Как психолог платит налоги

Обновлено: 02.05.2024

Выжимка самого важного, что ИП нужно знать о работе на патенте: сколько и когда надо платить, как экономить на налогах и вести отчетность.

Виктория Губина

Бухгалтер Тинькофф Бизнеса

В этой статье выжимка главного, что ИП важно знать о работе на патенте: сколько и когда надо платить, как экономить на налогах и вести отчетность.

Как устроен патент

У него есть две важные особенности:

  1. Действует только на конкретный вид деятельности.
  2. Покупается дополнительно к базовому режиму — ОСН или УСН.

Вид деятельности. Патент действует только на конкретный вид деятельности: если предприниматель совмещает несколько направлений, то на остальные патент распространяться не будет.

Патент на услуги по проведению туристических экскурсий действует только на доход с экскурсий. Если вдруг экскурсовод захочет продавать на экскурсиях сувениры — магниты или браслеты на память, на такой доход тот же патент применить нельзя.

Если соберетесь заниматься другой деятельностью, например продажей сувениров, нужно будет купить другой патент или придется платить налоги по базовому режиму налогообложения.

Базовый режим налогообложения. Когда ИП покупает патент, он уже находится на налоговом режиме: общей системе или упрощенной. Она считается базовой системой, а патент — ее дополнением. Так вот, если у предпринимателя появляется доход, который не подходит под патент, — с него надо заплатить отдельный налог по базовой системе.

Если экскурсовод начнет продавать сувениры, с дохода от продажи надо будет заплатить налог по базовой системе и сдать отчетность. И так с любым не подходящим под патент доходом — даже если вам придет кэшбэк от банка, с него надо будет заплатить отдельный налог.

Сложность возникает тогда, когда предпринимателю пришел такой доход, а его базовая система — ОСН. В этом случае ему придется заплатить все налоги по ОСН: НДС и налог с прибыли, а еще сдать много дополнительной отчетности.

Переходите на УСН перед покупкой патента

Мы рекомендуем перед покупкой патента перейти на упрощенку. Тогда, если вам придет доход, не подходящий под патент, вы заплатите только 6% и сдадите одну декларацию по УСН. Это проще и дешевле, чем отчитываться по всем правилам ОСН.

Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день

  • Обслуживание — от 0 ₽
  • Деньги поступают на счет круглосуточно
  • Бесплатный вывод до 500 000 ₽

Что обязан платить ИП на патенте

У ИП на патенте есть вот такие обязанности:

  • уплатить стоимость патента в срок;
  • платить страховые взносы за себя и за сотрудников, если они есть;
  • сдавать отчетность по своему базовому режиму налогообложения.

Дальше разберем каждый пункт по отдельности.

Как рассчитать налоги на патенте

Предприниматель на ПСН платит фиксированную стоимость патента. Рассчитать ее можно на сайте налоговой.

Пример расчета стоимости патента на сайте налоговой

Патент на работу кафе с площадью зала до 50 м² в Туле на год

Стоимость зависит от вида деятельности, региона, в котором прописан ИП, срока действия патента и условных единиц исчисления объема работы: это может быть количество сотрудников, площадь помещения, количество транспорта или обособленных объектов.

Купить патент можно на срок от 1 до 12 месяцев.

Как рассчитать страховые взносы

ИП на всех системах налогообложения платят страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Есть фиксированные страховые взносы и дополнительные.

Фиксированные взносы. Сумма фиксированных страховых взносов для ИП в 2021 году — 40 874 ₽. Эти взносы идут на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Дополнительные страховые взносы. Если доход превышает 300 000 ₽ в год, нужно заплатить дополнительные пенсионные взносы: 1% от дохода свыше 300 000 ₽. На патенте считается не реальный доход ИП, а потенциальный доход, который рассчитывает государство. Чтобы посчитать годовой потенциальный доход, разделите стоимость своего патента на 0,06.

Формула расчета дополнительных взносов на патенте:

Дополнительные страховые взносы надо заплатить не позднее 1 июля следующего года. То есть за 2021 год их надо заплатить до 1 июля 2022 года.

Сумма фиксированных и дополнительных взносов на пенсионное страхование в 2021 году не должна превышать 259 584 ₽. Поэтому если при расчете в сумме получилось больше, заплатите только 259 584 ₽.

Когда платить налоги и взносы

Страховые взносы надо заплатить до конца года, а график оплаты патента зависит от того, на какой срок он куплен.

Патент. Патент на срок менее 6 месяцев надо оплатить до конца срока действия патента.

Если на срок от 6 до 12 месяцев, треть суммы — в течение 90 дней после начала действия патента, а оставшиеся две трети — не позднее конца срока действия патента.

Например, патент на весь 2021 год стоит 30 000 ₽. Первый платеж — 10 000 ₽ — надо перечислить до конца марта, а оставшуюся часть — до конца 2021 года.

Чтобы было удобнее, можно разделить стоимость патента на три равные части и платить их постепенно: до конца марта, до конца июня и оставшуюся — до конца года.

Страховые взносы. Можно платить когда угодно в течение года: главное, успеть заплатить фиксированные взносы до 31 декабря текущего года, а дополнительные — до 1 июля следующего года.

У ИП на патенте есть льгота: они могут вычитать сумму уплаченных страховых взносов из суммы патента. Чтобы это сделать, надо заплатить страховые внутри действия патента до того, как вы его оплатите, и подать вручную уведомление в налоговую.

Предприниматель купил патент за 30 000 ₽ на 12 месяцев. За год ему надо будет полностью оплатить патент и заплатить 40 874 ₽ страховых взносов.

Если не вычитать страховые взносы, за год он заплатит государству 70 874 ₽. Но можно воспользоваться льготой и сэкономить.

Первые 10 000 ₽ за патент надо заплатить до 31 марта. Чтобы воспользоваться льготой, перед этим надо заплатить 10 000 ₽ страховых взносов.

Мы рекомендуем делать это с запасом в 20 дней, чтобы налоговая успела увидеть платеж и обработать уведомление.

Предприниматель платит страховые в начале марта и подает уведомление в налоговую. Теперь 31 марта он может ничего не платить за патент, потому что вычитает из суммы к уплате стоимость страховых взносов.

Теперь ему остается заплатить 20 000 ₽ за патент и 30 874 ₽страховых взносов — оба платежа надо сделать до конца декабря.

Главное, сделать это минимум за 20 дней до конца года, чтобы налоговая успела получить и обработать уведомление.

Чтобы экономить на налогах, лучше всего вносить страховые взносы до оплаты патента и подавать уведомления о перерасчете.

Как платить налоги и взносы

Чтобы заплатить налоги и страховые взносы, нужны реквизиты ИФНС в вашем регионе. Если не знаете реквизиты, посмотрите их на сайте налоговой.

Это можно сделать самостоятельно, с помощью бухгалтера на аутсорсе или Бухгалтерского обслуживания в Тинькофф.

Подать уведомление о вычете. Если вы хотите уменьшить стоимость патента на страховые взносы,чтобы сэкономить на налогах, вам надо будет отправлять уведомления с запросом на вычет. С этим тоже могут помочь бухгалтеры Тинькофф в рамках Бухгалтерского обслуживания.

Какую отчетность нужно вести

За сам патент ИП не надо сдавать никакие отчеты в налоговую — оплатил и работаешь.

Из всех обязанностей — только вести Книгу доходов и записывать в нее все поступления на счет и наличными. Сдавать Книгу доходов не нужно, но налоговая может запросить ее в ходе проверки. Вести книгу можно вручную на бумаге или хранить данные в электронном формате и распечатать, если потребуется.

Но у ИП сохраняется базовый режим налогообложения и по нему может быть своя отчетность, даже если доходы только по патенту. А если есть сотрудники, надо сдавать дополнительную отчетность в ПФР, ФНС и ФСС.

Если купить патент на ОСН. Пока у ИП будут доходы только по патенту, ничего сдавать не нужно.

Но если вдруг на расчетный счет придет хоть какой-нибудь доход, который под патент не попадает, надо будет сдать всю сложную отчетность по ОСН.

Если купить патент на УСН. Каждый год надо сдавать нулевую декларацию по УСН — отправлять заполненную форму по УСН в налоговую и указывать, что дохода по УСН не было.

Год назад в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях был запущен эксперимент по налогу для самозанятых. Теперь его распространили ещё на 19 регионов. Журналист Евгения Корытина рассказала, как зарегистрировалась в качестве самозанятой, завербовала в это людей и почему теперь жалеет о содеянном.

Эксперимент удался: налог на профессиональный доход принёс в бюджет за 2019 год больше миллиарда рублей, самозанятыми зарегистрировались 330 тысяч человек. Я — одна из них.

Почему я стала самозанятой

Я стала самозанятой, потому что люблю платить налоги. Да, у каждого свои странности. Я вовремя оплачиваю счета и штрафы, гашу кредиты (вру, я их просто не беру), делаю взносы в пенсионный и благотворительный фонд и вообще внимательно отношусь к счетам. Отчасти — это воспитание, в чём-то — мистическое сознание (долги портят карму, ребята!), и во многом — гражданская позиция: я плачу налоги и могу легально возмущаться, что их не туда потратили.

Поэтому мне всегда было некомфортно получать деньги за свою работу в конверте. Надо признать, такое бывало крайне редко — давала пару-тройку медиаконсультаций в год, а весь остальной фриланс был на серьёзные организации — с договором, всеми налогами и отчислениями.

Как это делается


Оба приложения похожи, интуитивно понятны, разобраться в них просто, самое трудное — выбрать сферу деятельности. Это не то что код ОКВЭД, как у настоящих предпринимателей, если ошибётесь — ничего за это вам не будет, в основном это нужно для статистики.


За год существования этого налога написана добрая сотня инструкций, самая исчерпывающая — на сайте налоговой , я пользовалась именно ей.

Нюансы

Так как моему опыту самозанятости уже полгода, возможно, он уже устарел, как кнопочный телефон. Пока я писала эту заметку, нашла в сети множество историй, публикаций и видеоинструкций с ответами на возникшие тогда вопросы. А вопросы были вот такие:

1. Когда выдавать чек — до или после платежа? С одной стороны, логично делать это после получения денег, как в магазине. Но с другой — некоторые просят выставить счёт. Чек — это счёт? Нет, чек — это чек. Утром деньги — вечером чек. Налог придётся платить с суммы, указанной в чеке. Если деньги не придут, то заплатите из своих, как некоторые.

2. Что делать, если выдал чек, а клиент не заплатил? Правильный ответ — аннулировать чек. Во всех приложениях есть такая кнопка. Но сделать это нужно быстро, а не ждать, вдруг всё-таки клиент опомнится. Опомнится — дадите новый чек, ошиблись — сразу отмените. А не как некоторые.

3. Откуда такая сумма налога? Автоматически при регистрации самозанятому выдаётся налоговый бонус в 10 000 ₽ . Сначала кажется, что пока не наберётся налогов на эту сумму — платить не нужно. На самом деле всё устроено иначе.

Стандартная ставка налога на самозанятость — 4% с доходов от физлиц, 6% с доходов от юрлиц и ИП. Первое время, пока действует налоговый вычет, вы фактически платите вместо 4% — 3%, а ставка 6% уменьшается до 4%.

Например, вы только что зарегистрировались самозанятым и в этом месяце заработали 100 000 ₽ от физлица. Должны были заплатить налог 4% (4000), а заплатите 3% (3000), то есть вычет составит 1000 ₽ . И так будет до тех пор, пока суммарно не набежит налоговых вычетов на 10 000 ₽ , а после этого начнёте платить по полной.


4. Что будет, если не выдать чек? Это сейчас на сайте Налоговой написано про санкцию в 20% от суммы, но тогда я этого не знала, и в договоре с клиентом у меня указана неустойка в 30%. Мотивирует!

В итоге сошлись на моей цене, хотя каждый остался при своём мнении. В этот момент я кое-что поняла про предпринимательство: если ты не учил математику, не знаешь правил пропорции и не умеешь считать проценты — просто закладывай нормальную маржу в тело контракта. Хочешь получить 10 000 ₽ — выставляй цену в 15 000, а лучше 20 000, и тогда уже неважно, кто и по какой формуле считает.

6. Как [потратить] использовать деньги? Здесь оказалось всё просто, в отличие от ИП, самозанятые считаются по-прежнему физическими лицами, а значит, могут распоряжаться своими деньгами как угодно, без комиссий и переплат: можно легко переводить деньги с карты на карту или расплачиваться карточкой, привязанной к счёту самозанятого.

Кстати, то, что самозанятый — физлицо и его счёт значится в банках в соответствующей категории, стало для моих контрагентов неприятным сюрпризом. Один мой приятель-ИП решил сэкономить на налогах и комиссиях, заключил договор с самозанятым и разорился (по крайней мере так он мне объясняет, почему не возвращает долг). Действительно, в Сбербанке, Альфа-Банке и ВТБ мне подтвердили, что за перевод со счёта ИП на счёт самозанятого взымается такая же комиссия, как при переводе на счёт физлица. Между юрлицами и ИП никаких комиссий нет.

Эмоции

Моё восприятие самозанятости замутнено тем, что мне не заплатили, я досрочно вышла из проекта и уже больше трёх месяцев пытаюсь добиться исполнения договора со стороны заказчика. Видимо, придётся идти в суд. Возможно, самозанятость тут ни при чём, но осадочек остался.

Самозанятость не позволила мне чётко осознать свою роль в проекте: вот я работаю как главный редактор, собираю команду, руковожу долгосрочным проектом, но при этом я не сотрудник, а сама по себе. Или, может быть, я предприниматель, малюсенький, но настоящий? Тогда почему мне кто-то диктует, во сколько я должна быть в офисе и сколько дней отпуска могу себе позволить?

Людей, которых я собирала в команду, тоже нужно было убедить регистрироваться самозанятыми или ИП — с разовыми авторами было довольно просто, но тех, кто работал с 9 до 19 (на самом деле — до 22 и более), оформиться по такой схеме пришлось уговаривать. Я рада, что приняла решение не сдёргивать с насиженных мест тех, кто работал по трудовому договору. Мне было бы сейчас ужасно стыдно, если бы они, как и я, оформляли иск в суд в попытках получить обещанное. Самозанятость — не тот журавль, ради которого в данном случае надо было отпускать синицу.

Ожидания vs. реальность

Самозанятость — возможность выйти из тени для фрилансеров — и мне это было приятно. Конверты и серые схемы — это не моё.

Самозанятость — возможность уйти в тень для опытных предпринимателей. Говорят — это и есть бизнес, детка. Налоговая оптимизация, нужно уметь вертеться. Наверное, суммы моих налогов были не такими большими, чтобы я завертелась, поэтому я многого не осознала. Но я точно почувствовала себя частью схемы налоговой оптимизации, и это было очень некомфортно.

Налоговый эксперимент организован просто отлично: приложение удобное, сервис развивается, банки подхватили тему и стали развивать собственные пакеты услуг для самозанятых. Думаю, это большой шаг в сторону развития предпринимательства как такового, простой и удобный способ попробовать начать своё дело, оказаться в шкуре бизнесмена. Те, кому понравится — пойдут дальше. Мне также кажется, что самозанятость — хорошая возможность для микропредпринимателей сделать шаг назад: вот был ты ИП, старался, вертелся, но зарабатывал мало, а деклараций и отчётов сдавал много. Устал. Но вместо того чтобы плюнуть на всё, перерегистрировался самозанятым, и стало легче, можно отдышаться и набраться сил для рывка.

Самозанятость я использую сейчас в случае, когда работаю с надёжными проверенными клиентами на коротких проектах, особенно если они связаны с социалкой и благотворительностью — в таком случае мне совершенно не жалко облегчить их налоговое бремя.

Главное, я поняла, что люблю платить налоги, но ещё больше я люблю, когда за меня их платит работодатель.

С 1 января 2020 года налог на профессиональный доход можно будет платить на территории 23 регионов России (а было всего 4). Вот их список:

ticher_psihologi

Может ли психолог быть самозанятым? В этой статье я хочу подробно рассмотреть этот вопрос.

Попадают ли психологи и логопеды под закон о налоге на профессиональный доход?

CounselorPsychologist

Хочу начать статью, с того, что логопеды и психологи должны работать официально. Между тем, официально специалисты могут работать как на работодателя, так и имея другой статус.

Таким образом, специалисты, которые не работают на работодателя, должны зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель или ООО.

Между тем, хочу напомнить, что с 01.01.2019 на территории Москвы, Московской и Калужской областях, Татарстана начал действовать ФЗ № 422 от 27.11.2018. ФЗ № 422 регулирует проведение эксперимента по специальному налогу на профессиональный доход.

Хочу обратить внимание, что в статье 4 упомянутого закона перечислены лица, которые не могут перейти на специальное налогообложение как самозанятые:

  • Во-первых: занимающиеся добычей полезных ископаемых;
  • во-вторых: продающие подакцизную продукцию;
  • в-третьих: имеющие работников;
  • другие категории.

Следовательно, в указанной статье закона, не говорится об ограничениях по профессиональной принадлежности. Таким образом, делаем вывод, что психологи, работающие в регионах проведения эксперимента, могут перейти на режим самозанятости.

На каких условиях психолог может вести самозанятую деятельность?

Итак, психолог может быть самозанятым, если он попадает под следующие критерии:

Конечно, бывает, что психологов нанимают для решения определенных задачи по соглашению. Это не противоречит законодательству в случае, когда с доходов от этой деятельности внесены налоги по другим ставкам.

Хочу привести простой пример:

Итак, специалист постоянно работает в школе по договору. Соответственно, его доход декларируется учебным заведением, оно же рассчитывает и платит налоги. При этом, в свободное время, специалист работает, как самозанятый и занимается частными консультациями. В этом случае, специалист может совмещать работу на работодателя и статус самозанятого.

В соответствии с ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ.

Нужна ли психологу и логопеду лицензия?

Child Psychologist

Хочу отметить, что деятельность представителей этих профессий в России не подлежит обязательному лицензированию. И даже на добровольных началах психолог и логопед не сможет получить разрешительный документ, так как это не предусмотрено законодательством.

Следовательно, для того, чтобы трудоустроиться в учреждение, компанию или начать частную практику, достаточно иметь диплом об окончании вуза с соответствующей квалификацией. Аналогично, это правило распространяется и к клиническим психологам и логопедам.

Что выгоднее для психолога – ИП или самозанятость?

Прежде всего, хочу отметить, что ИП не имеет территориальных ограничений, в то время как режим самозанятых специалистов действует в 4 регионах страны.

Кроме того, отмечу, что индивидуальный предприниматель может иметь работников (до 100 человек). В то время как, самозанятый логопед или психолог лишены возможности использовать наемный труд.

Кроме того, налоговая ставка для самозанятых и ИП разные. Например, для самозанятых она составляет 4% (или 6% при работе с ФЛ). Когда, для ИП, для упрощенной системы налогообложения:

А, для ИП с доходом не более 0,3 млн руб. в месяц действует фиксированная ставка налога – 29354 руб.

Итак, в заключении хочу отметить, что плюс для самозанятых – стабильность налогообложения. Ведь, ФЗ №422 гарантирует неизменные условия в ближайшие 10 лет на период действия эксперимента.

Что же касается индивидуальных предпринимателей, то в уже 2020 году фиксированный налог вырастит до 32448 руб.

Свой бизнес: открываем кабинет психолога

Количество психологов увеличивается с каждым годом почти в геометрической прогрессии. Профессия психолога открывает большие возможности перед людьми, которые хотят не только заниматься любимым делом, но при этом еще и зарабатывать. Для того чтобы работать по специальности, не требуется арендовать большой офис или приобретать дорогостоящее оборудование. Вложения потребуются лишь в образование и наработку опыта. Безусловно, без минусов в данном случае также не обходится.

Рентабельность открытия психологического кабинета

Другой недостаток такого бизнеса связан с высоким уровнем конкуренции в этой сфере. Психологов на рынке труда в последнее время очень много. Спрос на их услуги, правда, тоже достаточно высокий. Но предложение уже давно превышает спрос. Тут свою роль играет несколько факторов. Во-первых, наши соотечественники пока еще не привыкли решать свои проблемы с помощью квалифицированных специалистов. Услуги психологов еще не столь востребованы, а их стоимость при этом равна, а то и превышает стоимость консультации у врача.

При этом если эффективность лечения в большинстве случаев можно оценить даже человеку, далекому от медицины (наступление облегчения, исчезновение тревожащих симптомов, улучшение самочувствия и т. д.), то с психологической помощью все далеко не столь просто. Если врач во многих случаях может дать пациенту благоприятный прогноз на результат лечения, то психолог обязуется только предпринять все необходимое для помощи своему клиенту, но никаких гарантий на хороший результат не дает.

Свой тренинговый центр за 69 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

И все же, несмотря на все минусы, психологический кабинет – это неплохая бизнес-идея, которая может превратиться в выгодный и прибыльный бизнес при правильном позиционировании и продвижении.

Юридическое оформление деятельности психолога с частной практикой

Мы рассмотрим вариант самостоятельной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Для оформления нужно подготовить документы для регистрации ИП (заявление на регистрацию, заявление на упрощенку, квитанция для уплаты госпошлины); зарегистрировать свое ИП в ИФНС (регистрация в налоговой, отправка уведомления в надзорные органы: Роспотребнадзор и Госавтодорнадзор), а также в ПФР и ФСС (регистрация в ПФР, ФСС, Росстате, ФОМС); заказать печать для индивидуального предпринимателя; открыть расчетный счет в банке.



Документы необходимые для регистрации психологического кабинета

Процентную ставку можно выбрать самостоятельно. Если вы выбрали первый вариант, то будете платить 6% от любых поступлений, и в этом случае ваши расходы не будут интересовать налоговые органы (этот вариант предпочтителен в нашем случае, когда речь идет о предоставлении каких-либо услуг и когда расходы гораздо меньше доходов). Если вы отдаете предпочтение первому варианту, то из суммы доходов будет вычитаться сумма расходов, а ИП платит 15% налогов от полученной разницы (этот вариант удобен в случае торговли). При этом все расходы ИП должны быть обязательно задокументированы (то есть нужно сохранять чеки, счета, акты и т. д.).

Если вы планируете применять упрощенку, то вам необходимо подать уведомление об этом в двух экземплярах вместе с остальными документами при регистрации. Обратите внимание: перейти на упрощенку можно только раз в год, начиная с начала календарного года, так что если не успеете подать заявление сразу, вам придется платить намного больше налогов и вести намного более сложную бухгалтерию и отчетность вплоть до конца текущего года.

По закону вы можете подать заявление в течение тридцати дней со дня регистрации, но лучше не откладывать на потом и подавать заявление сразу. Заполнить заявление о переходе на упрощенку (УСН) автоматически и бесплатно можно с помощью специального сервиса или же вручную. В последнем случае нужно будет скачать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения по форме № 26.2-1 (КНД 1150001) (проверьте актуальность скачанной вами формы на настоящее время). Заявление подается в двух экземплярах, один экземпляр остается у вас (с пометкой о принятии). Ваш экземпляр необходимо сохранить. Помимо заявления, нужно будет также предоставить ксерокопию двух разворотов паспорта (основной и с пропиской) на одной странице формата A4 (также при подаче документов у вас могут попросить копии всех страниц, содержащих какую-либо информацию).

При регистрации ИП вам нужно будет также выбрать коды ОКВЭД. Для психологов, которые желают оформить частную практику или фирму, наиболее подойдет код 96.09 "Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки".

Необходимость специального образования у практикующего психолога

Таким образом, деятельность психолога предполагает оказание психодиагностической, психотерапевтической помощи, проведение психологического консультирования и психологической коррекции. Психологическое консультирование является видом деятельности, по которому выдается диплом государственного образца, следовательно, человек, заявивший о ведении такой деятельности, но не имеющий специального образования, может вести ее до первой же проверки, после которой он может быть обвинен в ведении незаконной предпринимательской деятельности. Проверка же будет проводиться после первой жалобы недовольного клиента в прокуратуру.

В данном случае важно понимать разницу между психологом и психотерапевтом. Психолог – это человек с высшим психологическим образованием. Таких специалистов выпускают многие ВУЗы в различных городах нашей страны. Среди психологов есть социальные, общие, медицинские, педагоги-психологи. Психологи имеют право заниматься наукой и преподаванием, проводить тренинги, помогать с выбором профессии, работать на телефоне доверия, тестировать уровень интеллекта, выявлять способности, консультировать, выдавать рекомендации. Чаще всего всем этим занимаются социальные психологи.

Общие психологи, в основном, занимаются наукой, преподаванием и разработкой теории психологии. Клинические психологи имеют представление не только о психической норме, но и патологии. Они имеют право работать в медицинских учреждениях и консультировать здоровых людей. Они тестируют больных людей для того, чтобы врачи точнее могли поставить диагноз. Но официально психолог не имеет право заниматься психотерапией без специальной переподготовки.



Открываем психологический кабинет

Итак, для открытия собственного кабинета психологической помощи потребуется площадь для приема клиентов, а также минимальный набор мебели – удобные кресла, стол и, возможно, кушетка (хотя последняя является непременным атрибутом кабинета психоаналитика и вряд ли необходима обычному психологу), которую вполне можно заменить на удобный диванчик. Начинающие психологи зачастую не хотят тратить деньги на аренду кабинета, предпочитая принимать своих клиентов у себя или у них на дому.

На самом деле, и тот, и другой варианты имеют ряд недостатков. Если вы собираетесь переоборудовать под свой кабинет комнату в вашей квартире или доме, то учитывайте, что ваш рабочий день будет ненормированным. Вам и вашим домочадцам придется забыть о спокойствии и личной жизни, а вам – об отдыхе и отвлечении от работы. Кроме того, вы нарушаете таким образом собственные личные границы, приглашая клиентов к себе домой. Как временный вариант домашний офис вполне имеет право на существование, но не стоит превращать его в постоянный.

Если же вы планируете выезжать на дом к своим клиентам, то учитывайте расходы как денежные, так и временные на дорогу. Кроме того, как и в первом варианте, домашняя обстановка является не лучшим пространством для психологического консультирования или терапии. Да и вопрос вашей личной безопасности тоже никто не отменял (не секрет, что большинство психологов – это женщины). К такому формату работы, как правило, прибегают в крайних случаях (например, когда в качестве клиента выступает лежачий больной).

Лучше всего арендовать помещение, где вы будете принимать своих клиентов. Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ, минимальная площадь для кабинета психолога должна составлять 10 кв. метров. Оптимальный вариант – почасовая аренда, когда вы платите за конкретное время вашего пребывания на рабочем месте, а не фиксированную ежемесячную арендную плату. Можно найти вполне доступные по цене варианты (300-500 рублей в час). При этом вам не нужно будет дополнительно приобретать мебель или оборудование, так как такие помещения, как правило, уже оборудованы всем необходимым.

Величина средней арендной платы за съем офисных помещений в России*

Почасовая аренда офисов, руб. Помесячная аренда офисов (10 кв. м), руб.
250 7 400
*по данным Avito на 29.08.2018

Главное, чтобы ваш кабинет был уютным, а атмосфера в нем располагала к отдыху и расслаблению. Безусловно, это не должна быть проходная комната: для ваших клиентов большое значение имеет вопрос конфиденциальности, и во время общения вас никто не должен тревожить. Специализированные кабинеты (например, кабинет детского психолога) часто открывают на базе образовательного учреждения. Правда, такой вариант сложно назвать бизнесом. Лучше все же не зависеть от третьих лиц.

Для открытия своего психологического кабинета с учетом его полного оснащения и аренды на 3 месяца, понадобится около 90 тыс. руб. Соответственно, если вы снимаете офис со всем необходимым и используете личный компьютер или ноутбук, то уложиться можно и в 25 тыс. рублей, необходимых только для оплаты аренды на первое время. Разумеется, при таком расчете мы по умолчанию подразумеваем, что необходимое образование и навыки у вас уже имеются.

В 2021 году в патентную систему налогообложения (ПСН) внесли изменения:

Расширился список видов деятельности под патент;

Стоимость патента можно уменьшать на страховые взносы;

Для розничной торговли в 3 раза увеличили площадь помещения, используемой для торговли и др.

Внесенные изменения в применение патента, прежде всего, связаны с отменой ЕНВД (единый налог на вмененный доход) с 1 января 2021 года. В силу удобства и выгоды многие предприниматели переходят на патент.

Если вы не успели до 1 января 2021 года подать заявления на Патент, то вас автоматически перевели на основную систему налогообложения. Для предпринимателей это не вполне удобная налоговая система, поскольку увеличивается налоговая нагрузка, добавляется ведение налоговой и бухгалтерской отчетности.

В каких случаях индивидуальному предпринимателю (ИП) выгодно перейти на патентную систему налогообложения (ПСН), какие есть ограничения и что ожидается нового в условиях применения ПСН в 2020 -2021 гг.? Ответим на эти и другие вопросы в данной статье.

Что нужно знать о ПСН?

Патентная система налогообложения (ПСН) — это специальный налоговый льготный режим для ИП. Вместо уплаты налогов и сдачи налоговой декларации предприниматель оплачивает патент. Это фиксированная сумма, которая рассчитывается исходя из вида и места ведения деятельности. Один предприниматель может купить патенты сразу на несколько видов деятельности.

Патент заменяет и освобождает от уплаты налогов (п. 10, п.11 ст.346.43 НК РФ):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)*

Налог на имущество физических лиц*

*В части доходов в предпринимательской деятельности в рамках ПСН.

Особенностью патентной системы налогообложения для ИП является отсутствие бухгалтерской и налоговой отчетности. ИП на патенте не подают декларацию в налоговую инспекцию. Предпринимателю достаточно учета доходов в Книге доходов для непревышения их лимита. Также при наличии у ИП штатных сотрудников, сдается отчетность за работников.

Патентную систему налогообложения можно совмещать с иными налоговыми системами. Например, с УСН (упрощённая система налогообложения), ОСН (основная система налогообложения). Однако в этом случае предприниматель обязан вести налоговый учет в рамках применяемого режима налогообложения (п. 6 ст. 346.53 НК РФ). Подробнее о системах налогообложения читайте в статье.

Виды деятельности на патенте

Налоговым законодательством установлены сферы применения ПСН: оказание услуг населению, розница, общепит. Полный перечень видов деятельности перечислен в налоговом кодексе (НК) в ст. 346.43.

В этом списке указаны виды деятельности в целом для России. Однако в регионах этот список может расширяться - региональные власти получили полномочия добавлять виды услуг согласно требованиям НК. Теперь региональные власти могут своим законом ввести ПСН практически по любой деятельности из классификаторов ОКВЭД.

Проверить, может ли предприниматель работать на патенте в своем регионе - можно в специальном сервисе на сайте налоговой.

В качестве примера видов деятельности на патенте:

Парикмахерские и косметические услуги.

Ремонт жилья и других построек.

Монтажные, электромонтажные, санитарно-технические и сварочные работы.

Изготовление изделий народных художественных промыслов.

Химчистка и услуги прачечной.

Автотранспортные услуги по перевозке грузов и пассажиров.

Услуги общественного питания.

Розничная торговля с площадью торгового зала не более 50 кв.м. и др.

Как патент работает сейчас?

Получить право на применение патента предприниматель может в любое время, если открывает новый вид деятельности или переходит с ОСН. Однако при применении УСН и переходе на патент по тем же видам деятельности потребуется ждать начала следующего года.

В любом случае заявление нужно подать не позднее чем за 10 дней до применения спецрежима. Форму заявления можно скачать на сайте ФНС.

В течение 5 дней заявление будет рассмотрено налоговой и предпринимателя либо поставят на учет в качестве налогоплательщика, либо сообщат об отказе.

В соответствии с законом, возможны 5 причин для отказа:

Вид деятельности не попадает под патент;

Срок действия патента указан неверно;

Утрата права работы на патенте предпринимателем (ранее уже работал на патенте);

Долг за прошлый патент;

Заявление заполнено неверно.

Ограничения в применении ПСН

Прежде чем подавать заявление на патент, предпринимателю нужно убедиться:

Количество сотрудников не больше 15 человек.

Размер помещения для общепита и торговли – не более 50 кв. м.

Максимальный годовой доход — не более 60 млн руб.

Стоимость и оплата патента

Стоимость патента зависит от вида деятельности и региона, а также срока его применения.

Предприниматель вправе выбрать срок действия патента: от 1 до 12 месяцев. Стоимость патента пропорциональна сроку его применения и не зависит от доходов предпринимателя.

Как рассчитывается патент?

В соответствии с видом деятельности в каждом регионе определяется налоговая база – это максимальный потенциальный годовой доход предпринимателя (объект налогообложения). Патент на год составляет 6% от этой налоговой базы. Собственно, в размере рассчитанной фиксированной суммы ИП уплачивают налоги. В отдельных случаях предприниматель и вовсе освобождается от уплаты налогов – если получил право на налоговые каникулы.

Для Республики Крым и города федерального значения Севастополь действуют особые условия для плательщиков ПСН. Налоговая ставка может быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов для всех или отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 346.50 НК РФ): в период 2017 - 2021 гг. - до 4%.

Для расчета стоимости патента в конкретном регионе можно воспользоваться сервисом на сайте налоговой. Сервис рассчитает не только стоимость патента, но и сроки его оплаты.

Порядок оплаты патента

срок действия патента меньше 6 месяцев: оплачивается в полном размере не позднее срока окончания действия патента.

срок действия патента от 6 до 12 месяцев: в размере 1/3 суммы налога в срок не позднее девяноста календарных дней после начала действия патента; - в размере 2/3 суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента.

Если предприниматель закрывает ИП, но срок действия патента не прошел – производится перерасчет суммы налога. Доплатить оставшуюся сумму необходимо не позднее 20 дней со дня снятия с учета налогоплательщика в налоговом органе.

Нужна ли онлайн-касса ИП на патенте?

Исключение составили ИП на патенте, которые получили отсрочку или освобождены от применения касс (ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ):

При ведении некоторых видов деятельности (продажа газет и журналов, ремонт и окраска обуви, розничная продажа бахил, сдача в наем собственного жилья ИП и другие виды деятельности, указанные в ст.2 54-ФЗ).

При расчетах в труднодоступных и удаленных местах.

При безналичных расчетах между ИП и организациями.ИП без работников, которые оказывают услуги или выполняют работы,илиреализуют собственную продукцию. Данная льгота действует до 1 июля 2021 года.

В статье “Кто может не применять онлайн - кассы” подробно рассмотрены все возможные ситуации.

Для всех остальных, кому актуально покупка онлайн-кассы - важно выбрать оптимальный вариант по цене, техническим и программным параметрам. Иначе касса будет дорога в обслуживании, будет недостаточно функциональных возможностей для нормальной работы или вовсе придется её поменять.

Как выбрать правильную кассу для бизнеса можно ознакомиться в статье: “10 важных критериев для выбора онлайн-кассы” .

Почему предприниматели выбирают кассы МТС?

Линейка МТС Касс включает большое многообразие моделей под любые потребности предпринимателей. Можно выбрать как легкие мобильные кассы для небольших магазинов, сервисных компаний и курьеров на выезде, так и большие стационарные кассы для супермаркетов. Есть смарт — терминалы, которые подойдут для любой торговой точки. Все кассы соответствуют 54-ФЗ. Кроме того, МТС предлагает дополнительное оборудование — терминалы эквайринга, сканеры штрих-кодов.

Читайте также: