Поздний выезд из гостиницы налог на прибыль

Обновлено: 19.05.2024

  • При заезде Вас извещают о посуточной оплате гостиничных услуг, за единицу измерения в этих расчетах берутся расчетные сутки.
  • Первые из них длятся с 14.00 дня заезда и до 12.00 дня, следующего за ним.
  • Вторые и последующие сутки считаются уже с 12.00 текущего дня проживания (второго, третьего и т.д.) и до 12.00 следующего.

Некоторые специальные предложения предполагают расчет почасово, но это скорее исключение из правил, а не постоянное явление.

Возможно ли заехать раньше/позже расчетного часа?

Вполне можно понять тех, кто хочет снять гостиницу и не ждать времени заезда, особенно, если дорога была долгой и утомительной. В нашей гостинице есть возможность раннего заезда, до наступления расчетного часа. Но это только при условии наличия свободных номеров, которые бы соответствовали заявленной категории и были подготовлены к размещению новых постояльцев.

В некоторых случаях клиенты желают выехать чуть позже обозначенного времени выезда. Это может быть связано с расписанием самолетов или поездов или иными причинами. В этих случаях есть возможность оплатить дополнительное время на следующих условиях:

  • вы задерживаетесь на 1-2 часа – оплачиваете 10% от суточной стоимости занимаемого вами номера;
  • если выезд откладывается на период от 2 до 12 часов (часто такое случается при отсрочке вылета воздушного транспорта при плохих погодных условиях), то оплачивается 50% от стоимости номера за одни сутки;
  • если вы задерживаетесь более, чем на 12 часов (до суток), а то и вовсе решили остаться до следующего дня, то оплачиваете полную стоимость номера.

В некоторых случаях заехать в расчетный час по определенным обстоятельствам не получается. Как поступать в такой ситуации? При позднем заезде постояльцы оплачивают полную стоимость номера за сутки, это нужно знать, если вы запаздываете.

Исключительные случаи

В некоторых случаях, когда человек уже оплатил суточное проживание в номере (или на более длительный срок), случается такое, что ему нужно срочно уезжать. Как поступать в этой ситуации? Мы понимаем, что случаются форс-мажоры, когда человек не в силах предугадать определенное развитие событий. Наша гостиница готова сделать 100% возврат средств клиенту, но при условии, что он пробыл в номере не более получаса. Причем время считается с момента, как он переступил его порог. Если вы, сняв номер и заселившись в него, пробыли в нем более 30 минут, после чего возникла необходимость срочного отъезда, то возврат оплаты не может быть осуществлен.

Теперь вы знаете все о том, как считаются сутки в гостинице: заезд осуществляется в расчетный час (14.00 по Москве), выезд – в расчетный час (12.00) того дня, когда вы планируете освободить номер. В нашей гостинице возможен ранний заезд при наличии свободных апартаментов, которые соответствуют вашим требованиям к уровню комфортабельности. При более позднем заезде расчет оплаты идет как за обычные сутки.

В случае форс-мажорных ситуаций мы готовы продлить проживание в номере на особых условиях оплаты, если речь идет от задержке на период времени до 2, 12 или 24 часов.

Ранний заезд

Стандартное время заселения гостей в большинстве отелей составляет 14:00 и позже. При этом многие гостиницы допускают ранее размещение постояльца, если это было оговорено при бронировании. При возможности такая услуга предоставляется бесплатно, хотя не исключены и такие случаи, когда постояльцев просят доплатить определенную сумму.

Придется ли доплачивать, зависит еще и от времени раннего заезда. Если гостю нужно поселиться в отель до 8 утра, скорее всего, с него возьмут оплату за полные сутки. При заезде в гостиницу с 8:00 до 14:00 чаще всего просят оплатить 50% от стоимости проживания за сутки в номере выбранной категории.

Узнать полезные сведения о дополнительных условиях раннего заселения, в том числе стоимость этой услуги, можно из подтверждения бронирования. Оно приходит на указанную при регистрации электронную почту. Если такой информации письмо не содержит, лучше всего напрямую связаться с отелем и уточнить все интересующие вопросы.

Стоит отметить, что клиент имеет право оставить багаж в камере хранения до заезда в номер. Большинство отелей предоставляют услугу бесплатно. Это намного выгоднее, чем оплачивать еще одни сутки проживания. До времени заселения можно заняться личными или рабочими делами, к примеру, найти отель, где получится купить гостиничные чеки для командированных служащих.

Отель – посуточно

Независимо от количества звездочек, гостиничные комплексы имеют внутренние правила, установленные администрацией. Основное положение правил – о расчетном часе: о времени заезда, раньше которого не стоит заселяться, о времени выезда, к которому следует покинуть гостиничный номер.

Многие путешествующие не знают, как считаются сутки проживания в выбранной гостинице, влияющие на оплату за отель. Имеет значение любая временная мелочь, связанная с заселением-выселением-пребыванием в гостинице: в какое время заселился, выехал, сколько прожил.

Согласно правил о расчетном часе (Закон о единых правилах предоставления услуг в отелях РФ), таковой наступает в 12.00 текущих суток. С этого момента идет расчет платы за проживание: заселение в полдень текущих суток, выселение в полдень — следующих. Закон позволяет варьировать положение о времени заселения-выселения. Пользуясь возможностями, отели назначают собственный вариант расчетного часа: может быть с 13.00 текущих суток – время заселения, время выселения – с 12.00 последующих.

Если гость, забронировав на сутки номер, заселяется 5 сентября в 13. 00, выехать ему необходимо 6 сентября в 12.00. Бронь на более продолжительный период предполагает выселение в полдень последнего дня пребывания в отеле.

Узнав, как рассчитываются сутки в гостинице, в которую заселяетесь, прислушайтесь к практическим советам:

  • старайтесь заселяться к наступлению расчетного часа, чтобы не платить за час, как за половину суток или целые. При раннем заезде возможно заселиться бесплатно, когда гостиница располагает свободными номерами соответствующей категории. В случае их отсутствия придется дожидаться установленного часа;
  • при досрочном выезде гостиничный комплекс не гарантирует возвращения денег;
  • выселяться из отеля важно вовремя — в установленное время. Если гость опаздывает с выселением, с него взимают дополнительную оплату за каждый час пребывания в гостиничном номере.

Встречаются отели без указания расчетного часа. В них заселение, как правило, начинается с 8.00.

Таким образом, знания о том, как считать сутки в выбранной гостинице, избавляют от многих неприятных неожиданностей, связанных с суммой за проживание.


Опоздание с заселением: нюансы оплаты

Иногда не выходит заселиться по ряду причин в расчетный час в отеле (поздний заезд). При опоздании с заселением установлена полная посуточная оплата номера. Встречаются ситуации, когда постояльцу необходимо съехать раньше установленного расчетного часа – например, вместо 12.00 следующих суток он покидает номер в 7.00. Проживание оплачивается как за сутки.

Если гость бронировал номер на двое суток, а выезжает раньше, то оплачивать приходится за сутки. По существующим требованиям, постоялец обязан предупредить администрацию отеля о преждевременном выезде за 24 ч., не позднее. Иначе может взиматься штраф.

При ранних заездах и поздних выездах постояльцы оплачивают проживание в соответствии с внутренними отельными правилами. С ними желательно ознакомиться заблаговременно, предупреждая заранее о возможности раннего заселения или позднего выезда (чтобы не упустить номер или не переплачивать за дополнительное пребывание). При условии, что гостиницей предусмотрена почасовой тариф за проживание, при позднем выселении предвидится доплата в пределах:

  • отклонения менее чем на 1 ч. – бесплатно;
  • от 1-6-ти ч. – почасовая оплата;
  • от 6-12-ти ч. – за половину суток;
  • от 12-24-х ч. – полная посуточная стоимость (при отсутствии в отеле почасового тарифа).

Случаи позднего заселения. Если бронь негарантированная (без оплаты как минимум за суточное проживание), она действительна до 18.00. В случае опоздания с заселением без предупреждения номер могут отдать другому гостю. Чтобы такого не произошло, делайте гарантированное бронирование (оплачивайте за сутки, тогда номер ожидает постояльца 24 ч.) или заранее предупреждайте об опоздании.

Форс-мажоры

Случаются форс-мажорные обстоятельства, при которых постояльцу, оплатившему полный срок пребывания в отеле, приходится срочно уехать. В такой ситуации гостю, пробывшему в номере до получаса, возвращается вся сумма. Отсчет времени начинается с момента переступания порога номера.

Если времени с момента заселения проходит больше получаса и из номера гость срочно выезжает, то возврат полной суммы не производится. При возможности почасовой оплаты, взимается сумма за каждый фактически использованный час пребывания в номере.

Согласно правил расчетного часа в гостинице, отельный комплекс имеет право получить деньги от постояльца за продление пребывания в номере, если он заселился в оплаченные сутки вечером, а выехал после 12.00 следующего дня. При этом не имеет значения, что фактически гость проживал в отеле меньше суток. О правилах заселения-выселения, оплаты администрация извещает постояльцев заранее.

Планируйте свои действия и заранее знакомьтесь с внутренними правилами выбранных гостиниц. Удачных поездок и отдыха!

Выписка из номера гостиницы и оплата счета


Расчетный час в отелях

Заселяясь в отель, необходимо помнить, что большую роль за проживание играет количество прожитых суток, а также время заезда и выезда постояльца. При этом общая сумма за проживание может оказаться больше установленной. Поэтому настоятельно рекомендуется узнать расчетный час, который установлен в выбранном вами отеле.

Расчетный час представляет собой внутреннее правило, которое устанавливает администрация отеля. В соответствии с ним, постоялец не может заселиться в номер раньше и выехать из него позже установленного времени. В соответствии с правилами предоставления услуг в отелях РФ, стоимость проживания в гостинице должна взиматься с учетом единого расчетного часа. Как правило, он составляет 12 часов текущих суток.

Если в отеле предусмотрена почасовая оплата, то в случае задержки выезда проживание оплачивается по следующим правилам:

  • до 6 часов после расчетного часа – оплата почасовая;
  • 6-12 часов после расчетного часа – оплата половины суток;
  • 12-24 часа после расчетного часа – оплата суток целиком (при отсутствии почасовой оплаты).

Если гость пробыл в гостинице менее суток, то с него взимается плата за полные сутки вне зависимости от расчетного часа. В некоторый отелях за проживание в номере, который предоставлен в распоряжение туристам сроком на 24 часа, единый расчетный час не учитывается, т.е. предоставляются льготные сутки. Отель, который ведет учет местных особенностей, может изменить время единого расчетного часа.

Теперь рассмотрим несколько ситуаций, которые возникают при отклонении от установленных правил. В первую очередь, необходимо обратить особое внимание на то, что оплата за проживание производится, как правило, во время заезда при регистрации. Дополнительные платные услуги или ущерб (порча или утеря имущества гостиницы) оплачиваются при выезде.

Заехать в номер гостиницы раньше установленного срока невозможно. Заселение в номер осуществляется не ранее расчетного часа. В том случае, если расчетный час не указан, то заезд возможен не ранее 8:00. Если вы берете в поездку детей, то не забудьте уточнить правила гостиницы, которые касаются их возраста, поскольку в разных гостиницах установлены свои ограничения. Если возраст ребенка не соответствует возрасту, который указан в путевке, то его размещение невозможно.

Поздний заезд

Если по каким-либо причинам вы заселитесь в гостиницу позже установленного срока, то необходимо предупредить об этом администрацию. В противном случае, ваш номер будет доступен другому постояльцу. Максимальное время, в течение которого номер будет сохранен за вами, составляет 24 часа.

Выезд. Если вам необходимо досрочно выехать из номера гостиницы в связи с непредвиденной ситуации (болезнь, смерть родственников и пр.), то возврат денежных средств возможен по усмотрению администраторов гостиницы. Если досрочный выезд совершен без уважительной причины, то денежные средства, как правило, возврату не подлежат. Вы обязаны выехать из номера не позднее расчетного часа.

В том случае, если время выезда не стыкуется со временем отбытия поезда или самолета, необходимо сдать багаж в специальную комнату отеля. Если вы освободили номер более чем через один час после установленного расчетного часа, то администраторы отеля вправе потребовать от вас оплату полусуток в номере или в соответствии с внутренними правилами отеля. Выехав из отеля, вам необходимо собрать все свои вещи и сдать номер. Вышеописанные рекомендации позволят вам относиться к заезду в номер отелей с максимальной бдительностью. Важно четко спланировать все свои действия и помнить о правилах выбираемых вами отелей. Удачного отдыха!

Предприятие заключило договор с организацией на осуществление услуг по организации деловых поездок (проживание, проезд, оформление виз и т.д.) для сотрудников. Какие документы будут являться подтверждением данных расходов в целях налогообложения прибыли?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Затраты на проживание, проезд, оформление виз могут быть учтены на основании акта оказанных услуг, оформленного исполнителем. При этом акт должен содержать максимально подробное описание каждой оказанной услуги. Для подтверждения расходов на проезд необходимы проездные документы.

Обоснование позиции:

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях формирования налогооблагаемой прибыли налогоплательщики вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

При этом нормы главы 25 НК РФ не содержат требований к составу документов, которыми должны подтверждаться расходы налогоплательщика, а также не устанавливают их конкретный исчерпывающий перечень (определение КС РФ от 24.09.2012 N 1543-О, постановление ФАС Уральского округа от 14.06.2013 N Ф09-5261/13 по делу N А76-13548/2012В).

Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (абзац 5 ст. 313 НК РФ, письма Минфина России от 20.08.2014 N 03-03-06/1/41598, от 14.04.2014 N 03-03-06/1/16775, от 23.07.2013 N 03-03-06/1/28978, от 05.08.2013 N 03-03-06/1/31261).

В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на командировки. К таким расходам относятся, в частности, затраты на:

проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;

наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);

суточные или полевое довольствие;

оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

Документальным подтверждением командировочных расходов в целях налогообложения является авансовый отчет работника с приложением к нему надлежащим образом оформленных оправдательных документов, подтверждающих осуществленные расходы (письма Минфина России от 07.03.2018 N 03-03-06/1/14620, от 24.06.2016 N 03-03-06/1/36877, от 22.01.2016 N 03-03-06/1/2318, от 17.07.2015 N 03-03-06/41128, от 18.05.2015 N 03-03-06/2/28292, от 03.03.2015 N 03-03-07/11015).

Для целей налогообложения прибыли командировочные расходы признаются в момент утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ, письмо Минфина России от 18.07.2013 N 03-03-06/1/28117).

Такой порядок признания расходов на командировки главы 25 НК РФ установлен вне зависимости от того, оплатил ли эти расходы сам работник, а значит, данные расходы отражены в его авансовом отчете, или оплату расходов на командировку осуществил работодатель, что означает их отсутствие в авансовом отчете командированного работника (смотрите письмо Минфина России от 15.09.2005 N 03-03-04/2/58).

С учетом положений п. 1 ст. 252 НК РФ, расходы, поименованные в пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, могут учитываться в целях налогообложения, если командировка (деловая поездка) связана с производственной деятельностью организации (письмо УФНС России по г. Москве от 05.07.2005 N 20-12/47873) и могут быть обоснованы любыми документами, подтверждающими факт произведенных расходов (письмо Минфина России от 17.01.2019 N 03-03-07/1837).

Расходы на проживание

В п. 2 письма УФНС России по г. Москве от 26.08.2014 N 16-15/084374 была рассмотрена ситуация, когда командированный сотрудник не представил счет и чек из гостиницы. При этом организация запросила в гостинице справку с подтверждением того, что командированный сотрудник проживал в ней, с указанием в ней периода проживания и стоимости.

Налоговый орган указал, что при такой ситуации затраты на проживание командированного сотрудника в гостинице могут быть отнесены в расходы при исчислении налога на прибыль в размере фактических затрат, подтвержденных справкой из гостиницы с детализацией предоставленных услуг и подтверждением фактической оплаты проживания, при условии наличия иных документов, устанавливающих период нахождения сотрудника в командировке в месте, где расположена гостиница.

В исключительных случаях расходы на проживание можно подтвердить документами, косвенно подтверждающими факт проживания сотрудника в гостинице (дополнительно смотрите письма Минфина России от 02.04.2014 N 03-03-РЗ/14597, от 01.07.2010 N 03-03-07/23, от 04.06.2010 N 03-03-06/1/384, от 21.08.2008 N 03-03-06/1/476, от 07.09.2007 N 03-03-06/1/649). Такими документами могут быть платежное поручение, приказ о направлении работника в командировку, проездные билеты, посадочные талоны, отметки таможенного органа о пересечении государственной границы РФ и иные документы, подтверждающие присутствие сотрудника по месту командирования, например, чеки об оплате тех или иных услуг*(1).

Если стоимость проживания в гостинице оплачивает работодатель по безналичному расчету, для подтверждения данных расходов может быть использован акт оказанных услуг и платежные поручения (письмо Минфина России от 15.09.2005 N 03-03-04/2/58).

При оплате проживания командированных сотрудников через турфирмы затраты могут быть учтены на основании счетов турфирм и актов оказанных услуг, подписанных турфирмами (письма Минфина России от 12.05.2008 N 03-03-06/2/47, УФНС России по г. Москве от 19.05.2006 N 20-12/43886@).

В постановлении Девятого ААС от 15.01.2009 N 09АП-17459/2008 сделан вывод о том, что в ситуации, когда организация приобретает услуги по проживанию не непосредственно у гостиниц, а у фирм, которые не являются гостиничными комплексами, акты приема-передачи услуги являются документами, подтверждающими расходы в смысле ст. 252 НК РФ. При этом судьи сослались на письмо Минфина России от 15.09.2005 N 03-03-04/2/58.

В то же время суд обратил внимание на то, что составленный турфирмой акт оказанных услуг имел все обязательные реквизиты первичного документа (смотрите ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"), а также все необходимые сведения об оказанной услуге: наименование гостиницы; период проживания; фамилию проживающего; характер предоставленного номера; стоимость услуги.

По нашему мнению, в актах оказанных услуг, составленных организатором деловых поездок (турфирмой), услуги по проживанию должны быть не только выделены отдельной строкой, но и в отношении данных услуг должны содержаться сведения: о стране пребывания, гостинице, периоде проживания, предоставляемом номере (месте в номере), а также Ф. И. О. командированного работника (дополнительно смотрите п. 20 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации*(2)).

Такие данные позволят организации персонифицировать затраты по каждому сотруднику, в частности, в целях применения положений пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ в случае, если акт составляется на несколько деловых поездок. При этом акт оказанных услуг может содержать обобщенные данные об оказанных услугах, а подробная детализация услуг и их описание может содержаться в отчете исполнителя, прилагаемом к акту*(3). Отчет, как и акт, должен содержать обязательные реквизиты первичного документа.

Стороны договора могут утвердить в качестве приложения к договору форму акта оказанных услуг и отчета, а также периодичность их составления.

Расходы на проезд

Затраты на проезд подтверждаются соответствующими проездными билетами (п. 12 Положения N 749 *(4), п.п. 2, 3 ст. 105 Воздушного кодекса РФ, ст. 82 Устава железнодорожного транспорта РФ, ст. 20 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, п. 2 ст. 97 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).

В данном случае билеты приобретаются у организатора деловых поездок. Поэтому подтверждать факт их приобретения будет акт оказанных услуг, где данные услуги должны быть выделены отдельной строкой, подробно описаны в акте или отчете (Ф. И. О. работника, даты билетов, наименование перевозчиков, маршрут следования и пр.), а также платежные поручения.

При этом факт приобретения билета не означает, что сотрудник воспользовался услугами перевозчика.

Перелет подотчетного лица по указанному в авиабилете маршруту и, соответственно, факт оказания услуг подтверждает посадочный талон (п. 84 приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82*(5)). Поэтому при возвращении из командировки сотрудник должен представить организации авиабилет или маршрут/квитанцию электронного билета, а также посадочный талон (письма Минфина России от 30.04.2019 N 03-03-06/1/32150, от 28.02.2019 N 03-03-05/12957, от 18.05.2015 N 03-03-06/2/28296, от 04.02.2014 N 03-03-06/1/4391). При этом, как отмечает Минфин России в письме от 18.05.2015 N 03-03-06/2/28296, при утере посадочного талона документом, подтверждающим расходы по осуществлению авиаперелета, может являться справка, выданная авиаперевозчиком или его представителем.

Если приобретается электронный билет на железнодорожный транспорт, документом строгой отчетности является контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной информационной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) (п. 2 приказа Минтранса России от 21.08.2012 N 322).

Данный документ должен также содержать отметку посадочный купон, что позволяет пассажиру беспрепятственно пройти на посадку (п.п. 76, 78, 79, 80 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом*(6)).

То есть сотрудник, перемещавшийся к месту командировки и обратно железнодорожным транспортом, к авансовому отчету должен приложить либо обычный железнодорожный билет - бланк строгой отчетности, либо контрольный купон электронного проездного документа с посадочным купоном.

Расходы на оформление виз

Затраты на оформление виз можно подтвердить актом оказанных услуг, где данная услуга выделена отдельной строкой и максимально расшифрована (какие визы оформлялись, куда, на имя какого работника) (смотрите письмо ФНС России от 25.11.2011 N ЕД-4-3/19756@), а также копией страницы загранпаспорта работника, на которой проставлена виза.

Если организатор поездок взимает за свои услуги вознаграждение и выделяет его в акте оказанных услуг отдельной строкой*(7), то данное вознаграждение можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (письмо Минфина России от 21.12.2007 N 03-03-06/1/884).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Расходы на командировки по территории РФ (в целях налогообложения прибыли);

- Энциклопедия решений. Учет возмещения расходов по найму жилого помещения в командировках;

- Энциклопедия решений. Расходы на проезд в командировках в целях налогообложения прибыли;

- Энциклопедия решений. Компенсация иных расходов в командировках в целях налогообложения прибыли;

- Энциклопедия решений. Расходы по найму жилого помещения при командировках по РФ в целях налогообложения прибыли.

13 августа 2020 г.

*(1) Более подробно смотрите: Вопрос: Какие в целях налогообложения прибыли необходимы подтверждающие документы за проживание в гостинице сотрудника организации, если услуга бронировалась через посредника (расчеты осуществлялись с посредником на основании счета, никаких документов, оформленных гостиницей, представлено не было)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2016 г.).

*(2) Утверждены постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085.

*(3) Вопрос: Акт выполненных работ (оказанных услуг) по техническому обслуживанию оборудования и консультационным услугам не содержит подробной детализации выполненных работ (оказанных услуг). Можно ли учесть данные расходы для целей налогообложения в данном случае? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2016 г.).

*(4) Положение об особенностях направления работников в служебные командировки утверждено постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749.

*(5) Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей".

*(6) Утверждены приказом Минтранса России от 19.12.2013 N 473.

*(7) Как правило, турагенты и туроператоры получают свое вознаграждение от непосредственных исполнителей услуг за посреднические услуги по поиску клиентов (в стоимости услуг уже заложено такое посредническое вознаграждение).

С 1 января 2021 года действует постановление Правительства РФ от 18.11.2020 № 1853 (далее – Постановление № 1853, Правила), которое утвердило новые правила предоставления гостиничных услуг в РФ с 2021 года. Рассказываем, какие есть изменения и нововведения, а также обращаем внимание на важные моменты в работе гостиниц, отелей и т. п. с 2021 года.

Есть ли изменения

Сразу скажем, что Постановление № 1853 в основном сохранило действующие до 2021 года правила обслуживания в гостиницах. В то же время, есть некоторые изменения в порядке предоставления гостиничных услуг, а также интересные новшества.

Отметим, что новые правила предоставления гостиничных услуг в РФ действуют с 1 января 2021 года по 31 декабря 2026 года.

Прежний регламент – постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 – автоматически утрачивает силу.

Если деятельность гостиницы приостанавливалась (ограничивалась), перед началом работы необходима генеральная уборка помещений с применением дезинфицирующих средств, очистки систем вентиляции, кондиционеров, проверки эффективности их работы (п. 1 МР 3.1/2.1.0193-20 Методические рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях, осуществляющих деятельность по предоставлению мест для временного проживания (гостиницы и иные средства размещения) (утв. главным государственным санитарным врачом РФ 04.06.2020).

Информация о гостинице

Поскольку Правила тесно связаны с Законом о защите прав потребителей, до сведения потенциальных клиентов нужно довести, в частности:

  • сведения об исполнителе договора, в т. ч. номер его контактного телефона;
  • присвоенную гостинице категорию, реквизиты (номер и дата выдачи) свидетельства о таком присвоении и о выдавшей его аккредитованной организации, а также о приостановлении действия свидетельства;
  • что входит в цену номера (места в нём);
  • форму и порядок оплаты гостиничных услуг;
  • перечень и цены иных платных услуг, оказываемых за отдельную плату, условия их приобретения и оплаты;
  • время заезда и выезда из гостиницы.

Предоставление гостиничных услуг возможно только при наличии свидетельства о присвоении гостинице определенной категории, предусмотренной Положением о классификации гостиниц (утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2019 № 158).

Расширены положения о договоре с гостиницей

Вопросы заключения и изменения договора с потребителем или с заказчиком – физлицом, не являющимся ИП, выделены с 2021 года в отдельный раздел III Правил.

Сам договор должен включать больше обязательной информации. Например, о виде и категории гостиницы, категории номера, расчетном часе.

Для соблюдения письменной формы договора с гостиницей (упомянута только она), достаточно выполнить одно из следующих условий:

  • стороны подписали договор (это может быть один документ), в том числе электронный;
  • гостиница подтвердила заявку;
  • получение подтверждения брони (если гостиница прислала соответствующее уведомление);
  • клиент оплатил установленную сумму за проживание или иные действия, направленные на получение гостиничных услуг.

Отметим, что до 2021 года считалось, что договор заключен, если только подписан сторонами.

Порядок размещения и заселения прописали подробнее

С 2021 года заехать в гостиницу клиент может в том числе по временному удостоверению личности. Раньше такого права не было.

Кроме того, Постановление № 1853 более детально регулирует размещение в гостиницах несовершеннолетних. Так:

  • подростков до 14 лет заселят вместе с родителями (усыновителями, опекунами) на основании двух документов – удостоверяющего личность взрослого и свидетельства о рождении несовершеннолетнего;
  • сопровождать несовершеннолетних при заезде в отель могут и иные лица, но с нотариального согласия законных представителей.

Отметим, что до 2021 года в правилах была двоякая фраза об удостоверяющем полномочия сопровождающего лица документе.

Также с 2021 года прописано, что несовершеннолетние от 14 лет и старше вправе заехать в номер без сопровождающих, но с нотариально заверенного согласия родителей.

Новые правила проживания

Гостиница самостоятельно определяет время заезда и выезда (т. н. расчетный час).

Общее правило о расчетном часе в 12 часов текущих суток по местному времени с 2021 года не применяется.

Нормы об оплате проживания с 2021 года стали более детальными. В частности, при раннем заезде плата за период от заселения до заезда не должна превышать плату за половину суток. За этот же период, если он более 12 часов, размер оплаты определяет уже сам отель.

Гостиница может установить посуточную и/или почасовую оплату проживания (п. 23 Правил).

Гостиница вправе самостоятельно устанавливать правила проживания и пользования гостиничными услугами, но не противоречащие законодательству РФ (п. 6 Правил).

Постановление № 1853 сократило перечень бесплатных дополнительных услуг в гостинице. Например, больше нет обязанности предоставлять иголки, нитки, посуду, столовые приборы.


ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Гостиница и иное средство размещения - имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для оказания гостиничных услуг (далее - гостиница);
Исполнитель - организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю гостиничные услуги;
Заказчик - физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее или приобретающее гостиничные услуги в соответствии с договором об оказании гостиничных услуг (далее - договор) в пользу потребителя;
Бронирование - предварительный заказ мест и (или) номеров в гостинице заказчиком (потребителем);
Расчетный час - время, установленное исполнителем для заезда и выезда потребителя.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

БРОНИРОВАНИЕ НОМЕРА

Исполнитель вправе осуществлять бронирование в любой форме , в том числе путем составления документа, подписанного двумя сторонами, а также путем принятия заявки на бронирование (далее - заявка) посредством почтовой, телефонной и иной связи, позволяющей установить, что заявка исходит от потребителя или заказчика. Форма заявки устанавливается исполнителем.
Исполнитель вправе применять в гостинице следующие виды бронирования:

  • гарантированное бронирование - вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда.

В случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки гарантированное бронирование аннулируется.

  • негарантированное бронирование - вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя до определенного часа, установленного исполнителем, в день заезда, после чего бронирование аннулируется.

Бронирование считается действительным с момента получения потребителем (заказчиком) уведомления, содержащего сведения о наименовании (фирменном наименовании) исполнителя, заказчике (потребителе), категории (виде) заказанного номера и о его цене, об условиях бронирования, о сроках проживания в гостинице, а также иные сведения, определяемые исполнителем.

Потребитель (заказчик) вправе аннулировать заявку . Порядок и форма отказа от бронирования устанавливаются исполнителем.

ЗНАЙТЕ. Исполнитель вправе отказать в бронировании, если на указанную в заявке дату отсутствуют свободные номера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА

Договор заключается при предъявлении потребителем документа, удостоверяющего его личност ь, оформленного в установленном порядке.
Договор заключается между потребителем и исполнителем путем составления документа, подписанного двумя сторонами, который должен содержать:

  • наименование исполнителя (для индивидуальных предпринимателей - фамилию, имя, отчество (если имеется), сведения о государственной регистрации;
  • сведения о заказчике (потребителе);
  • сведения о предоставляемом номере (месте в номере);
  • цену номера (места в номере);
  • период проживания в гостинице;
  • иные необходимые сведения (по усмотрению исполнителя).

ЗАЕЗД И ВЫЕЗД

Заезд в гостиницу и выезд из гостиницы потребителя осуществляются с учетом расчетного часа, который устанавливается в 12 часов текущих суток по местному времени. Исполнитель с учетом местных особенностей и специфики деятельности вправе изменить установленный расчетный час.

Время заезда устанавливается исполнителем. Разница между временем выезда потребителя из номера и заезда потребителя в номер не может составлять более 2 часов.

Исполнитель вправе установить предельный срок проживания в гостинице, одинаковый для всех потребителей.

ПОРЯДОК ОПЛАТЫ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ

Цена номера (места в номере), перечень услуг, которые входят в цену номера (места в номере), а также порядок и способы оплаты номера (места в номере) устанавливаются исполнителем.

Исполнителем может быть установлена посуточная и (или) почасовая оплата проживания.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации вводится государственное регулирование стоимости гостиничных услуг (гостиничного обслуживания) в период проведения мероприятий (церемоний), стоимость гостиничных услуг не может превышать максимально установленной стоимости для данной категории гостиницы.

Исполнитель не вправе без согласия потребителя предоставлять иные платные услуги, не входящие в цену номера (места в номере).

Исполнитель по просьбе потребителя обязан без дополнительной оплаты обеспечить следующие виды услуг:

  • вызов скорой помощи, других специальных служб;
  • пользование медицинской аптечкой;
  • доставка в номер корреспонденции, адресованной потребителю, по ее получении;
  • побудка к определенному времени;
  • предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов;
  • иные услуги по усмотрению исполнителя.

Потребитель (заказчик) обязан оплатить гостиничные услуги и иные платные услуги в полном объеме после их оказания потребителю.
С согласия потребителя (заказчика) оплата гостиничных услуг может быть произведена при заключении договора в полном объеме или частично.

При осуществлении расчетов с потребителем исполнитель выдает потребителю кассовый чек или документ, оформленный на бланке строгой отчетности.

Плата за проживание в гостинице взимается в соответствии с расчетным часом.
В случае задержки выезда потребителя после установленного расчетного часа плата за проживание взимается с потребителя в порядке, установленном исполнителем.

ЗНАЙТЕ. При размещении потребителя с 0 часов 00 минут до установленного расчетного часа плата за проживание взимается в размере, не превышающем плату за половину суток.

ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА

Потребитель вправе в любое время отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Исполнитель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора, если потребитель нарушает условия договора, при этом потребитель возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы.

Читайте также: