Порядок применения учетной политики последовательно от одного налогового периода к другому

Обновлено: 19.05.2024

Изменение учётной политики.
Изменение может производиться в случаях:
1. Изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
2. Разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
3. Существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.
Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.
Изменение учётной политики должно быть обоснованным, должным образом оформлено и, должно вводиться с 1 января года, следующего за годом его утверждения соответствующими организационно – распорядительными документами.
Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом.
Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.
Учётная политика организации – уникальное средство, с помощью которого, во-первых, осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учёта; во-вторых, происходит совершенствование нормативной системы регулирования бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности; в-третьих, разрешаются противоречия действующего законодательства в реализации мероприятий, предусмотренных Программой реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами.

Приказ
№ ___ от 30 декабря 2008 года
Об учетной политике организации

ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Бухгалтерский учет организации вести децентрализованным способом учета, отдельными структурными подразделениям, возглавляемыми главным бухгалтером, непосредственно подчиненным директору. Главный бухгалтер, сотрудники бухгалтерии руководствуются в своей деятельности Положением о бухгалтерской службе, должностными инструкциями.
2. Утвердить учетную политику и ввести ее в действие с 1 января 2009 года. При ведении бухгалтерского учета, подготовке бухгалтерской отчетности руководствоваться положениями Учетной политики.
3. Утвердить перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.
4. Утвердить состав и обязанности постоянно действующей комиссии для принятия на учет вновь поступивших основных средств, определения срока их полезного использования и списания с баланса основных средств вследствие их физического или морального износа.
5. Утвердить состав и обязанности постоянно действующей комиссии по установлению срока полезного использования нематериальных активов.
6. Утвердить Правила документального оформления хозяйственных операций и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений и график документооборота.
7. Утвердить Положение о сроках и правилах составления и представления отчетности подотчетными лицами.
8. Утвердить перечень бланков строгой отчетности и порядок их учета.
9. Главному бухгалтеру обеспечить:
— представление бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговые органы, органы статистики, собственникам и кредиторам (по запросу), другим пользователям, а также обеспечение ее публикации в соответствии с действующими нормативными документами;
— представление налоговых деклараций в налоговые органы;
— подготовку приказов о проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
— сохранность и передачу в архив учетных документов в соответствии с действующим законодательством.
10. Запретить главному бухгалтеру принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину.
11. Руководителям структурных подразделений обеспечить неукоснительное соблюдение требований настоящего приказа, а также требований главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений.
12. Ответственность за организацию бухгалтерского учета, хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности оставляю за собой.
13. Ознакомить с настоящим приказом руководителей всех структурных подразделений (по списку).
Выбор и обоснование элементов учетной политики

Элементы учетной политики
Альтернативные варианты
Вариант, принятый в организации Основание (законодательные акты и нормативные документы)
Учет основных средств способы амортизации:
— линейный;
— уменьшаемого остатка;
— по сумме чисел лет СПИ;
— пропорционально объему продукции. способы амортизации:
— линейный;
— нелинейный Линейный Линейный ПБУ 6/01 НК РФ
Срок полезного использования устанавливается исходя из технических характеристик
Срок полезного использования 10 групп
Установление СПИ как нижней границы интервала для группы Установление СПИ как нижней границы интервала для группы ПБУ 6/01; Постановление Правительства №1 НК РФ, Постановление Правительства №1
Учет нематериальных активов способы амортизации:
— линейный;
— уменьшаемого остатка;
— по сумме чисел лет СПИ; способы амортизации:
— линейный;
— нелинейный Линейный Линейный ПБУ 14/2007 НК РФ
Срок полезного использования устанавливается исходя из технических характеристик
Срок полезного использования 10 групп
Установление СПИ как нижней границы интервала для группы Установление СПИ как нижней границы интервала для группы ПБУ 14/2007; Постановление Правительства №1 НК РФ, Постановление Правительства №1
Учет материально — производственных запасов Списание в производство:
-по средней себестоимости
-ФИФО
-по стоимости единицы продукции Списание в производство:
-по средней себестоимости
-ФИФО
-ЛИФО
-по стоимости единицы продукции по средней по средней ПБУ 5/01 НК РФ
Учет готовой продукции Учет себестоимости:
-по нормативной
-по фактической Учет себестоимости:
-по нормативной
-по фактической по фактической по фактической ПБУ 5/01 НК РФ
Учет денежных средств Инвентаризация — инвентаризация на конец года — Инструкция по ведению кассовых операций НК РФ
Учет текущих расчетов -кассовый метод
-метод начисления -кассовый метод
-метод начисления метод начисления метод начисления ПБУ 9/99, ПБУ 10/99 НК РФ
Учет оплаты труда Премия:
-все премии признаются расходами на оплату труда Премия:
-премии уменьшают налогооблагаемую базу, если прописаны в коллективном или трудовом договоре Премия:
-все премии признаются расходами на оплату труда Премия:
-премии уменьшают налогооблагаемую базу, если прописаны в коллективном или трудовом договоре ПБУ 10/99 НК РФ
Учет затрат на производство учет затрат на производство ведется по следующим элементам затрат:
-материальные расходы
-расходы на оплату труда
-ЕСН
-Амортизация
-прочие учет затрат на производство ведется по следующим элементам затрат:
-материальные расходы
-расходы на оплату труда
-Амортизация
-прочие учет затрат на производство ведется по следующим элементам затрат:
-материальные расходы
-расходы на оплату труда
-ЕСН
-Амортизация
-прочие учет затрат на производство ведется по следующим элементам затрат:
-материальные расходы
-расходы на оплату труда
-Амортизация
-прочие ПБУ 10/99 НК РФ
Учет финансовых результатов распределение чистой прибыли:
-по решению собрания акционеров Закрывается:
со сч 91 на сч 99,
со сч 99 на сч 84 распределение чистой прибыли:
-по решению собрания акционеров Закрывается:
со сч 91 на сч 99,
со сч 99 на сч 84 З-н об Акционерных обществах НК РФ

3. Практическая ситуация

Решение
В январе организация произвела следующие бухгалтерские записи:

Начался новый финансовый год и организации должны были проанализировать применяемую учетную политику и при необходимости внести в нее изменения или дополнения. В материале рассмотрим нововведения в законодательстве на 2020 год, которые коснулись учетной политики.

Цели учетной политики организации

Формируя учетную политику для бухгалтерского учета и в целях налогообложения, бухгалтеру важно понимать, что для корректного отражения хозяйственных операций в бухучете и отчетности не всегда можно следовать правилам налогового учета.

Целью налоговой политики является правильный расчет налоговой базы и самих налогов. Бухгалтерский же учет, основываясь на положениях учетной политики, позволяет пользователям бухгалтерской отчетности получить данные, на основе которых будут приниматься соответствующие управленческие решения.

Положения об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета, должны применяться последовательно из года в год, однако ежегодно, и на 2020 год, они подлежат актуализации в связи с вносимыми нововведениями.

Что нового в бухучете в 2020 году

  1. изменении требований законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов;
  2. разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, приводящего к повышению качества информации об объекте учета;
  3. существенном изменении условий деятельности организации.

Бухгалтерский учет в 2020 году ожидают преобразования, т.к. с отчетности за 2020 год компании будут применять измененные ПБУ 16/02, 18/02, 13/2000. Причем изменения в ПБУ 18/02 и 16/02 не предусматривают выбор способа ведения бухучета, поэтому изменения в УП с началом их применения вносить не требуется, нужно лишь уточнить некоторые способы учета. А вот изменения ПБУ 13/2000 требуют от организации выбрать некоторые элементы учета госпомощи, поэтому свой выбор следует отразить в УП.

Кроме того, начиная с отчетности за 2022 год, будет обязателен к применению новый ФСБУ 25/2018. Если ваша организация решит начать применять его досрочно, следует дополнить свою учетную политику.

Рассмотрим ниже, какие дополнения/уточнения нужно внести в учетную политику-2020.

Изменения в ПБУ 18/02

Компании обязаны применять изменения ПБУ 18/02 с бухгалтерской отчетности за 2020 год (п. 2 приказа Минфина РФ от 20.11.2018 № 236н).

В Положении 18/02 уточнили ряд норм и терминов, например:

Согласно п. 22 ПБУ 18/02 способ определения текущего налога на прибыль следует закрепить в учетной политике.

Изменения в ПБУ 16/02

Организации обязаны применять изменения ПБУ 16/02 с бухгалтерской отчетности за 2020 год (п. 2 приказа Минфина РФ от 05.04.2019 № 54н).

Если принято решение о досрочном применении новых положений ПБУ 16/02 (на основании п. 2 приказа Минфина РФ от 05.04.2019 № 54н), следует отразить это в отчетности за 2019 год.

Рассмотрим, что изменилось в ПБУ 16/02:

Напомним, понятие оценочного обязательства и порядок его признания в отчетности закреплены в ПБУ 8/2010, утв. приказом Минфина РФ от 13.12.2010 № 167н.

  • ввели новый вид активов — долгосрочные активы к продаже, их порядок учета, оценки и раскрытия в отчетности.

Изменения в ПБУ 13/2000

Согласно п. 2 приказа Минфина РФ от 04.12.2018 № 248н вносимые в ПБУ 13/2000 изменения организации обязаны применять с отчетности за 2020 год. Свое досрочное, т.е. с 2019 года, применение этих норм надо раскрыть в пояснениях к отчетности за 2019 год.

Внесенные изменения в Положение 13/2000 предусматривают варианты учета государственной помощи, поэтому их выбор будет элементом учетной политики организации.

На что нужно обратить внимание и что учесть в своей деятельности организациям, получающим государственную помощь:

  • с 2020 года Положение 13/2000 распространяется и на предоставленную госпомощь из государственных внебюджетных фондов;
  • уточнены случаи, в отношении которых ПБУ не применяется;
  • предусмотрены способы учета бюджетных средств;

В своей учетной политике следует выбрать и отразить момент принятия к бухучету бюджетных средств:

  • по факту их получения,
  • либо при наличии условий, описанных в п. 5 ПБУ 13/2000.

Ранее ПБУ не содержало такого выбора.

  • установлен порядок отнесения и отражения бюджетных средств, предоставленных на финансирование капитальных затрат, понесенных организацией в прошлые периоды;
  • уточнен порядок списания бюджетных средств со счета учета целевого финансирования капитальных затрат;
  • установлен порядок раскрытия доходов, связанных с полученными бюджетными средствами на финансирование текущих расходов;
  • дополнена информация, которую при ее существенности следует раскрыть в балансе обособленно (п. 20 ПБУ 13/2000).

Что касается Учетной политики — для отражения доходов будущих периодов, связанных с полученными бюджетными средствами на финансирование капитальных затрат, в бухгалтерском балансе (ББ) и отчете о финансовых результатах (ОФР) предусмотрены варианты (п. 21 ПБУ 13/2000):

Поэтому организации надо отразить их выбор в своей учетной политике, а также раскрыть его в отчетности (п. 22 ПБУ 13/2000).

Новый ФСБУ 25/2018

О порядке учета по ФСБУ 25/2018, о новых правилах отражения договоров аренды и субаренды, необходимых условиях, классификации объектов, составе арендных платежей, расчете срока аренды и возможных способах учета арендованного имущества читайте в нашей статье.

  • для организаций-арендаторов с упрощенными способами учета Стандартом 25 предусмотрена возможность отражения фактической стоимости права пользования, а также величины обязательства по аренде иначе, чем у остальных получателей имущества в аренду;
  • для организаций-арендодателей с упрощенными способами учета возможна классификация всех предметов аренды в виде учета операционной аренды, кроме 2-х предусмотренных Стандартом 25 случаев: когда к арендатору по договору аренды будет переходить право собственности на арендуемый предмет или у арендатора есть право выкупа объекта аренды по меньшей, чем его справедливая стоимость цене.
  • для организаций-арендодателей, имеющим объекты операционной аренды, следует выбрать, как признавать в бухучете доход по арендным платежам: равномерно, либо на основе другого подхода, который предусматривает характер использования арендатором выгод от полученного предмета аренды.

Напомним, поскольку начало применения организацией нового ФСБУ 25/2018 повлечет изменение ее учетной политики, этот порядок изменений надо раскрыть в бухгалтерской отчетности за год, с которого и начнется применение Стандарта.

Что нового в налоговой учетной политике на 2020 год

Напомним, согласно ст. 313 НК РФ порядок налогового учета, установленный учетной политикой организации, применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Этот порядок изменяется организацией: при изменении налогового законодательства (не ранее чем с момента вступления изменений в силу) или применяемых методов учета операций/объектов (с начала нового налогового периода).

О главных налоговых изменениях на 2020 год, обзор основных поправок с 2020 года, изменениях по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество, транспортному и земельному налогу, НДФЛ и страховых взносах читайте в статье.

Рассмотрим ниже принятые в 2019 году изменения/поправки, которые необходимо учесть при составлении учетной политики на 2020 год.

установили, что менять метод начисления амортизации, переходить с линейного метода на нелинейный можно только один раз в пять лет (абз. 4 п. 1 ст. 259 НК РФ);

закреплено право российской организации представлять отчетность и перечислять НДФЛ по месту нахождения 1-го из нескольких ее обособленных подразделений в одном муниципальном образовании;

в учетной политике в разделе о порядке уплаты начислений и сдачи отчетности по страховым взносам следует учесть, что с 01.01.2020 обособленное подразделение сможет уплачивать взносы и подавать РСВ по месту нахождения, если у него будет открыт счет в банке.


ПБУ 1/2008 Учетная политика организации — один из важнейших НПА, регулирующих организацию бухгалтерского учета в компании. Зачем нужно ПБУ 1/2008 Учетная политика организации, кто обязан его применять и какие нормы содержатся в данном ПБУ — читайте в статье ниже.

Для начала вспомним, что нормативно-правовое регулирование бухучета (далее — БУ) в РФ представлено несколькими уровнями:

Ст. 21 закона № 402-ФЗ определяет следующую структуру нормативной документации БУ:

Что такое учетная политика

Учетная политика (далее — УП) — совокупность способов ведения организацией БУ (п. 1 ст. 8 закона № 402-ФЗ). УП обязаны составлять все экономические субъекты, кроме освобожденных от обязанности вести БУ: ИП, филиалы или представительства иностранной компании — при условии, что они ведут учет доходов и расходов в соответствии с иными НПА РФ (п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ).

Обратите внимание! В отличие от бухгалтерского налоговый учет (НУ) является обязательным для всех налогоплательщиков — как юрлиц, так и ИП, независимо от режима налогообложения. Поэтому УП для целей НУ составляют все экономические субъекты (п. 2 ст. 11, ст. 313 НК РФ). Предприниматели могут составлять УП для целей БУ по собственному желанию, но не обязаны этого делать. В дальнейшем в статье мы рассматриваем вопросы составления и оформления УП только для целей БУ.

Экономические субъекты составляют УП самостоятельно на основе НПА по БУ. Способы ведения учета компания выбирает из установленных федеральными стандартами, а если возникает ситуация, которую не регламентирует федеральный стандарт, то допускается разработать способ учета самостоятельно.

Последние изменения, внесенные в текст ПБУ 1/2008 (приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н), установили порядок предпочтений в выборе образца для самостоятельно разрабатываемого способа учета (п. 7.1 ПБУ 1/2008):

  • правила, содержащиеся в стандартах МСФО;
  • аналогии, имеющиеся в российских стандартах;
  • рекомендации, дававшиеся по этому вопросу.

УП применяется последовательно из года в год. Изменения, внесенные в УП, должны действовать с начала следующего календарного года. Менять УП среди года разрешено в исключительных случаях:

  • изменение законодательства РФ;
  • использование иных способов ведения БУ в целях формирования наиболее достоверной информации об объектах учета;
  • изменение условий деятельности фирмы (п. 5 ст. 8 закона № 402-ФЗ).

На практике изменения и дополнения УП бывают двух видов:

  • собственно изменения УП (например, в связи с изменением законодательства), последствия которых отражаются в БУ и отчетности в соответствии с требованием законодательства, а при отсутствии таких требований — ретроспективно;
  • дополнения, вносимые в УП (например, при развитии нового направления бизнеса) — они вносятся и действуют с того момента, как это стало нужно. А в учете и отчетности отражаются перспективно.

ПБУ 1/2008 состоит из четырех разделов.

Раздел I посвящен общим сведениям о самом нормативном акте и используемой далее терминологии.

На что обратить внимание:

  • ПБУ распространяется только на юрлиц, за исключением кредитных и бюджетных организаций. Соблюдать нормы положения в части формирования УП должны все компании, на которые распространяется ПБУ; в части раскрытия информации о положениях УП, ее изменении и прочих аспектах, предусмотренных разделом IV ПБУ 1/2008 — только фирмы, публикующие бухотчетность.
  • Филиалы и подразделения иностранных юрлиц на территории РФ могут составлять УП либо по правилам ПБУ 1/2008, либо по правилам страны происхождения, но тогда они не должны противоречить МСФО (п. 1 ПБУ 1/2008).
  • К способам ведения БУ относятся способы группировки, оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота и обработки информации, инвентаризации, использования счетов и регистров БУ (п. 2 ПБУ 1/2008).

Раздел II содержит детальную инструкцию по формированию УП и чек-лист того, что должно быть в УП.

На что обратить внимание:

  • УП составляет главбух либо ответственный за ведение БУ в компании, а утверждает руководитель приказом или распоряжением (п. 4 ПБУ 1/2008).
  • УП опирается на следующие допущения: имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения УП и временной определенности хозопераций (п. 5 ПБУ 1/2008).
  • К УП предъявляются требования: полноты, своевременности, осмотрительности, непротиворечивости, рациональности отражения хозопераций, приоритета содержания над формой (п. 5 ПБУ 1/2008).
  • компании, которым разрешено применять упрощенные способы БУ, могут вести учет без двойной записи (п. 6.1 ПБУ 1/2008) и руководствоваться при самостоятельном выборе способа учета только требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008).
  • Если вы только недавно создали компанию или реорганизовали уже существующую, то УП для БУ следует сформировать в течение 90 дней со дня госрегистрации, при этом после утверждения УП считается действующей с момента госрегистрации фирмы.
  • Способы ведения БУ, зафиксированные в УП, применяются с начала календарного года, следующего за годом утверждения УП, всеми подразделениями юрлица, даже если они выделены на отдельный баланс (п. 9 ПБУ 1/2008).

Раздел III посвящен изменениям в УП.

На что обратить внимание:

Раздел IV ПБУ 1/2008 информирует бухгалтера о необходимости раскрытия положений УП в бухотчетности.

На что обратить внимание:

  • Раскрывать информацию об УП следует в пояснительной записке (приложение 3 к приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н).
  • Если УП сформирована с учетом допущений из п. 5 ПБУ 1/2008, то такие допущения могут не озвучиваться в бухотчетности. В остальных случаях состав и объем информации об УП, подлежащей раскрытию в бухочетности, определяется в соответствии с другими ПБУ. Если есть сомнения в применимости допущения непрерывности — на них нужно обязательно указать и привести причины возникновения таких сомнений (пп. 19, 20 ПБУ 1/2008).
  • Раскрываются существенные способы ведения БУ, принятые в организации (п. 17 ПБУ 1/2008).
  • При изменении УП в пояснительной записке фиксируются причины изменений, их суть, порядок отражения результатов изменения в бухотчетности и суммы корректировок по статьям отчетности (п. 21 ПБУ 1/2008).
  • Если организация планирует поменять какие-то положения УП на следующий отчетный год, то этот факт нужно задокументировать в пояснениях к бухотчетности за текущий период (п. 25 ПБУ 1/2008).

Ниже в таблице мы привели ключевые отличия ПБУ 1/2008 от ПБУ 1/98, действовавшего ранее:

ПБУ 1/98

(утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н, утратило силу на основании приказа Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н)

ПБУ 1/2008

(утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н в редакции от 28.04.2017)

5.1. Способы учета фирма выбирает независимо от других организаций, но установленная ею УП обязательна для ее дочерних обществ

5. УП формируется главбухом

4. УП формируется главбухом или иным лицом, ведущим БУ в организации

5. Утверждаются нетиповые формы первички, регистров и документов внутренней бухотчетности

4. Утверждаются формы первички, регистров, документов внутренней бухотчетности

6.1. Фирмы, имеющие право вести БУ в упрощенной форме, могут вести его без двойной записи

8. При формировании УП происходит выбор из способов БУ, допускаемых законодательством по БУ. Если способ отсутствует, то компания может разработать его сама в соответствии с ПБУ 1/98 и другими ПБУ

7. При формировании УП происходит выбор из способов БУ, допускаемых законодательством по БУ. Если способ отсутствует, то компания может разработать его сама в соответствии с правилами, установленными ПБУ 1/2008. Организации, создающие отчетность по МСФО, при несоответствии способов, содержащихся в стандартах РСБУ, требованиям МСФО вправе предпочесть в УП применение способов, установленных для МСФО

7.1. При самостоятельной разработке способов бухучета устанавливается следующая последовательность приоритетов в выборе образцов для подражания: стандарты МСФО – аналоги в стандартах РСБУ – рекомендации в области бухучета

7.2. Фирмы, имеющие право вести БУ в упрощенной форме, вправе при самостоятельном выборе способа бухучета руководствоваться исключительно требованием рациональности

7.3. Если применение установленных РСБУ способов бухучета приводит к формированию недостоверной информации, допустимо отступление от них

7.4. В отношении информации, расцениваемой как несущественная для принятия экономических решений, при выборе способа бухучета также допустимо ориентироваться только на требование рациональности

12. К способам ведения БУ, принятым при формировании УП и подлежащим раскрытию в бухотчетности, относятся способы амортизации ОС, НМА, оценки ТМЦ, признания прибыли и другие способы, отвечающие требованиям п. 11 ПБУ 1/98

2. К способам ведения БУ относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов БУ, организации регистров БУ, обработки информации

21. Последствия изменения УП, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финположение или финрезультаты, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за 2 года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий не может быть достаточно надежной. Бухгалтеру следует исходить из предположения, что измененный способ ведения БУ применялся с первого момента возникновения случая, для которого способ предназначен. Отражение последствий изменения УП заключается в корректировке только бухотчетности — по данным за периоды, предшествующие отчетному. В БУ записи не производятся

15. Последствия изменения УП, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финположение или финрезультаты, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий не может быть достаточно надежной

15.1. Фирмам, применяющим упрощенные способы ведения БУ, разрешено отражать в бухотчетности существенные последствия изменения УП, перспективно, если иной порядок не указан в законодательстве

20.1 и 20.2. Отступления от стандартов РСБУ должны раскрываться с объяснением причин этого в пояснениях к бухотчетности. Это касается как предпочтений в пользу стандартов МСФО (20.1), так и замененного альтернативным способа РСБУ (20.2)

21. В случае изменения УП следует раскрывать причину, содержание изменений, порядок отражения последствий изменения в бухотчетности и суммы корректировок. Если организация обязана показывать данные о прибыли, приходящейся на одну акцию, то следует отражать корректировку по сведениям о базовой и разводненной прибыли или убытку на акцию. Кроме того, следует указывать сумму корректировки за периоды, предшествующие указанным в бухочетности

22. В случае если раскрытие информации, предусмотренной п. 21 данного ПБУ, по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухотчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, невозможно, этот факт следует отразить в отчетности вместе с указанием отчетного периода, в котором будет применено изменение УП

23. Если НПА по БУ может быть применен добровольно до его официального вступления в силу, компания должна раскрыть этот факт в бухотчетности

Последние незначительные поправки в ПБУ 1/2008 вносились в 2020 году.

Согласно действующему правилу организации, раскрывающие составленную в соответствии с МСФО финансовую отчетность, вправе не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный ФСБУ, если это приводит к несоответствию учетной политики требованиям МСФО. С 17.03.2020 стандарты бухгалтерского учета, утвержденные такими организациями и обязательные к применению их дочерними обществами, могут устанавливать способы ведения бухгалтерского учета, выбранные ими в соответствии с указанным порядком.

Информации о корректировке положения в 2022 году пока нет.

До 2020 года последние нововведения в ПБУ 1/2008 вступили в силу с 06.08.2017, утв. приказом Минфина России от 28.04.2017 № 69н. Ряд пунктов ПБУ в результате этих изменений подвергся редакционным правкам, уточнившим формулировки (пп. 1, 6, 7, 8, 10, 15, 17, 18, 24), но появились и новые положения, дополнившие текст ПБУ. К числу последних относятся такие моменты:

  • Организация выбирает способы ведения БУ автономно от других юрлиц (п. 5.1). Исключение сделано для дочерних компаний — они должны использовать те же способы БУ, что и материнская компания.
  • Если компания формирует отчетность по МСФО, то она пользуется федеральными стандартами БУ в соответствии с требованиями МСФО (п. 7). Однако если способ БУ, рекомендованный федеральными стандартами, противоречит МСФО, то организация может этот способ не применять. Компания должна будет в таком случае обосновать, почему способ, предложенный федеральным стандартом, противоречит МСФО.
  • Выбор образца для самостоятельной разработки способа учета, отсутствующего в федеральных или отраслевых стандартах, осуществляется в определенной последовательности (п. 7.1): МСФО – аналогии в РСБУ – рекомендации по бухучету. Фирмы, имеющие право применять упрощенные способы БУ, в такой ситуации могут исходить только из принципа рациональности (п. 7.2).
  • В исключительных ситуациях, если применение ПБУ 1/2008 ведет к получению недостоверной информации о финположении компании, разрешено отступать от норм ПБУ (п. 7.3) при условии, что будут определены обстоятельства, мешающие использовать ПБУ, и внедрены альтернативные способы учета, которые не приведут к еще большей его недостоверности.
  • В отношении организации учета информации, являющейся несущественной для понимания финансового положения, возможен выбор способа учета по принципу рациональности (п. 7.4).
  • В пояснениях к отчетности фирма должна раскрыть причины и следствия замены способов, содержащихся в РСБУ, положениями МСФО (п. 20.1), а также причины отступления от норм РСБУ (п. 20.2) с пояснениями образующихся в учете разниц.
  • Если законодательство по БУ поменялось, а нововведения можно добровольно применять до наступления срока обязательного применения, то компания, применившая новый НПА досрочно, отражает этот факт в бухотчетности (п. 23).

Исключенным из текста ПБУ оказалось требование о раскрытии в пояснениях к бухотчетности положений УП на следующий за отчетным год (п. 25).

Составляем учетную политику — ПБУ 1/2008

В соответствии с п. 4 ПБУ 1/2008 в состав УП организации должны входить следующие документы:

    ;
  • формы первички, регистров БУ и документов внутренней бухотчетности; ;
  • способы оценки активов и обязательств; и обработки информации;
  • механизм контроля хозопераций;
  • иные необходимые для организации БУ документы.

Итоги

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Понятие учетной политики для целей налогообложения. Статьей 11 Налогового кодекса РФ (НК РФ) введено понятие "учетная политика для целей налогообложения".

Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Требования к формированию учетной политики. Требования к налоговой учетной политике разбросаны по разным главам части второй НК РФ. В п. 12 ст. 167 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ содержатся следующие требования:

  • принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации;
  • учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации;
  • учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации;
  • учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации.

Глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ обязывает налогоплательщиков вести налоговый учет в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль. Порядок ведения налогового учета разрабатывается организациями самостоятельно и закрепляется в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (ст. 313 НК РФ).

В ст. ст. 313, 314 НК РФ установлены следующие требования к налоговой учетной политике:

  • учетная политика для целей налогообложения должна формироваться исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета (ст. 313 НК РФ). Выбранные организацией способы учета должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому;
  • изменение порядка учета отдельных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Внесение изменений в учетную политику при изменении применяемых методов учета возможно только с начала налогового периода (года). При изменении законодательства о налогах и сборах изменения в учетную политику вносятся не ранее чем с момента вступления в силу соответствующих изменений законодательства;
  • в случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности;
  • налоговая база по налогу на прибыль исчисляется на основании данных налогового учета. Для ведения налогового учета организация должна самостоятельно разработать формы регистров налогового учета и порядок отражения в них данных налогового учета. Вся эта информация оформляется приложениями к учетной политике.

Учетная политика утверждается руководителем организации и обязательна для применения всеми филиалами, представительствами и другими подразделениями организации.

Налоговое законодательство не содержит требования об обязательном представлении учетной политики для целей налогообложения в налоговые органы.

Налоговая инспекция имеет право потребовать учетную политику организации для целей налогообложения лишь при проведении налоговой проверки (выездной или камеральной).

Внесение дополнений. Согласно ст. 313 НК РФ при появлении новых видов деятельности организации предоставлено право вносить в налоговую учетную политику дополнения, регулирующие правила налогового учета новых операций.

Дополнения в учетную политику вносятся тогда, когда возникла соответствующая необходимость (не обязательно с начала года). Хотя в НК РФ это явно не сказано, но можно утверждать, что внесенные дополнения применяются сразу же с момента издания соответствующего приказа руководителя.

В течение года организация может дополнять учетную политику несколько раз. Никаких ограничений по количеству дополнений в нормативных документах нет.

В учетной политике нужно отразить только те способы учета, которые относятся к текущим видам деятельности (к тем активам и обязательствам, которые есть в организации, к тем операциям, которые уже осуществляются). Если в организации нет операций с финансовыми инструментами срочных сделок, то нюансы налогового учета таких операций в учетной политике прописывать не нужно. Если в течение года появится что-то новое, чего раньше не было и о чем в учетной политике организации нет ни слова, то всегда в нее можно внести соответствующие дополнения.

Внесение изменений. Менять учетную политику, по общему правилу, можно только с начала следующего налогового периода (года). Изменения в учетную политику вносятся при изменении законодательства либо в связи с изменением применяемых методов учета.

При этом в отличие от бухгалтерской учетной политики организация, решившая изменить какой-то метод налогового учета, не должна обосновывать это решение. Словом, если организацию по какой-то причине перестал устраивать применяемый в текущем году способ учета, она может без каких-либо дополнительных обоснований со следующего года поменять его на другой.

При этом нужно учитывать, что по некоторым вопросам в отдельных статьях НК РФ установлены специальные правила, ограничивающие возможность изменения учетной политики (табл. 1).

Специальные правила, ограничивающие возможность изменения учетной политики

Измененный способ налогового учета начинает применяться с начала следующего года. При этом пересчитывать данные прошлых лет (как это требуется при изменении бухгалтерской учетной политики) не нужно.

Первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы. В учетной политике должны быть утверждены:

- первичные учетные документы, включая справку бухгалтера, являющиеся основанием для перенесения из них данных в регистры налогового учета. В общем случае это те же первичные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет;

- аналитические регистры налогового учета. Если организация пользуется каким-либо программным обеспечением, которое позволяет вести налоговый учет, перечисляются используемые регистры налогового учета. Если организация использует аналитические регистры, разработанные самостоятельно, то их формы нужно утвердить в учетной политике;

- расчет налоговой базы. Эта форма разрабатывается организацией самостоятельно и приводится в приложении к учетной политике.

Структура учетной политики. Никаких особых требований к порядку составления и оформления учетной политики для целей налогообложения нет.

Можно разрабатывать учетную политику для каждого налога отдельно (отдельно для налога на добавленную стоимость (НДС), отдельно для налога на прибыль и т.д.), утверждая каждую из них отдельным приказом руководителя. Можно оформить единый документ, в котором будут закреплены правила для всех налогов, начисляемых и уплачиваемых организацией.

Содержание учетной политики. В приказе об учетной политике для целей налогообложения должны найти отражение следующие вопросы:

  1. Организация ведения налогового учета. Эти вопросы актуальны для крупных организаций, особенно имеющих обособленные подразделения. Здесь нужно определить сроки передачи данных из подразделений в головную организацию, порядок ведения книг покупок и книг продаж и т.п.
  2. Выбор способа налогового учета. По многим вопросам НК РФ содержит несколько вариантов способов учета, предлагая налогоплательщикам выбрать и закрепить в учетной политике один способ. По таким вопросам организация выбирает и закрепляет в учетной политике тот способ, который она будет использовать.
  3. Самостоятельная разработка способов налогового учета. Есть вопросы, которые НК РФ не урегулированы либо в нем указано, что способ учета должен быть разработан налогоплательщиком самостоятельно. Если организация в ходе своей деятельности сталкивается с такими ситуациями, то ей необходимо самостоятельно разработать соответствующие способы учета (табл. 2).

Варианты способов налогового учета

Самостоятельная разработка способов налогового учета. Если в деятельности организации встречаются ситуации, для которых нет четко определенных способов учета, то соответствующие способы учета нужно разработать самостоятельно и закрепить их в приказе об учетной политике.

В ряде случаев НК РФ содержит прямые указания на то, что по тому или иному вопросу порядок налогового учета должен быть разработан налогоплательщиком самостоятельно и закреплен в учетной политике (табл. 3).

Вопросы налогового учета, для которых способы учета на нормативном уровне не закреплены

Список литературы

  1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ.
  2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: