Письмо налоговой о заполнении налоговой

Обновлено: 19.05.2024

Неправильно поданные документы на налоговый вычет могут привести к отказу в выплате или даже более серьёзным проблемам. Мы попросили финансовых экспертов рассказать о типичных ошибках при получении вычетов и том, как их не допустить.

1. Не контролировать процесс принятия документов

2. Не прикладывать документы, подтверждающие право на вычет

В НДФЛке рассказывают, что часть людей забывают приложить некоторые документы, необходимые для получения налоговых вычетов, или совсем не прикладывают ничего, отправляя только одну налоговую декларацию. Специалисты напоминают, что декларация — это, по сути, просто заявление о намерении получить вычет. Но подтверждать заявление нужно именно документами.

налоговую декларацию (3-НДФЛ);

справку о доходе 2-НДФЛ (дают на работе);

копию договора купли-продажи жилья или выписку о праве собственности;

копию акта приёмки-передачи жилья;

кредитный договор (если есть ипотека);

копии квитанций об оплате полной стоимости недвижимости;

копию свидетельства о браке (если покупали супруги);

письменное заявление о распределении имущественного вычета между супругами (если муж и жена хотят получить вычет);

банковские реквизиты для получения денег.


Помните, что для разных ситуаций предусмотрен разный набор документов. Например, если вы хотите получить вычет по ИИС, то вместо документов по квартире нужно прикладывать договор об открытии счёта, договор о брокерском обслуживании, документы о переводе денег, справки 2-НДФЛ и 3-НДФЛ. Воспользуйтесь подсказками на сайте налоговой инспекции.

3. Не учитывать право вычета при уплате налогов

Если вам необходимо заплатить налог с продажи имущества, то проверьте, есть ли у вас право на получение вычетов. Можно обратиться за консультацией к специалистам, которые изучат вашу ситуацию и позволят получить все положенные деньги, не переплатив свои. Стоимость таких услуг может составлять от 499 до 10 000 ₽.

4. Повторно получать вычет

Независимый финансовый советник Ирина Иванова напоминает, что в 2014 году вступили изменения в Налоговый кодекс, позволяющие получить вычет по нескольким объектам недвижимости. Это привело к тому, что некоторые люди, получившие вычет до 2014 года, вновь стали просить вычет или его остаток. В итоге одни получили отказ, а другим налоговый вычет был предоставлен повторно. Во втором случае это происходило по ошибке — из-за смены места жительства, когда менялась налоговая инспекция, рассматривающая вопрос о возврате.

Если вы получали повторный налоговый вычет, хотя не имели на него права, то тогда деньги нужно вернуть государству. Этого требует письмо Федеральной налоговой службы. В случае сомнения нужно просто написать запрос в налоговую инспекцию. Вот ссылка .

Помните, что при повторном получении имущественного вычета вас могут обвинить в необоснованном обогащении. Если вычет предоставлен по ошибке налогового органа, то требование о взыскании может быть заявлено в течение трёх лет с момента принятия ошибочного решения.

5. Запрашивать вычет в неправильной последовательности

У покупателей недвижимости есть возможность получить два вида вычетов:

имущественный вычет при покупке недвижимости (до 260 тысяч ₽);

имущественный вычет по процентам, уплаченным по ипотечному кредиту (до 390 тысяч ₽).

Важно, что имущественный налоговый вычет с процентов, уплаченных по ипотечному договору, предоставляется только на один объект, напоминает Ирина Иванова. Если вы получили вычет на проценты по ипотеке на одну квартиру, то по другой недвижимости уже не сможете его получить.

По опыту Ивановой, люди часто в декларации сразу указывают имущественный вычет и проценты по ипотеке. Получают имущественный вычет полностью со стоимости квартиры и часть уплаченных процентов. Ипотечный кредит закрывают досрочно и покупают другую квартиру в ипотеку. Потом снова пытаются получить вычет с процентов. В этом случае лучше сначала получить имущественный налоговый вычет на квартиру, а только потом на все уплаченные по второй ипотеке проценты .

Также некоторые путают время подачи документов на вычет. Имущественный вычет по новостройкам предоставляется с момента получения акта приёма-передачи или даты регистрации в собственность. А не с момента заключения договора долевого строительства, как многие считают.

Нужно подавать документы на вычет в такой последовательности:

Если купили новостройку, то сначала нужно дождаться сдачи дома в эксплуатацию и получить акт приёмки-передачи квартиры.

Если вы хотите получить два вычета, то сначала нужно запросить вычет за покупку недвижимости, а после его выплаты — вычет с процентов по ипотеке (если было две ипотеки, то уже со второй или с той, где вы больше заплатили процентов по кредиту) .

6. Запрашивать остаток социального вычета

Перенести на другие налоговые периоды можно только имущественный налоговый вычет. В 2020 году можно подать декларации за 2019, 2018 и 2017 годы. При этом социальный налоговый вычет можно получить только за тот год, когда были расходы. Оплатили лечение в 2018 году, за 2018 год и можно получить этот вычет, поясняет Ирина Иванова. Остаток социального налогового вычета на другие налоговые периоды не переносится. Не смогли получить полностью вычет за год — остаток пропадает.

Следить за сроками получения вычета. Стараться получить сразу все вычеты за прошлый год. Если не получается, то можно сначала запросить социальные вычеты (образование или лечение), а потом за имущественные (при покупке квартиры).

7. Подавать документы не в ту инспекцию

Документы для получения налогового вычета нужно подавать по адресу регистрации, а не фактического проживания, напоминает эксперт Национального центра финансовой грамотности Евгения Баранова. Люди часто путаются в адресах. По словам эксперта, инспектор просто откажется принимать документы, если адрес регистрации не совпадает с инспекцией, которая его обслуживает.

8. Получать вычет с материнского капитала

В каких ещё случаях можно столкнуться с проблемами

Военнослужащий М.А. Литвинов купил квартиру в Ленинградской области за счёт денег из федерального бюджета (по военной ипотеке). После этого он запросил налоговый вычет. Налоговая инспекция вернула ему 258 908 ₽. Потом против военного возбудили уголовное дело за мошенничество, поскольку тот получил вычет незаконно, и признали его виновным. К счастью, Конституционный суд оправдал Литвинова, но деньги ему пришлось вернуть.

Евгения Баранова утверждает, что пугаться подобных ситуаций не стоит, ведь ошибочные обращения в налоговую и ошибки в заполнении декларации не являются преступлением. Таково постановление Конституционного суда от 22 июля 2020 года (по итогам рассмотрения дела военного М.А. Литвинова, о котором шла речь выше) . Налогоплательщики имеют право безнаказанно обращаться в налоговую инспекцию для получения налогового вычета, даже если не хватает подтверждающих документов или есть ошибки в их заполнении. Знание тонкостей и некоторых правил просто избавит от проблем и потери времени на их исправление.

Не запрашивать налоговый вычет с суммы материнского капитала.

9. Просить больше, чем заплатили налогов

Самостоятельно подсчитать сумму уплаченных налогов по формуле: размер зарплаты*12*0,13 = уплаченный налог. Ещё сумма налога написана в справке 2-НДФЛ. Запрашивать вычет нужно на сумму не более уплаченных налогов. Если вы хотите получить вычет по недвижимости, то оставшуюся часть можно запросить в следующие годы.


Каждое физическое лицо – предприниматель или компания – юридическое лицо может использовать одну из представленных государством систем налогообложения, при условии соответствия требованиям, установленным в нормативных документах.

Иногда у владельца компании, по тем или иным причинам, возникает вопрос, по какой именно системе работает его фирма. Для этого необходимо подать запрос в налоговую службу на форму 39. Проще говоря, получить Справку о задолженности по налогам. В документе будет указана строчка налога, по которой предприниматель обязан отчитываться и платить соответственно. Мы расскажем, как правильно составить письмо о переходе на УСН или его применении, а также о способах подачи заявления в ИФНС.

Когда подается?

Случаи, когда в ФНС подают заявку на получение справки 39:

  1. Предоставление информации контрагенту.
  2. Участие в тендере, конкурсе, аукционе.
  3. Оформление кредита (для банка).
  4. Решение внутренних вопросов.

Содержание письма

Существует перечень определенных реквизитов:

  • Полное наименование организации (Ф.И.О. физического лица).
  • ИНН (для организаций).
  • Подпись руководителя организации (физического лица).
  • Печать организации.

В запросе можно указать:

О том, как составить запрос в налоговую о предоставлении информации, читайте тут, а из этой статьи вы узнаете об особенностях оформления запроса в ИФНС об отсутствии задолженности.

Способы подачи

Запрос в налоговую службу может быть представлен лично или уполномоченным лицом непосредственно по месту регистрации налогоплательщика, по почте или в электронном виде.

В случае предоставления прошения лично, целесообразно иметь два экземпляра – один для ФНС, второй – с датой регистрации, для налогоплательщика.

При оформлении прошения в электронном виде (по телекоммуникационным каналам), налогоплательщику отправляется два электронных документа:

  • Подтверждение налоговым органом о дате получения запроса.
  • Квитанция о приёме прошения к рассмотрению.

Сроки получения

Справка предоставляется в течение пяти рабочих дней с момента регистрации запроса в органах ФНС.

Причины отказа в предоставлении

Причинами в отказе могут выступать:

  • Направление запроса в налоговый орган, в компетенцию которого не входит предоставление данной информации.
  • Отсутствие в запросе всех обязательных реквизитов.
  • Предоставление прошения, уполномоченным лицом налогоплательщика, без прикрепления копии доверенности, подтверждающей в установленном порядке его полномочия.
  • Наличие в запросе оскорбительных выражений или нецензурных фраз.

Способы забрать готовую справку

Оформленный документ можно получить:

    Лично. При выдаче инспектор проверит наличие документов, удостоверяющих личность налогоплательщика или уполномоченного лица. Один экземпляр справки выдаётся получателю, второй – остаётся в органах налоговой службы. На нем ставится отметка о выдаче, дата, фамилия, имя, отчество и подпись получателя.

В случае, если налогоплательщик не получил справку лично в течение пяти рабочих дней, ФНС отправляет документ по почте по адресу, указанном в запросе.

Рекомендуем посмотреть другие наши статьи о том, как составить письмо с запросом о предоставлении документов, состоянии расчетов и для получения акта сверки с контрагентом (в ФСС), на сверку с налоговой, проверку больничного листа, в банк о предоставлении информации, а также как написать документ на английском языке.

Справка о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, пеням и штрафам разработана с целью повышения качества исполнения государственной функции, создания комфортных условий для плательщиков налогов, определяет сроки и последовательность действий ФНС, её территориальных органов и должностных лиц.


В. Н. Шамрей
автор статьи, консультант Аскон по бухучету и налогообложению

Налогоплательщики в недоумении, почему они должны разъяснять данные факты и откуда такой повышенный интерес. Давайте разберемся, что происходит, как с этим жить и что делать.

Предыстория

Очевидно, что для организаций сотрудничество с самозанятыми - это один из довольно выгодных законных способов налоговой оптимизации. А любой предприниматель всегда ищет возможности сэкономить. Перечислять достоинства можно долго, напомним самые основные:

Для физических лиц преимущества заключаются в:

  • пониженной налоговой ставке, вместо 13% НДФЛ, 4% при получении дохода от физлиц и 6% от юридических лиц;
  • отсутствие отчетности;
  • простота и удобство использования;
  • легализация доходов.

Вот тут-то мы и подобрались к основной цели и причине тех самых проверок, которые проводит Роструд совместно с налоговыми органами.

Что проверяют и что ищут

Как было указано выше, организации тут же оценили все преимущества нового налогового режима и стали, в целях экономии, подменять трудовые отношения отношениями с самозанятыми. Это и стало основной причиной проверок.

В Информации ФНС России от 27.11.2019 все предельно ясно написано: «По закону самозанятые не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам. Однако налоговые органы выявляют случаи, когда самозанятые, заключая с организациями (индивидуальными предпринимателями) договоры на оказание услуг, фактически работают у них. При этом работодатели минимизируют обязательства по уплате страховых взносов и не исполняют обязанности налогового агента по удержанию и перечислению НДФЛ.

Выявление признаков трудовых отношений является основной причиной проверок и привлечения работодателя к ответственности за нарушение трудового и налогового законодательства. В частности, в соответствии с КоАП предусматривается приостановление деятельности на срок до 90 суток. Кроме того, выплаченные самозанятым доходы, фактически получаемые в рамках трудовых отношений, подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами.

Что делать

На какие критерии обращают внимание проверяющие

Это выявляют по данным фактам:

  • регистрация в качестве плательщика НПД — обязательное условие заказчика;
  • заказчик распределяет самозанятых по объектам (маршрутам), исходя из производственной необходимости;
  • заказчик определяет режим работы плательщика НПД (продолжительность рабочего дня, смены, время отдыха и т.д.);
  • сотрудник заказчика руководит работой самозанятых, контролирует ее.

- инфраструктурная зависимость, о ней можно судить по тому, что плательщик НПД выполняет работу, используя только материалы, инструменты и оборудование заказчика.

Судебная практика и опыт дополняет, что проверяющие обращают внимание на следующие факты:

  • Отсутствие ранее (менее двух лет назад) трудовых отношений с теми физическими лицами, с которыми заключены гражданско-правовые договора как с самозанятыми.

Вводя режим НПД, сразу было понятно, что некоторые работодатели захотят сэкономить, расторгнуть со своими сотрудниками трудовые договоры и заключить с ними гражданско-правовые договоры как с самозанятыми. Поэтому прямо в законе есть ограничение, что если работодатель привлекает самозанятых, с которыми у него были трудовые отношения, и с даты их увольнения прошло менее 2 лет, то специальный налоговый режим применяться не будет (п. 8 ч. 2 ст. 6 Закона N 422-ФЗ).

Привлечение компаниями самозанятых граждан должно иметь разумное обоснование данного сотрудничества.

Не рекомендуется использовать в качестве аргумента экономическую составляющую, такую как налоговая оптимизация (НДФЛ, страховые взносы), т.к. это только усугубит ситуацию и проверяющие скорее этот аргумент используют против вас.

Необходимо обосновать разумную деловую цель, например, конкурентные преимущества по срокам, наличие специальных навыков или более высокого профессионального уровня для выполнения определенных работ или оказания услуг конкретным самозанятым, отсутствие подходящей штатной единицы на предприятии и т.д.

  • Отсутствие массового заключения договоров с самозанятыми.

Особое внимание может привлечь массовое заключение договоров с самозанятыми лицами в отношении деятельности, не предполагающей разовый характер.

  • Отсутствие должным образом оформленных документов.
    • Статус самозанятого лица должен быть подтвержден информацией с официального сайта налоговой службы.
    • Наличие своевременно и правильно оформленного чека от самозанятого за оказанные услуги или выполненные работы.
    • Наличие актов оказания услуг или выполненных работ, подписанных с двух сторон, об оказанных услугах и выполненных работах не с общими фразами, а с конкретным описанием объема оказанных услуг или выполненных работ.
    • Наличие подписанного гражданско-правового договора, в котором:

    - указан статус самозанятого, даты регистрации,

    - обязанности самозанятого по выдаче чека,

    - наличие направленности деятельности самозанятого на конечный результат, а не на наличие иных признаков систематической деятельности с признаками трудовой,

    - отсутствие указаний на наличие графика работы, материальной ответственности, подчинения трудовому распорядку, указания на тарифно-квалификационные характеристики работы, должностные инструкции,

    - отсутствие указания на должность, специальность,

    При отсутствии экономического обоснования сотрудничества формальный статус физических лиц, а также наименование договора не значат ничего, всегда рассматривается реальная суть взаимоотношений. Об этом неоднократно напоминала ФНС России (Письма ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@, от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@).

    Установленных требований к порядку заключения договора с самозанятыми в Законе 422-ФЗ не содержится, поэтому при заключении договоров необходимо опираться на нормы гражданского кодекса с учетом особенностей Закона о НПД.

    Если будет доказано иное, то считается, что трудовые отношения между вами возникли с того момента, как физическое лицо допустили к работе (ст. 19.1 ТК РФ).

    Соответственно, организации грозит, помимо ранее перечисленного:

    • приостановление деятельности на срок до 90 суток;
    • недоимку по страховым взносам в зависимости от того, с кем вы заключили ГПД:
      • если договор заключен с ИП или самозанятым - по взносам на ОПС, ОМС и по ВНиМ. Это связано с тем, что при выплате доходов этим лицам вы не начисляли взносы в принципе (пп. 2 п. 1 ст. 419, п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 15 Закона о налоге на профдоход);
      • если договор заключен с обычным физлицом - по взносам по ВНиМ. При выплате доходов таким гражданам вы должны были начислять и уплачивать взносы на ОПС и ОМС (п. 1 ст. 420, пп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ);

      Не хотелось бы пугать организации и наводить на мысль, что стоит отказаться от заключения договоров с самозанятыми. Гражданско-правовые отношения с физическими лицами в статусе НПД разрешены и законны. Законопослушным и добросовестным компаниям при экономически обоснованном и грамотном юридическом оформленном взаимоотношении, вышеуказанные риски не страшны.

      Вам пришло письмо из налоговых органов о взаимоотношениях с самозанятыми?

      Найдите все ответы в КонсультантПлюс. Вам одобрен доступ на 3 дня бесплатно.


      В. Н. Шамрей
      автор статьи, консультант Аскон по бухучету и налогообложению

      Бухучет, налогообложение, ФСБУ, отчетность за 2021 год

      Поможем не забыть сделать главное

      Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.

      В случае выявления ошибок, несоответствий или противоречий при проверке налоговой декларации по НДС налогоплательщику направляется требование о представлении пояснений.

      Открыв приложенный файл в формате .pdf в самом требовании, можно определить с чем именно связано требование:

      Налогоплательщик вправе отказаться от приема поступившего требования в следующих случаях:

      • ошибочного направления требования;
      • несоответствие требования утвержденному формату;
      • отсутствие (несоответствие) электронной подписи уполномоченного должностного лица налогового органа.

      Для формирования и отправки квитанции о приеме нажмите кнопку Подтвердить прием в самом требовании:



      Открывшаяся форма содержит вкладки с номерами разделов, сведения в которых необходимо уточнить в соответствии с поступившим требованием, а также вкладки для формирования других пояснений (по контрольным соотношениям; по сведениям, отсутствующим в книге продаж; по иным основаниям).

      На каждой вкладке по разделам находятся строки, которые содержат сведения, поступившие из ФНС и нуждающиеся в перепроверке.

      Если в базе найдена отправленная декларация за тот период, год, с тем видом корректировки и по той организации, которые указаны в требовании, то в строке "Декларация" значение будет проставлено автоматически. Если такая декларация не найдена, то выберите вручную отправленный файл декларации по гиперссылке Выбрать из базы или Выбрать файл:


      В поле Ответ необходимо выбрать один из двух пунктов:

      • Сведения верны - выбирается в том случае, если после проверки налогоплательщик уверен в достоверности сведений, отраженных в соответствующей строке Раздела 8 налоговой декларации, представленной в налоговый орган.
      • Выявлены расхождения - выбирается в том случае, когда после проверки налогоплательщик обнаружил ошибки в показателях соответствующей регистрационной записи Раздела 8.

      После выбора пункта Выявлены расхождения в табличной части появится дополнительная строка, в которой необходимо указать правильные значения:


      Проверьте все нуждающиеся в уточнении строки каждого из разделов. После проверки части сведений сохраните результат, нажав кнопку Записать. Все изменения будут сохранены, и в следующий раз вы сможете продолжить проверку с того места, на котором остановились.


      Для обработки оставшейся части записей далее будет необходимо повторить процедуру подготовки пояснений, нажав кнопку Подготовить пояснения внутри требования.

      В табличной части открывшейся формы Пояснения к декларации будут размещены только необработанные записи, т.е. те, которые еще не были отправлены в налоговый орган. Ранее подготовленные и направленные налоговому органу пояснения можно просмотреть, пройдя по гиперссылке Пояснения на другие строки требования.

      При необходимости представить пояснения не только по выявленным несоответствиям в разделах 8–12 налоговой декларации, но и по нарушениям контрольных соотношений показателей, откройте документ о представлении пояснений и перейдите на закладку КС, где с помощью кнопки Добавить внесите в графы:

      • Номер соотношения — номер контрольного соотношения из полученного Требования, соответствующий приложению к письму ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@.
      • Пояснение расхождений по контрольному соотношению (1000 символов) — текстовую информацию, поясняющую возникшие расхождения:


      Если в результате проверки требования по контрольным соотношениям будут выявлены ошибки, приводящие к изменению стоимостных показателей налоговой декларации, следует представить уточненную налоговую декларацию.

      В случае если налогоплательщику было направлено требование о представлении пояснений только по контрольным соотношениям показателей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, то поступивший файл требования не будет содержать файлы приложений по разделам 8–12.

      При подготовке ответа на требование в документе Пояснения к декларации необходимо вручную указать налоговую декларацию, к которой и представляются пояснения, пройдя по гиперссылкам Выбрать из базы или Выбрать файл.

      Далее на закладке "КС" нужно представить пояснения, как было описано выше. При этом в документе закладки, предназначенные для исправления показателей Разделов 8–12 декларации по НДС, будут отсутствовать.

      Если согласно требованию необходимо представить пояснения по отсутствию тех или иных регистрационных записей в книге продаж (или по иным ошибкам/противоречиям, выявленным в ходе камерального контроля декларации по НДС), то для формирования пояснений перейдите на соответствующие закладки документа Пояснения к декларации.

      Например, в случае отсутствия в Разделе 9 налогоплательщика регистрационной записи по счету-фактуре, по которому контрагентом была отражена соответствующая регистрационная запись в разделе 8 налоговой декларации, на вкладке Нет в книге продаж:

      • по кнопке Добавить вручную перенести в каждую строку информацию из поступившего от налогового органа Требования в формате .pdf (об этом напоминает текст над табличной частью документа);
      • представить пояснения по каждой строке, выбрав один из двух возможных вариантов ответа: Не подтверждается или Выявлены расхождения.

      Значение Не подтверждается выбирается в том случае, если после проверки налогоплательщик уверен в достоверности сведений, отраженных им в Разделе 9 налоговой декларации (или в Приложении 1 к Разделу 9 уточненной налоговой декларации), представленной в налоговый орган, подтверждая тем самым отсутствие у него соответствующей операции, являющейся объектом налогообложения по НДС, и выставления данного счета-фактуры.

      При выборе такого варианта ответа графы Вид операции, Раздел, Всего (в руб.), Всего (в валюте счета-фактуры), Посредник (ИНН/КПП) не заполняются.

      Значение Выявлены расхождения выбирается, если в результате проверки налогоплательщик обнаружил ошибку в отражении/неотражении данного счета-фактуры в декларации. После выбора этого вида ответа в табличной части для соответствующей регистрационной записи появляется дополнительная строка.

      В строку По данным ФНС необходимо вручную перенести информацию из поступившего от налогового органа требования в формате .pdf, а в строке Уточненные данные указать исправленные значения:


      Если в результате проверки было выявлено неправомерное отсутствие регистрационной записи по данному счету-фактуре в книге продаж (дополнительном листе книги продаж), то для исправления допущенной ошибки будет необходимо представить уточненную налоговую декларацию за соответствующий налоговый период, внеся недостающую запись в Приложение 1 к Разделу 9.

      На вкладке Иные пояснения можно представить любую текстовую информацию, поясняющую те или иные несоответствия (расхождения), выявленные при камеральном контроле:


      Всю информацию, направленную налоговому органу, можно также увидеть в разделе Отчеты - Письма. Подгружать дополнительные файлы или скан-копии документов к ответу на требование о представлении пояснений по НДС нельзя.

      Читайте также: