Пошлина за разрешение на строительство

Обновлено: 17.05.2024

В случае строительства или реконструкции объекта капитального строительства, внесения изменений в разрешение на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства (за исключением продления срока действия или внесения изменений в связи с переходом прав на земельные участки, образованием земельного участка)

2) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 Кодекса, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости или едином государственном реестре заключений

4) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

5) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 Кодекса проектной документации, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости или едином государственном реестре заключений:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам − проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);

в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);

г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

6) положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Кодекса, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости или едином государственном реестре заключений;

7) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 Кодекса;

8) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 Кодекса;

9) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Кодекса);

10) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в подпункте 12 настоящего пункта случаев реконструкции многоквартирного дома;

12) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме − согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;

13) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;

14) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;

15) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению.

16) копия договора о развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации)

В случае продления срока действия разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства:

1) заявление застройщика, поданное не менее чем за 10 рабочих дней до истечения срока действия разрешения;

2) оригинал выданного разрешения на строительство.

Уведомление и документы, указанные в подпунктах 1) - 3) настоящего подпункта, могут быть направлены в форме электронных документов

В случае внесения изменений в разрешение на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в связи с переходом прав на земельные участки или образованием земельного участка, в отношении которых в соответствии с Кодексом выдано разрешение на строительство, заявитель:

- указывает реквизиты следующих документов в уведомлении либо вправе одновременно с уведомлением представить:

1) правоустанавливающие документы на такие земельные участки в случае приобретения права на земельный участок;

2) решение об образовании земельных участков, если в соответствии с земельным законодательством его принимает орган местного самоуправления, в случаях образования земельного участка путем объединения, раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков;

3) градостроительный план земельного участка, на котором планируется осуществить строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, в случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков;

- представляет документы, указанные выше в пунктах 2-15.

Уведомление подается в произвольной форме письменно.

Во всех случаях к заявлению прилагается копия документа, удостоверяющего личность, либо копии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия представителя (если от имени заявителя действует представитель), или скан-копии указанных документов (при заполнении электронной формы).

Заявление, уведомление и прилагаемые документы могут быть представлены (направлены) заявителем на бумажных носителях одним из следующих способов: лично (лицом, действующим от имени заявителя на основании доверенности); заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Заявление, уведомление и документы также могут быть представлены (направлены) заявителем в электронной форме, подписанные (заверенные) в порядке, предусмотренном в регламенте, через портал муниципальных услуг Казани, портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан или единый портал государственных услуг.

В случае предоставления услуги в электронной форме запрос предоставляется по форме, сгенерированной информационной системой, принимающей запрос

Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины

Без взимания платы

Основания для отказа в приеме документов

1. Подача документов ненадлежащим лицом.

2. Несоответствие представленных документов перечню указанных в Регламенте документов.

3. В заявлении и прилагаемых к заявлению документах имеются неоговоренные исправления, серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание.

4. Представление документов в ненадлежащий орган.

Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги

Основаниями для приостановления предоставления муниципальной услуги являются наличие судебного спора в отношении земельного участка или в отношении объекта недвижимости, расположенного на данном земельном участке, а также проведение правоохранительными органами проверки законности документов, послуживших основанием для возникновения права на указанные объекты недвижимости.

Предоставление муниципальной услуги приостанавливается до вступления в законную силу судебного решения либо до окончания проверки документов.

Основания для отказа:

В случае подачи заявления о выдаче разрешения на строительство или реконструкцию:

1) заявителем представлены документы не в полном объеме либо в представленных заявлении и (или) документах содержится неполная и (или) недостоверная информация;

2) несоответствие документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) градостроительный план земельного участка выдан более чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство объекта капитального строительства;

4) в случае подачи заявления о выдаче разрешения на строительство линейного объекта − несоответствие представленных документов требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также виду разрешенного использования земельного участка;

5) несоответствие документов ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

6) поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения;

7) поступление ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для предоставления муниципальной услуги, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

В случае подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство или реконструкцию, кроме заявления о продлении срока действия разрешения:

1) отсутствие предусмотренных регламентом реквизитов в уведомлении и документов;

2) отсутствие документов, предусмотренных регламентом;

3) недостоверность сведений, указанных в уведомлении;

4) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи градостроительного плана образованного земельного участка, в случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых выдано разрешение на строительство. При этом градостроительный план земельного участка должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления уведомления;

5) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство или для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка. В случае представления для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка, выданного после получения разрешения на строительство, такой градостроительный план должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство;

6) несоответствие планируемого объекта капитального строительства виду разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство, в случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых выдано разрешение на строительство, или в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство;

7) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения.

В случае подачи заявления о продлении срока действия разрешения:

1) наличие у Управления градостроительных разрешений информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с установленными требованиями;

2) подача заявления о продлении срока действия разрешения на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.

Срок предоставления муниципальной услуги

В течение пяти рабочих дней со дня получения заявления Управлением.

В течение тридцати дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, который не является линейным объектом и строительство или реконструкция которого планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, и к заявлению о выдаче разрешения на строительство не приложено заключение, указанное в части 10.1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, либо в заявлении о выдаче разрешения на строительство не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство или реконструкция объекта капитального строительства.

Срок предоставления муниципальной услуги исчисляется со дня, следующего за днем получения заявления.

Заявление считается полученным в день регистрации запроса на предоставление муниципальной услуги в соответствии с регламентом.

Сроки и основания приостановления предоставления муниципальной услуги предусмотрены в регламенте.

Выдача (направление) документов осуществляется в срок, предусмотренный регламентом

Мы пишем статьи, но российские законы меняются. С 4 августа 2018 года отменили разрешения на строительство частных домов. Теперь вместо них нужно подавать и получать уведомления. Это касается садовых домов и ИЖС.

В статье все равно много полезного про подготовку участка, градостроительные нормы и присвоение адреса. Все это актуально, изменились только формальности. Если собираетесь строить дом — обязательно почитайте.

Мой брат Олег получил по региональной программе участок 15 соток под Белгородом.

Он хотел сразу построить на нем дом, но оказалось, что сначала надо собрать кучу документов и получить разрешение в местной администрации.

Просто прийти к чиновникам и попросить разрешение нельзя. Сначала надо проверить статус участка, получить адрес и кадастровую выписку, начертить проект и ситуационный план. Для надежности до начала стройки стоит провести геологические изыскания — правда, на разрешение это не влияет. Расскажу, как это делал мой брат.

Как правильно

По закону возводить дом без разрешения нельзя. Без документов его не получится продать, поменять, подарить или оставить в наследство. Но по факту, если построиться на своем участке, потом уже готовый дом можно узаконить через суд. По гражданскому кодексу можно признать право собственности на самовольную постройку, если она соответствует всем нормам. На практике это иногда быстрее, дешевле и проще, чем получать разрешение.

Но вдруг выяснится, что сосед против того, что дом близко к его забору? Или через участок проходит центральный кабель и земельные работы запрещены. Тогда постройку признают незаконной, дом потребуют снести, а хозяин заплатит штраф. Поэтому безопаснее все сделать как положено.

Выписка из реестра

По закону возвести частный дом можно только на земле, которая предназначена для индивидуальной жилой застройки или для личного подсобного хозяйства. В документах на землю должно быть именно такое назначение участка — официально. Если вы сами считаете, что земля подходит для строительства дома, этого мало. Может быть, вы и покупали землю для дома, а окажется, что строить там нельзя. Например, с садовым и дачным участком могут быть проблемы.

Дом нельзя строить в санитарно-защитной зоне рядом с промышленными предприятиями, аэропортами, кладбищами и свалками.

В каждом регионе свои правила и законы, где подробно расписано, на каком расстоянии от каких объектов запрещено строительство. Санитарная зона есть у заправок и автомоек и даже возле линий электропередачи.

Разобраться самому в тонкостях местного земельного законодательства сложно, и если есть подозрения, что участок находится в такой зоне, то лучше обратиться в местный земельный комитет или межевой центр, где есть специалисты с нужными базами и кадастровыми планами.

Мой брат получал участок специально под индивидуальное строительство фактически в чистом поле, поэтому у него проблем не возникло. Но это не значит, что у вас их тоже не будет. Есть случаи, когда люди покупают участки на большой свободной территории, а потом выясняется, что это водоохранная зона. И хотя назначение участка подходящее, строить там дома не разрешают. Семьи остаются с ненужной землей, кредитами и без денег.

Инженерно-геологические изыскания

Грунтовые воды и разная плотность грунта могут осложнить строительство. Если на плохой почве построить дом, то по стенам пойдут трещины, а фундамент и подвал будет подтапливать. Чтобы такого не произошло, желательно провести инженерно-геологические изыскания.

Фирм, которые этим занимаются, много. Специалисты приедут на участок, пробурят скважины на месте будущего строительства, возьмут пробы почвы и воды. В итоге подготовят отчет на несколько десятков страниц, в котором будут разные схемы и графики, понятные только другим специалистам. Можно попросить геодезистов, чтобы они на словах объяснили, можно ли начинать стройку.

Если денег на специалистов нет совсем, стоит поговорить с соседями: иногда совет старожила полезнее заключения эксперта. Хозяин, который сам строил дом и много лет в нем живет, знает все особенности почвы на участке и подскажет, какой глубины делать фундамент и подвал.

стоят инженерно-геологические изыскания в Белгороде

Белгородская компания, которую нашел брат, попросила за свою работу 65 000 Р . Так как денег было впритык, он решил геологические изыскания не делать и положиться на авось. Стройка еще идет, трещин пока не видно. Брат надеется, что ему повезет: у него участок без уклона, плотная почва, а грунтовые воды глубоко. Но вам он так делать не советует: переделка обойдется дороже изысканий.

Адрес и кадастровая выписка

Улица, на которой мой брат строит дом, существовала только на бумаге, поэтому ему пришлось самому получать адрес. В местной администрации будущему дому присвоили номер, а Олегу выдали постановление, что участок расположен по адресу с конкретным названием улицы и номером дома.

Получать адрес придется, даже если улица существует и на ней есть дома с номерами. Например, если большой участок делят на два: тогда у одного из них будет новый адрес. Иногда документы приходится оформлять несколько месяцев.

Каждый земельный участок имеет свой кадастровый номер. Фактически это адрес участка, но записанный специальным кодом в общей базе. Зная кадастровый номер, на сайте Росреестра можно посмотреть, где расположен участок, на землях какой категории, какой он площади. Разрешение на строительство можно получить только для участка, у которого есть кадастровый номер, подтвержденный кадастровой выпиской.

Кадастровую выписку брат получил в местном МФЦ . К заявлению приложил копию свидетельства о регистрации права собственности и документ о присвоении адреса.

Проект и ситуационный план

Проект — это чертеж вашего будущего дома с планом помещений. Ситуационный план — это чертеж участка с расположенным на нем домом. Строить вы будете по проекту. Чтобы вам разрешили строительство, проект должен быть грамотным с инженерной точки зрения. Дом, который вы задумали, не должен угрожать окружающим и вам.

Простой проект у инженерной или архитектурной фирмы обойдется в 20—30 тысяч рублей. Верхняя планка цен не ограничена. Чисто теоретически можно нарисовать проект и самостоятельно, но для этого нужны инженерные знания. Готовые проекты есть и в интернете. Кроме того, проект может сделать бесплатно компания, которая займется вашим строительством, — вариантов экономии много.

Брат окончил строительный вуз, поэтому чертил план сам. Но ему все равно пришлось сверяться с документами, чтобы не пропустить ни одно из требований. Вот некоторые из них:

  1. Расстояние между соседними домами, если они сделаны из дерева, должно быть минимум 15 м; если из кирпича — 6 м.
  2. Расстояние от дома до хозпостроек должно быть минимум 4 м.
  3. Площадь общей комнаты должна быть не меньше 12 м², спальни — 8 м², кухни — 6 м².
  4. Газопроводные трубы нельзя проводить через весь дом.
  5. Каждая спальня должна иметь как минимум одно окно.

Это не все требования — читайте документы или консультируйтесь с экспертами.

Получить разрешение

В Белгороде разрешение на строительство выдает местное управление архитектуры, на территории которого расположен участок. Чтобы получить разрешение, брат написал заявление. К нему попросили приложить проект и ситуационный план, копию кадастровой выписки и копию свидетельства о собственности на землю.

Даже если заявление примут, но разрешение не выдадут, обязаны написать причины отказа. Официальный срок ответа — семь дней.

Через неделю Олегу позвонили и пригласили прийти за разрешением на строительство и градостроительным планом участка.

На градостроительном плане было указано, где находится участок, его площадь и размеры.

В плане написаны основные требования федерального и местного законодательства, которые надо соблюдать во время строительства:

На оформление всех бумаг для получения разрешения у Олега ушло три месяца. Но это может и затянуться. Я знаю случай, когда только на получение адреса ушло четыре месяца. А еще бывает, что нужно проводить межевание или наносить границы на план города. Кажется, что осталось получить одну справку, а на деле оказывается, что все только начинается. Иногда даже законы успевают поменяться, пока оформляется разрешение.

Разрешение действительно 10 лет, поэтому можно начинать строить дом не сразу, а, например, через пять лет. А после строительства предстоит еще много бумажной волокиты и расходов.

В случае строительства или реконструкции объекта капитального строительства, внесения изменений в разрешение на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства (за исключением продления срока действия или внесения изменений в связи с переходом прав на земельные участки, образованием земельного участка)

2) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 Кодекса, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости или едином государственном реестре заключений

4) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

5) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 Кодекса проектной документации, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости или едином государственном реестре заключений:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам − проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);

в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);

г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

6) положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Кодекса, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости или едином государственном реестре заключений;

7) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 Кодекса;

8) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 Кодекса;

9) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Кодекса);

10) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в подпункте 12 настоящего пункта случаев реконструкции многоквартирного дома;

12) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме − согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;

13) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;

14) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;

15) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению.

16) копия договора о развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации)

В случае продления срока действия разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства:

1) заявление застройщика, поданное не менее чем за 10 рабочих дней до истечения срока действия разрешения;

2) оригинал выданного разрешения на строительство.

Уведомление и документы, указанные в подпунктах 1) - 3) настоящего подпункта, могут быть направлены в форме электронных документов

В случае внесения изменений в разрешение на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в связи с переходом прав на земельные участки или образованием земельного участка, в отношении которых в соответствии с Кодексом выдано разрешение на строительство, заявитель:

- указывает реквизиты следующих документов в уведомлении либо вправе одновременно с уведомлением представить:

1) правоустанавливающие документы на такие земельные участки в случае приобретения права на земельный участок;

2) решение об образовании земельных участков, если в соответствии с земельным законодательством его принимает орган местного самоуправления, в случаях образования земельного участка путем объединения, раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков;

3) градостроительный план земельного участка, на котором планируется осуществить строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, в случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков;

- представляет документы, указанные выше в пунктах 2-15.

Уведомление подается в произвольной форме письменно.

Во всех случаях к заявлению прилагается копия документа, удостоверяющего личность, либо копии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия представителя (если от имени заявителя действует представитель), или скан-копии указанных документов (при заполнении электронной формы).

Заявление, уведомление и прилагаемые документы могут быть представлены (направлены) заявителем на бумажных носителях одним из следующих способов: лично (лицом, действующим от имени заявителя на основании доверенности); заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Заявление, уведомление и документы также могут быть представлены (направлены) заявителем в электронной форме, подписанные (заверенные) в порядке, предусмотренном в регламенте, через портал муниципальных услуг Казани, портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан или единый портал государственных услуг.

В случае предоставления услуги в электронной форме запрос предоставляется по форме, сгенерированной информационной системой, принимающей запрос

Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины

Без взимания платы

Основания для отказа в приеме документов

1. Подача документов ненадлежащим лицом.

2. Несоответствие представленных документов перечню указанных в Регламенте документов.

3. В заявлении и прилагаемых к заявлению документах имеются неоговоренные исправления, серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание.

4. Представление документов в ненадлежащий орган.

Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги

Основаниями для приостановления предоставления муниципальной услуги являются наличие судебного спора в отношении земельного участка или в отношении объекта недвижимости, расположенного на данном земельном участке, а также проведение правоохранительными органами проверки законности документов, послуживших основанием для возникновения права на указанные объекты недвижимости.

Предоставление муниципальной услуги приостанавливается до вступления в законную силу судебного решения либо до окончания проверки документов.

Основания для отказа:

В случае подачи заявления о выдаче разрешения на строительство или реконструкцию:

1) заявителем представлены документы не в полном объеме либо в представленных заявлении и (или) документах содержится неполная и (или) недостоверная информация;

2) несоответствие документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) градостроительный план земельного участка выдан более чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство объекта капитального строительства;

4) в случае подачи заявления о выдаче разрешения на строительство линейного объекта − несоответствие представленных документов требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также виду разрешенного использования земельного участка;

5) несоответствие документов ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

6) поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения;

7) поступление ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для предоставления муниципальной услуги, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

В случае подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство или реконструкцию, кроме заявления о продлении срока действия разрешения:

1) отсутствие предусмотренных регламентом реквизитов в уведомлении и документов;

2) отсутствие документов, предусмотренных регламентом;

3) недостоверность сведений, указанных в уведомлении;

4) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи градостроительного плана образованного земельного участка, в случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых выдано разрешение на строительство. При этом градостроительный план земельного участка должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления уведомления;

5) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство или для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка. В случае представления для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка, выданного после получения разрешения на строительство, такой градостроительный план должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство;

6) несоответствие планируемого объекта капитального строительства виду разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство, в случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых выдано разрешение на строительство, или в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство;

7) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения.

В случае подачи заявления о продлении срока действия разрешения:

1) наличие у Управления градостроительных разрешений информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с установленными требованиями;

2) подача заявления о продлении срока действия разрешения на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.

Срок предоставления муниципальной услуги

В течение пяти рабочих дней со дня получения заявления Управлением.

В течение тридцати дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, который не является линейным объектом и строительство или реконструкция которого планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, и к заявлению о выдаче разрешения на строительство не приложено заключение, указанное в части 10.1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, либо в заявлении о выдаче разрешения на строительство не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство или реконструкция объекта капитального строительства.

Срок предоставления муниципальной услуги исчисляется со дня, следующего за днем получения заявления.

Заявление считается полученным в день регистрации запроса на предоставление муниципальной услуги в соответствии с регламентом.

Сроки и основания приостановления предоставления муниципальной услуги предусмотрены в регламенте.

Выдача (направление) документов осуществляется в срок, предусмотренный регламентом

При наличии земельного участка и желании соорудить на нем дом или другую недвижимость, необходимо подготовить себя к тому, что потребуются дополнительные бумаги. Речь идет о разрешении на строительство, без которого возведение окажется незаконным. Как получить столь важный документ?


Разрешение: что это?

Подробное определение дано в статье 51 ГрК РФ. Согласно нормативному акту, это официальная бумага, подтверждающая соответствие проектных документов требованиям градостроительного регламента и другим нормам.


При редактировании проектов осуществляется внесение изменений в разрешение на строительство. Поправки часто необходимы при объединении земельных участков и образовании таким способом нового надела.

Для чего необходимо и кто выдает?

Данный документ разрабатывается с учетом всех требований ГрК РФ. Оно выдается лишь в том случае, если земельный участок, на котором планируется возведение, принадлежит к категории, не запрещающей данное действие. Также он гарантирует соответствие действующему законодательству и позволяет избежать сноса.


За проведение строительных работ без соответствующего допуска предусмотрен штраф размером до 5 000 рублей (ст. 9.5 КоАП).

Согласно статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство выдает исполнительный орган местного самоуправления, расположенный по месту нахождения участка, на котором планируется возводить строение. Но в данном случае предусмотрены следующие исключения:

Жилой дом, построенный без одобрения государственными органами, невозможно зарегистрировать в БТИ. Собственнику не удастся продать, подарить, официально сдать в аренду, а также провести другие юридически значимые сделки с недвижимостью.

В каких случаях оформляется разрешение?

По сути, допуск требуется к сооружению практически любой постройки. Особенно внимательно власти контролируют возведение объектов капитального строительства, к категории которых принадлежит и жилой дом. До 1 марта 2019 года допускалось получение документа на этапе сооружения здания. Однако сейчас данное правило ужесточили.


На строительство гаража, дачного дома, бани, теплицы, киоска, газо. и водопровода, а также других подобных строений разрешение не требуется (п. 17 ст. 51 ГрК РФ).

Чтобы не столкнуться с неприятностями и не лишиться денег, вложенных в строительные работы, государство рекомендует начинать их после получения официального разрешения (выдается после составления проекта).

Чаще всего владельцы земельных участков обращаются в уполномоченные органы за получением допуска к возведению объекта ИЖС. Под этим термином понимают отдельно стоящий жилой дом, высота которого не превышает трех этажей, предназначенный для проживания одной семьи.

Стоит отметить, что для постройки нежилого здания также требуется соответствующий документ.

На фото ниже показано, как выглядит разрешение на строительство.


Таким образом, в нем обязательно содержатся данные о площади участка и будущего строения, количестве этажей, высоте, сметной стоимости, удельной цене из расчета на 1 квадратный метр и прочие параметры. Также указан срок действия, стоит печать ведомства и подпись специалиста, выдавшего официальную бумагу.

Срок действия документа составляет 10 лет (п. 19 ст. 51 ГрК РФ). Согласно законодательству, именно за это время застройщик должен осуществить задуманные планы. Если он не успел завершить сооружение дома, имеет право продлить срок существования официальной бумаги, обратившись за 60 дней до окончания периода действия. Но это возможно лишь при условии, что возведение началось. В противном случае собственнику будет отказано.

Необходимые документы

Прежде всего, для получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома понадобиться подготовить пакет документов. Их перечень утвержден пунктом 7 действующей статьи:

  • заявление;
  • правоустанавливающие документы на участок земли;
  • градостроительный план земельного надела, на котором планируется осуществить постройку;
  • результаты инженерных изысканий и список материалов, которые на законодательном уровне утверждены и входят в проектную документацию (ч. 15 ст. 48 ГрК РФ);
  • схема планировочной организации земельного участка (разрабатывается самостоятельно или с привлечением специалистов).

При использовании земель специального назначения или отклонениях от установленных параметров может потребоваться дополнительно другая документация. Список лучше уточнить в органах исполнительной власти.

Градостроительный план лучше подготовить предварительно, поскольку его изготовление может затянуться до 30 дней. Его выдает местная администрация.

Подать заявку и другие бумаги можно через Госуслуги или путем посещения ближайшего МФЦ. Заполнить заявление помогут специалисты, но это можно сделать и самостоятельно.

На рассмотрение бумаг уполномоченным органам отводится 10 рабочих дней. В случае отказа заявителю направляется письменное уведомление с указанием причин.

Причины отказа

Причины для отказа, как правило, связаны с отсутствием одного или нескольких документов в установленном перечне или их несоответствии законодательным нормам. Собственнику не разрешат строительство и в том случае, если земельный участок не принадлежит к требуемой категории, предназначенной для возведения объектов недвижимости.


Застройщик вправе оспорить отказ в судебном порядке.

Стоимость разрешения

Если через Госуслуги то бесплатно. Но застройщик, в любом случае, понесет расходы, связаннее с необходимость оплат услуг специалистов на этапе подготовки документов. При передаче данных полномочий специализированной коммерческой компании стоимость может дойти до 50 000 рублей. Но каждый случай индивидуален, поэтому точную сумму назвать достаточно сложно.

По завершении строительных работ дом придется в обязательном порядке зарегистрировать в Росреестре, что влечет за собой дополнительные расходы в виде госпошлины (350 рублей).

Получив документ на строительство, и завершив сооружение в точно установленные сроки, права готовый дом необходимо зарегистрировать в Росреестре. Но перед этим придется оформить акт на ввод в эксплуатацию, вызвав для этого специальную комиссию. Обратите внимание, что речь идет именно о жилом объекте недвижимости.

Садовый дом, предназначенный для сезонного проживания, в эксплуатацию не вводится. Несмотря на то, что получить разрешение на строительство дома в СНТ все-таки придется.

Также придется получить технический и кадастровый паспорта (в БТИ и Кадастровой палате соответственно).

Для регистрации прав собственности в Росреестре необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность, акт о допуске ввода объекта в эксплуатацию, кадастровый и технический паспорта, квитанцию об уплате госпошлины.

Документы и заявка на регистрацию подаются в МФЦ, через Госуслуги, непосредственно в Росреестр или на его официальном сайте.

Заключение

Подводя итоги, стоит сказать о том, что владелец земельного участка не имеет право сооружать жилой дом при отсутствии соответствующего документа. Разрешение на строительство не требуется в случае возведения временных построек или других объектов, утвержденных законодательством.

Похожие записи

Сегодня в России работает специальная государственная программа, помогающая российским гражданам построить собственное жилье. Как только…

Многие городские жители мечтают приобрести жилой домик за городом или участок под застройку, чтобы избежать…

Территория Российской Федерации размещает огромные площади земельных участков, различающиеся статусом, категориями по целевому назначению и…

Оформление дарственной на собственных детей – это привычная процедура у граждан России. Этот документ предоставляет…

Читайте также: