Под налоговой платежеспособностью понимается

Обновлено: 17.05.2024

Организация денежного обращения в Российской Федерацииявляется важной составной частью денежной системы и относится к наиболее существенным признакам финансовой деятельности государства. Денежная система в большинстве стран является централизованной, и для этого создаются центральные (национальные иди государственные) банки. В Российской Федерации главный регулирующий орган в области денежного обращения — ЦБ РФ. В российских учебниках финансового права при характеристике финансовой системы данный институт недооценивается. Между тем ст. 75 Конституции РФ уделяет ему особое внимание.

Бюджетный кодекс РФ включает в бюджетную систему следующие звенья:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

2) бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты.

Важную роль в бюджетной системе призваны играть государственные внебюджетные фонды, предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, со-циальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. К числу таких фондов относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и др.

Налоговая система представляет собой совокупность взаимосвязанных частей (элементов) в сфере налогообложения, к которым относятся:

1) налоговая платежеспособность граждан;

2) система установленных законом налогов и сборов;

3) налоговая администрация;

4) применяемые государством методы налогообложения.

К налоговой администрации относятся органы управления налогами, которые наделены властными полномочиями в сфере налогообложения и согласно ст. 30 НК РФ призваны осуществлять налоговый контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов. В настоящее время налоговая администрация включает в себя налоговые органы, Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям МВД России, таможенные органы.

Система методов налогообложения охватывает две группы методов:

1) методы построения и нормативного закрепления налогов и сборов, которые применяют законодательные органы

2) методы налогового администрирования, применяемые налоговой администрацией при взимании налогов и сборов.

Особое значение имеет налоговое администрирование, при реализации которого используют следующие методы:

2) создание условий для добровольного исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов;

3) налоговый контроль, предполагающий в отдельных случаях применение принудительных мер для исполнения обязанности по уплате налогов.

В юридической литературе называется достаточно обширный перечень конституционных принципов, на которых построена налоговая система (обязательность уплаты налогов, обеспечение единства налоговой политики на всей территории страны и т.д.)1, но не называется главный, выработанный европейской историей на протяжении многих столетий, — принцип согласия граждан страны на взимание с них данного налога, который реализуется гражданами через свой представительный орган власти.

Банковская система представляет собой совокупность различных видов банков, существующих в данной стране. В Российской Федерации в соответствии с Законом о банках и Законом о Банке России, банковская система представлена двумя уровнями: к первому относится ЦБ РФ, ко второму — коммерческие банки, осуществляющие банковские операции, филиалы и представительства иностранных банков.

Центральный банк РФ выступает, с одной стороны, в роли властного органа, осуществляющего от лица государства экономическую политику посредством только ему присущих инструментов и методов, с другой — в роли обычного субъекта коммерческой деятельности.

Система государственного и муниципального кредита (долга)представляет собой систему создания государственных и муниципальных денежных фондов посредством предоставления гражданами или юридическими лицами денежных средств государству или муниципальному образованию на основе договора займа. Заемщиком по этому договору выступает государство в лице Правительства РФ или муниципальное образование, займодавцами — граждане и юридические лица.

Имущественное и личное страхование является одним из институтов финансовой системы Российской Федерации и представляет собой, в свою очередь, систему денежных фондов, которые создаются в интересах физических и юридических лиц при наступлении непредвиденных событий (страховых случаев) и формируются из уплачиваемых данными физическими и юридическими лицами страховых взносов (страховых премий). В процессе страхования создаются денежные фонды страховщиков, используемые для возмещения ущерба.

Страхование бывает двух видов:

В зависимости от вида объектов страхования оно подразделяется:

Финансы хозяйствующих субъектов составляют важнейший институт финансовой системы Российской Федерации, так как непосредственно связаны с производством необходимой обществу продукции и оказанием определенных услуг, денежная выручка от реализации которых, и прежде всего прибыль, служит основой для создания разнообразных денежных фондов. В состав хозяйствующих субъектов входят коммерческие и некоммерческие предприятия, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

Финансы хозяйствующих субъектов как фонды денежных средств представляют собой один из внутренних доходных источников денежных фондов государства. В процессе финансовой деятельности предприятия вступают в финансовые отношения с государством по уплате налогов и других платежей в бюджетные фонды и по уплате в государственные внебюджетные фонды страховых взносов (в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и т.д.).

По социально-экономической природе финансы предприятий всех форм собственности едины, что обеспечивается единством денежной системы, единством форм финансовой документации и единой правовой базой. Правовую базу финансов предприятий образуют следующие основные нормативные акты: ГК РФ, НК РФ, БК РФ, Закон о бухгалтерском учете и др.

Финансы населения представляют собой денежные средства граждан, находящиеся в банковских и иных учреждениях, а также в личном распоряжении и хранении. Это очень важный фонд денежных средств, который государство обязано всегда учитывать при осуществлении своей финансовой политики. Однако, к сожалению, в литературе по финансовому праву при характеристике финансовой системы Российской Федерации этот институт остается без внимания.

Изложенное позволяет сформулировать определение финансовой системы Российской Федерации: это совокупность основных финансово-правовых институтов страны, обслуживающих экономику и выполняющих либо функции соответствующих денежных фондов, либо функции методов, которое способствуют, с одной стороны, мобилизации денежных средств в соответствующие бюджеты, с другой стороны, законному иррациональному расходованию денежных средств из них в интересах общества и государства

В любой финансовой системе государства входящие в ее состав институты выполняют не совсем одинаковую роль с политической и экономической точек зрения. Есть институты базовые, без которых финансовая система государства может резко замедлить свой ход и даже совсем не работать, что приведет к кризису государства. К таким институтам относятся денежная система, налоговая система, бюджетная система, банковская система. В периоды общественных смут, т.е. длительных структурных кризисов государства, указанные институты функционируют крайне плохо, в свою очередь, дестабилизируя обстановку в государстве и толкая его к падению. Таким был период русской истории с февраля по октябрь 1917 г. В любой финансовой системе государства входящие в ее состав институты выполняют не совсем одинаковую роль с политической и экономической точек зрения. Есть институты базовые, без которых финансовая система государства может резко замедлить свой ход и даже совсем не работать, что приведет к кризису государства. К таким институтам относятся денежная система, налоговая система, бюджетная система, банковская система. В периоды общественных смут, т.е. длительных структурных кризисов государства, указанные институты функционируют крайне плохо, в свою очередь, дестабилизируя обстановку в государстве и толкая его к падению. Таким был период русской истории с февраля по октябрь 1917 г.

Читайте также: