаймов физическим лицам применяющим специальный налоговый режим

Обновлено: 17.05.2024

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 26 марта 2021 года N 142

В соответствии с частью 3 статьи 15 и статьей 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст.4006; 2020, N 14, ст.2013), Правилами предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъектах Российской Федерации, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъектах Российской Федерации, приведенными в приложениях N 10 и N 35 к государственной программе Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст.2162; 2020, N 52, ст.8806), пунктом 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст.2867; 2021, N 1, ст.145),

1. Утвердить требования к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъектах Российской Федерации, направленных на достижение целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, согласно приложению.

2. Установить, что положения настоящего приказа, касающиеся оказания поддержки физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", применяются в течение срока проведения эксперимента, установленного Федеральным законом от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 49, ст.7494; 2020, N 24, ст.3740).

3. Признать утратившими силу:

в Министерстве юстиции

20 мая 2021 года,

регистрационный N 63543

Приложение
к приказу Минэкономразвития России
от 26 марта 2021 года N 142

Требования к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъектах Российской Федерации, направленных на достижение целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

I. Общие сведения

1.1. Настоящие Требования к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъектах Российской Федерации, направленных на достижение целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, подготовлены в целях предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъектах Российской Федерации в рамках подпрограммы 2 "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст.2162; 2021, N 7, ст.1143) (далее соответственно - субсидия, государственная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика").

II. Требования к реализации мероприятия, направленного на обеспечение льготного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к заемным средствам государственных микрофинансовых организаций, а также требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

2.1. Предоставление субсидии субъекту Российской Федерации на реализацию мероприятия, направленного на обеспечение льготного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к заемным средствам государственных микрофинансовых организаций, осуществляется в целях создания и (или) развития государственных микрофинансовых организаций, отнесенных к таковым в соответствии с пунктом 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъектах Российской Федерации, приведенных в приложении N 35 к государственной программе Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее соответственно - государственная микрофинансовая организация, Правила, приведенные в приложении N 35).

2.1.1. Требованиями к реализации мероприятия являются:

а) наличие на территории субъекта Российской Федерации государственной микрофинансовой организации или наличие обязательства субъекта Российской Федерации по ее созданию в году предоставления субсидии;

б) обеспечение создания и функционирования государственной микрофинансовой организации в соответствии с требованиями, установленными пунктами 2.1.2.1-2.1.2.27 настоящих Требований.

В случае несоблюдения в течение года, предшествующего году предоставления субсидии, государственными микрофинансовыми организациями, созданными субъектом Российской Федерации и функционирующими на его территории полностью или частично за счет средств федерального бюджета, предоставленных в рамках государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика" и (или) ранее действовавших государственных программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства (далее - иные госпрограммы), требований, установленных пунктом 2.1.2 настоящих Требований, субсидия на создание новой государственной микрофинансовой организации не предоставляется.

2.1.2. Государственная микрофинансовая организация должна соответствовать следующим требованиям.

2.1.2.1. Государственная микрофинансовая организация должна осуществлять микрофинансовую деятельность в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст.3435; 2020, N 31, ст.5065) (далее - Федеральный закон N 151-ФЗ).

Государственная микрофинансовая организация должна создаваться и (или) осуществлять деятельность как отдельное от фонда содействия кредитованию (гарантийного фонда, фонда поручительств) юридическое лицо. В случае если государственная микрофинансовая организация и фонд содействия кредитованию (гарантийный фонд, фонд поручительств) до вступления в силу настоящих Требований были созданы и (или) осуществляли деятельность на базе одного юридического лица, субъект Российской Федерации в срок до 1 июля 2022 года обеспечивает разделение деятельности государственной микрофинансовой организации и фонда содействия кредитованию (гарантийного фонда, фонда поручительств).

2.1.2.2. Государственная микрофинансовая организация должна использовать денежные средства, полученные из бюджетов всех уровней в рамках государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика" и (или) иных госпрограмм, исключительно для предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - программа микрофинансирования).

2.1.2.4. Государственная микрофинансовая организация должна обеспечивать ведение раздельного учета, в том числе бухгалтерского (финансового), денежных средств целевого финансирования, предоставленного из бюджетов всех уровней в рамках государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика" и (или) иных госпрограмм, и средств, полученных в результате предпринимательской деятельности, средств заемного финансирования, средств, предоставленных из бюджетов всех уровней в рамках государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ.

2.1.2.5. Государственная микрофинансовая организация размещает временно свободные денежные средства, полученные из бюджетов всех уровней в рамках государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика" и (или) иных госпрограмм, государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ, во вклады (депозиты) и (или) на расчетные счета в одной или нескольких кредитных организациях отдельно от средств, полученных в результате предпринимательской деятельности, от средств заемного финансирования.

2.1.2.6. Государственная микрофинансовая организация в целях размещения временно свободных денежных средств, полученных из бюджетов всех уровней в рамках государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика" и (или) иных госпрограмм, во вклады (депозиты) кредитных организаций должна проводить отбор кредитных организаций путем открытого конкурса в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Продление срока действия вклада (депозита) не осуществляется без конкурсного отбора кредитных организаций.

Государственная микрофинансовая организация в целях размещения иных временно свободных денежных средств во вклады (депозиты) кредитных организаций проводит отбор кредитных организаций при условии одновременного соблюдения следующих требований:

а) наличие у кредитной организации универсальной или базовой лицензии Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) на осуществление банковских операций;

б) наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 50 млрд рублей, по данным Банка России, публикуемым на официальном сайте www.cbr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст.2790; 2021, N 9, ст.1467) (далее - Закон о Банке России);

в) наличие у кредитной организации кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Акционерное общество "Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство" не ниже уровня "A-(RU)" или кредитного рейтингового агентства Акционерное общество "Рейтинговое агентство "Эксперт РА" не ниже уровня "ruA-";

г) срок деятельности кредитной организации с даты ее регистрации составляет не менее 5 (пяти) лет;

д) отсутствие действующей в отношении кредитной организации меры воздействия, примененной Банком России за нарушение обязательных нормативов, установленных в соответствии с Законом о Банке России;

е) отсутствие у кредитной организации в течение последних 12 (двенадцати) месяцев просроченных денежных обязательств по операциям с Банком России, в том числе по кредитам Банка России и процентам по ним, а также отсутствие у кредитной организации просроченной задолженности по банковским депозитам, ранее размещенным в ней за счет средств государственной микрофинансовой организации;

ж) участие кредитной организации в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 52, ст.5029; 2020, N 30, ст.4738).

2.1.2.7. Доход, получаемый от размещения средств, предоставленных государственной микрофинансовой организации из бюджетов всех уровней в рамках государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика" и (или) иных госпрограмм, в микрозаймы (займы), а также доход, получаемый от размещения временно свободных денежных средств, предоставленных государственной микрофинансовой организации из бюджетов всех уровней в рамках государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика" и (или) иных госпрограмм, во вклады (депозиты) или на расчетные счета кредитных организаций, должен направляться на пополнение собственного капитала, на формирование резервов, на покрытие убытков от потерь по микрозаймам, предоставленным субъектам малого и среднего предпринимательства и физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", за счет средств, предоставленных из бюджетов всех уровней в рамках государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика" и (или) иных госпрограмм, на покрытие расходов, связанных с уплатой соответствующих налогов, связанных с получением дохода от размещения средств в микрозаймы и вклады (депозиты) кредитных организаций, на покрытие операционных расходов.

2.1.2.8. Доход, получаемый от размещения временно свободных денежных средств во вклады (депозиты) и (или) на расчетные счета кредитных организаций, направляется на покрытие операционных расходов в случае недостаточности доходов от размещения средств в микрозаймы (займы) для их покрытия.

2.1.2.9. Государственная микрофинансовая организация должна самостоятельно разрабатывать технологии оценки кредитоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

2.1.2.10. Максимальный размер микрозайма по программе микрофинансирования не должен превышать единовременно:

на одного субъекта малого и среднего предпринимательства, организацию, образующую инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, максимальный размер микрозайма, установленный Федеральным законом N 151-ФЗ для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

на одно физическое лицо, применяющее специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", максимальный размер микрозайма, установленный Федеральным законом N 151-ФЗ для физических лиц.

2.1.2.11. Максимальный срок предоставления микрозайма по программе микрофинансирования не должен превышать 3 (три) года (за исключением микрозаймов свыше 3 (трех) млн рублей, предоставляемых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, срок по которым не должен превышать 5 (пять) лет).

Читайте также: