Политические факторы налоговой системы

Обновлено: 17.06.2024

Любая страна управляется государственной властью. Как правило, она не производит экономических благ, продажа которых позволила бы обеспечить деятельность государственного аппарата. Для того, чтобы содержать органы власти, осуществляющие управление, защиту и охрану социально – экономических потребностей общества, используется система налогов и сборов.

Налогообложение возникает при условии, что субъект, выплачивающий налог, принимает на себя обязательство по его уплате в пользу властного субъекта, осуществляющего управленческие и защитные функции на территории, к которой налогоплательщик себя относит.

Основным инструментом взаимодействия между государством и налогоплательщиками выступает налог. Он представляет собой определенный размер платежа, который гражданин или хозяйствующий субъект безвозмездно выплачивает в пользу нужд общества и государственного аппарата.

Принципиальным различием сбора и налога, является то, что сбор приносит плательщику определенные выгоды или бонусы от государства, предусмотренные законом.

Вся структура взаимоотношений, представленная процедурами установления и взимания налогов, называется налоговой системой страны. Она во многом определяется степенью развитости экономики страны, а так же исторически сформированными государственными институтами.

Налоговая система конкретной страны имеет свои особенности, сформированные под влиянием различных субъективных и объективных факторов. При совершенствовании системы государственная власть должна стремиться к соблюдению определенных принципов ее построения. К таким принципам относят:

  • соразмерность налогового бремени, а так же равномерность его распределения между гражданами и организациями;
  • конкретность форм и видов, сроков уплаты, принципов исчисления налогов;
  • удобство совершения налоговых платежей для граждан и организаций;
  • экономичность процедуры взимания налогов, выражаемая в соразмерности полученных сумм затратам на их сборы.

Готовые работы на аналогичную тему

Факторы налоговой системы

Налоговая система страны является одной из принципиальных сфер деятельности государства. Обеспечение эффективной работы системы позволяет сбалансировать поступления в бюджет, помогает избежать дефицита бюджета, а так же проводить своевременное реформирование системы в целях ее адаптации к изменяющимся факторам рынка.

Взаимоотношения между государственным аппаратом и налогоплательщиками формируют среду, в которой функционирует система налогообложения. Все участники влияют на деятельность системы. Кроме того, она испытывает влияние различных экономических факторов на себя.

К макроэкономическим факторам, оказывающим влияние на налоговую систему страны относят:

  • величину внутреннего валового продукта;
  • доходы по статьям платежного баланса страны;
  • темпы и уровень роста цен;
  • процент безработицы;
  • платежеспособность и общий уровень жизни населения;
  • эффективность законодательного и правового регулирования отношений.

Помимо макроэкономических факторов большое влияние оказывают и микроэкономические факторы. Они формируются относительно коммерческих организаций и граждан, как налогоплательщиков. К микроэкономическим факторам можно отнести:

  • выбранный вид налогообложения коммерческой организацией;
  • использование налоговых льгот;
  • доходность и успешность субъектов хозяйствования;
  • затраты на формирование себестоимости продукции или услуг;
  • эффективность системы формирования налоговой отчетности на предприятиях.

Особое влияние на систему налогообложения оказывает избранная налоговая политика внутри государства. Она оказывает прямое воздействие на уровень развития и роста доходности реального сектора экономики. Налоговая политика может выступать инструментом ликвидации диспропорций в накоплении капиталов в определенных отраслях экономики. Кроме того, определенный подход позволяет сохранить относительное социальное равенство и стабильность внутри общества.

Управление налоговой системы позволяет так же влиять на инфляционные тенденции в экономике страны, балансировать экспортно – импортные доходы государственного бюджета.

Отдельно стоит рассмотреть факторы, которые влияют на развитие налоговой системы страны. Можно выделить четыре основные группы факторов, а именно, степень развитости экономики страны, принципы взаимодействия государственного аппарата и рынка, действующая экономическая модель отношений, принцип государственного устройства конкретной страны.

Налоговая система во многом определяется успешностью и стабильностью экономики, испытывая ее непосредственное влияние на свою эффективность. При этом сама система налогообложения может выступать не только инструментом регулирования экономических перекосов, но и влиять на структуру взаимоотношений внутри экономики страны.

Формы налоговых систем

Факторы, влияющие на формирование систем налогообложения в различных странах, создают их специфические черты и особенности. Так соотношение определенных факторов позволяет классифицировать формы налоговых систем по следующим признакам.

В зависимости от степени налоговой нагрузки на плательщиков выделяют либерально – фискальные системы, характерные для стран Латинской Америки, а так же Японии, США, Австралии и Португалии. Здесь налоговое бремя составляет до 30% от внутреннего валового продукта.

Умеренно – фискальная нагрузка составляет от 30 до 40% и наблюдается в Швейцарии, России, Канаде, Греции. Жестко – фискальная нагрузка характерна для скандинавских стран и составляет свыше 40%.

По доле косвенных налогов выделяют подоходные, где косвенные налоги составляют не более 35%, умеренно – косвенные – от 35 до 50%, а так же косвенные – свыше 50%.

По степени централизации налогового управления в стране выделяют децентрализованные, централизованные и умеренно централизованные системы.

Так же классификация может производится в зависимости от неравенства доходов после взимания налогов. Здесь формируются такие модели, как прогрессивная, нейтральная и регрессивная.

В экономической теории принято выделять три формы налоговых систем: регрессивную, при которой ставка налога снижается при увеличении дохода; прогрессивную, при которой с ростом дохода плательщика увеличивается налоговое бремя; пропорциональную, при которой ставка налога применяется в одинаковом процентном отношении без учета изменения его доходов.

Налоговая система в РФ — это инструмент для выполнения ключевых государственных функций и задач. Совокупность механизмов и принципов организации фискального обременения представляет собой налоговую систему Российской Федерации. Определим действующую структуру и ключевые функции, а также расскажем об основах налоговой системы в Российской Федерации.

Фискальная система государства: кратко об истории

Уже в 1998 году была утверждена первая часть НК РФ , а через два года, в 2000, законодатели приняли вторую часть . Так, стал главной правовой основой налоговой системы РФ Налоговый кодекс. Норматив детально определял порядок взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.

Преобразования коснулись не только самой налоговой системы страны, но и органов, осуществляющих контроль. Так, в 1990 году была создана Государственная налог. инспекция, на которую были возложены функции по контролю и сбору фискальных платежей. Затем ее переименовали в службу. Но уже 1998 году службу упразднили, а взамен было создано специальное Министерство по налогам и сборам.

Однако и это не последнее изменение. В 2004 году чиновники решили передать бюджетные полномочия в Минфин РФ. Контрольная же функция была передана в ФНС — службу, которая действует и по сей день. Следовательно, единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства финансов России и ФНС.

Определения и общая характеристика налоговой системы РФ

Итак, что такое налоговая система, определение кратко: налоговая система — это совокупность норм, обязательств, налогоплательщиков и государственных органов.

Иными словами, это не только фискальные платежи, зачисляемые в государственный бюджет в соответствии с действующими законодательными актами, это еще и все категории и виды налогоплательщиков, подпадающих под фискальное обременение, а также государственные органы, контролирующие правильность и полноту перечислений в бюджет.

Сущность налоговой системы РФ (кратко) — это гарантия поступления платежей в бюджеты, а следовательно, это важнейший и основной источник дохода государства, позволяющий качественно и постоянно выполнять ключевые государственные функции и задачи.

Принципы построения

Разобраться в столь сложном понятии, не определив принципов его построения, невозможно. Так, все принципы становления и построения налоговой структуры РФ описаны в 3 статье НК РФ. К ним следует относить:

  • справедливость, то есть обременение распространяется на всех (граждане, ИП, организации);
  • определенность, которая не допускает двусмысленных трактовок одного и того же положения, правила, нормы;
  • равенство, устанавливается независимо от расовых, социальных, религиозных, национальных и прочих принципов;
  • доступность, то есть все нормы должны быть сформулированы максимально доступным и понятным языком;
  • удобство, налогоплательщики должны быть информированы обо всех обязательных платежах, объектах обложения и порядках исчисления суммы обязательства;
  • обоснованность, все действующие и новые обязательства должны быть экономически обоснованы, недопустимо вводить обременения, противоречащие Конституции России.

Следовательно, принципы налогообложения направлены на соблюдение действующего законодательства и основ Конституции.

Структура налоговой системы РФ 2020

Налоговая система государства, налоги и их виды, подразумевает группировку на определенные уровни. А вот уровень конкретизируется двумя взаимосвязанными признаками: в какой бюджет зачисляется платеж, и власти какого уровня устанавливают нормы налогообложения. Так, выделяют всего три уровня:

  1. Федеральный. Платежи федерального уровня зачисляются напрямую в бюджет Федерации (высший уровень). Нормы и принципы налогообложения (объект, база, ставки, льготы, периоды, освобождения, отчетности и сроки) регламентируются Кодексом и Конституцией, федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства России. Федеральные обязательства применимы на территории всей страны.
  2. Региональный. Сборы, которые подлежат зачислению в казну региона, субъекта, автономного округа, области, города федерального значения. Следовательно, ключевые правила налогообложения устанавливают власти субъекта РФ. Нормы действуют только для конкретного региона.
  3. Местный. Обязательства, которые уплачивают в бюджет муниципального образования. Принципы налогообложения устанавливают власти местных администраций в индивидуальном порядке.

Налоговая система России: кратко об элементах

Эффективность определяется не только ее структурой, но и составляющими элементами. Выделяют следующие элементы:

  • виды налогов, сборов, взносов (с 2017 г.) и иных платежей;
  • права и обязанности налогоплательщиков и госорганов;
  • совокупность способов и видов контроля;
  • введение ответственности на правонарушения фискальных норм;
  • принципы и обоснования для установления фискальных платежей;
  • установленный порядок обжалования.

Несмотря на многочисленность элементов, основой функционирования Налоговой системы РФ является его правовая база, а именно Налоговый кодекс.

Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования

Основное направление деятельности налоговой системы — это создание рационального, эффективного и справедливого механизма, который бы обеспечил достойный экономический рост всему государству. Однако, как показывает практика, ключевым направлением становится повышение стимула к сбору фискальных платежей.

В то же время повышение стимулов к собираемости фискальных обязательств позволило российской экономике выйти на новый, более высокий уровень развития. Это связано с тем, что законодатели предложили рациональные виды и режимы налогообложения, сокращающие фискальную нагрузку плательщиков. А следовательно, большинство экономических субъектов решило выйти из теневой экономики. Однако действующие подходы несовершенны и требуют многочисленных изменений.

Новые предложения о повышении налоговой нагрузки с 2021 года противоречат ранее озвученным принципам налоговой стабильности и делают налоговую политику еще более непредсказуемой. Реализация таких предложений на фоне текущей нестабильной обстановки станет еще одним негативным фактором, сдерживающим восстановление экономики, считает аналитик Института комплексных стратегических исследований кандидат экономических наук Вера Кононова

Насколько возрастет при этом налоговая нагрузка на экономику? Пока что официального ответа на этот вопрос нет — известны лишь отдельные данные о дополнительных поступлениях, которые обеспечит повышение того или иного налога. В последние годы уровень налоговой нагрузки на экономику (оценивается как отношение поступлений налогов и аналогичных им платежей, включая таможенные пошлины и страховые взносы, к ВВП) уже имел четкую тенденцию к росту. По данным Минфина, если в 2016 году налоговая нагрузка в России оценивалась на уровне 28,6% ВВП, то в 2019 году — уже 32,6% ВВП. Рост налоговой нагрузки по отношению к ВВП с высокой вероятностью продолжится и в 2020-2021 годах, ведь современные средства контроля над налогоплательщиками обеспечивают высокую собираемость налогов даже на фоне падения деловой активности.

Отказ от стабильности и предсказуемости

Однако непредсказуемость налоговой политики, угнетающая деловую активность, сама становится одним из факторов, препятствующих восстановлению экономики. Ведь каждое новое неожиданное предложение по повышению налоговой нагрузки разрушает доверие между обществом и властью и лишь усугубляет негативные ожидания относительно ухудшения условий ведения бизнеса.

Препятствие для восстановления экономики

Вызывает опасение и то, что совсем недавно эти риски получили реальное подтверждение. Недавний пример с повышением НДПИ продемонстрировал, что действующие механизмы специальных инвестиционных контрактов (СПИК) и соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), которые должны обеспечивать инвесторам защиту от неблагоприятных изменений законодательства, на самом деле обеспечивают ее лишь в ограниченных пределах. И хотя после негативной реакции бизнеса была введена отдельная норма, исключающая повышение нагрузки по НДПИ для проектов, реализуемых в рамках СЗПК, сам факт возникновения такой коллизии говорит о высокой уязвимости инвестиционных проектов к изменениям в налоговой политике.

В целом текущий подход к налоговой политике, который в значительной степени опирается на поиск возможностей по увеличению налоговых доходов бюджета, не учитывает, что в условиях экономического спада увеличение изъятий из одних отраслей экономики приведет к ограничениям в работе других. А это, в свою очередь, отразится на возможностях восстановления экономики, а значит, в том числе на доходах бюджета.

Необходимые изменения

Налоговая политика, допускающая спонтанные изменения в налоговой системе и ориентированная преимущественно на рост поступлений в бюджет, в текущей ситуации не просто принципиально неверна, но и крайне опасна для экономики. Ориентация на сиюминутное получение средств может окончательно лишить экономику возможностей восстановления, а также создания основы для роста в долгосрочном периоде. В сложившейся ситуации, характеризующейся экономическим спадом и высокой неопределенностью будущего развития, стабильность и предсказуемость налоговых условий становится еще важнее для участников экономики, чем в периоды экономического роста. В этой связи в ближайшие годы налоговую политику целесообразно ориентировать на создание бизнес-среды, максимально стабильной и комфортной для долгосрочных инвестиций (прежде всего в перерабатывающих отраслях и сфере услуг). При этом отдельное внимание следует уделить предсказуемости налоговой политики как для бизнеса, так и для населения — прежде всего путем заблаговременного публичного обсуждения налоговых мер.

Необходимо также пересмотреть сложившееся в фискальных органах отношение к дефициту бюджета. Нужно учитывать, что дефицит федерального бюджета — это временное явление, устранение которого напрямую зависит от восстановления деловой активности в стране. При этом сейчас у властей есть достаточно возможностей решить проблему дефицита, не прибегая к ужесточению фискальной политики. Уровень государственного долга России по итогам 2019 года был одним из самых низких в мире (12,3% ВВП). Даже при двукратном росте в ближайшие годы (что вряд ли потребуется, учитывая имеющиеся резервы) он останется на довольно низком по мировым меркам уровне. Это дает правительству широкие возможности по стимулированию экономики за счет наращивания долговой нагрузки без ущерба для устойчивости бюджетной системы.


ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В конце XX века с изменением политической ситуации в России и переходом к рыночной экономике возникла объективная потребность в проведении налоговой реформы с целью создания адаптированной к рыночным отношениям налоговой системы, которая обеспечит го­сударство необходимыми налоговыми поступлениями. Основной ин­струмент решения указанной задачи – налоговая политика нашего го­сударства. В силу своей природы государственная политика является, во-первых, фактором формирования налоговой системы, во-вторых, фактором формирования налогового администрирования, обеспечи­вающего реализацию налоговых отношений и функционирование на­логовой системы.

Налоговая политика государства, будучи основным политическим фактором в области налоговых отношений, определила формирование налогового администрирования не только как средства, обеспечива­ющего доходную часть бюджета, но и как элемента системы государ­ственного воздействия на процесс воспроизводства. Однако для вы­полнения задач необходимо создать соответствующие условия. Это явилось предпосылкой реформирования налогового администрирова­ния и наделения эффективными полномочиями органов исполнитель­ной власти (субъектов налогового администрирования).

В настоящее время налоговая политика России направлена в сто­рону соблюдения баланса интересов государства и налогоплательщи­ков за счет ослабления налоговой нагрузки на экономику и админи­стративной нагрузки на налогоплательщика. Отмена отдельных налогов и снижение налоговых ставок, приводящие к уменьшению налоговых поступлений в бюджет, требуют формирования налогового администрирования, способного обеспечить эффективное функциони­рование налоговой системы. В этих условиях влияние государствен­ной налоговой политики на формирование налогового администриро­вания имеет определяющее значение. Следовательно, данный фактор необходимо классифицировать как объективный.

Наряду с налоговой политикой государства объективным факто­ром, влияющим на формирование налогового администрирования, выступает социально-экономический фактор.

На современном этапе социально-экономического развития нашей страны актуальны следующие направления:

развитие России как социального государства;

создание инновационной экономики;

увеличение валового внутреннего продукта;

повышение уровня жизни населения.

Достижение поставленных задач невозможно без создания в стране благоприятного налогового климата, равных условий для добросовест­ной конкуренции. В связи с этим возникает объективная необходи­мость в формировании налогового администрирования, позволяюще­го решать задачи не только контроля над соблюдением налогового законодательства, но и планирования налоговых поступлений в резуль­тате принимаемых решений в области налоговых отношений, прове­дения качественной оценки изменений в ходе налоговой реформы, регулирования налоговых платежей.

Влияние политического и социально-экономического факторов способствует появлению правового фактора, придающего функционированию налогового администрирования заданное законом направ­ление, координирующего его действие при изменениях в политической и социально-экономической сферах. Правовой фактор находит свое выражение в нормативно-законодательной базе, регулирующей налоговые отношения.

Под влиянием политического и социально-экономического фак­торов формируется также институциональный фактор, который на­ходит свое выражение в составе и взаимодействии субъектов налого­вого администрирования, организационно-функциональной структуре субъектов налогового администрирования, отражает логику объектив­ных факторов и обеспечивает реализацию их стратегии в области на­логового администрирования. Институциональный фактор также вли­яет на формирование технологии налогового администрирования, на баланс взаимодействия участников налоговых отношений, создание эффективной модели налогового администрирования, учитывающей особенности налоговых отношений на современном этапе, способствует созданию и оптимизации условий для функционирования каждого из элементов налогового администрирования.

От степени соблюдения субъектами налогового администрирова­ния основных принципов функционирования органов государствен­ного управления зависит эффективность принимаемых решений.

В силу своей природы правовой и институциональный факторы являются субъективными факторами, формирующими налоговое ад­министрирование.

Список использованных источников:

Семенихин В.В. Налоговые проверки: учебно-практическое пособие. - М.: ГроссМедиа, 2017. - 295 с.

Читайте также: