Письмо в налоговую об оплате пени

Обновлено: 06.05.2024

Какие реквизиты в платежке можно уточнять

Существует общее правило: если ошибка в платежном поручении не повлекла за собой неперечисления средств в бюджет, то у организации (ИП) имеется право на уточнение платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ). То есть, новую платежку не нужно оформлять, если деньги все же попали в казну.

С какими же ошибками в платежке деньги все же попадают в бюджет?

В Налоговом кодексе прямо не сказано, какие именно ошибки не влекут за собой неперечисления налога. Однако подсказка имеется. В том же пункте 7 ст. 45 НК РФ перечислены показатели, просьба об уточнении которых может содержаться в заявлении об уточнении платежа. Это основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства. Обращаем внимание, что возможность по уточнению казначейского счета появилась лишь в этом году. А раньше при неверном указании этого показателя требовалось вносить платеж заново.

Рассмотрим показатели, возможные к уточнению, в контексте конкретных полей платежного поручения.

Основание платежа включает в себя ряд полей:

Для отражения типа платежа предназначено поле 110, однако уже несколько лет это поле не заполняется.

Принадлежность платежа включает в себя ряд полей:

  • поле 60 – ИНН плательщика;
  • поле 61 – ИНН получателя;
  • поле 102 – КПП плательщика;
  • поле 103 – КПП получателя;
  • поле 104 – КБК налога;
  • поле 105 – ОКТМО.

Прил. 3.jpg

Рис. 1 Приложение 3 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств".

Для отражения налогового периода предназначено поле 107, статуса плательщика – поле 101 и, наконец, счета Федерального казначейства – поле 17.

1С:Контрагент - быстрая проверка информации о контрагентах, автоматическое заполнение реквизитов контрагентов в различных документах и другие полезные функции.

Какие ошибки требуют повторного перечисления денег в бюджет

В каких же случаях нельзя ограничиться уточнением сведений в полях платежного поручения, а понадобится повторно оформить его, то есть заново осуществить платеж (с возвратом ранее направленного платежа)?

Ответ на этот вопрос хотя и дан в пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ, однако ясности он не привносит. В этом подпункте сказано, что обязанность по уплате налога не будет считаться исполненной из-за неправильного указания номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя. То есть ошибка в этих двух показателях является критичной.

Эти вопросы являются актуальными в следующих ситуациях:

  • когда ошибка содержится только в наименовании банка получателя;
  • когда ошибка содержится одновременно и в наименовании банка получателя, и в номере казначейского счета.

К сожалению, никаких разъяснений чиновников на этот счет нет. Мы не можем предугадать исход событий, если компания решит не уточнять ничего и не переоформлять платежку. Но можно предположить, что платеж, скорее всего, не дойдет до адресата, а значит, понадобится оформить его заново (а ранее переведенные деньги вернуть). Правда, во второй ситуации можно попробовать уточнить номер счета Федерального казначейства и посмотреть, как отреагируют на это налоговики. И далее действовать, исходя из действий инспекции. Либо можно сразу обратиться за разъяснениями в свою налоговую.

Некритичные ошибки в платежках

shutterstock_1294532413.jpg

В некоторых ситуациях ошибки в платежном поручении не требуют ни уточнения, ни повторного перечисления. При этом никаких последствий они не несут, и платеж без проблем заносится налоговой инспекцией в карточку расчетов с бюджетом. Что это за ситуации?

Первая ситуация: ошибка содержится в тех полях, о которых мы не упоминали. Например, ошибка в очередности платежа. Иногда сам банк указывает на эту ошибку и недочет устраняется еще до списания средств со счета. Или ошибка в сумме платежа. Деньги спишутся и попадут в бюджет в той сумме, что была указана в документе, а если ее недостаточно, то придется доплатить недостающее. Если, наоборот, ошибка произошла в сторону увеличения, то переплату можно либо вернуть, либо зачесть в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Вторая ситуация: неверно указан ОКТМО, однако платежка была оформлена в отношении налога, который полностью зачисляется в доходы федерального бюджета. В этом случае об уточнениях заявлять не потребуется, о чем прямо сказано в разд. 1 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579.

Третья ситуация: налоговики сами обнаружили ошибку, нуждающуюся в уточнении, и сами же ее и уточнили. Инспекция самостоятельно, без инициативы со стороны налогоплательщика принимает решение об уточнении платежа, о чем в течении пяти рабочих дней узнает компания. Именно этот срок дается налоговикам для уведомления налогоплательщика о принятом решении.

Возможность уточнять платеж появилась у инспекторов с начала этого года, с внесением изменений в п. 7 ст. 45 НК РФ. Раньше, даже если налоговики обнаруживали неточность, они сообщали о ней плательщику, чтобы тот сам уточнил ошибочный реквизит.

В каком порядке уточнять ошибки в платежном поручении

Утвержденной формы такого заявления нет, поэтому оформляется оно произвольно. Представлять его можно в бумажном виде или направлять в электронной форме с усиленной квалифицированной подписью, а также через личный кабинет на сайте ФНС России. К заявлению следует приложить документы, подтверждающие уплату налога (копию платежного поручения, в котором содержится ошибка, и выписку банка, подтверждающую списание средств со счета).

Кстати, с этого года официально установлен предельный срок, в течение которого можно уточнить платеж – три года с даты, когда перечислили деньги в бюджет.

Также имейте в виду, что если налоговая инспекция успела начислить пени на недошедший платеж, то при уточнении платежа она обязана аннулировать пени (абз. 8 п. 7 ст. 45 НК РФ).

Заявление об уточнении платежа можно составить по следующему образцу:

«…10 июня 2019 года наша организация перечислила третью часть НДС за 1 квартал 2019 года в размере 23 000 руб. платежным поручением № 54 от 10 июня 2019 г. В данном платежном поручении была допущена ошибка в номере КБК. В поле 104 был указан неверный КБК – 182 1 03 01000 01 1000 111. Вместо него должен быть указан правильный КБК – 182 1 03 01000 01 1000 110. Указанная ошибка не повлекла за собой неперечисление суммы налога в бюджет.

Какие ошибки встречаются

Все недочеты по платежкам делят на три категории:

  • критические помарки, при которых скорректировать недочет нельзя;
  • некритические, при которых достаточно обратиться в ФНС для уточнения транша;
  • несущественные недочеты, которые вовсе не требуют исправления.

Налоговики предусмотрели отдельные правила и порядок уточнения бюджетных перечислений. Не все помарки подлежат исправлению.

Если в платежном поручении найден критический недочет, то обращаться в ИФНС бессмысленно. Деньги придется разыскивать через банк, затем подавать заявление на возврат. Нет никакой гарантии, что средства вернутся на счет. Учтите, что возвратная процедура занимает длительный период времени.

Какие ошибки считают критичными:

  1. Деньги не поступили в бюджетную систему РФ. Ситуация возможна, если налогоплательщик указал неверный счет Федерального казначейства в платежке. Если денег в бюджете нет, то и уточнить их нельзя. Обратитесь в банковскую организацию за розыском невыясненного платежа.
  2. Неверно указан банк получателя. Суть аналогична первому пункту. Если неверно указаны реквизиты и наименование банка получателя, то деньги не зачислят в бюджет. Они останутся в невыясненных траншах либо затеряются в платежной системе банка. Обратитесь в банк за розыском ошибочного перечисления.

Помимо ошибок в платежках, есть еще одна ситуация, когда транш нельзя уточнить. Это касается взносов ОПС, которые уже учтены на счете застрахованного лица в Пенсионной системе. До зачета взносов ОПС в персональном учете уточнение перечислений допускается.

Срок давности перечисления не истек. То есть с момента свершения ошибочного транша прошло не более трех лет.

Корректировка не приведет к образованию недоимки по фискальным платежам. Это значит, что если при исправлении за налогоплательщиком возникнет задолженность по налогам, сборам, взносам, в корректировке откажут.

Деньги поступили в бюджетную систему РФ, несмотря на допущенный недочет.

Какие ошибки можно не исправлять

Проверьте, не искажает ли ошибка суть платежа. Например, если в назначении неверно указан отчетный или налоговый период, допущена опечатка в регистрационном номере страхователя и т. д. Аналогичные недочеты придется корректировать в ФНС.

Для исправления недочетов необходимо обратиться в ИФНС для уточнения платежа. Корректировку производят исключительно в заявительном порядке. Это значит, что от плательщика потребуется составить специальное заявление.

Так как ошибок довольно много, унифицированный пример письма в налоговую об уточнении платежа не предусмотрен. Составьте его в произвольном виде. Заявление заверяет руководитель. Подпись главного бухгалтера не обязательна, но желательна.

Подготовьте письмо в налоговую об уточнении платежа сразу в двух экземплярах, если подаете документы лично. Одна копия заявления останется в ФНС, а на второй принимающий инспектор поставит отметку о приемке. Допускается подать бумаги по почте, через доверенного представителя или в электронном виде (по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика).

Срок рассмотрения заявления об уточнении ИФНС — 10 рабочих дней. О принятом решении инспектура уведомит заявителя отдельно. Срок направления уведомления о принятом решении — 5 рабочих дней.

Как составить заявление

При составлении письма об уточнении платежа учитываем важные рекомендации ФНС:

Требования к оформлению

Подготовьте письмо об уточнении на фирменном бланке организации. Либо в шапке бланка укажите все реквизиты компании заявителя (наименование, ИНН, КПП и адрес). Эти сведения необходимы для идентификации заявителя в базе данных ФНС.

Требования к структуре

Указываем наименование должности начальника и самой ИФНС, в которую подаем заявление. Ниже прописываем адрес места нахождения инспекции.

Раскрываем сведения о заявителе. Обязательно указываем наименование, ИНН, КПП и адрес. Вписываем контактные данные для связи.

Указываем дату составления и номер регистрации в журнале исходящей документации.

Заявление об уточнении платежа

Указываем в обязательном порядке:

  • сведения о платежном поручении, в котором обнаружена ошибка;
  • информацию о самой ошибке;
  • правильные реквизиты платежа;
  • основания для внесения исправлений (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Причины, по которым допущен недочет, указывать не обязательно.

Отдельным списком оформите перечень приложений к письму. Здесь обязательно впишите реквизиты платежки с ошибкой. Допускается приложить иные документы, подтверждающие обстоятельства. Например, выписка из банка, копия квитанции и прочее.

К заявлению приложите копии подтверждающих документов.

Что делать, если ошибся банк

Если фискальный транш не поступил в ФНС по вине банковского работника, об этом плательщик узнает только от ФНС. Инспектура пришлет требование уплатить недоимку и начисленные пени. Порядок действий для плательщика такой:

  1. Проверьте платежку и банковскую выписку. Удостоверьтесь, что в бумагах нет ошибок.
  2. Обратитесь в банк за уточнением платежа. Возьмите с собой копии платежки и выписок.
  3. Решив проблему с банковской ошибкой, обратитесь в ФНС. Подготовьте ходатайство в произвольном виде с просьбой отменить начисление пеней. Укажите, что недочет допущен работниками банка. Приложите документы об исправлении банковской ошибки к ходатайству. Например, это объяснительная банка и квитанция о зачислении денег в бюджет.

ФНС рассмотрит ходатайство. Если плательщик не виноват, то начисление пеней отменят.

Образец обращения в ФНС

Используйте в работе актуальный образец письма в налоговую об уточнении платежа. Пример подойдет для ситуации, когда ошибка допущена в КБК.

Инспекции ФНС России № 27 по г. Москве

Адрес: ул. Новочеремушкинская, д. 58, корп. 1,

Адрес: ул. Примерная, д. 12, корп. 9,

Исх. № 144 от 12.09.2019

об уточнении платежа

В платежном поручении от 20.07.2019 № 505 на перечисление НДС за 2 квартал 2020 г. в поле 104 в качестве КБК ошибочно указан код 18210301000012100110.

Правильное значение поля 104 — 18210301000011000110.

Просим уточнить ошибочный платеж на основании п. 7 ст. 45 НК РФ.

Копия платежного поручения от 20.07.2019 № 505.

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.


Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

Главным отраслевым событием осени можно считать принятие 29.09.2019 Федерального закона № 325-ФЗ, внесшего масштабные поправки в Налоговый кодекс. Одна из таких поправок – изменение в порядке зачета и возврата переплаты, стала предметом рассмотрения актуальной темы. О том, что нового привнес новый закон в порядок зачета или возврата налога, а также с какими трудностями может столкнуться организация при отказе налоговиков в зачете или возврате излишне оплаченных налогов, изложено в нашем материале. Приведенные примеры судебной практики помогут оптимально распорядиться переплатой, учитывая опыт других налогоплательщиков.

Четыре новшества в порядке зачета или возврата переплаты

Статья 78 НК РФ о зачете или возврате сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа подверглась изменениям. Итак, с 01.10.2020 вступают в силу следующие поправки.

Полностью утрачивает силу положение о том, что зачет переплат производится исключительно в счет налога того же вида: федерального в счет федерального, регионального – в счет регионального, местного – в счет местного. Это новшество позволит налогоплательщикам рационально распорядиться своими средствами.

Получается, что с 01.10.2020 будет возможно зачесть, к примеру, переплату по налогу на прибыль в счет недоимки по транспортному налогу, невзирая на тот факт, что транспортный налог является региональным, а переплата возникла по федеральному налогу. То есть появится возможность зачета переплаты по налогам любого вида. Также ее можно зачесть в счет пеней и штрафов, относящихся к любому виду налога.

Кроме того, с 29.10.2019 заработало новое положение о сроке принятия решения о зачете или возврате переплаты при проведении камеральной проверки. Этот срок будет зависеть:

  • от срока окончания проверки;
  • от вступления в силу решения по ней.

Переплата: как вернуть или зачесть

Как для зачета, так и для возврата налога необходимо обратиться в ИФНС с заявлением. Если причиной переплаты стала ошибка в декларации, то сначала нужно представить уточненную декларацию с исправленной ошибкой. Только после этого можно подать заявление на возврат или зачет переплаты.

Срок для подачи заявлений общий. Он составляет три года с даты уплаты либо излишней уплаты налога. Если речь идет о возврате переплаты из-за превышения авансовых платежей к сумме налога за год, три года отсчитываются со дня подачи годовой декларации – п. 7 ст. 78 НК РФ.

Срок принятия решения как о возврате, так и о зачете налога составляет 10 рабочих дней с даты получения заявления или окончания камеральной проверки по уточненной декларации – п. 8 ст. 78 НК РФ. Если инспекция предлагает пройти сверку расчетов, то от даты подписания акта сверки. О принятом решении о возврате или зачете ИФНС обязана сообщить в пятидневный срок – п. 9 ст. 78 НК РФ.

Нарушение срока возврата переплаты грозит ИФНС оплатой процентов – п. 10 ст. 78 НК РФ. Что касается несвоевременно произведенного зачета, то на сумму зачета проценты не начисляются. Единственное, что остается, – обжаловать бездействие инспекции.

Если инспекция откажет в возврате излишне взысканного налога, то о своем решении она сообщит, указав причину отказа.

Отказ в возврате или зачете можно обжаловать сначала в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде (ст. 137, пп. 1, 2 ст. 138 НК РФ, письмо ФНС РФ от 21.12.2017 № ГД-3-8/8522@). Срок для обжалования – один год с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Срок подачи в суд иска о возврате излишне взысканного налога – три года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права на возврат или зачет (п. 1 ст. 196, п. 1 ст. 200 ГК РФ). Таким днем может быть, например, дата, когда инспекция сообщила о принятом решении об отказе в возврате (Постановление АС Северо-Западного округа от 27.07.2017 № Ф07-6490/2017).

В суде необходимо доказать, что трехлетний срок еще не истек, а также что у организации действительно есть суммы излишне взысканных налогов. В противном случае в возврате откажут.

НДФЛ можно зачесть в счет будущих платежей, но исключительно по другим видам налогов

Минфин высказался по поводу возможности зачета ошибочно перечисленной суммы по реквизитам для НДФЛ в счет погашения долга по УСН-налогу.

Ведомство, ссылаясь на ст. 78 НК РФ, подтвердило, что такой зачет возможен, но по налогам соответствующего вида, то есть федеральных налогов. В данном случае – в счет УСН.

Примечание редакции:

  • в счет погашения задолженности – по налогам соответствующего вида (федеральным);
  • в счет будущих платежей – по иным налогам.
  • если налог удержан, перечислен и для его возврата собственных средств компании не хватает.
  • налог удержан правильно, но перечислен в бюджет в большем размере.
  • недоимки или будущих платежей по другим федеральным налогам;
  • задолженности по пеням по федеральным налогам, а также налоговым штрафам.

Если переплата образовалась из-за удержания у физлица налога в большем, чем нужно размере, вернуть ее можно только в специальном порядке.

Кроме того, нужно помнить, что вернуть или зачесть переплату по НДФЛ возможно в течение трех лет после его перечисления в бюджет.

Акт сверки не обязывает налоговый орган возвращать переплату

Индивидуальный предприниматель 15.03.2018 обратился в ИФНС с заявлением о возврате излишне уплаченного налога за 2013 год. Переплата обнаружилась по результатам сдачи уточненной декларации 14.08.2017 и последующей сверки расчетов с налоговым органом. Ссылаясь на пропуск трехлетнего срока подачи заявления с момента уплаты налога, ИФНС отказала в возврате.

Суд признал такое решение правомерным. Дело в том, что налогоплательщику ничто не мешало своевременно оценить свои налоговые обязательства. Спорная сумма излишне уплаченного налога оплачена предпринимателем в 2014 году, то есть с момента оплаты до подачи заявления о возврате прошло четыре года.

Ссылку заявителя на акт сверки как на момент, с которого он узнал о факте переплаты, суд отклонил. Подписание акта сверки не является действием по признанию долга перед налогоплательщиком, поскольку с требованием о проведении акта сверки расчетов налогоплательщик может обратиться по истечении любого периода времени, и налоговый орган будет обязан составить и подписать соответствующий акт. Акт сверки не свидетельствует о безусловной обязанности налогового органа вернуть переплату, а дата его составления не является моментом для начала отсчета срока давности обращения в суд.

Справка о состоянии расчетов с бюджетом – недостаточное доказательство переплаты

ИФНС отказала компании в возврате переплаты по налогам. Суды эту позицию поддержали по следующим причинам:

  • заявитель не представил документы, подтверждающие наличие переплаты;
  • не определены налоговые периоды, за которые образовалась спорная переплата по налогам.
  • платежными поручениями налогоплательщика;
  • инкассовыми поручениями (распоряжениями) ИФНС;
  • информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных налогового органа.

Представление справки о состоянии расчетов с бюджетом не может рассматриваться как достаточное доказательство наличия у налогоплательщика переплаты по налогу.

Реорганизация срок возврата переплаты не увеличивает

Дело в том, что переплата досталась заводу от другой организации в порядке правопреемства в результате реорганизации. Причиной отказа явился пропуск трехлетнего срока для обращения с заявлением о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога.

Указанный срок исчисляется со дня подачи правопредшественником общества декларации по налогу на прибыль за 2013 год. При этом последующая передача обществу как правопреемнику права на зачет (возврат) излишне уплаченного налога не повлияла на порядок исчисления срока.

Доводы завода о том, что до реорганизации он не знал о наличии переплаты и до завершения процесса присоединения не мог заявить о возврате, суд отверг, указав, что срок нужно исчислять со дня, когда правопредшественник подал декларацию. Передача права на зачет или возврат при реорганизации на Определение срока не влияет.

Переплата не возникает, если она оплачена через проблемный банк

Организации пришлось дважды оплатить налог, поскольку первый платеж не прошел из-за отсутствия средств на корсчете банка. Второй платеж был успешно зачислен в бюджет.

Суды нижестоящих инстанций согласились с инспекцией, что причин для возврата средств нет, ведь в первый раз деньги фактически в бюджет не поступили. А раз так, то и переплаты нет.

Суды указали: организация должна была знать о проблемах банка.

Тем более что даже в ситуациях, когда суды признают обязанность по уплате исполненной, вернуть переплату очень сложно.

Примечание редакции:

Поскольку в такой ситуации ни вернуть, ни зачесть переплату не получится, единственный способ вернуть деньги – обратиться в проблемный банк с заявлением о возврате пропавших сумм и в случае отказа подать в суд.

Момент предоставления отчетности не является отправной точкой для отсчета срока возврата налога

ИФНС не стала возвращать ООО излишне перечисленный НДФЛ из-за истечения срока подачи заявления для возврата налога.

По мнению общества, налоговый орган отказал неправомерно, поскольку окончательно база по налогу формируется именно в момент заполнения форм 2-НДФЛ и поэтому срок следует отсчитывать именно с него, а не с момента перечисления денежных средств.

Суд заявил, что перечисление в бюджет суммы, фактически превышающей сумму удержанного НДФЛ, вообще не является уплатой НДФЛ, а рассматривается в качестве ошибочно перечисленной суммы. Данное обстоятельство подтверждается расчетом суммы удержанного и перечисленного налога, представленного налоговым агентом. Поэтому в данном случае возврат ошибочно перечисленной суммы осуществляется по общим правилам ст. 78 НК РФ.

Поскольку срок для подачи заявления о возврате спорной суммы обществом был пропущен, суд признал отказ налогового органа в возврате части суммы правомерным.

Результаты проверки отсчета трехлетнего срока на возврат переплаты не меняют

Инспекция часть налога вернула, часть зачла, в возврате остатка в размере 1,6 млн рублей 13.04.2016 обществу было отказано в связи с истечением 3-летнего срока с момента перечисления налога.

Оспорить отказ обществу не удалось. Дело в том, что срок для обращения в суд истек. Платежи были осуществлены в январе 2012 года, заявление в суд подано 23.03.2017, то есть спустя пять лет.

Доводы общества, что достоверно о размере переплаты ему стало известно из акта выездной налоговой проверки (в сентябре 2014 года) и из решения суда (23.03.2016), суд отклонил – три года нужно отсчитывать от даты платежных поручений.

Молчание инспекции о переплате на трехлетний срок ее возврата не влияет

Согласно справке о состоянии расчетов с бюджетом от 06.12.2017 у предпринимателя появилась переплата по налогу в сумме 434 тыс. рублей. Решениями налогового органа от 15.12.2017 ИП в возврате налогов отказано в связи с истечением трехлетнего срока со дня их уплаты, предусмотренного п. 7 ст. 78 НК РФ.

Переплата образовалась в связи с представлением предпринимателем уточненной декларации по НДС за II квартал 2011 года, согласно которой налогоплательщиком были скорректированы ранее начисленные к уплате суммы налога в размере 434 тыс. рублей.

Суд пришел к выводу о пропуске заявителем трехлетнего срока на обращение о возврате излишне уплаченного налога, поскольку заявитель узнал (должен был узнать) об излишней уплате налога в 2011 году – в момент его перечисления в бюджет.

Норма пункта 3 ст. 78 НК РФ об обязанности инспекции сообщать о каждом факте излишней уплаты налога в течение 10 дней со дня ее обнаружения в данном случае не действует. Дело в том, что налогоплательщик знал о переплате. Это подтверждает факт подачи им первичной и уточненной декларации и добровольная оплата налога.

Таким образом, неинформирование налогоплательщика налоговыми органами на течение трехлетнего срока для возврата переплаты не влияет.

Переплату страховых взносов в ПФР вернуть можно, если ИП оплатил их за себя

Индивидуальному предпринимателю удалось оспорить отказ пенсионного фонда в возврате переплаты по страховым взносам в ПФР за 2014, 2015 годы в сумме 59 тыс. рублей.

Если переплата подтверждена решением суда, трехлетний срок на ее возврат отсчитывается именно с него

По результатам выездной налоговой проверки в июле 2014 года АО был доначислен налог на имущество за 2010?2011 годы.

Основанием для доначисления послужил вывод инспекторов о неверной переоценке основных средств, проведенной обществом по состоянию на 01.01.2010, в результате которой стоимость имущества общества была занижена. Доначисление налога суд признал законным в 2016 году.

  • по данным налогоплательщика – переплата по налогу на прибыль организации составила 5,8 млн рублей;
  • по данным налогового органа – переплата по налогу на прибыль организации составила 0,56 копейки.

Суд, удовлетворяя требования налогоплательщика, указал, что до момента принятия судом решения в 2016 году у общества не имелось оснований считать, что им неверно определен налог на имущество. Налогоплательщик добросовестно заблуждался, учитывая для расчета налога неверные данные переоценки основных средств. В момент уплаты налога на прибыль в течение 2012, 2013 годов и при сдаче первоначальной налоговой декларации общество не могло знать о его излишней уплате. Поэтому именно принятие судебного акта в 2016 году является тем моментом, с которого начинает течь трехлетний срок для возврата переплаты по налогу.

Трехлетний срок не пропущен, если причина задержки – урегулирование разногласий с контрагентами

Обществу удалось оспорить отказ ИФНС в зачете (возврате) суммы налога и обязать вернуть переплату по налогу на прибыль за 2013 год.

В декабре 2016 года и в марте 2017 года общество представило уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2013 год, в которой сумма налога к уплате была уменьшена. В декабре 2017 года компания обратилась с заявлением о возврате образовавшейся переплаты по налогу за 2013 год. Инспекция, ссылаясь на пропуск обществом трехлетнего срока для возврата налога, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ, в возврате переплаты отказала. В связи с чем организация обратилась в суд.

Все три инстанции общество поддержали. Дело в том, что вопрос о порядке исчисления срока подачи в суд заявления о возврате переплаты должен решаться в соответствии с п. 2 ст. 79 НК РФ. То есть с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишне уплаченного налога.

Переплата по налогу на прибыль возникла у общества в связи с уменьшением заявленного ранее размера доходов по причинам:

  • урегулирования разногласий с контрагентами в судебном и досудебном порядке;
  • получения возмещения убытков;
  • возврата госпошлины;
  • увеличения заявленных ранее расходов за услуги сторонних организаций.

С какого момента начислять проценты за поздний возврат переплаты

Компания в апреле 2017 года обратилась в ПФР за возвратом переплаты по взносам, однако ответа на свое заявление так и не получила.

Суд обязал чиновников вернуть деньги фирме, что те и сделали в январе 2018 года.

Предприятие потребовало взыскать с обидчиков проценты за время, которое прошло с месяца, следующего за обращением в фонд до осуществления им перевода. Чиновники парировали, что раз решения об отказе в возврате не было, проценты должны начисляться со вступления в силу судебного вердикта.

Три инстанции, включая окружную кассацию, признали обоснованным расчет компании. Фемида указала, что отношения по страховым взносам за периоды до 01.01.2017 регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Согласно его положениям возврат переплаты осуществляется в месячный срок со дня получения заявления страхователя, а если этот срок нарушен, начисляются проценты. Следовательно, дата судебного решения в указанном вопросе значения не имеет.

Примечание редакции:

С 01.01.2017 администрирование страховых взносов осуществляется в соответствии с нормами НК РФ. Статья 78 кодекса содержит положения, аналогичные тем, которые применили судьи в рассматриваемом постановлении. Согласно пункту 1.1 указанной статьи они распространяются и на возврат переплаты по страховым взносам.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Елена Тарасова

С 1 января 2022 года меняются правила возврата и зачета переплаты по налогам и взносам. Теперь переплату по налогам можно будет зачесть в счет страховых взносов и наоборот. Расскажем, как вернуть деньги, излишне уплаченные в бюджет.

Как узнать о переплате

Чаще всего причиной переплаты становятся ошибки в платежном поручении или декларации, двойное списание налога по требованию ФНС, ранее уплаченные авансовые платежи, превышающие итоговую сумму налога за год.

Узнать о переплате можно после сверки с налоговой инспекцией или из справки по форме КНД 1160081. Если ФНС обнаружит переплату первой, она обязана уведомить налогоплательщика о том, что на его лицевом счету есть излишне уплаченная сумма по налогу, в 10-дневный срок с момента ее выявления (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Как можно распорядиться деньгами

Распорядиться переплатой можно тремя способами (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ):

  • вернуть на свой расчетный счет;
  • зачесть в счет будущих платежей;
  • погасить задолженность по другим платежам, уплатить пени или штрафы.

Раньше переплату по налогу можно было зачесть только в счет налога одного уровня. Это правило отменили еще в 2020 году, а с 1 января 2022 года появится еще больше возможностей для использования переплаты. Зачесть ее можно будет по следующим направлениям:

  • предстоящие платежи по налогам, сборам, страховым взносам;
  • погашение недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам;
  • задолженность по пеням по налогам, сборам, страховым взносам;
  • задолженность по штрафам за налоговые правонарушения.

Имеющаяся задолженность по налогам, сборам и страховым взносам не позволит вернуть переплату. По новым правилам инспекторы должны будут сначала зачесть излишне уплаченную сумму в счет погашения не только недоимок, пеней и штрафов по налогам, но и аналогичных платежей по страховым взносам и сборам (п. 6 ст. 78 НК РФ). Оставшуюся после зачета сумму можно будет вернуть на свой счет или зачесть в счет будущих платежей.

Сроки для подачи заявления о возврате или зачёте

Подать заявление о возврате или зачете денег нужно не позднее 3 лет с момента образования переплаты, который определяется по дате перечисления средств в бюджет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Из этого правила есть исключения.

Если переплата образовалась из-за превышения авансовых платежей, например по налогу на прибыль, к сумме налога, рассчитанного по итогам года, то срок начинает отсчитываться со дня подачи годовой налоговой декларации (постановление президиума ВАС от 28.06.2011 № 17750/10 ).

Сейчас, когда ФНС обязана уведомлять об обнаружении переплаты, срок для подачи иска о возврате денег необходимо отсчитывать с момента получения налогового уведомления или сверки с бюджетом.

Механизм возврата или зачета переплаты

Налоговая не возвращает излишне уплаченные суммы автоматически. Это происходит только по заявлению налогоплательщика. Для вашего удобства мы подготовили подробную схему проведения зачёта по налогам или возврата переплаты.

Этап 1. Проведите сверку с налоговой инспекцией

Этап 2. Подготовьте заявление о проведении зачета или возврате переплаты

Направьте заявление о проведении зачета или возврате денег в налоговую инспекцию по месту регистрации или по месту нахождения налогоплательщика. Заявление можно подать в произвольной форме или на бланке, рекомендованном в приложении 9 к приказу ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. К заявлению приложите платёжные поручения и документы, подтверждающие переплату. Если переплата возникла из-за ошибок в налоговой декларации — сдайте уточненный расчет.

Этап 3. Дождитесь решения налоговой инспекции

В течение 10 рабочих дней, но не ранее дня окончания камеральной проверки по уточненной декларации, инспектор примет решение о проведении зачета по налогам или возврате денег.

Срок для возврата переплаты — 1 месяц со дня подачи заявления или со дня окончания камеральной проверки по уточненной декларации (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Если в возврате денежных средств отказано, в течение одного года можно обжаловать отказ в вышестоящий налоговый орг ан (ст. 137 , 138 НК РФ) . Когда обжалование не помогло, верните переплату через суд. Срок исковой давности для подачи заявления — 3 года.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

У любого предпринимателя может возникнуть переплата по налогам и взносам, а он об этом даже не узнает. В статье — как найти и вернуть деньги.

Виктория Губина

Виктория Губина

Эксперт по налогам

Бывает, что у ИП или компании возникает переплата по налогам, сумма может быть существенной. Налоговая не возвращает деньги автоматически — сначала предприниматель должен доказать переплату и написать заявление для ее возвращения.

Как возникает переплата по налогам

Переплата может возникнуть по любым видам платежей в бюджет— налогам или страховым взносам. Это может произойти того, что изменились правила расчета, предприниматель ошибся в реквизитах при проведении платежа, ИП или компания переехали в другой регион с пониженной налоговой ставкой, налоговая по ошибке дважды списала налог или предприниматель не знал о положенной льготе.

Изменились правила расчета налогов или взносов. Бывает, что по новому закону изменяется порядок расчетов или снижаются налоговые ставки. Предприниматель может об этом не знать и продолжать платить в бюджет по старым правилам — больше, чем нужно.

Как считали раньшеКак надо считать по новым правилам
Доход ИП, с которого считается взнос3 500 000 ₽3 500 000 − 2 000 000 = 1 500 000 ₽
Величина взноса1% × (3 500 000 − 300 000) = 32 000 ₽ в год1% × (1 500 000 − 300 000) = 12 000 ₽ в год

Таким образом, если предприниматель не знал о новой системе расчета, он каждый год переплачивал 20 000 ₽.

Бухгалтер оформлял платежи в налоговую и перепутал коды классификации доходов — КБК: вместо номера 182 1 05 06000 01 1000 110 он случайно вписал 182 1 01 02010 01 1000 110. этого деньги ушли не в счет налога ИП, а в счет НДФЛ — налога на доходы физлиц. Но НДФЛ клиент раньше заплатил уже сам, поэтому по нему образовалась переплата. А вот налог ИП так и остался неуплаченным.

ИП или компания переехали в регион с пониженной налоговой ставкой. Бывает, что по одному и тому же виду деятельности в разных регионах разные налоговые ставки. Если предприниматель жил в одном регионе, а потом переехал — у него может возникнуть переплата.

ИП работал на упрощенке в Петербурге и платил 6% с доходов. В третьем квартале года переехал жить в Крым и сменил прописку — ставка стала 4%. ИП не знал о пониженной ставке и заплатил налогов больше, чем нужно.

Налоговые инспекторы по ошибке дважды взыскали налог. Это происходит при одностороннем списании налога, штрафа или пеней с расчетного счета. Например, налогоплательщик уже перечислил налоги, но деньги до налоговой инспекции еще не дошли, а ФНС списывает суммы автоматически. Получается, что один и тот же налог уплачен два раза.

Предприниматель не воспользовался льготами. Применять льготы и вычеты — право налогоплательщика, а не требование, поэтому в таких случаях налоговая не будет искать переплату сама. Но ее может найти предприниматель и вернуть деньги.

Не все излишки денег будут считаться переплатой:

  1. Налоговая не будет возвращать деньги ошибки в подборе системы налогообложения. ИП отработал год на ОСНО, а потом перешел на УСН. За два года он заработал одинаковое количество денег, но сумму налогов заплатил разную. Однако переплаты здесь не будет.
  2. Переплатой не считаются авансовые платежи. Например, страховые взносы, которые бизнес платит по кварталам, налоговая спишет только 1 января следующего года. До тех пор в кабинете налогоплательщика они будут выглядеть как переплата, хотя фактически предприниматель их просто вносит авансом.

В этих двух случаях деньги вернуть не получится.

Как узнать о переплате

О переплате можно узнать тремя способами:

  1. О переплате сообщает налоговая. Налоговая может найти переплату только при проверке, но специально отслеживать такие случаи она не обязана.
  2. Предприниматель находит переплату самостоятельно. Он может проверить платежи в налоговую и найти излишне уплаченные суммы.
  3. Переплату обнаруживает бухгалтер. Например, если он решит сделать сверку с налоговой.

Дальше подробно про каждую ситуацию.

О переплате сообщает налоговая

Налоговая может обнаружить только некоторые виды переплат:

Если есть изменения в законах или по ошибке списалась двойная сумма налогов — такую переплату инспектор увидит.

Если предприниматель или компания не используют положенные льготы или вычеты и этого переплачивают в бюджет — налоговая вряд ли об этом сообщит.

Налоговая проверяет состояние расчетов с бюджетом в двух случаях:

  • при камеральной проверке — после подачи каждой декларации;
  • если были изменения в законах.

Переплата будет видна в личном кабинете налогоплательщика или в справке о состоянии счетов, которую можно скачать в этом же кабинете.

Переплата в личном кабинете ИП на сайте налоговой

Так отображается переплата в личном кабинете ИП

Предприниматель самостоятельно обнаружил переплату

Чтобы найти переплату самостоятельно, следует посчитать сумму, которую нужно заплатить налоговой, и проверить, сколько денег реально заплатили. Разница между этими суммами и будет переплатой.

Посчитать сумму, которую надо заплатить. ИП заработал за год 3 500 000 ₽ и потратил 2 000 000 ₽. По старым правилам расчета предприниматель должен заплатить 1% с валового дохода — 32 000 ₽. По новым правилам расчета он должен заплатить 1% с обычного дохода — 12 000 ₽.

О переплате узнал бухгалтер

Бухгалтер может обнаружить переплату так же, как ИП или владелец компании: узнать о новом законе или увидеть переплату в личном кабинете налогоплательщика. А еще бухгалтер может найти ошибки в ведении учета, которых образовалась переплата, неочевидная для налоговой.

Онлайн-школа работала с бухгалтером на аутсорсе, а потом подключила бухгалтерское обслуживание в Тинькофф Бизнесе. Бухгалтер проанализировала декларацию школы за прошлый год и выяснила, что предприниматель заплатил налоги дважды. Бухгалтер смогла доказать переплату и вернуть школе 1,3 млн рублей.

Когда можно вернуть переплату

Подать заявление на возврат переплаты можно в течение трех лет со дня уплаты суммы. Считается дата поступления денег в бюджет.

Если переплату нашла налоговая, три года будут считаться с момента получения уведомления почтой или в кабинете налогоплательщика.

Если предприниматель обнаружил переплату только через три года после перечисления денег в бюджет, он вообще может не вернуть деньги.

Этапы возврата переплаты

Чтобы вернуть деньги, сначала нужно доказать налоговой, что переплата есть. Процесс состоит из четырех этапов:

  1. Написать заявление на перерасчет. К нему можно приложить доказательства: платежные поручения или другие документы, подтверждающие переплату.
  2. Подождать, пока налоговая проведет проверку. Иногда проверки может не быть, тогда налоговая сразу присылает решение.
  3. Дождаться решения налоговой о переплате. Налоговая может подтвердить переплату или не обнаружить ее. Если переплату не обнаружили, то нужно все перепроверить и еще раз подать заявление о перерасчете.
  4. Написать заявление на возврат переплаты. Когда налоговая получает заявление, она дает распоряжение казначейству перечислить деньги на расчетный счет предпринимателя.

Чаще всего процесс возврата занимает до нескольких месяцев. Представим на схеме сроки каждого этапа, а дальше подробно разберем каждый из них.

Процесс возврата переплаты может занимать до года

Процесс возврата переплаты

Написать заявление на перерасчет

Заявление нужно писать, только если вы обнаружили переплату самостоятельно и она не отражена в выписке или в кабинете налогоплательщика. Если налоговая сама подтвердила переплату — можно пропустить этот и следующие два шага и сразу писать заявление о возврате.

Заявление на перерасчет составляется в свободной форме, в нем обязательно нужно указать:

  1. Название и адрес налоговой.
  2. Данные налогоплательщика: название, ИНН, юридический адрес.
  3. За какой период и по каким налогам ФНС надо провести сверку.
  4. Доказательства переплаты: платежные поручения, справку о состоянии счетов или выписку по счету.
  5. Дату составления заявления.

Подать заявление на перерасчет можно в любой момент.

Подождать, пока налоговая проведет проверку

Когда ИП или компания подали заявление на перерасчет, налоговая начинает проверку. В течение 30 дней она дает ответ по переплате.

Вариантов может быть два: ФНС подтвердит переплату или, наоборот, не обнаружит.

При отрицательном решении причины обычно не указывают. В таком случае бизнес может все перепроверить и подать заявление на перерасчет еще раз.

При положительном решении переходим к следующему этапу

Выбрать способ возврата переплаты

Если налоговая подтвердила переплату, деньги все равно автоматически не вернутся на счет. Нужно выбрать способ возврата переплаты:

  1. Зачесть в счет будущих платежей. Тогда в заявлении указывают налог, в счет которого будут списывать переплату.
  2. Вернуть на расчетный счет. В заявлении указывают реквизиты своего банковского счета.

Если у бизнеса есть долги перед бюджетом, сперва налоговая погасит их, а уже потом позволит распоряжаться остатком переплаты.

Написать заявление на возврат

Вернуть страховые взносы можно в любое время.

Вернуть переплату по налогам можно только после проверки. Если подать заявление раньше окончания проверки, налоговая может его отклонить. На разных системах налогообложения заявление на переплату подают в разное время:

Система налогообложенияКогда подавать заявление
ОСН, УСН, ЕСХННе раньше чем через 3 месяца после подачи декларации
ПатентНе раньше чем через 10 дней после досрочного расторжения патента

Когда налоговая получит заявление на возврат, она отправит распоряжение в казначейство, и деньги придут на счет бизнеса в течение двух месяцев.

Что делать, если три года на возврат уже прошли

Если вы обнаружили переплату, когда трехлетний срок уже истек, по заявлению в налоговую деньги вернуть не получится. Но можно обратиться в суд. Есть вероятность, что суд согласится с тем, что вы не могли узнать о переплате раньше, и обяжет налоговую выплатить вам деньги.

Суду важен не сам факт переплаты, а причина, по которой предприниматель не знал, почему переплатил налоги, и не пытался сделать возврат раньше. Если причина и доказательства весомые — шансы вернуть переплату высокие.

Читайте также: