Порядок возмещения налога на прибыль

Обновлено: 18.05.2024

Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решений ИФНС об отказе в зачете (возврате) суммы налога, обязании налогового органа возвратить излишне уплаченный налог на прибыль. Решением арбитражного суда первой инстанции заявление удовлетворено. Постановлением арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения. Налоговый орган обратился в суд кассационной инстанции.

Позиция налогового органа:

В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

О факте излишней уплаты налога Обществу должно было быть известно с момента его фактической уплаты, с которого прошло более трех лет до момента подачи заявления о возврате переплаты, в связи с чем Обществом пропущен трехлетний срок для предъявления требования о возврате переплаты в судебном порядке.

Переплата по налогу на прибыль возникла у Общества в связи с уменьшением заявленного ранее размера доходов по причине с урегулированием разногласий с контрагентами в судебном и досудебном порядке, получением возмещения убытков, возвратом госпошлины, а также в связи с увеличением заявленного ранее размера расходов по причине не учета расходов за услуги сторонних организаций.

Данные обстоятельства стали известны Обществу после подачи первоначальной декларации и уплаты в соответствующие бюджеты исчисленных в ней сумм налога, а обоснованность заявления об уменьшении сумм налога к уплате была подтверждена налоговым органом по окончании камеральной проверки последней уточненной налоговой декларации, по результатам которой решение о привлечении Общества к ответственности за неполную уплату сумм налога, либо о доначислении налога налоговым органом не было принято.

Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 21.06.2001 N 173-О сформулирована правовая позиция, в соответствии с которой срок, установленный в ст. 78 НК РФ, направлен не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а, напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время, данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.

При этом вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к п. 2 ст. 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишне уплаченного налога.

Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 30.07.2013 N 57 было разъяснено, что при проверке соблюдения налогоплательщиком срока на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога судам необходимо учитывать, что п. 7 ст. 78 НК РФ определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган. В случае же, когда налоговым органом отказано в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм налога, с соответствующим иском о возврате налога он вправе обратиться в суд в срок, установленный п. 3 ст. 79 НК РФ, то есть в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат налога.

Аналогичная судебная практика:

Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 N 1665-О-О;

Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08 по делу N А65-28187/2007-СА1-56;

Определение Конституционного Суда РФ от 01.10.2008 N 675-О-П;

Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.2008 N 630-О-П;

Определение ВАС РФ от 22.01.2007 N 16635/06 по делу N А42-7007/2005.

В то же время, как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08 по делу N А65-28187/2007-СА1-56, моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации.

Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.

Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на налогоплательщика.


Если у вас каким-то образом образовалась переплата по любому налогу, то ее можно вернуть или зачесть в счет погашения недоимки или будущих платежей. Общий механизм возврата закреплен в ст. 78 Налогового кодекса РФ, а особенности для некоторых видов налогов – во второй части НК РФ. В этой статье речь пойдет о налоге на прибыль, но поскольку условия возврата/зачета в целом одинаковые, можно изучать судебную практику по любым видам налогов.

Несмотря на то, что в НК РФ порядок возврата/зачета прописан достаточно подробно, на практике возникает много проблем. Некоторые принципиальные вопросы достаточно легко решаются в суде, но многие споры имеют индивидуальные особенности, и разрешение дела зависит от конкретных обстоятельств.

1. Срок для возврата налога.

Больше всего споров возникает при исчислении трехлетнего срока, установленного в п. 7 ст. 78 НК РФ. Точнее, не при исчислении, а при определении его начального момента.

Пункт 7 ст. 78 НК РФ этим моментом называет срок уплаты налога.

Однако, применив нормы гражданского права о сроке исковой давности, п. 3 ст. 79 НК РФ, а также определение КС РФ от 21.06.2001 № 173-О, можно попытаться убедить суд (инспекцию, скорее всего, не удастся – там все в этом вопросе предельно формализовано), что на самом деле срок нужно отсчитывать с другого момента.

Допустим, у вас образовалась переплата за 2012 год. А сейчас лето 2016 года, и трехлетний срок прошел. Причины пропуска срока могут быть объективными, а возможно, что бухгалтер наличие переплаты просто прохлопал ушами.

1.1.​ День перечисления налога.

Суд может решить просто: срок следует считать со дня уплаты, как прямо предусмотрено в законе.

Такие постановления можно даже не анализировать. Для примера: постановления ФАС ЗСО от 18.07.2014 по делу № А03-23878/2013, ФАС ПО от 01.04.2014 по делу № А55-12545/2013, ФАС ЦО от 19.12.2013 по делу № А23-1227/2013.

1.2.​ День подачи основной декларации.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.06.2016 № Ф05-7451/2016 по делу № А40-194341/2015

- у общества была переплата по налогу на прибыль за 2011 год;

- в июне 2015 года оно подало заявление о возврате;

- инспекция отказала, т.к. трехлетний срок пропущен.

- инспекция права, т.к. налог за 2011 год рассчитывается не позднее 28 марта 2012 года (п. 4 ст. 289 НК РФ);

- на день подачи декларации за 2011 год общество должно было знать о переплате;

- срок давности истек 28 марта 2015 года. Заявления и в суд, и в инспекцию поданы по истечении срока;

- общество не имеет права на возврат спорной суммы.

- такой подход представляется наиболее логичным, т.к. налогоплательщик считает, сколько он должен заплатить при составлении декларации, а не на день фактического перечисления налога;

1.3. День подачи уточненной декларации

Если вы обнаружили, что у вас есть переплата по налогу, то вы можете подать уточненку. Корректировка суммы налога в этом случае – ваше право. Обязанность подать уточненку возникает, если выявлена недоплата налога (неудивительно, налицо забота о бюджете).

Срок на возврат задекларированной переплаты может быть исчислен с даты подачи уточненки, но для этого нужно объяснить, почему налог не был верно исчислен раньше.

Постановление ФАС Уральского округа от 07.07.2014 N Ф09-3754/14 по делу N А60-42002/2013

- общество в 2010 году подало уточненку по налогу на прибыль за 2008 год, при этом получилась переплата;

- в ноябре 2012 года общество заявило в инспекцию о возврате налога и получило отказ.

- не доказано, что общество знало о переплате до подачи уточненки; переписка с инспекцией, акт сверки и другие документы таких сведений не содержат;

- срок на возврат может быть исчислен со дня представления уточненки.

- в этом деле обществу повезло: каких-либо обстоятельств, препятствующих верному расчету налога в первоначальной декларации, в судебном акте не отражено;

- схожие дела: постановления ФАС СКО от 08.05.2014 по делу № А53-13922/2013, ФАС МО от 17.02.2014 № Ф05-1251/2013 по делу № А41-19585/12, ФАС ПО от 18.04.2013 по делу № А65-18995/2012, ФАС ДО от 08.07.2014 № Ф03-2311/2014 по делу № А73-10256/2013, ФАС СЗО от 21.12.2012 по делу № А21-1751/2012.

Однако не всегда можно исчислить срок на возврат налога с даты подачи уточненки.

Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08 по делу N А65-28187/2007-СА1-56

- общество в 2007 году обратилось за возвратом переплаты за 2003 год, подав уточненку;

- инспекция, конечно, отказала в возврате.

- инспекция права, т.к. общество должно было узнать о переплате при подаче основной декларации или при уплате налога;

- каких-либо обстоятельств, препятствующих правильному своевременному расчету налога, не выявлено.

- нельзя после истечения срока заявить о возврате налога, несмотря на то, что переплата принадлежит налогоплательщику. Поскольку трехлетний срок истек, переплата остается в бюджете;

- такие же дела: постановления ФАС ДО от 06.03.2013 № Ф03-668/2013 по делу № А51-16795/2012, ФАС ПО от 01.04.2014 по делу № А55-12545/2013, ФАС СКО от 24.03.2014 по делу № А53-8964/2013, ФАС УО от 02.04.2013 № Ф09-2057/13 по делу № А47-9570/2012.

1.4.​ День составления акта сверки.

Часто для выявления переплаты или по другим причинам составляется акт сверки расчетов (п. 3 ст. 78 НК РФ). И день подписания (или направления) такого акта может быть признан моментом, когда налогоплательщик узнал о том, что у него есть переплата. Соответственно, трехлетний срок исчисляется с этого момента.

Постановление Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 № 17372/09 по делу № А55-3784/2009

- общество, полагая, что у него нет долга по пеням, при этом есть переплата по налогу на прибыль, предложило инспекции составить акт сверки;

- актом сверки зафиксирована переплата, но инспекция ее не вернула, т.к. срок пропущен.

- поскольку достоверно о переплате общество узнало после составления акта сверки, именно с этого момента исчисляется трехлетний срок.

- это и многие другие дела решены в пользу налогоплательщика, основное – чтобы до сверки существовала какая-либо неопределенность, т.е. точно было неизвестно, есть переплата или нет;

Однако суды не всегда соглашаются с налогоплательщиками.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.06.2016 № Ф05-5097/2016 по делу № А40-156602/2015

- общество пропустило срок возврата налога, но настаивает, что он должен исчисляться с даты акта сверки, или, по крайней мере, подписание инспекцией акта прерывает срок исковой давности.

- общество самостоятельно рассчитывало налог и не доказало, что не могло сразу посчитать его правильно;

- подписание акта сверки срок исковой давности не прерывает, т.к. не свидетельствует о признании долга (обязанности вернуть переплату).

- как мы видим, общество не нашло обстоятельств, которые препятствовали бы ему своевременно подать заявление о возврате налога или подтвердили бы, что оно не знало о факте или сумме переплаты. Именно поэтому суд отказал в возврате налога;

- такие же дела: постановления ФАС СЗО от 15.04.2014 по делу № А56-77522/2012, ФАС ЗСО от 18.07.2014 по делу № А03-23878/2013, от 13.02.2014 по делу № А75-3152/2013, ФАС МО от 30.12.2013 № Ф05-16324/2013 по делу № А40-13030/13, от 14.11.2013 по делу № А40-161312/12-115-1159, ФАС УО от 16.08.2013 № Ф09-8107/13 по делу № А60-51936/2012, ФАС ВВО от 11.07.2013 по делу № А17-3138/2012.

2. Авансовые платежи

Налогоплательщик имеет право на возврат/зачет не только суммы налога на прибыль, рассчитанной по итогам года, но и авансовых платежей, перечисляемых в течение налогового периода (п. 1 ст. 287 НК РФ). Однако и здесь не все просто.

2.1. Срок подачи заявления о возврате.

Опять возникает вопрос об исчислении трехлетнего срока на подачу заявления о возврате авансовых платежей: со дня уплаты, подачи расчета или с другого момента?

Этот аспект урегулирован в судебной практике, хотя споры идут до сих пор.

Определение Верховного Суда РФ от 03.09.2015 по делу № 306-КГ15-6527, А72-6526/2014

- переплата по авансовым платежам за 2010 и 2011 годы, последний платеж – 18.03.2011;

- заявление о возврате в инспекцию подано 24.03.2014, естественно, получен отказ.

- суды трех инстанций отказали обществу в возврате, определив, что трехлетний срок исчисляется с даты последнего платежа;

- ВС РФ направил дело на новое рассмотрение исходя из того, что окончательный финансовый и налоговый результат определяется по итогам налогового периода и отражается в годовой декларации. Соответственно, срок на возврат считается с даты подачи декларации, но не позднее 28 марта;

- позиция, изложенная ВС РФ, отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 17750/10.

- действительно, судебная практика по этому вопросу достаточно устойчива, непонятно почему нижестоящие суды по этому делу решили иначе;

- позиция высших судов логична, и неплохо бы закрепить ее законодательно, ее придерживаются даже государственные органы (письма Минфина России от 15.06.2012 № 03-03-06/1/309, ФНС России от 21.02.2012 № СА-4-7/2807);

2.2. Возврат/зачет переплаты до окончания камеральной проверки.

Допустим, налогоплательщик имеет переплату за 2 квартал и хочет ее вернуть или зачесть в счет авансового платежа за 3 квартал, но полугодовой расчет инспекцией еще не проверен.

На первый взгляд, заявить переплату к возврату/зачету можно только после того, как инспекция подтвердит ее наличие, а сделать она это может только по итогам проверки (если проверка затянулась, то заявление можно подать после окончания трехмесячного срока на проверку, предоставленного инспекции ст. 88 НК РФ). Такое мнение появилось еще в 2005 году, оно выражено в п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98 и повторено в судебной практике, например, в постановлении ФАС УО от 20.07.2010 по делу № Ф09-5663/10-С3.

Однако, к удивлению, есть и противоположные судебные решения.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2011 по делу № А56-48816/2010

- переплата образовалась по итогам первого полугодия 2009 года;

- заявление о возврате подано 01.09.2009, но оставлено инспекцией без исполнения, т.к. проводится камеральная проверка.

- отказ незаконен, поскольку приведенная инспекцией информация не предусмотрена в НК РФ в качестве основания для отказа в возврате переплаты.

- а если по итогам проверки выяснится, что переплата таковой не является, придется ее вернуть в бюджет, еще и с пенями;

- аналогичные дела: постановления ФАС ПО от 26.03.2009 по делу № А55-12407/2008, ФАС СЗО от 25.12.2008 по делу № А26-2386/2008, от 20.11.2008 по делу № А26-2387/2008.

3. Возврат налога налоговым агентом

Пункт 2 ст. 312 НК РФ содержит специальные правила для возврата налога на прибыль, удержанного при выплате дохода иностранной организации. В этой норме перечислены необходимые документы и дана ссылка на общий порядок возврата, установленный ст. 78 НК РФ. На перечне документов останавливаться не будем, поскольку в каждом случае нужно разбираться отдельно. Однако можно выделить некоторые общие моменты относительно срока подачи заявления о возврате налога.

Определение Верховного Суда РФ от 16.12.2015 № 305-КГ15-14146 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.07.2015 по делу № А40-143619/14

- налог удержан в 2010 году, за возвратом общество обратилось в июле 2011 года и получило отказ;

- в сентябре 2014 года общество подало заявление в суд и снова получило отказ.

- трехлетний срок должен быть исчислен с даты окончания года, в котором был выплачен доход. В этом случае – с 28.03.2011 [немного неожиданно, правда, но понятно, что суд имел в виду предельную дату подачи декларации];

- общество в 2010 году знало о переплате, поэтому срок обращения в суд пропущен.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.03.2016 по делу № А40-105982/2014

- иностранной компании в 2010 году выплачены дивиденды по итогам 2009 года;

- в возврате удержанного налога отказано в связи с недостатками в документах.

- налоговым периодом для выплаченного дохода (дивидендов) является 2010 год, поэтому трехлетний срок для возврата налога истек 31.12.2013;

- поскольку этот срок обществом соблюден и документы в порядке, налог необходимо вернуть.

Суды называют разные сроки, с которых необходимо отсчитывать трехлетний срок на возврат переплаты, но, видимо, следует обратиться к практике применения ст. 78 НК РФ, раз на нее есть ссылка в п. 2 ст. 312 НК РФ. Поэтому мы возвращаемся к началу статьи и выбираем подходящий вариант исчисления срока.

26 августа 2016

Если остались вопросы, либо требуется иная юридическая помощь, то специалисты нашей юридической фирмы оперативно смогут помочь. Свяжитесь с нами по следующим контактам:

Если вам понравился этот материал или какие-либо наши иные, то порекомендуйте их вашим коллегам, знакомым, друзьям или деловым партнерам.

Если у фирмы возникла переплата по налогу, вы можете зачесть ее в счет уплаты по другим налогам или вернуть на расчетный счет. Как это сделать, зависит от причины переплаты:

Общий порядок возврата и зачета налоговых переплат

Порядку возврата и зачета налоговых переплат посвящена статья 78 Налогового кодекса. С 1 октября 2020 года эти правила изменились (Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ).

Переплату налога можно, как и прежде (подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ):

До 1 октября 2020 года переплату по налогу можно было зачесть только в счет налога того же вида: федерального за счет федерального, регионального или местного – за счет регионального или местного соответственно. А возврат был возможен только при отсутствии недоимки по налогам, уплачиваемым в один и тот же бюджет.

С 1 октября 2020 установлены такие правила.

  1. Зачесть переплату в счет будущих платежей или погасить задолженность можно по разным налогам, вне зависимости от того, в какой они зачисляются бюджет. Например, за счет излишне уплаченного федерального налога (например, налога на прибыль) можно погасить недоимки или штрафы по региональным или местным налогам (например, по имущественным налогам).
  2. На возврат налоговой переплаты на расчетный счет установлено ограничение. Возврат деньгами будет невозможен, если у вас имеется недоимка по любым налогам – федеральным, региональным или местным. За счет переплаты нужно будет сначала погасить свои долги по налогам, пеням и штрафам (п. 6 ст. 78 НК РФ).
  3. У инспекции появилась новая обязанность - уведомлять налогоплательщика о том, что на его лицевом счету имеется излишне уплаченная сумма. На уведомление о факте переплаты и ее сумме у инспекции есть 10 дней с момента выявления (п. 3 ст. 78 НК РФ). При обнаружении переплаты по предложению налогового органа может быть проведена совместная сверка расчетов (так же как и по предложению налогоплательщика, который выявил переплату сам).

Кроме того, из статьи 78 НК РФ Законом № 325-ФЗ исключена оговорка о том, что зачет и возврат переплаты производит только ИФНС по месту учета компании. Это будет делать любая инспекция. Но заявление нужно по-прежнему подавать именно по месту учета (п. 6 ст. 78 НК РФ). Его можно подать в течение трех лет со дня уплаты данной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Закон № 325-ФЗ с 29 октября 2019 года установил порядок исчисления сроков на принятие ИФНС решения о зачете или возврате налогов по итогам камеральной проверки. На принятие решения дается 10 дней. А когда начинать их отсчет, зависит от того, выявила камеральная проверка нарушения или нет.

Если нарушений нет, отсчет 10-дневного срока пойдет по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения проверки, или со дня, когда она должна была закончиться в силу пункта 2 статьи 88 НК РФ (в общем случае это три месяца).

Если нарушения есть, то этот отсчет нужно начинать со дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам камеральной проверки.

Решения о возврате или зачете излишне уплаченных налогов и сборов оформляются по формам, утвержденным приказом приказом ФНС России от 17 августа 2021 года № ЕД-7-8/757@, которые применяются с 23 октября 2021 года. Форматы электронных заявлений приведены в приказе ФНС России от 18 марта 2019 года № ММВ-7-8/137@.

Если переплата возникла более трех лет назад

Если у вас есть переплата налога, которая возникла более трех лет назад, налоговая ее, скорее всего, не вернет. Но деньги можно попытаться вернуть через суд. Письмо Минфина России от 17 ноября 2017 года № 03-02-08/75912.

Если со дня внесения налоговых платежей в бюджет прошло более трех лет, действуют нормы ГК РФ об исчислении общего срока исковой давности. Три года считают со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 195, 196, п. 1 ст. 200 ГК РФ).

В случае пропуска этого срока компания может обратиться в суд с иском о возврате переплаченной суммы. Его, в свою очередь, также можно подать в течение трех лет с момента, когда она узнала или должна была узнать о нарушении своего права (Определение КС РФ от 21 июня 2001 г. № 173-О). Трехлетний срок на подачу в суд иска о возврате излишне уплаченных сумм должен исчисляться с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о переплате.

По новым правилам, когда ФНС вменили в обязанность уведомлять налогоплательщиков о переплате, срок для подачи иска в суд нужно отсчитывать или с момента получения налогового уведомления об обнаруженной переплате от налоговой инспекции, или со дня подписания акта совместной сверки, если она проводилась.

Нужно соблюсти досудебный порядок. Сначала подать в инспекцию заявление о возврате переплаты. А получив отказ, подать исковое заявление в суд. Кстати, суд может учесть, что инспекция, со своей стороны, нарушила положения пункта 3 статьи 78 НК РФ и не известила вас о переплате.

Хотя если в суде докажут, что налогоплательщик знал о переплате и без уведомления инспекции, спор можно и проиграть. К таким доказательствам можно отнести подачу первичной и уточненной деклараций, а также факт добровольной уплаты налога.

Так и произошло в деле, по которому ВС РФ принял определение от 19 марта 2019 г. № 304-ЭС19-1659. Предприниматель решил вернуть переплату по налогу, однако инспекция отказала в возврате, ссылаясь на истечение трехлетнего срока. Довод о неисполнении инспекцией обязанности по информированию о переплате судьи не приняли.

У вас будет шанс вернуть деньги в судебном порядке, если вы узнали о переплате из акта сверки расчетов с налоговым органом. В этом случае начало течения трехлетнего срока, когда вы узнали о переплате, начинается с момента получения этого акта.

Но погасить недоимку по налогу переплатой по другому налогу, которая возникла больше трех лет назад, уже нельзя (Федеральный закон от 29 июля 2018 г. № 232-ФЗ). Даже в случае, когда налоговая инспекция самостоятельно зачитывает ваши излишне уплаченные платежи (до недавнего времени срок давности недоимки, на уплату которой ИФНС направляет переплату, значения не имел).

Срок для самостоятельного зачета недоимки налоговиками ограничен (п. 5 ст. 78 НК РФ). С 31 августа 2018 года налоговая инспекция вправе самостоятельно зачитывать только ту переплату, которая образовалась не больше трех лет назад.

Уплата налога за третьих лиц

По действующим правилам разрешено перечислять налоговые платежи и страховые взносы за третьих лиц (Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ). Это правило распространяется на всех налогоплательщиков – и физических, и юридических лиц. Тем не менее, зачет излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, взносов, пеней и штрафов в счет предстоящих платежей или погашения недоимки другого лица Налоговым кодексом не предусмотрен (письмо Минфина России от 6 марта 2017 г. N 03-02-08/12572).

То есть, если директор заплатит за организацию налог или штраф из своих личных денег, нарушения не будет. Но зачесть переплату по НДФЛ того же директора в счет налога, который обязано заплатить его фирма, нельзя.

Как указал Минфин в письме от 28 июня 2017 г. № 03-03-06/1/40668, затраты на уплату налога за третье лицо нельзя учесть в расходах, если третье лицо не возмещает эти затраты.

Связано это с тем, что отношения, возникающие между налогоплательщиком и лицом, перечислившим за него налог, регулируются Гражданским кодексом. К третьему лицу, исполнившему обязательство должника, переходят права кредитора по обязательству (ст. 313 ГК РФ). Таким образом, при перечислении налога или взноса за третье лицо между ним и плательщиком возникают долговые обязательства.

В то же время, согласно Налоговому кодексу стоимость безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей, не учитываются в расходах при налогообложении прибыли (п. 16 ст. 270 НК РФ). Поэтому, если фирма (ИП), уплачивающая налог (взнос) за третье лицо не требует с налогоплательщика возместить ей затраты, то такие расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются.

Неналоговые платежи за третьих лиц

Перечислять неналоговые платежи за третье лицо нельзя.

Почему это запрещено, разъяснил Минфин в письме от 21 мая 2018 № 23-01-06/34205.Такие платежи, как арендная плата, штрафы и др., должно вносить только то лицо, на которое возложена обязанность по их уплате.

Связано это с тем, что законодательство РФ не позволяет третьим лицам перечислять неналоговые платежи за тех, кто обязан их вносить по закону. Так, привлеченное к административной или уголовной ответственности лицо должно заплатить штраф за совершенное правонарушение самостоятельно (КоАП РФ, УК РФ, УИК РФ). А в Гражданском кодексе сказано, что перечислять арендную плату за пользование имуществом по договору аренды должен арендатор.

Но если третье лицо все-таки перечислило неналоговый платеж за плательщика, то такой платеж не засчитают и причислят к подлежащим возврату.

ПЕРЕПЛАТА НДФЛ: ПОРЯДОК ВОЗВРАТА И НОВЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ ФНС.

Как вернуть (зачесть) переплату по НДФЛ организации – налоговому агенту? Каков порядок возврата налога, который излишне удержан с доходов физического лица и перечислен в бюджет? В каком порядке возвращается (зачитывается) переплата по НДФЛ, возникшая по другим причинам?

Сотрудники контролирующего органа выпустили Письмо от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@, в котором дали разъяснения по вопросу зачета (возврата) излишне уплаченных сумм НДФЛ. В этом письме чиновники обратили внимание на то, что порядок возврата (зачета) излишне уплаченного НДФЛ зависит от того, признаются ли данные суммы самим налогом. В статье рассмотрим эти разъяснения более подробно.

Вначале напомним, что согласно пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства налоги.

Также налоговыми агентами для целей применения указанной главы признаются российские организации, которые перечисляют суммы денежного довольствия, денежного содержания, заработную плату, иное вознаграждение (другие выплаты) военнослужащим и лицам гражданского персонала (федеральным государственным гражданским служащим и работникам) Вооруженных Сил РФ (п. 7.1 ст. 226 НК РФ).

Удержанный НДФЛ необходимо перечислить в бюджет в сроки, которые установлены п. 1, 2 ст. 223, п. 6 ст. 226 НК РФ (письма Минфина РФ от 01.02.2017 № 03 04 06/5209, от 25.07.2016 № 03 04 06/43463, 03 04 06/43479, ФНС РФ от 26.05.2014 № БС-4-11/10126@).

Отметим, п. 9 ст. 226 НК РФ установлено, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Следовательно, перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой налога.

Таким образом, НДФЛ, перечисленный в бюджет раньше срока выплаты дохода, сотрудники налоговой не признают налогом. В этом случае обязанность налогового агента по перечислению НДФЛ не является исполненной. Соответственно, организация – налоговый агент обязана заново уплатить налог в полной сумме. Такие разъяснения представлены в письмах Минфина РФ от 16.09.2014 № 03 04 06/46268, ФНС РФ от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@, от 29.09.2014 № БС-4-11/19714@. Кроме того, НДФЛ, уплаченный раньше срока, зачесть в счет предстоящих платежей не получится, его можно только вернуть из бюджета (Письмо ФНС РФ от 29.09.2014 № БС-4-11/19714@).


Как вернуть (зачесть) переплату по НДФЛ организации - налоговому агенту?

Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или возврате излишне уплаченного НДФЛ может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах. Отметим, что порядок действий организации – налогового агента зависит от причины образования переплаты:

  • НДФЛ был излишне удержан с доходов физического лица и перечислен в бюджет;
  • переплата по НДФЛ возникла по другим причинам, например, из-за ошибки в платежном поручении или перечисления налога ранее даты уплаты НДФЛ в бюджет (там самым он не признается налогом).

Рассмотрим подробно порядок возврата НДФЛ в каждом из вышеуказанных случаев.

Порядок возврата ндфл, который излишне удержан с доходов физического лица и перечислен в бюджет.

Ситуация, когда организация – налоговый агент излишне удержала НДФЛ с доходов физического лица и перечислила его в бюджет, может возникнуть, например, при предоставлении сотруднику имущественного или социального вычета не с начала года. В этом случае согласно п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика. При этом организация обязана сообщить нало-гоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Обратите внимание:

Возврат суммы налога налогоплательщику в отсутствие налогового агента (например, в случае ликвидации организации) либо в связи с перерасчетом по итогам налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента РФ производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), а не организацией – налоговым агентом (п. 1 и 1.1 ст. 231 НК РФ).

Возврат сотруднику-налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится организацией – налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент удерживает налог, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика. Такой возврат может производиться только путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении (ст. 231 НК РФ, письма ФНС РФ от 18.07.2016 № БС-4-11/12881@, Минфина РФ от 16.05.2011 № 03 04 06/6-112 (п. 2)).

Приведем примеры возврата излишне удержанного и перечисленного в бюджет НДФЛ.

Если сумма предстоящих платежей по ндфл больше, чем сумма, которую надо вернуть сотруднику.

Пример 1.

20.02.2017 сотрудник подал заявление о возврате излишне удержанной суммы НДФЛ в размере 23 000 руб. Сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет со всех выплаченных организацией физическим лицам доходов, составила:

– на 10.03.2017 – 18 000 руб.;
– на 10.04.2017 – 18 000 руб.

Как в этом случае зачесть НДФЛ?

возврат излишнего ндфл

Как уже было сказано, сначала необходимо перечислить сумму излишне удержанного НДФЛ на счет сотрудника, указанный в заявлении о возврате. Затем на сумму возвращенного налога нужно уменьшить сумму текущих платежей по НДФЛ, исчисленному с выплат всем физическим лицам, получившим от организации доходы, пока полностью не будет зачтена возвращенная сумма.

Вся сумма излишне удержанного с доходов сотрудника налога в размере 23 000 руб. перечислена на его карту в день выплаты зарплаты – 10.03.2017. Часть возвращенного налога в размере 18 000 руб. организация зачтет в уменьшение НДФЛ, подлежащего перечислению 10.03.2017. Таким образом, перечислять НДФЛ в бюджет 10.03.2017 организация не будет.

На оставшуюся часть возвращенного сотруднику НДФЛ в размере 5 000 руб. (24 000 - 18 000) организация уменьшит НДФЛ, подлежащий перечислению 10.04.2017. В итоге в бюджет организация заплатит налог в сумме 13 000 руб. (18 000 - 5 000).

Пример 2.

20.02.2017 сотрудник представил заявление о возврате излишне удержанной суммы НДФЛ в размере 63 000 руб. Сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет со всех выплаченных организацией физическим лицам доходов, равна:

– на 10.03.2017 – 18 000 руб.;
– на 10.04.2017 – 18 000 руб.;
– на 10.05.2017 – 18 000 руб.

Как в данном случае зачесть НДФЛ?

Из условий примера следует, что сумма подлежащего возврату сотруднику НДФЛ больше предстоящих платежей по этому налогу, так как излишне удержанный НДФЛ необходимо вернуть в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика. В данном случае за возвратом излишнего НДФЛ организация должна обратиться в свою налоговую инспекцию. Для этого в течение 10 рабочих дней со дня получения от работника заявления о возврате излишнего НДФЛ организации нужно представить в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 231 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 20.09.2013 № БС-4-11/17025):

1) заявление о возврате излишне удержанной суммы налога;
2) выписку из налогового регистра по НДФЛ за период, когда налог был излишне удержан;
3) справку 2-НДФЛ на это лицо за период, когда был излишне удержан налог. Если организация обращается за возвратом НДФЛ, излишне удержанного в прошлые годы, нужно представить две справки: первичную и исправленную;
4) документы, подтверждающие излишнее перечисление налога (например, платежное поручение, выписку).

В течение месяца со дня подачи этих документов контролирующий орган должен вернуть переплату по НДФЛ на расчетный счет организации (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Если налоговый агент не вовремя перечислил излишне удержанный ндфл сотруднику.

Итак, если возврат излишне удержанной суммы налога осуществляется налоговым агентом с нарушением срока, установленного ст. 231 НК РФ (в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика), налоговый агент на сумму излишне удержанного налога, которая не возвращена налогоплательщику в установленный срок, обязан начислить проценты, которые также подлежат уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

К сведению:

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Если сумма ндфл, которую необходимо перечислить в бюджет, меньше той, которую нужно вернуть сотруднику.

излишне уплаченный ндфл

Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему РФ, недостаточно для осуществления возврата налогоплательщику излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога в срок, установленный ст. 231 НК РФ, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление о возврате налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.

Кроме заявления организация – налоговый агент должна представить в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишние удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему РФ.

Далее возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ (подробно возврат по этой статье рассмотрим далее).

Обратите внимание:

До осуществления возврата из бюджетной системы РФ налоговому агенту излишне удержанной с доходов налогоплательщика и перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога налоговый агент вправе произвести такой возврат за счет собственных средств.

Порядок возврата переплаты ндфл, возникшей по другим причинам.

Согласно п. 1 и 2 ст. 78 НК РФ зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по начисленным пеням. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

Пунктом 5 ст. 78 НК РФ предусмотрено, что зачет суммы излишне уплаченного НДФЛ в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно.

В силу п. 14 ст. 78 НК РФ правила, установленные данной статьей, распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Сотрудники налогового ведомства, как уже было сказано, считают, что перечисление в бюджет суммы, превышающей величину фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой налога. Данная сумма рассматривается ими как денежные средства, ошибочно перечисленные в бюджет. В связи с этим контролеры могут вернуть налог налоговому агенту в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, при условии что у такого налогового агента не должно быть задолженности по иным федеральным налогам. В этом случае налоговый агент вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате на расчетный счет суммы, не являющейся НДФЛ и ошибочно перечисленной в бюджетную систему РФ. Отметим, что факт ошибочного перечисления сумм по реквизитам уплаты НДФЛ, как и факт излишнего удержания и перечисления налога, подтверждается на основании выписки из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и платежных документов согласно абз. 8 п. 1 ст. 231 НК РФ.

Порядок зачета переплаты ндфл, возникшей по другим причинам.

Что касается зачета излишне уплаченной суммы НДФЛ в счет будущих платежей по данному налогу, сотрудники контролирующего органа отметили, что согласно п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Следовательно, перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой налога.

Соответственно, как указали сотрудники налоговой инспекции, ошибочно перечисленную по реквизитам уплаты НДФЛ сумму можно зачесть в счет погашения задолженности по налогам соответствующего вида, а также в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида. Под иными налогами понимаются федеральные налоги, за исключением НДФЛ.

Такие разъяснения представлены в Письме ФНС РФ от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@.

От редакции:

Отметим, что до этого письма налоговики указывали лишь на возможность возврата налоговому агенту суммы, не являющейся НДФЛ и ошибочно перечисленной в бюджетную систему РФ.

В новом же письме контролирующий орган уже допускает и зачет, в частности, в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида.Таким образом, организациям, которые перечислили по реквизитам уплаты НДФЛ сумму, не являющуюся удержанным с доходов физических лиц налогом, можно будет зачесть данную сумму в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида. Для этого необходимо подать в инспекцию соответствующее заявление.

К сведению:

Зачет (возврат) излишне либо ошибочно уплаченных сумм НДФЛ за период до 01.01.2016 осуществляется в порядке, описанном выше. Об этом также сказано в Письме ФНС РФ от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@.

В заключение обозначим следующее:

1) для возврата излишне удержанного с доходов физического лица НДФЛ организация – налоговый агент обязана письменно сообщить работнику об излишнем удержании налога. Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней со дня, когда была обнаружена ошибка. Далее необходимо получить от работника заявление о возврате излишне удержанной суммы НДФЛ с указанием реквизитов банковского счета для перечисления денег. Вернуть НДФЛ наличными денежными средствами нельзя. Подать такое заявление работник должен до истечения трехлетнего срока со дня уплаты в бюджет излишне удержанного налога;

2) если сумма подлежащего возврату сотруднику НДФЛ больше предстоящих платежей по данному налогу (излишне удержанный НДФЛ необходимо вернуть в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика), организация должна обратиться в налоговую инспекцию с соответствующим заявлением и подтверждающими документами (например, с платежным поручением, выпиской). После этого в соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ в течение месяца со дня подачи таких документов контролирующий орган должен вернуть переплату по НДФЛ на расчетный счет организации;

3) если организация ошибочно перечислила по реквизитам уплаты НДФЛ сумму, не являющуюся удержанным с доходов физических лиц налогом, ее можно будет зачесть в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида или вернуть в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

М.Н. Волкова, эксперт журнала

"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении", апрель, 2017 год

ПЕРЕПЛАТА НДФЛ: ПОРЯДОК ВОЗВРАТА И НОВЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ ФНС.

Как вернуть (зачесть) переплату по НДФЛ организации – налоговому агенту? Каков порядок возврата налога, который излишне удержан с доходов физического лица и перечислен в бюджет? В каком порядке возвращается (зачитывается) переплата по НДФЛ, возникшая по другим причинам?

Сотрудники контролирующего органа выпустили Письмо от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@, в котором дали разъяснения по вопросу зачета (возврата) излишне уплаченных сумм НДФЛ. В этом письме чиновники обратили внимание на то, что порядок возврата (зачета) излишне уплаченного НДФЛ зависит от того, признаются ли данные суммы самим налогом. В статье рассмотрим эти разъяснения более подробно.

Вначале напомним, что согласно пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства налоги.

Также налоговыми агентами для целей применения указанной главы признаются российские организации, которые перечисляют суммы денежного довольствия, денежного содержания, заработную плату, иное вознаграждение (другие выплаты) военнослужащим и лицам гражданского персонала (федеральным государственным гражданским служащим и работникам) Вооруженных Сил РФ (п. 7.1 ст. 226 НК РФ).

Удержанный НДФЛ необходимо перечислить в бюджет в сроки, которые установлены п. 1, 2 ст. 223, п. 6 ст. 226 НК РФ (письма Минфина РФ от 01.02.2017 № 03 04 06/5209, от 25.07.2016 № 03 04 06/43463, 03 04 06/43479, ФНС РФ от 26.05.2014 № БС-4-11/10126@).

Отметим, п. 9 ст. 226 НК РФ установлено, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Следовательно, перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой налога.

Таким образом, НДФЛ, перечисленный в бюджет раньше срока выплаты дохода, сотрудники налоговой не признают налогом. В этом случае обязанность налогового агента по перечислению НДФЛ не является исполненной. Соответственно, организация – налоговый агент обязана заново уплатить налог в полной сумме. Такие разъяснения представлены в письмах Минфина РФ от 16.09.2014 № 03 04 06/46268, ФНС РФ от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@, от 29.09.2014 № БС-4-11/19714@. Кроме того, НДФЛ, уплаченный раньше срока, зачесть в счет предстоящих платежей не получится, его можно только вернуть из бюджета (Письмо ФНС РФ от 29.09.2014 № БС-4-11/19714@).


Как вернуть (зачесть) переплату по НДФЛ организации - налоговому агенту?

Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или возврате излишне уплаченного НДФЛ может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах. Отметим, что порядок действий организации – налогового агента зависит от причины образования переплаты:

  • НДФЛ был излишне удержан с доходов физического лица и перечислен в бюджет;
  • переплата по НДФЛ возникла по другим причинам, например, из-за ошибки в платежном поручении или перечисления налога ранее даты уплаты НДФЛ в бюджет (там самым он не признается налогом).

Рассмотрим подробно порядок возврата НДФЛ в каждом из вышеуказанных случаев.

Порядок возврата ндфл, который излишне удержан с доходов физического лица и перечислен в бюджет.

Ситуация, когда организация – налоговый агент излишне удержала НДФЛ с доходов физического лица и перечислила его в бюджет, может возникнуть, например, при предоставлении сотруднику имущественного или социального вычета не с начала года. В этом случае согласно п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика. При этом организация обязана сообщить нало-гоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Обратите внимание:

Возврат суммы налога налогоплательщику в отсутствие налогового агента (например, в случае ликвидации организации) либо в связи с перерасчетом по итогам налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента РФ производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), а не организацией – налоговым агентом (п. 1 и 1.1 ст. 231 НК РФ).

Возврат сотруднику-налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится организацией – налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент удерживает налог, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика. Такой возврат может производиться только путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении (ст. 231 НК РФ, письма ФНС РФ от 18.07.2016 № БС-4-11/12881@, Минфина РФ от 16.05.2011 № 03 04 06/6-112 (п. 2)).

Приведем примеры возврата излишне удержанного и перечисленного в бюджет НДФЛ.

Если сумма предстоящих платежей по ндфл больше, чем сумма, которую надо вернуть сотруднику.

Пример 1.

20.02.2017 сотрудник подал заявление о возврате излишне удержанной суммы НДФЛ в размере 23 000 руб. Сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет со всех выплаченных организацией физическим лицам доходов, составила:

– на 10.03.2017 – 18 000 руб.;
– на 10.04.2017 – 18 000 руб.

Как в этом случае зачесть НДФЛ?

возврат излишнего ндфл

Как уже было сказано, сначала необходимо перечислить сумму излишне удержанного НДФЛ на счет сотрудника, указанный в заявлении о возврате. Затем на сумму возвращенного налога нужно уменьшить сумму текущих платежей по НДФЛ, исчисленному с выплат всем физическим лицам, получившим от организации доходы, пока полностью не будет зачтена возвращенная сумма.

Вся сумма излишне удержанного с доходов сотрудника налога в размере 23 000 руб. перечислена на его карту в день выплаты зарплаты – 10.03.2017. Часть возвращенного налога в размере 18 000 руб. организация зачтет в уменьшение НДФЛ, подлежащего перечислению 10.03.2017. Таким образом, перечислять НДФЛ в бюджет 10.03.2017 организация не будет.

На оставшуюся часть возвращенного сотруднику НДФЛ в размере 5 000 руб. (24 000 - 18 000) организация уменьшит НДФЛ, подлежащий перечислению 10.04.2017. В итоге в бюджет организация заплатит налог в сумме 13 000 руб. (18 000 - 5 000).

Пример 2.

20.02.2017 сотрудник представил заявление о возврате излишне удержанной суммы НДФЛ в размере 63 000 руб. Сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет со всех выплаченных организацией физическим лицам доходов, равна:

– на 10.03.2017 – 18 000 руб.;
– на 10.04.2017 – 18 000 руб.;
– на 10.05.2017 – 18 000 руб.

Как в данном случае зачесть НДФЛ?

Из условий примера следует, что сумма подлежащего возврату сотруднику НДФЛ больше предстоящих платежей по этому налогу, так как излишне удержанный НДФЛ необходимо вернуть в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика. В данном случае за возвратом излишнего НДФЛ организация должна обратиться в свою налоговую инспекцию. Для этого в течение 10 рабочих дней со дня получения от работника заявления о возврате излишнего НДФЛ организации нужно представить в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 231 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 20.09.2013 № БС-4-11/17025):

1) заявление о возврате излишне удержанной суммы налога;
2) выписку из налогового регистра по НДФЛ за период, когда налог был излишне удержан;
3) справку 2-НДФЛ на это лицо за период, когда был излишне удержан налог. Если организация обращается за возвратом НДФЛ, излишне удержанного в прошлые годы, нужно представить две справки: первичную и исправленную;
4) документы, подтверждающие излишнее перечисление налога (например, платежное поручение, выписку).

В течение месяца со дня подачи этих документов контролирующий орган должен вернуть переплату по НДФЛ на расчетный счет организации (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Если налоговый агент не вовремя перечислил излишне удержанный ндфл сотруднику.

Итак, если возврат излишне удержанной суммы налога осуществляется налоговым агентом с нарушением срока, установленного ст. 231 НК РФ (в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика), налоговый агент на сумму излишне удержанного налога, которая не возвращена налогоплательщику в установленный срок, обязан начислить проценты, которые также подлежат уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

К сведению:

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Если сумма ндфл, которую необходимо перечислить в бюджет, меньше той, которую нужно вернуть сотруднику.

излишне уплаченный ндфл

Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему РФ, недостаточно для осуществления возврата налогоплательщику излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога в срок, установленный ст. 231 НК РФ, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление о возврате налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.

Кроме заявления организация – налоговый агент должна представить в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишние удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему РФ.

Далее возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ (подробно возврат по этой статье рассмотрим далее).

Обратите внимание:

До осуществления возврата из бюджетной системы РФ налоговому агенту излишне удержанной с доходов налогоплательщика и перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога налоговый агент вправе произвести такой возврат за счет собственных средств.

Порядок возврата переплаты ндфл, возникшей по другим причинам.

Согласно п. 1 и 2 ст. 78 НК РФ зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по начисленным пеням. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

Пунктом 5 ст. 78 НК РФ предусмотрено, что зачет суммы излишне уплаченного НДФЛ в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно.

В силу п. 14 ст. 78 НК РФ правила, установленные данной статьей, распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Сотрудники налогового ведомства, как уже было сказано, считают, что перечисление в бюджет суммы, превышающей величину фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой налога. Данная сумма рассматривается ими как денежные средства, ошибочно перечисленные в бюджет. В связи с этим контролеры могут вернуть налог налоговому агенту в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, при условии что у такого налогового агента не должно быть задолженности по иным федеральным налогам. В этом случае налоговый агент вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате на расчетный счет суммы, не являющейся НДФЛ и ошибочно перечисленной в бюджетную систему РФ. Отметим, что факт ошибочного перечисления сумм по реквизитам уплаты НДФЛ, как и факт излишнего удержания и перечисления налога, подтверждается на основании выписки из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и платежных документов согласно абз. 8 п. 1 ст. 231 НК РФ.

Порядок зачета переплаты ндфл, возникшей по другим причинам.

Что касается зачета излишне уплаченной суммы НДФЛ в счет будущих платежей по данному налогу, сотрудники контролирующего органа отметили, что согласно п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Следовательно, перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой налога.

Соответственно, как указали сотрудники налоговой инспекции, ошибочно перечисленную по реквизитам уплаты НДФЛ сумму можно зачесть в счет погашения задолженности по налогам соответствующего вида, а также в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида. Под иными налогами понимаются федеральные налоги, за исключением НДФЛ.

Такие разъяснения представлены в Письме ФНС РФ от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@.

От редакции:

Отметим, что до этого письма налоговики указывали лишь на возможность возврата налоговому агенту суммы, не являющейся НДФЛ и ошибочно перечисленной в бюджетную систему РФ.

В новом же письме контролирующий орган уже допускает и зачет, в частности, в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида.Таким образом, организациям, которые перечислили по реквизитам уплаты НДФЛ сумму, не являющуюся удержанным с доходов физических лиц налогом, можно будет зачесть данную сумму в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида. Для этого необходимо подать в инспекцию соответствующее заявление.

К сведению:

Зачет (возврат) излишне либо ошибочно уплаченных сумм НДФЛ за период до 01.01.2016 осуществляется в порядке, описанном выше. Об этом также сказано в Письме ФНС РФ от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@.

В заключение обозначим следующее:

1) для возврата излишне удержанного с доходов физического лица НДФЛ организация – налоговый агент обязана письменно сообщить работнику об излишнем удержании налога. Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней со дня, когда была обнаружена ошибка. Далее необходимо получить от работника заявление о возврате излишне удержанной суммы НДФЛ с указанием реквизитов банковского счета для перечисления денег. Вернуть НДФЛ наличными денежными средствами нельзя. Подать такое заявление работник должен до истечения трехлетнего срока со дня уплаты в бюджет излишне удержанного налога;

2) если сумма подлежащего возврату сотруднику НДФЛ больше предстоящих платежей по данному налогу (излишне удержанный НДФЛ необходимо вернуть в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика), организация должна обратиться в налоговую инспекцию с соответствующим заявлением и подтверждающими документами (например, с платежным поручением, выпиской). После этого в соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ в течение месяца со дня подачи таких документов контролирующий орган должен вернуть переплату по НДФЛ на расчетный счет организации;

3) если организация ошибочно перечислила по реквизитам уплаты НДФЛ сумму, не являющуюся удержанным с доходов физических лиц налогом, ее можно будет зачесть в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида или вернуть в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

М.Н. Волкова, эксперт журнала

"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении", апрель, 2017 год

Читайте также: