Почему кбк в справке о состоянии расчетов по налогам отличается

Обновлено: 15.05.2024

Что означают положительные и отрицательные цифры показателей сальдо расчетов на отчетную дату в Справке о о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам?

Взаимоотношения предприятий и налоговых органов (ИФНС) не прекращаются на протяжении всей истории хозяйственной деятельности. Это отрегулировано налоговым законодательством Российской Федерации.

Все, казалось бы, просто и понятно, но на самом деле очень часто между хозяйственным субъектом и ИФНС возникают технические, экономические и финансовые разногласия.

Почему это происходит и что необходимо делать в этой ситуации, мы разберем в материале этой статьи.

Итак, Справка может быть:

Каждому предприятию время от времени необходимо уточнять состояние бюджетных отчислений. Знакомая ситуация, когда компания запросила справку об отсутствии у нее задолженности пред бюджетом. Но в выдачи указанного документа из налоговых органов было отказано по причине существующей задолженности.

Несколько моментов о процедуре сверки

ИФНС согласно утвержденному Регламенту может инициировать сверку отчислений компаниями в бюджет:

  • Ежеквартально для предприятий – крупных хозяйственных субъектов для конкретной инспекции;
  • Если ваша компания изменила юридический и физический адрес. И предприятие должно сменить ИФНС;
  • Ликвидации компании или ее банкротство.

Важно знать! В период сверки законодательно не имеет ограничений, тем ни менее инспекторы налоговых органов, чаще всего проводят сверку за последние три года работы компании.

Если вам необходимо сверить данные отчислений в бюджет за более поздний срок, вы смело можете на этом настаивать. В противном случае вы всегда сможете опротестовать незаконный отказ через вышестоящую инстанцию ИФНС.

Возможно, конечно, общаться и по телефону, но в случае возникновения серьезных разногласий, решение споров может быть перенесено и судебные инстанции. И соблюдение или нарушения Регламента может иметь в этом случае веские основания.

Получив ваше письмо, у инспектора налоговой есть всего пять дней для формирования раздела I Акта сверки. Раздел отражает сальдо налоговых отчислений (расчётов).

Если данные (компании налогоплательщика) совпадают с актом сверки, вам остается только подписать этот документ. Время сверки при отсутствии разногласий, как правило, занимает не более десяти дней (с момента поступления письма в инспекцию). В жизни, конечно, все не так гладко, как предписано нормативными документами.

Инспекторы тоже не всегда придерживаются принятых правил. Это может нарушить сроки получения Справки о состоянии расчетов по налогам и привести к некоторым неудобствам работы компании.

Вы получили акт, но данные бухгалтерии компании не совпадают с данными налоговой инспекции:

  1. Компания возвращает Акт сверки в ИФНС с указанием несовпадающих сумм. В результате вы отправляете Акт с разногласиями. Далее необходимо искать причины разногласий.
  2. ИФНС после получения от компании Раздел I должны приступить к формированию Раздела II для более детального отражения бюджетных перечислений компании.
  3. После устранения всех разногласий и при полном соответствии сумм между компанией (налогоплательщиком), инспекторы обязаны, повторено подготовить Раздел I указанного акта и вручить его предприятию.

Подведём резюме

Все возможные противоречия и разногласия при выполнении своих налоговых обязательств компания обязана устранять в самые минимальные сроки. И добиваться этого только за счет официального регламента не всегда удается.

Необходимо постоянно держать руку на финансовом пульсе. Налоговая политика компании отражает ее реальный рейтинговый статус. Нужно не забывать это.

Справка о состоянии расчётов

По справке о состоянии расчётов вы проверите, есть ли вообще долг или переплата.


В первом столбце указано название налога, по которому вы сверяетесь. Информация о долгах и переплатах содержится в столбцах 4 — по налогу, 6 —по пеням, 8 — по штрафам:

  • 0 — никто никому не должен, можно вздохнуть спокойно.
  • Положительная сумма — у вас переплата.
  • Сумма с минусом — вы должны налоговой.

Почему в справке возникает переплата?

  1. Вы действительно переплатили и теперь можете вернуть эти деньги из налоговой или зачесть как будущие платежи.
  2. Вы заказали справку до подачи годового отчёта по УСН. В этот момент налоговая ещё не знает, сколько вы должны заплатить. Она поймёт это из декларации за год. До сдачи декларации ежеквартальные авансы по УСН числятся как переплата, а потом налоговая начисляет налог и переплата пропадает. Поэтому переплата в размере авансов по УСН в течение года — ещё не повод бежать в налоговую за возвратом денег.

Если вы увидели в справке непонятные долги или переплаты, понадобится выписка операций по расчётам с бюджетом, чтобы выяснить причину их возникновения.

Главный вопрос состоит в том, что означают положительные и отрицательные цифры значений показателей сальдо расчетов на отчетную дату.

Справка по КНД 1160080 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам

Суммы, обозначенные в Справке со знаком минус, означают недоимку, а положительные суммы означают переплату по соответствующему наименованию, обобщенному коду бюджетной классификации и виду платежа, администрируемого ФНС России.

Нулевые значения означают отсутствие недоимок и переплат.

Различают два вида Справок о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам и процентам:

  1. по форме КНД 1160080 – для корпоративных налогоплательщиков (организаций и ИП);
  2. по форме КНД 1160081 – для налогоплательщиков – физических лиц, не являющихся ИП.

Формы данных справок и порядок их заполнения налоговым органом утверждены ведомственным приказом ФНС России № ММВ-7-17/722@ от 28.12.2016 года с последующими изменениями.

С 18 сентября 2020 года из реквизитов Cправок исключены подпись руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и печать налогового органа с воспроизведением государственного герба Российской Федерации.

Для налогоплательщиков – физических лиц, являющихся плательщиками налога на профдоход , дополнительно предусмотрена отдельная форма Справки о состоянии расчетов (доходах) по налогу на профессиональный доход за календарный год по КНД 1122036 .

Что делать, если сальдо расчетов вызывает вопросы у налогоплательщика?

В случае, если все или некоторые значения сальдо в Справке о состоянии расчетов озадачивают налогоплательщика, можно обратиться в налоговый орган с запросом на проведение сверки расчетов за определенный период.

Конечная дата этого периода должна совпадать с датой на которую представлена Справка, а начальная дата указывается налогоплательщиком по своему усмотрению, но всегда лучше свериться за более продолжительный период (например – календарный год, как минимум) уже по конкретным КБК, чтобы выявить возможные расхождения и, как следствие, ошибки, которые могли быть допущены как налогоплательщиком, так и налоговым органом.

Обратите внимание, что в Справке расчетов КБК указан обобщенный для каждого вида платежа, включающего в себя платеж (налог, сбор или страховой взнос), пени, штрафы и проценты по нему.

В случае же проведения сверки расчетов с налоговым органом в запросе желательно указывать КБК, соответствующий конкретному налогу/сбору/взносу, а также пени, штрафу, процентам. (КБК по налогу (сбору, страховому взносу), пени, штрафу и процентам по нему – различаются между собой.)

Что это за справка и зачем она нужна

При помощи этой справки получится оперативно уточнить, нет ли какой-либо переплаты или долгов в сфере бюджетных платежей. Используется для постоянного контроля ситуации, чтобы не получить штрафы или пени, а также, при наличии переплаты, сократить расходы в следующем месяце. Учитывая тот факт, что на данный момент актуальной является форма КНД 1160080, возникает недопонимание, что за справка КНД 1166112 и для чего ее использовать? Этот документ является устаревшей формой и сейчас не используется, но по старой привычке бумагу называют именно так.

Как заказать Выписку по расчетам с бюджетом

Заявление на выписку по расчетам с налоговой

Положительное сальдо расчетов – переплата, отрицательное – недоимка… На определенную дату, совокупно/обособленно по налогам-пеням-штрафам… по каждому налогу…

Незнание законов не освобождает от ответственности – но лишает многих прав.

Ваши права в разделе

  • Вы не можете начать новую тему
  • You may not post replies
  • You may not post attachments
  • You may not edit your posts

Как расшифровывается понятие

КРСБ расшифровывается как карточка расчетов с бюджетом и является четко сгруппированным информационным ресурсом, в котором отражены сведения по начисленным и погашенным налоговым выплатам. Карточка налогоплательщика формируется из налоговых отчетностей, подаваемых лицом в ФНС. В спорных ситуациях, возможных между сторонами, этот документ позволяет выявить расхождения и проконтролировать уплату налогов.
В соответствии с едиными требованиями , карточки расчетов с бюджетом ведутся для каждого налогоплательщика и по каждому отдельному виду налогов. За каждым видом платежей закреплен свой код (КБК), а также учитывается код муниципального образования, куда поступают налоговые сборы (ОКТМО). Для налогоплательщика и налогового агента предусмотрены разные карточки, поэтому в случае если одно и тоже лицо выполняет сразу две налоговые функции, то на него заводят соответственно две КРСБ.

Как читать выписку по расчетам с бюджетом

Выписка содержит дату и период, который охватывает приведенные сведения. Ниже в ней указаны данные о налогоплательщики и инспекции: ИНН, ФИО, адрес и номер ИФНС.

Образец выписки по расчетам с бюджетам

В таблице указаны основные расчетные сведения.

В графах 1 и 2 указываются даты внесения операции в карточку и сроки уплаты. В данном примере первая дата 10 января 2017 — это дата когда ИП сдал декларацию за 2017 год. Даты во 2 графе соответствуют начислениями авансовых платежей по налогу из сданной декларации : 25 апреля, 25 июля и 25 октября.

РНАлП — начислено по расчету (сведения из декларации или налогового расчета).

ПлПор — платежное поручение.

ПрРас — программный расчет пеней.

Подробная расшифровка выписки из вышеуказанного примера выглядит так:

Купить системы КонсультантПлюс

Положения п. 69 Инструкции № 33н не устанавливают особых требований к отражению в сведениях (ф. 0503769) показателей по счету 0 304 06 000, применяемому при оформлении операции по переводу капитальных вложений с КВФО 5 на КВФО 4. Таким образом, сформированные на отчетную дату показатели по этим счетам указываются в сведениях в общем порядке.

Сверку с налоговой проводите регулярно, чтобы держать расчёты с государством под контролем и сразу узнавать, если что-то пойдёт не так.

Основные причины, по которым юрлица и ИП обращаются за справкой:

  • Для самоконтроля (убедиться в том, что налоги, сборы, штрафы уплачены или узнать точную величину долга/переплаты),
  • Для получения лицензии,
  • Для получения кредита в банке,
  • Для участия в конкурсе,
  • Для получения инвестиций.

Справку необходимо запросить в налоговой. Для этого нужно сделать запрос на предоставление справки в инспекцию. Запрос имеет рекомендованную форму, однако будет принят и в свободной форме при выполнении ряда требований. Если указанных данных не будет в запросе, в выдаче справки откажут.

Требования к запросу на получение справки:

  • Полное название организации или ФИО индивидуального предпринимателя,
  • ИНН заявителя,
  • Почтовый адрес (адрес электронной почты),
  • Подпись и ФИО физлица - представителя организации, обращающегося с запросом на получение справки,
  • Печать организации в запросе, отправленном на бумаге,
  • Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя,
  • Усиленная квалифицированная электронная подпись заявителя при отправке запроса в электронной форме через телекоммуникационные каналы связи,
  • Соответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным заявителя в запросе, представленном в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи,
  • Разборчивость письменного текста.

При невыполнении хотя бы одного из вышеперечисленных условий, в выдаче справки могут отказать. Также в выдаче справки откажут юрлицу, исключенному из ЕГРЮЛ. Согласно существующему порядку, с даты внесения записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ ни само юридическое лицо, ни его законные представители или представители по доверенности не обладают полномочиями обращаться в налоговую для получения справки по расчетам по налогам и сборам.

Какие бывают справки и как их заказать

Справку по расчетам налогов могут предоставить как на бумаге с синей печатью, так и в электронном виде. Разбираемся как заказать и получить любую из этих справок.

Как заказать справку в СБИС:

Как заказать справку в СБИС

Как поменялся бланк справки

Бланк справки в последнее время претерпел изменения – в связи с серьезными переменами, связанными с передачей части полномочий от фондов налоговикам. Перемены в налоговом законодательстве повлекли за собой изменения документации. Прежняя форма справки 39-1 была отменена в связи с передачей прав администрирования по страховым взносам в ФНС. Прежняя форма справки не предусматривала отражение данных о состоянии расчетов по страховым взносам. Новый бланк был утвержден Приказом ФНС России от 28.12.2016 № ММВ-7-17/722@ (форма КНД 1160080).

Справка на бумаге подписывается руководителем или заместителем руководителя налогового органа и заверяется гербовой печатью.

Какие данные отражаются в справке

Справка состоит из 3 блоков информации:

  • Выходные данные (название документа, номер, на какую дату предоставляется информация).
  • Данные о налогоплательщике (ИНН, КПП, название, адрес).
  • Таблица с расчетными данными. Таблица состоит из 10 пунктов.

1. Название налога, сбора, страховых взносов,

2. Код бюджетной классификации – КБК,

3. ОКАТО – если данные формируются на дату до по 31.12.2013 г.,

ОКТМО – если данные формируются на дату с 01.01.2014 г.,

4, 6, 8. Состояние расчетов.

5, 7, 9. Величина суммы отсрочки.

Указываются суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым организации (индивидуальному предпринимателю) предоставлена отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит, проводится реструктуризация, а также суммы, приостановленные к взысканию.

10. Состояние расчетов по процентам.

Отражается состояние расчетов с бюджетной системой РФ по процентам, предусмотренным Кодексом и нормативными правовыми актами о реструктуризации задолженности. Отдельной строкой указываются суммы процентов, приостановленные к взысканию.

Справка через СБИС – быстро и удобно

И это только одна из возможностей сервиса, в целом СБИС позволяет не запутаться в формах отчетности, суммах и сроках уплаты налогов и сборов, с ним легко вести обмен данными с налоговой.

Помните, что для получение любой справки в электронном виде и для осуществления любой электронной документальной коммуникации нужна электронная подпись. Заказать ЭЦП под любые задачи вы можете в нашем Центре ЭЦП.

Подробнее о всех возможностях системы СБИС вам готовы рассказать наши специалисты.

Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию и выгодное предложение на СБИС уже сегодня.

Справка о состоянии расчетов по налогам — это документ, который выдает ИФНС по заявлению налогоплательщика. Он содержит данные о наличии либо отсутствии переплаты или недоимки по обязательным платежам на запрошенную дату.

Зачем нужна информация по платежам и иным взысканиям

Для проверки текущих финансовых отношений с налоговым органом любое физическое или юридическое лицо вправе заказать справку о взаиморасчетах с бюджетом, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом ФНС России от 28.12.2016 № ММВ-7-17/722@ в редакции от 28.07.2020.

Приказом устанавливаются статус документа и его содержание, уточняется, что эта справка о состоянии взаиморасчетов включает, а именно:

  • суммы по налогам, сборам, страховым взносам;
  • пени, штрафы и проценты;
  • информацию о рассрочке или отсрочке платежей, налоговом кредите, реструктуризации, приостановлении ко взысканию требуемых сумм.

Но она не является подтверждением надлежащего исполнения лицом обязанности по уплате налоговых или страховых платежей и санкций. Для ее получения налогоплательщик направляет запрос в ИФНС о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, самостоятельно налоговики такие сведения не предоставляют.

Ответ на вопрос, что за справка по КНД 1166112 и чем она отличается от КНД 1160080, содержится в приказах ФНС России. Форма КНД 1160080 является актуальной, действующей в настоящее время, а другая — предыдущая форма, утратившая силу в связи с изданием приказа ФНС от 21.04.2014 № ММВ-7-6/245@. Неактуален и образец справки по форме 39 ИФНС, который применялся до 2016 года и больше не используется.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как получить справку о расчетах с бюджетом по форме КНД 1160080. Используйте эти инструкции бесплатно.


Где и как заказать данные о расчетах с бюджетом

Порядок предоставления закреплен в Административном регламенте, утвержденном приказом ФНС России от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343@. Чтобы заказать документ, требуется:

  • подготовить обращение в письменном виде или в электронной форме;
  • предоставить его в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика лично, по почте, через МФЦ либо по ТКС.

Срок для ответа из налоговой инспекции после направления заявления составляет 5 рабочих дней (пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 80, 97 Административного регламента).

В запросе указывайте дату, на которую необходимо сформировать документ, и способ его получения. Иначе информацию налоговая составит на дату обращения и направит ее по почте. Воспользуйтесь предложенным примером запроса справки о состоянии расчетов или подготовьте по рекомендованной ФНС России форме (письмо от 28.11.2019 № ГД-4-19/24309@).

(наименование налогового органа)

Прошу выдать _________________ (название документа) по состоянию на ____________ (определить требуемую дату) в отношении _____________________________ (реквизиты налогоплательщика-заявителя).

Указать должность _____________ _____________________/_______________

Доступно оформление в электронной форме через сайт ФНС в кабинете налогоплательщика. Все зависит от того, в какой форме и для чего документ нужен налогоплательщику — в каком виде можно подать справку о состоянии расчетов по налогам и сборам для электронной торговой площадки, зависит от требований заказчика, а если она потребовалась контрагенту, то он определяет ее форму.

Оформление сверки в личном кабинете налогоплательщика

Запросить данные о расчетах с бюджетом каждый налогоплательщик вправе в личном кабинете на сайте ФНС. Для этого достаточно авторизоваться и выбрать раздел в меню. Для оформления запроса требуется усиленная электронная подпись. Для ее получения необходимо отдельно обращаться в отдел ФНС, который занимается оформлением ЭЦП.

Запрос в личном кабинете не единственный способ, как получить в электронном виде справку КНД 1160080 — заявление о сверке передают через операторов обмена данными по каналам ТКС в бухгалтерских программах. В этом случае действует индивидуальный алгоритм программы, но все равно нужна ЭЦП.

Как расшифровать полученные данные

Для разбора возьмем заполненный по утвержденной ФНС форме пример документа.

справка по расчетам с бюджетом пример заполнения

Рассмотрим, как расшифровать справку о состоянии расчетов по налогам и сборам в 2021 году — в ней отображаются суммы обязательных платежей, штрафов, пеней, процентов, в отношении которых в ИФНС числится недоимка или переплата.

В представленном примере в качестве обязательного платежа указаны страховые взносы, в четвертой графе стоит плюс 5786 — переплата на эту сумму.

Если налог в первой графе не указывается, то в учете налогового органа по нему нулевой баланс.

Если значение показывается отрицательное, то в справке о состоянии расчетов по налогам сумма с минусом стоит в графе 4/6/8/10 — имеется недоимка по соответствующему платежу.

В любом случае паниковать не стоит, так как документ составляется на определенную дату, то есть не все произведенные оплаты и начисления бывают учтены. При возникновении вопросов заказывайте выписку операций.

В 2008 году закончила ПГУ по специальности юриспруденция. В 2018 году закончила обучение в ПНИПУ по направлению проектирование городской среды. С 2011 по 2019 год работала юристом в департаменте градостроительства и архитектуры администрации города Перми.


В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно частные субъекты, являющиеся "слабой" стороной, заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.

Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина "переплата" является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации налоговых процедур "зачет излишне уплаченной суммы налога" и "взаимная сверка расчетов".

В Налоговом кодексе РФ термин "переплата" не используется. В тоже время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин "переплата" в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы "сумма излишне уплаченного налога" (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ).

В действительности суммы, формирующие вкладку "Переплата" в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во "внутреннем" учете налоговиков "положительное" (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов.

Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога
.

Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками.


Квалифицировать эти суммы как "переплата" – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.

Общеизвестно, что "переплата" – это разговорный аналог словосочетаний типа "переплаченная сумма", "заплатить больше, чем нужно", "сумма платежей, подлежащая возврату плательщику".

Таким образом, в нашем случае "переплата" – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.

Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.

Как возникает переплата ?

Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это "нештатная" ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.

Начнем со случая "квази-переплаты" (будем исходить из доминирования интересов "кредитора", коим является налогоплательщик).

"Квази-переплата" – это когда "переплата" как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.

В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н

Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т.п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая "переплата". Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.

Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.

В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2019, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки.

Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.

Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т.п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата.

Вина налогового органа : в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).

После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.

Как фиксируется факт "переплаты"?

Императивно установленная обязанность налогового органа.

В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта". Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.

Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его "согласии" с фактом переплаты). Если же налоговый орган "сомневается" (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: "В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам".

Установление факта переплаты в акте сверки расчетов.

Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов "осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта".

Следует иметь ввиду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов.

Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.

Установление факта переплаты по итогам "декларационной кампании".

В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. "Прекращенная" камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Кодекса. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки — при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как "нарушение законодательства о налогах и сборах" (хотя и является "нештатной" ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило — уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 " Сумма налога к уменьшению за налоговый период ".

К слову, месяца два назад в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция "Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)".


Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

Теперь настало время обобщить изложенное.

Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.

Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – "кредитора" в данном правоотношении.

Как итог: нарушение прав и законных интересов налогоплательщиков.

Читайте также: