Пинская м р налоговый риск сущность и проявления

Обновлено: 16.06.2024

Налоговые риски - одна из наиболее актуальных проблем в современной налоговой системе, поскольку они могут привести не только к финансовым потерям и последствиям не только для налогоплательщиков, но и для государства в целом.
Основную роль в процессе создания налоговых рисков некоторые авторы отводят государству, выделяя, что уровень налоговых рисков зависит от стабильности фискального законодательства , которое по ряду вопросов правового регулирования налоговых отношений нередко остается противоречивым .
--------------------------------
Гордеева О.В. К вопросу об управлении налоговыми рисками // Законодательство и экономика. 2008. N 2.
Саттарова Н.А. Налоговое законодательство в системе антиинфляционных процессов // Налоги. 2013. N 4. С. 14.

Следовательно, гармонизация интересов государства и налогоплательщиков должна обеспечиваться путем совершенствования национального законодательства и выступать важным фактором минимизации налоговых рисков всех участников налоговых правоотношений.
Профессор И.И. Кучеров справедливо обращает внимание на то, что развитие финансовой системы должно быть нацелено на построение правового социального государства, на создание такой правовой среды, которая смогла бы создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие каждого человека на основе гармоничного сочетания финансовых интересов государства, общества и налогоплательщиков .
--------------------------------
Кучеров И.И. Справедливость налогообложения и ее составляющие (правовой аспект) // Финансовое право. 2009. N 4. С. 24 - 29.

Современная литература содержит различные подходы к определению понятия "налоговый риск" . Можно привести следующие наиболее яркие и известные его характеристики и определения:
--------------------------------
Филин С.А. Финансовый риск и его составляющие для обеспечения процесса оценки и эффективного управления финансовыми рисками при принятии финансовых управленческих решений // Финансы и кредит. 2002. N 3. С. 21 - 31; N 4. С. 9 - 23.

- вероятность потерь, связанных с неблагоприятными изменениями налогового законодательства или с ошибками, допущенными при исчислении налоговых платежей ;
--------------------------------
Иванян А.Г., Че А. О налоговых рисках // Налоговый вестник. 2007. N 10; СПС "КонсультантПлюс".

- опасность возникновения непредвиденного отчуждения денежных средств налогоплательщика из-за действий (или бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления ;
--------------------------------
Нарежный В. М&А без права на налоговый риск // Консультант. 2008. N 1; СПС "КонсультантПлюс".

- возможное наступление неблагоприятных материальных (прежде всего, финансовых) и иных последствий для налогоплательщика или государства в результате действий (или бездействия) участников налоговых правоотношений ;
--------------------------------
Гончаренко Л.И. Налоговые риски: теоретический взгляд на содержание понятия и факторы возникновения // Налоги и налогообложение. 2009. N 1. С. 17 - 24.

- вероятность (угроза) доначисления налогов (сборов), пеней и штрафов в ходе налоговой проверки из-за возникших разногласий между налогоплательщиками и налоговиками в трактовке налогового законодательства, которая может обернуться для хозяйствующего субъекта действительным возрастанием налогового бремени .
--------------------------------
Пинская М.Р. Налоговый риск: сущность и проявления // Финансы. 2009. N 2; СПС "КонсультантПлюс".

Можно выделить следующие причины возникновения налоговых рисков в налоговых правоотношениях:
1) несовершенство норм российского законодательства о налогах и сборах;
2) ассиметричность национального и зарубежного налогового законодательства;
3) ошибки в управлении и планировании;
4) действия (в том числе неправомерные) субъектов налоговых правоотношений или уполномоченных органов власти и управления, в том числе прямое нарушение законодательства о налогах и сборах.
Налоговые риски, по мнению Е.В. Поповой :
--------------------------------
Попова Е.В. Налоговые риски: экономическая сущность и методологические подходы к их оценке // Аудитор. 2014. N 7. С. 72 - 77.

- связаны с неопределенностью экономической и правовой информации;
- имеют неблагоприятные последствия в виде финансовых и иных потерь;
- возникают в процессе начисления и уплаты налогов при наличии вероятности проведения проверки налоговыми органами;
- имеют место в результате действий (бездействия) участников налоговых правоотношений;
- распространяются на всех участников налоговых правоотношений.
Налоговые риски многообразны, поэтому в целях осуществления эффективного управления требуют классификации по основным критериям.
По субъекту налоговых отношений налоговые риски могут быть двух видов:
1) риски государства как публичного образования, в частности:
- риск снижения (невыполнения плана) налоговых поступлений в бюджетную систему страны, в том числе вследствие применения налогоплательщиками "легальных" схем минимизации налоговых платежей;
- риск системного сужения налоговой базы вследствие сокращения объемов отечественного и иностранного бизнеса и инвестиций;
- риск ухода налогоплательщиков "в тень";
- риск снижения конкурентоспособности национальной налоговой системы;
2) риски налогоплательщиков, а именно:
- риск проведения налогового контроля;
- риск ареста активов;
- риск банкротства;
- риск увеличения налогового бремени;
- риск приостановления деятельности компании;
- риск снижения или потери ликвидности;
- риск доначисления санкций и штрафов;
- риск доначисления недоимки и пеней;
- риск уголовного преследования руководства компании.
По источнику возникновения налоговые риски можно подразделить:
--------------------------------
Иванян А.Г., Че А. Указ. соч.

1) на риски, вызванные действиями (бездействием) экономического субъекта :
--------------------------------
Павленко Н.А. Как классифицировать налоговые риски // Ваш налоговый адвокат. 2008. N 12; СПС "КонсультантПлюс".

- риск налогового контроля;
- риск доначисления недоимки и пеней;
- риск санкций и штрафов;
- риск увеличения налогового бремени;
- риск снижения или потери ликвидности;
- риск потери кредита;
- риск административного преследования и дисквалификации руководителя;
- риск ареста активов;
- риск приостановления деятельности компании;
- риск банкротства и риск уголовного преследования;
2) на риски, вызванные действиями (бездействием) государственных органов и (или) органов местного самоуправления:
- риск неопределенности и нечеткости формулировок норм законодательства, а также установленных определений терминов и понятий;
- риск неэффективности законопроектов, а также отдельных положений действующего законодательства;
- риск, возникающий в результате противоречия в толковании налогового законодательства налоговыми органами и судами.
В зависимости от причин возникновения налоговые риски подразделяются на:
--------------------------------
Попова Е.В. Указ. соч.

1) риски, связанные с процессом начисления налогов;
2) риски, связанные с процессом уплаты налогов и подачи налоговых деклараций.
При этом каждая группа риска несет в себе подриски: риск проведения проверки контролирующими органами; риск выявления хозяйственных операций, в отношении которых имелись предпосылки возникновения налоговых рисков; риск признания хозяйственных операций, отраженных с нарушением требований налогового законодательства.
В отдельную группу налоговых рисков государства как публично-правового образования также следует отнести риски, связанные с субъектами, представляющими повышенную и особую опасность для налоговой безопасности государства. Здесь речь идет о рисках организации и деятельности налоговых органов в сфере обеспечения собственной безопасности, утвержденных Приказом ФНС России от 09.11.2011 N ММВ-7-4/738@ "Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности Федеральной налоговой службы" , целью которых является создание благоприятных условий для выполнения функций, возложенных на ФНС России, так как налоговая безопасность государства обеспечивается совокупностью налоговых органов.
--------------------------------
Документ опубликован не был // СПС "КонсультантПлюс".

Основная задача в работе налоговых органов была выделена Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г. . Она заключается в том, что приоритетом деятельности налоговых органов должна стать проверка исполнения налогового законодательства, а не выполнение каких бы то ни было планов по сбору налогов. Отсюда логично следует необходимость четкого выделения субъектов, представляющих повышенную и особую опасность для финансовой и налоговой безопасности.
--------------------------------
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.04.2005 "Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ" // Российская газета. 2005. N 86.

Так, к числу внешних угроз безопасности налоговых органов относятся:
1) возможные устремления с преступными намерениями к объектам, структурам и работникам ФНС России и ее территориальных органов террористических организаций, незаконных вооруженных формирований и отдельных лиц в целях создания благоприятных условий для проведения терактов, захватов заложников и других насильственных действий в отношении работников налоговых органов и членов их семей;
2) противоправная деятельность юридических и физических лиц, причиняющая ущерб интересам Российской Федерации, препятствующая надлежащему исполнению возложенных на ФНС России и территориальные органы функций;
3) попытки проникновения в налоговые органы криминальных элементов с целью осуществления противоправной деятельности;
4) посягательства на жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество работников налоговых органов и членов их семей;
5) техническое проникновение криминальных структур и отдельных лиц в базы данных персональных компьютеров, локальных сетей, средств связи, оргтехники и к сведениям на бумажных носителях с целью получения конфиденциальной информации, в том числе содержащей государственную и налоговую тайну, для использования ее в противоправных целях.
К внутренним угрозам безопасности относится возможность следующих противоправных проявлений со стороны сотрудников налоговых органов:
1) соучастия на идейной основе либо из корыстных побуждений или иной заинтересованности в преступной деятельности террористических организаций и незаконных вооруженных формирований, содействие отдельным преступным лицам в проведении терактов, захватов заложников и других насильственных действий;
2) ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, способствующее юридическим и физическим лицам в противоправной деятельности, причиняющей ущерб государству;
3) оказание содействия криминальным элементам в поступлении на государственную гражданскую службу в противоправных целях;
4) коррупционные проявления;
5) проникновение в базы данных персональных компьютеров, локальных сетей, средств связи, оргтехники и к сведениям на бумажных носителях с целью получения конфиденциальной информации, в том числе содержащей государственную или налоговую тайну, для использования ее в противоправных целях;
6) незаконное получение и разглашение сведений, составляющих государственную или налоговую тайну, хищение или утрата документов, содержащих государственную или налоговую тайну.
Представленная классификация налоговых рисков позволяет выделить существенные отличия содержательной наполняемости налоговых рисков государства и налогоплательщиков. Государство заинтересовано в повышении собираемости налогов, но при этом недостатки правового регулирования в сфере налогообложения порождают ошибки налогоплательщиков в части недоплаты или переплаты налогов, неправомерного использования налоговых льгот или минимизации платежей за счет нарушения государственных интересов. Соответственно, имеют место и различия в проявлении и последствиях налоговых рисков, которые усугубляют конфликт финансовых интересов государства, общества и налогоплательщиков.

Литература

1. Гончаренко Л.И. Налоговые риски: теоретический взгляд на содержание понятия и факторы возникновения // Налоги и налогообложение. 2009. N 1. С. 17 - 24.
2. Гордеева О.В. К вопросу об управлении налоговыми рисками // Законодательство и экономика. 2008. N 2.
3. Иванян А.Г., Че А. О налоговых рисках // Налоговый вестник. 2007. N 10.
4. Кучеров И.И. Справедливость налогообложения и ее составляющие (правовой аспект) // Финансовое право. 2009. N 4. С. 24 - 29.
5. Нарежный В. М&А без права на налоговый риск // Консультант. 2008. N 1.
6. Павленко Н.А. Как классифицировать налоговые риски // Ваш налоговый адвокат. 2008. N 12.
7. Пинская М.Р. Налоговый риск: сущность и проявления // Финансы. 2009. N 2.
8. Попова Е.В. Налоговые риски: экономическая сущность и методологические подходы к их оценке // Аудитор. 2014. N 7. С. 72 - 77.
9. Саттарова Н.А. Налоговое законодательство в системе антиинфляционных процессов // Налоги. 2013. N 4. С. 14.
10. Филин С.А. Финансовый риск и его составляющие для обеспечения процесса оценки и эффективного управления финансовыми рисками при принятии финансовых управленческих решений // Финансы и кредит. 2002. N 3, 4. С. 9 - 23, 21 - 31.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Пилипенко Александр Анатольевич, доцент кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются научные подходы к вопросу определения категории "налоговый риск". Автор предлагает собственное терминологическое определение данного феномена.

Ключевые слова: риск, феномен риска, налоговый риск, финансовые потери.

Scientific approaches on the issue of determination of the category "tax risk" are investigated in the article. The author proposes his own terminological determination of the given phenomena.

Key words: risk, risk phenomenon, tax risk, financial losses.

Развитию предпринимательской деятельности в полной мере сопутствует система многочисленных рисков, неопределенность и непредсказуемость которых зачастую становится фактором, влияющим на положительный исход принимаемых решений. Несмотря на достаточную распространенность как в общественных отношениях в целом, так и в правоприменительной деятельности, категория "риск" исследована явно недостаточно. Как справедливо отмечает А.Ю. Поваренков, правовое понятие "риск" является одним из самых слабоизученных и недооцененных в современной юридической науке . Низкая потенциальная совместимость современных экономических реалий с понятийным аппаратом и методологическим арсеналом правовой науки обусловили недостаточную разработанность как теоретических, так и практических аспектов налоговых рисков. В связи с данным обстоятельством необходимо соответствующее научно-теоретическое осмысление проблем риска, с которым сопряжена реализация субъективных прав и юридических обязанностей, с позиций юридической науки, в том числе и налогово-правовой.

Поваренков А.Ю. Риски в частном и публичном праве и к вопросу о налоговых рисках // Налоги и финансовое право. 2009. N 5. С. 134.

В толковом словаре С.И. Ожегова под риском понимается "возможная опасность чего-либо", "действие наудачу в надежде на благополучный исход" . В словаре В.И. Даля слово "рисковать" употребляется в двух значениях: во-первых, пускаться наудачу, действовать смело, предприимчиво, надеясь на счастье; во-вторых, подвергаться опасности, превратности, неудаче . Как видим, в словарных толкованиях основной упор сделан на связи риска и опасности. Формирование подобных взглядов, отождествляющих риск с опасностью, имеет отпечаток определенного исторического периода. Еще на ранних ступенях развития человеческого общества, когда люди теоретически не осознавали вероятностного характера развития общества, наличия неопределенности и случайности, вызванных действиями природных и общественных процессов, стихийно они искали средства и формы защиты от возможных нежелательных последствий.

Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под общ. ред. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: Мир и образование, 2008. С. 849.
Даль В.И. Большой толковый словарь русского языка. М.: АСТ, 2010. С. 609.

Концепция риска разрабатывается во многих областях знаний - в философии, психологии, экономике, социологии, праве и др. Анализ содержания понятия "риск" как общенаучной категории в контексте ее сопоставления с пониманием риска в юридической науке позволяет сделать вывод, что "риск" как правовое понятие является специфической проекцией на правовую действительность общенаучной категории "риск". Как правило, системным обобщением данного феномена является фактор неопределенности и вариативности его последствий. Как отмечает Ю.А. Дятлов, феномен риска - это форма проявления человеческой субъективности в объективно обусловленных социальных ситуациях, фундаментальным признаком которых является ограниченность имеющихся ресурсов, что создает обстановку неопределенности и требует от социального субъекта выбора своего поведения в виде ответа на угрозы и вызовы . С другой стороны, в эпоху постмодерна отдельными авторами постулируется противоположное мыслезаключение по рассматриваемому вопросу: "Риск есть порождение эпохи рационализации социальной деятельности, когда исчезает представление о предопределенности всего происходящего с человеком, возрастает возможность предсказать последствия его решения и существует определенная возможность предсказать последствия его решений" .

Дятлов Ю.А. Правореализующий риск (проблемы теории и практики): Дис. . к.ю.н. Владимир, 2006. С. 30.
Александров Д.В. Интерпретационный риск в юридической деятельности и правореализующей практике: Дис. . к.ю.н. Владимир, 2007. С. 47.

Налоговая наука, моделируя концепцию налогового риска, в первую очередь акцентирует внимание на вероятностном характере негативных последствий для налогоплательщика . Так, В.Г. Пансков утверждает, что налоговый риск - вероятность возникновения в процессе налогообложения для субъекта налоговых правоотношений финансовых и других потерь, вызванных изменением, несоблюдением, незнанием налогового законодательства, а также его недостаточной правовой проработкой . М.Р. Пинская также терминологически корреспондирует налоговые риски с дефектами законодательства: "Налоговый риск с точки зрения налогоплательщика - вероятность (угроза) доначисления ему налогов (сборов), пеней и штрафов в ходе налоговой проверки из-за возникших разногласий между налогоплательщиками и налоговиками в трактовке налогового законодательства, которые могут обернуться для хозяйствующего субъекта действительным возрастанием налогового бремени" . Следует отметить, что в вероятностной среде любая деятельность исчисляется в понятиях риска, т.е. поддается своего рода общей оценке степени ее рискованности с точки зрения возможных результатов.

Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: Учеб. М.: Юрайт, 2011. С. 227; Пинская М.Р. Налоговый риск: сущность и проявления // Финансы. 2009. N 2. С. 43; Филин С.А. Финансовый риск и его составляющие для обеспечения процесса оценки и эффективного управления финансовыми рисками при принятии финансовых управленческих решений // Финансы и кредит. 2002. N 3. С. 26; Фишер О.В., Чанкселиани Л.Г. К вопросу определения категории налогового риска налогоплательщика // Финансы и кредит. 2010. N 15. С. 50.
Пансков В.Г. Указ. соч. С. 227.
Пинская М.Р. Указ. соч. С. 43.

В продолжение вероятностного аспекта налогового риска отдельные авторы - в рамках важности смысловой нюансировки - дефинируют его сквозь призму возможности наступления негативных последствий для налогоплательщика, что в большей степени, нежели вероятность, приближает неблагоприятную для него налогово-прикладную реальность. Д.Н. Тихонов, Л.Г. Липник под налоговым риском понимают возможность для налогоплательщика понести финансовые и иные потери, связанные с процессом уплаты и оптимизации налогов, выраженную в денежном эквиваленте . Л.И. Гончаренко определяет налоговый риск как возможное наступление неблагоприятных материальных (прежде всего, финансовых) и иных последствий для налогоплательщика или государства в результате действий (бездействия) участников налоговых правоотношений .

Тихонов Д.Н., Липник Л.Г. Налоговое планирование и оптимизация налоговых рисков. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. С. 105.
Гончаренко Л.И. Налоговые риски: теория и практика управления // Финансы и кредит. 2009. N 2. С. 5.

Существует определенная научная полемика в контексте дефиниции "налоговый риск", предложенной Д.М. Щекиным. По мнению автора, налоговый риск - это возможное наступление неблагоприятных правовых последствий для налогоплательщика в результате действий (бездействия) органов государства и органов местного самоуправления . Критическое понимание данного определения в интерпретации других авторов основано на отрицании финансовых потерь как атрибутивного признака налоговых рисков . В то же время обратим внимание, что Д.М. Щекин дискутирует в рамках логико-методологических особенностей налогового риска как разновидности финансового риска, не ставя под сомнение денежные претерпевания налогоплательщиков, о чем свидетельствует следующая сентенция автора: "Категория налогового риска может быть связана с финансовыми потерями, выражена в денежной форме, но не сводима к ним. Налоговый риск - более широкое понятие, которое включает в себя опасность наступления для налогоплательщика иных неблагоприятных правовых последствий в рамках налоговых правоотношений, помимо собственно финансовых потерь. В этом контексте можно говорить о рисках выемки документов, рисках ареста имущества налогоплательщика, рисках принятия налоговым органом обеспечительных мер при вынесении решения и т.д." .

Щекин Д.М. Налоговые риски и тенденции развития налогового права / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Статут, 2007. С. 17.
Пинская М.Р. Указ. соч. С. 44; Фишер О.В., Чанкселиани Л.Г. Указ. соч. С. 49.
Щекин Д.М. Указ. соч. С. 14 - 15.

В развитие данной дискуссии следует акцентировать внимание на несении финансовых потерь как доминантной характеристике налогового риска, которая постулируется большинством авторов . В частности, А.А. Леушев, давая двухаспектное определение налоговым рискам, универсализирует признак финансовых потерь: "В широком смысле - это возможность понести финансовые (и иные) потери, связанные с процессом исчисления и уплаты налогов; в узком смысле - возможность доначислений налогов, штрафов, пеней и иных финансовых санкций налоговыми органами" .

Леушев А.А. Методологические подходы к анализу и управлению налоговыми рисками // Финансы и кредит. 2007. N 17. С. 40; Тихонов Д.Н. Основы налоговой безопасности. М.: Аналитика-Пресс, 2002. С. 17; Цыркунова Т.А., Мигунова М.И. Налоговые риски: сущность и классификация // Финансы и кредит. 2005. N 33. С. 49.
Леушев А.А. Указ. соч. С. 40.

В контексте понимания причин налоговых рисков (в первую очередь неопределенности экономико-правовой материи во всех ее проявлениях) с соответствующим дефинированием последних интересной представляется точка зрения Э.Л. Калашниковой, которая основана на теории асимметрии информации в налоговой сфере. По мнению данного автора, асимметрия информации в налогообложении - неполная или многовариантная осведомленность налогоплательщиков и налоговых органов о порядке исполнения налоговых обязательств . Рассматриваемая концепция восходит к экономическим постулатам нобелевских лауреатов по экономике 2001 г. Дж. Акерлофа, М. Спенса и Дж. Стиглица, которые в рамках неопределенности налогового обязательства как источника информационной асимметрии процесса налогообложения разработали категорию "налоговый парадокс". Налоговые парадоксы, по мнению вышеуказанных авторов, не согласовываясь с моделью конкурентного равновесия и доминирующей парадигмы о совершенной рыночной экономике, могут привести к такой ситуации, когда налогоплательщики не будут предпринимать действий, направленных на минимизацию своих налоговых обязательств, даже в ситуации последующей оптимизации своей деятельности в рамках превышения доходов над издержками . Развивая положения информационной асимметрии, которая, являясь неотъемлемой частью процесса налогообложения, деформирует его основные принципы, Э.Л. Калашникова моделирует налоговый риск как риск вероятности наступления для налогоплательщика в процессе налогообложения неблагоприятных экономических последствий, включая изъятие имущества в пользу бюджета в виде дополнительных сумм налогов, налоговых санкций и пени вследствие асимметрии информации, человеческого фактора и негативных изменений в финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика .

Калашникова Э.Л. Налоговые риски: оценки и их финансовые последствия: Дис. . к.э.н. Иркутск, 2007. С. 28.
Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков: В 5 т. Т. 5: Лекции нобелевских лауреатов: В 2 кн. Кн. 2 / Под ред. Г.Г. Фетисова. М.: Мысль, 2005. С. 540.
Калашникова Э.Л. Указ. соч. С. 43.

Дальнейшие представления о налоговых рисках связаны с вероятностью финансовых потерь для всех участников налоговых отношений, в том числе и для государства . При этом в научных интерпретациях прослеживается определенная дифференциация причин таких потерь по субъектному составу. Так, М.Р. Пинская полагает, что налоговый риск с точки зрения государства в лице его уполномоченных органов - вероятность (угроза) недополучения налогов в бюджет и государственные внебюджетные фонды из-за задействования налогоплательщиками методов минимизации налогообложения, возможных в силу тех или иных недостатков в налоговом законодательстве . Противоположной точки зрения придерживается В.Г. Пансков, который причину налоговых рисков для государства видит в деятельности контролирующих органов: "Налоговый риск государства - вероятность сокращения поступлений налогов и сборов, выступающих основным источником финансирования доходной части бюджетов, а также возврата налогоплательщикам поступивших в распоряжение государства финансовых ресурсов вследствие неправомерных действий должностных лиц контролирующих органов" .

Пансков В.Г. Указ. соч. С. 228; Пинская М.Р. Указ. соч. С. 43; Цыркунова Т.А., Мигунова М.И. Указ. соч. С. 49.
Пинская М.Р. Указ. соч. С. 43.
Пансков В.Г. Указ. соч. С. 228.

Наличие подобных взглядов представляется крайне важным в контексте понимания универсальной взаимообусловленности действий государства и налогоплательщиков в налоговой сфере. В условиях финансово-экономического кризиса категория "налоговый риск" способна стать конституирующей основой построения философии партнерства вышеуказанных субъектов в контексте его синергетической составляющей как имманентного потенциала разрешения существующих противоречий. В данном контексте налоговый риск следует рассматривать как экономико-правовую модель предполагаемых отрицательных последствий деятельности как государства, так и налогоплательщиков в целях разрешения существующих между ними концептуальных противоречий в конкретных обстоятельствах.

Целостно-системная картина налогового риска невозможна без соответствующих конструкций в законодательстве, которые в настоящее время не получили своего развития, в том числе и по причине определенного скептицизма со стороны представителей налоговой науки. В то же время, по нашему мнению, наиболее оптимальным и плодотворным в теоретическом, и самое главное - в практическом, плане представляется комплексное исследование правового феномена налоговых рисков с целью интегрирования отдельных его элементов в законодательство.

Ниже осуществим небольшой анализ первичных попыток российского и белорусского законодательства ввести в правовой оборот термин "риск" в рамках назначения плановых проверок контролирующими органами. В России до сведения любого заинтересованного лица, в первую очередь налогоплательщика, доведена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@, в которой в лаконичной форме говорится о том, как налоговые органы планируют проведение выездных налоговых проверок. Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным критериям (всего двенадцать). Особый интерес представляет 12-й критерий "Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском", в рамках которого создан механизм открытого информирования налогоплательщиков о рисках применения отдельных схем ведения финансово-хозяйственной деятельности. Под ведением финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском понимаются заключение сделок с проблемными контрагентами (фирмами-"однодневками") и направленность деятельности на получение необоснованной налоговой выгоды. При оценке указанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличия необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в знаменитом Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды".

В Республике Беларусь в публичной сфере понятие "риск" активно применяется в контексте назначения плановых проверок в отношении проверяемых субъектов, отнесенных к высокой, средней или низкой группам риска. Так, в соответствии с ч. 1 п. 7 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее - Указ N 510) субъекты предпринимательской деятельности, отнесенные к высокой группе риска, проверяются не чаще одного раза в течение календарного года; к средней группе - не чаще одного раза в три года; к низкой группе риска - по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.

Следует констатировать, что применение критериев назначения плановых проверок на основании отнесения проверяемых субъектов к соответствующей группе риска, опосредованной проведением внеплановых проверок и повышенной потребностью государства в денежных средствах, позволяет констатировать, что вероятность (возможность как терминологическая особенность повышения вероятности) наступления неблагоприятных последствий как имманентное свойство риска в условиях белорусской действительности превращается в неизбежность наступления вышеуказанных последствий. А это, в свою очередь, свидетельствует о крайне сомнительной модели назначения плановых проверок, не соответствующей как потенциальной корреляции научно-этимологических подходов к понятию "риск", так и декларируемой государством политике по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Актуальность темы исследования. В ходе развития и реформирования налоговой системы РФ на современном этапе недостаточно внимания уделяется разработкам в области фундаментальных основ налогообложения. Большинство исследований посвящено методическим вопросам исчисления и уплаты конкретных видов налогов, в то время как налогообложение представляет собой сложный процесс, имеющий внутреннюю структуру и функциональные связи, ключевым элементом которого является налоговое обязательство.

Учитывая, что налоговое обязательство исполняется налогоплательщиком самостоятельно, необходимым и связующим звеном, позволяющим государству отслеживать соответствие законодательно возложенных на него налоговых обязательств к исполненным, является налоговый контроль. Именно при его осуществлении выявляются факты неопределенностей в налогообложении, которые вносят значительное несоответствие в процесс налогообложения.

Признание наличия спорных вопросов по налогообложению свидетельствует об имеющихся неопределенностях, которые объясняются только с позиций допущения информационных асимметрий в налогообложении.

Информационная асимметрия, являясь реальным фактом общественной жизни, деформирует основополагающие принципы налогообложения и требует внесения корректив в существующие подходы к налогообложению.

Проявлением информационной асимметрии в отношении налогоплательщика является нарушение принципа определенности налогообложения, имеющего негативные финансовые последствия, как для налогоплательщика, (пени и штрафы), так и для государства (своевременно неполученные доходы бюджета).

Нарушение определенности, приводит к возникновению у налогоплательщика налоговых рисков, причиной которых является неисполнение налогоплательщиком налоговых обязательств в определенном законом объеме.

Государство при выявлении фактов нанесения ему финансового ущерба применяет правовые и административные механизмы его возмещения. Деятельность налогоплательщика, направленная на защиту своих интересов в части соблюдения принципа определенности налогообложения и исключения в связи с этим налоговых рисков, не получила должного внимания при исследовании процесса налогообложения. Подтверждением этого является практическое отсутствие научных работ по вопросам возникновения налоговых рисков и последствий возникающих, вследствие нарушения принципа определенности.

В связи с этим становится актуальным не только исследование налоговых рисков и финансовых последствий их реализации, но и определение приемов, позволяющих оценить неопределенность налогового обязательства для налогоплательщика.

Предмет исследования - налоговые риски, возникающие в процессе исполнения налоговых обязательств, и налоговая безопасность при их реализации.

Целью исследования является рассмотрение налоговых рисков и налоговой безопасности на примере Микро финансовой организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть нормативно-правовое регулирование налоговых рисков и налоговой безопасности;

2) исследовать сущность, механизм налоговых рисков и налоговой безопасности предприятий;

3) раскрыть зарубежный опыт налогообложения;

4) охарактеризовать методические и прикладные аспекты налоговых рисков и налоговой безопасности;

Теоретическая основа исследования. Проблемам налогообложения в Российской Федерации посвящены работы Александрова И. М., Аюшиева А. Д., Врублевской О. В., Горского И. В., Дадашева А. 3., Евстигнеева Е. Н., Злобиной JI. А., Иваницкого В. П., Казака А. Ю., Киреенко А. П., Князева В. Г., Комаровой Г. П., Ногиной О. А., Ованесяна С. С., Павловой JI. П., Панского В. Г., Паскачева А. Б., Поляка Г. Б., Пушкаревой В. М., Починка А. П., Пинской М. Р., Рязановой Н. И., Романовского М. В., Черника Д. Г., Шаталова С. Д., Юткиной Т.Ф. и др.

Нормативно-правовая база исследования. В работе использовались законодательные и нормативные акты, инструктивный и методический материал, а именно: законы Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, письма Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы Российской Федерации и т.д.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

В статье определяются актуальные для белорусской практики классификационные признаки налоговых рисков, раскрывается их роль и значимость в процессах управления ими; устанавливается важность классификации причин возникновения налоговых рисков и процесса их идентификации в практике функционирования субъектов налоговых правоотношений Республики Беларусь. В совокупности, классификации, приведенные в статье, позволяют также определить условную вероятность реализации налоговых рисков, в том числе в разрезе финансовых и нефинансовых последствий.

Библиографические ссылки

1. Киреева, Е.Ф. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Е. Ф. Киреева [и др.]; Под ред. Е. Ф. Киреева. – Минск : БГЭУ, 2012. – 447 с.

2. Кисель, И. А. Налоговый менеджмент в организациях как подсистема финансового менеджмента / И.А. Кисель // Банковская система: устойчивость и перспективы развития: сборник научных статей VI международной научно-практической конференции по вопросам банковской экономики, УО "Полесский государственный университет", г. Пинск 30 июня 2015 г. / Министерство образования Республики Беларусь [и др.]; редкол.: К. К. Шебеко [и др.] – Пинск: ПолесГУ, 2015. – С. 90-91.

4. Адаменкова, С. И. Практическое налогообложение / С. И. Адаменкова, О.С. Евменчик, Л. И. Тарарышкина / под общ. ред. С. И. Адаменковой. – Минск : Регистр, 2015. – 488 с.

5. Клименкова, Е. В. Налоговый менеджмент в Республике Беларусь / Е. В. Клименкова // Менеджмент и маркетинг: опыт и проблемы : сборник научных трудов / Белорусский государственный экономический университет; Дортмундская высшая школа; Университет Ганновера; Институт
экономики НАН Беларуси; Государственный университет управления (Москва); Балтийская международная академия; Балтийский институт психологии и менеджмента; под общ. ред. д. э. н., проф. Акулича И. Л. - Минск: А. Н. Вараксин, 2014. – С. 212-215.

6. Шабловская, Т. В. Налоговый менеджмент на микроуровне: необходимость, сущность, основные элементы / Т. В. Шабловская, // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D, Экономические и юридические науки: научно-теоретический журнал. – 2009. – № 10. –
С. 91-93.

8. Тихонов, Д. Н. Налоговое планирование и оптимизация налоговых рисков / Д. Н. Тихонов, Л. Г. Липник. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 253 с.

9. Брызгалин, А. В. Налоговые риски: осведомлен – значит вооружен / А. В. Брызгалин // Налоговые споры. – 2009. – № 4. – С. 13-17.

10. Шевелев, А. Е. Риски в бухгалтерском учете: учебное пособие / А. Е. Шевелев, Е. В. Шевелева. – М.: Изд-во КноРус, 2009. 304 с.

11. Пинская М. Р. Налоговый риск: сущность и проявление / М. Р. Пинская // Финансы. 2009. № 2. С. 43-46.

12. Walicka, M. Tax risks sources and consequences as a part of intercultural management at family companies / M. Walicka // Journal of Intercultural
Management Vol. 6, No. 4, December 2014, pp. 191-201.

13. Matenaer, S. Ökonomische Analyse und empirische Evidenz / S. Matenaer (u. a.). Lohmar – Köln 2013, pp. 17-68.

15. Мигунова, М. И. Оценка налоговых рисков / М. И. Мигунова, Т. А. Циркунова. – Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. – Красноярск, 2005. 72 с.

16. Королева, Л. П. Проблемы организации анализа налоговых рисков на предприятии / Л. П. Королева, Н. Н. Цуканова // Системное управление. – 2010. – № 1 (6). – С. 1-10.

18. Möslein, Ch. Steuwrrisiken managen / Ch. Möslein // Steuerberatung, Juni 2009. – pp. 27-29.

19. Пансков, Г. В. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебн. для бакалавриата / Г. В. Пансков. – М.: Юрайт, 2011. – 680 с.

21. Башкирова, Н. Н. Этические основы возникновения налоговых рисков государства // Налоги и налогообложение. 2013. – № 9. – (111). – С. 705-713. DOI: 10.7256/1812-8688.2013.9.9672.

22. Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 ”О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь“ (с изменениями и дополнениями).

1. Kireeva E. F. [et al.] Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and Taxation]. Ed. E. F. Kireeva. Minsk. BSEU, 2012, 447 p.

2. Kisel I. А. Nalogovyj menedzhment v organizacijah kak podsistema finansovogo menedzhmenta [Tax management in organizations as a subsystem of financial management]. Bankovskaja sistema: ustojchivost' i perspektivy razvitija [Banking system: sustainability and development prospects: collection of scientific articles of the VI international scientific and practical conference on banking economics], EE "Polessky State University", Pinsk June 30 2015 / Ministry of Education of the Republic of Belarus [and others]; Editorial: K. K. Shebeko [et al] Pinsk: PolesSU, 2015, p. 90-91.

4. Adamenkova S. I., Evmenchik O. S., Tararyshkina L. I. Prakticheskoe nalogooblozhenie [Practical taxation]. Minsk, Register, 2015, 488 p.

5. Klimenkova E. V. Nalogovyj menedzhment v Respublike Belarus' [Tax Management in the Republic of Belarus]. Menedzhment i marketing: opyt i problemy [Management and Marketing: Experience and Problems: Collection of Scientific Works]. Belarusian State Economic University; Dortmund High
School; University of Hanover; Institute of Economics of the National Academy of Sciences of Belarus; State University of Management (Moscow); Baltic International Academy; Baltic Institute of Psychology and Management; under total ed. ee n., prof. I. L. Akulich. Minsk, A.N. Varaksin, 2014, pp. 212-215.

6. Shablovskaya T. V. Nalogovyj menedzhment na mikrourovne: neobhodimost', sushhnost', osnovnye jelementy [Tax management at the micro level: necessity, essence, basic elements]. Vestnik Polockogo gosudarstvennogo universiteta. Serija D, Jekonomicheskie i juridicheskie nauki: nauchno-teoreticheskij zhurnal [Bulletin of Polotsk State University. Series D, Economic and legal sciences: scientific and theoretical journal]. 2009, no10, pp. 91-93.

7. Prokurat A. S. Nalogovye riski gosudarstva i organizacij-nalogoplatel'shhikov: razvitie teoreticheskih polozhenij v Respublike Belarus' [Tax risks of the state and taxpayer organizations: development of theoretical positions in the Republic of Belarus]. [Ars Administrandi]. Vol. 10, No. 2 (181-359), 2018, pp. 335-359.

8. Tikhonov D. N., Lipnik L. G. Nalogovoe planirovanie i optimizacija nalogovyh riskov [Tax planning and optimization of tax risks]. Moscow: Alpina Business Books, 2004, 253 p.

9. Bryzgalin A. V. Nalogovye riski: osvedomlen – znachit vooruzhen [Tax risks: aware – means armed]. Nalogovye spory [Tax disputes]. 2009, no 4, pp. 13-17.

10. Shevelev A. Ye., Sheveleva E. V. Riski v buhgalterskom uchete [Risks in Accounting]. Moscow, KnoRus Publishing House, 2009, 304 p.

11. Pinskaya M. R. Nalogovyj risk: sushhnost' i projavlenie [The tax risk: essence and manifestation Finance]. 2009, no 2, pp. 43-46.

12. Walicka M. Tax risks sources and consequences as a part of intercultural management at family companies. Journal of Intercultural Management. Vol. 6, no. 4, December 2014, pp. 191-201.

13. Matenaer S. Ökonomische Analyse und empirische Evidenz .Lohmar – Köln 2013, pp. 17-68.

15. Migunova M. I., Tsirkunova T. A. Ocenka nalogovyh riskov [Assessment of tax risks]. Krasnoyarsk. state. Trade-econ. in-t. Krasnoyarsk, 2005, 72 pp.

16. Koroleva L. P., Tsukanova N. N. Problemy organizacii analiza nalogovyh riskov na predprijatii [Problems of organization of analysis of tax risks in the enterprise]. Sistemnoe upravlenie [System management]. 2010, no 1 (6), pp. 1-10.

18. Möslein Ch. Steuwrrisiken managen. Steuerberatung, Juni 2009, pp. 27-29.

19. Panskov G. V. Nalogi i nalogooblozhenie: teorija i praktika [Taxes and taxation: theory and practice]. Moscow: Yurayt, 2011, 680 p.

21. Bashkirova N. N. Jeticheskie osnovy vozniknovenija nalogovyh riskov gosudarstva [Ethical foundations for the emergence of state tax risks]. Nalogi i
nalogooblozhenie [Taxes and Taxation]. 2013, no 9 (111), pp. 705-713. DOI: 10.7256 / 1812-8688.2013.9.9672.

22. Decree of the President of the Republic of Belarus of October 16, 2009 No. 510 "On improving control (supervisory) activities in the Republic of Belarus" (with amendments and additions).

Загрузки

Опубликован

Как цитировать

Выпуск

Раздел

Лицензия

Автор предоставляет Редакции журнала на весь срок действия исключительных прав на Произведение следующие права:
1. право на воспроизведение Произведения (опубликование, обнародование, дублирование, тиражирование или иное размножение Произведения) без ограничения тиража экземпляров. При этом каждый экземпляр Произведения должен содержать имя автора Произведения;
2. право на распространение Произведения любым способом;
3. право на включение в составное произведение;
4. право на доведение до всеобщего сведения;
5. на использование метаданных (название, имя автора (правообладателя), аннотации, библиографические материалы и пр.) Произведений путем распространения и доведения до всеобщего сведения, обработки и систематизации, а также включения в различные базы данных и информационные системы.
6. право переуступить на договорных условиях частично или полностью полученные по настоящему договору права третьим лицам без выплаты Автору вознаграждения.
Автор передает права Редакция журналау по настоящему Договору на основе неисключительной лицензии.
Редакция журнала обязуется соблюдать предусмотренные действующим законодательством авторские права, права Автора, а также осуществлять их защиту и принимать все возможные меры для предупреждения нарушения авторских прав третьими лицами.
Территория, на которой допускается использование прав на Произведения, не ограничена.
Автор также предоставляет Редакция журналау право хранения и обработки следующих своих персональных данных без ограничения по сроку:
• фамилия, имя, отчество;
• дата рождения;
• сведения об образовании;
• сведения о месте работы и занимаемой должности;
• сведения о наличии опубликованных произведений литературы, науки и искусства.
Персональные данные предоставляются для их хранения и обработки в различных базах данных и информационных системах, включения их в аналитические и статистические отчетности, создания обоснованных взаимосвязей объектов произведений науки, литературы и искусства с персональными данными и т.п.
Редакция журнала имеет право передать указанные данные для обработки и хранения третьим лицам при условии уведомления о таком факте с предоставлением сведений о третьем лице (наименование и адрес) Автору.
Отзыв согласия на хранение и обработку персональных данных производится Автором путем направления соответствующего письменного уведомления Редакции журнала.
Автор и Редакция журнала несут в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь имущественную и иную юридическую ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.
Сторона, ненадлежащим образом исполнившая или не исполнившая свои обязанности, обязана возместить убытки, причиненные другой Стороне, включая упущенную выгоду.
Все споры и разногласия Сторон, вытекающие из условий настоящего Договора, подлежат урегулированию путем переговоров, а в случае их безрезультатности, указанные споры подлежат разрешению в суде в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
Расторжение настоящего соглашения возможно в любое время по обоюдному согласию Сторон, с обязательным подписанием Сторонами соответствующего соглашения об этом.
Расторжение настоящего соглашения в одностороннем порядке возможно в случаях, предусмотренных действующим законодательством, либо по решению суда.
Во всем, что не предусмотрено настоящим соглашением, Стороны руководствуются нормами действующего законодательства Республики Беларусь.

Читайте также: