По проверкам надзору налоговыми органами таможенными органами и пожарными службами

Обновлено: 03.05.2024

По каким основаниям осуществляться МК в муниципальном образовании вообще будет?
Подскажите пожалуйста на простом языке, что делать муниципальным образованиям, которые не используют пока риски? Как тогда проверять, если у нас нет плановых проверок? Что мы тогда можем делать?
Если вы не используете управление рисками, то вы не вправе осуществлять плановые КНМ. При этом внеплановый контроль вы осуществляете. Основания для его проведения указаны в статье 57 ФЗ 248. Для этого вы должны утвердить индикаторы риска (ч. 9 ст. 23 ФЗ 248) или назначать КНМ при наличии сведений, который поступили в КНО (ст. 58 и другие) – те же обращения граждан, после проведения КНМ без взаимодействия, профилактики итд.
При этом Вы можете проводить весь перечень КНМ со взаимодействие и без взаимодействия. Перечень КНМ со взаимодействием, которые вы будете использовать должен быть определен положением о виде контроля.

Если вид контроля осуществляется без проведения плановых КНМ (ст. 61), при этом в широком смысле управление рисками все равно осуществляется.
Под управлением риском причинения вреда (ущерба) в целях настоящего Федерального закона понимается осуществление на основе оценки рисков причинения вреда (ущерба) профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий в целях обеспечения допустимого уровня риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности.
Под оценкой риска причинения вреда (ущерба) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольного (надзорного) органа по определению вероятности возникновения риска и масштаба вреда (ущерба) для охраняемых законом ценностей. Контрольным (надзорным) органом обеспечивается организация постоянного мониторинга (сбора, обработки, анализа и учета) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) (ч. 5 ст. 22)
Таким образом:
- при отказе от планового контроля критерии, категории риска не утверждаются;
- вместе с тем, управление рисками – более широкое понятие и предусматривает работу КНО с рисками (мониторинг и сбор сведений о нарушениях, инцидентах, добросовестности контролируемых лиц итд). Эти сведения должны быть использованы, в том числе при подготовке программы профилактики.

В статье 72 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствуют полномочия по выдаче юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам обязательных для исполнения предписаний, и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний.
Выдача предписаний в отношении граждан в случае выявления нарушений земельного законодательства гражданами – необходимый инструмент для устранения выявленных нарушений в рамках муниципального земельного контроля органами местного самоуправления.
В прошлом году прокуратурой было инициировано внесение изменений и полномочия по выдаче предписаний в отношении граждан исключены из Положений и регламентов, что существенно отразилось на устранении выявленных нарушений.

Частью 2 статьи 90 ФЗ 248 предусмотрено, что в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
1) выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля (…).

Статьей 72 Земельного кодекса РФ предусматриваются урезанные полномочия органов местного самоуправления в рамках муниципального земельного контроля, заключающиеся в направлении копии акта КНМ в орган государственного земельного надзора (что может свидетельствовать об установлении пределов полномочий, указанных в ч. 2 ст. 90 ФЗ 248).
Регулирование субъектом РФ данных полномочий не предусмотрено.
Таким образом, учитывая буквальное толкование данных норм ФЗ 248 и ЗК РФ можно сделать вывод об отсутствии у органов местного самоуправления полномочий по выдаче предписаний.
Вместе с тем, будет являться целесообразным получить официальные разъяснения Минэкономразвития России по данному вопросу (ч. 10 ст. 3 ФЗ 248).

Часть 3 статьи 66 (Организация проведения внеплановых КНМ) ФЗ 248 предусмотрено, что в случае, если положением о виде муниципального контроля в соответствии с частью 7 статьи 22 настоящего Федерального закона предусмотрено, что система оценки и управления рисками при осуществлении данного вида муниципального контроля не применяется, все внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры.
При этом, ч. 9 ст. 72 (Документарная проверка) предусматривает, что внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
Данные нормы соотносятся между собой как общая и специальная. При их коллизии действует специальная норма (ст. 72 ФЗ 248).
Кроме того, важным будет являться техническая реализация Единого реестра КНМ и необходимость там согласования документарных проверок.

Прокуратура трактует ст. 73 буквально по написанному - они пояснили, что проведение внеплановой выездной проверки возможно только в том случае, если у контролируемого лица имеется несколько производственных объектов, т.е. два и более земельных участков. Если у контролируемого лица 1 зу проводите инспекционный визит.

ФЗ 248 не связывает проведение выездной проверки с наличием 2 и более производственных объектов. Основания для отказа в согласовании указаны в ч. 8 ст. 66 ФЗ 248.

Обращаю ваше внимание на важность установления в положении соответствующего регулирования в положении о виде контроля в части выбора вида КНМ. Так, ч. 7 ст. 25 ФЗ устанавливает, что виды и содержание внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий определяются положением о виде контроля в зависимости от основания проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Таким образом, важно правильно в положении указать на виды КНМ, которые проводятся при наличии разных оснований. Это будет способствовать объективному выбору вида КНМ, в том числе станет объективным нормативным аргументом при взаимодействии с органами прокуратуры.

Подскажите пжл в положении есть пункт который устанавливает случаи при наступлении которых субъект контроля может предоставить контролирующему органу информацию о невозможности присутствия при проведении кнм. В положении типовом (рыбе) есть пункт как невозможность присутствия в связи с запретом определённых действий. Поясните пжл что может подразумевается под "запретом определённых действий".

Запрет определенных действий предусмотрен статьей 105.1 УПК РФ.

Программа профилактики была принята на 2020 и плановый 2021-2022, ее нужно отменять?

Порядок формирования и утверждения программы профилактики установлен ст. 44 ФЗ 248, постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", в соответствии с которым постановление применяется к разработке и утверждению программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, начиная с разработки и утверждения программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год.Таким образом, с 1 января 2022 года все иные программы должны быть признаны утратившими силу.

Коллеги, подскажите пожалуйста в автодорожном контроле - ПРОФИЛАКТИКА рисков причинения вреда ущерба. обязательна?

Профилактика рисков обязательна во всех видах контроля, вне зависимости от применения управления рисками и иных условий.

Можно ли проводить внеплановые документарные проверки (исполнение предписаний) по муниципальному земельному контролю в отношении физ.лиц, если новое Положение ещё не принято, чем руководствоваться.

До 01.01.2022 (или до вступления в силу нового положения о виде контроля) на основании положений ст. 98 ФЗ 248 рекомендую руководствоваться положениями ФЗ 294 о проведении повторных проверок по исполнению предписаний, так как на момент проведения проверки действовали нормы о проведении проверки в отношении физлица.
Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ч.8 ст.98 ФЗ 248).

Как проводить внеплановые проверки по муниципальному жилищному контролю в отношении граждан, если мы продолжаем действовать в рамках 294-ФЗ, а п. 5 статьи 20 ЖК не противоречит этому?

Если новое положение о виде муниципального жилищного контроля не принято, то вы осуществляете данный вид контроля в соответствии с нормами ФЗ 294-ФЗ и иными НПА (ч. 4 ст. 98). Иных норм не установлено.
Здесь важна вся совокупность норм, в том числе закрепленных в МПА, субъекта РФ итд. Имеются ли в данной нормативке основания для проведения проверок в отношении граждан? (формально данные нормы, принятые в соответствии с ФЗ 294 могут вами применяться).

И что касается плановых проверок, мы отменяем сейчас в силу п. 7 ст. 20 ЖК? Положение ещё не принято.

В соответствии с ч. 7 ст. 98 ФЗ 248 плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, подлежат проведению в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, утвержденными в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Правительство Российской Федерации устанавливает особенности формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях учета положений настоящего Федерального закона.
Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969:
5. Плановые проверки, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., по видам государственного контроля (надзора), муниципального контроля, организация и осуществление которых регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", проводятся в соответствии с положениями об указанных видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
6. Включенные в ежегодный план плановые проверки, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат исключению из ежегодного плана, в случае, если на дату начала их проведения признаны утратившими силу положения федерального закона, устанавливающие вид государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в рамках которого планируется проведение проверок, или изменены федеральными законами наименование и (или) предмет соответствующего вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля, кроме случаев, когда указанные проверки подлежат проведению в рамках иного вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с положением об указанном виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Таким образом, буквальное толкование норм не предусматривает исключения данных проверок из плана.

В соответствии с ч.3 ст. 87 акт контрольного (надзорного) мероприятия составляется на месте проведения КМ. Как быть нам, земельным инспекторам, если приложением к акту является фототаблица и схема ЗУ? У нас нет такого оборудования, чтобы это делать на выездах. Тем более, что часто мы выезжаем в такие места, где нет даже мобильной связи

Это требование Закона. Рекомендую подумать над оптимизацией своей работы – какие формы документов дополнительно утвердить решением КНО? Какие сведения можно заполнить на месте при подготовке к КНМ?

По каким основаниям осуществляться МК в муниципальном образовании вообще будет?
Подскажите пожалуйста на простом языке, что делать муниципальным образованиям, которые не используют пока риски? Как тогда проверять, если у нас нет плановых проверок? Что мы тогда можем делать?
Если вы не используете управление рисками, то вы не вправе осуществлять плановые КНМ. При этом внеплановый контроль вы осуществляете. Основания для его проведения указаны в статье 57 ФЗ 248. Для этого вы должны утвердить индикаторы риска (ч. 9 ст. 23 ФЗ 248) или назначать КНМ при наличии сведений, который поступили в КНО (ст. 58 и другие) – те же обращения граждан, после проведения КНМ без взаимодействия, профилактики итд.
При этом Вы можете проводить весь перечень КНМ со взаимодействие и без взаимодействия. Перечень КНМ со взаимодействием, которые вы будете использовать должен быть определен положением о виде контроля.

Если вид контроля осуществляется без проведения плановых КНМ (ст. 61), при этом в широком смысле управление рисками все равно осуществляется.
Под управлением риском причинения вреда (ущерба) в целях настоящего Федерального закона понимается осуществление на основе оценки рисков причинения вреда (ущерба) профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий в целях обеспечения допустимого уровня риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности.
Под оценкой риска причинения вреда (ущерба) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольного (надзорного) органа по определению вероятности возникновения риска и масштаба вреда (ущерба) для охраняемых законом ценностей. Контрольным (надзорным) органом обеспечивается организация постоянного мониторинга (сбора, обработки, анализа и учета) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) (ч. 5 ст. 22)
Таким образом:
- при отказе от планового контроля критерии, категории риска не утверждаются;
- вместе с тем, управление рисками – более широкое понятие и предусматривает работу КНО с рисками (мониторинг и сбор сведений о нарушениях, инцидентах, добросовестности контролируемых лиц итд). Эти сведения должны быть использованы, в том числе при подготовке программы профилактики.

В статье 72 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствуют полномочия по выдаче юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам обязательных для исполнения предписаний, и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний.
Выдача предписаний в отношении граждан в случае выявления нарушений земельного законодательства гражданами – необходимый инструмент для устранения выявленных нарушений в рамках муниципального земельного контроля органами местного самоуправления.
В прошлом году прокуратурой было инициировано внесение изменений и полномочия по выдаче предписаний в отношении граждан исключены из Положений и регламентов, что существенно отразилось на устранении выявленных нарушений.

Частью 2 статьи 90 ФЗ 248 предусмотрено, что в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
1) выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля (…).

Статьей 72 Земельного кодекса РФ предусматриваются урезанные полномочия органов местного самоуправления в рамках муниципального земельного контроля, заключающиеся в направлении копии акта КНМ в орган государственного земельного надзора (что может свидетельствовать об установлении пределов полномочий, указанных в ч. 2 ст. 90 ФЗ 248).
Регулирование субъектом РФ данных полномочий не предусмотрено.
Таким образом, учитывая буквальное толкование данных норм ФЗ 248 и ЗК РФ можно сделать вывод об отсутствии у органов местного самоуправления полномочий по выдаче предписаний.
Вместе с тем, будет являться целесообразным получить официальные разъяснения Минэкономразвития России по данному вопросу (ч. 10 ст. 3 ФЗ 248).

Часть 3 статьи 66 (Организация проведения внеплановых КНМ) ФЗ 248 предусмотрено, что в случае, если положением о виде муниципального контроля в соответствии с частью 7 статьи 22 настоящего Федерального закона предусмотрено, что система оценки и управления рисками при осуществлении данного вида муниципального контроля не применяется, все внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры.
При этом, ч. 9 ст. 72 (Документарная проверка) предусматривает, что внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
Данные нормы соотносятся между собой как общая и специальная. При их коллизии действует специальная норма (ст. 72 ФЗ 248).
Кроме того, важным будет являться техническая реализация Единого реестра КНМ и необходимость там согласования документарных проверок.

Прокуратура трактует ст. 73 буквально по написанному - они пояснили, что проведение внеплановой выездной проверки возможно только в том случае, если у контролируемого лица имеется несколько производственных объектов, т.е. два и более земельных участков. Если у контролируемого лица 1 зу проводите инспекционный визит.

ФЗ 248 не связывает проведение выездной проверки с наличием 2 и более производственных объектов. Основания для отказа в согласовании указаны в ч. 8 ст. 66 ФЗ 248.

Обращаю ваше внимание на важность установления в положении соответствующего регулирования в положении о виде контроля в части выбора вида КНМ. Так, ч. 7 ст. 25 ФЗ устанавливает, что виды и содержание внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий определяются положением о виде контроля в зависимости от основания проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Таким образом, важно правильно в положении указать на виды КНМ, которые проводятся при наличии разных оснований. Это будет способствовать объективному выбору вида КНМ, в том числе станет объективным нормативным аргументом при взаимодействии с органами прокуратуры.

Подскажите пжл в положении есть пункт который устанавливает случаи при наступлении которых субъект контроля может предоставить контролирующему органу информацию о невозможности присутствия при проведении кнм. В положении типовом (рыбе) есть пункт как невозможность присутствия в связи с запретом определённых действий. Поясните пжл что может подразумевается под "запретом определённых действий".

Запрет определенных действий предусмотрен статьей 105.1 УПК РФ.

Программа профилактики была принята на 2020 и плановый 2021-2022, ее нужно отменять?

Порядок формирования и утверждения программы профилактики установлен ст. 44 ФЗ 248, постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", в соответствии с которым постановление применяется к разработке и утверждению программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, начиная с разработки и утверждения программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год.Таким образом, с 1 января 2022 года все иные программы должны быть признаны утратившими силу.

Коллеги, подскажите пожалуйста в автодорожном контроле - ПРОФИЛАКТИКА рисков причинения вреда ущерба. обязательна?

Профилактика рисков обязательна во всех видах контроля, вне зависимости от применения управления рисками и иных условий.

Можно ли проводить внеплановые документарные проверки (исполнение предписаний) по муниципальному земельному контролю в отношении физ.лиц, если новое Положение ещё не принято, чем руководствоваться.

До 01.01.2022 (или до вступления в силу нового положения о виде контроля) на основании положений ст. 98 ФЗ 248 рекомендую руководствоваться положениями ФЗ 294 о проведении повторных проверок по исполнению предписаний, так как на момент проведения проверки действовали нормы о проведении проверки в отношении физлица.
Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ч.8 ст.98 ФЗ 248).

Как проводить внеплановые проверки по муниципальному жилищному контролю в отношении граждан, если мы продолжаем действовать в рамках 294-ФЗ, а п. 5 статьи 20 ЖК не противоречит этому?

Если новое положение о виде муниципального жилищного контроля не принято, то вы осуществляете данный вид контроля в соответствии с нормами ФЗ 294-ФЗ и иными НПА (ч. 4 ст. 98). Иных норм не установлено.
Здесь важна вся совокупность норм, в том числе закрепленных в МПА, субъекта РФ итд. Имеются ли в данной нормативке основания для проведения проверок в отношении граждан? (формально данные нормы, принятые в соответствии с ФЗ 294 могут вами применяться).

И что касается плановых проверок, мы отменяем сейчас в силу п. 7 ст. 20 ЖК? Положение ещё не принято.

В соответствии с ч. 7 ст. 98 ФЗ 248 плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, подлежат проведению в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, утвержденными в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Правительство Российской Федерации устанавливает особенности формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях учета положений настоящего Федерального закона.
Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969:
5. Плановые проверки, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., по видам государственного контроля (надзора), муниципального контроля, организация и осуществление которых регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", проводятся в соответствии с положениями об указанных видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
6. Включенные в ежегодный план плановые проверки, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат исключению из ежегодного плана, в случае, если на дату начала их проведения признаны утратившими силу положения федерального закона, устанавливающие вид государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в рамках которого планируется проведение проверок, или изменены федеральными законами наименование и (или) предмет соответствующего вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля, кроме случаев, когда указанные проверки подлежат проведению в рамках иного вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с положением об указанном виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Таким образом, буквальное толкование норм не предусматривает исключения данных проверок из плана.

В соответствии с ч.3 ст. 87 акт контрольного (надзорного) мероприятия составляется на месте проведения КМ. Как быть нам, земельным инспекторам, если приложением к акту является фототаблица и схема ЗУ? У нас нет такого оборудования, чтобы это делать на выездах. Тем более, что часто мы выезжаем в такие места, где нет даже мобильной связи

Это требование Закона. Рекомендую подумать над оптимизацией своей работы – какие формы документов дополнительно утвердить решением КНО? Какие сведения можно заполнить на месте при подготовке к КНМ?

Мораторий на проверки бизнеса в 2021 году продлен. Является ли это стопроцентной гарантией того, что контролирующие органы не нагрянут с проверкой? Нет, не является. На каком основании могут прийти с внеплановой проверкой в 2021 году? Что такое инспекционный визит - новый формат контроля бизнеса, который может стать альтернативой проверке и будут введен с 1 июля 2021 года? Подробнее об этом в нашей статье.

Мораторий с множеством оговорок.

В России в конце ноября 2020 года был продлен мораторий на весь 2021 год на проверки для бизнеса. Такими заголовками пестрила пресса, однако этот вопрос требует пояснений. Важно знать, что не все проверки отменены, и не для всех. Например, для компаний, деятельность которых (или используемые производственные объекты в ходе этой деятельности) отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска, сохранены как плановые, так и внеплановые проверки. Также не освободили от проверок участников бюджетного процесса, государственных, муниципальных бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Любопытная цифра:

90% российских компаний, к которым приходят с проверкой, признаются нарушителями.

На весь 2021 год наложен мораторий на проведение плановых проверок со стороны контрольно-надзорных органов в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако и для МСП мораторий является мерой поддержки с множеством оговорок.

Какие малые и средние предприятия освобождены от проверок:

запрет распространяется на юрлица и ИП, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства,

некоммерческие организации, среднесписочная численность сотрудников которых за предыдущий год не превышает 200 человек (исключением являются политические партии и некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента).

От каких проверок НЕ освобождены МСП:

внеплановые проверки, основаниями для которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры,

внеплановые проверки, цель которых - проверка исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан,

внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя,

внеплановые проверки, проводимые на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям,

внеплановые проверки, проводимые на основании привлечении к административной ответственности в связи с совершением грубого правонарушения,

внеплановые проверки, проводимые на основании дисквалификации или приостановки деятельности,

внеплановые проверки, призванные удостовериться в правильности сведений, указанных в документах на получение лицензии,

внеплановые проверки, назначенные в целях возобновления действия лицензии, призванные проверить устранение фактов, послуживших причиной приостановки действия лицензии.

В плане на 2021 год – сотни тысяч проверок.

500 тысяч проверок заявили различные контролирующие органы на согласование Генпрокуратуры. Генпрокуратурой было согласовано около 400 тысяч проверок на 2021 год.

Провести внеплановую выездную проверку контролирующий орган не может своевольно, он обязан получить разрешение на ее проведение в прокуратуре. Согласно ст. 10 закона о защите прав юрлиц и ИП, внеплановая выездная проверка может быть проведена только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юрлица или ИП.

Уведомят ли заранее о внеплановой проверке?

  • Должны уведомить за 24 часа. О проведении внеплановой выездной проверки в 2021 году юрлицо или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля, орган муниципального контроля должен уведомить не менее чем за 24 часа до начала ее проведения. Уведомить контролирующий орган имеет право любым удобным для него способом, например, через электронный документ, письмом на электронную почту предприятия, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью. Если, конечно, такой адрес указан в едином государственном реестре юридических лиц или в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, или же электронный адрес был ранее указан в выходных данных предприятия в отчетности или других материалах для контролирующего органа.
  • Не уведомят, если… Уведомление о проверке не предусмотрено в двух случаях:
  1. если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, музейным предметам и коллекциям,
  2. в результате действий предприятия возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Проверки в форме визита.

Кроме того, с 2021 года вводятся новые формы контроля в ходе проверки.

  • Во-первых, законодательно установлено, что проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2021 году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио или видеосвязи.
  • Во-вторых, принято решение, что со второй половины 2021 года плановая проверка может быть заменена инспекционным визитом. Как гласит пункт 2 Постановления № 1969 от 30 ноября 2020 года, органом государственного контроля после 1 июля 2021 года может быть принято решение о проведении вместо плановой выездной проверки инспекционного визита. Такое решение должно быть принято не позже чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения плановой проверки в форме выездной проверки, включенной в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год.
  • В-третьих, о проведении инспекционного визита вместо плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются в течение 10 рабочих дней после принятия решения о замене проверки на инспекционный визит.

Как оценить вероятность проверки?

Чтобы не столкнуться в дверях с внеплановыми проверяющими, лучше всего работать на опережение. Исключить все факторы, которые могут сделать такую проверку возможной. Эти факторы мы перечислили в статье выше.

Вероятность проверки можно оценить с помощью СБИС Оценка налоговых рисков. Кроме того, с помощью СБИС можно не только оценить риск налоговой проверки, но и снизить до минимума ее вероятность. СБИС поможет правильно выбрать систему налогообложения, грамотно и своевременно вести и сдавать отчетность, а также иметь под рукой инструменты самопроверки, которые позволят оценивать ситуацию в компании в вопросе налогообложения.

СБИС Сверка проведет сверку с бюджетом и выявит все расхождения, проверит все данные по счетам-фактурам со всеми контрагентами, обеспечит контроль над расхождениями начислений и уплаты НДФЛ, проверит РСВ по алгоритму госорганов и поможет сдать его с первого раза. СБИС обезопасит вас от дополнительных штрафов и пени, снизит риск доначислений.

О том, как уберечь предприятие от внеплановой проверки с помощью СБИС, вам готовы рассказать наши специалисты.

На фоне экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19 чиновникам в 2020 году пришлось существенно скорректировать правила проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении юрлиц и ИП. Снижение бремени госконтроля было заявлено в качестве одной из мер поддержки бизнеса со стороны государства. В этой связи в начале апреля появилось Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Постановление № 438), которое полностью запрещало проведение проверок в плановом режиме в отношении субъектов МСП с апреля по декабрь включительно, а внеплановые проверки субъектов МСП и иных юрлиц и ИП ограничивало только основаниями, прямо перечисленными в п. 1 Постановления № 438.

Таким образом, с апреля этого года контрольно-надзорные органы были вправе проводить плановые проверки только в отношении юрлиц и ИП, не являющихся субъектами МСП, и то только при условии, что их деятельность относится к первому классу опасности, либо сопряжена с высокими или чрезвычайными рисками, либо их деятельность подпадает под режим постоянного госконтроля или госнадзора. Что же касается внеплановых проверок, то они могли проводиться как в отношении субъектов МСП, так и в отношении любых юрлиц и ИП только в случаях, если основаниями для их проведения являлись факты причинения или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, возникновению техногенных или природных чрезвычайных ситуаций и некоторые другие случаи, прямо перечисленные в Постановлении № 438.

Как будут скорректированы проверки в 2021 году?

Продление моратория на плановые проверки;

Появление новой формы контроля под названием "инспекционный визит".

Рассмотрим каждый из этих моментов подробнее.

Особенности и подводные камни моратория на проверки в 2021 году

Согласно п. 7 Постановления № 1969 Правительство РФ запрещает контролирующим органам включать в план осуществления проверочных мероприятий субъектов так называемого малого предпринимательства, под которыми понимаются представители малого и среднего бизнеса, включенные в реестр МСП. Однако, в отличии от полного "табу" на проверки в плановом режиме, установленного Постановлением № 438 в этом году, новые правила выводят за рамки этого запрета несколько групп представителей бизнеса, нахождение которых в госреестре МСП не спасает от проведения проверки. Иными словами, окно возможностей для проверяющих оставили приоткрытым.

Пункт 8 Постановления № 1969 позволяет проведение проверочных мероприятий в плановом режиме у субъектов МСП, в отношении которых контролирующие органы располагают информацией о:

привлечении к административной ответственности в связи с совершением грубого правонарушения;

дисквалификации или приостановки деятельности;

приостановке или аннулировании лицензии.

При этом, негативная информация на субъекта МСП рассматривается в рамках трех лет с момента проведения проверок, по итогам которых были применены указанные выше наказания. Таким образом, очевидно, что если контролирующие органы имеют на субъекта МСП компромат в пределах трехлетнего срока давности, они имеют полное право провести у него плановую проверку в 2021 году, невзирая на мораторий. Понимание этого обстоятельства может сыграть ключевую роль при определении стратегии защиты бизнеса от произвола чиновников. Ведь многие субъекты МСП, узнав из СМИ общую информацию о продлении моратория на 2021 год и не вникнув во все детали, расслабятся и не будут готовиться к проверке. Между тем, прежде чем забыть о плановых проверках, вначале следует поинтересоваться, было ли исключено юрлицо или ИП из сводного ежегодного плана проведения плановых проверок. Подробную информацию об этом можно получить уже с 15 декабря 2020 года, поискав себя в планах контролирующих органов на 2021 год.

Не стоит рассчитывать на избавление от плановых проверок и субъектам МСП, которые в силу характера своей деятельности находятся под федеральным надзором (в сферах обеспечения радиационной безопасности, использования атомной энергетики, защиты гостайны, внешнего контроля качества работы аудиторских организаций), а также тем ИП и юрлицам, которые не попали под действие моратория в текущем году.

Дистанционные проверки: развеиваем мифы

Дистанционные проверки, а точнее иллюзия замены обычной проверки дистанционной, стали еще одним опасным заблуждением отечественного бизнеса. Действительно, в Постановлении № 1969, прямо в п. 1 идет речь о том, что проверки юрлиц и ИП могут быть проведены в дистанционном режиме, например при помощи видеосвязи. Многие СМИ радостно подхватили эту новость и тут же превратили ее в фейк, сообщив, что проверки будут проводиться только дистанционно. Если мы откроем Постановление № 1969 и внимательно его прочитаем, то становится абсолютно ясно, что законодатель предлагает дистанционное взаимодействие между проверяющим и проверяемым только в качестве возможного решения. Не более того. Иными словами, проверяющий вправе принять решение о дистанционной проверке. Вправе, но не обязан.

Инспекционный визит: противоречия законодательства и новые мифы

В сухом остатке…

Несмотря на то, что государство пытается скорректировать деятельность контролирующих органов в пользу малого и среднего бизнеса, расслабляться точно еще рано:

  • во-первых, мораторий 2021 года затронет не всех субъектов МСП, поскольку законодатель предоставляет контролирующим органам много возможностей "пошерстить" бывших нарушителей по полной. А за три последних года нарушителей наберется довольно много;
  • во-вторых, не стоит питать иллюзий по поводу введения дистанционных проверок и инспекционных визитов. И то и другое представляет собой лишь возможные формы контроля, применение которых не затронет тех юрлиц и ИП, кем контролирующие органы заинтересовались всерьез и надолго.

Таким образом, ожидать реального ослабления госконтроля в 2021 году, на мой взгляд, не стоит. Наоборот, следует быть готовым к любым поворотам судьбы, поскольку Правительство РФ закладывает фундамент коронавирусной повестки и на будущий год.

1. Под документарной проверкой в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, которое проводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного (надзорного) органа.

2. В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении контрольного (надзорного) органа, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих контролируемых лиц государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

3. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) получение письменных объяснений;

2) истребование документов;

5. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в контрольный (надзорный) орган пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, вправе дополнительно представить в контрольный (надзорный) орган документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

6. При проведении документарной проверки контрольный (надзорный) орган не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов.

7. Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления контрольным (надзорным) органом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в контрольный (надзорный) орган, а также период с момента направления контролируемому лицу информации контрольного (надзорного) органа о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в контрольный (надзорный) орган.

8. Положением о виде контроля может быть предусмотрено проведение документарной проверки, предметом которой являются сведения, составляющие государственную тайну и находящиеся по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), а также иные особенности проведения документарной проверки, связанные с защитой сведений, составляющих государственную тайну.

9. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.

Читайте также: