Практика применения земельного налога

Обновлено: 16.05.2024

Достаточно много компаний и индивидуальных предпринимателей имеют в собственности землю или обладают ею на праве постоянного (бессрочного) пользования. Как правильно исчислить сумму земельного налога, воспользоваться льготами, пониженными ставками или вовсе избежать его уплаты, естественно, на законных основаниях?

Объект налогообложения и налогоплательщики

Результаты государственной кадастровой оценки земель

Решением Конституционного Суда РФ от 04.02.2014 утвержден Обзор практики Конституционного Суда РФ за III и IV кварталы 2013 г., посвященный наиболее важным выводам высшей инстанции.
Хотелось бы выделить Постановление, в котором рассмотрен порядок вступления в силу нормативно-правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждающих кадастровую стоимость земельных участков.
Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области отказала одному из них в уменьшении суммы земельного налога за 2008 г. на 42 млн руб. Инспекция руководствовалась данными о кадастровой стоимости принадлежащих налогоплательщику земельных участков, содержащимися в Постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П (опубликовано 25.12.2007).
Налогоплательщик не применял при исчислении земельного налога введенные указанным Постановлением новые показатели кадастровой стоимости земельных участков исходя из того, что для целей исчисления базы по земельному налогу эти показатели, в соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ , на начало налогового периода не вступили в силу и подлежат применению только с 1 января 2009 г.
--------------------------------
Напомним, что в силу п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Арбитражные суды различных уровней поддержали налоговый орган, указав, что:
- у налогоплательщика имелась возможность исчислить и уплатить земельный налог за 2008 г. надлежащим образом - в соответствии с доведенными до него сведениями о новых показателях кадастровой стоимости земельных участков, которые были утверждены правовым актом, опубликованным до начала налогового периода;
- положения п. 1 ст. 5 НК РФ устанавливают общий порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, тогда как применительно к регулированию земельного налога в ст. 396 НК РФ установлены особые сроки доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков, отличные от сроков, предусмотренных в п. 1 ст. 5 НК РФ;
- нормативные правовые акты органов исполнительной власти, направленные на определение кадастровой стоимости земельных участков, не регулируют налоговые правоотношения, а следовательно, на них не распространяется требование абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ.
Налогоплательщик обратился в Конституционный суд РФ с жалобой на неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции РФ положения п. 1 ст. 5 и ст. 391 НК РФ.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 02.07.2013 N 17-П дал оценку конституционности положений п. 1 ст. 5 и ст. 391 НК РФ.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Акты об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в части, влияющей на исчисление земельного налога, действуют во времени согласно ст. 5 НК РФ.
Положения п. 1 ст. 5 и ст. 391 НК РФ не противоречат Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который в Налоговом кодексе РФ определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Иное приводило бы к нарушению прав налогоплательщиков, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
Другими словами, положения п. 1 ст. 5 НК РФ устанавливают общий порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, сроки же доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков иные.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года (Письмо Минфина России от 13.08.2009 N 03-05-04-02/55).
Отметим, что судьи не исключили возможность для федерального законодателя в рамках совершенствования правового регулирования обложения земельным налогом установить с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N 17-П специальные уточняющие правила, касающиеся порядка вступления в силу нормативных правовых актов, определяющих налоговую базу по этому налогу.

Изменение кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость земельного участка - это рыночная стоимость (наиболее вероятная цена продажи) свободного от улучшений земельного участка (прав на него) или вклад земли в рыночную стоимость (наиболее вероятную цену продажи) земельного участка с его улучшениями (прав на них) .
--------------------------------
Такое определение содержится в п. 9.1.2 Временных методических рекомендаций по кадастровой оценке стоимости земельных участков, утвержденных заместителем председателя Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству (Письмо Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 14.06.1996 N 1-16/1240).

В дополнение к Письмам от 13.03.2013 N 03-05-04-02/7507 и от 03.06.2013 N 03-05-04-02/20217 Минфин России в Письме от 16.07.2013 N 03-05-04-02/27809 сообщил следующее (доведено до нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 19.07.2013 N БС-4-11/13149).
Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Однако в действующем законодательстве не установлен правовой механизм, определяющий особенности определения базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельных участков, произошедших в течение налогового периода.
В соответствии с позицией Президиума ВАС РФ (Постановление от 28.06.2011 N 913/11) установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и по состоянию на дату, указанную в решении суда. При этом изменения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, должны учитываться при исчислении земельного налога.
Кроме того, изменение кадастровой стоимости земельных участков в течение налогового периода может происходить в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, если изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода на основании решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка, а также в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, то указанная кадастровая стоимость применяется в целях определения базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр.
Если изменения в государственный кадастр недвижимости в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены по состоянию на 1 января года, являющегося текущим или предшествующим налоговым периодом, то исчисление земельного налога должно осуществляться с применением указанной кадастровой стоимости за весь налоговый период, по состоянию на 1 января которого были внесены изменения в кадастр, а также за все последующие налоговые периоды.
Кстати, если установленная судом рыночная стоимость земельного участка оказалась меньше его утвержденной кадастровой стоимости, излишне уплаченную сумму земельного налога можно вернуть (Письмо Минфина России от 30.08.2012 N 03-05-05-02/89).
По поводу утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды, в Письме Минфина России от 12.09.2011 N 03-05-05-02/46 (со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 165-О-О) отмечено следующее. Вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, в том случае, если улучшается положение налогоплательщика. Когда вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель ухудшают положение налогоплательщика, они применяются с нового налогового периода.

Ставка налога

Напомним, что с 1 января 2013 г. установленная представительными органами муниципальных образований ставка земельного налога в отношении ограниченных в обороте земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, не может превышать 0,3% кадастровой стоимости такого участка (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).
Федеральная налоговая служба Письмом от 28.10.2013 N БС-4-11/19332@ направила для руководства в работе нижестоящих налоговых органов Письма Минфина России от 03.10.2013 N 03-05-04-02/40984 и Минэкономразвития России от 19.09.2013 N А23и-2818 по вопросу применения ставок земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных МВД России, Минобороны России и МЧС России.
Согласно пп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд.
В силу ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории нашей страны, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ и федеральными законами.
Следовательно, отмечают сотрудники Минэкономразвития России, использование земельных участков для иных целей не будет относиться напрямую к целям, указанным в пп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, вне зависимости от того, что данные земельные участки предоставлены МЧС России, МВД России или Минобороны России.
Кроме того, размещение на данных земельных участках объектов, не связанных с осуществлением профессиональной деятельности этих ведомств и их подведомственных органов, противоречит целям, указанным в ст. 93 ЗК РФ.
Иными словами, использование земельных участков для иных целей или размещение на них объектов, не связанных с осуществлением профессиональной деятельности МВД России, Минобороны России и МЧС России, приводят к увеличению ставки земельного налога до 1,5%.
Кстати, еще в Письме от 08.11.2012 N 03-05-04-02/93 Минфин России разъяснял следующее .
--------------------------------
До 1 января 2013 г. земельные участки, ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, вообще не признавались объектом обложения по земельному налогу.

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, не признаются объектом обложения по земельному налогу.
Деятельность судов общей юрисдикции направлена на защиту прав человека, на них возложены обязанности о вынесении решений об осуществлении государственной защиты участников уголовного судопроизводства и установлении мер безопасности в отношении защищаемых лиц.
Поэтому земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования судам общей юрисдикции для осуществления своей профессиональной деятельности, не признаются объектом обложения земельным налогом.
Между тем положения пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ не применяются, если земельные участки, предоставленные судам общей юрисдикции, заняты исключительно объектами, не связанными с осуществлением их профессиональной деятельности, такими как центры культуры и искусства, бассейны и др.
Отметим, что с 1 января 2013 г. была отменена обязанность представительных органов муниципальных образований указывать в местных законах о земельном налоге конкретные налоговые ставки.
В ситуации, когда нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) ставки земельного налога не определены, налогоплательщикам в силу п. 3 ст. 394 НК РФ следует применять предельные значения ставок, предусмотренные п. 1 ст. 394 НК РФ.

Повышающие коэффициенты при жилищном строительстве

Льготы

Одним из самых важных для налогоплательщиков разделов гл. 31 НК РФ является раздел о налоговых льготах. Полный перечень федеральных льгот приведен в ст. 395 НК РФ, мы же рассмотрим только одну из них .
--------------------------------
Об остальных льготах подробно рассказано в статье автора "Льготы по земельному налогу: практика применения" (N N 5 и 6 журнала за 2013 г.).

В силу п. 2 ст. 395 НК РФ от обложения земельным налогом, в частности, освобождаются организации, земли которых заняты государственными автомобильными дорогами общего пользования.
Отметим, что "прямого" понятия (определения) государственных автомобильных дорог общего пользования в действующем не только налоговом, но и в ином законодательстве нет. Поэтому определить статус автомобильной дороги можно только путем сопоставления целого ряда нормативных актов.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Дорога включает одну или несколько проездных частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Определение автомобильной дороги содержится в ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
К землям, занятым государственными автомобильными дорогами общего пользования, принято относить земельные участки в пределах полосы отвода этих дорог со всеми входящими в их состав зданиями и сооружениями (земляное полотно, проезжая часть дороги, мосты, трубы, водоотводные, защитные и другие инженерно-дорожные сооружения, дорожные знаки и указатели, здания линейно-эксплуатационной службы и другие объекты, имеющие специальное назначение по обслуживанию указанных дорог).
В Письме Минфина России от 04.09.2012 N 03-05-05-02/91 сказано, что к государственным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации.
Федеральный Арбитражный суд Московского округа (Постановление от 22.08.2013 N А41-9846/12) недавно рассмотрел интересный спор, суть которого в следующем.
В результате камеральной проверки налоговая инспекция признала неправомерным использование компанией налоговой льготы, установленной п. 2 ст. 395 НК РФ, поскольку последняя не представила соответствующих доказательств. В правоустанавливающих документах на землю (кадастровом паспорте, свидетельстве о праве собственности) отсутствовали отметки о прохождении по наделу компании автомобильной дороги общего пользования. Более того, категория этой земли и разрешенный вид ее использования даже не предполагают занятия участка автополотном.
Тем не менее земельный участок компании реально находится в районе транспортной развязки федеральной автомобильной дороги. На нем расположены конструктивные элементы и дорожные сооружения федеральной трассы.
Компания обратилась в суд, представив заключение по определению площади перекрытия надела, занятого автодорогой, а также топографо-геодезическую съемку земельных участков, выполненную специальной организацией, имеющей лицензию на такие услуги.
Судьи удовлетворили иск компании исходя из того, что налоговым законодательством не предусмотрен конкретный перечень документов, подтверждающих право на льготу, предусмотренную п. 2 ст. 395 НК РФ.
Компания представила в налоговую инспекцию материалы топографо-геодезической съемки, выполненные лицензированной организацией, из которых следует, что фактически земельный участок перекрыт полотном федеральной трассы. Налоговая инспекция ограничилась только данными, содержащимися в правоустанавливающих документах на землю, которые касаются вопросов землепользования, но не отражают реальных сведений о фактическом расположении на территории государственной автомобильной дороги общего пользования.
Таким образом, налогоплательщики, претендующие на рассматриваемую льготу, могут представить в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения, любые документы, подтверждающие фактическое расположение на их земельном участке государственной автомобильной дороги общего пользования.
В случае возникновения (прекращения) в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимаются за полные месяцы.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Земельный налог

Земельный налог – местный налог, устанавливается местными властями и регламентируется главой 31 НК.

Земельный налог зачисляется в местный бюджет по месту нахождения земельного участка.

Именно муниципальные органы определяют ставки налога, порядок уплаты, налоговые льготы.

Решения местных властей в городах, где расположены офисы ЦБУ:

    городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 21.11.2017 № 241 (в редакции от 25.02.2020) городской думы Краснодара от 24.11.2005 № 3 п.2 (в редакции от 19.11.2020) Совета депутатов Минераловодского городского округа от 20.11.2020 № 18

Размер земельного налога зависит не от финансовых результатов деятельности плательщика, а только от таких характеристик, как плодородность, месторасположение участка и т.д.

Кто платит земельный налог?

Владельцы земельных участков.

Плательщиками земельного налога являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, обладающие земельными участками на праве:

  • собственности,
  • постоянного бессрочного пользования,
  • пожизненного наследуемого владения.

Земельный налог не платится за участки, находящиеся на праве безвозмездного срочного пользования или по договору аренды

Объекты налогообложения?

Облагаются земельным налогом участки земли, расположенные на территории муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не являются объектом налогообложения:

  • участки, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте;
  • участки из состава земель лесного фонда;
  • участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома и др.

Ставка земельного налога

Ставки земельного налога зависят от категории земли. Категория земли – это ее назначение.

Чтобы узнать налоговую ставку нужно:

  1. определить категорию земли,
  2. в решении местных органов власти узнать ставку по категории своего участка.

Категория земли может быть указана в выписке из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости), свидетельстве о праве собственности на землю, государственном кадастре недвижимости, договоре купли-продажи и т.д.

Налоговая ставка устанавливается местными властями, но не может превышать:

  • 0,3% в отношении следующих земельных участков:
    • сельскохозяйственного назначения;
    • занятых;жилищным фондом и коммунальными комплексами;
    • для подсобного или дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
    • ограниченных в обороте для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

    Если местная власть не определилась со ставкой, то действует общая ставка – 1,5%, а для некоторых категорий земель – 0,3%

    Как узнать кадастровую стоимость земли?

    Кадастровая стоимость участка является налоговой базой по земельному налогу. Она утверждается органами власти в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог. Если земельный участок образован в течение расчетного года, то берется кадастровая стоимость на день внесения в ЕРГН.

    Кадастровая стоимость может быть изменена в течение года в случаях:

    • изменения вида разрешенного использования;
    • перевода участка из одной категории земель в другую;
    • изменения площади земельного участка.

    Расчет налога на землю

    Годовая сумма налога рассчитывается по формуле:

    Если в течение года менялось право собственности на земельный участок: возникло или прекратилось, то сумма налога корректируется на специальный коэффициент.

    В течение года может измениться кадастровая стоимость участка: при изменении площади, вида разрешенного использования или категории земли. Тогда расчет производится с учетом корректировки кадастровой стоимости и даты регистрации новой стоимости в ЕГРН.

    Льготы по земельному налогу

    В НК предусмотрены льготы по земельному налогу для физических лиц и организаций. Например, полностью освобождаются от земельного налога коренные малочисленные народы либо участки, используемые для автодорог общего пользования. Для некоторых льготников, например, инвалидов, налоговая база уменьшается на 10 000 рублей.

    Местное законодательство может устанавливать дополнительные льготы.

    При наличии налоговой льготы советуем подать в инспекцию соответствующее заявление. Иначе у налоговиков может не оказаться нужных сведений, и они посчитают налог без учета льготы.

    Вместе с заявлением можно подать документы, подтверждающие право на данную льготу.

    Льготу могут учесть и без заявления, если на момент исчисления налога у инспекции будут сведения о том, что у владельца есть право на льготу.

    Порядок расчета налога для организаций и физических лиц

    Владельцы земли: организации и граждане – это налогоплательщики земельного налога. Налогоплательщики обязаны оплатить налог. Налоговый период – год.

    Однако расчет налога и сроки уплаты у юридических и физических лиц отличаются.

    Организации исчисляют земельный налог самостоятельно. Кроме этого компания должна уплачивать авансовые платежи и сдавать в налоговый орган декларацию.

    Расчет и оплата земельного налога

    Организация должна уплачивать авансовые платежи по итогам 1, 2 и 3 кварталов, если в местном нормативном акте:

    • установлены отчетные периоды,
    • не предусмотрено освобождение от уплаты авансовых платежей.

    Сумма авансового платежа за 1, 2 и 3 кварталы рассчитывается как ¼ от суммы земельного налога.

    По итогам года нужно перечислить налог за минусом авансовых платежей. В случае, когда компания не должна платить авансовые платежи, оплачивается вся годовая сумма налога.

    Сроки уплаты

    Сроки уплаты налога и авансовых платежей во всех регионах едины.

    • Для авансовых платежей – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
    • Для налога – не позднее 1 марта следующего года.

    Если окончание срока выпадает на выходной день, перечислить платеж нужно не позднее следующего рабочего дня

    Декларация по земельному налогу

    Начиная с налогового периода 2020 г. организации больше не сдают в налоговый орган декларацию.

    В последний раз декларация должна быть представлена за 2019 год. Срок подачи декларации – не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. Например, декларацию за 2019 год необходимо сдать до 1 февраля 2020 года.

    При предоставлении первичных или уточненных деклараций до 2019 года включительно действует прежний порядок – заполняется тот бланк, который действовал в сдаваемом периоде.

    Формы налоговой декларации по земельному налогу:

    Новая обязанность для юрлиц

    С 2021 года компании, владеющие земельными участками, которые попадают под налогообложение, должны уведомить о них налоговиков, если:

    Сделать это нужно один раз до 31 декабря года, следующего за отчетным.

    Связанные темы

    Расчет земельного налога для физических лиц и ИП осуществляется налоговой инспекцией.

    Срок оплаты земельного налога – 1 декабря следующего года. Так, за 2020 год земельный налог нужно оплатить не позднее 1 декабря 2021 года.

    За несвоевременную оплату будет начислена пеня за каждый день просрочки. Налоговики могут уведомить работодателя и потребовать удержать недоимку из зарплаты должника либо ввести ограничения на выезд из страны.

    Если землевладелец уведомление не получал, то необходимо проявить инициативу и сообщить об этом в налоговую инспекцию.

    Связанные темы

    В заключении следует отметить, что налоговая нагрузка на владельцев земли с каждым годом увеличивается. Это связано с увеличением налоговой базы – кадастровой стоимости земли.

    Можно ли уменьшить земельный налог?

    1. Для начала необходимо проверить право владельца на федеральную либо местную льготу. Для получения льготы в налоговую инспекцию нужно представить заявление и подтверждающие документы.
    2. Необходимо проверить соответствие кадастровой стоимости земли и рыночной. Если разница существенная, то можно через суд снизить кадастровую стоимость земли.
    3. Если земельный налог оплачивается по уведомлению, то нужно проверить расчет суммы. Например, правильно ли определена налоговая ставка.

    Справочная информация

    Земельный налог в Краснодаре

    Земельный налог в Новороссийске

    В Новороссийске ставки и льготы по земельному налогу установлены Решением Городской думы от 26.11.2013 № 351 (в редакции от 25.11.2014).

    Земельный налог в Минводах

    В городе Минеральные Воды ставки и льготы по земельному налогу установлены Решением Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 13.11.2015 года № 63

    О применении пониженных ставок земельного налога

    Сразу скажем, что обратиться к данной теме нас побудило Письмо ФНС России от 26.01.2018 № БС-4-21/1390@. В этом письме Федеральная налоговая служба направила нижестоящим налоговым органам для изучения копии судебных постановлений по делу № А41-90821/2016 (включая Определение ВС РФ от 15.01.2018 № 305‑КГ17-20424) и перечислила обстоятельства, свидетельствующие об использовании участков в предпринимательской деятельности и, соответственно, о необоснованности применения льготной ставки налога.

    Рассмотрим, какие это обстоятельства и есть ли у налогоплательщиков (организаций и ИП) шансы доказать право уплачивать налог исходя из пониженных ставок.

    Подробнее о содержании Письма № БС-4-21/1390@.

    Тема письма – размер налоговой ставки в отношении земельных участков, предназначенных для дачного строительства, принадлежащих индивидуальным предпринимателям. Сославшись на обстоятельства дела № А41-90821/2016 и учитывая, что судьи (в том числе на уровне Верховного суда) признали доначисления обоснованными, ФНС сообщила, что о неправомерности применения льготной ставки земельного налога (0,3 % вместо 1,5 %) могут свидетельствовать следующие обстоятельства:

    Иными словами, ФНС призвала налоговые органы на местах выявлять перечисленные обстоятельства, производить доначисления и отстаивать свою точку зрения в судебных инстанциях, обращая внимание арбитров на позицию, выраженную в Определении ВС РФ от 15.01.2018 № 305‑КГ17-20424.

    Подробнее о деле № А41-90821/2016.

    Инспекция начислила недоимку, пени и штраф.

    Три судебные инстанции единодушно встали на сторону налогового органа, отметив следующее:

    • исходя из системного толкования пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, п. 2 ст. 7, ст. 77, 78 и 81 ЗК РФ, ст. 1 Закона от 15.04.1998 № 66‑ФЗ допускается использование льготного налогообложения по ставке 0,3 % тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан либо непосредственно физическим лицам;
    • по смыслу действующего налогового законодательства пониженные ставки земельного налога установлены для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли;
    • основным видом деятельности ИП является покупка и продажа земельных участков;
    • на территории построены дороги, подведено электричество для дальнейшей застройки;
    • участки реализовывались физическим лицам, в аренду не предоставлялись.

    Отказывая в передаче дела для пересмотра, судья ВС РФ отметил: подход судов согласуется с позицией, изложенной Судебной коллегией в Определении ВС РФ от 18.05.2015 № 305‑КГ14-9101 по делу № А41-63325/13.

    Подробнее о правовой позиции Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

    В данном случае, признавая решение инспекции незаконным, суды исходили из того, что земельные участки классифицируются по правовому режиму, который не зависит от статуса собственника земли, а устанавливается на основании сведений о целевом назначении и виде разрешенного использования, содержащихся в государственном кадастре недвижимости. В связи с этим, по мнению судов, пониженная ставка земельного налога:

    • подлежит применению в отношении земельных участков с соответствующим правовым режимом;
    • может использоваться как некоммерческими, так и коммерческими организациями при условии использования этих земельных участков по целевому назначению.

    Установив, что организация на спорных участках ведет строительство дачного комплекса, то есть, по мнению судов, земельные участки используются обществом по целевому назначению, суды пришли к выводу о правомерности применения пониженной ставки налога.

    Однако Верховный суд признал мнение судов ошибочным и разъяснил, что по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, в то время как организация осуществляет на этих участках строительство дачного комплекса для последующей реализации юридическим и физическим лицам земельных участков, объединенных в этот комплекс, в целях извлечения прибыли.

    Земельный налог: ставка для юридических лиц. Обратите внимание:

    Позиция Коллегии ВС РФ взята налоговиками на вооружение, поскольку она была направлена инспекторам для использования в работе Письмом ФНС России от 24.12.2015 № СА-4-7/22683@ (см. п. 25 письма).

    Появление данной правовой позиции означало, что попытки коммерческих организаций доказать в суде обоснованность использования льготной ставки земельного налога обречены на неудачу. И этот вывод был многократно подтвержден впоследствии (определения ВС РФ от 06.12.2017 № 305‑КГ17-17796 по делу № А40- 230150/2016, от 04.12.2017 № 305‑КГ17-17315 по делу № А41-64401/2016, от 05.09.2017 № 305‑КГ17-12101 по делу № А41-68338/2016).

    Вместе с тем некоторые ИП считали, что эта позиция к ним не применима, поскольку они являются физическими, а не юридическими лицами и условие об использовании земли в целях удовлетворения личных потребностей не является определяющим. Январское определение ВС РФ, упомянутое в январском же письме ФНС, свидетельствует о том, что данная правовая позиция распространяется и на предпринимателей.

    Как налоговики собирают доказательства?

    Напомним, ФНС в Письме № БС-4-21/1390@ назвала два обстоятельства, свидетельствующие о необоснованности применения пониженной ставки налога. Во-первых, наличие в собственности ИП большого количества земельных участков. Во-вторых, наличие признаков коммерческого землепользования (в том числе создание инфраструктуры для дальнейшей застройки) и фактов дальнейшей реализации участков.

    Рассмотрим пару судебных актов, чтобы понять, какие доказательства приводят контролеры, чтобы убедить судей в обоснованности доначислений.

    Предпринимателю на праве собственности принадлежали 157 земельных участков категорий:

    В отношении спорных земельных участков предприниматель при исчислении земельного налога применил пониженную ставку в размере 0,3 %.

    Арбитры обосновали свое решение так. Из абзаца 2 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ следует, что для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 %, необходимо соблюдение одновременно двух условий:

    • отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах);
    • использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

    В случае если земельный участок признан уполномоченным органом не используемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка должно производиться по налоговой ставке, установленной в отношении прочих земель и не превышающей 1,5 %, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено.

    Исчерпывающий перечень признаков неиспользования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369.

    На основании информации, представленной администрациями сельских поселений, установлено, что спорные земельные участки:

    Из договоров, первичных документов, оборотов по расчетным счетам предпринимателя установлено, что в проверяемом периоде отсутствовали операции по закупке удобрений, ядохимикатов, сельскохозяйственной техники, скота, стройматериалов, реализации сельскохозяйственной продукции, оплате услуг сторонним организациям за организацию и проведение сельскохозяйственных работ.

    Арбитры приняли во внимание и такие обстоятельства:

    • общая площадь земельных участков составляет более 2 тыс. га, ИП провел их межевание с целью дальнейшей перепродажи, часть участков продана;
    • согласно постановлениям по делам об административных правонарушениях ИП неоднократно привлекался к ответственности за невыполнение обязанностей по рекультивации земель и других обязательных мероприятий по их улучшению и охране почв;
    • покупатели земельных участков, приобретенных у налогоплательщика, подтвердили, что на момент покупки земельные участки представляли собой пустое поле без насаждений и построек, заборов и ограждений, электричества, газа, воды, дорог и прочих коммуникаций.

    Указанные обстоятельства позволили судьям сделать вывод о том, что земельные участки не используются для сельскохозяйственного производства, возведения жилых домов, ведения личного подсобного хозяйства, что свидетельствует об отсутствии у коммерсанта права применять льготную налоговую ставку в размере 0,3 %.

    Важно, что арбитры отклонили ссылку ИП на п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54, согласно которому неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной п. 1 ст. 394 НК РФ. Судьи указали:

    Постановление АС ПО от 24.10.2017 № Ф06-25127/2017 по делу № А65-706/2017.

    Этот случай интересен тем, что налогоплательщик (организация) пытался создать видимость использования земельных участков для сельскохозяйственного производства. В материалы дела был представлен договор подряда, в соответствии с условиями которого налогоплательщик поручил ООО выполнить работы по однократной поверхностной обработке спорного земельного участка площадью более 4,7 га путем дискования в период с 5 по 30 октября 2015 года.

    Налоговый орган выяснил, что среднесписочная численность работников ООО за 2015 и 2016 годы составляет 0 человек и у него нет в собственности соответствующей специальной техники.

    Налогоплательщик возражал:

    • имеется договор аренды сельскохозяйственной техники и акт приема-передачи, из которых следует, что ООО получило во временное пользование трактор с дискатором без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации;
    • есть письмо ООО о том, что в целях экономии все работы по договору были выполнены силами директора, в связи с чем дополнительная рабочая сила не привлекалась, вся площадь земельного участка была обработана в 2015 году.

    Инспекция не сдавалась:

    • ООО заключило договор на обработку почвы не только с налогоплательщиком, но и еще с тремя лицами. При этом сроки выполнения работ во всех четырех договорах идентичны – октябрь 2015 года;
    • суммарная площадь земельных участков и сроки выполнения работ по всем четырем договорам свидетельствуют о том, что выполнить работы одному лишь руководителю ООО (при отсутствии иных работников) было невозможно;
    • руководитель ООО не имеет удостоверения тракториста-машиниста;
    • привлечение ООО сторонних работников опровергается письмом данной организации;
    • выполнение работ подтверждено только договором и актом сдачи-приема, отсутствуют счет-фактура и платежные документы.

    Суд не принял во внимание представленную налогоплательщиком фотографию земельного участка, отметив, что она не позволяет каким‑либо образом идентифицировать изображенный на фотографии земельный участок.

    Судьи учли:

    • информацию, отраженную в акте обследования земельного участка, которое было проведено органом муниципального земельного контроля и показало, что земля не используется для сельскохозяйственного производства;
    • сведения из ЕГРЮЛ о видах деятельности налогоплательщика: деятельность по аренде и управлению собственным или арендованным недвижимым имуществом.

    Вердикт суда:

    • налогоплательщик является коммерческой организацией, созданной не в целях ведения сельскохозяйственного производства, а для оказания иных услуг;
    • налогоплательщик не осуществляет выпуск сельскохозяйственной продукции, не несет обычные для сельхозпроизводителей риски, не использовал в проверяемый период спорный земельный участок по его целевому назначению;
    • у налогоплательщика не возникло права применения пониженной налоговой ставки в размере 0,3 %. Иное понимание норм закона может привести к нарушению публичных интересов, поскольку по одной и той же налоговой ставке будут облагаться как возделываемые земли сельскохозяйственного назначения, так и заброшенные земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения.

    Отметим, что налогоплательщику не удалось добиться передачи дела для пересмотра. Приняв такое решение, судья ВС РФ в Определении от 14.02.2018 № 306‑КГ17-22570 отметил:

    • налогоплательщик не доказал ведение сельскохозяйственной деятельности на спорном земельном участке;
    • совокупность установленных обстоятельств дает основания полагать, что общество является коммерческой организацией, созданной не в целях ведения сельскохозяйственного производства, а для оказания иных услуг.

    Выводы.

    Пониженные ставки земельного налога установлены:

    • для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли сельскохозяйственного назначения в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли;
    • для коммерческих организаций и физических лиц, использующих земли в целях ведения сельскохозяйственного производства.

    Указывая на необоснованность применения льготной ставки налога, инспекторы в качестве доказательств ссылаются на следующее:

    • в собственности налогоплательщика находится большое количество земельных участков;
    • на спорных землях создаются объекты инженерной инфраструктуры в целях дальнейшего строительства объектов недвижимости;
    • выявлены факты реализации земельных участков.

    Налоговые органы представляют в суды акты осмотров земельных участков, протоколы допросов покупателей земли и даже постановления по делам об административных правонарушениях.

    По результатам проверки налоговых деклараций налоговым органом установлено неверное исчисление земельного налога в связи с применением при расчете неверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка. Произведено доначисление налога.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку размер произведенной оплаты земельного налога за спорный период не превышает сумм действительных налоговых обязательств, доказательств наличия переплаты по земельному налогу на момент подачи налоговых деклараций не представлено, последовательность и сроки принятия мер по взысканию задолженности по земельному налогу соблюдены.

    Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.10.2021 г. № Ф09-7360/21 по делу № А50-1565/2021

    Начислены земельный налог, пени, штраф ввиду неуплаты налога в отношении ряда земельных участков.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как объекты, находящиеся на земельных участках, не относятся к оборонно-промышленной деятельности налогоплательщика и не предназначены для обеспечения обороны государства, в отношении участков, на которых расположены многоквартирные дома, не доказано, что площадь, не учтенная налоговым органом в расчете, необходима для эксплуатации многоквартирных домов.

    Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.10.2021 г. № Ф06-9291/2021 по делу № А65-1304/2021

    Налоговый орган доначислил земельный налог, начислил штраф, ссылаясь на то, что налогоплательщик использовал земельные участки не по целевому назначению и при расчете налога применил ненадлежащую налоговую ставку по земельному налогу.

    Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не дана оценка доводам налогового органа, не проверен расчет, представленный налоговым органом.

    Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 07.10.2021 г. № Ф09-7349/21 по делу № А50-38006/2019

    Доначислен земельный налог в отношении участков, находившихся у налогоплательщика на праве постоянного (бессрочного) пользования.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как объекты, находящиеся на земельных участках, не относятся к оборонно-промышленной деятельности налогоплательщика и не предназначены для обеспечения обороны государства, в отношении участков, на которых расположены многоквартирные дома, не доказано, что площадь, не учтенная налоговым органом в расчете, необходима для эксплуатации многоквартирных домов.

    Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.09.2021 г. № Ф03-4505/2021 по делу № А16-1486/2019

    Налоговый орган доначислил земельный налог в отношении нескольких земельных участков, пени и штраф, полагая, что налогоплательщиком занижена сумма земельного налога, а два участка необоснованно исключены из объектов налогообложения.

    Итог: требование удовлетворено частично, так как доказано отнесение ряда земельных участков к объектам, в отношении которых применяется пониженная налоговая ставка.

    Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.09.2021 г. № Ф03-3638/2021 по делу № А51-2948/2020

    Налоговый орган доначислил земельный налог, пени и штраф, полагая, что спорный земельный участок с разрешенным видом пользования для целей физической культуры и спорта фактически не используется по назначению.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку спорный земельный участок, в отношении которого определен вид разрешенного пользования для целей физической культуры и спорта, для данной цели обществом не использовался, что исключает право на исчисление земельного налога по льготной ставке.

    Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.06.2020 г. № Ф07-6929/2020 по делу № А66-8284/2019

    Обществу доначислен налог на прибыль в связи с завышением расходов, связанных с реализацией земельных участков по договорам купли-продажи.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку оплата земельных участков произведена в предусмотренные договорами и дополнительными соглашениями сроки, что подтверждается платежными поручениями, следовательно, расходы в заявленном обществом размере фактически им понесены; реальность хозяйственных операций налоговым органом не опровергнута.

    Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.11.2019 г. № Ф06-51821/2019 по делу № А12-44621/2018

    Налоговый орган привлек налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа, доначислил земельный налог и пени, сделав вывод о неправомерном занижении налогоплательщиком налоговой базы в результате занижения кадастровой стоимости земельного участка.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлена правомерность оспариваемого решения.

    Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.09.2019 г. № Ф09-5475/19 по делу № А76-33541/2018

    Налоговый орган начислил земельный налог, указав, что общество не имело право на льготу в отношении земельных участков, которые не входили в площадь индустриального парка.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные земельные участки при включении участков в реестр индустриальных парков в перечень земельных участков парка заявлены не были, в состав площади парка не входили, уполномоченным органом на соответствие установленным требованиям не проверялись.

    Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.06.2019 г. № Ф05-8558/2019 № А40-171109/2018

    Оспариваемым решением учреждению начислены недоимка по земельному налогу, пени и штраф в связи с необоснованным получением учреждением льготы, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку на спорном земельном участке не размещены Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, а расположены здание спортклуба и стадион, на котором подразделениями Вооруженных Сил РФ проводятся спортивные и физкультурные мероприятия, в связи с чем отсутствуют основания считать спорный земельный участок изъятым из оборота.

    Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.09.2019 г. № Ф09-5475/19 по делу № А76-33541/2018

    Налоговый орган начислил земельный налог, указав, что общество не имело право на льготу в отношении земельных участков, которые не входили в площадь индустриального парка.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные земельные участки при включении участков в реестр индустриальных парков в перечень земельных участков парка заявлены не были, в состав площади парка не входили, уполномоченным органом на соответствие установленным требованиям не проверялись.

    Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.11.2018 г. № Ф06-39171/2018

    Налоговый орган доначислил компании земельный налог. По мнению ИФНС, предприятие неверно применило налоговую льготу.

    Итог: суд отказал в удовлетворении заявленных требований, так как доводы налогового органа были подтверждены.

    Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.10.2018 г. № А41-17431/2017

    Компании был доначислен земельный налог в связи с неправомерным неприменением повышающего коэффициента при исчислении земельного налога.

    Итог: арбитры поддержали позицию налогового органа, так как общество не представило доказательства осуществления строительства жилых домов и ввода в эксплуатацию.

    Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.06.2018 г. № Ф06-32915/2018

    Суды пришли к выводу о том, что принадлежащие ООО на праве собственности спорные земельные участки не заняты жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, в связи с чем у заявителя отсутствует право на применение в проверяемых налоговых периодах льготной ставки земельного налога в размере 0,3%.

    Постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.07.2018 г. № А41-80451/2017

    Как следует из материалов дела, общество является собственником земельного участка. Посчитав, что данный земельный участок относится к участкам, занятыми объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, общество при исчислении земельного налога применило налоговую ставку в размере 0,3 процента. Исследовав представленные в дело доказательства, суды установили, что спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования (для общественно-образовательного центра), на данном земельном участке отсутствует жилищный фонд.

    На основании изложенного суды пришли к выводам о том, что земельный участок не является объектом инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и что общество при исчислении земельного налога неправомерно применило налоговую ставку в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельных участков.

    Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.07.2018 г. № Ф03-1894/2018

    Нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях налогообложения вступают в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня их официального опубликования. Суды пришли к верному выводу о законности решения налогового органа от 18.07.2016 N 9090, которым обществу доначислен земельный налог исходя из кадастровой стоимости в размере 336 155 126 руб.

    Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.06.2018 г. № А63-10504/2016

    По мнению компании, инспекция при исчислении земельного налога применила неверную кадастровую стоимость земельного участка, что повлекло завышение исчисленного земельного налога. Налоговый орган провел камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации общества по земельному налогу за 2014 год, по результатам которой составил акт камеральной налоговой проверки. Инспекция установила, что налогоплательщик занизил налоговую базу по земельному налогу, необоснованно не учел кадастровую стоимость земельного участка. Судьи поддержали позицию ИФНС. Кадастровая стоимость спорного земельного участка не может быть применена как налоговая база за 2015 год, поскольку датой официального опубликования является 28.11.2015, после начала налогового периода 2015.

    Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 02.04.2018 г. № А35-559/2017

    Как правильно указали суды, при должной степени заботливости и осмотрительности общество должно было быть осведомлено о кадастровой стоимости спорного участка по состоянию на 01.01.2015 г. и у компании имелась возможность самостоятельно определить кадастровую стоимость земельного участка и правильно исчислить сумму земельного налога за 2015 год, в связи с чем обоснованно отклонили доводы заявителя о том, что ему не было известно о кадастровой стоимости данного земельного участка, составляющей 235 млн руб., и отсутствии его вины в неправильном исчислении земельного налога на 2015 г.

    Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.02.2018 г. № Ф03-407/2018

    Инспекцией проведена камеральная проверка налоговой декларации по земельному налогу. По результатам проверки установлен факт занижения налоговой базы по земельным участкам в связи с неверным указанием их кадастровой стоимости. Судами установлено, что обществом представлена в инспекцию налоговая декларация по земельному налогу за 2015 год, согласно которой налог исчислен в соответствии с кадастровой стоимостью земельных участков, указанных в справках Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю от 21.05.2015, от 23.12.2015.

    Проанализировав содержание указанных справок, составленных по состоянию на 01.01.2015, признав, что указанные документы не содержали актуальной информации о кадастровой стоимости спорных земельных участков, позволяющей достоверно определить налоговую базу за весь налоговый период - 2015 год, суды пришли к выводу о занижении налогоплательщиком налогооблагаемой базы по земельному налогу за 2015 год.

    Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.11.2017 г. № Ф06-26533/2017

    Применение пониженной ставки земельного налога 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесение земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения и использование этих участков для сельскохозяйственного производства. Установленная налоговая ставка 0,3 процентов по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению. Применение льготы должен доказать налогоплательщик. Иное понимание указанных норм может привести к нарушению публичных интересов, поскольку одной и той же налоговой ставкой 0,3 процентов будут облагаться как возделываемые земли сельскохозяйственного назначения, то есть используемые в сельскохозяйственном производстве, так и заброшенные земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения.

    Читайте также: