По оперативным данным федеральной налоговой службы

Обновлено: 19.05.2024

Уже в сентябре этого года российские налоговики получат первый пакет сведений об иностранных активах российских плательщиков. Раньше налоговые органы тоже получали такую информацию от своих зарубежных коллег. Но только по запросу, который был выборочным и во многом зависел от степени заинтересованности конкретного налогового органа в конкретном плательщике. Теперь обмен информацией о зарубежных счетах и компаниях или структурах станет автоматическим. Но, это не значит, что налогоплательщик никак не может на него влиять. Правда, для этого нужно иметь четкое представление о том, как такой обмен работает.

Как это работает

По большей части организации финансового рынка уже располагают необходимой информацией. Ее собирают, чтобы идентифицировать клиентов (KYC) и соблюсти требования антиотмывочного закона. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115ФЗ

Но в рамках автоматического обмена организации финсектора вынуждены также активно взаимодействовать со своими клиентами и запрашивать у них дополнительную информацию. Так, многие зарубежные банки уже проводят проверки (due diligence) существующих клиентов. В том числе и российских.

В рамках этих проверок банк устанавливает, является ли лицо, заключившее договор банковского счета, номинальным держателем. Если да — просит раскрыть информацию о фактическом бенефициаре. Аналогично устанавливают бенефициарных владельцев компаний, даже тех, владение которыми осуществляют через трасты или номинальных акционеров, и подтверждают их налоговое резидентство. При этом анализируют информацию из баз данных финансовых институтов — начиная от почтового адреса и телефона и заканчивая тем, куда идут денежные средства со счета.

Кто подпадает под обмен

Так как обмен автоматический, то есть безусловный, он не зависит от воли и интереса налоговых органов. Если налогоплательщик соответствует формальным критериям, то он подпадает под обмен. Для каждой категории владельцев счетов - свои критерии. Сейчас вы поймете почему. Критерии нужно знать, чтобы быть увереными: счет под автоматический обмен не попадает.

Про счета физических лиц. Что касается счетов физических лиц, то информация о них попадет в периметр обмена в любом случае.

Если у финансового института нет оснований полагать, что имеющиеся у него сведения неверны или неактуальны, то проверка на этом заканчивается. По крупным счетам — свыше 1 млн долл. — проводят более тщательную работу: анализируют документы, направляют запрос к клиентскому менеджеру.

Если в результате проверки сложно или невозможно установить налоговое резидентство бенефициарного владельца счета, информацию о нем направят во все потенциально заинтересованные государства.

Про счета организаций. Не все счета компаний подпадают под автоматический обмен. Так, исключены из-под обмена счета юридических лиц, на которых менее 250 тыс. долл.

Если на счете организации больше 250 тыс. долл., то банк должен установить, является она активной или пассивной. Под обмен подпадают только пассивные компании.

Если более половины дохода компании за предыдущий год были пассивными, а более 50 процентов активов порождают пассивные доходы, то такая компания признается пассивной.

Есть исключения, при которых компания всегда признается активной, даже если получает пассивный доход. Например, компании, чьи акции обращаются на организованном рынке ценных бумаг и предприятия с государственным участием.

Про счета трастов. Траст может быть признан пассивной нефинансовой организацией. В этом случае банк, в котором у такого траста открыт счет, направит в налоговые органы информацию не только о его бенефициарах, но и об учредителях.

Вместе с тем если траст занимается инвестиционной деятельностью или торгует ценными бумагами, то он может быть признан организацией финансового рынка. Соответственно в рамках автоматического обмена у такого траста возникнет обязанность собирать и подавать информацию по счетам своих бенефициаров в налоговые органы. Следует учитывать, что штраф за ненаправление финансовой информации составляет 500 тыс. руб., за невключение клиента — 50 тыс. руб. за каждый факт выявленного нарушения.

Пассивные доходы: дивиденды, проценты, роялти, рента, доход от торговли ценными бумагами и иными финансовыми активами, страховые премии, а также доход от сделок с иностранной валютой.

Какую информацию передадут

Когда счет подпадает под автоматический обмен, то организация финансового рынка передает в страну налогового резидентства держателя (бенефициарного владельца) следующую информацию:

  • имя держателя (бенефициарного владельца), ИНН, дату и место рождения;
  • реквизиты счета;
  • остаток денежных средств на конец года;
  • по счетам депо: размер дивидендов или процентов и иного дохода, полученного в отношении активов на счетах, а также сумму выручки от продажи активов;
  • по депозитным счетам: сумму полученных на счет процентов.

Само по себе получение этих сведений российскими налоговиками не влечет за собой налоговых рисков. Автоматический обмен не имеет для российских налоговых резидентов последствий при условии, что они соблюдают нормы налогового и валютного законодательства.

В противном случае автоматический обмен может привести к тому, что у российских налоговых органов появится доступ к информации, подтверждающей нарушение наших законов.

Так, налоговики могут узнать об иностранных компаниях, в которых российские налоговые резиденты являются бенефициарными владельцами, а следовательно, признаются контролирующими лицами по законодательству о КИК. В таком случае налогоплательщику грозят штрафы за неподачу уведомлений о КИК и об участии в иностранной организации: 100 тыс. руб. и 50 тыс. руб. соответственно за каждую компанию или структуру.

Существенные риски возникают и в связи с совершением валютных правонарушений. В рамках автоматического обмена налоговые органы получат информацию о банковских счетах и вкладах, по которым не были поданы уведомления об их открытии и отчеты о движении денежных средств.

Сам по себе штраф за данное правонарушение несущественен — до 5 тыс. руб. Но не стоит думать, что это единственное возможное наказание.

ФНС предупредила, что все операции по счету, о котором не подано уведомление, являются незаконными валютными операциями. За это — штраф от 75 до 100 процентов от суммы такой операции (письмо от 16.08.2017 № ЗН-3-17/5523@).

В дополнение к проверке незаконных валютных операций налоговые органы могут проанализировать поступления на счет, открытый за рубежом, и обнаружить незадекларированный доход, который подлежит налогообложению в РФ. В результате налогоплательщику также грозят доначисления НДФЛ и штрафы.

Что нужно успеть сделать

До того как автоматический обмен информацией заработает и налоговики станут получать финансовую информацию из-за рубежа о российских налоговых резидентах, располагающих иностранными активами и счетами, необходимо всесторонне оценить потенциальные налоговые и валютные риски.

Во-первых, следует проанализировать национальное законодательство страны, где расположены финансовые институты, в которых открыты счета. Каждое государство, участвующее в автоматическом обмене, может адаптировать и ужесточать положения об автоматическом обмене. Во-вторых, нужно:

  • оценить размер и характер дохода, поступающего на зарубежные счета;
  • удостовериться, что в отношении счетов и компаний были поданы все необходимые уведомления;
  • уплатить с доходов необходимый налог;
  • проверить, чтобы по счетам не было незаконных валютных операций.

Если валютное или налоговое законодательство все же нарушили, то для многих российских налогоплательщиков самым простым и удобным способом легализовать зарубежные счета и компании может стать добровольное декларирование в рамках амнистии капиталов (Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ).

По налоговым периодам 2015–2017 годов предусмотрено освобождение от налоговой ответственности в виде штрафа за невключение прибыли КИК в налоговую базу (подп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ).


На заседании присутствовал министр финансов Антон Силуанов, который отметил, что ФНС справилась с поставленными задачами:

  • в бюджеты всех уровней собрано более 28 трлн. рублей;
  • создание блокчейн-платформы позволило оперативно организовать льготное кредитование для бизнеса;
  • Единый государственный реестр ЗАГС, в свою очередь, повлиял на оперативность оказания матпомощи семьям с детьми;
  • цифровая платформа сбора и анализа данных по налоговым расходам позволила отменить неэффективные льготы;
  • контрольно-кассовая техника формировала массив статистической информации в режиме реального времени.

Это так, лирическое отступление, самое интересное начинается с выступлением главы ФНС Даниила Егорова. Он отметил, что кризисный 2020 год всё же оказал влияние на налоговые поступления. Что, в общем, неудивительно, но удивительно другое — поступление налогов не уменьшилось, а наоборот. Не ожидали?

Без налога на добычу полезных ископаемых в 2020 году поступления в консолидированный бюджет составили 17,2 трлн. рублей, что на 2,6% 2019 года.

Утверждается, что это за счёт эффективного налогового администрирования в 2020 году:

  • НДС собрали 4,27 трлн. рублей — на 0,3% больше 2019-го;
  • НДФЛ 4,25 трлн. — тоже больше 2019-го на 7,5%. При этом Прирост НДФЛ на 4 п.п. превысил темп роста фонда заработной платы;
  • налога на прибыль 4,02 трлн. — тут минус 11,6%;
  • во внебюджетные фонды поступило 7,2 трлн. — на 2,3% больше;
  • дополнительные 300 млрд. принесли в бюджет контрольные мероприятия, из них 158 млрд. обеспечены аналитической работой.

Если говорить в целом, то в консолидированный бюджет поступило 21,01 трлн. рублей — это на 7,6% меньше 2019 года. В т.ч.:

  • в федеральный бюджет 10,98 трлн. рублей — что на 12,9% меньше;
  • в консолидированные бюджеты субъектов 10,03 трлн. — минус 0,9%.

Как сообщил Даниил Егоров, эти результаты были получены благодаря аналитическим инструментам и системам контроля Федеральной налоговой службы.

Новые функции

Одним из главных достижений глава ФНС отметил то, что служба стала поставщиком данных для Правительства и региональных властей. Оперативно созданные ситуационные центры помогли государству определиться с мерами поддержки.

Проверки

Их в прошлом году было проведено не более 6 тыс., что меньше на 1/3 предыдущего года. Но тут всё-таки в первую очередь повлиял мораторий.

Задолженность

Не изменилась ситуация с задолженностью — обратите внимание, её сумма осталась на прежнем уровне, и не выросла.

Вероятно, это результат работы 18 Долговых центров. В этом году введут в эксплуатацию ещё 9, судите сами, чем это может обернуться. Как сообщается, за прошлый год показатель эффективности мер принудительного взыскания оказался на 5,8 п.п. выше среднероссийского показателя, дополнительно взыскано 3,8 млрд. рублей.

За прошлый год было бесконфликтно урегулировано:

  • зачётов на 123,6 млрд. рублей или на 35% больше показателей 2019 года;
  • отсрочек на 28,1 млрд. или в 7 раз больше;
  • отсрочек из-за распространения коронавируса предоставлено на сумму более 52 млрд..

В итоге этой работы количество блокировок счетов налогоплательщиков снизилось на 160%.

Банкротство

В конце прошлого года ФНС начала информировать должников о рисках банкротства и возможностях урегулирования долга. В итоге по мировым соглашениям было урегулировано на 60 % больше, чем в 2019-ом.

При процедурах банкротства поступления денежных средств выросли на 2% по сравнению с 2019 годом. Это результат перераспределения усилий на работу с должниками, уже находящимися в процессе банкротства.

Текущие поступления по должникам в банкротстве выросли на 16%.

Смена режимов налогообложения

Остальные, а это около 18 тыс. налогоплательщиков, ещё могу успеть подать уведомление о переходе на УСН, сроки продлены. Территориальным налоговым органам поручено провести разъяснительные беседы.

Цифровизация

Прошлый год показал, что цифровизация, вектор на которую взял ещё предыдущий руководитель ФНС, а ныне премьер-министр Миахил Мишустин, оказалась невероятно востребована.

Электронные подписи

Если у вас есть сертификаты, выпущенные коммерческими удостоверяющими центрами, то они будут действовать только до 1 января 2022 года.

Перспективы

Если говорить о перспективах, то ФНС нацелилась на трансграничные операции. В следующем году планируется внедрить систему выявления рисков таких операций, пилотный проект начнёт работу уже в этом году (в т.ч. задействуют АИС Налог-3).

Необходимо продолжать обеспечение динамики поступлений налогов и страховых взносов на соответствующем уровне, а также активизировать работу с крупными налогоплательщиками, декларирующими высокий уровень несформированного источника вычетов по НДС.

Наконец, следует срочно пустить в работу сервис, который позволит физлицам получать налоговые вычеты по НДФЛ в проактивном режиме.


Завершается этот год и с января в силу вступают очень много новых законов и законодательных актов, хотим напомнить вам о них вкратце.


К 1 января 2023 года власти намерены завершить процедуру объединения двух фондов — ПФР и ФСС, этот вопрос накануне обсуждался на Российской трёхсторонней комиссии.


Вокруг этого вопроса каждый год возникает множество споров, и мы решили дать комментарий наших бухгалтеров.

Налоговый мониторинг — инструмент для онлайн-взаимодействия бизнеса с налоговыми органами. Замена традиционных проверок коммуникацией на основе удаленного доступа к бухгалтерской и налоговой отчетности.

Сокращение объема предоставляемых налоговым органам документов на бумажных носителях.

Канал коммуникации с налоговым ведомством для получения информации по хозяйственным операциям удаленно.

Автоматизация рутинных операций и сокращения объёма запрашиваемых ФНС документов.

Устранение неопределенных налоговых позиций за счет получения мотивированного мнения налоговой службы.

Автоматизированный контроль процессов и рисков сокращает число ошибок в отчетности.

Сокращение количества ручных операций и повышение достоверности сформированной налоговой отчетности.

Налоговый мониторинг — это диалог ФНС и бизнеса. Компания открывает финансовую отчетность и отслеживает действия ФНС с помощью истории запросов.

Традиционные формы взаимодействия с надзорным органом устаревают. Внедрение налогового мониторинга — возможность быть в числе лидеров цифровой трансформации.

Внедрение цифровых систем налогового учета — это инвестиции в имидж современной компании, ведущей честный и открытый бизнес.

Получите запись вебинара по переходу на цифровой налоговый мониторинг




  • Предоставление информации по показателям деклараций, аналитическим регистрам налогового учета и первичным документам.
  • Раскрытие налоговых показателей от деклараций до первичного документа.
  • Формирование в витрине данных управленческой, оперативной и статистической отчетности.
  • Внедрение системы внутреннего контроля процессов, формирование карточек рисков и контрольных процедур.
  • Получение мотивированных мнений от ФНС.
  • Запрос документов и пояснений по отчетам непосредственно из системы.
  • Идентификация даты и времени загрузки, выгрузки или изменения документов налоговым инспектором и сотрудниками.
  • Разграничение прав доступа государственным органам, аудиторским компаниям или службам контроля внутри организации.

При развертывании системы осуществляем весь комплекс работ от методологической поддержки
до доработки типовой конфигурации под задачи заказчика.

  • Качество учетных данных и степень автоматизации процессов.
  • Соответствие требованиям налогового органа.
  • Разработка методологии раскрытия налоговых показателей и показателей СВК.
  • Разработка архитектуры автоматизированного решения.
  • Проектирование и реализация системы.
  • Разработка методов информационного взаимодействия с налоговыми органами.
  • Разработка и документирование системы внутренних контролей.
  • Интеграция системы налогового мониторинга и витрины данных.
  • Доработка существующих ИТ-систем.
  • Ввод в эксплуатацию и техническая поддержка.

Узнайте больше об этапах работ при переходе на налоговый мониторинг

  • Моделирование и развертывание хранилища данных.
  • Доработка и тестирование инструментов расчета налога на имущество, создание 12 новых отчетных форм для налога на имущество.
  • Разработка приложения для доступа к отчетам и публикации данных в Витрине налогового мониторинга по налогу на имущество.
  • Возможность проведения комплексного анализа показателей налоговой отчетности в короткие сроки.
  • Уменьшение объема данных, представляемых в налоговые органы.
  • Снижение расходов компании на налоговое администрирование на 15% за 3 года. Сокращение сроков проведения налоговых проверок.


  • Разработана модель данных, объединяющая сведения из множества источников в едином цифровом пространстве.
  • Приведена отчетность по всем видам налогов к общему формату в рамках новой иерархии данных.
  • Разработана подсистема коммуникации между заказчиком и ФНС на основании SAP Workflow с интерфейсом в Fiori.
  • На 33% снижено количество запросов от налоговых органов.
  • На 7% сокращены затраты на налоговое администрирование.
  • В 4 раза снижено количество предоставляемых бумажных документов.

Мы понимаем, что необходимо ФНС, как участнику системы налогового мониторинга.

Прототип на одном налоге реализуется от 2 до 4 месяцев.

С компаниями, оказывающими методологические услуги по налоговому мониторингу — Deloitte, PWC, Mail Group.

Премии за создание IT-проектов для корпоративного налогообложения говорят о команде, которая даст ожидаемый результат.

Интеграция в существующую учетную систему не требует затрат на создание новой и экономит время на реализацию проекта.

Налоговый мониторинг — инструмент для онлайн-взаимодействия бизнеса с налоговыми органами. Замена традиционных проверок коммуникацией на основе удаленного доступа к бухгалтерской и налоговой отчетности.

Сокращение объема предоставляемых налоговым органам документов на бумажных носителях.

Канал коммуникации с налоговым ведомством для получения информации по хозяйственным операциям удаленно.

Автоматизация рутинных операций и сокращения объёма запрашиваемых ФНС документов.

Устранение неопределенных налоговых позиций за счет получения мотивированного мнения налоговой службы.

Автоматизированный контроль процессов и рисков сокращает число ошибок в отчетности.

Сокращение количества ручных операций и повышение достоверности сформированной налоговой отчетности.

Налоговый мониторинг — это диалог ФНС и бизнеса. Компания открывает финансовую отчетность и отслеживает действия ФНС с помощью истории запросов.

Традиционные формы взаимодействия с надзорным органом устаревают. Внедрение налогового мониторинга — возможность быть в числе лидеров цифровой трансформации.

Внедрение цифровых систем налогового учета — это инвестиции в имидж современной компании, ведущей честный и открытый бизнес.

Получите запись вебинара по переходу на цифровой налоговый мониторинг




  • Предоставление информации по показателям деклараций, аналитическим регистрам налогового учета и первичным документам.
  • Раскрытие налоговых показателей от деклараций до первичного документа.
  • Формирование в витрине данных управленческой, оперативной и статистической отчетности.
  • Внедрение системы внутреннего контроля процессов, формирование карточек рисков и контрольных процедур.
  • Получение мотивированных мнений от ФНС.
  • Запрос документов и пояснений по отчетам непосредственно из системы.
  • Идентификация даты и времени загрузки, выгрузки или изменения документов налоговым инспектором и сотрудниками.
  • Разграничение прав доступа государственным органам, аудиторским компаниям или службам контроля внутри организации.

При развертывании системы осуществляем весь комплекс работ от методологической поддержки
до доработки типовой конфигурации под задачи заказчика.

  • Качество учетных данных и степень автоматизации процессов.
  • Соответствие требованиям налогового органа.
  • Разработка методологии раскрытия налоговых показателей и показателей СВК.
  • Разработка архитектуры автоматизированного решения.
  • Проектирование и реализация системы.
  • Разработка методов информационного взаимодействия с налоговыми органами.
  • Разработка и документирование системы внутренних контролей.
  • Интеграция системы налогового мониторинга и витрины данных.
  • Доработка существующих ИТ-систем.
  • Ввод в эксплуатацию и техническая поддержка.

Узнайте больше об этапах работ при переходе на налоговый мониторинг

  • Моделирование и развертывание хранилища данных.
  • Доработка и тестирование инструментов расчета налога на имущество, создание 12 новых отчетных форм для налога на имущество.
  • Разработка приложения для доступа к отчетам и публикации данных в Витрине налогового мониторинга по налогу на имущество.
  • Возможность проведения комплексного анализа показателей налоговой отчетности в короткие сроки.
  • Уменьшение объема данных, представляемых в налоговые органы.
  • Снижение расходов компании на налоговое администрирование на 15% за 3 года. Сокращение сроков проведения налоговых проверок.


  • Разработана модель данных, объединяющая сведения из множества источников в едином цифровом пространстве.
  • Приведена отчетность по всем видам налогов к общему формату в рамках новой иерархии данных.
  • Разработана подсистема коммуникации между заказчиком и ФНС на основании SAP Workflow с интерфейсом в Fiori.
  • На 33% снижено количество запросов от налоговых органов.
  • На 7% сокращены затраты на налоговое администрирование.
  • В 4 раза снижено количество предоставляемых бумажных документов.

Мы понимаем, что необходимо ФНС, как участнику системы налогового мониторинга.

Прототип на одном налоге реализуется от 2 до 4 месяцев.

С компаниями, оказывающими методологические услуги по налоговому мониторингу — Deloitte, PWC, Mail Group.

Премии за создание IT-проектов для корпоративного налогообложения говорят о команде, которая даст ожидаемый результат.

Интеграция в существующую учетную систему не требует затрат на создание новой и экономит время на реализацию проекта.

Читайте также: