Пошлина при банкротстве юридического лица

Обновлено: 25.06.2024

В 2020 году, учитывая все происходящее в стране и в мире, вполне ожидаемо массовое банкротство юридических лиц и предпринимателей. Последствия кризиса могут привести к неплатежеспособности даже те компании, которые еще в прошлом году твердо стояли на ногах и планировали расширение бизнеса. К сожалению, меры поддержки бизнеса, исходящие от государства, направлены не на всех, да и те, не такие значительные, чтобы спасти тонущую организацию.

Если руководство компании не видит каких-либо альтернативных способов, позволяющих ей своевременно оплатить долги перед кредиторами, единственным выходом из ситуации представляется обращение в Арбитражный Суд с целью признания организации банкротом.

Да, такой выход не очень приятный, весьма неохота портить свою репутацию и подставлять своих контрагентов. Но иногда лучше принять ответственное решение сейчас, чем впоследствии еще больше ухудшить и свое положение, и свою репутацию, как бизнесмена.

Схема действий при запуске процедуры банкротства

  1. Компания в течение 3 месяцев не в силах расплатиться со всеми своими кредиторами, выплатить зарплату своим работникам или уплатить налоги в бюджет.
  2. Совокупная сумма всех задолженностей составляет не меньше 300 тысяч рублей.

Если компания соответствует этим двум требованиям, то она обязана обратиться в суд с заявлением о признании банкротом.

Обратите внимание! При наступлении перечисленных обстоятельств у директора или другого уполномоченного лица возникает именно обязанность, а не право на обращение в Суд. Обусловлено это тем, что своевременное обращение в Суд позволит компании не увеличивать убытки контрагентов и даже предоставит возможность восстановления финансового положения.

В случае если заявление подано не будет, то впоследствии контролирующих лиц организации (руководителя, учредителей и других аффилированных лиц) могут привлечь к субсидиарной ответственности.

Заявление в суд подается также руководителем компании или председателем ликвидационной комиссии в случаях выявления признаков несостоятельности при ликвидации юридического лица. Выявление неплатежеспособности на данном этапе встречается в практике достаточно часто. Кроме того, о плохом финансовом состоянии компании может стать известно в результате проведения аудиторской проверки или после составления периодических бухгалтерских отчетов.

Схема действий руководителя для инициирования процедуры банкротства в сокращенном виде выглядит следующим образом:

  1. Выявление всех кредиторов, размера задолженности перед каждым из них, сроков просрочки и т.п..
  2. Оплата судебных расходов, включая расходы на арбитражного управляющего.
  3. Сбор необходимых документов, свидетельствующих о несостоятельности (договоры с контрагентами, подтверждающие долг; справки с банков об отсутствии денежных средств на счетах; судебные акты, которыми с компании взысканы деньги, и другое).
  4. Составление заявления о признании организации несостоятельной.
  5. Подача документов в арбитражный суд.

Как уже было сказано, это лишь краткая инструкция по действиям, которые нужно будет совершить. В идеале же привлечь к сопровождению этого процесса юриста, если таковой есть в штате компании, либо обратиться в специализированные компании.

Документы, необходимые для начала процедуры

Для того, чтобы суд возбудил дело о банкротстве, нужно подать полный пакет документов. Неисполнение этого требования послужит поводом для возвращения заявления без рассмотрения. Основным документом в данном случае является заявление должника о признании банкротом. Оно составляется в письменной форме, а требования к его содержанию определены в ст. 37 Закона №127-ФЗ. В нем обязательно указываются следующие сведения:

  • название суда, в который подается обращение (например, Арбитражный суд Омской области);
  • перечень всех долгов и кредиторов, указание на основания возникновения указанных долгов и причины, по которым погашение невозможно;
  • список задолженностей по зарплате, авторских гонораров, долгов по возмещению вреда, причиненному жизни или здоровью граждан;
  • сумма долга перед госорганами (налоговой и др.);
  • объяснение причин, по которым возникла ситуация с невозможностью погашения требований кредиторов, и детальное обоснование, что для погашения всех долгов имущества компании действительно недостаточно;
  • информация об исполнительных документах, о судебных актах и исках, по которым заявитель является ответчиком;
  • перечень имущества должника;
  • номера ИНН и ОГРН заявителя;
  • сведения о счетах заявителя в банках;
  • указание на СРО, из числа членов которой должен быть судьей определен управляющий;
  • информация о прилагаемых к заявлению документах.

К заявлению будет необходимо приложить подтверждающие документы, их перечень также определен в ст. 38 Закона №127-ФЗ. Это:

  1. Документы, подтверждающие задолженность и основания ее возникновения (например, договоры, акты сверок, требования контрагентов об уплате долга, судебные решения).
  2. Учредительные и другие документы организации (устав, свидетельства ИНН, ОГРН).
  3. Перечень кредиторов с указанием долга перед каждым.
  4. Список дебиторов с указанием размера долга перед заявителем.
  5. Бухгалтерский баланс.
  6. Решение уполномоченного органа компании об обращении в суд для признания несостоятельности.
  7. Отчет о стоимости активов должника.
  8. Платежка об оплате госпошлины.
  9. Иные документы.

В зависимости от конкретно взятой ситуации перечень документов для рассмотрения в суде дела о банкротстве может быть видоизменен, могут потребоваться дополнительные доказательства тех или иных доводов заявителя. Перечень документов, необходимый для суда, довольно обширен. При его подготовке будет необходима помощь работников бухгалтерии и юристов.
Само заявление, направляемое в судебный орган, должно быть подписано уполномоченным лицом. Если это директор, то к заявлению прилагаются документы о его назначении, если иное лицо – документы о наделении полномочиями на подачу такого заявления.

Расходы на процедуру банкротства

Процедура банкротства – дело затратное. И хотя у компании, которая подает заявление о признании ее несостоятельной, отсутствуют деньги, чтобы рассчитаться перед всеми своими кредиторами, изыскать их для процесса банкротства она обязана. В противном случае суд не будет рассматривать дело.

Обязанность заявителя-должника оплатить расходы возложена на него ст. 20.7. Закона №127-ФЗ. Чтобы понимать перед началом запуска процесса, какие расходы будет нужно оплатить, перечислим некоторые из них. Это расходы:

  • на почтовые отправления;
  • на оценку имущества должника;
  • на публикацию сведений о банкротстве;
  • на регистрацию прав в Росреестре;
  • на оплату услуг аудитора, реестродержателя и других привлеченных к делу лиц;
  • на оплату работы управляющего;
  • судебные расходы, включая госпошлину.

Здесь стоит отметить, что если управляющим к процессу будет привлечено лицо, без которого в принципе можно было бы обойтись, или, например, стоимость услуг какого-либо привлеченного специалиста явно не соответствует разумным размерам, то заинтересованное лицо вправе оспорить действия управляющего. Необоснованность принятых мер в суде должно будет доказать лицо, заявляющее это требование. Т.е. если должник подал это заявление, то он и должен будет доказать, что расходы не соответствуют реально необходимым.

Важно! Если решение о привлечении каких-либо специалистов к делу было принято кредиторами, то оплата их услуг возлагается уже не на должника, а на этих кредиторов.

Касательно госпошлины – ее размер закреплен законодательно и для организаций-должников составляет 6 000 рублей (пп. 5 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ). Реквизиты для ее уплаты можно посмотреть на сайте арбитражного суда, в который планируется подать заявление, там же можно заполнить платежное поручение на оплату.

Еще один существенный момент для компаний, которые нарушают требования Закона №127-ФЗ, в том числе своевременно не подают заявление о банкротстве. Обычно руководство таких компаний считает, что раз у организации нет денег, значит кредиторам с нее взять будет нечего, соответственно, можно и не подавать заявление в суд. Однако такая ситуация может развиться следующим образом. Кредитор подаст заявление о банкротстве должника, после чего суд выяснит, что у должника нет средств для оплаты судебных расходов, и откажет в рассмотрении дела. Вот это определение об отказе в рассмотрении дела будет основанием для кредитора для обращения в суд с иском о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя, учредителей и других контролирующих лиц. Т.е. долги будут взыскивать уже с них, а не с компании.

Процедура упрощенного банкротства юридических лиц

Банкротство – это затяжной и долгий процесс, который может быть растянут на годы. Причина в том, что он состоит из нескольких последовательных процедур, на каждую из которых отводится определенный интервал времени. Это процедуры:

  • наблюдение;
  • фин.оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Чтобы как-то сократить процесс рассмотрения дел о банкротстве хотя бы в отношении каких-то компаний, Законом №127-ФЗ предусмотрена упрощенная процедура банкротства, в ходе которой могут не применяться некоторые из вышеназванных процедур.

  1. В упрощенном порядке может быть признано банкротом юридическое лицо, которое его учредители решили ликвидировать (закрыть), но выяснилось, что имущества компании не хватает для расчета с кредиторами. После подачи заявления в суд сразу же выносится решение о признании банкротом и открытии конкурсного производства. Предварительные процедуры: внешнее управление, наблюдение, оздоровление не осуществляются в отношении такого должника. Если руководитель или председатель ликвидационной комиссии, обнаружив факт того, что при ликвидации им не хватит имущества для расчетов, не обратятся в суд, то эти лица впоследствии будут привлечены к субсидиарной ответственности.
  2. Также упрощенно может быть рассмотрено дело о банкротстве компании, место нахождения руководства которой неизвестно, а сама такая компания фактически не осуществляет деятельность. В таких случаях с заявлением в суд обращаются кредиторы либо уполномоченные органы. Три предварительные процедуры в данном случае тоже не применяются, а суд через месяц после возбуждения дела переходит к конкурсному производству и реализации имущества. Однако если в ходе работы управляющим будет обнаружено имущество должника, объем которого позволяет покрыть все долги, то суд должен прекратить упрощенную процедуры и начать другую, например, внешнее наблюдение.

Обоснованность упрощенного производства в перечисленных ситуациях заключается в том, что в обоих случаях юридическое лицо перестает работать, а предварительные процедуры, направленные на восстановление платежеспособности и работоспособности, по сути не нужны. Поэтому эти этапы пропускаются, а сразу же начинается реализация имущества и расчет с кредиторами.

Таким образом, чтобы запустить процедуру банкротства, необходимо привлечь специалистов, имеющих опыт и знающих все нюансы. Банкротство – для компаний, которые не имеют средств для погашения долгов, верный вариант разрешения проблем. Однако сама эта процедура сложная и трудоемкая, требующая затрат не только денежных средств, но и времени.

Вопрос-ответ

Ответ: Существует несколько способов, но не все они эффективны и легальны:

  1. Передача имущества через договор дарения родственникам. Все сделки, заключенные в течение 3х лет до наступления банкротства, могут быть оспорены, это значит, что такое имущество будет включено в конкурсную массу.
  2. Продажа имущества по заниженной стоимости. Большой процент сделок проходит по следующей схеме: в договоре купли-продажи указывается заниженная стоимость, а оставшаяся часть передается по расписке. Подобные сделки вызовут подозрения у финансового управляющего и существенно затянут процедуру банкротства.
  3. Расчет только с одним из кредиторов является нарушение интересов остальных заимодавцев. Должник рискует потерять все шансы на списание долгов.
  4. При наличии долгов у каждого супруга правильнее проводить процедуру банкротства совместно. Инициация 2х процедур приведет к затягиванию дела, поскольку финансовым управляющим придется решать проблему раздела совместного имущества.

Единственное правильное решение в такой ситуации – не торопиться совершать какие-либо сделки с имуществом, чтобы не потерять его.

Можно выделить два ключевых аргумента, которые нередко останавливают должника от практического использования процедуры банкротства. Первый касается юридической и организационной сложности мероприятия. Второй связан с необходимостью нести существенные расходы.

Проблема сложности объясняется жестким регламентом процедуры, детально прописанным действующим законодательством, а конкретно – положениями №127-ФЗ (датируется 26.10.2002). Что касается стоимости банкротства для физлица, вопрос заслуживает отдельного и более внимательного рассмотрения.

Первым делом необходимо отметить, что любое подобное мероприятие имеет уникальные особенности. Как следствие – и стоимость процедуры банкротства следует определять индивидуально для каждого конкретного случая.

Стоимость и расходы в процедуре банкротства

Объявление стоимости услуг до изучения конкретной ситуации выступает яркой и очень наглядной демонстрацией низкого уровня квалификации юриста. Рассмотрим основные подходы к ценообразованию в этой сфере, а также ключевые статьи финансовых расходов, необходимых для успешного осуществления процедуры банкротства гражданина.

Ценообразование в процедуре банкротства

С некоторой долей условности коммерческие предложения, имеющиеся на сегодняшнем российском рынке, делятся на три больших категории. Каждую из них имеет смысл описать подробнее.

  1. Стоимость банкротства рассчитывается на базе одного из двух параметров – величины задолженности или размера активов организации или гражданина, планирующего реализовать процедуру признания финансово несостоятельным. Итоговая цена мероприятия определяется либо в процентах от указанных показателей (например, 5% или 12%), либо по заранее разработанной шкале (активы до 1 млн. руб. – стоимость услуги в пределах 100 тыс. руб., активы в размере 1-5 млн. руб. – цена банкротства 250 тыс. руб. и т.д.) Отличительной особенностью подобной методики выступает формализация процесса ценообразования, что сложно отнести к достоинствам.
  2. Стоимость проведения процедуры определяется на основании требуемого количества трудозатрат. Речь в данном случае идет о человеко-часах задействованных в мероприятии специалистов – финансового управляющего, юристов, консультантов, бухгалтеров и т.д. Альтернативный вариант расчета базируется на количестве кредиторов, так как с каждым из них требуется работать отдельно. Такая методика является достаточно объективной, но требует детального учета рабочего времени, что является трудно решаемой на практике задачей.
  3. Стоимость признания гражданина или организации финансово несостоятельной вычисляется путем составления калькуляции расходов на процедуру банкротства. При этом в расчет включаются такие статьи затрат, как оплата услуг финансового управляющего, зарплата юристов и юрисконсультов, бухгалтеров, эксперта-оценщика и других специалистов, расходы на публикацию объявлений и почтовую пересылку документов, другие подобные затраты.

Именно последний вариант расчета справедливо считается наиболее объективным. Важным его достоинством выступает возможность прозрачного формирования цены, когда каждая статья затрат легко проверяется посредством изучения подтверждающих документов.

Важно. Невыполнение этих базовых принципов – прозрачности, проверяемости и документального подтверждения расходов – становится серьезным аргументом для отказа от сотрудничества с подобным специалистом.

Стоимость и расходы в процедуре банкротства

Как самому рассчитать стоимость банкротства?

Учитывая сказанное выше, метод калькуляции фактических расходов на процедуру банкротства физлица заслуживает более внимательного изучения. Рассмотрим каждую статью затрат отдельно.

Сбор документов

Перечень документации, необходимой для запуска процедура банкротства, имеет весьма внушительный вид. В его состав входят: выписка из ЕГРН, справка об отсутствии регистрации ИП, выписки с расчетных и депозитных счетов, другие подобные документы.

Первые два из них требуют уплаты государственной пошлины, расходы на остальные определяются индивидуально. Общие затраты на сбор документации оцениваются примерно в одну-полторы тысячи рублей. Иногда удается снизить сумму, если заказывать и скачивать документы в электронном виде.

Госпошлина за подачу заявления

Величина госпошлины за рассмотрение дела о банкротстве гражданина установлена на уровне 300 руб. Юридическому лицу при подаче искового заявления о признании финансово несостоятельным придется заплатить заметно больше – 6 тыс. руб. Оплата производится до подачи иска, так как квитанцию требуется приложить при предоставлении документа в судебный орган.

Оплата услуг финансового управляющего

Действующее законодательство жестко регламентирует размер вознаграждения специалисту. Он составляет 25 тыс. руб. за каждую процедуру признания гражданина банкротом. Указанная сумма вносится на специальный депозит по реквизитам, которые представляются судом.

Допускается подача ходатайства об отсрочке перечисления денежных средств. Документ рассматривается судьей и подлежит удовлетворению или отказу. В любом случае услуги финансового управляющего оплачиваются в обязательном порядке и в первую очередь.

Важно понимать, что 25 тыс. руб. – это денежные средства, которые выплачиваются в качестве оплаты труда специалиста. Все сопутствующие расходы на проведение мероприятий компенсируются управляющему дополнительно. При этом они должны быть документально подтверждены.

Расходы на опубликование информации в Федеральном реестре

Организацией публикации в официальном СМИ и на Федресурсе занимается управляющей. Но расходы на размещение объявления оплачивает должник. В ходе реализации процедуры банкротства требуется опубликовать несколько извещений. Стандартная стоимость одного составляет 800 руб.

Почтовые расходы

Еще одна существенная статья затрат – расходы на отправку почтовых писем. Далеко не всегда должник представляет, насколько обширной является переписка в процессе признания его финансово несостоятельным. Тем более – при большом количестве кредиторов.

Переписка ведется с использованием заказных писем с уведомлением о вручении, так как требуется документальное подтверждение их отправки и доставки. В результате величина почтовых расходов нередко составляет от 3-4 тыс. до 10 или даже 15 тыс. рублей.

Затраты на организацию и проведение торгов

Еще одна статья расходов, которая сильно зависит от специфики конкретного дела. Требуемые затраты определяются с учетом количества и характеристик имеющихся у должника активов, необходимости проведения независимой оценки и других подобных параметров. Общая величина расходов определяется индивидуально и доказывается подтверждающими документами.

Минимальная стоимость процедуры

Анализ множества успешно реализованных процедур банкротства и приведенные выше данные позволяют сделать следующий вывод о примерной величине необходимых расходов. Если речь идет о простом одноступенчатом мероприятии при небольшом числе кредиторов и отсутствии активов, придется потратить примерно 55-60 тыс. руб.

Для двухэтапной процедуры банкротства с обширной перепиской с кредиторами и необходимостью организации торгов имуществом должника стоимость составит в пределах 85-95 тыс. руб.

Сколько на самом деле стоит обанкротится

Дополнительные расходы

Все перечисленные выше расходы можно назвать обязательными. Но далеко не всегда в ходе практической реализации процедуры банкротства гражданина удается ограничиться только ими. Нередко возникает необходимость в дополнительных затратах.

Например, оплате услуг квалифицированного юриста. Эта статья расходов варьируется в широких пределах. Ее величина определяется сложностью конкретного дела. В большинстве случаев не стоит рассчитаться на сумму меньше 50 тыс. руб.

Важно понимать, что понесенные на приглашение профессионала средства в подавляющем большинстве случаев окупаются за счет снижения других расходов, в частности, выплат кредиторам или возмещения расходов управляющего, связанных с процедурой банкротства.

Присутствие в деле грамотного юриста практически всегда ведет к снижению общего размера затрат на признание гражданина финансово несостоятельным. А потому экономить на квалификации специалиста и тем более – его приглашении – попросту нецелесообразно с финансовой точки зрения.

Другой статьей дополнительных расходов выступает сбор недостающих или отсутствующих документов, а в ряде случаев – их нотариальное заверение. Определить величину этой статьи затрат удается только после детального изучения материалов дела и имеющейся у заявителя документации.

На этой статье расходов также не стоит экономить. Дело в том, что наличие разнообразных документов, подтверждающих позицию должника, например, об объективности возникших у него финансовых проблем, позволяет сделать процедуру банкротства более быстрой и менее сложной для заявителя.

Поэтому намного правильнее грамотно подготовиться к судебному разбирательству путем предварительного сбора исчерпывающего набора документации. Причем ему должен предшествовать профессиональный юридический аудит имеющихся у должника документов.

Резервы экономии расходов

Необходимость в проведении процедура банкротства возникает в том случае, когда должник испытывает серьезные финансовые проблемы. В подобной ситуации вполне естественным выглядит его желании минимизировать расходы на реализацию мероприятия.

Но такое решение должно базироваться на четком понимании того, где имеет смысл экономить, а в каком случае желание сберечь денежные средства оборачивается намного большими расходами.

В качестве типичного примера можно привести уже рассматриваемую статью затрат на приглашение юриста. С одной стороны, осуществляемые им работы – сбор документации, общение с кредиторами и финансовым управляющим, представительство интересов в суде и т.д. – могут быть выполнены самим должником. Это позволит не платить специалисту, что ведет к уменьшению расходов.

С другой стороны, процедура банкротства – сложное с юридической и организационной точки зрения мероприятие. Поэтому нет никаких гарантий, что уровень правовой подготовки должника окажется достаточным для того, чтобы сделать все правильно. А любая ошибка или допущенная неточность могут привести к намного большим расходам, чем необходимы для оплаты услуг профессионального юриста.

Другими словами, любое решение об экономии должно сопровождаться тщательным анализом и пониманием возможных последствий. Только в этом случае удастся по-настоящему минимизировать затраты, а не добиться прямо противоположного – увеличения судебных и сопутствующих расходов на реализацию процедуры банкротства.

Важно. Самый простой способ получить объективное представление о сложности планируемого мероприятия – это консультация грамотного специалиста. Первое общение с профессиональным юристом проходит, как правило, бесплатно. Но оно позволяет составить мнение как об уровне его подготовки, так и о реальном перечне действий, выполнение которых необходимо для признания гражданина финансово несостоятельным.

Вместо вывода

Признание физического лица банкротом – далеко не самая простая и короткая юридическая процедура. Она требует не только немало времени, но и существенных финансовых затрат. Нередко общая стоимость реализации мероприятия составляет 100 или даже 150 тыс. рублей.

Она формируется из нескольких статей расходов – обязательных и дополнительных, включая услуги финансового управляющего, различные государственные пошлины, работу юристов, бухгалтеров и других специалистов.

Перед должником всегда встает вопрос о возможности минимизировать затраты на процедуру банкротства. Но любое подобное решение должно базироваться на четком понимании способности выполнить те или иные работы собственными силами.

В противном случае отказ от услуг квалифицированного специалиста обернется не снижением, а увеличением общих расходов на проведение процедуры банкротства.

Оставьте заявку и мы вас проконсультируем об условиях, сроках и последствиях прохождения процедуры банкротства совершенно бесплатно.

Стоимость и расходы в процедуре банкротства Статья: Стоимость и расходы в процедуре банкротства Юлия Комбарова

Процесс признания юридического лица несостоятельным (банкротом) проходит по определенному алгоритму, в нем задействован широкий круг лиц, среди которых: непосредственно должник, кредиторы, суд, арбитражный управляющий и иные участники дела. Для каждой из сторон процедура банкротства предполагает наличие установленного порядка действий, строго регламентированных законодательством. В данном материале расскажем, как в соответствии с законом проводится банкротство юридического лица в 2021 году. Пошаговая инструкция – перечень шагов, выполнение которых влечет признание финансово несостоятельной организации таковой официально, через суд. Также подробно рассмотрим все стадии (процедуры), которые предусмотрены при банкротстве.

Пошаговая инструкция по проведению банкротства в 2021 году

Банкротство юридического лица: пошаговая инструкция

Вместо внесения депозита за услуги управляющего допускается подать ходатайство о финансировании процедуры банкротства за счет имущества должника (при наличии), однако суд может не удовлетворить такую просьбу.

Если в суд с заявлением о банкротстве обращается не должник, а кредитор (в том числе работник организации), то документы подбираются согласно ст. 40 ФЗ № 127. Дополнительно, вне зависимости от того, кто выступает заявителем, в обязательном порядке учитываются требования ст. 126 АПК РФ о приложениях к иску.

Далее, если Арбитражный суд выносит соответствующее решение и открывает дело о банкротстве, назначается управляющий, который принимает на себя ответственность за дальнейший ход процесса.

Процедуры банкротства юридического лица

После признания в судебном порядке должника банкротом, все исполнительные производства в отношении него приостанавливаются. Останавливается начисление пеней и штрафов, открываются заблокированные счета, снимается арест с имущества. Суд назначает процедуры в рамках дела о банкротстве, которые обязаны учесть баланс интересов кредиторов и при этом защитить права должника.

Банкротство юридического лица: пошаговая инструкция

Необходимость и очередность вводимых процедур определяет суд. Однако кредиторы и должник также имеют инструменты влияния на их запуск и остановку.

Наблюдение

В большинстве случаев судьи изначально применяют к банкроту процедуру наблюдения. Арбитраж, как правило, ничего не знает о финансовом состоянии должника и не может сразу вынести решение по делу о банкротстве.

Судом назначается временный (арбитражный) управляющий, которого обязуют следить за проведением всех этапов процедуры. Зарплата временного управляющего — 30 000 рублей в месяц. Кроме того, помимо фиксированной суммы вознаграждения арбитражный управляющий может рассчитывать на проценты, определяемые согласно ст. 20.6 ФЗ № 127.

Далее по своему регламенту управляющий обязан решить следующие задачи:

  • провести анализ финансового состояния банкрота;
  • принять меры по сохранности имущества банкрота;
  • выявить всех кредиторов должника;
  • назначить дату первого собрания кредиторов и уведомить их об этом по почте не позднее 14 дней до начала собрания. (ФЗ № 127, ст. 13);
  • ввести в свой реестр законные требования кредиторов;
  • предъявить суду отчет о своей работе и представить протокол первого собрания кредиторов.

Временный управляющий имеет право получать любую информацию, касающуюся деятельности должника. Все госучреждения, а также юридические и физические лица, располагающие данными о должнике, обязаны предоставить их управляющему не позднее 7 суток после официального запроса. Также временный управляющий может ходатайствовать в суд об отстранении от дел руководителя предприятия-банкрота.

Само же руководство должника (юрлица) ограничено в своих действиях следующим регламентом (ФЗ № 127, ст. 64):

  • предприятие-банкрот не имеет права без разрешения временного управляющего кредитовать и кредитоваться либо передавать имущество в доверительное управление;
  • нельзя без ведома временного управляющего совершать сделки купли-продажи, превышающие 5% балансовой стоимости имущества;
  • запрещено проводить реорганизацию, самоликвидацию, открывать от имени банкрота новые юрлица или входить в состав других юрлиц;
  • нельзя размещать на фондовом рынке свои акции, облигации;
  • банкрот не вправе создавать новые филиалы и представительства;
  • руководству предприятия запрещено из прибыли выплачивать дивиденды акционерам и денежные доли учредителям.

По остальным направлениям хозяйственной деятельности банкрот имеет привычную свободу действий.

Максимальный срок, установленный законом для проведения процедуры — семь месяцев. Однако, часто этот срок существенно продлевается по разным причинам, связанным как работой судов, так и с необходимостью провести тщательную проверку деятельности компании со стороны управляющего. После все результаты процедуры наблюдения должны быть переданы временным управляющим в суд для рассмотрения дела о банкротстве.

Финансовое оздоровление

Процедура финансового оздоровления может быть запущена по ходатайству собрания кредиторов в суд или по ходатайству третьего лица, которое обязуется предоставить финансовое обеспечение для банкрота. Сам должник не вправе напрямую ходатайствовать в суд о начале этой процедуры, но он может официально обратится с подобной просьбой к первому собранию кредиторов.

При запуске процедуры суд назначает административного (арбитражного) управляющего с гонораром 15 000 рублей в месяц, плюс проценты. Обычно им становится временный управляющий из процедуры наблюдения. Отстранить административного управляющего может только назначивший его арбитражный судья. Все другие участники могут только аргументировано ходатайствовать в суде о его отстранении.

Административный управляющий обладает более расширенными полномочиями, чем временный. Он обязан через суд пресекать все сомнительные сделки должника. В случае нарушения установленного по процедуре плана платежей, управляющий вправе требовать от поручителя должника оплатить задолженность из заявленного обеспечения. При отказе поручителя его ждет наказание в соответствии с гражданским законодательством (ФЗ № 127, ст. 91).

Сам же должник обладает почти теми же ограничениями в деятельности, что и при процедуре наблюдения. Несмотря на относительную свободу действий, собственники и руководство юрлица фактически не могут направлять значительные денежные суммы на развитие бизнеса или на свои нужды.

Максимально допустимый срок прохождения процедуры финансового оздоровления – два года. По окончании процедуры, должник предоставляет своему административному управляющему полный отчет о состоянии дел. На основании отчета управляющий дает свое заключение. В случае, если требования кредиторов не удовлетворены, управляющий созывает собрание кредиторов, где они принимают решение о введении более жестких процедур. Соответствующее ходатайство кредиторов передается в суд.

Внешнее управление

Процедура внешнего управления запускается в случаях, когда кредиторы смогли убедить суд в отсутствии у руководства юрлица-банкрота добросовестности или организационной компетенции. Зачастую внешнее управление вводят сразу после процедуры финансового оздоровления. Внешнее управление вводится на срок, не превышающий 1,5 года, но по особым обстоятельствам он может быть продлен еще на 6 месяцев.

Суд назначает должнику внешнего (арбитражного) управляющего с фиксированным гонораром в 45 000 рублей в месяц, плюс проценты. Управляющий отстраняет руководителя юрлица-банкрота от ведения дел, и даже вправе уволить его. В течение 3-х дней бывший руководитель обязан передать арбитражному управляющему всю документацию, материальные ценности и печати.

Кроме стандартных управленческих возможностей, суд наделяет внешнего управляющего особыми полномочиями. Он вправе:

  • отказаться в течение первых трех месяцев от исполнения ранее заключенных невыгодных сделок. При этом сделки не должны быть частично или полностью реализованы;
  • расторгнуть в течение первых трех месяцев невыгодные договоры.

Помимо этого, при запуске процедуры устанавливается мораторий на выплату кредиторам по долгам. Задачей внешнего управления является восстановить платежеспособность предприятия без необходимости распродажи прибыльных активов.

Конкурсное производство

Когда предприятие не способно в разумные сроки восстановить необходимую прибыльность, кредиторы ходатайствуют в арбитражный суд о применении к должнику процедуры конкурсного производства. По сути, она направлена на распродажу имущества банкрота с целью погашения долговых обязательств. Установленный срок проведения процедуры — шесть месяцев, но по ходатайству участвующего лица срок может быть продлен еще на полгода, а потом еще. И так неограниченное число раз.

Как и другие процедуры, конкурсное производство приостанавливает начисление пеней и штрафов по долгам. Срок выплаты считается наступившим и начисление процентов по кредитам также прекращается. Снимается арест с имущества.

  • имущество, которое изъято из оборота, с продаваемого предприятия (ст. 132 ФЗ № 127);
  • социально-значимые объекты и объекты культурного наследия (они продаются отдельно, в порядке, установленном ст. 110 ФЗ № 127);
  • личное имущество и имущественные права третьих лиц;
  • залоговое имущество – оно не исключается, но учитывается отдельно (ст. 131 ФЗ № 127).

Далее управляющий назначает аукционные торги по продаже имущества. От обычного аукциона отличие в том, что ряд участников имеют право приоритетного выкупа имущества. Также управляющий может ограничить доступ к торгам, сделав их закрытыми.

По общему правилу кредиторов принято разделять на следующие категории (п. 4 ст. 134 ФЗ № 127):

  • Кредиторы первой очереди – это лица, требующие законной компенсации, чья жизнь или здоровье пострадали от действий должника.
  • Кредиторы второй очереди – лица, работавшие на должника по трудовому договору.
  • Кредиторы третьей очереди – все иные физлица и юрлица, перед которыми образованы долговые обязательства: банки, партнеры, контрагенты.

Вместе с тем, из выручки от продажи конкурсной массы в приоритетном порядке погашают долги по текущим платежам, преимущественно возникшие до подачи заявления на признание должника банкротом.

Также приоритетно оплачиваются расходы, связанные с предотвращением техногенных катастроф и гибелью людей, которые могли возникнуть от закрытия предприятий (п. 1 ст. 134 ФЗ № 127).

Выплаты по долгам банкрота, относящиеся к текущим платежам, производят в следующей очерёдности:

  • расходы, связанные с процессом судебного разбирательства, в том числе вознаграждение управляющему;
  • зарплаты физлиц, которые были наняты по трудовому договору уже после подачи в суд заявления о банкротстве;
  • гонорары привлечённым лицам: оценщику, аукционному персоналу;
  • коммунальные и другие эксплуатационные платежи;
  • иные платежи.

В случае, если конкурсному управляющему не хватило вырученных средств для погашения всех долгов банкрота, долги все равно считаются погашенными. Даже те, кто не получил от банкрота ничего, не могут повторно требовать в суде возврата долга. Нераспроданное имущество, которое кредиторы не пожелали взять в счет уплаты долга, возвращается банкроту.

Мировое соглашение

В любой момент кредитор и должник могут прийти к мировому соглашению и остановить тем самым банкротство. Соглашение оформляется в письменном виде и передается в арбитраж. После утверждения судом ни одна из сторон не может выйти из мирового соглашения. Все участники обязаны следовать положениям заключенного компромисса. Иначе дело о банкротстве будет восстановлено с преимуществом для добросовестного исполнителя.

Мировое соглашение со стороны должника подписывает уполномоченный представитель, а со стороны кредиторов — лицо, выбранное на общем собрание кредиторов.

В условиях соглашения могут быть прописаны сроки погашения задолженности, взаимозачет требований, передача должником доли в уставном капитале. В качестве отступных банкротом могут быть предложены денежные суммы и ценные бумаги. По мировому соглашению можно изменить сроки платежей и размер выплат. Но при этом стоит учитывать, что судья может не утвердить соглашение, если решит, что оно не соответствует определенным требованиям.

Арбитражный суд вправе отказать в утверждении поданного мирового соглашения, если обнаружил следующее:

  • по факту не погашены долги кредиторам 1,2 очереди;
  • нарушен непосредственно порядок заключения мирового соглашения;
  • не соблюдена форма процедуры;
  • предложенная процедура нарушает права третьих лих;
  • условия заключаемого соглашения противозаконны;
  • сделки, прописанные в условии, ничтожны по своей сути (мизерная оплата, чрезмерно малый объем поставок и т.д.).

Решение судьи об отказе может быть обжаловано, но в судебной практике редко утверждают мировое соглашение, которое уже ранее было отклонено судом.

gosposhlina pri bankrotstve

Процедура несостоятельности — процесс сложный, трудоемкий и затратный. Дело о банкротстве рассматривается в арбитражном суде и обязательным условием этой процедуры является уплата госпошлины. В нашей статье мы рассмотрим, как оплачивается госпошлина при банкротстве юридического лица, какой ее размер, что ждет должника за несвоевременную уплату данного платежа.

Понятие госпошлины

На подачу заявления в арбитражный суд о признании юридического лица несостоятельным имеют право:

  • Должник, в лице руководителя компании.
  • Кредитор, если сумма долга более 500 000 рублей.
  • Различные контролирующие органы – налоговая инспекция, Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования, в случае неуплаты налогов и сборов более 3 месяцев.
  • Учредители предприятия.
  • Сотрудники компании, если есть долги по зарплате.
  • Контрагенты физлица, если существуют не выполненные компанией обязательства.

По закону перед обращением в судебный орган нужно уплатить госпошлину за процедуру банкротства юридического лица. Размер платежа зависит от того, кто инициировал подачу заявления. Организации должны уплатить 6000 рублей, а физическое лицо и предприниматели – 300 рублей. Если иск подают несколько кредиторов, сумма госпошлину будет разделена между ними пропорционально.

Принцип оплаты

Согласно законодательству РФ, сразу должна быть уплачена госпошлина, заявление о банкротстве юридического лица подается потом в судебный орган. Квитанция об оплате должна быть вместе с документами, которые подаются вместе с заявлением для рассмотрения дела.

Не облагаются государственной пошлиной следующие иски:

  • Новые претензии и требования, выдвинутые кредиторами.
  • Ходатайства об отмене решений, принятых на собрании кредиторов.
  • Об оспаривании действий финансового управляющего.
  • О передаче требования задолженности другому кредитору.
  • Об исключении определенной собственности должника из конкурсной массы.

Если кредитор решил оспорить сделку, которая ущемляет его интересы, заключенную компанией за последние три года, ему придется уплатить госпошлину в размере 6 000 рублей. Госпошлина при банкротстве юридического лица при подаче апелляционной и кассационной жалобы составит 3 000 рублей.

Федеральный Закон № 127-ФЗ разрешает подавать данные жалобы в таких случаях:

  • Должник или кредитор решили обжаловать принятое решение первой инстанции.
  • У предприятия или у кредитора не приняли заявление в суде.
  • Заявление и поданные документы не приняты в производство, дело о банкротстве не рассматривается.
  • Суд отказал истцам выдать исполнительные листы.

Как оплатить обязательный платеж

Оплату можно произвести любым удобным способом:

  • Через кассу любого банка.
  • Через онлайн-банкинг, введя реквизиты получателя или отсканировав QR-код.
  • Через сайт Федеральной Налоговой Службы РФ.

Если вы решили платить через кассу, необходимо предоставить кассиру паспорт и ИНН. Реквизиты вам знать не понадобится, только нужно сказать кассиру правильное название платежа (госпошлина) и указать уровень суда (арбитражный). После проведения оплаты вы получаете на руки оригинал квитанции.

Последствия несвоевременной уплаты госпошлины

Если не была своевременно оплачена госпошлина, заявление о банкротстве юридического лица не принимается к рассмотрению, все документы возвращаются. Исключение составляет поданное ходатайство с просьбой о рассрочке или отсрочке уплаты данного обязательного платежа.

Согласно действующему законодательству, для подачи апелляционной жалобы для оспаривания решения суда первой инстанции, заявителю отводится 10 дней. Если за этого время в бюджет не поступит фиксированная сумма госпошлины, в рассмотрении жалобы будет отказано. Для подачи кассационной жалобы и уплату пошлины Законом отводится 90 дней.

Так как государственная пошлина напрямую связана с подачей заявления о признании юридического лица несостоятельным, не стоит забывать о штрафах, которые будут применены за несвоевременную подачу этого заявления. Руководитель компании должен в течение 30 дней со дня обнаружения признаков банкротства обратиться в арбитражный суд. Если в дальнейшем будет доказан факт умышленного сокрытия данного момента, к руководителю будет применена административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность. Если инициатором подачи заявления выступает ликвидационная комиссия, у них есть срок – 10 дней.

Читайте также: