Какие данные есть в налоговой

Обновлено: 27.03.2024

С необходимостью получения индивидуального номера налогоплательщика сталкивается любой проживающий в России человек. Для этого потребуется минимальный пакет документов и немного свободного времени для обращения в ФНС или заполнения заявки на сайте. Какие нюансы и сложности могут ожидать в процессе — читайте далее.

Что такое ИНН и как его расшифровать

Практика присваивания налогоплательщикам идентификационного номера введена с 1999 года, когда вступила в силу 1 часть Налогового кодекса РФ.

ИНН или идентификационный номер налогоплательщика — это обязательный документ для каждого физического или юридического лица. Этот идентификатор содержит зашифрованную информацию о гражданине или организации и используется для учета налогоплательщиков.

Обратите внимание! Физическим лицам код присваивается в момент постановки на учет в налоговой по месту жительства или пребывания. Он действует на протяжении жизни, а после смерти человека переносится в архив.

Как выглядит ИНН - образец

Как расшифровываются цифры на идентификационном номере налогоплательщика:

  1. 1-2 цифры служат для обозначения области или края, в котором документ получен.
  2. 3-4 цифры — уникальный номер налоговой инспекции, выдавшей свидетельство.
  3. 5-10 цифры — непосредственно порядковый номер налогоплательщика в общем реестре.
  4. 2 последние цифры важны для проверки данных во избежание ошибок.

Получить номер можно, как только человек становится плательщиком налогов (обычно в момент первого трудоустройства). Конкретно в Налоговом кодексе нет четкого возраста, при наступлении которого человека признают налогоплательщиком.

Поэтому даже ребенок вправе получить идентификационный номер налогоплательщика, если от его имени выполняются операции, требующие уплаты налогов.

Кому и зачем нужен идентификационный номер

Физлицу в России не обойтись без ИНН. Он необходим в ряде случаев:

  1. При устройстве на работу и для декларирования доходов.
  2. В процессе оформления пособий или льгот, для получения налогового вычета.
  3. Для полноценного использования государственных интернет-порталов (Госуслуги).
  4. Оформления сделок купли-продажи недвижимого или движимого имущества.
  5. Если необходимо оформить кредит в банке.
  6. Чтобы получать сведения о штрафах или задолженностях.

ИНН по сути — некий аналог лицевого счета, который используется для перечисления платежей в казну, избавляя от путаницы и позволяя безошибочно идентифицировать личность человека.

Без него не обойтись юридическим лицам. Он необходим для таких целей:

  • оформление договоров с контрагентами;
  • передача отчетности в контролирующие органы;
  • получение кредитов или займов.

Дополнительная информация! В ряде случаев ИНН необходим детям. Несовершеннолетний тоже может выступать в роли владельца доли квартиры или любой другой собственности. Он не освобождается от необходимости платить налог, за него это делают родители или опекуны.

Как и где получить идентификационный номер физическому лицу

Получить свидетельство о постановке на учет в 2021 году предлагается несколькими способами:

Физлицо, еще не состоящее на учете, вправе обратиться в налоговую лично или воспользоваться помощью представителя при условии наличия нотариально заверенной доверенности. С собой обязательно возьмите заполненную форму заявления по утвержденной Форме №2-2-Учет.

Официальные бланки-заявления ИНН можно скачать бесплатно по ссылке.

Аналогично процедура проходит посредством обращения в МФЦ. Выбирая такой способ, предварительно уточните в телефонном режиме, оказывает ли выбранное отделение подобную услугу.

Заполнять анкету разрешается от руки или в печатном формате.

Образец заполнения анкеты на ИНН

Готовое свидетельство придет почтой по указанному в заявлении адресу. Если у заявителя есть квалифицированная электронно-цифровая подпись, готовый документ можно получить на указанный в заявлении e-mail.

Важно! Срок оформления свидетельства — 5 дней вне зависимости от выбранного метода. Отсчет начинается с момента получения заявления.

Какие документы нужны для получения ИНН

Подготовка документов перед обращением в налоговую много времени не отнимет, поскольку необходим лишь:

  • заполненный вручную или с помощью ПК бланк заявления;
  • паспорт заявителя;
  • если в паспорте не указано место регистрации, нужен документ о временной регистрации.

В случае, когда документы от имени заявителя передает его законный представитель, к перечню добавляется нотариально заверенная доверенность. Также к заявлению прикладывают копию паспорта заявителя. Согласно п. 2 ст. 84 НК РФ, сроки постановки на учет и выдачи свидетельства составляют 5 рабочих дней.

Важно! Приятный бонус — опция постановки на учет бесплатная. Нужно только подготовить бумаги и передать на проверку любым доступным методом.

Подробное видео по теме индивидуального номера налогоплательщика

Как узнать свой номер ИНН по паспорту онлайн

  1. ФИО.
  2. Дата и место рождения.
  3. Тип подтверждающего личность документа (паспорт или свидетельство о рождении), а также его серию и номер.
  4. Дата выдачи паспорта заполняется по желанию.

Дополнительная информация! Воспользоваться сервисом для проверки ИНН онлайн получится только при условии, что вы уже состоите на учете в налоговых органах.

Обратите внимание! Услуга предоставляется налоговой службой, поэтому после входа в аккаунт Госуслуги сервис перенаправит вас на заполнение формы на сайте ФНС.

Все описанные варианты бесплатны, информация предоставляется в режиме реального времени. Если регистрации на вышеуказанных сайтах нет, самый простой метод получения информации — визит в ближайшее отделение налоговой. Нужен только паспорт.

Как получить ИНН на ребенка

Родители могут обратиться в орган налоговой службы в любой момент после рождения ребенка. Основанием для постановки на учет выступает свидетельство о рождении.

Важно! Право получить идентификационный номер у родителей ребенка есть сразу после его рождения. Однако, закон не обязывает делать это срочно. За отсутствие документа у ребенка до 14 лет нет никаких санкций или штрафов.

В любом случае необходимо собрать пакет справок:

  1. Заявление по утвержденной форме № 2-2-Учет.
  2. Оригинал паспорта ребенка (выступает заявителем, от имени которого заполняется заявление).
  3. Свидетельство о рождении малыша.
  4. Документы о регистрации места жительства.

За готовым бланком придется прийти в отделение ФНС или МФЦ через 5 дней.

Порядок действий включает 3 этапа:

  • собрать документы;
  • передать на рассмотрение;
  • получить готовый номер налогоплательщика.

Ключевой момент процедуры — правильное оформление бланка заявления.

Помните: в нем не должно быть ошибок или исправлений, в качестве заявителя указывайте данные ребенка. Подписи на документе проставляет один из родителей.

Со скольки лет можно получить ИНН

Важный момент! После достижения ребенком 14-летнего возраста он получает право самостоятельно заполнить заявление и передать в налоговую по месту жительства, чтобы получить свидетельство.

Если ребенку больше 14 лет, у него уже есть паспорт. Следовательно, процедура присвоения идентификационного номера проходит по такой же схеме, как и у взрослых:

  1. Заполнение заявления.
  2. Подготовка документов (паспорт и сведения о месте регистрации).
  3. Обращение в территориальный налоговый орган, отправка документов почтой или прохождение процедуры дистанционно.

Сроки изготовления свидетельства — 5 дней.

Нужно ли сменять ИНН при смене фамилии

Идентификационный номер налогоплательщика при смене фамилии не меняется, а остается прежним. Физическим лицам не требуется в обязательном порядке посещать отделение ФНС для обновления данных.

Помните! Информация об изменении ФИО или места регистрации поступает в налоговую посредством межведомственных каналов. Здесь всегда актуальная информация о каждом физлице.

При желании и во избежание путаницы обратиться в налоговую все же можно. Сроков для замены нет, порядок процедуры остается прежним. С собой нужно иметь заполненное заявление, паспорт с новой фамилией, свидетельство о заключении брака и документ о регистрации места проживания. Плата за получение нового свидетельства не удерживается.

Как получить ИНН иностранному гражданину

Мигранту в России не обойтись без номера налогоплательщика: документ важен при трудоустройстве, оформлении социальных выплат или кредитов, для регистрации бизнеса, учета налогов и для регистрации сделок купли-продажи имущества.

Важно! Иностранные граждане получают свидетельство на аналогичных с гражданами России условиях. Услуга бесплатная, готовый документ получают через 5 дней.

Какие документы потребуются на ИНН иностранцу:

Передать документы на проверку позволяется несколькими путями: в ближайшем офисе налоговой, лично в отделении миграционной службы, отправка почтой ценным письмом с описью или в электронном виде на сайте налоговой.

Согласно ст. 83 НК РФ, идентификационный номер налогоплательщика присваивается всем физическим лицам без исключения, это не только граждане России, но и иностранцы и граждане других государств. Услуга бесплатная, в случае потери свидетельства за восстановление взимается пошлина 300 рублей.

Заключение

В современных условиях электронные сервисы при минимальном объеме информации о юр. лице дают возможность получить максимум сведений о потенциальном бизнес-партнере: начиная его деловой репутацией и заканчивая размером отчисляемых налогов. Для этого достаточно знать всего лишь индивидуальный номер налогоплательщика коммерческой структуры.

Анастасия Кривельская-Ершова

Окончила МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности журналистика. Несколько лет проработала автором в ведущих финансовых изданиях - ПРАЙМ, ТАСС и других известных в РФ компаниях.

Истребование документов и информации относится к мероприятиям налогового контроля, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и является одним из способов оперативного получения проверяющими налоговыми органами ключевых сведений о финансово-хозяйственной деятельности вашей компании, чтобы установить возможные факты нарушения налогового законодательства.

В последнее время налоговые органы очень часто злоупотребляют своими полномочиями и требуют те документы и информацию, которые требовать недопустимо.

Общий фон всего того, что касается истребования у компаний документов (информации) таков — с каждым годом оно становится все более изощренным.

Но к этому чуть позже, когда будем рассматривать истребование документов и информации через призму отдельных проверочных мероприятий (выездных и/или камеральных проверок).

Более детально рассмотрим, как и в каких случаях налоговые органы, при возникновении необходимости могут затребовать представить нужные им документы и информацию.

Истребование налоговым органом документов и информации о деятельности компании в двух случаях:

15 топ-менеджеров , которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.

Когда налоговый орган потребует у компании представить документы (информацию)

Начнем с того, что истребование документов при любой налоговой проверке — это стандартная первичная процедура получения налоговым органом базовой информации о финансово-хозяйственной деятельности компании.

Сразу возникает вопрос, а какие документы вправе истребовать налоговый орган, только те, ведение которых предусмотрено Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) и законодательством о бухгалтерском учете или те, ведение которых не является обязательным и не предусмотрено законодательством? Однозначный ответ на данный вопрос не дает даже арбитражная практика.

В идеале любой законопослушный предприниматель должен придерживаться позиции неправомерности истребования налоговым органом документов, не предусмотренных НК РФ и законодательством о бухгалтерском учете. Право обязывать компанию вести те документы, ведение которых не предусмотрено действующим законодательством, у налогового органа отсутствует.

Как истребуются документы при камеральных и выездных проверках (на практических примерах)

  • Истребование документов при выездных проверках

Вопросы регламентации проведения выездных проверок раскрывать не будем, а лишь обратим внимание, что в соответствии со статьей 89 НК РФ, выездная проверка может проводиться, как на территории компании, так и по месту нахождения налогового органа.

Налоговый орган вправе затребовать у проверяемой им компании необходимые для проверки документы на основании соответствующего требования. Требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю компании лично под расписку либо в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 НК РФ. Статья 93 НК РФ нам об этом и говорит.

Срок для представления документов — 10 дней со дня получения требования, но может быть продлен по после соответствующего уведомления от проверяемой компании.

Рассмотрим на конкретном примере, что может попросить налоговый орган при проведении выездной проверки:

Налоговый орган кроме стандартного набора первичных документов по сделке с вашим партнером может попросить у компании и другие документы и информацию.

Так, например, налоговому органу могут быть интересны различные приказы с работниками (приеме, увольнение и перевод), их должностные инструкции и регламенты, действующие в компании.

Кроме того, они могут попросить вас подготовить для них различные справки об имущественном положении, пояснительные записки со информацией об отдельных сотрудниках и аналитические таблицы со сведениями о платежеспособности компании.

Перечень истребуемых документов в нашей практике, как правило, ограничивается только фантазией проверяющего налогового инспектора.

К сожалению, в практике очень много негативных примеров, где налоговые органы и суды намеренно не отличают друг от друга мероприятия налогового контроля, которые проводятся в рамках налоговой проверки от мероприятий, которые уже вне рамок таких проверок.

Необходимо понимать, что в рамках выездной проверки проверяющие должны следовать только положениям статей 89 и 93 НК РФ при их взаимном применении и помнить, что в рамках выездной проверки могут истребоваться только документы, а не информация.

Однако, это идеальная картина, которая в угоду конъюнктурным выгодам крайне неинтересна юрисдикционным органам нашего государства.

Яркий пример тому — три относительно свежих кейса (Арбитражные дела №№ А40-49615/2020, А40-49591/2020, А40-31193/2020), где компания проиграла спор с налоговым органом.

Указанные выше кейсы лишь маленькое напоминание о том, как легко противозаконные действия проверяющих становятся законными. Увы, но на подобную негативную практику необходимо обращать пристальное внимание.

Однако есть и другая практика судов на основании разъяснений, данных самой же ФНС России, все-таки предлагающая идеальный алгоритм, который гипотетически может сработать.

В этом случае все индивидуально, поэтому детально разбирать данный алгоритм не будем, а лишь рассмотрим его ключевые моменты:

  1. Письмом ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/[email protected] отмечается, что налоговые органы вправе требовать от проверяемого лица только документы, которые служат основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налогов, а также документы, которые подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания, перечисления) налогов, сборов (ст. 31 НК РФ), а налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы только документы, которые необходимы для исчисления и уплаты налогов (ст. 23 НК РФ). Вывод: права на истребование у компании документов, не являющиеся первичными, в том числе отчетов или аналитических справок (обобщений), у налоговых органов нет. Постановление Верховного Суда РФ от 09.07.2014 N 46-АД14-15 вышеуказанную позицию полностью подтверждает.
  2. Согласно нормам статей 93 и 93.1 НК РФ законодатель разделяет права налогового органа по основаниям и объему запрашиваемых у налогоплательщика документов в зависимости от проводимой в отношении самой компании или ее контрагентов формы налогового контроля (Арбитражное дело № А40-211149/2018).

При принятии решения об отказе в представлении налоговому органу истребуемых им документов (информации) адекватно оценивать негативные последствия такого отказа, которые будут уже связаны с возможным привлечением к участию сотрудников полиции в выездной проверке вашей компании.

При выборе такого варианта идти до последней судебной инстанции и все-таки попытаться преодолеть порочную практику злоупотреблений со стороны проверяющих налоговых инспекторов.

  • Истребование документов и информации при камеральных проверках

Исходя из пунктов 1 и 7 статьи 88 НК РФ смысл камеральной проверки состоит в том, что такая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией.

При этом обязанность по представлению налогоплательщиком иных документов должна быть прямо предусмотрена НК РФ. Проверяющий налоговый инспектор при камеральной проверке налоговой декларации может попросить у компании только те документы, которые указаны в статье 88 НК РФ.

Однако налоговому органу могут быть интересны и другие документы и информация. Например, налоговые органы часто запрашивают анализы счетов и карточек счетов бухгалтерского учета в разрезе субсчетов и контрагентов, а также оборотно-сальдовые ведомости.

Во всех двух спорах суды были единогласны и соответственно смело выводим общую позицию:

Анализ счетов и карточек счетов бухгалтерского учета в разрезе субсчетов и контрагентов, оборотно-сальдовые ведомости не относятся к первичным документам.

Хоть статья и одна, но полномочия налоговых органов по ней четко дифференцированы по объему запрашиваемых у компании документов в зависимости от проводимой в отношении ее контрагента формы налогового контроля:

  • в ходе налоговых проверок налоговый орган вправе истребовать у компании документы (информацию), касающиеся деятельности его проверяемого контрагента компании или иных лиц (пункт 1 статьи 93.1 НК РФ);
  • вне рамок проведения налоговых проверок проверяющий налоговый инспектор вправе истребовать лишь документы (информацию) в отношении конкретной сделки (пункт 2 статьи 93.1 НК РФ).

Срок для представления документов — 5 дней или 10 дней (зависит от основания истребования) со дня получения требования, но может быть продлен по после соответствующего уведомления от проверяемой компании.

В общих чертах получение проверяющим налоговым инспектором документов по пунктам 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ представляет собой перекрестную (или встречную) проверку.

Практика классических перекрестных (встречных) проверок не стоит на месте и подвержена влиянию соответствующие экономической конъюнктуры.

На сегодняшний день в практике налогового контроля происходит отраслевая и функциональная специализации направлений налогового контроля, что позволяет выделить несколько причин возможного интереса налоговых органов к вашей компании, которые важно знать и понимать.

Вот примеры некоторых из них:

В указанных выше случаях важно понимать главное — насколько само требование проверяющего налогового инспектора о представлении документов или информации соответствует требованиям налогового законодательства. Разъяснения судов могут в этом помочь.

Важно знать, что основная цель у налоговых органов — это не получение информации и документов, как таковых, а в перспективе вменение вам претензий по не уплаченным кем-то из ваших контрагентов налогов. Здесь имеют место намеренные нарушения со стороны налоговых органов при истребовании документов в рамках статьи 93.1 НК РФ.

Вот несколько возможных примеров, где налоговые органы, либо нарушают порядок получения нужной информации, либо находятся на грани разумных пределов своих полномочий:

  • 1. Налоговый орган запрашивает у компании документы по деятельности его проверяемого контрагента и указывает в требовании, что документы нужны в связи с иными мероприятиями налогового контроля, а запрашивает, при этом, документы и информацию, которые касаются деятельности компании в целом, не конкретной сделки, как того требует пункт 2 статьи 93.1 НК РФ.

В первом случае требование является незаконным. В случает отказа от представления документов и информации по нему будет шанс признать его незаконным. В практике такие случае имеются (Арбитражное дело № А76-15894/2019);

  • 2. Налоговый орган запрашивает у компании документы и информацию о конкретном вашем контрагенте, но за период до начала отношений с ним.

Второй случай — это случай, который, как сказано выше, находятся на грани разумных пределов полномочий налоговых органов. Грань состоит в том, что если в соответствующий период у компании не было отношений с конкретным контрагентом, то достаточно сообщить об этом налоговому органу, и это будет означать надлежащее исполнение такого требования.

Здесь мы также можем обратиться к соответствующей практике применения налогового законодательства (Арбитражное дело № А12-43960/2019).

Рекомендации директору и бухгалтеру компании при взаимодействии с налоговыми органами

Рекомендации при общении с налоговым органом при истребовании у компании документов и информации будут похоже на рекомендации при непосредственном (коммуницированном) общении с налоговыми органами, например, при вызове директора или бухгалтера компании для дачи пояснений или на допрос в качестве свидетеля.

В случае отказа от представления документов и информации статьями 126 и 129.1 Налоговым кодексом РФ предусмотрена ответственность компании. Кроме того, за отказ от представления налоговому органу документов и информации директор компании может быть привлечен к ответственности в соответствии со статьей 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если компания действует добросовестно и уверена в своих контрагентах, не ставила целью получить необоснованную налоговую выгоду и готова это подтвердить, то представлять документы нужно обязательно.

Если требование является необоснованным и противоречит налоговому законодательству, то такое требование необходимо оспаривать.

Давать или не давать документы и информацию налоговому органу — зависит от конкретных обстоятельств. Адекватная оценка, лицами, принимающих решения в компании, последствий неполного представления документов и информации или отказа от представления их в будущем может помочь избежать негативных последствий для компании при общении с налоговыми органами.

Согласно Налоговому Кодексу лица, которые находятся в России и имеют объект налогообложения, обязаны платить налоги. Налоги формируют бюджет государства, а также из них выплачиваются пенсии и пособия. Если проверять налоги и задолженность вовремя, то это поможет избежать штрафов. Если у вас есть вопросы по поводу уплаты налогов или возникли какие-то проблемы — обратитесь за консультацией к юристу, вам обязательно помогут.

Какие основные налоги уплачивают граждане

В основном жители России платят следующие налоги:

  • на доходы физических лиц;
  • на имущество;
  • на землю;
  • транспортный налог.

За неуплату налогов начисляются пени в виде процентов. Неуплата влечет за собой не только неустойку, но и при длительной просрочке может быть взыскана принудительно. Чтобы избежать штрафа и похода в суд, лучше всего своевременно узнать про свои налоги.

Как узнать налоги через сайт государственных услуг

Для получения полного доступа ко всем госуслугам необходимо подтвердить свою личность. Это можно сделать несколькими способами, а именно:

  • обратиться в центры обслуживания пользователей сайта государственных услуг. Их можно найти на сайте госуслуг. С собой необходимо взять СНИЛС и паспорт;
  • зарегистрироваться через веб-браузер онлайн с помощью Сбербанк Онлайн, Тинькофф банк или Почта банк;
  • заказать подтверждающий код через почту России;
  • поставить электронную подпись.

На проверку данных может уйти несколько дней. Далее, у вас появится доступ в личный кабинет и возможность использовать сайт от своего имени. Чтобы проверить налоги на сайте, необходимо зайти во вкладку с налоговой задолженностью и ввести ИНН в отдельную графу для ввода и электронную почту при необходимости. На сайте будут отображены налоги, которые человек не оплатил, и штрафы, если они есть. Их также можно оплатить сразу. В другом окне появится вкладка, в которой можно заплатить с помощью карты или через электронный кошелек.

Как узнать налоги через сайт федеральной налоговой службы

Узнать налоги можно на официальном сайте федеральной налоговой службы через личный кабинет. Для проверки на сайте ФНС требуется регистрация в личном кабинете. Зарегистрироваться в личном кабинете налогоплательщика можно разными способами:

  1. Обратиться в налоговую службу. В налоговой вы получаете карту регистрации.
  2. Получить электронную подпись, которая выдается в центре, аккредитованном министерством цифрового развития, связи и коммуникации России;
  3. Войти через учетную запись на сайте государственных услуг.

Как узнать свои налоги через Сбербанк Онлайн

Узнать налоги можно через Сбербанк Онлайн Web-версии. Для этого вы должны быть клиентом Сбербанк. Если у вас нет карты этого банка, то этот способ не подходит. Если вы уже являетесь клиентом этого банка, и у вас подключена услуга мобильный банк, то необходимо зарегистрироваться в сервисе на официальном сайте Сбербанка.

Зарегистрироваться на сайте можно несколькими способами:

Когда регистрация на сайте успешно пройдена, необходимо авторизоваться с помощью логина и пароля. Затем, выбрать раздел платежей и переводов, там же найти оплату налогов. После этого выбрать услугу, позволяющую узнать задолженность по ИНН. Ввести свой ИНН в открытое окно, после этого вы увидите все свои налоги и долги, если они есть.

Как узнать налоги через федеральную службу судебных приставов

Через федеральную службу судебных приставов можно узнать свои задолженности. Для этого необходимо зайти на официальный сайт ФССП и перейти во вкладку банка данных исполнительных производств. Там откроется окно, в котором необходимо указать регион, ФИО и дату рождения. Далее, вы получите информацию, есть у вас долги по уплате налогов или нет. Помимо этого вы можете лично обратиться в службу судебных приставов по месту жительства.

Как узнать налоги через Яндекс.Деньги

Иные способы узнать налоги

Если вы не уплатили налоги, то формируется долг. Уведомление о просрочке приходит в течение 3 месяцев. Если сумма задолженности менее 500 рублей, то уведомление придет в течение года. Оплатить долг необходимо в срок, который указан на уведомлении. Если сроки прошли, а вы не оплатили, то каждый день начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования банка.

Помимо способов, которые уже были перечислены, есть и другие. Но остерегайтесь мошенников и не предоставляйте свои личные данные посторонним людям на сомнительных сервисах.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

С необходимостью получения индивидуального номера налогоплательщика сталкивается любой проживающий в России человек. Для этого потребуется минимальный пакет документов и немного свободного времени для обращения в ФНС или заполнения заявки на сайте. Какие нюансы и сложности могут ожидать в процессе — читайте далее.

Что такое ИНН и как его расшифровать

Практика присваивания налогоплательщикам идентификационного номера введена с 1999 года, когда вступила в силу 1 часть Налогового кодекса РФ.

ИНН или идентификационный номер налогоплательщика — это обязательный документ для каждого физического или юридического лица. Этот идентификатор содержит зашифрованную информацию о гражданине или организации и используется для учета налогоплательщиков.

Обратите внимание! Физическим лицам код присваивается в момент постановки на учет в налоговой по месту жительства или пребывания. Он действует на протяжении жизни, а после смерти человека переносится в архив.

Как выглядит ИНН - образец

Как расшифровываются цифры на идентификационном номере налогоплательщика:

  1. 1-2 цифры служат для обозначения области или края, в котором документ получен.
  2. 3-4 цифры — уникальный номер налоговой инспекции, выдавшей свидетельство.
  3. 5-10 цифры — непосредственно порядковый номер налогоплательщика в общем реестре.
  4. 2 последние цифры важны для проверки данных во избежание ошибок.

Получить номер можно, как только человек становится плательщиком налогов (обычно в момент первого трудоустройства). Конкретно в Налоговом кодексе нет четкого возраста, при наступлении которого человека признают налогоплательщиком.

Поэтому даже ребенок вправе получить идентификационный номер налогоплательщика, если от его имени выполняются операции, требующие уплаты налогов.

Кому и зачем нужен идентификационный номер

Физлицу в России не обойтись без ИНН. Он необходим в ряде случаев:

  1. При устройстве на работу и для декларирования доходов.
  2. В процессе оформления пособий или льгот, для получения налогового вычета.
  3. Для полноценного использования государственных интернет-порталов (Госуслуги).
  4. Оформления сделок купли-продажи недвижимого или движимого имущества.
  5. Если необходимо оформить кредит в банке.
  6. Чтобы получать сведения о штрафах или задолженностях.

ИНН по сути — некий аналог лицевого счета, который используется для перечисления платежей в казну, избавляя от путаницы и позволяя безошибочно идентифицировать личность человека.

Без него не обойтись юридическим лицам. Он необходим для таких целей:

  • оформление договоров с контрагентами;
  • передача отчетности в контролирующие органы;
  • получение кредитов или займов.

Дополнительная информация! В ряде случаев ИНН необходим детям. Несовершеннолетний тоже может выступать в роли владельца доли квартиры или любой другой собственности. Он не освобождается от необходимости платить налог, за него это делают родители или опекуны.

Как и где получить идентификационный номер физическому лицу

Получить свидетельство о постановке на учет в 2021 году предлагается несколькими способами:

Физлицо, еще не состоящее на учете, вправе обратиться в налоговую лично или воспользоваться помощью представителя при условии наличия нотариально заверенной доверенности. С собой обязательно возьмите заполненную форму заявления по утвержденной Форме №2-2-Учет.

Официальные бланки-заявления ИНН можно скачать бесплатно по ссылке.

Аналогично процедура проходит посредством обращения в МФЦ. Выбирая такой способ, предварительно уточните в телефонном режиме, оказывает ли выбранное отделение подобную услугу.

Заполнять анкету разрешается от руки или в печатном формате.

Образец заполнения анкеты на ИНН

Готовое свидетельство придет почтой по указанному в заявлении адресу. Если у заявителя есть квалифицированная электронно-цифровая подпись, готовый документ можно получить на указанный в заявлении e-mail.

Важно! Срок оформления свидетельства — 5 дней вне зависимости от выбранного метода. Отсчет начинается с момента получения заявления.

Какие документы нужны для получения ИНН

Подготовка документов перед обращением в налоговую много времени не отнимет, поскольку необходим лишь:

  • заполненный вручную или с помощью ПК бланк заявления;
  • паспорт заявителя;
  • если в паспорте не указано место регистрации, нужен документ о временной регистрации.

В случае, когда документы от имени заявителя передает его законный представитель, к перечню добавляется нотариально заверенная доверенность. Также к заявлению прикладывают копию паспорта заявителя. Согласно п. 2 ст. 84 НК РФ, сроки постановки на учет и выдачи свидетельства составляют 5 рабочих дней.

Важно! Приятный бонус — опция постановки на учет бесплатная. Нужно только подготовить бумаги и передать на проверку любым доступным методом.

Подробное видео по теме индивидуального номера налогоплательщика

Как узнать свой номер ИНН по паспорту онлайн

  1. ФИО.
  2. Дата и место рождения.
  3. Тип подтверждающего личность документа (паспорт или свидетельство о рождении), а также его серию и номер.
  4. Дата выдачи паспорта заполняется по желанию.

Дополнительная информация! Воспользоваться сервисом для проверки ИНН онлайн получится только при условии, что вы уже состоите на учете в налоговых органах.

Обратите внимание! Услуга предоставляется налоговой службой, поэтому после входа в аккаунт Госуслуги сервис перенаправит вас на заполнение формы на сайте ФНС.

Все описанные варианты бесплатны, информация предоставляется в режиме реального времени. Если регистрации на вышеуказанных сайтах нет, самый простой метод получения информации — визит в ближайшее отделение налоговой. Нужен только паспорт.

Как получить ИНН на ребенка

Родители могут обратиться в орган налоговой службы в любой момент после рождения ребенка. Основанием для постановки на учет выступает свидетельство о рождении.

Важно! Право получить идентификационный номер у родителей ребенка есть сразу после его рождения. Однако, закон не обязывает делать это срочно. За отсутствие документа у ребенка до 14 лет нет никаких санкций или штрафов.

В любом случае необходимо собрать пакет справок:

  1. Заявление по утвержденной форме № 2-2-Учет.
  2. Оригинал паспорта ребенка (выступает заявителем, от имени которого заполняется заявление).
  3. Свидетельство о рождении малыша.
  4. Документы о регистрации места жительства.

За готовым бланком придется прийти в отделение ФНС или МФЦ через 5 дней.

Порядок действий включает 3 этапа:

  • собрать документы;
  • передать на рассмотрение;
  • получить готовый номер налогоплательщика.

Ключевой момент процедуры — правильное оформление бланка заявления.

Помните: в нем не должно быть ошибок или исправлений, в качестве заявителя указывайте данные ребенка. Подписи на документе проставляет один из родителей.

Со скольки лет можно получить ИНН

Важный момент! После достижения ребенком 14-летнего возраста он получает право самостоятельно заполнить заявление и передать в налоговую по месту жительства, чтобы получить свидетельство.

Если ребенку больше 14 лет, у него уже есть паспорт. Следовательно, процедура присвоения идентификационного номера проходит по такой же схеме, как и у взрослых:

  1. Заполнение заявления.
  2. Подготовка документов (паспорт и сведения о месте регистрации).
  3. Обращение в территориальный налоговый орган, отправка документов почтой или прохождение процедуры дистанционно.

Сроки изготовления свидетельства — 5 дней.

Нужно ли сменять ИНН при смене фамилии

Идентификационный номер налогоплательщика при смене фамилии не меняется, а остается прежним. Физическим лицам не требуется в обязательном порядке посещать отделение ФНС для обновления данных.

Помните! Информация об изменении ФИО или места регистрации поступает в налоговую посредством межведомственных каналов. Здесь всегда актуальная информация о каждом физлице.

При желании и во избежание путаницы обратиться в налоговую все же можно. Сроков для замены нет, порядок процедуры остается прежним. С собой нужно иметь заполненное заявление, паспорт с новой фамилией, свидетельство о заключении брака и документ о регистрации места проживания. Плата за получение нового свидетельства не удерживается.

Как получить ИНН иностранному гражданину

Мигранту в России не обойтись без номера налогоплательщика: документ важен при трудоустройстве, оформлении социальных выплат или кредитов, для регистрации бизнеса, учета налогов и для регистрации сделок купли-продажи имущества.

Важно! Иностранные граждане получают свидетельство на аналогичных с гражданами России условиях. Услуга бесплатная, готовый документ получают через 5 дней.

Какие документы потребуются на ИНН иностранцу:

Передать документы на проверку позволяется несколькими путями: в ближайшем офисе налоговой, лично в отделении миграционной службы, отправка почтой ценным письмом с описью или в электронном виде на сайте налоговой.

Согласно ст. 83 НК РФ, идентификационный номер налогоплательщика присваивается всем физическим лицам без исключения, это не только граждане России, но и иностранцы и граждане других государств. Услуга бесплатная, в случае потери свидетельства за восстановление взимается пошлина 300 рублей.

Заключение

В современных условиях электронные сервисы при минимальном объеме информации о юр. лице дают возможность получить максимум сведений о потенциальном бизнес-партнере: начиная его деловой репутацией и заканчивая размером отчисляемых налогов. Для этого достаточно знать всего лишь индивидуальный номер налогоплательщика коммерческой структуры.

Анастасия Кривельская-Ершова

Окончила МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности журналистика. Несколько лет проработала автором в ведущих финансовых изданиях - ПРАЙМ, ТАСС и других известных в РФ компаниях.

Предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, по запросу следственных органов или суда не является нарушением закона.

Понятие и принципы налоговой тайны

Понятие налоговой тайны было введено в НК РФ относительно недавно. Налоговая тайна представляет собой особую информацию в сфере налогового права, содержание и получение которой, в соответствии с требованиями НК РФ, должно быть доступно лишь определенным уполномоченным лицам.

Налоговую тайну составляют определенные сведения, которые, по установленным причинам, признаются информацией, не подлежащей разглашению.

Например, данные о документах налогоплательщика, информация о его доходах и расходах, отраженных в поданной декларации, о текущем финансовом и имущественном положении и т.д.

Помимо этого, сведения, составляющие налоговую тайну, могут касаться уплаченных налогов или дивидендов, а также личную коммерческую информацию, получение и доступ к которой посторонними лицами являются недопустимыми.

Принципы налоговой тайны основываются, прежде всего, на действующей Конституции и положениях НК РФ, на защите прав и свобод граждан. Интересы налогоплательщика являются основным критерием для защиты.

Налоговая тайна также направлена на максимальное устранение финансовых и иных рисков для налогоплательщика, связанных с неправомерным распространением определенной информации.

Помимо этого, понятие и принципы налогового права строятся на действующих нормах и правилах, которые позволяют обеспечить защиту информации максимально правомерным путем, без совершения нарушений.

Иным важным принципом является согласие лица, налоговые сведения о котором составляют налоговую тайну. В отдельных случаях, официальное согласие дает право на распространение определенной информации, если такая необходимость действительно имеется.

Согласие должно быть оформлено официально, в письменной форме, с подписью физического лица и иными необходимыми сведениями, установленными действующим налоговым законодательством.

Сведения, не относящиеся к налоговой тайне

Положения НК РФ устанавливают, что не вся информация и сведения, относящиеся к особенностям и установленному порядку налогообложения, являются налоговой тайной и входят в данное понятие. К данным сведениям относятся следующие:

  • информация о среднем числе сотрудников определенного учреждения, организации и т.д.;
  • сведения об определенных суммах налогов и установленных сборов, которые были уплачены той или иной организацией, за определенный временной период, равный одному календарному году;
  • финансовая информация об отраженных суммах доходов и расходов предприятия или учреждения за прошедший календарный год.

В этот список может быть включена и иная дополнительная информация, для которой действующим налоговым законодательством РФ не предусматривается режим налоговой тайны.

Вся эта информация не входит в понятие налоговой тайны, следовательно, ее разглашение не будет составлять правовое нарушение и, в соответствии с положениями НК РФ, сам факт разглашения не может понести за собой абсолютно никакую ответственность.

Доступ к данным сведениям не будет ограничен только определенным кругом уполномоченных лиц, а согласие на разглашении этой информации не потребуется.

Разглашение налоговой тайны

Само разглашение и не соблюдение норм налогового права влекут за собой определенную ответственность, а зависимости от тяжести совершенного правонарушения и серьезности наступивших последствий для налогоплательщика.

Ответственность за разглашение может быть, как административной, так и уголовной. Административная ответственность за нарушение и разглашение налоговой тайны выражается в наложении денежного штрафа, размер которого зависит от конкретного случая и дополнительных обстоятельств.

Уголовная ответственность за разглашение применяется значительно реже, только в тех случаях, когда интересам, либо финансовому положению налогоплательщика был нанесен действительно серьезный ущерб, который стал следствием того, что раскрытие данной информации было осуществлено неправомерным путем.

Налоговая тайна и ее разглашение являются важнейшим пунктом в действующем НК РФ, доступ к ней должен обеспечиваться только при условиях полного соблюдения существующих норм.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну

В соответствии с НК РФ, доступ к налоговой тайне означает наличие законного права у того или иного лица владеть определенной информацией, касающейся данных налогоплательщика, особенностей налогообложения определенного предприятия, организации и т.д.

Законный доступ к сведениям, которые были признаны налоговой тайной, имеется у определенных должностных лиц. Точный список данных лиц может быть установлен федеральным органом исполнительной власти, обладающим соответствующими полномочиями, федеральным органом, относящимся к уголовному судопроизводству, федеральным таможенным учреждением и т.д.

Доступ к данной информации, как правило, оформляется в письменном виде.

В документе указывается список полномочий и точные сведения об информации, к которой должностное лицо получает доступ.

Помимо этого, должностное лицо должно подписать согласие о том, что в случае, если налоговая тайна будет разглашена иным лицам, либо им будет обеспечен неправомерный доступ, данное нарушение обязательно повлечет за собой применение определенных мер ответственности, установленных НК РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Для применения определенных мер ответственности, доступ и факт нарушения интересов налогоплательщика обязательно должны быть доказаны, иначе установление наказания станет невозможным.

Особенности налоговой тайны

Содержание, доступ и само разглашение налоговой тайны, как юридические понятия, имеют свои особенности и нюансы. Например, само разглашение представляет собой личное использование, либо передачу данной информации другим лицам.

Данные налогоплательщика могут быть переданы другим лицам, как на безвозмездной основе, так и за определенное денежное вознаграждение. Безусловно, оба этих способа являются грубейшими нарушениями существующих норм и правил НК РФ и относятся к правовым налоговым преступлениям.

Однако не будет нарушением передача информации налогоплательщика ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков. При условии, что передачу осуществил уполномоченный налоговый орган.

Положения налоговой тайны предусматривают установление ответственности и в том случае, если документы, какие содержали в себе тайные сведения, были утеряны ответственным лицом.

К таким документам могут относиться налоговые декларации и иные бумаги, в которых могут быть отражены сведения, составляющие государственную тайну. Чаще всего, потеря данных документов влечет за собой наложение штрафа, увольнение должностного лица с занимаемой должности иные правовые меры.

Условия признания налоговой тайной сведений специальной декларации

Определенные сведения, содержащиеся в представленной специальной декларации, могут быть признаны налоговой тайной, но только с учетом установленных условий и нюансов. К ним относятся:

  • эти сведения являются налоговой тайной, без каких-либо исключений и дополнений, в соответствии с действующим налоговым законодательством;
  • факт потери данных сведений, либо их неправомерного разглашения, обязательно повлечет за собой необходимость установления уголовной ответственность за совершенное преступление;
  • данные сведения, содержащиеся в специальной декларации, могут быть получены исключительно у налогового органа, путем подачи письменного запроса от самого лица – автора данной декларации;
  • уполномоченное должностное лицо, которое получило доступ к данным сведениям, не может быть привлечено к какому-либо виду установленной ответственности за отказ от дачи показаний, которые касаются непосредственно той информации, входящей в состав налоговой тайны.

Только при наличии вышеперечисленных условий, сведения и информация, содержащаяся в таком документе как специальная декларация, могут быть официально признаны налоговой тайной.

Только после данного признания за разглашение этой информации может назначаться правомерная ответственность, в зависимости от тяжести и серьезности совершенного правонарушения.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Читайте также: