Письмо из налоговой статистика

Обновлено: 27.05.2024

В России стартовала масштабная кампания по выводу из тени личных доходов граждан. В ФНС уже давно попадают все данные от ГИБДД и Росреестра обо всех крупных покупках недвижимости и авто. Также налоговики стали более активно следить за всеми движениями на картах, счетах и электронных кошельках россиян.

Не так давно граждане начали получать от ФНС и приглашения посетить налоговый орган. Тем, кто регулярно покупает дорогостоящие автомобили, строит дома или отдыхает на курортах и при этом получает несоответствующие этим тратам доходы, налоговики предлагают доказать происхождение денег на покупки и, в случае отсутствия таких доказательств, уплатить налог.

Сегодня я хочу рассказать вам, что нужно делать, если вам пришло письмо из налоговой, можно ли игнорировать письма ФНС, и в каких ситуациях можно избежать встречи с налоговым инспектором.

Что за письма шлет налоговая?

Поясню, что ФНС на основании в п. 4 ст. 31 и ст. 90 НК РФ может вызвать к себе любого гражданина и по любому вопросу, касаемого исполнения им налогового законодательства.

Для начала нужно обратить внимание, какое именно письмо от ФНС вам пришло. Налоговая инспекция может вызвать вас на допрос или на беседу. В первом случае приходит повестка, а во втором – уведомление. В отличие от допроса на беседе не ведется протокол и не записываются слова налогоплательщика.

А что если я не пойду? Можно ли проигнорировать письмо ФНС?

Вызов в инспекцию налогоплательщика четкими правилами не регламентирован. Как я уже говорила ранее, п. 4 ст. 31 и ст. 90 НК РФ не содержит закрытый перечень случаев вызова, что толкуется налоговыми органами как основание применять эту норму практически по любому поводу.

Поэтому прежде всего, как я уже говорила, вам нужно выяснить, что именно вы получили от налогового органа – повестку на допрос или уведомление.

В первом случае, если вы получили повестку, то если вы не явитесь в налоговый орган и (или) откажетесь от дачи показаний, то за необоснованный отказ вы можете получить штраф 3000 руб.

Также в обоих случаях – и в случае, если вы получили повестку, и в случае если вам пришло уведомление – неявка в налоговый орган может рассматриваться как административное правонарушение, за которое может грозить штраф в размере от 500 до 1000 руб. (часть 1 статьи 19.4 КоАП РФ).

  • через МФЦ,
  • по почте заказным письмом,
  • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота,
  • через личный кабинет налогоплательщика.

Датами получения такого письма будут считаться следующие:

Таким образом, если вы получили письмо от налоговой инспекции каким-то другим способом, а именно оно было вам просто брошено в почтовый ящик или пришло обычным (не заказным) письмом, или инспектор просто вам позвонил по телефону, то вызов вас в ФНС будет не являться надлежащим, и вы его можете спокойно игнорировать.

Очень часто письма в виде уведомления о вызове налогоплательщика в налоговый орган отправляются именно ненадлежащим образом. Все дело в том, что в настоящее время в российском Налоговом кодексе пока еще отсутствует норма налогового контроля за расходами физических лиц. И такие уведомления зачастую являются инициативой налоговой инспекции в качестве изыскания дополнительных способов повышения собираемости налогов.

Налоговые инспекторы, пользуясь юридической безграмотностью и страхом перед государственными органами граждан, таким образом, не инициируя налоговую проверку, пытаются получить дополнительные поступления в бюджет.

Налоговая в таком случае может подозревать и писать вам все что угодно, но гражданин имеет право проигнорировать такое письмо, и ничего ему за это не будет.

Кроме того, очень часто в даже надлежащим образом отправленных уведомлениях налоговые инспекторы устанавливают не конкретную дату и время вызова в ИФНС, а ограничиваются указанием приемных дней и часов работы налоговой инспекции. В этом случае налогоплательщик практически неуязвим перед угрозой составления протокола об административном правонарушении, потому что получается, что в своем желании посетить налоговый орган он не ограничен во времени.

Стоит ли идти в налоговую?

Даже если вы получили письмо от налоговой, направленное вам надлежащим образом, и вас приглашают посетить налоговую инспекцию, то идти вам туда совсем не обязательно (только если, конечно, вас не вызывают на допрос, в этом случае идти в любом случае придется).

Обычно инспектору нужен от вас письменный ответ. И если вы явитесь в инспекцию лично, то вам придется писать этот ответ прямо там, в неспокойной для вас обстановке. Поэтому я всегда рекомендую ответ подготовить заранее, возможно обратясь к более разбирающимся в этом вопросе людям. Это поможет вам сохранить ваши нервы и уберечься от действий, которые могут вам еще и навредить.

Подготовленный ответ ФНС вы можете принести лично инспектору, а лучше, если вы направите его в ФНС любым из перечисленных способов: либо в письменном виде заказным письмом, либо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, либо через МФЦ.

К письму обязательно нужно приложить все документы, подтверждающие изложенные в ответе доводы.

Поэтому я рекомендую хранить как минимум 4 года все документы по поступлению и расходованию денежных средств на ваших личных счетах, справки о доходах, чеки и договора на дорогостоящие покупки, договора дарения и прочие важные документы.

В любом случае, не стоит паниковать, если вы вдруг получили письмо из ФНС. Старайтесь не нарушать закон и знайте свои права!

Если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее и поставить лайк, если не понравилась – дизлайк.

вопросы

Организации и ИП сдают отчёты в государственную службу статистики. Подача документов происходит выборочно, но раз в пять лет является обязательной для всех представителей малого и среднего бизнеса. В 2021 году Росстат проводил сплошное статистическое наблюдение за малым бизнесом. В следующий раз компании должны будут предоставить в Росстат сведения о выручке, оборудовании и сотрудниках в 2026 году.

В статье расскажем, как и кому индивидуальные предприниматели должны предоставлять статотчёт.

Кому и когда нужно сдавать отчётность в Росстат

Малые предприятия подают статотчёт по форме МП-сп. ИП сдают отчётность по форме № 1-предприниматель. Содержание и порядок заполнения документов утверждены приказом Росстата от 17 августа 2020 года № 469.

Какую отчётность сдают в Росстат ИП без работников

Когда Росстат не проводит сплошное исследование, ведомство само решает, какая организация будет участвовать в сдаче отчётности. Индивидуальные предприниматели также могут попасть в этот список. Если ИП без работников, то сведения о численности и заработной плате сотрудников сдавать не нужно. Периодичность представления иной информации может быть ежегодной, квартальной или месячной. Служба статистики отправит респондентам уведомления. Если письмо задержится, фирма подаст документы с опозданием и получит штраф. Поэтому лучше проверить, нужно ли сдавать отчётность в Росстат. Как это сделать, читайте в нашей статье.

Как заполнить форму и сдать отчёт о деятельности ИП

Формы отчётности и указания к их заполнению можно скачать на официальном сайте Государственной службы статистики. Отчёт, заполненный на бумаге, сдают только в отделение Росстат или отправляют заказным письмом через Почту России с обязательной описью вложения. В первом случае необходимо иметь два экземпляра документа. Один представляется в ведомство, на втором работник службы ставит подпись и печать, как доказательство отправки сведений предпринимателем.

Важно: Сдача отчёта через оператора ЭДО, портал Госуслуги или сайт Росстат требует наличия электронной подписи. Она необходима для регистрации в личном кабинете и подписи цифровых документов.

Форма 1-предприниматель — отчёт в Росстат, который сдают ИП без работников в год сплошного статистического наблюдения. Рассмотрим, как правильно её заполнить.

Титульный лист

В нём указывают почтовый адрес, по которому приходит корреспонденция, Ф.И.О, ОКПО и ИНН.

 Титульный лист

Раздел 1. Общие сведения о вашем бизнесе

В пункте два указывают адрес, по которому осуществляется предпринимательская деятельность. Если таких адресов несколько, то вписывают тот, где получена наибольшая выручка в 2020 году. При одинаковой выручке или её отсутствии вписывают адрес с наибольшим числом сотрудников в штате. Предприниматель, ведущий бизнес без привязки к определённому адресу, указывает место прописки.

В третьем пункте отмечают систему налогообложения, на которой работал предприниматель в 2020 году. Если их было несколько, необходимо отметить всё.

Четвёртый пункт необходим для указания средней численности человек, работавших на ИП в 2020 году. Учитывают не только работников, но и партнёров и членов семьи.

 Средняя численность

 Основные показатели

Перечень видов экономической деятельности

 Перечень видов экономической деятельности

В шестом пункте в таблицу вписывают:

  • коды ОКВЭД по каждому виду деятельности;
  • выручку;
  • общую сумму выручки.

При необходимости индивидуальный предприниматель вправе добавить в бланк недостающие строки по видам деятельности.

Раздел 3. Основные фонды (средства) и инвестиции в основной капитал

Если в отчётном году ИП использовал собственные основные фонды, то предприниматель ставит соответствующую отметку в седьмом пункте. Объекты, взятые в аренду, учитывать запрещено.

В восьмом пункте заполняют данные о грузоперевозящих автомобилях. Учитывают персональные, арендованные, оформленные по договору лизинга или собственные автомобили работников. Нельзя учитывать грузовые авто, которые ИП сдаёт в аренду.

В итоговую часть отчёта вписывают:

  • фамилию, имя и отчество;
  • действующие номер телефона и электронную почту;
  • подпись.

Сдать отчёт в статистику 1-предприниматель обязательно для индивидуального предпринимателя. Непредставление статистических данных относится к административному правонарушению и регулируется статьёй 13.19 КоАП РФ. Если статистика не подана, отправлена с опозданием или содержит в себе ложную информацию, то административным кодексом предусмотрены следующие штрафы:

  • от 10 до 20 тыс. руб. — для ответственных должностных лиц и ИП;
  • от 20 до 70 тыс. руб. — для организаций.

Письмо в Росстат об отсутствии показателей является бухгалтерским документом, который подается в службы статистики для обоснования причин непредставления полного ответа на запросы этого органа. Для каждого предприятия предусмотрены различные формы отчетности перед налоговыми, социальными, статистическими учреждениями. Однако некоторые запросы из Росстата могут направляться компаниям ошибочно. Для того чтобы обосновать невозможность их исполнения, предприятием составляются официальные письма.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Правовые основы

  • субъектами крупного предпринимательства (с числом трудящихся свыше 150 человек);
  • субъектами среднего предпринимательства (численность работников не превышает 150);
  • малыми предприятиями (число сотрудников варьируется от 15 до 100);
  • микрокомпаниями (с максимальным количеством сотрудников до 15 человек).

Крупные компании должны систематически отчитываться в органы Росстата. Более мелкие участники рыночных отношений представляют сведения не только по официальным формам отчетности, но и по официальному запросу службы по определенным показателям. По избирательным статистическим требованиям отчетность в органы статистики сдается не чаще:

  • одного раза в месяц и раз в квартал (малыми и средними бизнес-субъектами;
  • одного раза в год (микрокомпаниями).

Основными сведениями, которые компании должны передавать в Росстат, являются:

  • данные бухгалтерского баланса;
  • показатели уровня заработных плат;
  • информация о травматизме на производстве;
  • сведения по должностям и окладам.

Некоторые предприятия не занимаются внешнеэкономической деятельностью и не оказывают транспортные услуги. В таком случае у компании не будет показателей по запрашиваемым сведениям.

Однако отказаться от предоставления отчета организации не имеют права, поскольку за нарушение порядка и сроков направления статистических сведений, а равно за непредставление их вообще, предусмотрена ответственность по КоАП РФ. Размер штрафов варьируется:

  • от 10 000 до 20 000 руб. в отношении руководителей или ИП;
  • от 20 000 до 70 000 руб. в отношении юрлица.

Во избежание привлечения к ответственности организацией составляется извещение о невозможности предоставить данные по запросу.

Содержание документа

Письмо об отсутствии показателей не имеет законодательно установленной формы. Исходя из практики, в нем целесообразно отразить:

письмо в росстат об отсутствии показателей образец


Письмо должно быть подписано руководителем предприятия, а в его отсутствие – заместителем или иным лицом, имеющим право на визирование документов. Внизу листа могут быть указаны составитель уведомления и контактные данные.

Куда передается письмо

Отчетность в контролирующий статистический орган может быть представлена на бумажном или электронном носителе путем:

  • передачи письма в распечатанном виде в служебную канцелярию (приемную);
  • направления через систему электронной отчетности (с проставлением электронно-цифровой подписи);
  • почтовой пересылки заказным письмом.

Такими же способами может быть направлено письмо об отсутствии сведений по форме отчетности.

При электронном обмене информацией получение письма отслеживается автоматически. При этом, если в системе имеются сбои, оно придет в Росстат только после их устранения. Это может вызвать неблагоприятные последствия для организации, которая направила извещение в последний день предоставления отчетности.

Если уведомление об отсутствии показателей вручается напрямую в статистическое учреждение, необходимо подготовить его копию, на которой распишется секретарь.

Типичные ошибки при заполнении

Уведомление об отсутствии показателей по запросу органов Росстата должно быть кратким и лаконичным. Поэтому большинство ошибок сводится к тому, что составители письма указывают лишнюю информацию: например, о том, какие данные компания может предоставить, а какие нет, почему некоторые сведения у компании отсутствуют и т.д.

Если в извещении отсутствуют индивидуальные статистические коды, процесс проверки данной организации увеличится, поскольку службе нужно будет поднять всю документацию по конкретному лицу.

Срок хранения

В соответствии с Приказом Минкультуры России №558 от 25 августа 2010 года статистические документы подлежат хранению на предприятии:

  • в отношении годовых отчетов — постоянно;
  • по квартальным или полугодовым – в течение 5-ти лет;
  • в отношении месячного отчета — один год.

Переписка о заполнении отчетности, в том числе по отсутствию показателей, должна храниться не только предприятием, но и службой Росстата на протяжении 5-ти лет с момента ее составления.

Уведомление из статистики — документ, содержащий закодированную информацию о предпринимателях. Ее источник — общероссийские классификаторы, а самим предпринимателям (или иным лицам) сведения предоставляются по запросу. Форма документа может быть как материальной, так и электронной. А это значит, что эту услугу можно получить как онлайн, так и при посещении определенных ведомств.

Зачастую такая информация как коды статистики другого предпринимателя может понадобиться вам тогда, когда вы подбираете себе бизнес-партнера. Это входит в совокупность действий по проверке контрагента. Такая проверка сейчас обязательна для каждого хозяйствующего субъекта, который не хочет попасть впросак перед налоговой (да и финансово), когда окажется, что его контрагент на самом деле — фирма-однодневка. Собираясь заключать бизнес-контракт, желательно обратиться к опытному специалисту, который подскажет, на что обратить внимание.

Уведомление из статистики: что включает в себя и когда требуется?

Любой предприниматель (индивидуальный — ИП, или коллективный — юридическое лицо), начиная свою деятельность, становится на учет в статистическом регистре хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики (Росстата или Госкомстата). Более короткое название этого регистра — статрегистр.

Он содержит информацию как статистическую, так и идентифицирующую предпринимателя — наименования, имена, адреса, коды из российских регистров по каждому из них. Последние называются кодами статистики. Федеральная налоговая служба, зарегистрировав вас, сама направляет в Госкомстат все требующиеся данные.

Почти вся эта информация (за исключением не общедоступной) может быть предоставлена любому, кто ее запросит. В ответ на такой запрос сотрудники государственной статистики направляют письмо или, по-другому, уведомление, которое содержит ряд кодов общероссийских классификаторов:

  • предприятий и организаций (ОКПО);
  • объектов административно-территориального деления (ОКАТО);
  • территорий муниципальных образований (ОКТМО);
  • органов государственной власти и управления (ОКОГУ);
  • форм собственности (ОКФС);
  • организационно-правовых форм (ОКОПФ).

Среди перечисленных кодов статистики нет кода из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), который позволяет, например, вашему потенциальному контрагенту определить точный вид вашей предпринимательской деятельности. Чтобы узнать его, потребуется выписка из Единых госреестров юридических лиц или ИП.

Когда может понадобиться уведомление из статистики? Во-первых, если вы готовите отчетность в ФНС или бухгалтерскую отчетность или оформляете первичную бухгалтерскую документацию. Во-вторых, без получения уведомления из статистики вы не откроете банковский счет. В-третьих, не сможете зарегистрировать изменения ни в одном из государственных реестров. В-четвертых, уведомление может потребовать ваш контрагент.

Еще один случай, когда потребуется уведомление из статистики — это, как ни странно, сдача отчетности в эту самую службу статистики. Такое происходит, когда вы попадаете в выборку Росстата, поэтому лучше самостоятельно проверять на сайте хотя бы раз в месяц, не попали ли вы в нее.

Как получить уведомление из статистики?

Узнать коды статистики другого предпринимателя (предположим, вашего потенциального контрагента) вы можете на сайте Росстата. Если вы хотите получить бесплатное уведомление, то, помимо запроса на официальном портале, для этого есть несколько других способов. Во-первых, это визит в налоговую по месту регистрации, а во-вторых, визит в территориальное отделение Федеральной службы статистики. Список последних с адресами есть на сайте Росстата.

Чтобы получить уведомление из статистики, не нужно собирать никакие документы, вы только пишете заявление. Его форма содержится в приложении 2 к Приказу Росстата об утверждении административного регламента № 668.

Как выглядит процесс получения кодов статистики с сайта? Для этого нужно:

Распечатанный документ раньше нужно было заверять в территориальном отделении статистики — все равно приходилось туда идти. Сейчас этого не требуется — документ обладает юридической силой без подписей и печатей сотрудников Росстата. Формировать и распечатывать его можно сколько угодно раз.

Письмо с кодами из статистики получить несложно — для этого не требуется собирать какие-либо документы и даже куда-то идти. Можно воспользоваться сайтом службы государственной статистики. А если по какой-то причине вы не имеете доступа к интернету, можно получить документ в отделении налоговой по месту регистрации вас как ИП или вашей коммерческой организации, или в отделении Госкомстата.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Читайте также: