Пошлина за аккредитацию представительства

Обновлено: 19.05.2024

Аккредитация представительства иностранной фирмы в России — обязательный этап для начала бизнеса в нашем государстве. Но еще недавно для каждой десятой зарубежной компании этот шаг завершался провалом — в аккредитации ей отказывали. А каждой пятой организации для успешной регистрации требовалось более одной попытки.

Сегодня ситуация изменилась: принят ряд мер по улучшению инвестиционного климата и максимальному упрощению процедуры аккредитации. Вместе с тем она по-прежнему весьма специфична.

Как происходит процедура аккредитации иностранного бизнеса на территории РФ и по каким причинам компании-нерезиденту могут отказать в этом виде регистрации? Об этом читайте в нашем обзоре.

Общие положения в части регистрации представительств иностранных компаний

Понятие аккредитации закреплено в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года №412-ФЗ. Результатом этой процедуры является выдача свидетельства компетентности лица в его сфере деятельности.

К сведению
Отличительные признаки филиалов и представительств иностранных юридических лиц закреплены в статье 55 Гражданского кодекса РФ. Представительство — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его постоянной деятельности. Оно представляет интересы организации на территории иностранного государства. Филиал же — это подразделение, расположенное таким же образом, однако осуществляющее не только представительские, но и иные функции компании: хозяйственные, организационно-распорядительные и так далее.

С точки зрения системы налогообложения объем функций подразделения иностранной организации имеет существенное значение. Именно он определяет порядок и особенности отчисления налогов и обязательных платежей. Так, статья 306 Налогового кодекса РФ выделяет иностранные организации, создающие постоянное представительство и не имеющие такового.

Постоянное представительство — это филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство или иное подразделение, через которое юридическое лицо постоянно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории России.

По общему правилу, аккредитация таких подразделений осуществляется в ФНС России. Об этом свидетельствует Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2014 года №1372.

Иной порядок аккредитации предусмотрен для:

  • представительств иностранной кредитной организации [1] ;
  • представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации на территории Российской Федерации [2] .

Этапы аккредитации филиала иностранной компании

Процедура аккредитации представительства или филиала иностранного юридического лица представляет собой последовательность этапов. Наиболее существенные из них следующие:

  • оформление заявления и сопутствующих документов;
  • оплата государственной пошлины;
  • подача документов в установленном порядке;
  • рассмотрение вопроса налоговым органом;
  • принятие решения об аккредитации;
  • получение подтверждающих аккредитацию документов.

Рассмотрим указанные этапы по порядку.

Подача заявления

Процедура аккредитации начинается с подачи заявления в уполномоченный налоговый орган. Форма заявления утверждена приказом ФНС России от 26 декабря 2014 года №ММВ-7-14/681@. В этом документе отражается информация:

  • об иностранном юридическом лице;
  • о видах экономической деятельности компании;
  • о филиале, представительстве организации в России;
  • о банке, обслуживающем счета компании за рубежом;
  • о руководителе филиала/представительства;
  • об иностранных гражданах-сотрудниках компании;
  • о заявителе.

Заявление может быть подано лично или через представителя непосредственно в уполномоченный орган (сегодня это Межрайонная инспекция ФНС России №47 по городу Москве) или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в течение 12 месяцев с момента принятия решения об открытии филиала.

Подача документов

Вместе с заявлением подаются:

  • учредительные документы иностранного юридического лица;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус иностранного юрлица;
  • документ, выданный уполномоченным органом страны происхождения иностранной организации, подтверждающий ее регистрацию в качестве налогоплательщика в этой стране с указанием кода налогоплательщика (или аналога кода налогоплательщика);
  • решение иностранного юридического лица о создании иностранного филиала, представительства на территории Российской Федерации;
  • положение об иностранном филиале, представительстве;
  • доверенность о наделении руководителя иностранного филиала, представительства на территории Российской Федерации необходимыми полномочиями;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • опись представленных документов (в двух экземплярах).

Согласно установленному порядку, указанные документы должны быть представлены на русском языке. Допускается подача копий, заверенных нотариально.

Если документы выданы или удостоверены компетентными органами иностранного государства, то перед предоставлением в орган по аккредитации они подлежат консульской легализации или апостилированию.

Документы, содержащие несколько листов, должны быть предварительно прошиты и пронумерованы. Не допускаются подчистки и исправления.

В случае если заявления и документы отправлены по почте, второй экземпляр описи направляется почтовым отправлением заявителю.

Что касается сроков изготовления указанных документов, то позиция ФНС России по этому поводу изложена в письме от 14 августа 2015 года №ГД-4-14/14339@.

Это важно!
ФНС разъяснила, что 12-месячный срок подачи документов для процедуры аккредитации начинается не с момента составления учредительных документов, а с момента заверения их в установленном законом порядке.

Оплата государственной пошлины

За аккредитацию филиалов и представительств иностранных организаций уплачивается государственная пошлина — 120 000 рублей (пункт 5 статьи 333.33 НК РФ). Кроме этого, установлен сбор за получение сведений из реестра аккредитованных филиалов и представительств. Он составляет 200 рублей.

Рассмотрение документов налоговым органом и принятие решения об аккредитации

Происходит в течение 25 рабочих дней со дня получения документов. В результате процедуры рассмотрения может быть принято решение об аккредитации филиала, представительства или об отказе в этом. В первом случае сведения об аккредитации вносятся в реестр, и в течение пяти рабочих дней заявителю выдаются на руки или посылаются почтовым отправлением следующие документы в бумажной форме:

  • свидетельство о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
  • информационный лист о внесении записи в государственный реестр.

Как свидетельствует статистика [4] , процент отказов в предоставлении аккредитации достаточно высокий. При этом, как утверждают практики [5] , он вырос после получения ФНС полномочия на осуществление данной процедуры. Согласно Федеральному закону от 9 июля 1999 года №160-ФЗ, отказ в аккредитации возможен, если:

  • Не представлены необходимые документы.
  • Документы поданы с нарушением срока, формы, формата или требований к их оформлению.
  • Государственным органом установлено, что в представленных учредительных или других документах иностранного юридического лица содержится недостоверная информация.
  • Цели создания либо открытия филиала, представительства противоречат Конституции, международным договорам, законодательству Российской Федерации.
  • Цели создания либо открытия филиала, представительства создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальным интересам Российской Федерации.
  • Филиалом, представительством иностранного юридического лица, сведения о котором внесены в реестр, было совершено грубое нарушение законодательства.

Самым распространенным поводом для отказа, как утверждают специалисты, является второй [6] . Под несоответствием требованиям к оформлению документов ФНС подразумевает любые формальные отступления от установленного порядка. При этом государственная пошлина и поданные документы не возвращаются, а значит, будут необходимы дополнительные затраты на их повторное оформление.

Сопутствующие аккредитации процедуры

Помимо описанных выше основных этапов аккредитации, представитель иностранной компании проходит иные сопутствующие процедуры. В силу специфики организации ведения бизнеса в Российской Федерации они также важны. Речь идет, например:

  • об утверждении эскиза печати представительства иностранного юридического лица и об ее изготовлении;
  • о получении письма с присвоенными кодами видов экономической деятельности;
  • о постановке на учет в Пенсионном фонде России и Фонде социального страхования РФ.

Сегодня вопрос об использовании в хозяйственной деятельности печати решается организацией в индивидуальном порядке [7] . Общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества самостоятельно определяют, будут ли они работать с печатью. Вместе с этим судебная практика свидетельствует о том, что наличие в уставе сведений о печати обязывает общество использовать ее в своей деятельности [8] . Эскиз печати утверждается приказом руководителя компании при условии, что в уставе говорится о ее существовании. Изготовлением печати занимаются коммерческие организации, которые, как правило, для выполнения работы требуют копии учредительных документов заказчика.

На заметку
Информацию об аккредитации филиала или представительства иностранной компании можно получить онлайн на сайте ФНС России [9] по государственному номеру записи, ИНН/КПП или по наименованию филиала либо представительства.

Несмотря на существование Регламента от 16 марта 2006 года №б/н, который определяет порядок автоматического обмена информацией между Межрайонной инспекцией ФНС России №46 по городу Москве и территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по городу Москве, получение информационного письма с присвоенными кодами видов экономической деятельности остается отдельной процедурой. Это связано с тем, что сведения, полученные из регистрирующего органа, вносятся в Статрегистр Росстата с квартальной задержкой. Чтобы до этого момента получить данный документ на руки, необходимо обратиться в уполномоченный орган со следующими документами:

  • свидетельством об аккредитации;
  • распорядительным документом о создании филиала, представительства;
  • положением о филиале, утвержденным иностранным юридическим лицом;
  • распорядительным документом о назначении главы представительства;
  • договором аренды помещения.

Документы подаются в виде копий, прием их осуществляется по предварительной записи [10] .

Что касается постановки на учет филиала или представительства иностранного юридического лица как работодателя в соответствующих фондах, то сегодня это отдельной процедурой не считается.

Как утверждают практики, аккредитация представительств юридического лица в России до настоящего момента детально не урегулирована. Несмотря на кажущееся обилие нормативов, в процессе прохождения этой процедуры организации сталкиваются с отсутствием соответствующей правовой базы, с невозможностью адаптировать иностранные документы к требованиям государственных органов России, отсутствием консультационной поддержки со стороны данных органов, а также с дороговизной и длительностью самого процесса аккредитации [11] .

Как снизить риски отказа и ускорить процедуру аккредитации

Один из оптимальных вариантов прохождения процедуры аккредитации — делегирование этой задачи компетентной компании. Такой подход сводит к минимуму риски получения отрицательного результата и позволяет сэкономить время и деньги, потому как повторных попыток не потребуется.

«Процедура аккредитации представительства или филиала иностранного юридического лица требует знания как юридических основ (в том числе специфики учредительных документов европейских и азиатских юрисдикций), так и финансовых тонкостей (ведь она сопряжена с постановкой на учет в УФМС и с налогообложением по российским законам). С другой стороны, не менее важен высокий лингвистический уровень: между клиентом и компанией, предоставляющей ему юридические услуги, необходимо исключить малейшие недопонимания. Кроме того, требуется дисциплинированность, аккуратность и предельная внимательность при работе с документами.

документы

Обратившись в юридическую фирму, можно получить консультационную поддержку, а также полное сопровождение во время процедуры аккредитации до момента получения всех подтверждающих документов.

документ

Содействие юридической фирмы при прохождении процедуры аккредитации способно снизить риск отказа.

время

Процедура аккредитации в регистрирующем органе занимает 25 рабочих дней. Ошибки и недочеты в предоставленных документах могут привести к отказу в аккредитации.


Каадзе Анастасия Геннадьевна Ответственный редактор

Временные, моральные и финансовые издержки, которые могут возникнуть при самостоятельном оформлении представительства, делают процесс аккредитации достаточно затратной процедурой. В этом контексте привлечение внешних юридических консультантов и поручение им оформления филиала можно назвать рациональным и даже рентабельным.

Виды оказываемых услуг по аккредитации филиалов и представительств иностранных компаний в РФ:

  • перевод и нотариальное заверение необходимого пакета документов;
  • проведение процедуры аккредитации филиалов представительств иностранных компаний в Государственной регпалате при минюсте РФ на срок от 1 до 3 лет с выдачей разрешения на аккредитацию и внесение в Сводный государственный реестр ГРП;
  • персональная аккредитация персонала (для иностранных граждан);
  • оказание визовой поддержки для сотрудников филиалов и представительств нерезидентов РФ;
  • продление срока аккредитации представительства (за 14 дней до окончания срока действия разрешения).

Полный перечень оказываемых услуг в рамках абонентского юридического обслуживания организаций, а также их стоимость, оговаривается индивидуально в зависимости от Ваших потребностей и ситуации.

Этапы регистрации иностранного представительства:

  • получение разрешения на аккредитацию;
  • получение свидетельства о внесении записи в Сводный государственный реестр ГРП;
  • постановка на учет в налоговом органе с получением соответствующего свидетельства;
  • утверждение эскиза печати представительства (филиала) и ее изготовление;
  • получение Информационного письма об учете в ЕГРПО;
  • постановка на учет в Фонде социального страхования;
  • постановка на учет в Фонде обязательного медицинского страхования;
  • постановка на учет в Пенсионном фонде.

Госпошлина: в каких случаях оплачивается

Государственная пошлина оплачивается в соответствии с Налоговых кодексом Российской федерации:

  • регистрация каждого филиала иностранного компании обойдётся в 120 000 рублей;
  • иностранные представительства госпошлиной не облагаются.

Пакет необходимых документов:

  • письменное заявление от иностранной организации на открытие представительства/филиала в РФ (пишется на официальном бланке организации с учетом стандартов написания исходящих писем);
  • свидетельство о регистрации иностранного юридического лица или выписка из торгового (банковского) реестра – предоставляется заказчиком;
  • устав организации (оригинал, либо заверенная копия) – предоставляется заказчиком;
  • решение об открытии представительства/филиала в Российской Федерации за подписью руководителя иностранной организации;
  • рекомендательное письмо от банка, обслуживающего компанию в стране регистрации, с подтверждением платежеспособности организации;
  • доверенность, подтверждающая наделение главы представительства полномочиями для ведения управленческой деятельности;
  • доверенность на ведение дел в Государственной палате, оформленная на лицо, представляющее компанию по данным вопросам;
  • положение о представительстве/филиале;
  • подтверждение юридического адреса;
  • рекомендательные письма российских деловых партнеров –предоставляется заказчиком;
  • карточка сведений о представительстве иностранного юридического лица;
  • квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины (только для филиалов).

Каждый представленный документ должен иметь отметку о проверке подлинности, а также быть перевед на русский язык.

Ваши действия при обращении в ГриЛВиЛ за услугой по аккредитации иностранного лица:

Основные действия по получению разрешения на аккредитацию проводятся юридической компанией. От заказчика потребуется следующее:

  • пакет документов: устав компании, свидетельство о регистрации юр. лица (выписка из торгового реестра и т.д.);
  • список российских партнеров, способных предоставить необходимые рекомендации;
  • контакты банка, занимающегося операциями организации за рубежом;
  • присутствие официального представителя при оформлении и заверении необходимых доверенностей у нотариуса;
  • участие в составлении следующих документов: письменного заявления на открытие представительства/филиала, решения об открытии, положения;
  • оплата государственной пошлины на сумму 120 000 руб. (только для филиалов).

Остальными вопросами будут заниматься наши юристы.

Как заключить договор с нашей компанией:

  1. назначается встреча с Вашим представителем;
  2. на встрече обсуждается текущая ситуация, Ваши основные пожелания и требования к работе юристов, наиболее острые вопросы;
  3. наша компания, со своей стороны, вносит предложения по возможному решению озвученных проблем и схеме дальнейшего сотрудничества;
  4. мы вместе с Вами обозначаем основные пункты взаимодействия: сроки, работы, ожидаемые результаты, контактных лиц;
  5. обсуждаем приемлемые для Вас вознаграждения за указанный объем работ и выбираем вариант сотрудничества (комплексное сопровождение, абонентское юридическое обслуживание, либо единичные (разовые) услуги с фиксированной стоимостью);
  6. в случае согласия – обмениваемся реквизитами.

Аккредитация представительства компании в России – это первый шаг по развитию и укреплению позиций Вашего бизнеса на новых рынках.

Аккредитация представительства иностранной фирмы в России — обязательный этап для начала бизнеса в нашем государстве. Но еще недавно для каждой десятой зарубежной компании этот шаг завершался провалом — в аккредитации ей отказывали. А каждой пятой организации для успешной регистрации требовалось более одной попытки.

Сегодня ситуация изменилась: принят ряд мер по улучшению инвестиционного климата и максимальному упрощению процедуры аккредитации. Вместе с тем она по-прежнему весьма специфична.

Как происходит процедура аккредитации иностранного бизнеса на территории РФ и по каким причинам компании-нерезиденту могут отказать в этом виде регистрации? Об этом читайте в нашем обзоре.

Общие положения в части регистрации представительств иностранных компаний

Понятие аккредитации закреплено в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года №412-ФЗ. Результатом этой процедуры является выдача свидетельства компетентности лица в его сфере деятельности.

К сведению
Отличительные признаки филиалов и представительств иностранных юридических лиц закреплены в статье 55 Гражданского кодекса РФ. Представительство — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его постоянной деятельности. Оно представляет интересы организации на территории иностранного государства. Филиал же — это подразделение, расположенное таким же образом, однако осуществляющее не только представительские, но и иные функции компании: хозяйственные, организационно-распорядительные и так далее.

С точки зрения системы налогообложения объем функций подразделения иностранной организации имеет существенное значение. Именно он определяет порядок и особенности отчисления налогов и обязательных платежей. Так, статья 306 Налогового кодекса РФ выделяет иностранные организации, создающие постоянное представительство и не имеющие такового.

Постоянное представительство — это филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство или иное подразделение, через которое юридическое лицо постоянно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории России.

По общему правилу, аккредитация таких подразделений осуществляется в ФНС России. Об этом свидетельствует Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2014 года №1372.

Иной порядок аккредитации предусмотрен для:

  • представительств иностранной кредитной организации [1] ;
  • представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации на территории Российской Федерации [2] .

Этапы аккредитации филиала иностранной компании

Процедура аккредитации представительства или филиала иностранного юридического лица представляет собой последовательность этапов. Наиболее существенные из них следующие:

  • оформление заявления и сопутствующих документов;
  • оплата государственной пошлины;
  • подача документов в установленном порядке;
  • рассмотрение вопроса налоговым органом;
  • принятие решения об аккредитации;
  • получение подтверждающих аккредитацию документов.

Рассмотрим указанные этапы по порядку.

Подача заявления

Процедура аккредитации начинается с подачи заявления в уполномоченный налоговый орган. Форма заявления утверждена приказом ФНС России от 26 декабря 2014 года №ММВ-7-14/681@. В этом документе отражается информация:

  • об иностранном юридическом лице;
  • о видах экономической деятельности компании;
  • о филиале, представительстве организации в России;
  • о банке, обслуживающем счета компании за рубежом;
  • о руководителе филиала/представительства;
  • об иностранных гражданах-сотрудниках компании;
  • о заявителе.

Заявление может быть подано лично или через представителя непосредственно в уполномоченный орган (сегодня это Межрайонная инспекция ФНС России №47 по городу Москве) или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в течение 12 месяцев с момента принятия решения об открытии филиала.

Подача документов

Вместе с заявлением подаются:

  • учредительные документы иностранного юридического лица;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус иностранного юрлица;
  • документ, выданный уполномоченным органом страны происхождения иностранной организации, подтверждающий ее регистрацию в качестве налогоплательщика в этой стране с указанием кода налогоплательщика (или аналога кода налогоплательщика);
  • решение иностранного юридического лица о создании иностранного филиала, представительства на территории Российской Федерации;
  • положение об иностранном филиале, представительстве;
  • доверенность о наделении руководителя иностранного филиала, представительства на территории Российской Федерации необходимыми полномочиями;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • опись представленных документов (в двух экземплярах).

Согласно установленному порядку, указанные документы должны быть представлены на русском языке. Допускается подача копий, заверенных нотариально.

Если документы выданы или удостоверены компетентными органами иностранного государства, то перед предоставлением в орган по аккредитации они подлежат консульской легализации или апостилированию.

Документы, содержащие несколько листов, должны быть предварительно прошиты и пронумерованы. Не допускаются подчистки и исправления.

В случае если заявления и документы отправлены по почте, второй экземпляр описи направляется почтовым отправлением заявителю.

Что касается сроков изготовления указанных документов, то позиция ФНС России по этому поводу изложена в письме от 14 августа 2015 года №ГД-4-14/14339@.

Это важно!
ФНС разъяснила, что 12-месячный срок подачи документов для процедуры аккредитации начинается не с момента составления учредительных документов, а с момента заверения их в установленном законом порядке.

Оплата государственной пошлины

За аккредитацию филиалов и представительств иностранных организаций уплачивается государственная пошлина — 120 000 рублей (пункт 5 статьи 333.33 НК РФ). Кроме этого, установлен сбор за получение сведений из реестра аккредитованных филиалов и представительств. Он составляет 200 рублей.

Рассмотрение документов налоговым органом и принятие решения об аккредитации

Происходит в течение 25 рабочих дней со дня получения документов. В результате процедуры рассмотрения может быть принято решение об аккредитации филиала, представительства или об отказе в этом. В первом случае сведения об аккредитации вносятся в реестр, и в течение пяти рабочих дней заявителю выдаются на руки или посылаются почтовым отправлением следующие документы в бумажной форме:

  • свидетельство о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
  • информационный лист о внесении записи в государственный реестр.

Как свидетельствует статистика [4] , процент отказов в предоставлении аккредитации достаточно высокий. При этом, как утверждают практики [5] , он вырос после получения ФНС полномочия на осуществление данной процедуры. Согласно Федеральному закону от 9 июля 1999 года №160-ФЗ, отказ в аккредитации возможен, если:

  • Не представлены необходимые документы.
  • Документы поданы с нарушением срока, формы, формата или требований к их оформлению.
  • Государственным органом установлено, что в представленных учредительных или других документах иностранного юридического лица содержится недостоверная информация.
  • Цели создания либо открытия филиала, представительства противоречат Конституции, международным договорам, законодательству Российской Федерации.
  • Цели создания либо открытия филиала, представительства создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальным интересам Российской Федерации.
  • Филиалом, представительством иностранного юридического лица, сведения о котором внесены в реестр, было совершено грубое нарушение законодательства.

Самым распространенным поводом для отказа, как утверждают специалисты, является второй [6] . Под несоответствием требованиям к оформлению документов ФНС подразумевает любые формальные отступления от установленного порядка. При этом государственная пошлина и поданные документы не возвращаются, а значит, будут необходимы дополнительные затраты на их повторное оформление.

Сопутствующие аккредитации процедуры

Помимо описанных выше основных этапов аккредитации, представитель иностранной компании проходит иные сопутствующие процедуры. В силу специфики организации ведения бизнеса в Российской Федерации они также важны. Речь идет, например:

  • об утверждении эскиза печати представительства иностранного юридического лица и об ее изготовлении;
  • о получении письма с присвоенными кодами видов экономической деятельности;
  • о постановке на учет в Пенсионном фонде России и Фонде социального страхования РФ.

Сегодня вопрос об использовании в хозяйственной деятельности печати решается организацией в индивидуальном порядке [7] . Общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества самостоятельно определяют, будут ли они работать с печатью. Вместе с этим судебная практика свидетельствует о том, что наличие в уставе сведений о печати обязывает общество использовать ее в своей деятельности [8] . Эскиз печати утверждается приказом руководителя компании при условии, что в уставе говорится о ее существовании. Изготовлением печати занимаются коммерческие организации, которые, как правило, для выполнения работы требуют копии учредительных документов заказчика.

На заметку
Информацию об аккредитации филиала или представительства иностранной компании можно получить онлайн на сайте ФНС России [9] по государственному номеру записи, ИНН/КПП или по наименованию филиала либо представительства.

Несмотря на существование Регламента от 16 марта 2006 года №б/н, который определяет порядок автоматического обмена информацией между Межрайонной инспекцией ФНС России №46 по городу Москве и территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по городу Москве, получение информационного письма с присвоенными кодами видов экономической деятельности остается отдельной процедурой. Это связано с тем, что сведения, полученные из регистрирующего органа, вносятся в Статрегистр Росстата с квартальной задержкой. Чтобы до этого момента получить данный документ на руки, необходимо обратиться в уполномоченный орган со следующими документами:

  • свидетельством об аккредитации;
  • распорядительным документом о создании филиала, представительства;
  • положением о филиале, утвержденным иностранным юридическим лицом;
  • распорядительным документом о назначении главы представительства;
  • договором аренды помещения.

Документы подаются в виде копий, прием их осуществляется по предварительной записи [10] .

Что касается постановки на учет филиала или представительства иностранного юридического лица как работодателя в соответствующих фондах, то сегодня это отдельной процедурой не считается.

Как утверждают практики, аккредитация представительств юридического лица в России до настоящего момента детально не урегулирована. Несмотря на кажущееся обилие нормативов, в процессе прохождения этой процедуры организации сталкиваются с отсутствием соответствующей правовой базы, с невозможностью адаптировать иностранные документы к требованиям государственных органов России, отсутствием консультационной поддержки со стороны данных органов, а также с дороговизной и длительностью самого процесса аккредитации [11] .

Как снизить риски отказа и ускорить процедуру аккредитации

Один из оптимальных вариантов прохождения процедуры аккредитации — делегирование этой задачи компетентной компании. Такой подход сводит к минимуму риски получения отрицательного результата и позволяет сэкономить время и деньги, потому как повторных попыток не потребуется.

«Процедура аккредитации представительства или филиала иностранного юридического лица требует знания как юридических основ (в том числе специфики учредительных документов европейских и азиатских юрисдикций), так и финансовых тонкостей (ведь она сопряжена с постановкой на учет в УФМС и с налогообложением по российским законам). С другой стороны, не менее важен высокий лингвистический уровень: между клиентом и компанией, предоставляющей ему юридические услуги, необходимо исключить малейшие недопонимания. Кроме того, требуется дисциплинированность, аккуратность и предельная внимательность при работе с документами.

документы

Обратившись в юридическую фирму, можно получить консультационную поддержку, а также полное сопровождение во время процедуры аккредитации до момента получения всех подтверждающих документов.

документ

Содействие юридической фирмы при прохождении процедуры аккредитации способно снизить риск отказа.

время

Процедура аккредитации в регистрирующем органе занимает 25 рабочих дней. Ошибки и недочеты в предоставленных документах могут привести к отказу в аккредитации.


Каадзе Анастасия Геннадьевна Ответственный редактор

Временные, моральные и финансовые издержки, которые могут возникнуть при самостоятельном оформлении представительства, делают процесс аккредитации достаточно затратной процедурой. В этом контексте привлечение внешних юридических консультантов и поручение им оформления филиала можно назвать рациональным и даже рентабельным.

Аккредитация иностранного представительства

Существует несколько способов ведения бизнеса иностранными инвесторами на территории РФ. Самым популярным из них, наряду с регистрацией российской организации с иностранными учредителями, является регистрация филиала или представительства иностранной компании в России.

Иностранные компании могут открывать филиалы и представительства, которые в соответствии с Гражданским Кодексом РФ не являются самостоятельными юридическими лицами и для их легальной деятельности на территории России необходимо пройти процедуру аккредитации, т.е. регистрация в контролирующих органах.

Главное отличие филиала от представительства заключается в том, что представительство осуществляет исключительно представительские функции головной компании на территории РФ, филиал же вправе заниматься любой, не запрещенной законодательством деятельностью.

Другими словами функции представительства сводятся к поиску партнеров, поставщиков-покупателей, проведению рекламных мероприятий, осуществлению защиты интересов головной иностранной компании, проведению маркетинговых исследований рынков сбыта и т.п. То есть речь не идет о какой-либо коммерческой деятельности. Функции филиала значительно шире. Как раз филиал и создается иностранной компанией для осуществления коммерческой деятельности на территории России.

Работа с филиалами имеет ряд преимуществ, поскольку российским организациям проще взаимодействовать с ними на территории России, чем с головной компанией за рубежом. И в свою очередь, для иностранной компании повышается оперативность работы и увеличивается прибыль за счет расширения сферы влияния и снижения затрат.

Аккредитация - открытие иностранных филиалов и представительств компаний в ФНС России

 Открыть филиал/представительство иностранной компании

Как представительства, так и филиалы иностранных компаний не являются самостоятельными юридическими лицами. Филиал должен осуществлять в России ту же предпринимательскую деятельность, что и иностранная компания. Представительство - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Представительство иностранной компании выступает от имени и по поручению представляемой им организации, название которой указано в разрешении на открытие представительства, и осуществляет деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аккредитацию филиалов и представительств иностранных компаний осуществляет МИ ФНС России № 47 по г. Москве. Перечень документов, необходимых для аккредитации, определен Приказом ФНС России № ММВ-7-14/680@ от 26.12.2014 г. . Для некоторых категорий компаний установлен особый порядок. Так, аккредитацию авиакомпаний осуществляет Федеральное воздушное агентство, а кредитных организаций — Банк России, который направляет информацию в ФНС РФ.

Сведения о филиале, представительстве иностранного юридического лица должны быть внесены в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц. При первичной аккредитации филиала или представительства документы должны быть поданы не позднее 12 месяцев со дня принятия решения об открытии представительства/филиала.

Аккредитация филиала и представительства в ФНС Цена, руб. Государственная пошлина Оплачивается отдельно Государственная пошлина Оплачивается отдельно Дополнительные расходы, информация для клиента Сроки
Услуги по аккредитации филиала/представительства иностранных компаний 75 000 р. Филиал Представительство 1. Тарифы по заверению численности сотрудников:
2.Плата в ТПП за оформление свидетельства о персональной аккредитации сотрудника - 5 000 руб. /за одного сотрудника/
3. Юридический адрес (договор аренды и копия свидетельства о собственности) – от 30 000 р.
4. Перевод и заверка документов

3-5 дней подготовка документов

3 дня заверение численности сотрудников

Государственная пошлина 120 000 р.

Услуги по изменению сведений содержащихся в реестре о филиале / представительстве

Перечень документов необходимых для аккредитации иностранного филиала/представительства

  • Нотариально заверенная копия учредительного документа иностранного юридического лица;
  • Выписка из торгового реестра страны инкорпорации с регистрационным номером компании или аналогичный документ (зависит от страны инкорпорации);
  • Официальный документ из налоговой службы страны инкорпорации с номером налогоплательщика или аналогичный документ (зависит от страны инкорпорации);
  • Копия паспорта руководителя филиала (сканированная копия паспорта), ИНН руководителя филиала;
  • Банковские реквизиты расчётного счёта головной компании в стране инкорпорации головной компании (наименование банка на русском языке, СВИФТ-код банка, номер счёта);
  • Электронный адрес, телефон и полный адрес филиала;
  • Полное наименование филиала на русском языке;
  • Виды деятельности филиала (отдельно указывается основной вид деятельности);
  • Контактные данные головной организации (телефон и электронная почта);
  • Количество иностранных работников филиала;
  • Название должности руководителя филиала (Глава, Директор и т.п.);
  • Срок полномочий руководителя филиала по доверенности.

Преимущества регистрации иностранного представительства/филиала в нашей компании:

  • Бесплатная консультация;
  • Комплексный анализ документов клиента ;
  • Возможность оказания отдельных стадий услуги;
  • Индивидуальный подход и закрепление за вами конкретного специалиста;
  • Скидки для постоянных клиентов;
  • Срочная подготовка документов (часто бывает так, что горит);
  • Профессиональные переводчики;
  • Бесплатные консультации в процессе осуществления деятельности:
Пакет услуг при аккредитации филиала/представительства иностранного юридического лица
  • Оформление заказа по регистрации иностранного представительства/филиала, обмен необходимыми данными;
  • Сбор и подготовка необходимого для открытия иностранного филиала/представительства комплекта документов;
  • Перевод документов необходимых для аккредитация представительства/филиала иностранной компании;
  • Заверка сведений о численности иностранных граждан, являющихся работниками филиалов / представительств иностранных организаций;
  • Оплата регистрационного сбора в Торгово-Промышленной палате РФ;
  • Обращение в Федеральную налоговую службу РФ для регистрации представительства/филиала иностранной организации;
  • Оплата государственной пошлины;
  • Изготовление печати филиала/представительства иностранной компани;
  • Получение информационного письма Росстата;
  • Получение извещения о постановке на учет в Пенсионном фонде;
  • Получение извещения о постановке в Фонде социального страхования;
  • Доставка документов в ваш офис:
Какие документы вы получаете после государственной регистрации иностранного представительства/филиала:
  • Свидетельство об аккредитации филиала\представительства;
  • Свидетельство о постановке на налоговый учёт (если компания ранее не состояла на учёте в налоговой службе по другому основанию);
  • Решение/протокол об открытии филиала\представительства;
  • Доверенность на руководителя филиала\представительства;
  • Положение о филиале/представительства;
  • Печать филиала\представительства;
  • Извещения из фондов ПФР, ФСС;
  • Договор аренды/субаренды и копия свидетельства на право собственности (при покупке юридического адреса);
  • Карточка персональной аккредитации при ТПП РФ иностранного сотрудника филиала/представительства;

Порядок аккредитации иностранного представительства/филиала компании

Аккредитация иностранных филиалов/представительств – это процесс, требующий как знаний действующего законодательства в области регистрации юридических лиц, так и практики государственной регистрации в конкретном регистрирующем органе.

Как мы уже отмечали, аккредитация или, иными словами, регистрация представительств, филиалов иностранных юридических лиц необходима для законной их работы на территории России. Порядок аккредитации филиалов и представительств не отличается друг от друга и установлен одним и тем же документом — это приказ ФНС РФ от 26.12.2014 г. №ММВ-7-14/680@.

Подача документов осуществляется в 2 этапа: сначала в торгово-промышленную палату России (ТПП РФ) для заверения численности иностранных работников филиала или представительства, а потом документы подаются в ФНС России.

Чтобы пройти аккредитацию, представительству или филиалу нужно собрать определенный пакет документов. Каждый из документов для аккредитации должен быть надлежащим образом заверен, подписан уполномоченным лицом, а также легализован в соответствии с требованиями Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (заключена в г. Гааге 5 октября 1961 г.), Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Минске 22.01.1993 г.) или соответствующим двусторонним соглашением о правовой помощи. С момента выдачи оригиналов документов (и даты заверения копии учредительного документа) на момент подачи документов в ФНС не должно пройти более 12 календарных месяцев.

Государственный контроль за созданием филиала иностранного юридического лица, открытием его представительства, прекращением деятельности филиала или представительства на территории Российской Федерации осуществляется посредством их аккредитации.

В настоящее время Федеральным законом № 106-ФЗ от 05.05.2014 г., Постановлением Правительства РФ № 1372 от 16.12.2014 г. внесены существенные коррективы в законодательные акты, регулирующие порядок аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц.

Согласно внесенным поправкам с 01 января 2015 года Федеральная налоговая служба (ФНС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций и представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации).

В связи с поправками в законодательные акты на основании Приказа ФНС РФ № ММВ-7-14/680@ от 26.12.2014 г. утвержден новый порядок аккредитации иностранного филиала и представительств (за исключением представительств иностранных кредитных организаций). Этот порядок включает в себя и перечень документов, предоставляемых в налоговый орган одновременно с заявлением об аккредитации.

Утверждены также и новые формы и форматы документов, предоставляемых для осуществления процедуры аккредитации иностранных филиалов и представительств. В частности, Приказом ФНС РФ № ММВ-7-14/681@ от 26.12.2014 г. утверждены формы и форматы заявлений и документов, используемых при осуществлении указанной процедуры.

К представительствам иностранного юридического лица, осуществляющим деятельность в области гражданской авиации, и представительствам иностранных кредитных организаций эти документы не относятся.

За аккредитацию филиалов, представительств иностранных организаций, создаваемых на территории Российской Федерации, взимается государственная пошлина.

Размер государственной пошлины составляет 120 000 рублей за каждый филиал, за каждое представительство (п.5 ст. 333.33 НК РФ). За предоставление сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц – 200 рублей (постановление Правительства РФ № 1491 от 25.12.2014 г.).

Кроме того, ФНС РФ утверждены формы и форматы представления сведений о иностранном филиале/представительстве, которые аккредитованы/осуществляют деятельность на основании разрешения на открытие до 1 января 2015 года и у которых срок действия аккредитации/разрешения не истечет до 1 апреля 2015 года.

Указанные формы и форматы будут использоваться для внесения необходимых сведений в государственный реестр аккредитованных иностранных филиалов/представительств.

Законодатель также предусмотрел и переходные положения в отношении уже аккредитованных иностранных филиалов и представительств на территории Российской Федерации. Эти положения содержаться в статье 8 Федерального закона № 106-ФЗ от 05 мая 2014 г. и сводятся к следующему:

Филиалы, представительства иностранных юридических лиц, которые были аккредитованы/осуществляли деятельность на основании разрешения на открытие представительств на территории РФ до 01.01.2015 и у которых срок действия аккредитации/разрешения не истечет до 01.04.2015, обязаны в срок до 01.04.2015 представить сведения в ФНС РФ для внесения в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц.

Сведения для внесения в реестр о представительствах иностранных кредитных организаций и представительствах иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, которые были аккредитованы/осуществляли деятельность на основании разрешения до 01.01.2015 и у которых срок действия аккредитации/разрешения не истечет на 01.04.2015, в срок до 01.04.2015 представляются в ФНС РФ Банком России и Росавиацией.

Сведения для внесения в реестр представляются по формам и в порядке, утвержденным приказом ФНС РФ № ММВ-7-14/684@ от 26.12.2014 г. Государственная пошлина за внесение сведений в реестр не взимается.

Указанные филиалы, представительства иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций и представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации), которые внесены в реестр до 01.04.2015, считаются аккредитованными до окончания срока действия их аккредитации/разрешений на открытие представительств иностранных юридических лиц на территории РФ.

Филиалам, представительствам иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций и представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации), у которых срок действия аккредитации/разрешения истечет после 01.01.2015, предоставлено право обратиться в ФНС РФ в течение 30 календарных дней до дня окончания срока действия аккредитации/разрешений на открытие представительств для аккредитации в соответствии с Федеральным законом № 160-ФЗ.

С 01.04.2015 прекращается действие аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц, разрешений на открытие представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций и представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации), не выполнивших требований статьи 8 Федерального закона № 106-ФЗ.

Читайте также: