Понятие налоговых споров классификация налоговых споров

Обновлено: 15.05.2024

На сегодняшний день термин "налоговые споры" получил широкое распространение как в юридической литературе, так и в судебной практике (п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды"). Это связано с тем, что указанная категория споров является наиболее преобладающей среди других возникающих из публичных правоотношений дел, рассматриваемых арбитражными судами, и имеет дальнейшую тенденцию к своему количественному увеличению.

В связи с вышесказанным, а также принимая во внимание то обстоятельство, что понятие налогового спора в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует, назрела необходимость более подробного рассмотрения указанного понятия, что, безусловно, будет способствовать правильному применению соответствующих норм материального и процессуального права.

Подходы к определению налогового спора

В научных работах, посвященных проблематике налоговых споров, приводятся различные определения данного понятия. Так, по мнению Д.А. Шинкарюка, налоговый спор представляет собой разногласие, возникающее на основе специфических юридических фактов между налогоплательщиком (налоговым агентом) и уполномоченным государственным органом (образованием) по поводу рассмотрения законности ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) последнего.

Н.Л. Бартунаева определяет налоговый спор как не разрешенный в административном порядке конфликт налогового органа с налогоплательщиком по поводу объема налоговых прав и обязанностей в заявленный период по видам налогообложения, применения норм налогового права, а также установления фактических обстоятельств и подлежащий разрешению в порядке, предусмотренном процессуальным законом.

О.В. Борисовой сформулирована авторская дефиниция налогового спора в качестве решаемого уполномоченным государственным органом юридического спора между государством и плательщиками налогов и сборов по вопросам налогового права, факта или налоговой процедуры.

С.М. Миронова, уточняя понятие налогового спора, определяет его как налогово-правовое отношение, отражающее противоречие интересов государства и налогоплательщиков, иных участников налоговых правоотношений по поводу применения норм налогового права, разрешаемого уполномоченным юрисдикционным органом или по согласованию сторон.

Д.Б. Орахелашвили признает в качестве налогового спора переданное на рассмотрение уполномоченного юрисдикционного органа разногласие сторон правоотношения, связанного с исчислением и уплатой налогов, по поводу их взаимных прав и обязанностей, а также условий их реализации, требующее его разрешения на основе правовой оценки действительности предполагаемых прав сторон и проверки законности действий властно уполномоченной стороны.

Из приведенных дефиниций налогового спора в целом заслуживает внимания позиция Д.А. Шинкарюка и Д.Б. Орахелашвили, определяющих налоговый спор через категорию "разногласие". Именно такой подход к трактовке правового спора можно встретить в действующем российском законодательстве (ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ).

В международном праве многими учеными поддерживается сформулированное в решении Постоянной палаты международного правосудия по делу Греции против Великобритании в связи с палестинской концессией Макроматиса в 1924 г. определение понятия "спор" как разногласия по вопросу факта или нормы права, конфликта юридических взглядов или интересов между двумя лицами.

В целом концептуальный подход, при котором правовой спор определяется через категорию "разногласие", является довольно распространенным в отечественной правовой доктрине. Так, по мнению А.Б. Зеленцова, правовой спор в самом общем виде можно определить как разногласия между субъектами правовых отношений по поводу различно понимаемых взаимных прав и обязанностей в связи с предполагаемым нарушением либо оспариванием в процессе реализации права, в том числе посредством правоприменения, направленного на урегулирование конкретных ситуаций.

Ранее на разногласие, существующее между гражданином или организацией относительно применения нормы материального права, определяющей поведение, права и обязанности участников административно-правового отношения, как на сущность административно-правового спора в широком смысле слова указывал Д.М. Чечот.

Таким образом, разногласие, объективированное в юридической форме требования и возражения, признается сущностным элементом всякого правового спора. В качестве других обязательных элементов содержания правового спора называются стороны, предмет и основание.

Сказанное вполне применимо и к характеристике содержания налогового спора. При этом особенности отдельных элементов содержания налоговых споров обусловлены спецификой правовых отношений, из которых они возникают. К таким отношениям согласно ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (далее - НК РФ) - относятся властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Стороны налогового спора

Исходя из содержания ст. 9 НК РФ субъектами налоговых правоотношений являются:
- организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
- организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
- налоговые органы;
- таможенные органы.
Указанные субъекты налоговых правоотношений являются инициаторами и соответственно участниками налоговых споров. При этом исходя из особенностей содержания налоговых правоотношений, как они определены в ст. 2 НК РФ, налоговые споры могут возникать только между частными субъектами данных правоотношений в лице налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, с одной стороны, и публичными субъектами налоговых правоотношений в лице налоговых органов и таможенных органов, с другой стороны.
Кроме того, по делам об оспаривании нормативных правовых актов о налогах и сборах в качестве публичной стороны налогового спора могут выступать лица, которые в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, вправе в пределах своей компетенции издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами (п. 1 ст. 4, п. п. 3, 4 ст. 12 НК РФ), и, как следствие, являться ответной стороной по делам об оспаривании принятых ими нормативных правовых актов.

Предмет налогового спора

В качестве предмета публично-правового или административного (в широком смысле этого слова) спора, разновидностью которого признается и налоговый спор, чаще всего рассматриваются права и обязанности участников публичных правоотношений. Это соответствует и действующему законодательству Российской Федерации. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе оспорить в арбитражном суде ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. С другой стороны, в соответствии с ч. 1 ст. 213 АПК РФ контрольные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, платежей и санкций, обязанность уплаты которых предусмотрена законом. Кроме того, права и обязанности истцов и ответчиков прямо названы в качестве предмета спора в п. 2 ст. 46 АПК РФ.

Предметом налогового спора может быть защита налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами прав, предоставленных им ст. 21 НК РФ.
С другой стороны, предметом притязаний со стороны налоговых органов может быть требование соблюдения налогоплательщиками их обязанностей, которые установлены п. 1 ст. 23 НК РФ.
Об обязанностях плательщиков сборов сказано в п. 4 ст. 23 НК РФ.
Предметом требований, предъявляемых налоговыми органами к налоговым агентам, может являться соблюдение ими обязанностей, предусмотренных п. 3 ст. 24 НК РФ.
В свою очередь, налоговые споры могут также возникать не только относительно прав и обязанностей участников налоговых правоотношений, но и отдельно по поводу соответствия актов законодательства о налогах и сборах и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах другим нормативным правовым актам большей юридической силы, т.е. по поводу их законности.
Так, в соответствии со ст. 137 НК РФ каждое лицо вправе обжаловать как акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, так и нормативные правовые акты указанных органов в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. На возможность оспаривания в арбитражном суде нормативных правовых актов в сфере налогообложения прямо указывается и в п. 1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ, а в гл. 23 АПК РФ установлен порядок рассмотрения таких дел.

Основание налогового спора

Вопрос об основании публично-правового спора в отечественной юридической науке решается неоднозначно. Так, Н.В. Сухарева называет в качестве основания административно-правового спора любой юридический факт, послуживший основанием для возникновения, изменения или прекращения административного правоотношения. При этом в отличие от спора гражданско-правового административный спор возникает лишь тогда, когда основанием является такая разновидность юридических фактов, как действия (правомерные и неправомерные), т.е. факты, наступление которых зависит от воли людей.

Н.Ю. Хаманева рассматривает в качестве основания для возникновения административного спора обращение гражданина в форме жалобы, которая рассматривается как реакция лица на нарушение его прав и свобод в сфере государственного управления.

По мнению Л.А. Николаевой и А.К. Соловьевой, публично-правовой спор возникает в случае нарушения субъектом государственной власти или местного самоуправления субъективных публичных прав граждан и организаций. Такое нарушение может стать результатом действия субъекта публичной власти, издания им нормативного или индивидуального правового акта государственного или местного самоуправления, регулирующего государственные, административные, избирательные, финансовые, налоговые, земельные, трудовые правоотношения. Спор может возникнуть и из-за бездействия субъекта публичного управления, невыполнения им своих обязанностей.

Схожих с предыдущими авторами взглядов придерживается и А.Б. Зеленцов, который полагает, что в основании административного спора его непосредственным поводом выступают административные правонарушения, включая административные проступки, посягающие на административно-правовые запреты, и неисполнение юридических обязанностей, вытекающих из норм административного права, а также административные упущения.

Указание на предполагаемое нарушение прав и свобод граждан и организаций в сфере публичных правоотношений как на необходимое основание оспаривания в судебном порядке актов, действий или бездействия органов публичной власти и их должностных лиц содержится и в ч. 1 ст. 192, ч. 1 ст. 198 АПК РФ. Непосредственно в сфере налоговых правоотношений указание на предполагаемое нарушение прав лиц как основание обжалования актов налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц содержится в ст. 137 НК РФ.
Таким образом, основанием налогового спора, возникающего по инициативе налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, является предполагаемое указанными лицами нарушение их прав в результате издания налоговых актов нормативного и ненормативного характера, совершения налоговыми или таможенными органами, их должностными лицами действия или бездействия.
Основанием же налогового спора, возникающего по инициативе налоговых или таможенных органов, является неисполнение либо иное нарушение налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами своих обязанностей, которые предусмотрены законодательством о налогах и сборах (подп. 9, 14 п. 1 ст. 31 НК РФ, ст. 213 АПК РФ).

Определение налогового спора

Рассмотренная специфика элементов содержания налогового спора позволяет сформулировать следующее его определение: налоговый спор представляет собой разногласия между частными субъектами налоговых правоотношений в лице налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и публичными субъектами налоговых правоотношений в лице налоговых органов, таможенных органов по поводу их прав и обязанностей и (или) законности нормативных правовых актов в сфере налогообложения, возникающие в связи с предполагаемыми сторонами налогового спора нарушениями норм налогового законодательства. По делам об оспаривании нормативных правовых актов о налогах и сборах в качестве публичной стороны налогового спора могут также выступать лица, которые вправе в пределах своей компетенции издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами.

Классификация налоговых споров

Применительно к тому или иному элементу содержания налоговых споров возможна и выработка критериев их классификации, как это предлагает А.Б Зеленцов относительно административно-правового спора. В соответствии с этим подходом выделяются субъектный, предметный и критерий основания спора.

Так, в зависимости от того, какая из сторон спора является его инициатором, налоговые споры могут быть распределены на споры, возникающие по инициативе налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и инициируемые налоговыми или таможенными органами.
Признак того, что является предметом спора, выступает основанием для разделения налоговых споров на два вида:
- о правах и обязанностях сторон спорного налогового правоотношения;
- о законности нормативного правового акта о налогах и сборах.
В зависимости от факта (фактического состава), лежащего в основании спора - налоговые акты нормативного или ненормативного характера, действия или бездействие налоговых органов, их должностных лиц либо противоправное поведение налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговые споры можно классифицировать на следующие виды:
- споры о законности нормативных правовых актов о налогах и сборах, ненормативных правовых актов налоговых органов, действий, бездействия их должностных лиц;
- споры об ответственности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, налагаемой в случаях и порядке, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.


Налоговые споры в суде составляют большой массив дел. Одними только арбитражными судами (т. е. с участием хозяйствующих субъектов) ежегодно рассматриваются десятки тысяч дел по искам предпринимателей или юридических лиц об оспаривании действий или актов ненормативного характера налоговой службы и ее служащих. В целях защиты прав предпринимателей от неправомерных действий налоговой службы необходимо знать порядок составления и направления судебной жалобы, сроки ее рассмотрения, принимаемые по результатам рассмотрения решения.

Налоговые судебные споры: подведомственность и подсудность

В отношении спорных дел, вытекающих из налоговых правоотношений, могут применяться различные законы, согласно которым они и рассматриваются теми или иными судебными органами. Так, на основании правил относительно нового Кодекса административного судопроизводства (далее — КАС), закрепленных в главе 2, дела по оспариванию актов и действий налоговой службы и ее сотрудников, по общему правилу, рассматриваются судами общей юрисдикции различного уровня.

Однако если указанные споры по обжалованию действий и актов должностных лиц налоговых органов затрагивают предпринимательскую деятельность граждан (ИП) или организаций, то в силу ч. 1 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса (далее — АПК) их рассмотрение находится в ведении арбитражных судов. Согласно ст. 35 АПК обжалование по налоговым спорам в суд необходимо подавать по месту нахождения налогового органа, принимавшего незаконное, с точки зрения заявителя, решение или совершившего подобные действия.

Первой инстанцией по рассматриваемым делам в сфере предпринимательской деятельности на основании ч. 1 ст. 34 АПК являются арбитражные суды того субъекта федерации, где располагается орган, чьи действия или решения обжалуются.

Как обжаловать в суде решения и действия налоговых органов, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Рассмотрение налоговых споров в суде: порядок обращения

Обращение за защитой нарушенных налоговыми органами прав предпринимателей и юридических лиц осуществляется в соответствии со следующими правилами:

  • налоговые споры в судах подлежат рассмотрению после получения соответствующего заявления заинтересованного лица — ч. 2 ст. 197 АПК;
  • правом подачи заявления обладают хозяйствующие субъекты, чьи права были нарушены, — ч. 1 ст. 198 АПК;
  • срок подачи жалобы составляет 3 календарных месяца с момента нарушения прав (издания ненормативного акта, совершения незаконных действий) — ч. 4 ст. 198 АПК;
  • жалоба должна отвечать требованиям ст. 199 АПК, в том числе содержать всю требуемую информацию и сведения.

Судебный порядок разрешения налоговых споров: основные правила

Частью 1 ст. 197 АПК установлено, что разрешение дел указанной категории осуществляется по тем же правилам, которые действуют и для искового производства в арбитражных судах. Вместе с тем для налоговых споров (в том числе) существуют самостоятельные правила, определяемые ст. 200 АПК, а именно:

  • рассмотрение в судах первой инстанции осуществляется одним судьей;
  • срок рассмотрения заявления не должен превышать 3 месяцев со дня принятия канцелярией суда заявления заинтересованного лица;
  • отсутствие в суде представителя налогового органа не является препятствием для рассмотрения дела по существу;
  • бремя доказывания законности изданного акта или совершенных действий лежит на налоговом органе, действия или акт которого обжалуются.

По результатам рассмотрения налогового спора суд в силу ст. 201 АПК может признать акт или действие незаконным или отказать в удовлетворении заявления, если не установит оснований для признания действий или актов незаконными.

Итоги

Таким образом, налоговые споры, вытекающие из предпринимательской деятельности заинтересованного лица, права которого были нарушены сотрудниками налоговой инспекции, подлежат рассмотрению арбитражными судами субъектов по правилам искового судопроизводства за некоторыми особенностями, предусмотренными главой 24 АПК.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Ежегодно вносятся десятки изменений в налоговое законодательство РФ. К примеру, за 2019 год их было свыше 30, включая такие ощутимые, как повышение НДС до 20% и ввод особого налогового режима для самозанятых граждан. Отслеживать эти изменения, а также своевременно, безошибочно и в полном объеме подавать отчетность и оплачивать налоги, увы, получается не всегда.

Даже когда бизнесмен уверен, что все сделал правильно, у налоговой на этот счет может быть совершенно иная точка зрения. Так появляются налоговые споры — расхождение в финансовых данных и их трактовке у налогоплательщика и фискального органа.

Как корректно выйти из ситуации и цивилизованно решить возникший налоговый спор? Какие вообще бывают спорные ситуации в сфере налогового учета? Кто и как их инициирует? Разберемся в данной статье.

Налоговые споры и их причины

Результатом предпринимательской и других форм экономической деятельности является получение прибыли и приобретение имущественных прав, что автоматически влечет за собой налоговые обязательства. Отдельные трудовые и семейные правоотношения (например, в случае раздела имущества при разводе) также приводят к налоговым начислениям, которые требуют оплаты.

Компания может ошибочно применить неверный режим налогообложения, а частное лицо — упустить из виду сроки или в принципе не подозревать о необходимости оплачивать налоги и госпошлины. В таком случае уведомление из налоговой и тем более предупреждение о грозящем судебном иске могут стать крайне неприятным сюрпризом.

Фактически в налоговом споре сталкиваются интересы фискального органа, собирающего налоги в пользу государства и требующего выплат в максимальном объеме, и налогоплательщика, который заинтересован в обратном: чем меньше налогооблагаемая база, тем больше денежных средств остается на его счетах после выплаты всех налогов.

В то же время при возникновении споров участники налоговых правоотношений изначально не равны между собой: государство, требующее уплаты налогов, находится в заведомо более выигрышном положении, чем физическое или юридическое лицо, к которому эти требования адресованы.

Главным признаком налогового спора, который может получить рассмотрение в арбитраже, помимо наличия субъектов спора, является неразрешенность конфликта из-за различий в решении налогового органа и налогоплательщика по поводу объема прав и обязанностей последнего.

В числе основных причин, порождающих налоговые споры, можно выделить те, которые вызваны действиями налогового органа и ошибками, допущенными налогоплательщиком.

К первому виду причин относятся:

  • необоснованное применение к налогоплательщику санкций в виде штрафов, пени за просрочку и так далее;
  • спорное списание денежных средств со счета организации по требованию ФНС;
  • приостановка или блокировка операций по расчетному счету организации, ИП или физлица;
  • отказ в возврате НДС и других отчислений, которые затребованы налогоплательщиком на законных основаниях, и прочее.

Основанием для налогового спора также могут явиться ошибки, допущенные налогоплательщиком при заполнении документов или оплате налоговых платежей.

Фактически обе стороны налогового конфликта заинтересованы в разрешении спора в досудебном порядке. ФНС отслеживает динамику поступления жалоб по налоговым спорам и стремится минимизировать их объемы. По статистике, представленной ведомством за 2018 год, количество жалоб по налоговым спорам сократилось на 16% по сравнению с 2017 годом [2] . Решение в пользу налогоплательщиков было принято в 30% случаев (против 35% за 2017 год). Количество обращений в суд после досудебного рассмотрения жалоб внутри ФНС снизилось на 8%.

Бывший глава ФНС Михаил Мишустин, озвучивая итоги работы за первое полугодие 2019 года, отметил, что в суды поступает все меньше подобных обращений (на 11,4% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года). На 23% меньше дел дошло до суда по результатам выездных налоговых проверок, что, возможно, связано с возросшим качеством работы ведомства и выработкой единых правовых подходов при рассмотрении жалоб.

Досудебные и судебные споры: особенности урегулирования

В досудебном урегулировании налогового спора, как правило, заинтересованы обе стороны. Как было сказано выше, для налогового органа статистика по снижению количества судебных обращений служит показателем эффективной работы. А для налогоплательщиков доведение до судебного разбирательства невыгодно с материальной точки зрения: оно оборачивается дополнительными тратами на оплату издержек судопроизводства (по статистике, 70% дел проигрываются). Не избежать и потери времени: рассмотрение может занять до трех месяцев.

Кроме того, досудебное урегулирование налоговых споров существенно снижает нагрузку на саму судебную систему (ежегодно в арбитраж поступают десятки тысяч исков, связанных с применением налогового законодательства). Согласно официальным данным Высшего арбитражного суда РФ, количество споров, рассмотренных арбитражными судами с участием налоговых органов, ежегодно сокращается на 15–20% и более.

Рассмотрим основные принципы досудебного и судебного урегулирования разногласий.

Первый путь предлагает сама фискальная служба. В данном случае жалоба налогоплательщика адресуется в вышестоящий налоговый орган, но подавать ее следует непосредственно в то налоговое отделение, чьи действия или решения оспариваются. Оттуда она уже будет направлена в вышестоящую инстанцию.

Процесс альтернативного досудебного разрешения налогового спора включает анализ причин конфликта и имеющейся документации. Далее следуют разработка стратегии примирения сторон, подготовка пакета необходимых документов, продумывание реакций на возможные вопросы и возражения сторон спора. После этого наступает главный этап — переговоры с участниками конфликта и принятие решения, удовлетворяющего все стороны. Наконец, решение фиксируется в виде медиативного соглашения и направляется участникам налогового спора для согласования.

К услугам медиатора можно обратиться как до, так и в ходе судебного процесса, но строго до вынесения судом решения. К другим преимуществам метода относятся поиск приемлемого для всех сторон решения, поддержание деловой этики и сохранение уважительных партнерских отношений между участниками спора. Единственным минусом является то, что услуга платная. При взаимном согласии расходы могут быть разделены либо оплачены полностью одной из сторон.

Налоговые судебные споры

После безрезультативных досудебных попыток урегулирования налоговых споров налогоплательщик вправе обжаловать решение ФНС в суде. Порядок подачи и рассмотрения обращения регулируется Кодексом административного судопроизводства РФ (глава 2, статьи 208–217.1) и Арбитражным процессуальным кодексом РФ (глава 24).

Основанием для заявления налогоплательщика в арбитражный суд могут быть:

  • нарушения его прав и законных деловых интересов;
  • отказ в предоставлении льгот и возврата излишне уплаченных сборов;
  • незаконное наложение налоговых санкций, финансовых ограничений и каких-либо обязанностей на физическое или юридическое лицо, создание иных препятствий для ведения бизнеса или исполнения трудовых обязанностей.

В общем порядке арбитражный суд принимает к рассмотрению заявления в течение трех месяцев со дня, когда заявителя уведомили о нарушении его прав. Такой же период времени отводится суду для рассмотрения дела и вынесения решения. Указанный срок может быть продлен до полугода (например, в связи с особой сложностью дела).

Согласно статье 259 АПК РФ до вступления в силу решение арбитражного суда первой инстанции можно обжаловать в суде апелляционной инстанции. Апелляционная жалоба подается в течение месяца с момента оглашения решения арбитражным судом первой инстанции.

Решение апелляционной инстанции, в свою очередь, может быть обжаловано в порядке кассационного производства. Кассационная жалоба подается в срок не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения арбитражного суда.

К преимуществам судебного решения налогового спора можно отнести объективность суда, повышающую шанс налогоплательщика отстоять свою правоту. Недостатком является расход материальных и временных ресурсов (оплата госпошлины и многомесячное ожидание решения).

В то же время допускается обращение к процедуре медиации или передача ведения дела юристу по налоговым спорам, что обеспечивает компетентную защиту, а также экономию сил и времени заявителя.

Можно ли избежать доначислений?

Нередко результатом выездной налоговой проверки становится доначисление налогов, пеней и штрафов, а также заморозка счетов. Суммы дополнительных сборов могут достигать сотен тысяч и даже миллионов рублей. Именно такие решения налогоплательщики чаще всего и пытаются оспорить как в досудебном, так и судебном порядке.

Но во многом практика решения налоговых споров зависит не столько от законодательства, сколько от трактовки аргументов сторон арбитражным судьей. Для неподкованного в налоговой сфере налогоплательщика защита своих прав является сложной и зачастую невыполнимой задачей.

Чтобы грамотно и уверенно обосновать свою позицию, требуется привлечение профессионалов в области налогового арбитража. Это позволяет минимизировать или опротестовать все 100% налоговых доначислений, вернуть излишне уплаченные сборы или возместить финансовый ущерб из-за ошибочных действий ФНС на стадиях досудебного и судебного обжалования.

Опытные юристы помогут, например, выявить ошибки в результатах налоговой проверки и порядке проведения процедуры, найти признаки фальсификации доказательств со стороны налоговой и так далее. Все это будет предоставлено суду как основание для уменьшения или отказа от налоговых доначислений.

Для многих компаний и частных лиц кажется невозможной сама мысль, что решение налоговой службы можно оспорить. Вместе с тем, если плательщик налогов уверен, что вел экономическую деятельность законно, грамотно отразил все операции в отчетах и выплатил положенные суммы, он имеет полное право подвергнуть сомнению результаты налоговых проверок и отказаться от дополнительно начисленных сумм.

Консультации по налоговым спорам

Основная задача бизнеса — развиваться и приносить прибыль. Но чем успешнее идут дела бизнесмена, тем более пристальный интерес ощущает он со стороны налоговой службы, которая преследует иную цель — пополнение федерального бюджета за счет налоговых отчислений.

Иногда фискальный орган усматривает в действиях налогоплательщика желание сокрыть реальные доходы или неверно отразить их в отчетности. Чтобы отстоять свое честное имя и не переплатить, имеет смысл обратиться к экспертам в области налогового арбитража.


Налоговые отношения - сфера потенциальных конфликтов. Урегулировать споры можно оперативно и незатратно на досудебной стадии. Перед судебным обжалованием важно определиться с подсудностью.

В статье рассмотрены способы разрешения конфликтов с налоговыми органами. Перечислены особенности досудебного и судебного порядка разрешения. Раскрыты способы, позволяющие налогоплательщикам предотвратить проблемы.

Своевременная уплата налогов и иных обязательных сборов не гарантирует отсутствие конфликтов с налоговой службой. К примеру, руководитель компании не согласен с решением по итогам проведённой выездной проверки, или фискальный орган отказывает пенсионеру в предоставлении льготы по налогу на имущество. Подобные разногласия между налогоплательщиками и контролирующим органом - это налоговые споры.

Налоговый спор - разновидность правового спора между государством (в лице его органов) и другими участниками налоговых правоотношений по поводу исчисления и уплаты налогов, сборов и взносов в фонды пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования.

Налоговые споры как разновидность экономических споров характеризуются следующими особенностями:

  • субъектным составом. Участники налоговых споров определены в НК РФ (ст. 9): с одной стороны - плательщики налогов, сборов и страховых взносов (граждане и организации) и налоговые агенты, с другой стороны - государство в лице налоговых и таможенных органов.
  • Характером правоотношения: конфликт касается только налогов, сборов, страховых взносов, проведения налогового контроля и оспаривания актов и действий налоговиков.
  • Юридическим неравенством участников: с одной стороны представляются интересы государства.
  • Принятием конкретных форм: досудебный или судебный конфликт.

Система российских налоговых споров охватывает несколько классификаций по различным основаниям.

  • госорган,
  • плательщики налогов, сборов, страховых взносов.
  • о восстановлении прав;
  • о выполнении фискальных обязательств.
  • о применении санкций,
  • о незаконности решений налоговых структур,
  • о возмещении убытков от незаконных действий сотрудников службы.
  • внесудебные;
  • судебные.
  • административным: обратиться в вышестоящий налоговый орган;
  • судебным: в порядке КАС РФ или АПК РФ;
  • обращением в прокуратуру;
  • обращением в администрацию Президента РФ;
  • зачётом излишне уплаченных платежей или возвратом излишне взысканной суммы налога (сбора).
  • об установлении наличия или отсутствия спорных правоотношений;
  • о понуждении совершить какие-то действия или принять акты;
  • об оспаривании.

Все конфликты в сфере налоговых правоотношений подлежат досудебному разрешению. Иначе говоря, налогоплательщик должен сначала обратиться в вышестоящую налоговую инстанцию, прежде чем оспаривать в суде ненормативный акт или действия (бездействие) сотрудников фискального органа.

  • решение о приостановке операций по счёту;
  • отказ в возврате налога;
  • решение о взыскании налога;
  • решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • требование об уплате налога, пени, штрафа;
  • отказ в предоставлении налогового вычета, в возмещении НДС, по ЕНВД и др.

По правилам АПК РФ рассматриваются дела об оспаривании ненормативных правовых актов, действия (бездействие) и решения налоговых органов и должностных лиц, если они связаны с экономической и предпринимательской деятельностью.

  • заявить возражение на акт проверки с результатами мероприятий налогового контроля;
  • выразить несогласие с актом о выявлении фактов нарушений;
  • обжаловать решение о привлечении к ответственности как вступившее, так и не вступившее в законную силу;
  • оспорить действия и бездействие сотрудников фискального органа.

На стадии разрешения спора в административном порядке необходимо обращаться с жалобой в вышестоящий налоговый орган.

В жалобе в излагаются доводы о несоблюдении налоговиками существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если заявитель полагает, что вследствие этого были нарушены его права, а также нарушения в части толкования НК РФ.

  • жалоба на вступившие в силу акты ненормативного характера и действия (бездействие) сотрудников налоговой службы. К слову, обозначенные решения вступают в силу по истечении 1 месяца после вручения лицу, в отношении которого этот документ принят (такая жалоба может быть подана в течение 1 года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав).
  • апелляционная жалоба на не вступившее в силу решение о привлечении к ответственности (отказе привлечения к ней).

Жалобы по досудебным налоговым спорам согласно статье 139 НК РФ подаются в вышестоящую инстанцию, через орган, вынесший оспариваемое решение. Начальник отдела налоговых споров по результатам рассмотрения жалобы готовит проект ответа на неё. Жалобы на решение по проверке рассматриваются в течение месяца со дня её поступления, иные жалобы - не более 15 дней.

Ведение налогового спора в суде отличается затратами как временными, так и материальными (оплата госпошлины, судебных издержек). Между тем суд обладает большей беспристрастностью, нежели сотрудники фискального органа при рассмотрении жалобы. В основу заявления по налоговым спорам налогоплательщик закладывает доводы возражений на акт и жалобы на решение налогового органа.

  • получить решение, вынесенное по результатам внесудебного рассмотрения жалобы/апелляционной жалобы;
  • составить заявление и обратиться с ним в суд;
  • подать заявление о принятии обеспечительных мер;
  • принять участие в ходе рассмотрения дела;
  • получить на руки судебное решение.

Налоговые споры с участием коммерческих организаций, субъектов экономической и предпринимательской деятельности рассматриваются в порядке Арбитражного процессуального кодекса РФ. Так оспариваются ненормативные правовые акты, действия (бездействие) и решения налоговых структур и их сотрудников. Иными словами, арбитраж разрешает налоговые споры как разновидность экономических споров. Рассматриваются такие дела в порядке гл. 24 АПК РФ.

  • противоречат законодательным требованиям и нарушают права заявителей в сфере экономической деятельности, предпринимательства;
  • незаконно возлагают на граждан, организации и иных лиц обязанности;
  • создают препятствия к осуществлению экономический деятельности, предпринимательства.
  • не позднее 3-х месяцев после того, как заявитель узнал о нарушении прав и законных интересов;
  • со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), если налоговики не торопятся с её рассмотрением.

В порядке КАС РФ рассматриваются налоговые споры, не относящиеся к сфере предпринимательской и экономической деятельности. Иными словами, если правоотношения затрагивают физических лиц. В рамках административного судопроизводства также оспариваются нормативные акты налоговой службы.

Административные дела разрешаются федеральными судами, а в части вынесения судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций - мировыми судьями. По сути, орган правосудия заново исследует материалы проверки в совокупности с доводами и доказательствами налогоплательщика.

  • в апелляционном порядке;
  • в кассационном порядке;
  • в порядке надзора;
  • по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • в рамках международной системы судов.

Только знание актуального законодательства и судебной практики, умение применять их в реальной жизни помогут избежать проблем с налоговиками. К примеру, отслеживать изменения законодательства можно на официальном сайте ФНС РФ, Минфина, в официальных печатных органах и на их интернет-ресурсах. Обзоры судебной практики регулярно публикуются в бюллетенях и на официальных сайтах ВС РФ. Аналогичная информация размещается и в справочно-правовых системах.

Между тем человеку без юридического образования и соответствующего опыта работы сложно ориентироваться в правовом пространстве, умело внедряя имеющиеся знания в практическую деятельность. В этом случае понадобиться помощь по налоговым спорам юридических компаний. В интернете поиск профессионала, осуществляющего защиту клиентов по налоговым спорам, не составит труда. На официальных сайтах компаний размещаются услуги с прайс-листами. Юрист возьмёт на себя ведение споров как до суда, так и в суде. Он подготовит документацию, соберёт доказательства, сведения и информацию по делу, примет участие в судебных разбирательствах, оспорит незаконное судебное постановление и др. Юрист проводит консультации по интересующим вопросам, разъясняет нюансы дела. Иными словами, клиент получает полное сопровождение по налоговым спорам. Все хлопоты по спорам с налоговой инспекцией специалист возьмёт на себя. При этом клиент избежит временных затрат, а также расходов на обжалование решения в случае отказа в удовлетворении законных требований.


В данной статье рассмотрены понятие, признаки, классификация и причины налоговых споров.

Ключевые слова: налоги, налоговый спор, налоги и налогообложение, уплата налогов, налоговые сборы

Уплата налогов является не только неотъемлемой частью существования самого государства, но и одной из самых сложных в реализации обязанностей перед государством всех тех лиц, которые признаются налогоплательщиками или плательщиками сборов. Следовательно, в таком широкомасштабном взаимодействии может возникать конфликтный характер между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Налоговый спор возникает после оценки деяний (действий или бездействия) налогоплательщика со стороны налоговых органов. Как правило, до предъявления требований в суде этот неразрешенный конфликт является предметом рассмотрения со стороны государственных органов и представляет собой материальное налоговое правоотношение. В этом случае налоговый спор преодолевается в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах (разд. 7 НК РФ).

Налоговые споры являются разновидностью экономических споров, вытекающих из налоговых правоотношений, и могут быть классифицированы по различным основаниям. В частности, налоговые споры различаются по инициирующей их стороне, по предмету, по содержанию требований, по порядку рассмотрения, по подведомственности и по подсудности.

В широком смысле под налоговым спором понимают ситуацию, когда налогоплательщик не согласен с мнением налогового органа по тому или иному вопросу. Чаще всего налоговые споры возникают как результат камеральной или выездной налоговой проверки.

Наиболее существенными признаками налоговых споров определяющие их правовую природу являются: объект (предмет) спора; субъектный состав; юридическое неравенство субъектов налогового спора; протекание в установленной законом форме и разрешение компетентным государственным органом [4].

Объектом налогового спора выступают интересы лиц, выраженные в их субъективном праве. Это может быть, как частный интерес (у налогоплательщика, налогового агента), так и публичный интерес по сбору налогов (у налоговых и иных государственных органов). Как правило, налоговые споры возникают в связи со сложившимся у одной из сторон конкретного налогового правоотношения представлением о том, что ее права и законные интересы нарушаются либо ущемляются другой стороной. Потребность в защите прав и законных интересов возникает в связи с нарушением этих прав или злоупотреблением ими, неисполнением юридических обязанностей и т. д. [3].

Приведем основные причины возникновения налоговых споров. Они следующие: отказ налоговых органов в возмещении НДС (зачастую ничем необоснованный); привлечение юридических и физических лиц к ответственности по итогам налоговых проверок (налоговые споры возникают по причине отказа подписывать акт проверки); основания для ареста расчетных счетов юридических и физических лиц; наложение штрафных санкций; игнорирование налоговыми инстанциями запросов налогоплательщиков.

Налоговые органы инициируют споры в тех случаях, когда возможность применения мер принуждения в отношении налогоплательщика, налогового агента или иного лица поставлена в зависимость от решения суда. Например, налоговыми органами предъявляются иски о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах (пп. 16 п. 1 ст. 31 НКРФ).

По инициативе налогоплательщиков и налоговых агентов споры возникают при их несогласии с налоговыми притязаниями государства или налоговых органов. Примером может служить предъявление налогоплательщиками исков в суд о возмещении убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц (пп. 14 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Иные лица выступают инициаторами налоговых споров реже, как правило, в тех случаях, когда они возражают против каких-либо решений или действий налоговых органов. Например, банк может не согласиться с решением налогового органа о взыскании с него штрафа за нарушение порядка открытия счета налогоплательщику по ст. 132 НК РФ [1].

Юридическое неравенство субъектов налогового спора представляет собой финансовые отношения, где одни субъекты имеют юридически властные полномочия по отношению к другим.

По порядку рассмотрения налоговые споры подразделяются на те, которые рассматриваются в административном (внесудебном) порядке и в судебном порядке. В административном (внесудебном) порядке рассматриваются налоговые споры, возникшие в результате подачи налогоплательщиком (налоговым агентом) жалобы на незаконные решения или действия (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу). В судебном порядке рассматриваются налоговые споры, которые возникают по искам (жалобам), подаваемым налоговыми органами или налогоплательщиками (налоговыми агентами) или иными лицами в суды.

Из числа налоговых споров, рассматриваемых в судебном порядке, по подведомственности выделяются те, которые рассматриваются судами общей юрисдикции, арбитражными судами и Конституционным Судом РФ. По подсудности выделяются налоговые споры подсудные районным, городским судам, судам субъектов РФ, Верховному Суду РФ, арбитражным судам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ.

Действующее законодательство позволяет участникам налоговых правоотношений применять административный и судебный способы защиты нарушенных прав. При этом допускается одновременное их использование. В соответствии со ст. 137 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право обжаловать: акты налоговых органов ненормативного характера; действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Кроме того, могут быть обжалованы также и нормативные правовые акты налоговых органов.

По факту разрешения спора в суде бывают досудебные и судебные споры. В досудебных спорах налогоплательщик обязан перед подачей в суд обратиться в досудебный орган урегулирования споров. Судебные споры являются наиболее затратным и сложным вариантом урегулирования разногласий налогоплательщика с налоговым органом.

Большинство налоговых споров носят комплексный характер. В одном деле могут быть связаны между собой, например, фактический и правовой виды налогового спора. Это создает сложности в процессуальной деятельности представителей спорящих сторон. К тому же налоговое законодательство постоянно обновляется и усовершенствуется. Нередко налогоплательщик просто физически не успевает тщательно самостоятельно следить за этими обновлениями и становится добросовестным нарушителем закона.

Однако постоянные изменения и дополнения, вносимые в Налоговый Кодекс РФ, заставляют столь же стремительно изменять современный бизнес, а точнее — заставляют изменять юридическую основу деятельности коммерческого сектора. Для того чтобы не запутаться в часто изменяемых статьях Налогового Кодекса РФ, стоит обратить внимание на юридические услуги, которые предоставляют кабинеты адвокатов. Профессиональные юристы непрерывно анализируют нормы и принципы налогового законодательства, что позволяет им постоянно находиться в актуальном потоке юридической информации.

  1. Землин А. И. Налоговое право: Учебник. — М.: Инфра-М, 2005. – 304 с.
  2. Крохина Ю. А. Налоговое право: Учебник. М., 2015. – 256 с.
  3. Миронова С. М. Механизм разрешения налоговых споров в российской федерации (Финансово-правовой аспект). Диссертация. Волгоград. 2006.
  4. Сидорова А. В. Налоговые споры: понятие и признаки // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России (Электронный журнал). 2015. № 4 (32).
  5. Тютин Д. В. Налоговое право: курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2015. – 749 с.
  6. Янкевич С. В. Налоговые споры в Российской Федерации: понятие и источники правового регулирования // Публично-правовые исследования (Электронный журнал). 2015. № 1.

Основные термины (генерируются автоматически): спор, налоговый агент, орган, лицо, налогоплательщик, РФ, налоговый орган, суд, судебный порядок, уплата налогов.

Читайте также: