Письмо по ндс 20

Обновлено: 21.05.2024

I. Общие требования. Соотношение положений статьи 54.1 Кодекса с иными предписаниями налогового законодательства

1. Пределы применения ст. 54.1. НК РФ


Статья ст. 54.1. НК РФ направлена на конкретизацию механизма налогового контроля (Определение КС от 29.09.2020 № 2311-О).

2. Налоговые последствия при реальности и нереальности операций

Толкование п.п. 1 и 2 ст. 54.1. НК РФ должно производиться в нормативном единстве с положением подпункта 3 пункта 2 статьи 45 НК, предусматривающим право налоговых органов изменять юридическую квалификацию сделок.

  • исполнения надлежащим лицом;
  • действительного экономического смысла;
  • наличия деловой цели.

3. Соотношение общих и специальных антиуклонительных норм

  • правила определения фактического получателя дохода;
  • правила трансфертного ценообразования;
  • правила недостаточной капитализации;
  • правила определения цен сделок по ценным бумагам.

II. Исполнение обязательства надлежащим лицом

4. Пределы применения пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК


Если сделка исполнена не контрагентом, то налогоплательщику отказывается в вычетах (ненадлежащие документы).
Определение налоговых последствий с учетом формы вины и подхода об определении действительного размера налогового обязательства.

5. Необходимость исключения формального подхода

Необходимо исключить формальный подход к оценке возможности исполнения обязательства контрагентом – следует предпринимать меры, направленные на оценку действий самого налогоплательщика и на доказывание противоправного характера этих действий.

6. Правила доказывания того, что контрагент не исполнял обязательство

Доказывание того, что контрагент не исполнял обязательство самостоятельно, производится с учетом совокупности фактов о деятельности и активах контрагента.

7. Приоритет налоговых органов – выявлять умышленные действия налогоплательщиков


Налоговые органы должны получать объяснения по всем фактам (включая повторные – при возникновении противоречий).


Необходимо эффективно использовать все мероприятия налогового контроля (осмотры, допросы, инвентаризации, выемки и т. п.).

8. Признаки умышленной неуплаты налогов

  • обналичивание денежных средств;
  • возврат этих средств налогоплательщику или взаимозависимым, подконтрольным лицам.


Бремя доказывания размера операций с реальным исполнителем – на налогоплательщике. Такая информация должна быть представлена на досудебной стадии.


Расходы и вычеты по НДС определяются на основании документов, представленных налогоплательщиком, и документов, полученных при налоговом контроле.

11. Непредставление налогоплательщиком сведений о фактическом исполнителе влечет отказ в налоговых вычетах

12. Правила определения налогов, если налогоплательщик сам выполнил работы

Могут быть учтены расходы и вычеты по НДС в отношении подтвержденных операций (при подтверждении размера затрат (с учетом п. 10).

Доказывается не только неисполнение контрагентом обязательств, но также должен ли был об этом знать налогоплательщик.

14. Критерии оценки выбора контрагента

Стандарт осмотрительного поведения в гражданском (хозяйственном) обороте, ожидаемого от его разумного участника в сравнимых обстоятельствах. Проверка (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62):

  • деловой репутации;
  • возможности исполнения;
  • платежеспособности.
  • известность на рынке;
  • рекламирование;
  • репутация;
  • опыт;
  • исполненные контракты;
  • офис, промплощадка;
  • наличие субподрядчиков.

15. Активная роль в сборе доказательств относительно выбора контрагента


Следует исследовать в совокупности и взаимной связи обстоятельства относительно заключения и исполнения сделки (включая недочеты в документах).


Необходимо учитывать информацию о контрагенте, размещаемую на сайте ФНС (на момент совершения сделки).

  • для системной/разовой сделки;
  • для существенной/несущественной суммы сделки.

17. Налоговые последствия, если налогоплательщик должен был знать (но не знал) о технической роли контрагента и нет спора о факте несения расходов


17.1. Если установлен реальный исполнитель

Вычет расходов и НДС производится исходя из параметров реального исполнения, отраженных в финансово-хозяйственных документах реального исполнителя.

17.2. Если невозможно установить реального исполнителя

Если невозможно установить реального исполнителя, то нет вычета по НДС.
По налогу на прибыль применяется расчетный способ. Налогоплательщик доказывает размер понесенных расходов (с учетом информации о рыночных ценах, прошлых сделках или на основании заключения оценщика).
Действительный размер налогового обязательства устанавливается налоговым органом на основании имеющихся сведений и документов и при содействии налогоплательщика в их установлении.

18. Взыскание убытков с контрагента

Если налогоплательщику отказано в вычетах, то налогоплательщик вправе требовать взыскания соответствующих убытков с лиц, виновных в их причинении.

19. Оценка субъективной стороны действия налогоплательщика (умысел – неосторожность)

20. Отсутствие вины

V. Наличие у контрагента цели неправомерного уменьшения налоговой обязанности по налогу на добавленную стоимость в связи с операциями, совершенными с налогоплательщиком

21. Отказ в вычете, если налогоплательщик знал о неуплате НДС контрагентом

Общее правило (КС РФ): право налогоплательщика на налоговый вычет по НДС не может быть обусловлено исполнением непосредственными контрагентами (продавцами, поставщиками) и предшествующими им лицами своей обязанности по уплате налога на добавленную стоимость.


Но при этом предполагается, что выбор контрагента отвечал условиям делового оборота, пока иное не будет доказано налоговым органом.


Отказ в вычете по счетам-фактурам реального контрагента возможен, только если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик знал о налоговых правонарушениях, допущенных контрагентом, и извлекал выгоду из противоправного поведения контрагента за счёт причинения ущерба бюджету РФ.

  • взаимозависимость;
  • подконтрольность;
  • согласованность действий, направленных на неуплату налога.

VI. Изменение юридической квалификации операций

22. Реконструкция налоговых последствий при искажении правовой квалификации операций

При искажении правовой квалификации операций должна быть дана должная правовая оценка данным операциям на основе установления их подлинного экономического содержания с учётом оценки наличия в действиях налогоплательщика разумных экономических или иных причин и обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект.
Налоговые последствия операций определяются исходя из надлежащей правовой квалификации этих операций (прикрываемых операций). Прикрывающие операции в целях налогообложения не учитываются.

23. Наличие альтернативного варианта достижения деловой цели не свидетельствует о злоупотреблении

Налогоплательщики вправе избирать вариант достижения результата экономической деятельности с учетом налоговых последствий, однако при реализации избранного варианта не должны присутствовать признаки искусственности, отсутствия хозяйственного смысла.
Сам по себе факт получения отрицательного экономического результата по сделке не может рассматриваться как свидетельство отсутствия деловой цели.

24. Отличие ошибки в применимой норме НК РФ и искажения в учете квалификации операции

Методологическая или правовая ошибка, выражающаяся в неправильном применении норм права, повлекшая неверную квалификацию операций и оценку налоговых последствий их совершения, сама по себе не подлежит оценке в соответствии с пунктом 1 статьи 54.1 Кодекса.


Если налогоплательщиком, совершившим указанную ошибку, при этом не было допущено искажение в учете (отчетности) стоимостных, количественных и (или) иных параметров, характеризующих спорные операции и их экономическую суть (основание предоставления), то его действия, повлекшие неуплату или неполную уплату налога в результате такой ошибки, подлежат квалификации по пункту 1 статьи 122 Кодекса, а не по пункту 3 данной статьи.

VII. Оценка основного мотива операции (критерий деловой цели)

25. Оценка наличия деловой цели

Оценка основного мотива совершения операции представляет собой самостоятельный критерий оценки.
При оценке деловой цели необходимо оценивать, совершил бы налогоплательщик эту операцию исключительно по мотивам делового характера в отсутствие налоговых преимуществ.


Доминирующий налоговый мотив может иметь место при реализации решения, не свойственного деловой практике, и которое не может быть обосновано с точки зрения получения экономических выгод и предпринимательского риска (например, присоединение компании с накопленным убытком без актива при отсутствии экономического обоснования), решения, принятого не в своем интересе, а в интересах иного лица с целью его скрытого финансирования.

26. Оценка деловой цели совокупности операций

Достижение деловой цели, реализуемой путем совершения совокупности операций, само по себе не означает, что каждая из этих операций имеет деловую цель.


При анализе совокупности таких операций может быть поставлен вопрос об оценке каждой операции в отдельности, а именно была бы она совершена в отсутствие указанной совокупности, и не являлся ли налоговый мотив основным мотивом совершения той или иной операции и структурирования указанной совокупности операций, сделок.
Такая оценка допустима при условии, что указанная хозяйственная цель с позиции практики делового оборота могла быть достигнута иным образом без совершения спорной операции.

VII. Оценка моделей ведения хозяйственной деятельности в рамках группы лиц, в которую входят налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы

27. Критерии выявления злоупотреблений при дроблении бизнеса

При налоговой проверке налогоплательщика, входящего в группу лиц, в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, необходимо оценивать, ведется ли налогоплательщиком и иными лицами соответствующая деятельность самостоятельно и на свой риск с использованием собственных достаточных трудовых, производственных и иных ресурсов.


По ряду факторов определяется, ведется ли организационно единая деятельность, координируемая одними и теми же лицами, с задействованием общих материально-технических и (или) трудовых ресурсов и (или) средств индивидуализации от имени нескольких формально самостоятельных субъектов.

Доначисление сумм налогов осуществляется с целью возмещения ущерба бюджетам таким образом, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений. Это означает необходимость определения действительных налоговых обязательств налогоплательщика. При этом учитываются как вменяемые доходы, так и соответствующие расходы, налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, налоги, уплаченные в рамках специальных налоговых режимов. НДС доначисляется в пределах цены, а не сверх сумм, полученных от покупателей.

Пояснения по НДС — это ответные разъяснения налогоплательщика по выявленным ФНС расхождениям в отчетности. При возникновении вопросов инспекция обязательно направит требование о представлении разъяснений. Чиновники отметили, что оснований для направления требований стало больше, а формат представления ответа изменен.

Требование от ФНС

Если у налоговой инспекции возникли вопросы в ходе камеральной проверке отчетности по НДС, требование в адрес налогоплательщика не заставит себя ждать. Причины для направления запроса в подотчетные организации разделяют на две группы. Чаще всего ФНС требует разъяснить:

  • информацию по льготируемым операциям, которые были включены в отчетность НДС;
  • выявленные расхождения и ошибки в декларационном отчете (их всего девять).

Пояснять каждую из причин придется по-разному. При получении требования от ФНС компании придется разъяснить контролерам только ту информацию, которая была запрошена. Дополнительных сведений не требуется. Конечно, если сам налогоплательщик не обнаружил другие недочеты в декларации по НДС.

Готовим пояснения по льготам НДС

Если ФНС запрашивает сведения о льготируемых операциях, то пояснения сформируйте в виде реестра документов, подтверждающих право на льготы по НДС. Это следует из Писем ФНС России от 22.02.2018 N СА-17-3/52, от 26.01.2017 N ЕД-4-15/1281@.

Сами документы предоставлять не нужно. Достаточно только реестра, по установленной форме. Копии подтверждающей документации ФНС запросит позже. Конкретный перечень запрашиваемых бумаг будет установлен в зависимости от присвоенного уровня налогового риска по сверке СУР "АСК НДС-2" (Письмо ФНС России от 26.01.2017 N ЕД-4-15/1281@).

Бланк реестра рекомендован в Приложении N 1 к Письму от 26.01.2017 N ЕД-4-15/1281@.


Расхождения по НДС

В 2020 году оснований для направления требования по отчетности НДС у налоговиков стало больше. Раньше кодов недочетов в декларации было всего четыре. Теперь количество увеличили практически вдвое. Сейчас действует девять кодов помарок в декларации по НДС.

Коды видов ошибок в декларации по налогу на добавленную стоимость:

Готовим разъяснения по ошибкам

Если запрос ФНС содержит конкретный код ошибки, то действия налогоплательщика следующие. В первую очередь, требуется проверить декларацию по НДС:

  • проконтролируйте правильность заполнения и арифметические подсчеты;
  • сверьте данные с документами (журналами учета, счетами-фактурами, книгами покупок/продаж);
  • проверьте суммы начисленного налога по ставкам.

Обратите особое внимание на то, как отражены в декларации сведения, по которым пришел запрос от ФНС (даты, суммы, номера счетов-фактур и прочее).

После проверки у налогоплательщика есть три варианта действия:

Ошибок в декларации нет

Если в отчетности нет ошибок, то придется пояснить ФНС причину выявленных расхождений. В разъяснении следует указать, что:

  • причин для подготовки уточненной декларации нет;
  • ошибки, расхождения и недочеты отсутствуют;
  • есть причины и основания, по которым компания не считает выявленные расхождения ошибкой.

Правила закреплены Письмом ФНС России от 03.12.2018 N ЕД-4-15/23367@.

Имеются недочеты, но налог не занижен

Если недочет в отчете не привел к искажению сумм налоговой базы и занижению НДС, у налогоплательщика есть выбор. Допустимо три варианта:

  1. Подать пояснения, указав верные сведения в письме.
  2. Подготовить корректировочный отчет.
  3. Подать одновременно и уточненку, и разъяснения.

Последний вариант рекомендован ФНС. Но этот способ подачи пояснений — право налогоплательщика, а не обязанность.

Имеются ошибки, налог занижен

Если же ошибки привели к занижению налога в отчетности, то подайте корректировку. А вот пояснения в данном случае предоставлять в ФНС не обязательно.

Не забудьте доплатить часть налога, если в результате исправления ошибки образовалась недоимка перед бюджетом.


Как подать пояснения в ИФНС по новым правилам

Если подаете пояснения по ошибкам и расхождениям, то отчитаться разрешено только в том виде, в котором сдаете декларацию. Если способ нарушен, то компанию или ИП оштрафуют. Электронный формат подачи разъяснений закреплен Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@.

Важное о сроках и штрафах

Получив требование от ИФНС, компания должна поторопиться — у нее есть всего 5 рабочих дней не то, чтобы подготовить ответ. Если налогоплательщик не представит пояснения в установленный срок, то его оштрафуют. Суммы наказаний значительны:

С октября 2020 года ФНС России запустила пилотный проект по сокращению срока камеральной проверки по НДС до 1 месяца. В своём письме от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129 она объяснила, что это означает.

Причины введения нового срока

Старт в Федеральной налоговой службе нового пилотного проекта по сокращению сроков камеральной проверки налоговой декларации по НДС до одного месяца связан с решением, которое было принято ФНС по результатам совместной с бизнесом работы. Объяснение следующее.

Налоговый разрыв по НДС на конец 2020 года составляет 0,43%. И это самый низкий показатель в мире. Добиться таких результатов удалось благодаря автоматизированной системе контроля АСК НДС-2 (для сравнения: в 2016 г. показатель был 8%).

Современные технологии Big Data, которые использует ФНС, обеспечивают комфортные условия налогового администрирования добросовестным налогоплательщикам. Поэтому, по мнению ФНС, сокращение срока камеральных проверок по НДС:

  • позволит бизнесу эффективнее распоряжаться оборотными капиталами;
  • улучшит деловой климат;
  • повысит деловую активность.

Новые сроки проверки и какая это декларация НДС

В отношении деклараций по налогу на добавленную стоимость, в которых заявлено право на возмещение НДС из бюджета (ст. 176 НК РФ), камеральная проверка может быть завершена (т. е. не обязательно в этот срок) по истечении 1 месяца со дня подачи декларации, а не двух.

В этом случае день сдачи декларации по НДС это одно из двух:

  • 25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (предельный срок, предусмотренный п. 5 ст. 174 НК РФ);
  • день подачи уточненной декларации НДС (но не ранее истечения предельного срока за соответствующий налоговый период, за который сдаёте уточненку).

Как проверяют декларацию по НДС: круг первый

Не позднее 10 календарных дней со дня представления декларации, идёт её оценка на соответствие следующим условиям:

УСЛОВИЕ

ПОЯСНЕНИЕ

Соответствие другим условиям: круг второй

По истечении 1 месяца со дня представления декларации НДС налогоплательщиков, соответствующих вышеуказанным условиям, оценивают на одновременное соответствие следующим условиям:

  • отсутствие ошибок в декларации и/или противоречий между сведениями в представленных документах либо несоответствия сведений от налогоплательщика сведениям в документах у ИФНС, полученных в ходе налогового контроля, приводящих к изменению налоговых обязательств;
  • отсутствие противоречий между сведениями об операциях в декларации по НДС и несоответствий сведениям об операциях в поданной декларации сведениям об указанных операциях в декларации по НДС, представленной другим налогоплательщиком (расхождения), либо расхождения не свидетельствуют о занижении НДС к уплате или о его завышении к возмещению;
  • отсутствие признаков нарушений налогового законодательства, приводящих к завышению НДС к возмещению либо занижению к уплате.

При проведении камеральной проверки оценка целесообразности проведения мероприятий налогового контроля в отношении контрагентов низкого и среднего уровня налогового риска, по которым заявлены вычеты НДС, инспекторы определяют с учетом информации и сведений, которые у них есть.

На какие декларации НДС распространяется новый порядок

В пункте 6 письма-поручения ФНС от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129 особо отмечено, что оно касается деклараций по НДС, сданных после 1 октября 2020 года за налоговые периоды начиная с 3 квартала 2020 года.

Как могут действовать налоговики при камеральной проверке декларации по НДС, описано в Готовом решении в КонсультантПлюс:


Вывод

Таким образом, при одновременном соблюдении всех перечисленных выше условий камеральная проверка декларации по НДС (уточнёнки) должна закончиться по истечении 1 месяца со дня подачи этой отчётности.

Читайте также: