Пошлина за подачу жалобы в фас

Обновлено: 02.07.2024

Законодательством Российской Федерации о торгах на сегодняшний день предусмотрен такой способ защиты и восстановления нарушенных прав, как оспаривание результатов торгов в связи с незаконными действиями/бездействиями ответственных лиц (организатора торгов, оператора торгов, конкурсной комиссии и т.д.).

Признание результатов торгов недействительными является следствием обжалования незаконных действий/бездействий, установленных законом лиц, причастных к проведению торгов.

Процедуры отличаются в зависимости от вида торгов и выбранного способа обжалования. В каждом случае содержание и порядок обжалования индивидуален, и зависит от конкретных обстоятельств дела. Но, так или иначе, если при проведении торгов присутствует нарушение норм закона, необходимо знать, что существуют и механизмы борьбы с указанными нарушениями.

Постараемся раскрыть, и обобщить основные положения процедур оспаривания торгов, предусмотренных действующим законодательством.

Начнем с того, что существует два порядка обжалования результатов торгов:

  • внесудебный (административный);
  • судебный.

1. Внесудебный (административный) порядок представляет собой подготовку и подачу жалобы в контрольный орган в сфере закупок - Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС).

Подача жалобы в ФАС, в частности, предусмотрена следующими основными нормативно-правовыми актами:

В зависимости от нормативного регулирования определяется порядок, сроки, основания и круг субъектов для подачи жалобы.

Кто может подать жалобу в Управление ФАС?

Говоря о заявителях жалобы нужно учесть некоторые нюансы. Пока срок подачи заявок на участие в торгах не истек, кто угодно считается участником закупки — он ведь потенциально может подать заявку. Если срок подачи заявок истек, то участником закупки считается только лицо, подавшее заявку. В процедуре банкротства оспорить результаты торгов могут также конкурсные кредиторы, включенные в реестр требований кредиторов должника, если докажут факт нарушения своих прав.

Чьи действия/бездействия можно обжаловать?

  • заказчика;
  • уполномоченного органа;
  • уполномоченного учреждения;
  • специализированной организации;
  • комиссии по осуществлению закупок, ее членов;
  • должностного лица контрактной службы;
  • контрактного управляющего;
  • оператора электронной площадки;
  • организатора торгов, в том числе конкурсного управляющего.

Приведем некоторые примеры видов жалоб, подаваемых в антимонопольную службу.

Жалоба на действия заказчика. Это, например, жалобы на отказ в рассмотрении протокола разногласий к контракту, отказ от заключения контракта по необоснованным причинам и другие.

Жалоба на содержание аукционной (конкурсной, котировочной) документации. Например, включение не предусмотренных законом требований к участникам торгов и документов, включение в проект контракта неопределенных сроков оплаты, других условий, противоречащих закону.

Жалоба на действия оператора торговой площадки: на незаконный отказ в регистрации на электронной площадке, требование не установленных законом документов при регистрации и иные.

Жалобы на действия/бездействия заказчика (организатора): на неправомерные действия при рассмотрении заявок, неправильное определение результатов торгов, признание победителем лица, заявка которого не соответствует документации о закупке, незаконный не допуск к участию в закупке, признание заявки не соответствующей документации и т.д.

Через всё нормативное регулирование процедуры оспаривания торгов красной линией проходит идея того, что главными критериями для признания результатов торгов недействительными являются:

1) Наличие в действиях/бездействиях ответственных за проведения торгов лиц не соответствия действующему законодательству о закупках.

2) Наличие нарушения прав заявителя жалобы.

Внесудебный (административный) порядок обжалования результатов торгов является эффективным способом защиты нарушенных прав.

К его плюсам помимо оперативности рассмотрения дела и вынесения решения ФАС (обычно вся процедура занимает до 7 рабочих дней), также можно отнести: отсутствие затрат на оплату госпошлины, упрощенные требования к содержанию и порядку подачи документов (при наличии электронно-цифровой подписи жалобы и приложения к ней могут быть направлены в электронном виде).

Однако стоит отметить, что сроки на подачу жалобы в ФАС в своем большинстве очень сжаты. Например, жалоба по положениям ФЗ №44 на действия организатора по неверному определению результатов торгов может быть подана только в течение 5 (пяти) дней с даты публикации протокола о результатах на электронной площадке. После истечения указанного срока ФАС не примет документы к рассмотрению, и обжаловать торги можно будет только в судебном порядке.

Поэтому, как только в процессе проведения торгов будет обнаружено какое-либо несоответствие законодательству, рекомендуем незамедлительно обратиться к квалифицированным специалистам для оперативного и грамотного составления документов и их подачи в антимонопольную службу.

2. Также действующим законодательством предусмотрен судебный порядок обжалования результатов торгов/закупок.

Подать заявление об оспаривании результатов торгов в суд можно, минуя обжалование в административном порядке.

Кроме того можно оспорить в суде решение антимонопольного органа, вынесенное по делу (как положительное, так и отрицательное).

Исходя из действующей судебной практики, в качестве наиболее распространенных оснований для признания торгов недействительными, можно назвать следующие:

  • лицо необоснованно не допущено к участию в торгах;
  • безосновательно не принята высшая предложенная цена;
  • продажа произведена в сроки, не указанные в извещении;
  • допущены иные существенные нарушения проведения торгов, которые повлекли неправильное определение цены продажи и определение победителя.

Закон предусматривает, что при признании торгов недействительными, считается таковым и договор, заключенный по результатам закупки.

Целесообразно также к заявлению в суд приложить ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения ФАС и/или запрете заказчику/организатору совершать определенные действия до рассмотрения дела в суде, например, заключать контракт. Указанная позиция изложена в информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83.

Стоит отметить, что подать соответствующий иск может только заинтересованное лицо. Чаще всего это участник, который подал заявку на участие.

Рассмотрение дела в суде менее оперативно, и более затянуто, чем обращение с жалобой в ФАС, кроме того, подача заявления облагается госпошлиной.

Однако в случаях пропуска срока для подачи жалобы в административном порядке, либо несогласия с вынесенным решением ФАС, судебный порядок оспаривания торгов является фундаментальным способом защиты прав и восстановления справедливости.

Практика последних лет такова, что суды часто не соглашаются с позицией антимонопольной службы, исходя из чего всегда есть шанс отстоять свои права в судебном порядке.


Fas.jpg


Жалоба инициирует полную проверку спорной закупки. А потому не редки случаи, когда жалоба поставщика признаётся необоснованной, но заказчику всё равно инкриминируется нарушение, пусть даже не упомянутое в жалобе. Но и фиксация антимонопольной службой нарушения ещё не самое страшное для поставщика — даже констатировав нарушение, УФАС может не выдавать предписание. Такая ситуация возможна при незначительном нарушении, не повлиявшем на выбор победителя, либо если заказчик успел заключить и исполнить договор с победителем закупки.

Совет. "Я всегда советую поставщикам стараться не доводить ситуацию до жалоб в ФАС, судов с заказчиками. Вы можете это делать, только если на 100% уверены в своей правоте. Нередки ситуации, когда поставщик жалуется, не зная всех тонкостей законов и не понимая, что он сам неправ. Как вы думаете, будет ли потом заказчик рад работать с таким поставщиком? Постарайтесь разрешить возникшие противоречия в ходе общения, донести до заказчика свою точку зрения" Андрей Бойко, коммерческий директор B2B-Center.


Как решить спорный вопрос с заказчиком? Когда стоит обращаться в ФАС? Как правильно составит жалобу? В каком случае обращаться в ФАС уже поздно? На эти и другие вопросы отвечают эксперты B2B-Center в сфере регулируемых закупок.



Законом не запрещено параллельно подать жалобу в УФАС и иск в суд. Однако целесообразнее сперва воспользоваться внесудебным порядком обжалования, дабы в случае необходимости ходатайствовать в суде и об отмене решения антимонопольного органа, и о взыскании с заказчика компенсации за допущенные по отношению к поставщику нарушения. Хотя по общему правилу и судебный, и внесудебный механизм обжалования рассчитан на поставщиков, права которых нарушены действиями заказчика, но оба пути открыты и для жалоб самого заказчика в том исключительном, но всё же встречающемся на практике случае, когда он сам столкнулся со сговором участников поставщиков, и этот сговор привёл к ограничению конкуренции в закупке, организованной добросовестным заказчиком.


Жалобы в ФАС по закупкам подаются не позднее чем через 10 дней с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, протокола подведения результатов аукциона, протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, а также протокола проведения аукциона в электронной форме, если он по какой либо причине был признан несостоявшимся. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке допускается в течение 30 дней. В жалобе должны содержаться сведения о действиях (бездействии) заказчика, специализированных организаций или уполномоченных органов, оператора площадки, членов аукционной комиссии, которые были совершены в указанный выше период.


До окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе заявитель может подать жалобу на положения документации о проведении аукциона в электронной форме. Обжаловать действия или бездействие уполномоченных лиц, совершенные с момента начала рассмотрения заявок, может только участник, подавший свою заявку на участие в электронном аукционе.


До момента заключения контракта участник электронного аукциона может обжаловать действия или бездействие заказчика или уполномоченных лиц, совершенные ими во время рассмотрения вторых частей заявок или во время заключения контракта.


По окончании срока обжалования закупок в ФАС, обжалование действий заказчика или уполномоченных лиц, принимавших участие в организации и проведении электронного аукциона возможно только в судебном порядке.

Жалоба в ФАС должна содержать:

  • • подробную информацию о заявителе;
  • • указание на закупку;
  • • указание на обжалуемые действия (бездействия) заказчика;
  • • документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы;
  • • документы, подтверждающие полномочия участника закупки, подписавшего жалобу;
  • • перечень представленных в составе жалобы приложений.


Fas2.jpg


Для рассмотрения дела антимонопольный орган создает и утверждает состав комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, которая впоследствии выступает от имени антимонопольного органа.


Участниками дела о нарушении антимонопольного законодательства являются заявитель, ответчик, заинтересованные лица. Все они могут участвоватьв деле лично или через представителя. Личное участие гражданина в деле не лишает его права иметь по этому делу представителя. Дела организаций ведут в антимонопольном органе их сотрудники или представители, действующие в пределах своих полномочий.


Возможно привлечение к рассмотрению дела экспертов, переводчиков, лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых обстоятельствах.


Подача заявления


Предварительное рассмотрение заявления


В случае принятия заявления о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, уполномоченный орган в течение одного месяца рассматривает заявление и относящиеся к заявлению материалы. Стадия рассмотрения заявления является предварительной стадией работы с жалобой — по результатам этого процесса должно быть принято решение о возбуждении на основании жалобы дела или о том, что оснований для возбуждения такого дела нет. В ходе рассмотрения антимонопольный орган вправе запрашивать с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах.


На стадии предварительного рассмотрения жалобы ответчик имеет шанс убедить УФАС не возбуждать дело. Для этого необходимо, в частности, максимально развёрнуто, ясно и аргументированно отвечать на запросы УФАС.


Решение по итогам предварительного рассмотрения


В течение пятнадцати дней со дня издания приказа председатель комиссии выносит определение о назначении дела к рассмотрению и направляет копии определения лицам, участвующим в деле.


Рассмотрение дела по существу


При подготовке решения по делу ответчик может присылать свои возражения на заявления, дабы убедить комиссию УФАС не принимать решение о наличии правонарушения или по крайней мере не выдавать предписание и не налагать штраф.


Решение по результатам рассмотрения дела

С какими жалобами обращаются в ФАС

00003.jpg

Внесудебный порядок обжалования

Реестр решений ФАС включает жалобы на действия или бездействие, принимаемые должностными лицами и непосредственно антимонопольным органом документы. Обращение по этому поводу является основанием начала процедуры. Если обжалуются действия и бездействие должностных лиц ФАС, жалоба подается в ФАС России. Обжалование решений УФАС будет рассматривать территориальный орган. При ошибке в адресате обращения антимонопольный орган в течение десяти рабочих дней переадресует жалобу и сообщит об этом заявителю. Приостановление рассмотрения жалобы законодательством не предусмотрено. У внесудебной процедуры есть свои недостатки, например, невысокий процент результата в пользу жалобщика, что существенно уступает судебному разбирательству. При этом внесудебный порядок проходит гораздо быстрее, и его легче контролировать, в том числе посредством реестра решений ФАС.

Когда ответ на жалобу не дается

Обжалование решений УФАС предполагает, что подана надлежащая жалоба. Основания для отказа в ответе по ней следующие:

  • отсутствие фамилии и имени заявителя, не указан почтовый адрес для обратной связи и получения ответа;
  • текст нечитабельный, поэтому с сутью жалобы невозможно ознакомиться;
  • используются ненормативная лексика, нецензурные и оскорбительные выражения;
  • текст жалобы содержит угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица и членов его семьи.

Если письменное обращение содержит доводы и аргументы, по которым уже неоднократно был дан ответ, и подтверждением служит банк решений ФАС, при этом новых обоснований сути требований нет, компетентный орган может прийти к выводу о прекращении переписки. Однако в этом случае жалобщик обязательно уведомляется. Если в антимонопольный орган обжалуется судебное решение, заявителю в течение 7 дней направляется ответ с разъяснением правильного порядка действий. Устранение причин позволяет обратиться повторно.

00004.jpg

Содержание жалобы

Порядок обжалования решений ФАС позволяет подать жалобу в письменной или электронной форме. Содержание документа включает:

  • идентифицирующие данные лица, которое обращается;
  • полное название антимонопольного органа, в которое подается жалоба;
  • идентифицирующие данные и должность субъекта, чьи действия или бездействие обжалуются;
  • почтовый и электронный адреса для направления ответа, уведомления о переадресации;
  • содержание жалобы, описание, какие права и интересы нарушены, в чем противоправность;
  • подпись и дата.

Права заинтересованных лиц

Каждый субъект, который отстаивает свои права с помощью подачи жалобы в ФАС и размещения ее в реестре, может беспрепятственно:

  • уточнять входящий номер регистрации жалобы;
  • узнавать, есть ли требования для заверения определенных документов, и каков порядок;
  • получать ответ на вопрос о нормативно-правовой базе, которая служит основой выполнения функций антимонопольным органом, в том числе ссылки на конкретные акты;
  • узнавать, отражена ли информация в базе решений ФАС.

Сроки рассмотрения

Итоги внесудебного обжалования

Итоговое решение антимонопольного органа выносит руководитель территориального органа или непосредственно руководитель ФАС России. Результаты рассмотрения следующие:

  • признание действий/бездействия должностного лица соответствующим Регламенту и законным, что означает отказ в удовлетворении жалобы;
  • признание действий/бездействия должностного лица несоответствующим Регламенту и удовлетворение жалобы полностью или частично.

Во втором случае подготавливается служебная записка на имя руководителя для привлечения виновного лица к дисциплинарной или иной ответственности. Форма решения – всегда письменная. Заявителю и заинтересованным лицам направляется экземпляр не позднее трех рабочих дней с момента составления полного текста. Служебная записка направляется в ФАС в течение одного рабочего дня. Если не установлен иной срок, действия руководителя, которому поступила такая служебная записка, должны быть совершены в течение десяти дней. Прохождение внесудебного алгоритма не лишает заявителя права отстаивать свои интересы в суде.

Судебный порядок обжалования

Сроки рассмотрения и принятия судом решений

С момента, когда выдано предписание или принято решение антимонопольным органом, на него можно подать жалобу в течение трех месяцев. Аналогичный срок обжалования действий и бездействия ФАС в арбитражном суде. Дата изготовления судебного решения совпадает с датой его принятия. Для составления полного текста документа отводится десять дней с момента провозглашения резолютивной части. Если обжалование решения ФАС в арбитражном суде имеет отношение к антимонопольному законодательству, оно оглашается сразу. Все стороны процесса получают экземпляры. Истечение срока исковой давности начинается с момента, кода субъект хозяйствования узнал о нарушении своих интересов. Наличие уважительных причин пропуска позволяет восстановить срок обращения, что исключено во внесудебном порядке. Для обжалования в апелляционной инстанции отводится один месяц с момента принятия решения судом первой инстанции. На официальном сайте ФАС подача жалобы и способы оспаривания описаны максимально детально.

С какими жалобами обращаются в ФАС

00003.jpg

Внесудебный порядок обжалования

Реестр решений ФАС включает жалобы на действия или бездействие, принимаемые должностными лицами и непосредственно антимонопольным органом документы. Обращение по этому поводу является основанием начала процедуры. Если обжалуются действия и бездействие должностных лиц ФАС, жалоба подается в ФАС России. Обжалование решений УФАС будет рассматривать территориальный орган. При ошибке в адресате обращения антимонопольный орган в течение десяти рабочих дней переадресует жалобу и сообщит об этом заявителю. Приостановление рассмотрения жалобы законодательством не предусмотрено. У внесудебной процедуры есть свои недостатки, например, невысокий процент результата в пользу жалобщика, что существенно уступает судебному разбирательству. При этом внесудебный порядок проходит гораздо быстрее, и его легче контролировать, в том числе посредством реестра решений ФАС.

Когда ответ на жалобу не дается

Обжалование решений УФАС предполагает, что подана надлежащая жалоба. Основания для отказа в ответе по ней следующие:

  • отсутствие фамилии и имени заявителя, не указан почтовый адрес для обратной связи и получения ответа;
  • текст нечитабельный, поэтому с сутью жалобы невозможно ознакомиться;
  • используются ненормативная лексика, нецензурные и оскорбительные выражения;
  • текст жалобы содержит угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица и членов его семьи.

Если письменное обращение содержит доводы и аргументы, по которым уже неоднократно был дан ответ, и подтверждением служит банк решений ФАС, при этом новых обоснований сути требований нет, компетентный орган может прийти к выводу о прекращении переписки. Однако в этом случае жалобщик обязательно уведомляется. Если в антимонопольный орган обжалуется судебное решение, заявителю в течение 7 дней направляется ответ с разъяснением правильного порядка действий. Устранение причин позволяет обратиться повторно.

00004.jpg

Содержание жалобы

Порядок обжалования решений ФАС позволяет подать жалобу в письменной или электронной форме. Содержание документа включает:

  • идентифицирующие данные лица, которое обращается;
  • полное название антимонопольного органа, в которое подается жалоба;
  • идентифицирующие данные и должность субъекта, чьи действия или бездействие обжалуются;
  • почтовый и электронный адреса для направления ответа, уведомления о переадресации;
  • содержание жалобы, описание, какие права и интересы нарушены, в чем противоправность;
  • подпись и дата.

Права заинтересованных лиц

Каждый субъект, который отстаивает свои права с помощью подачи жалобы в ФАС и размещения ее в реестре, может беспрепятственно:

  • уточнять входящий номер регистрации жалобы;
  • узнавать, есть ли требования для заверения определенных документов, и каков порядок;
  • получать ответ на вопрос о нормативно-правовой базе, которая служит основой выполнения функций антимонопольным органом, в том числе ссылки на конкретные акты;
  • узнавать, отражена ли информация в базе решений ФАС.

Сроки рассмотрения

Итоги внесудебного обжалования

Итоговое решение антимонопольного органа выносит руководитель территориального органа или непосредственно руководитель ФАС России. Результаты рассмотрения следующие:

  • признание действий/бездействия должностного лица соответствующим Регламенту и законным, что означает отказ в удовлетворении жалобы;
  • признание действий/бездействия должностного лица несоответствующим Регламенту и удовлетворение жалобы полностью или частично.

Во втором случае подготавливается служебная записка на имя руководителя для привлечения виновного лица к дисциплинарной или иной ответственности. Форма решения – всегда письменная. Заявителю и заинтересованным лицам направляется экземпляр не позднее трех рабочих дней с момента составления полного текста. Служебная записка направляется в ФАС в течение одного рабочего дня. Если не установлен иной срок, действия руководителя, которому поступила такая служебная записка, должны быть совершены в течение десяти дней. Прохождение внесудебного алгоритма не лишает заявителя права отстаивать свои интересы в суде.

Судебный порядок обжалования

Сроки рассмотрения и принятия судом решений

С момента, когда выдано предписание или принято решение антимонопольным органом, на него можно подать жалобу в течение трех месяцев. Аналогичный срок обжалования действий и бездействия ФАС в арбитражном суде. Дата изготовления судебного решения совпадает с датой его принятия. Для составления полного текста документа отводится десять дней с момента провозглашения резолютивной части. Если обжалование решения ФАС в арбитражном суде имеет отношение к антимонопольному законодательству, оно оглашается сразу. Все стороны процесса получают экземпляры. Истечение срока исковой давности начинается с момента, кода субъект хозяйствования узнал о нарушении своих интересов. Наличие уважительных причин пропуска позволяет восстановить срок обращения, что исключено во внесудебном порядке. Для обжалования в апелляционной инстанции отводится один месяц с момента принятия решения судом первой инстанции. На официальном сайте ФАС подача жалобы и способы оспаривания описаны максимально детально.

Читайте также: