Полномочия налоговых органов при администрировании страховых взносов

Обновлено: 18.05.2024

До 2017 года работники ПФ занимались расчетами и контролем над уплатой страховых взносов со стороны работодателей и частных лиц. Но теперь данная обязанность переложена на представителей ФНС, которые занимаются администрированием страховых взносов, для чего разработаны специальные методики и правила.

Понятие

Бесплатно по России

Администрирование страховых взносов ПФР представлено контролем над полнотой и своевременностью перечисления страховых взносов. Это относится как к пенсионным, так и социальным выплатам.

На основании ФЗ №243 и №250 с 2017 года контроль осуществляется налоговыми инспекторами, а не представителями ПФ.

На работников налоговой службы возложены следующие полномочия:

  • постановка на учет физлиц и предприятий, представленных плательщиками страховых взносов;
  • прием специальных расчетов, в которых определяется размер страховых взносов;
  • контроль над тем, чтобы плательщики взносов своевременно вносили средства на пенсионное страхование застрахованных лиц;
  • взыскание долгов по страховым взносам, которые появляются при несвоевременных платежах;
  • определение излишне уплаченных взносов;
  • взаимодействие с другими фондами и инстанциями.

Справка! Представители ФНС обязаны применять разные меры администрирования, направленные на информирование застрахованных лиц, а также на своевременную уплату ими страховых взносов.

Если предприниматели или частные лица по разным причинам отказываются вносить плату в установленные сроки, то это становится основанием для применения разных мер принудительного взыскания.

На кого возложена обязанность

С 2017 года данная обязанность возложена на работников ФНС. Ранее процедурой занимались представители ФСС и ПФ. Для управления администрированием в каждом подразделении налоговой службы созданы специальные отделы.

Плательщиками страховых взносов признаются следующие лица:

  • компании, ИП или лица, занимающиеся частной практикой, а также выплачивающие физлицам зарплату или иные виды вознаграждений;
  • адвокаты, ИП или иные граждане, которые специализируются на частной практике, но при этом не перечисляют средства другим физлицам, поэтому платят страховые взносы только за себя.

Правила учета физлиц и компаний приводятся в положениях ст. 83 НК. Отдельно не требуется становиться на учет в ФНС, поэтому во время регистрации фирмы или ИП производится автоматическая регистрация. Но при найме работника работодателю придется передавать сведения о нем представителям ФНС.

Администрирование представлено контролем за своевременное и полное представление расчетов по взносам, а также проверкой достоверности полученной информации. Расчеты плательщиками, которые официально трудоустраивают граждан, должны передаваться представителям налоговой службы до 30 числа месяца, следующего за отчетным.

Внимание! Так как в 2020 году ухудшилась эпидемиологическая обстановка, связанная с распространением коронавируса, то срок сдачи расчетов продлен за первый квартал до 15 мая.


После получения документов, работники ФНС занимаются проверкой полученной информации. При необходимости направляются уведомления об ошибках или непредставлении тех или иных сведений. На основании ст. 431 НК налогоплательщик обязан в установленные сроки передать правильные расчеты.

Порядок процедуры

Работники налоговой службы пользуются разными способами администрирования, направленными на получение страховых выплат и проверки правильности расчетов.

Процедура взаимодействия с плательщиками взносов делится на этапы:

  • в установленные сроки работодатели и ИП передают представителям ФНС правильные расчеты;
  • производится проверка полученной документации;
  • при необходимости запрашиваются уточнения;
  • плательщики перечисляют средства по правильным реквизитам.

Если в установленный срок не поступают средства от работодателей, то применяются разные методы администрирования, взыскания и наказания.

Представители ФНС могут пользоваться следующими способами:

  • Проведение выездных или камеральных проверок. Процедура регламентируется положениями ст. 88 НК. Во время камеральных проверок инспектор может потребовать от работодателя разные документы и данные, имеющие отношение к страховым взносам. С их помощью подтверждается обоснованность сумм, которые отражаются в расчетах. Выездная проверка проводится на территории плательщика взносов, а также правила ее реализации приводятся в ст. 89 НК.
  • Зачет или возврат сумм. Процедура выполняется при излишне уплаченных страховых взносах. Если выясняется, что работодатель заплатил больше, но у него имеются непогашенные долги по страховым взносам, то производится зачет.
  • Принудительное взыскание средств. Плательщики могут отказаться от своевременного перечисления взносов по разным основаниям. Это связано с плохим финансовым состоянием, непрофессионализмом бухгалтера или иными причинами. Если предприниматель отказывается добровольно выплачивать деньги, то налоговые органы могут воспользоваться принудительными методами взыскания. К ним относится начисление штрафов и пени, а также наложение ареста на счета и имущество. При применении таких мер приостанавливаются операции по карточкам и счетам, принадлежащим компании или бизнесмену. Представители ФНС могут начать исполнительное производство, поэтому средства взыскиваются приставами. Исполнители могут накладывать арест на счета или имущество должника, а также накладывать запрет на пересечение границы России. Предприниматели рискуют не только имуществом, используемым для ведения деятельности, но и личными ценностями.
  • Взаимодействие с внебюджетными фондами. Сведения о поступивших взносах передаются работникам ФСС и иных государственных органов. На основании этой информации проводятся дополнительные проверки предпринимателей. Сведения о полученных взносах передаются представителям ПФ для отражения на индивидуальных счетах граждан. Ежеквартально в фонд медицинского страхования передаются специальные отчеты о полученных суммах.

Из-за пандемии правила работы налоговой инспекции изменены, поэтому инспекторам приходится учитывать ограничения относительно выездных проверок, что привело к переносу сроков. Дополнительно в период самоизоляции изменены сроки, в течение которых допускается направлять требования об уплате налогов и иных платежей, поэтому они увеличиваются на 6 месяцев.

Так как занимается администрированием ФНС, то за нарушение требований взимаются крупные штрафы. Например, при нарушениях во время сдачи электронной отчетности взимается 1 тыс. руб.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео по теме статьи:

Заключение

Администрированием страховых взносов с 2017 года занимаются работники налоговой службы. Для этого используются разные методики, позволяющие контролировать своевременность и правильность расчетов и выплат. Представители ФНС тесно взаимодействуют с работниками других государственных органов, а также наделяются особыми полномочиями, позволяющими принудительно взыскивать средства с неплательщиков.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ внес многочисленные поправки в первую и вторую части Налогового кодекса РФ. Рассказываем об изменениях, касающихся налогового администрирования и взаимодействия с ИФНС.

Выездные налоговые проверки могут проводить специализированные инспекции

По общему правилу решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения (месту жительства).

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа, в котором такое обособленное подразделение состоит на учете по месту своего нахождения. Это следует из пункта 2 статьи 89 НК РФ.

С 29.09.2019 проводить указанные проверки на территории конкретного субъекта РФ может налоговый орган, специально уполномоченный на это ФНС России. Такие инспекции вправе проверять налогоплательщиков (а также филиалы и представительства организаций), которые находятся (проживают) на территории этого региона (п. 31 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

ИФНС обязана уведомить ПФР о регистрации физлица в качестве самозанятого

При этом физлица (в т. ч. ИП), изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговой инспекции в качестве плательщика НПД. Снятие с налогового учета по этому основанию осуществляется в случае отказа от применения спецрежима, а также в случаях, когда гражданин не соответствует необходимым требованиям (ч.ч. 1, 12 ст. 5 Закона № 422-ФЗ). Причем налоговые инспекции обязаны теперь уведомлять территориальные органы ПФР о постановке граждан на учет (снятии с учета) в качестве плательщиков НПД (в течение 3 рабочих дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений). Такая обязанность действует с 29.10.2019 (п. 8 ст. 1 Закона № 325-ФЗ).

Когда не удержанный налоговым агентом налог считается уплаченным в бюджет

Конкретные события, с которыми связывается исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога, перечислены в пункте 3 статьи 45 НК РФ. Так, если исчислить и удержать налог из дохода налогоплательщика должен налоговый агент, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога налоговым агентом (пп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Комментируемый закон исправил этот пробел. Если факт неудержания (неполного удержания) налога налоговым агентом выявит налоговая проверка, налог будет считаться уплаченным со дня предъявления налоговым агентом в банк соответствующего платежного поручения (при наличии на расчетном счете налогового агента достаточного денежного остатка на день платежа). Дополнение действует с 01.01.2020 (п. 9 ст. 1, п. 3 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Определение даты начала и окончания налогового периода для плательщиков УСН и ЕСХН

Налоговым периодом по ЕСХН и УСН признается календарный год, т. е. период с 1 января по 31 декабря года (ст.ст. 346.7, 346.19 НК РФ). Однако организация может быть создана, ликвидирована или реорганизована (госрегистрация физлица в качестве ИП осуществлена или прекращена) в течение календарного года. В таких случаях для налогов, у которых налоговый период составляет календарный год, нормы пунктов 2, 3 статьи 55 НК РФ устанавливают особые правила определения даты начала и окончания налогового периода. По этим правилам налоговый период уже не равен календарному году.

Если организация прекращает деятельность путем ликвидации или реорганизации (гражданин прекращает деятельность в качестве ИП), то согласно пункту 3 статьи 55 НК РФ последним налоговым периодом в такой ситуации будет период с 1 января календарного года, в котором прекращена деятельность организации (утратила силу госрегистрация ИП), до дня госрегистрации прекращения деятельности организации (утраты силы госрегистрации ИП).

В соответствии с изменениями, внесенными в пункт 4 статьи 55 НК РФ (п. 13 ст. 1 Закона № 325-ФЗ), указанные правила определения налогового периода не применяются в отношении налогов, уплачиваемых при применении ЕСХН и УСН. Раньше особые правила определения даты начала и окончания налогового периода не распространялись только на плательщиков ПСН и ЕНВД.

На практике указанные нововведения означают, что для плательщиков, применяющих УСН или ЕСХН, налоговый период в любом случае составляет календарный год (период с 1 января по 31 декабря года), и налоговые декларации по его итогам нужно представлять не ранее 1 января года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При этом указанные поправки вступили в силу 29.09.2019 и распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2018 (п. 1, 10 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

ФНС России в письме от 27.12.2019 № СД-4-3/27082@, которое направлено инспекциям для использования в работе вместе с письмом Минфина России от 20.12.2019 № 03-11-09/100305, отмечает, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно статьям 346.10, 346.23 НК РФ срок представления деклараций за 2019 год: для организаций и ИП на ЕСХН, организаций на УСН - не позднее 31.03.2020, для ИП на УСН - не позднее 30.04.2020.

Если налогоплательщик на УСН зарегистрировался в декабре 2018 года и сумма доходов за 2019 год с доходами декабря 2018 года превысила лимит для применения спецрежима, а доходы только за 2019 год не превысили лимит в 150 млн, то целесообразно представить две декларации - за 2018 год и за 2019 год, чтобы сохранить право применения УСН.

Кроме того, если по итогам декабря 2018 года у плательщика есть налог к уплате, то на эту же сумму возникает переплата по авансовому платежу за I квартал 2019 года. В этой связи декларации за 2018 и 2019 год рекомендуется представить одновременно, а также вместе с ними подать заявление на зачет переплаты за 2019 год в счет уплаты налога за 2018 год.

Физлица могут подавать документы в налоговую инспекцию через МФЦ

В соответствии с Законом № 325-ФЗ физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) могут взаимодействовать с ИФНС через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Такое будет возможно, если:

  • случаи представления налогоплательщиками-физлицами в инспекцию и получения от нее документов (сведений) через МФЦ предусмотрены НК РФ;
  • в конкретном МФЦ организована возможность представления и получения указанных документов.

Днем представления физлицом указанных документов (сведений) будет считаться дата их приема специалистом МФЦ, что подтвердит соответствующая расписка или иной документ. Датой получения документа физлицом считается день, следующий за днем его получения МФЦ от налоговой инспекции.

Данные правила действуют с 29.10.2019 (п.п. 2, 7 ст. 1, п. 2 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Новые правила взыскания с организаций и ИП небольших сумм задолженности

Рассмотрим изменения, которые касаются принудительного взыскания налоговиками задолженности по налогам (сборам, страховым взносам, пеням, штрафам) за счет (ст. 46 НК РФ):

  • денежных средств и драгоценных металлов на счетах должника (организации или ИП) в банках;
  • электронных денежных средств должника.

По действующим правилам решение о взыскании такого долга должно быть принято налоговой инспекцией не позднее 2 месяцев после истечения срока, отведенного должнику в требовании о его самостоятельной уплате. Если инспекция не уложится в этот срок, взыскать задолженность она сможет только в судебном порядке (п. 3 ст. 46 НК РФ).

С 01.04.2020 двухмесячный срок для принятия ИФНС решения о взыскании будет отсчитываться от разных дат в зависимости от суммы задолженности:

1. Сумма долга по одному требованию превышает 3 000 руб. - от даты истечения срока исполнения этого требования (т. е. в прежнем порядке).

2. Сумма задолженности (по одному или суммарно по нескольким требованиям) не превышает 3 000 руб.:

  • от даты, когда сумма задолженности по нескольким требованиям превысит 3 000 руб. в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования;
  • от даты истечения указанного трехлетнего срока, если общая задолженность за это время так и не превысит 3 000 руб.

Такой порядок следует из пункта 11 статьи 1 Закона № 325-ФЗ.

Какие-либо переходные положения для рассмотренных нововведений Законом № 325-ФЗ не предусмотрены. Не вполне ясно, применяются новые правила к недоимке, выявленной до 01.04.2020, или нет. Следовательно, встает вопрос, в какие предельные сроки следует направлять требование об уплате и принимать решение о взыскании сумм задолженности, не превышающей 3 000 руб., если она обнаружена до 01.04.2020 (например, в январе 2020 года), а требование об уплате до этой даты не направлялось (либо требование направлялось, но решение о взыскании не принималось).

ФНС будет публиковать информацию об обременениях имущества в пользу налоговиков

В силу пункта 1 статьи 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов) может обеспечиваться:

  • залогом имущества;
  • наложением ареста на имущество;
  • поручительством;
  • пеней;
  • приостановлением операций по счетам в банке;
  • банковской гарантией.

Кроме того, для обеспечения возможности исполнения решения по результатам налоговой проверки ИФНС может (еще до вступления решения по проверке в силу) запретить налогоплательщику отчуждать или передавать в залог (без согласия инспекции) определенное имущество (пп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ).

С 01.04.2020 сведения о залоге, аресте, а также о запрете отчуждения (передачи в залог) имущества налогоплательщика (залогодателя) должны отражаться на официальном сайте ФНС России . Такие сведения не признаются налоговой тайной.

Состав сведений и порядок их размещения на указанном сайте утвердит сама налоговая служба (п.п. 18, 36 ст. 1 Закона № 325-ФЗ).

Новый случай залога имущества в пользу налоговой службы

По действующим правилам передать имущество в залог налоговому органу можно только на основании договора. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик, так и третье лицо (п. 2 ст. 73 НК РФ).

Если имущество налогоплательщика уже в залоге у третьих лиц, то у налогового органа возникает последующий залог (кроме ситуаций, когда передача такого имущества в последующий залог не допускается).

При этом преимущественное право удовлетворения требования ИФНС за счет залога не распространяется на денежные средства на счетах, вкладах (депозитах), предназначенных для удовлетворения требований, которые в соответствии со статьей 855 ГК РФ предшествуют исполнению обязанности по уплате налогов. Залог в пользу налоговиков подлежит государственной регистрации и учету по правилам статьи 339.1 ГК РФ.

Новые способы отмены ареста имущества

В настоящий момент организация, у которой долги перед бюджетом, вправе попросить инспекцию заменить арест, наложенный на ее имущество, залогом имущества на основании договора. При этом такая замена является правом налоговиков (п. 12.1 ст. 77 НК РФ).

С 01.04.2020 организации смогут претендовать на отмену ареста имущества при предоставлении инспекции (п. 21 ст. 1 Закона № 325-ФЗ):

  • банковской гарантии, отвечающей требованиям статьи 74.1 НК РФ, на сумму, указанную в решении ИФНС о взыскании налога (пеней, штрафов);
  • поручительства третьего лица, оформленного по правилам статьи 74 НК РФ.

Обязанности налогового агента в связи с постановкой на учет работника-иностранца

Если в справках 2-НДФЛ и расчетах 6-НДФЛ, представленных после 01.01.2020, инспекция обнаружит сведения об иностранных гражданах (лицах без гражданства), не состоящих в РФ на налоговом учете, она обязана поставить их на учет (с 01.04.2020) в ИФНС по месту нахождения (жительства) того налогового агента (организации или ИП), который первым представил по ним указанную налоговую отчетность. Речь идет об иностранцах, которые не имеют на территории РФ места жительства (пребывания), собственного недвижимого имущества и транспортных средств. Постановка на учет производится в течение 15 рабочих дней с момента представления 2-НДФЛ и (или) 6-НДФЛ.

Уведомление о постановке иностранца на учет инспекция направит указанному налоговому агенту, который обязан в течение 5 рабочих дней с момента получения уведомления передать его физлицу и представить в инспекцию документ, подтверждающий такую передачу.

Новые полномочия налоговых органов при взыскании крупной недоимки

По действующим правилам ИФНС вправе проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика (плательщика сборов, взносов, налогового агента), если (п.п. 1, 2 ст. 92 НК РФ):

  • проводится выездная налоговая проверка;
  • проводится камеральная налоговая проверка декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • проводится камеральная налоговая проверка декларации по НДС, в ходе которой выявлены противоречия и несоответствия, указанные в пункте 8.1 ст. 88 НК РФ;
  • документы и предметы получены в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля, либо владелец этих предметов согласен на проведение их осмотра.

С 01.04.2020 в дополнение к вышеуказанным случаям должностные лица налоговых органов смогут проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов организации при одновременном соблюдении следующих условий:

  • в соответствии со статьей 46 НК РФ принято решение о взыскании недоимки за счет денежных средств и драгоценных металлов на счетах организации-должника в банках и ее электронных денежных средств;
  • размер недоимки превышает 1 млн руб.;
  • решение о взыскании не исполнено в течение 10 дней с даты его принятия;
  • организация согласна на проведение такого осмотра.

Провести осмотр можно не более 1 раза по одному решению о взыскании недоимки (п. 32 ст. 1 Закона № 325-ФЗ).

Кроме того, в такой ситуации наряду с осмотром налоговики вправе истребовать у налогоплательщика документы (информацию) об имуществе, имущественных правах и обязательствах (по перечню, который должна утвердить ФНС России).

Следует помнить: в отличие от осмотра (он возможен только в отношении организации), истребовать указанные документы (информацию) можно и у предпринимателей, в отношении которых принято аналогичное решение о взыскании недоимки, превышающей 1 млн руб., и оно не исполнено в течение 10 дней с даты его принятия.

Если налогоплательщик не представит документы (информацию) об имуществе, имущественных правах и обязательствах в течение 10 дней, ИФНС вправе истребовать их у иных лиц (п. 33 ст. 1 Закона № 325-ФЗ). Также нарушители могут быть привлечены к налоговой ответственности (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).

Уточнения порядка зачета переплаты по налогам

Как известно, в соответствии с Налоговым кодексом сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет (п. 1 ст. 78 НК РФ):

  • предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам;
  • погашения недоимки по иным налогам;
  • погашения задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения.

При этом на текущий момент зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ). Например, это означает, что переплату по транспортному (региональному) налогу нельзя зачесть в счет недоимки по земельному (местному) налогу*.

Примечание:
* О том, какие налоги относятся к федеральным, региональным и местным, см. статьи 12-15 НК РФ.

Аналогичные правила зачета (по соответствующим видам налогов и сборов) применяются также в отношении зачета сумм излишне уплаченных авансовых платежей, пеней и штрафов по налогам, сборам (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Переходные положения для данной ситуации Закон № 325-ФЗ не устанавливает. Поэтому полагаем, что момент возникновения переплаты и (или) недоимки (до 01.10.2020 или после) значения не имеет. Главное, чтобы сам зачет (по заявлению налогоплательщика или по инициативе налогового органа) состоялся после этой даты.

Также следует учитывать, что указанные правила зачета сумм налогов и сборов (пеней и штрафов по ним) не распространяются на страховые взносы. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда (ПФР, ФСС, ФОМС), в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, а также в счет задолженности по соответствующим пеням и штрафам (п. 1.1 ст. 78 НК РФ).

1С:ИТС


До 2017 года правильность расчетов, полнота уплаты и ее своевременность по страховым взносам в систему обязательного пенсионного и медицинского страхования принадлежит ПФР и его местным отделениям. При этом уплата взносов по ОМС осуществляется работодателями в ПФР, а тот в свою очередь передает данные в ФФОМС. Страховые взносы по обязательному социальному страхованию принадлежат ФСС. Поэтому до конца 2016 года полномочия по сбору, учету, распределению и выплатам средств системы социального, пенсионного и медицинского страхования находятся в ведомстве внебюджетных фондов - ФСС, ПФР и ФФОМС. Данные фонды формируются за счет страховых взносов работодателей.

Администрирование страховых взносов ФНС будет регламентироваться главой 34 НК РФ, которая включает статьи с 419 по 432.

Внебюджетные фонды в свою очередь будет заниматься обеспечением страховых прав граждан, то есть начислением и выплатой пенсий, пособий по материнству, временной нетрудоспособности и компенсацией полученных человеком медицинских услуг.

Инициатива передать администрирование страховых взносов в ФНС принадлежит Правительству РФ и Минфину. С начала 2017 года в ФНС примет на себя управление и администрирование страховых взносов и персонифицированного учета по следующим видам государственного социального страхования: ОПС, ОМС и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В связи с нововведениями с 1 января 2017 года полностью утрачивает силу ФЗ №212 от 24.07.2009 года, который на сегодняшний день регламентирует правовую область страховых взносов в бюджетной системе РФ.

Также, изменения затронут следующие законы: №943-1 от 21.03.91г., ФЗ №125 от 24.07.98г., ФЗ №27 от 01.04.96г., ФЗ №165 от 16.07.99г., ФЗ № 167 от 15.12.01г., ФЗ №255 от 29.12.06г., ФЗ №326 от 29.11.10г., ФЗ №400 от 28.12.13г. и ряд других правовых актов.

Передача администрирования страховых взносов

Давайте рассмотрим какие изменения ожидаются в системе в результате передачи полномочий по администрированию взносов в ведомство налоговой службы.

База начисления страховых взносов в 2017 году

1.Объект обложения останется без изменения - это выплаты по трудовым договорам (ст. 420 НК РФ) и ряду ГПХ (за исключением соцвзносов). Не облагаемые взносами выплаты перечислены в ст. 422 НК РФ.

2.Стоит отметить, что фактически регламент структуры страховых взносов из ФЗ №212 направлен в гл. 34 НК РФ без изменений. База, которая применяется для расчета страховых взносов, в соответствии со ст. 421 НК РФ останется прежней, также, как льготы и тарифы (нововведение: пониженные тарифы по льготникам на УСН могут применяться ими только, если их доход за год не превышает 79 млн руб.).

-876 000 руб. по обязательному пенсионному страхованию (если выплаты работнику составят больше этой суммы, то расчет взносов сократится с 22% до 10%);

-755 000 руб. по обязательному социальному страхованию (если больше этой суммы, то расчет и уплата взносов не будут производиться);

-взносы в систему обязательного медицинского страхования не зависят от суммы выплат и рассчитываются в размере - 5,1%.

База для расчета взносов с выплат, которые производятся в натуральном выражении, будет определяться из цен, указанных в ст. 150.3 НК РФ.

Отчетность по страховым взносам в 2017 году

В свою очередь кардинальные изменения ожидают отчетность по страховым взносам и персонифицированному учету. Организации ежеквартально должны будут предоставлять в ФНС (в орган, который будет заниматься сбором взносов) единый расчет по страховым взносам. Срок сдачи расчета – не позднее 30 числа того месяца, который следует за отчетным периодом (с учетом выходных дней).

Если в расчете будут выявлены несовпадения по общей сумме рассчитанных страховых взносов и суммам в разрезе по каждому застрахованному лицу, то расчет будет считаться не предоставленным, о чем налоговая служба будет обязана уведомить плательщика.

При этом сохранится персонифицированный отчет в ПФР. Организации должны будут направлять в отделения ПФР раз в год данные о стаже застрахованных лиц и ежемесячно – персонифицированный отчет по форме СЗВ-М не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

ИП и прочее самозанятое население, которые не производят выплаты иным физлицам, не должны подавать отчетность в ФНС, как это было и с требованиями ПФР.

Копии формы персонифицированного отчета в ПФР должны быть предоставлены работнику в течение 5 дней, после его запроса или в день расчета застрахованного лица.

Срок хранения документов по начисленным и уплаченным страховым взносам составляет 6 лет.

Фиксированные платежи для ИП в 2017 году

Фиксированные платежи для самозанятого населения не изменятся. При этом для предпринимателей, не подавших налоговую декларацию, не будут начисляться максимальные суммы платежей. Однако, если предприниматель предоставит отчетность, но не уплатит сами взносы, то ФНС, основываясь на данных налоговой декларации, сама определит его задолженность.

КБК для уплаты страховых взносов в 2017 году

С 2017 года уплатить страховые взносы в счет организации может третье лицо, но при оплате в квитанции стоит обязательно отметить, в счет кого производится оплата.

Пени по страховым взносам в 2017 году

В 2017 году изменится расчет пени за несвоевременную уплату взносов в ФНС. В расчет пени с 1 января 2017 года включать день фактической уплаты страховых взносов не нужно. А с 1 октября того же года увеличится сумма пени за несоблюдение сроков по взносам:

– если просрочка уплаты составляет менее 30 календарных дней, то пени будут считаться по-прежнему 1 к 300 ставки рефинансирования;

– если более 30 дней, то расчет будет производиться, как 1 к 150 ставки рефинансирования.

Штрафы по страховым взносам в 2017 году

Штрафы за нарушения в отношении страховых взносов будут аналогичны штрафам по налогам.

Штрафы от ФСС перечислены в новой ред. ФЗ №125 от 24.07.1998 г., а штрафы ПФР регламентированы новой ред. ФЗ № 27 от 01.04.1996 г.

По СЗВ-М и ежегодному отчету в случае непредставления, несоблюдения сроков предоставления отчетности, а также, если была предоставлена неполная или недостоверная информация, штраф составит 500 руб. по каждому застрахованному лицу. Если будут нарушения в порядке сдачи электронной отчетности штраф составит 1000 рублей.

В 2017 году увеличится перечень административной ответственности, которая также будет распространяться на ответственных лиц.

С 2017 года все проверки по страховым взносам будут осуществляться налоговыми органами по тому порядку, по которому сейчас проходят проверки по налоговым платежам.

Обособленные подразделения организаций, производящие выплаты физлицам, должны будут самостоятельно представлять отчетность и производить уплату страховых взносов в территориальное отделение ФНС.

Переходные положения:

Уточненные расчеты за период до 01.01.2017 года необходимо предоставлять в ПФР и ФСС;

Излишне уплаченные взносы, пени, штрафы до указанного периода будет возвращать ПФР;

Взыскивать задолженность будет ФНС (особо важно учесть, что ФНС для взыскания задолженности с плательщика может заморозить счет).

Администрирование страховых взносов осуществляется налоговыми органами в порядке, аналогичном порядку администрирования налогов, сборов, с учетом некоторых особенностей. Администрирование страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляет ФСС РФ.

К полномочиям налоговых органов в части администрирования страховых взносов относятся, в частности:

• постановка на учет организаций и физических лиц, являющихся плательщиками страховых взносов (пп. 3 п. 1 ст. 32, п. п. 4.7, 7.2 ст. 83 НК РФ);

• прием расчетов по страховым взносам (п. 7 ст. 431 НК РФ);

• осуществление контроля за соблюдением плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах (пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ);

• взыскание задолженности по страховым взносам (пп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ);

• зачет (возврат) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (ст. ст. 78, 79 НК РФ);

• информационное взаимодействие с государственными внебюджетными фондами (ст. 11.1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), ст. 49 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (данная статья частично не действует с 01.01.2021)).

Постановка на учет организаций и физических лиц в качестве плательщиков страховых взносов

Плательщиками страховых взносов признаются (ст. 419 НК РФ):

1) организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Учет организаций и физических лиц регулируется ст. 83 НК РФ

В общем случае отдельно постановка на учет в налоговом органе в качестве плательщика страховых взносов не предусмотрена.

Постановка на учет (снятие с учета) в качестве плательщика страховых взносов в заявительном характере осуществляется в соответствии с п. п. 4.7, 7.2 ст. 83 НК РФ.

Так, постановка на учет (снятие с учета) физического лица в качестве плательщика страховых взносов, признаваемого таковым в соответствии со ст. 419 НК РФ, осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании соответствующего заявления (п. 7.2 ст. 83 НК РФ).

Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе международной организации, признаваемой в соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиком страховых взносов, осуществляется налоговым органом на основании заявления такой международной организации о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов (п. 4.7 ст. 83 НК РФ).

Контроль за представлением расчетов по страховым взносам, а также за достоверностью сведений, указанных в расчете по страховым взносам

По общему правилу плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязаны представлять расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

Налоговый орган проверяет достоверность сведений, указанных в расчете по страховым взносам, и в установленных случаях направляет уведомление о непредставлении расчета, после получения которого плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранена недостоверность сведений (п. 7 ст. 431 НК РФ).

Камеральная и выездная налоговые проверки

Камеральная налоговая проверка расчета по страховым взносам проводится по месту нахождения налогового органа и регламентируется ст. 88 НК РФ.

При проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам налоговый орган вправе истребовать в установленном порядке у плательщика страховых взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов (п. 8.6 ст. 88 НК РФ).

Выездная налоговая проверка проводится в общем случае на территории плательщика и регламентируется ст. 89 НК РФ

Выездная налоговая проверка по вопросу правильности исчисления страховых взносов включает проверку, в частности:

• правильности определения плательщиком объекта обложения страховыми взносами и базы для начисления страховых взносов;

• правильности определения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и др.

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов

Зачет (возврат) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов осуществляется в порядке, предусмотренном ст. ст. 78, 79 НК РФ (п. 14 ст. 78, п. 9 ст. 79 НК РФ).

Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится, если, по информации территориального органа Пенсионного фонда РФ, указанная сумма в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов назначена страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) (п. 6.1 ст. 78 НК РФ).

Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в соответствии со ст. 78 НК РФ (п. п. 1.1, 6, 14 ст. 78 НК РФ).

Сумма излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не подлежит возврату, если, по информации территориального органа Пенсионного фонда РФ, указанная сумма в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов назначена страховая пенсия в соответствии с Законом N 400-ФЗ (абз. 3 п. 1.1 ст. 79 НК РФ).

Взыскание страховых взносов

Неуплата страховых взносов влечет для плательщика следующие последствия:

• начисление пеней на неуплаченную сумму (п. 2 ст. 57, ст. 75 НК РФ);

• наложение штрафа (ст. 122 НК РФ);

• взыскание недоимки, пеней и штрафов (п. п. 2, 9 ст. 45 НК РФ).

Налоговый орган вправе взыскивать страховые взносы в бесспорном или в судебном порядке (п. п. 2, 3, 10 ст. 46, п. п. 1, 9 ст. 47 НК РФ). В процессе взыскания налоговый орган может приостановить расходные операции по счетам в банках (переводы электронных денежных средств), арестовать имущество (ст. ст. 76, 77 НК РФ).

Информационное взаимодействие с государственными внебюджетными фондами

Информационное взаимодействие налоговых органов с государственными внебюджетными фондами закреплено соответствующими федеральными законами об обязательном социальном страховании.

Порядок информационного обмена с государственными внебюджетными фондами определен соглашениями о взаимном обмене, заключенными с каждым государственным внебюджетным фондом (Соглашение ФНС России N ММВ-23-11/26@, ПФР N АД-09-31/сог/79 от 30.11.2016 "Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации", Соглашение об информационном обмене Федеральной налоговой службы и Фонда социального страхования Российской Федерации (утв. ФНС России N ММВ-23-11/27@, ФСС РФ N 02-11-13/06-5262П 30.11.2016), Соглашение об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (утв. ФНС России N ММВ-23-11/28@, ФФОМС N 11-91-2016 30.11.2016) (с изменениями и дополнениями)).

Так, в частности, на налоговые органы возложена обязанность по информационному взаимодействию с Пенсионным фондом РФ в части передачи сведений о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов для целей ведения Пенсионным фондом РФ индивидуального (персонифицированного) учета (п. 1 ст. 11.1 Закона N 27-ФЗ).

Налоговые органы также представляют в территориальные фонды обязательного медицинского страхования ежеквартально не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, сведения о работающих застрахованных лицах (ч. 2 ст. 49 Закона N 326-ФЗ).

До 2021 г. данные расчетов по страховым взносам об исчисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о суммах расходов плательщиков на выплаты страхового обеспечения подлежали передаче налоговыми органами в территориальный орган ФСС РФ для проведения проверки правильности расходов плательщика на выплаты страхового обеспечения в срок не позднее пяти дней со дня их получения в электронной форме и не позднее десяти дней со дня их получения на бумажном носителе (п. 16 ст. 431 НК РФ).

Указанные положения действовали в отношении плательщиков, состоящих на учете на территории субъекта РФ, где действовал зачетный механизм выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Порядок выплат пособий в 2021 г. регулируется Положением об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375.

Вместе с тем следует отметить, что администрирование взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляет Фонд социального страхования РФ (Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").


Когда контрольные полномочия передаются от ведомства к ведомству, возникает некоторая путаница. В такой обстановке плательщик страховых взносов легко может поплатиться штрафом за несвоевременную постановку на учет или пропущенный срок сдачи отчетности.

Чем именно с 1 января 2017 года займутся налоговые органы? Администрирование означает, что налоговики будут выполнять только отошедшие в их компетенцию функции: принимать расчеты, проверять уплату страховых взносов, оформлять возврат или зачет. Проведение проверок, взыскание недоимки, штрафов, пени - это также теперь компетенция налоговых органов. Прочие вопросы социального внебюджетного обеспечения остаются за внебюджетными фондами.

Страховым взносам в Налоговом кодексе отвели отдельную главу 34 (Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ). Порядок перераспределения функций между ведомствами доведен письмом ФНС России от 19.07.2016 № БС-4-11/12929.

С 1 января 2017 года Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ утрачивает силу. С этого момента порядок исчисления и уплаты взносов будут разъяснять ФНС или Минфин России. Все письма, инструкции, распоряжения фондов в части администрирования страховых взносов прекращают свое хождение. До 31 декабря 2016 года эти документы продолжают действовать.

ФНС России приказом от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551 утвердила форму расчета по страховым взносам, которая будет применяться, начиная с 2017 года. Новый расчет заменит собой формы РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 и действующую форму 4-ФСС.

Что остается в ведении фондов

До 1 февраля 2017 года фонды передадут в ФНС сведения о расчетах с каждым страхователем. Окончательный расчет фондов с ФНС должен произойти к 1-му апреля 2017 года.

Совет. Компаниям рекомендуется в декабре 2016 года пройти сверку с фондами, чтобы в налоговом органе неожиданно не всплыла задолженность.

С 1 января 2017 года сотрудники ФСС могут участвовать во внеплановых проверках страхователей, чтобы проконтролировать произведенные ими расходы. Камеральные проверки по взносам будут проводиться по тем же правилам, что и налоговые.
При обнаружении факта неуплаты взносов в сроки, предусмотренные законодательством, налоговые органы направят плательщикам требования об уплате взносов, в частности ( п.1 ст.70 НК РФ):

  • в течение трех месяцев со дня обнаружения недоимки по взносам, если сумма задолженности более 500 рублей;
  • в течение одного года, если сумма менее 500 рублей;
  • в течение 20 дней, если задолженность выявлена по результатам налоговой проверки.

Уточненные декларации за прошлый период

Все уточненные декларации за периоды до 01.01.2017 нужно предоставлять по-прежнему в ПФР и ФСС. После того, как инспекторы проведут камеральную проверку и внесут данные в компьютер, они сами, по своим каналам передадут данные в ФНС. Если в 2017 году вы найдете ошибку за 2015, то сообщайте о ней в ПФР и ФСС, но не в ФНС.

Взыскивать недоимки по страховым взносам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по пенсионным платежам, по дополнительным страховым взносам, которые уплачиваются в рамках спецоценки рабочих мест, будет налоговая служба.

Что предпринять плательщику взносов на обязательное социальное страхование по правоотношениям, возникшим до 01.01.2017 года

  • Представить в ФСС РФ расчеты по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненные, в порядке, действовавшем до 01.01.2017 года.
  • Подать заявление в ФСС на возврат переплаты страховых взносов по временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ), перечисленных и поступивших за период до 31.12.2016 года.
  • Подать заявление в ФСС на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по ВНиМ.
  • При необходимости провести с ФСС РФ сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам. Получить акт сверки расчетов по обязательствам, исполненным до 31.12.2016 года.
  • Уплатить взносы по ВНиМ в ФСС РФ до 31.12.2016 года на действующий код бюджетной классификации (КБК) 393 1 02 02090 07 1000 160, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2016 году. С 1 января 2017 года взносы уплачивать на новый КБК, открытый ФНС , в том числе за декабрь 2016 года, если фактически уплата происходит уже в 2017 году.
  • Обжаловать решения, вынесенные ФСС РФ по результатам камеральных проверок расчетов по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненных, а также решения, принятые по результатам проверок до 01.01.2017 года.

Возврат излишне уплаченных взносов

Итак, если у вас имеются долги прошлых лет, их взысканием занимается налоговый орган. Если же была переплата, то здесь прямой контакт с инспекцией не предусмотрен.

Сначала нужно обратиться с заявлением в фонд. Там проверят задолженность и после этого поставят в известность органы ФНС, действуя при этом по внутренним регламентам без участия плательщиков. В итоге суммы вернутся плательщику со счетов федерального казначейства. Правила возврата переплаты определены Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ.

Не упустите, что до 31 декабря 2020 года сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством можно уменьшить на расходы, произведенные на эти цели (такие изменения внесены в п. 2 ст. 431 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ другим Федеральным законом, от 30.11.2016 № 401-ФЗ).

Куда платить взносы

Екатерина Костакова, эксперт Контур.Школы, учебного центра компании СКБ Контур

внесены в п. 2 ст. 431 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ другим Федеральным законом, от 30.11.2016 № 401-ФЗ

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Читайте также: