По искам налогоплательщиков о возврате возмещении сумм налогов пеней штрафа

Обновлено: 18.05.2024

Законодательством предусмотрен справедливый механизм взыскания недоимок по налогам: неуплаченные налоги могут быть взысканы инспекторами в принудительном внесудебном порядке путем списания денежных средств со счета должника. Такой же справедливый механизм предусмотрен для защиты интересов должников: если налоговый орган пропустил установленный срок для взыскания, для обращения в суд, должника могут освободить от ответственности за нарушение НК РФ.

Фабула дела:

Общество обжаловало решение МИФНС в досудебном порядке, затем в суде потребовало установить запрет на действия по автоматическому взысканию доначисленных налогов и пени. После судебных разбирательств и снятия обеспечительной меры общество оплатило недоимку, но сообщило МИФНС о том, что пени рассчитаны некорректно. МИФНС проигнорировало данное заявление налогоплательщика и обратилось в суд за взысканием.

Арбитражный суд признал общество правым, МИФНС было отказано в удовлетворении требований, встречный иск был удовлетворен.

Судебный акт: Решение АС Липецкой области от 24.02.2020 по делу № А36-11143/2019

Выводы суда:

1. Суды не обязаны спрашивать мнения ответчика, дожидаться его заявления, но обязаны проверить, не истекли ли сроки обращения МИФНС в суд. МИФНС вправе ходатайствовать о восстановлении срока при наличии уважительных причин.

2. Задолженность по налогам общество оплатило полностью. Пени должны быть уплачены одновременно с уплатой суммы налога или после.

3. Сумма пени, указанная в требовании МИФНС и взыскиваемая в рамках судебного разбирательства, не соответствует реальным налоговым обязательствам общества.

4. После отмены обеспечительных мер налоговые инспекторы не предоставили обществу возможность без принуждения оплатить пени, рассчитанные в соответствии с законом и соответствующие размеру просроченной задолженности. Обращаясь в суд, МИФНС не произвела перерасчет пени. Требование, направляемое налогоплательщику, должно содержать достоверные сведения о размере задолженности и штрафных санкций.

5. Если налогоплательщик не уплачивает задолженность самостоятельно, обязанность исполняется в принудительном порядке. Взыскание осуществляется по решению налогового органа. Возможностью принудительного досудебного взыскания МИФНС не воспользовалась. Таким образом, налоговый орган нарушил порядок взыскания пени.

6. На момент рассмотрения спора в суде срок для судебного взыскания пени по НДС истек. Безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность, уплата которых невозможна. В результате признания задолженности безнадежной налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки.

Комментарии:

1) Вынесение судебного решения о признании недоимки безнадежной – одно из оснований для списания задолженности. К числу прочих оснований относится смерть налогоплательщика, его ликвидация, признание банкротом. Судебный акт может быть вынесен в случае, если налоговый орган просрочил момент взыскания и восстановление срока не представляется возможным.

2) Взыскание налогов в судебном порядке возможно, если инспекторы пропустили возможность списания денежных средств со счета должника в принудительном порядке. Срок на обращение в суд за взысканием составляет 6 месяцев после окончания срока исполнения требования об уплате налога.

3) Налоговая инспекция может ходатайствовать о пропуске срока на взыскание. Каждый случай пропуска срока отдельно оценивается судом. Например, основанием для восстановления срока может быть нехватка кадров, большой объем работы налоговой инспекции. Такая практика не распространена, но однозначной позиции судов по данному вопросу нет.

4) Также основанием может быть спор, рассматриваемый судом, о законности привлечения налогоплательщика к ответственности. Логично, что до тех пор, пока не вынесен судебный акт и не решен вопрос о возможности взыскания с налогоплательщика каких-либо санкций, списывать с его счета налоги, обращаться в суд за принудительным взысканием этих налогов нецелесообразно. Однако есть и противоположная позиция судов: срок на взыскание не может быть восстановлен, если был спор о законности решения о привлечения к ответственности.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Организация уплатила налог по выставленному инспекцией требованию. Позднее решение о привлечении к налоговой ответственности, вынесенное контролерами по результатам проверки, на основании которого выставлено требование, было признано незаконным. Как квалифицировать данную сумму налога: как излишне уплаченную или как излишне взысканную? На практике подобный вопрос представляется важным по причине того, что в последнем случае перечисленные в бюджет суммы должны быть возвращены налогоплательщику с начисленными на них процентами (п. 5 ст. 79 НК РФ). Сумма же излишне уплаченного налога в силу п. 6 ст. 78 НК РФ подлежит возврату налогоплательщику без процентов, кроме случая возврата суммы налога с нарушением установленного срока: тогда на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в срок, налоговым органом начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78).

Как в связи с вышесказанным отличить сумму излишне уплаченного налога от излишне взысканной? Как вернуть из бюджета последнюю? Каков механизм начисления процентов? За какой период их должны начислить налоговики? Ответы на эти и другие вопросы – в предложенном материале.

В силу пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Названному праву корреспондирует обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет соответствующих сумм в установленном поименованным кодексом порядке (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Порядок проведения процедуры зачета или возврата суммы излишне уплаченного или взысканного налога установлен ст. 78, 79 НК РФ. Исходя из ст. 78 сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления от последнего. Статьей 79 предусмотрено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Оценка суммы налога: излишне уплаченная или излишне взысканная?

О способе исполнения налоговой обязанности.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 № 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений ст. 78 и 79 НК РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей: было оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.

При этом способ исполнения указанной обязанности – самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию – правового значения не имеет (см. также Письмо ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263, которым в адрес нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков направлены обзор практики рассмотрения налоговых споров Президиумом ВАС, ВС РФ и толкование норм законодательства о налогах и сборах, содержащееся в решениях КС РФ за 2013 год).

В силу норм п. 10 ст. 101 НК РФ после вынесения решения по результатам налоговой проверки инспекция вправе принять соответствующие меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Обеспечительными мерами могут быть:

  • запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
  • приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.

На основании п. 9 ст. 101 НК РФ налогоплательщик, в отношении которого вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности, вправе исполнить названное решение полностью или в части до вступления его в силу (причем подача апелляционной жалобы не лишает обозначенное лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части).

Налогоплательщик, реализуя данное право путем самостоятельного перечисления денежных средств в счет уплаты налога, доначисленного решением инспекции, будучи несогласным с таким решением и обжалуя его в вышестоящем налоговом органе, а затем и в суде, не может признаваться добровольно исполнившим обязанность по уплате налога.

Следовательно, суммы, уплаченные налогоплательщиком добровольно до вступления в силу решения о привлечении к налогового ответственности, должны признаваться излишне взысканными. Как указал АС ЦО в Постановлении от 31.07.2015 № Ф10-2276/2015 по делу № А14-12516/2014, субъект налоговых правоотношений, самостоятельно исполнивший решения налоговых органов, будучи законопослушным участником этих правоотношений, не может быть поставлен в условия, худшие, нежели субъект, решения налоговых органов в отношении которого исполнялись принудительно.

Факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты доначисленных сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.

Об уплате налога до и после выставления требования.

По мнению налоговиков, часто встречающемуся на практике, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, добровольное исполнение налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности до получения указанного требования не может квалифицироваться как взыскание. К данным отношениям при признании в последующем решения инспекции недействительным подлежит применению ст. 78 НК РФ, регулирующая возврат излишне уплаченных сумм налога.

Однако суды, как показывает анализ арбитражной практики, подобные заявления налогового органа не поддерживают, отмечая: сумма, которую налогоплательщик перечислил в бюджет на основании требования налогового органа об уплате, признанного впоследствии незаконным (недействительным), также квалифицируется в качестве излишне взысканной.

Согласно толкованию Конституционным судом норм ст. 78, 79 НК РФ (Определение от 27.12.2005 № 503-О) излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно (то есть без участия налогового органа), по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах. Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога (в котором согласно п. 4 ст. 69 НК РФ указывается начисленная инспекцией сумма налога, подлежащая уплате в бюджет), притом что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральной проверки или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении (п. 5 ст. 88, п. 4 ст. 101 НК РФ), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога. Соответственно, ст. 78 НК РФ не может быть применена.

Выставление требования об уплате является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения инспекции не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате соответствующих сумм. Перечисление обществом денежных средств в данном случае представляет собой взыскание налоговым органом недоимки.

Процедура возврата налога.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику (п. 1 ст. 79 НК РФ). Для этого на основании п. 3 ст. 79 НК РФ организация должна подать в налоговый орган заявление о возврате суммы излишне взысканного налога:

  • в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога;
  • со дня вступления в силу решения суда.

К сведению:

Возвращаем налог через инспекцию.

Заявление в налоговый орган может быть представлено:

  • лично налогоплательщиком;
  • в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи;
  • через личный кабинет налогоплательщика.

В случае если установлен факт излишнего взыскания налога, инспекция в течение 10 дней со дня получения заявления о возврате суммы излишне взысканного налога принимает решение о возврате данной суммы налога (п. 2 ст. 79 НК РФ).

К сведению:

Формы документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне взысканных налогов (в том числе форма решения о возврате), утверждены Приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@.

Возврат через суд также допустим.

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога (абз. 2 п. 3 ст. 79 НК РФ).

Вместе с тем, по мнению контролеров на местах, налогоплательщик не вправе претендовать на возврат излишне уплаченных налогов в судебном порядке при необжаловании решения налогового органа о налоговых доначислениях (а также при отсутствии уточненного декларирования налоговых обязательств). При упомянутых обстоятельствах оснований для признания доначисленных и уплаченных налогоплательщиком сумм в качестве излишне взысканных не имеется.

По мнению АС МО (Постановление от 14.05.2015 № Ф05-5208/2015 по делу № А40-94772/14), п. 3 ст. 79 НК РФ предусматривает для налогоплательщика возможность выбора способа защиты своего нарушенного права в том случае, если налоговый орган взыскал с него суммы налогов излишне. При этом Налоговый кодекс не содержит указаний на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата незаконно взысканных сумм. Не установлен подобный порядок и иным федеральным законом.

Верховный суд в Определении от 20.07.2016 № 304-КГ16-3143 отметил: такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога, являются независимыми, если иное прямо не следует из законодательства. При наличии нескольких возможных способов защиты права налогоплательщик имеет право выбора между ними. Избрав конкретный способ защиты своего права, частный субъект должен соблюдать сроки и процедуры (в том числе досудебные), как они установлены применительно к этому способу защиты права.

Возврат через зачет.

Статьей 79 НК РФ закреплено право налогоплательщика на возврат взысканной суммы налога, за исключением случаев, когда у него имеется налоговая задолженность.

Обратите внимание:

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида производится только после зачета обозначенной суммы в счет погашения указанной недоимки в соответствии со ст. 78 НК РФ.

Налоговый орган в этом случае самостоятельно направляет сумму излишне взысканного налога в счет погашения данной задолженности (абз. 2 п. 1 ст. 79 НК РФ). Как указывает ФНС в Письме от 24.12.2013 № СА-4-7/23263 со ссылкой на Определение КС РФ от 24.09.2013 № 1277-О, такое правовое регулирование позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога

Аналогичной позиции следуют судебные органы (см., к примеру, Постановление АС МО от 26.10.2016 № Ф05-2889/2016 по делу № А40-57347/2015).

Налоговики обязаны вернуть не только налог, но и проценты.

Как уже упоминалось, п. 5 ст. 79 НК РФ предписывает возвращать сумму излишне взысканного налога с начисленными на нее процентами. Сделать это инспекция обязана в течение одного месяца со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Что нужно понимать под днем фактического возврата для целей расчета процентов на сумму излишне взысканного налога? В какой день прекращается начисление процентов на сумму излишне взысканного налога – в день фактического поступления излишне взысканной суммы налога на расчетный счет налогоплательщика или в день, предшествующий такому поступлению?

Отметим, что подобные споры велись на протяжении долгого времени; и чиновники, и судебные органы давали ответы на поставленные вопросы.

Официальная позиция сводилась к следующему: при начислении процентов на сумму излишне взысканного налога не учитывается день фактического возврата соответствующей суммы налогоплательщику (см., к примеру, Письмо Минфина России от 14.01.2013 № 03-02-07/1-7). Она основывалась вот на чем: п. 5 ст. 79 НК РФ не указывает, что день возврата денежных средств включается в период расчета процентов. Проценты начисляются только за те дни, когда налогоплательщик не имел возможности распоряжаться денежными средствами.

Аналогичным образом высказывались арбитры ФАС МО (см., например, Постановление от 29.05.2013 № А40-105398/12-115-737 – со ссылкой на правовую позицию, выраженную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2005 № 7528/05).

Однако высшие судьи пересмотрели правовую позицию. По их мнению, при определении периода начисления процентов в расчете необходимо учитывать фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк) (постановления Президиума ВАС РФ от 24.12.2013 № 11675/13, от 21.01.2014 № 11372/13). То есть проценты начисляются за весь период пользования чужими денежными средствами, включая день их возврата. Сказанное обусловлено тем, что в этот день одновременно имеется как возврат денежных сумм, так и их незаконное удержание. В противном случае у налогоплательщика не было бы возможности взыскать проценты за один день незаконного удержания налоговых платежей.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата денежных средств на счет налогоплательщика включительно.

Данная позиция может вызвать претензии со стороны налоговых органов (из Письма от 29.10.2014 № 03-02-08/54846 косвенно следует, что Минфин принял во внимание позицию, изложенную высшими арбитрами, однако дополнительных разъяснений от контролирующих ведомств с тех пор не поступало). Однако, если принять во внимание правовую позицию Президиума ВАС, вероятность победы в споре с контролерами представляется весьма высокой.

Ставка рефинансирования при расчете процентов.

Пунктом 5 ст. 79 НК РФ установлено, что при исчислении процентов на сумму излишне взысканного налога процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Как указал Президиум ВАС, при определении ставки процентов должна применяться ставка рефинансирования, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, поделенная на количество дней в соответствующем году (365 или 366) (Постановление № 11372/13).

Напомним, что с 01.01.2016 значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки ЦБ РФ, определенному на соответствующую дату. С 19.09.2016 размер ставки составляет 10,0% годовых (Информация ЦБ РФ от 16.09.2016).

Для расчета процентов используется формула:

П = Налог х СтавкаЦБ / 365 х Днфакт, где:

П – сумма процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога;

Налог – сумма излишне взысканного налога;

СтавкаЦБ – ключевая ставка ЦБ РФ;

Днфакт – число дней, за которые начисляются проценты.

Про проценты при зачете.

Инспекция обязана выплатить проценты не только при возврате, но и при зачете излишне взысканных сумм (Постановление АС ЗСО от 02.03.2015 № Ф04-16161/2015). На это указывает п. 9 ст. 79 НК РФ: правила, установленные данной статьей, применяются в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов. Для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога – путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета (Постановление АС УО от 15.12.2015 № Ф09-8565/15 по делу № А76-9062/2015).

То, что налогоплательщик вправе потребовать выплаты процентов в том числе при зачете излишне взысканных сумм, отмечала ФНС еще в Письме от 21.09.2011 № СА-4-7/15431: по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика [1] .

Установленная ст. 79 НК РФ обязанность налогового органа осуществить возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе при возврате, осуществляемом в форме зачета. Иное толкование норм данного кодекса приводит к нарушению прав налогоплательщиков, использующих право на зачет в качестве способа восстановления имущественного положения, нарушенного налоговыми органами.

[1] Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.06.2004 № 2046/04.

Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решений ИФНС об отказе в зачете (возврате) суммы налога, обязании налогового органа возвратить излишне уплаченный налог на прибыль. Решением арбитражного суда первой инстанции заявление удовлетворено. Постановлением арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения. Налоговый орган обратился в суд кассационной инстанции.

Позиция налогового органа:

В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

О факте излишней уплаты налога Обществу должно было быть известно с момента его фактической уплаты, с которого прошло более трех лет до момента подачи заявления о возврате переплаты, в связи с чем Обществом пропущен трехлетний срок для предъявления требования о возврате переплаты в судебном порядке.

Переплата по налогу на прибыль возникла у Общества в связи с уменьшением заявленного ранее размера доходов по причине с урегулированием разногласий с контрагентами в судебном и досудебном порядке, получением возмещения убытков, возвратом госпошлины, а также в связи с увеличением заявленного ранее размера расходов по причине не учета расходов за услуги сторонних организаций.

Данные обстоятельства стали известны Обществу после подачи первоначальной декларации и уплаты в соответствующие бюджеты исчисленных в ней сумм налога, а обоснованность заявления об уменьшении сумм налога к уплате была подтверждена налоговым органом по окончании камеральной проверки последней уточненной налоговой декларации, по результатам которой решение о привлечении Общества к ответственности за неполную уплату сумм налога, либо о доначислении налога налоговым органом не было принято.

Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 21.06.2001 N 173-О сформулирована правовая позиция, в соответствии с которой срок, установленный в ст. 78 НК РФ, направлен не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а, напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время, данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.

При этом вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к п. 2 ст. 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишне уплаченного налога.

Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 30.07.2013 N 57 было разъяснено, что при проверке соблюдения налогоплательщиком срока на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога судам необходимо учитывать, что п. 7 ст. 78 НК РФ определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган. В случае же, когда налоговым органом отказано в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм налога, с соответствующим иском о возврате налога он вправе обратиться в суд в срок, установленный п. 3 ст. 79 НК РФ, то есть в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат налога.

Аналогичная судебная практика:

Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 N 1665-О-О;

Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08 по делу N А65-28187/2007-СА1-56;

Определение Конституционного Суда РФ от 01.10.2008 N 675-О-П;

Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.2008 N 630-О-П;

Определение ВАС РФ от 22.01.2007 N 16635/06 по делу N А42-7007/2005.

В то же время, как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08 по делу N А65-28187/2007-СА1-56, моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации.

Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.

Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на налогоплательщика.

Каждый гражданин обязан вовремя и в полном объеме отдавать государству налоги. Если этого не делать, налоговая начислит штрафы и пени, обратится в суд, и тогда придется платить бóльшие суммы. В течение какого времени могут требовать неуплаченные налоги?

Вовремя не оплаченные налоги тяжелым камнем повиснут на кошельке в будущем. Всегда тщательно следите за финансовой отчетностью

Существует ли вообще срок давности по налогам

Если вы не заплатили один из налогов, будьте уверены, что ФНС это рано или поздно обнаружит и деньги придется платить. На это отводится срок давности — максимально возможный отрезок времени, когда налогоплательщика обяжут вернуть долг в бюджет страны. Ведомство обратится в суд, который вынесет постановление о принудительном удержании сборов. Но это произойдет только если ФНС подаст заявление до истечения срока давности.

Налоговый кодекс РФ гласит: срок давности по налоговым нарушениям составляет три года. Это время отводится на то, чтобы получить долги и пени с налогоплательщика. Помните, что обязанность платить налоги в бюджет РФ не имеет срока давности. Налогами облагаются доходы как физических, так и юридических лиц и ИП.

Когда ФНС начинает процесс по взысканию денег с неплательщика? Это зависит от нескольких факторов.

  • Если налоговый период составляет календарный год, то отсчет начинается на следующий день после его окончания. Взыскание применят, если финансовая отчетность велась неправильно или поступление денег в казну было задержано. Или деньги были уплачены не в полном объеме.
  • В остальных случаях период исковой налоговой давности начинается на следующий день после того, как были обнаружены нарушения. В этом варианте уклонение от уплаты можно увидеть в ходе проверки на предприятии.

Срок исковой давности — три года. Но не стоит прятаться и пережидать это время: злостных неплательщиков тщательно разыскивают

Андрей скрыл от ФНС свои доходы и уклонился от уплаты налогов, пропустив последний день внесения денег — 30 марта 2021 года. Так как Андрей должен был отчитаться за прошлый год, датой его нарушения считается 30 марта 2020 года. Срок давности в этот раз начинается с началом нового периода и длится три года — с 1 января 2021 года и по 31 декабря 2023 года.

Если деньги нужны прямо здесь и сейчас, то лучше оформить заявку на кредит наличными с низкой процентной ставкой. Совкомбанк предлагает выгодные условия по низкой ставке. Для удобства на сайте есть кредитный калькулятор, где можно рассчитать свой ежемесячный платеж.

Срок давности для физических лиц

ФНС может потребовать возмещения неуплаченных налогов в день, когда было обнаружено правонарушение. Срок исковой давности для физлиц подробно описан в ст. 48 НК. Три года также применяются в качестве исковой давности и к начисленным пеням.

Процедура пополнения неуплаченных налогов определяется их видом.

  • Земельный и имущественный могут требовать только за предыдущие три года до даты вручения требования. Например, в 2021 году у ФНС есть законное основание взимать налоги с 2018 по 2020 гг.
  • Оплату транспортного налога ведомство вправе истребовать также за предыдущие три года. Но иногда автомобиль используется на сезонных работах, а это означает, что с собственника не должны взимать плату за период вне сезона.
  • Срок давности в три года действует и в отношении уплаты НДФЛ: если физическое лицо задолжало за пять лет, ФНС имеет право требовать оплатить только последние три года.

При первом нарушении наказание будет мягким, но системное уклонение от уплаты налогов может привести к аресту до полугода

Срок давности для юридических лиц и ИП

Для юрлиц и ИП срок исковой давности также составляет три года, но процесс требования неуплаченных налогов другой.

  • Взыскание долгов в бюджет начинается с того, что ИП или ООО получает требование оплаты в письменной форме.
  • Организация, получив уведомление, обязана погасить долги перед ФНС. Если этого не происходит, то в течение последующих двух месяцев служба уведомляет организацию о принудительном списании средств с ее счетов.
  • Если на счетах не хватает средств для оплаты, ФНС в течение последующих шести месяцев обращается в суд и решает эти вопросы.
  • Если спустя год после получения требования оплаты ООО или ИП не оплатили долг, ФНС имеет законное право описать имущество и конфисковать его.

Если ООО или ИП прекратили свою деятельность, но налоговая служба обнаружила недоплаченные налоги, ответственность за это все равно остается на организации. Иными словами, даже недействительная компания должна заплатить в бюджет за период своей работы. Срок в этом случае также определен в три года.

Есть и обратная ситуация, когда ФНС задолжало налогоплательщику. Это происходит, когда ведомство потребовало заплатить лишние налоги или начислило необоснованные штрафы и пени. Тогда в течение календарного месяца нужно подать заявление в ведомство о возврате переплаты или сразу обращаться в суд.

Ответственность за неуплату налогов

Привлечь к ответственности за уклонение от уплаты налогов нельзя, если прошел срок исковой давности. Если налогоплательщик попался на правонарушении впервые, его ожидают минимальные штрафы и мягкое наказание.

Громкий скандал произошел в 2021 году в Татарстане. Директора крупного кранового завода обвинили в уклонении от уплаты налогового обременения в особо крупном размере. По версии следствия, несколько лет руководитель предприятия подавал недостоверную информацию в ФНС, тем самым уклонившись от уплаты в казну 404 млн рублей.

Что грозит неплательщику:

  • исправительные обязательные работы;
  • штрафы;
  • пени;
  • уголовная ответственность;
  • запрет на деятельность;
  • ограничение свободы.

Неустойки начисляются как организациям, так и физическим лицам на следующий день после наступления просрочки. Штрафы составят до 40% от суммы неуплаченного долга. Реальный тюремный срок грозит тем, чьи долги превысят 2,5 млн рублей.

Те, кто на регулярной основе уклоняется от уплаты налогов, рискуют потерять как деньги, так и свободу.

Размер санкции

Юридическое лицо

Физическое лицо

Весь официальный доход за последние три года или штраф от ста до пятисот тысяч рублей

Весь официальный доход за последние три года или штраф от ста до пятисот тысяч рублей

Руководителя могут приговорить к обязательным работам до пяти лет, арестовать на полгода, поставить запрет на ведение деятельности или запретить занимать определенные должности

Обязательные исправительные работы до трех лет, арест до полугода

В 2010 году Анна решила закрыть свое ИП в Сочи, продать квартиру и переехать в Москву. Девушка продала квартиру, закрыла бизнес, выписалась и зарегистрировалась уже по новому месту жительства. Спустя пять лет Анна получила письмо из налоговой Сочи: оказалось, что за ней числился неоплаченный налог ЕНВД (отменен с 2021 года).

Выяснилось, что Анне начислили этот налог, когда она уже уехала в другой город, а за пять лет набежали крупные неустойки. В ФНС пояснили, что срока давности по этому налогу нет и для разбирательств девушка сама должна явиться в ведомство.

Анна запаниковала, но на помощь пришел юрист. Он предположил, что в 2010 году была проведена камеральная проверка, по итогу которой доначислили налог. ИП Анны уже было ликвидировано, но это не освобождало ее от обременения. Однако служба пропустила все сроки давности обращения в суд, что спасло Анну от выплаты просроченных штрафов и пеней.

Определение сроков давности по уплате налогов кажется запутанным вопросом. Что нужно помнить:

  • Не пытайтесь утаить доходы от государства, не допускайте неуплаты налогов в соответствующее ведомство, исполняйте свои обязательства, возложенные законом.
  • Если вы заплатили в бюджет сверх нужного по закону, вы можете вернуть переплату. Нужно обратиться в налоговую службу с письменным заявлением о возврате переплаты. Можно напрямую обращаться в суд.
  • Будьте готовы к тому, что разбирательство по вашему делу может затянуться.
  • Если вы считаете, что ФНС выставила вам завышенные счета, обращайтесь к юристу.

Держите свою финансовую отчетность прозрачной. Это спасет от проблем и тяжб в будущем. Помните, что мощную государственную машину обмануть невозможно.

Законодательством предусмотрен справедливый механизм взыскания недоимок по налогам: неуплаченные налоги могут быть взысканы инспекторами в принудительном внесудебном порядке путем списания денежных средств со счета должника. Такой же справедливый механизм предусмотрен для защиты интересов должников: если налоговый орган пропустил установленный срок для взыскания, для обращения в суд, должника могут освободить от ответственности за нарушение НК РФ.

Фабула дела:

Общество обжаловало решение МИФНС в досудебном порядке, затем в суде потребовало установить запрет на действия по автоматическому взысканию доначисленных налогов и пени. После судебных разбирательств и снятия обеспечительной меры общество оплатило недоимку, но сообщило МИФНС о том, что пени рассчитаны некорректно. МИФНС проигнорировало данное заявление налогоплательщика и обратилось в суд за взысканием.

Арбитражный суд признал общество правым, МИФНС было отказано в удовлетворении требований, встречный иск был удовлетворен.

Судебный акт: Решение АС Липецкой области от 24.02.2020 по делу № А36-11143/2019

Выводы суда:

1. Суды не обязаны спрашивать мнения ответчика, дожидаться его заявления, но обязаны проверить, не истекли ли сроки обращения МИФНС в суд. МИФНС вправе ходатайствовать о восстановлении срока при наличии уважительных причин.

2. Задолженность по налогам общество оплатило полностью. Пени должны быть уплачены одновременно с уплатой суммы налога или после.

3. Сумма пени, указанная в требовании МИФНС и взыскиваемая в рамках судебного разбирательства, не соответствует реальным налоговым обязательствам общества.

4. После отмены обеспечительных мер налоговые инспекторы не предоставили обществу возможность без принуждения оплатить пени, рассчитанные в соответствии с законом и соответствующие размеру просроченной задолженности. Обращаясь в суд, МИФНС не произвела перерасчет пени. Требование, направляемое налогоплательщику, должно содержать достоверные сведения о размере задолженности и штрафных санкций.

5. Если налогоплательщик не уплачивает задолженность самостоятельно, обязанность исполняется в принудительном порядке. Взыскание осуществляется по решению налогового органа. Возможностью принудительного досудебного взыскания МИФНС не воспользовалась. Таким образом, налоговый орган нарушил порядок взыскания пени.

6. На момент рассмотрения спора в суде срок для судебного взыскания пени по НДС истек. Безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность, уплата которых невозможна. В результате признания задолженности безнадежной налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки.

Комментарии:

1) Вынесение судебного решения о признании недоимки безнадежной – одно из оснований для списания задолженности. К числу прочих оснований относится смерть налогоплательщика, его ликвидация, признание банкротом. Судебный акт может быть вынесен в случае, если налоговый орган просрочил момент взыскания и восстановление срока не представляется возможным.

2) Взыскание налогов в судебном порядке возможно, если инспекторы пропустили возможность списания денежных средств со счета должника в принудительном порядке. Срок на обращение в суд за взысканием составляет 6 месяцев после окончания срока исполнения требования об уплате налога.

3) Налоговая инспекция может ходатайствовать о пропуске срока на взыскание. Каждый случай пропуска срока отдельно оценивается судом. Например, основанием для восстановления срока может быть нехватка кадров, большой объем работы налоговой инспекции. Такая практика не распространена, но однозначной позиции судов по данному вопросу нет.

4) Также основанием может быть спор, рассматриваемый судом, о законности привлечения налогоплательщика к ответственности. Логично, что до тех пор, пока не вынесен судебный акт и не решен вопрос о возможности взыскания с налогоплательщика каких-либо санкций, списывать с его счета налоги, обращаться в суд за принудительным взысканием этих налогов нецелесообразно. Однако есть и противоположная позиция судов: срок на взыскание не может быть восстановлен, если был спор о законности решения о привлечения к ответственности.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Читайте также: