Пиму лицензия в налоговую

Обновлено: 17.05.2024

В текстовое окно необходимо внести текст заявления:

Также в тексте заявления необходимо указать:

- информацию о наименовании юридического лица или индивидуального предпринимателя;

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

- номер постановки на специальный учет;

- способ получения информации о госуслуге (предпочтительно электронная почта или через личный кабинет);

- номер и дату документа об оплате госпошлины;

- список адресов из карты специального учета, по которым лицензируемая деятельность осуществляться не будет и которые не будут включены в лицензию.

По умолчанию адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности будут соответствовать адресам, указанным в карте специального учета в ГИИС ДМДК. В случае, если требуется сократить перечень адресов, указываемых в лицензии, необходимо дополнительно подгрузить в личный кабинет подписанную собственноручно скан-копию списка адресов, по которым лицензируемая деятельность осуществляться не будет.

В лицензии не могут быть указаны адреса, не содержащиеся в карте спецучета. Несоответствие адресов в карте спецучета адресам, указанным в ЕГРЮЛ, является основанием для приостановки рассмотрения заявления до внесения соответствующих корректировок в карту спецучета.

К заявлению прикрепляются скан-копии следующих документов (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2020 №1418):

1) о весоизмерительном оборудовании;

2) о подтверждении соответствия помещений специальным требованиям к технической укрепленности и об оборудовании средствами охранной и пожарной сигнализации;

3) о профильном образовании или стаже работы в области лицензируемой деятельности не менее одного года (за исключением случая, когда таким работником является индивидуальный предприниматель - лицензиат, представляющий документы в отношении себя);

4) опись прилагаемых документов, включая документы на помещения, где будет осуществляться лицензируемая деятельность, которые были подгружены в ГИИС ДМДК ранее при оформлении карты спецучета.

После подкрепления указанных документов заявление должно быть подписано электронной цифровой подписью.

При отсутствии документов или информации, в том числе о регистрации объекта недвижимости в Росреестре в случае, если такая регистрация является обязательной, уполномоченными должностными лицами Федеральной пробирной палаты будут направляться запросы по электронной почте заявителя, указанной в карте спецучета.

До подачи заявления на получение лицензии необходимо убедиться, что в карте спецучета указаны действующие номера телефона и адреса электронной почты, по которым участникам рынка будет доводиться информация об оформлении лицензий.

Федеральная пробирная палата просит оперативно внести соответствующие дополнения в карту спецучета через личный кабинет до подачи заявления на оформление лицензий.

Приказ Федеральной пробирной палаты от 19.07.2021 №141н "Об утверждении административных регламентов по предоставлению территориальными органами Федеральной пробирной палаты государственных услуг по лицензированию деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю) и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий" (pdf, 4.1 Мб)

Размеры государственной пошлины за совершение действий уполномоченных органов, связанные с лицензированием в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации

(если за совершение таких регистрационных действий статьей 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации не установлены льготы по ее уплате)

Размеры государственной пошлины

Предоставление лицензии по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю)

для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - 7 500 рублей

Предоставление лицензии по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий

для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - 7 500 рублей

Переоформление лицензии по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю) в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности

для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - 3 500 рублей

Переоформление лицензии по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности

для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - 3 500 рублей

Переоформление лицензии по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю) в других случаях

для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - 750 рублей

Переоформление лицензии по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий в других случаях

для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - 750 рублей

Порядок возврата излишне уплаченной госпошлины

Основания и порядок возврата государственной пошлины установлены статьей 333.40 НК РФ.

Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты в большем размере, чем это предусмотрено, а также в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от предоставления (переоформления) лицензии до обращения в уполномоченный орган, совершающий предоставление (переоформление) лицензии.

Основание для возврата излишне уплаченной государственной пошлины является заявление плательщика или его представителя, действующего на основании доверенности. Заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в территориальный орган Федеральной пробирной палаты, уполномоченный предоставлять (переоформлять) лицензии, за которые уплачена государственная пошлина.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

При отказе в предоставлении (переоформлении) лицензии, уплаченная государственная пошлина за предоставление (переоформление) лицензии не возвращается.


Кто будет выдавать ЭП после 1 июля 2021

Выдавать электронные подписи будут:

1.Точки выдачи УЦ ФНС

Кто это такие?

Точки выдачи УЦ ФНС — это территориальные отделения налоговых инспекций. Но не во всех регионах функции УЦ будет выполнять каждое отделение ФНС без исключений. Поэтому выдача электронных подписей будет осуществляться по экстерриториальному принципу.

То есть, если ваша инспекция, где вы состоите на учете, выдавать подписи не будет — вы можете обратиться в любой удобный вам УЦ ФНС. Перечень УЦ ФНС ищите на региональном сайте налоговой службы.

Кому будут выдавать электронные подписи УЦ ФНС?

1) Организациям . Получить подпись сможет только лицо, которое вправе действовать от имени организации без доверенности, то есть ее руководитель.

2) ИП и нотариусам , которые должны обратиться за получением ЭП лично.

Выдачей электронных подписей физическим лицам, включая сотрудников организаций УЦ ФНС заниматься не будут.

2. Аккредитованные удостоверяющие центры (АУЦ)

Кто это такие?

АУЦ — это коммерческие УЦ, которые смогли пройти аккредитацию по новым правилам в полном объеме.

На текущий момент в России насчитывается несколько сотен коммерческих УЦ. Пройти аккредитацию смогут далеко не все. Отсев будет серьезный, так как требования к УЦ значительно ужесточены. В частности, согласно п. 3 ст. 16 закона от 06.04.20211 № 63-ФЗ (новая редакция) размер собственного капитала центра должен составлять не меньше 1 млрд. рублей.

Кому будут выдавать электронные подписи АУЦ?

С 01.07.2021 и до конца года установлен переходный период.

АУЦ будут выдавать ЭП: организациям, ИП и физическим лицам.

Далее с 01.01.2022 АУЦ смогут выдавать электронные подписи только физическим лицам: обычным гражданам и сотрудникам организаций (тем, кто уполномочен выполнять какие-либо действия по доверенности).

3. Доверенные лица УЦ ФНС

Кто это такие?

Доверенные лица УЦ ФНС — это АУЦ, которые пройдут еще более жесткое горнило проверки и будут определены ФНС РФ в установленном Правительством РФ порядке. Такие АУЦ получат право быть дополнительной точкой выдачи ЭП от имени налоговой службы.

Кому будут выдавать электронные подписи Доверенные лица УЦ ФНС?

Организациям, ИП и физическим лицам как АУЦ.

На сегодняшний день единственным УЦ, который в рамках пилотного проекта выступает доверенным лицом ФНС, является УЦ РОСЭЛТОРГ. Услуга по получению СКПЭП доступна до 31.12.2021.

О сроках действия ЭП

Все электронные подписи, которыми на текущий момент подписывают документы организации (ИП), можно будет использовать до истечения срока их действия или до 31.12.2021 включительно (в зависимости от того, какая дата наступит раньше).

На какой срок будут выдавать новые подписи организациям (ИП) УЦ ФНС?

Бесплатная ЭП вовсе не бесплатная

Чтобы получить электронную подпись в ФНС, нужно прийти со своим носителем. Приобретать носитель нужно самостоятельно. Обычная флешка для этой цели не подойдет! ФНС РФ исключила возможность записи квалифицированного сертификата на обычный флеш-накопитель.

Купить защищённые USB-носители можно на сайте Такском. Компания предлагает несколько вариантов на выбор:

  • Рутокен Lite. USB-носитель для записи и хранения электронных подписей. Стоимость — 1 100 руб.
  • Рутокен ЭЦП 2.0. Специальный USB-носитель электронной подписи для работы в системе ЕГАИС ФСРАР. Стоимость — 1 700 руб.
  • JaCarta SE 2.0. Специальный USB-носитель электронной подписи для работы в системе ЕГАИС ФСРАР. Стоимость — 1 500 руб.

Так что совсем бесплатно получить электронную подпись не выйдет.

Почему новые ЭП сотрудников будут другими

Те подписи сотрудников, которые в ходу сейчас, содержат информацию не только о самом физлице, но и о его принадлежности к конкретной организации.

Новые подписи такой информации содержать не будут. Это будет просто подпись физического лица. А полномочия сотрудника будет подтверждать электронная доверенность в машиночитаемом виде (МЧД).

То есть, если гражданин будет заверять электронный документ для личных целей — он подпишет его новой ЭП физического лица. Если гражданин будет действовать, как сотрудник организации (ИП), то к документу, подписанному этой же ЭП физического лица, должна быть приложена электронная доверенность в машиночитаемом виде.

На текущий момент требований к формату МЧД, содержанию в ней обязательных реквизитов, порядка ее направления, отзыва и хранения, еще нет. Но они должны быть утверждены в ближайшее время. У ФНС РФ свои требования к МЧД, но они не связаны с нормативными актами, устанавливаемыми Правительством РФ по МЧД.

Как получить ЭП в ФНС: пошаговая инструкция

2. Подготовьте документы:

Утвержденной формы заявления нет, но в п. 17 приказа ФНС от 30.12.2020 № ВД-7-24/982@ подробно перечислено, какие сведения должны в нем содержаться.

  • паспорт;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
  • сертификат соответствия на носитель.

3. Запишитесь на прием в УЦ ФНС. Это важно! Налоговая служба не будет принимать заявителей без предварительной записи.

4. В назначенное время подойдите на прием и представьте документы. Сотрудники УЦ ФНС проведут идентификацию личности и запишут на предъявленный носитель ключи электронной подписи и сертификат к ним.

Можно упростить процедуру получения подписи, если подать заявление в электронной форме через Личный кабинет налогоплательщика . После заполнения электронной формы заявителю будет предложено выбрать удобное время для визита в УЦ ФНС, чтобы подтвердить личность и получить на руки ЭП.

Важно: руководители организаций, которые решили подать заявление электронным способом, должны это сделать через Личный кабинет налогоплательщика — физического лица.

5. Загрузите необходимое программное обеспечение ( КриптоПро CSP и другое нужное ПО) и установите сертификат ЭП на свое рабочее место.

Вот и все, новая подпись готова к работе.

Картинка баннера

Некоторые виды коммерческой деятельности требуют от ИП или ООО специального разрешения — лицензии. Работа без разрешения по лицензируемым видам деятельности — незаконна и грозит предпринимателю штрафами, конфискацией продукции и средств производства и другими санкциями. На какие виды деятельности нужна лицензия и как её получить для ИП и ООО — разберёмся в этой статье.

На какие виды деятельности требуется лицензия

Основные направления коммерческой деятельности, требующие разрешения, определяются федеральным законом № 99-ФЗ от 04.05.2011. Некоторые виды лицензируемой деятельности определяются отдельными законами:

производство и оборот алкогольной продукции (закон № 171-ФЗ от 22.11.1995);

ведение кредитно-финансовой деятельности (закон № 395-1 от 02.12.1990);

страховая деятельность (закон № 4015-1 от 27.11.1992);

защита информации, охраняемой государственной тайной (закон № 5485-1 от 21.07.1993);

проведение торгов и аукционов (закон № 325-ФЗ от 21.11.2011);

осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (брокерская, дилерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами и др.) согласно закону № 39-ФЗ от 22.04.1996;

деятельность негосударственных пенсионных фондов (НПФ) (закон № 75-ФЗ от 07.05.1998);

клиринговые услуги (закон № 7-ФЗ от 07.02.2011);

использование атомной энергии (закон № 170-ФЗ от 21.11.1995);

работа в космической сфере (закон № 5663-1 от 20.08.1993).

Большинство из них требуют не только получения разрешения, но и организации деятельности в соответствии с более жёсткими нормами и правилами, чем в общем случае.

Некоторые виды лицензируемой деятельности по закону № 99-ФЗ от 04.05.2011:

охранная и детективная деятельность;

хранение и реализация лома чёрных и цветных металлов;

оказание услуг связи;

ведение телевизионного и радиовещания;

оказание медицинских услуг.

Каждый вид деятельности требует оформления отдельной лицензии, действующей на всей территории РФ.

Где получить лицензию

Получить разрешение на выбранное направление коммерческой деятельности можно только после создания ИП или ООО и получения листа записи о государственной регистрации. Некоторые разрешения могут получить только юридические лица, но не индивидуальные предприниматели. Например, ИП запрещено заниматься продажей алкоголя (кроме пива), заниматься любыми видами кредитно-финансовой и страховой деятельности.

Выдачей разрешений занимаются разные государственные органы, в зависимости от того, какой вид деятельности лицензируется:

Автомобильные пассажирские перевозки

Фармацевтика и медицина

Частная охрана и детективные услуги

Всего лицензированием занимается 20 служб и государственных органов, часть которых входит в состав Роскомнадзора, МВД РФ, Ростехнадзора.

Как получить лицензию

Для получения разрешения ИП или ООО должны соответствовать перечню критериев для осуществления работы по лицензированному направлению деятельности:

размер уставного капитала;

квалификация и специализация работников;

наличие помещений и оборудования, соответствующих установленным требованиям.

Критерии соответствия и требования к ИП и ООО для получения разрешения приводятся в отдельных Положениях, утверждённых правительством РФ. Ознакомиться с ними можно на официальном сайте лицензирующего органа или по письменному обращению.

Получение разрешения выглядит следующим образом:

Оплата госпошлины. Для всех видов лицензируемой деятельности стандартный размер государственной пошлины — 7500 рублей, исключение составляют: — банковские операции — 0,1% уставного капитала, но не более 500 000 рублей; — производство, хранение и поставки алкогольной продукции — от 800 000 до 9,5 млн рублей; — продажа алкогольной продукции — 65 000 рублей в год; — коммерческое управление многоквартирными домами — 30 000 рублей. Оплата госпошлины требуется только один раз на весь период действия разрешения, кроме направлений деятельности, где оно имеет установленные сроки с возможностью продления.

Подача заявления. Заявление подаётся только после регистрации ИП или ООО. В заявлении для ИП указываются: — вид деятельности, на который оформляется разрешение; — ФИО, паспортные данные; — адрес его места жительства; — адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности; — ОГРНИП, данные документа о внесении записи в ЕГРИП; — ИНН, данные документа о постановке на учёт в налоговом органе; — реквизиты документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии лицензионным требованиям; — реквизиты квитанции об оплате государственной пошлины; — номер телефона и электронной почты; — подпись и печать (при наличии).

Для ООО указываются: — вид деятельности, на который оформляется разрешение; — организационно-правовая форма и название ООО; — адрес его места нахождения; — адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности; — ОГРН, данные документа о внесение сведений в ЕГРЮЛ; — ИНН, данные документа о постановке на учёт в налоговом органе; — реквизиты квитанции об оплате государственной пошлины; — номер телефона и адрес электронной почты; — подпись руководителя ООО и печать.

Передача документов в лицензирующий орган. Есть несколько вариантов подачи документов: — в электронном виде (обязательно наличие электронной подписи); — заказным письмом с уведомлением о вручении; — лично при посещении лицензирующего органа.

После приёма документов на рассмотрение заявителю выдаётся копия описи с отметкой о дате приёма. В случае, если заявление оформлено с нарушением требований и (или) документы представлены не в полном объёме, в течение 3 рабочих дней со дня приёма заявления лицензирующий орган вручает уведомление о нарушениях. На устранение нарушений даётся 30 дней.

С налоговой инспекцией можно взаимодействовать в электронном виде — это быстрее и проще, чем отправлять документы по почте или посещать налоговую лично.

Какая ЭП подойдет для налоговой: НЭП и КЭП

Оба вида ЭП придают документам юридическую силу и приравнивают их к документам с собственноручной подписью. Но есть и отличия, главное из которых в том, что НЭП от налоговой можно использовать только в личном кабинете налогоплательщика, а КЭП — и в налоговой, и в других системах, и для любого электронного документооборота.

Где и как можно использовать НЭП налоговой

НЭП можно бесплатно выпустить в ЛК, но подписывать неквалифицированной подписью заявления и документы в ФНС можно только через личный кабинет на сайте налоговой.

Какие документы можно подписать НЭП

Где еще можно использовать НЭП

Ключ НЭП работает только при взаимодействии с налоговой службой через сервис личного кабинета налогоплательщика. В других информационных системах и сервисах его использовать нельзя.

Чем КЭП отличается от НЭП для налоговой

Оба вида подписи можно применять на сайте ФНС в личном кабинете: подавать заявления, налоговые декларации, получать льготы. Но КЭП можно использовать в других государственных сервисах и коммерческих организациях, а не только при взаимодействии с налоговой

Например, с помощью КЭП можно:

  • зарегистрировать юрлицо или ИП;
  • заключить трудовой договор удаленно;
  • подтвердить аккаунт на госуслугах, чтобы пользоваться всеми услугами, например, подать документы на поступление в вуз;
  • получить патент;
  • зарегистрировать или расторгнуть брак;
  • подать иск в суд;
  • оформить кредит и другое.

Как оформить электронную подпись через личный кабинет налогоплательщика

Чтобы получить НЭП, сначала нужно зарегистрироваться в личном кабинете налогоплательщика.

Как получить доступ в личный кабинет

Подключиться к ЛК можно несколькими способами:

  • Лично посетить налоговую инспекцию, где вас идентифицируют и выдадут логин и пароль для входа. Первичный пароль, который вы получили в налоговой инспекции, нужно поменять в течение месяца после регистрации.
  • Данные для входа в ЛК может получить представитель налогоплательщика. Для этого нужна нотариальная доверенность и паспорт представителя.
  • С помощью подтвержденной учетной записи на портале госуслуг при условии, что пользователь получал код подтверждения для портала госуслуг при личном обращении — его личность была идентифицирована.
  • С помощью КЭП, полученной в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ). Личность человека подтверждает специалист УЦ при выдаче сертификата.

Как выпустить сертификат НЭП

Форма заявки предложит два варианта оформления:

  1. Ключ ЭП хранится в защищенной системе ФНС. Можно подписывать и отправлять документы в налоговую с любого устройства. Нужно только авторизоваться в личном кабинете. ФНС рекомендует использовать этот вариант.
  2. Ключ хранится на вашем компьютере или ноутбуке. После установки сертификата НЭП его можно перенести на другой компьютер. Такой сертификат не работает на мобильных устройствах, например, на телефоне или планшете. Для работы ЭП на компьютер нужно дополнительно установить средство криптографической защиты информации VipNET CSP.

Примерно за полчаса система сгенерирует сертификат электронной подписи. Им можно пользоваться сразу или скачать его на компьютер — в зависимости от того, какой вариант хранения ключа вы указали в заявке.

Такая подпись действует один год. После окончания срока действия можно выпустить новую НЭП по такой же схеме.

Подписывать налоговые документы в личном кабинете можно не только НЭП, но и усиленной квалифицированной электронной подписью (КЭП). Такую подпись выдают аккредитованные УЦ.

Как получить КЭП в УЦ Контура

  1. Оставьте заявку на сайте, по телефону 8 800 500-05-08 или в сервисном центре из перечня.
  2. Оплатите счет после подтверждения заявки.
  3. Соберите пакет документов. Принесите оригиналы в сервисный центр или отправьте сканы через личный кабинет.
  4. Дождитесь ответа УЦ. В течение 1-2 дней данные в заявке проверят и сообщат вам о результате.
  5. Получите КЭП в офисе лично или закажите выезд курьера. Это нужно, чтобы удостоверить личность владельца подписи.

Какие документы нужны для выпуска подписи

Чтобы выпустить сертификат КЭП физлицу нужно предоставить в УЦ документы:

  • Паспорт будущего владельца сертификата — оригинал или заверенная копия.
  • Заявление на выпуск КЭП с подписью будущего владельца. Заявление выдаст сотрудник сервисного центра после предоставления документов.
  • СНИЛС.
  • ИНН.

КЭП для физлица выпускают на один год. Стоимость сертификата зависит от набора дополнительных услуг. Узнайте, сколько стоит сертификат КЭП, на нашем сайте.

В стоимость услуги включено:

  • автоматическая установка сертификата на ваш компьютер;
  • круглосуточная техподдержка;
  • сервис для подписания документов Контур.Крипто.

Для работы электронной подписи нужна программа криптографической защиты информации, например, КриптоПро CSP и лицензия на нее. В УЦ Контура можно приобрести встроенную лицензию, чтобы использовать КриптоПро CSP на любом компьютере в течение срока действия сертификата.

Как управлять налогами физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика

Чтобы управлять налогами в ЛК, подойдет любая подпись — и КЭП, и НЭП. Оба вида ЭП работают одинаково во всех разделах сервиса.

Из каких разделов состоит главная страница ЛК

Раздел хранит персональные данные пользователя, его контакты, историю действий на сайте. Еще в профиле можно:

  • Выпустить НЭП от налоговой или привязать КЭП, полученную в УЦ.
  • Посмотреть сведения о банковских счетах, открытых на имя налогоплательщика с 1 июля 2014 года.
  • Узнать, в каких организациях вы являетесь руководителем или учредителем. ФНС рассказывает, что делать, если на ваше имя неправомерно зарегистрировали организацию.

Здесь отражаются начисления и задолженности по налогам на землю, недвижимость и транспорт. Там же хранится история по оплаченным суммам.

Здесь же можно подать заявление о дополнительном доходе, который не был учтен. Например, доход от сдачи жилья в аренду и продажи имущества.

Раздел показывает информацию о всех видах вашей собственности:

  • земельный участок;
  • недвижимое имущество;
  • наземный, водный, воздушный транспорт.

В карточке каждого объекта можно посмотреть его характеристики и стоимость и выбрать объект как льготный.

5. Жизненные ситуации.

Раздел включает в себя все варианты взаимодействия с налоговыми органами. Например, можно:

  • распорядиться переплатой: перезачесть деньги в уплату другого налога или вернуть их на свой счет;
  • подать декларацию по форме 3-НДФЛ;
  • подать заявление на льготу многодетной семье, по пенсии, по инвалидности и по другим причинам;
  • запросить справку о состоянии расчетов;
  • пожаловаться на работу налогового органа;
  • встать на учет;
  • написать в техподдержку и выполнить другие действия.

Как заплатить налог

  1. Каждый вид налога оплачивать отдельной суммой после получения уведомления от налоговой службы.
  2. Заплатить единый налоговый платеж физлица (ЕНП).

ЕНП — это виртуальный кошелек налогоплательщика. Когда пользователь ЛК пополняет кошелек, деньги поступают на счет казначейства. Налоговая спишет деньги, когда наступит срок платежа, и сама распределит эту сумму по разным видам налога.

ФНС пришлет уведомление о сумме и времени оплаты налога. Сведения об оплате отразятся в личном кабинете.

Заплатить налоги через личный кабинет можно тремя способами:

  • банковской картой с использованием Интернет-сервиса банка, который заключил с ФНС соглашение;
  • сформировать квитанцию и оплатить ее в любом банке;
  • через сайт кредитной организации из предложенного списка.

Заплатить налог через личный кабинет налогоплательщика может и другой человек своей банковской картой. Но он не сможет вернуть деньги из бюджета, если перечислил больше, чем требуется.

Чтобы учить людей, бизнесу может потребоваться лицензия, но не всегда. Одна школа может законно работать без лицензии, а другая получит штраф. Разобрались, когда не обойтись без образовательной лицензии и как ее получить.

Евгений Бельский

Эксперт по праву

Как открыть бизнес

Получите персональную подборку советов и услуг для открытия бизнеса

Чтобы учить других, бизнесу может потребоваться лицензия, но не всегда. Одной школе можно законно работать без лицензии, а другая получит штраф. Рассказываем, кому не обойтись без образовательной лицензии и как ее получить.

Мы изучили закон об образовании, постановление о лицензировании и судебную практику. Формулировки в законе не дают однозначных критериев лицензирования и потому на практике трактуются в суде , поэтому в спорных ситуациях рекомендуем проконсультироваться с профильным юристом. Он изучит модель вашего бизнеса и на опыте похожих компаний поможет понять, нужна ли вам лицензия.

Для чего нужна лицензия

Лицензия — это разрешение государства вести бизнес. Ее нужно получить компаниям и ИП, чья деятельность связана с рисками для здоровья и безопасности людей. Образование в числе таких сфер. Если ребенок или взрослый получит неправильные знания о мире и профессии, это может испортить качество жизни самого человека и повлиять на состояние отрасли.

500 студентов учатся столярному мастерству на старых станках с некомпетентными педагогами. Студенты рискуют получить травмы во время учебы. А само обучение не дает нужных навыков для работы на производствах с современными станками. В результате заведение выпускает 500 плохо подготовленных специалистов. Им трудно найти работу, а на предприятиях города нехватка кадров.

Лицензия подтверждает, что государство проверило образовательный бизнес и убедилось в его безопасности для людей. Лицензию нужно получить всем ИП и компаниям, кто занимается обучением и соответствуют критериям для лицензирования — они перечислены в положении о лицензировании образовательной деятельности. Подробно о них расскажем дальше.

Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день

  • Обслуживание — от 0 ₽
  • Деньги поступают на счет круглосуточно
  • Бесплатный вывод до 500 000 ₽

Что такое образовательная деятельность

Образовательная деятельность — это обучение по программе. Такое определение дает закон. Программа включает список дисциплин с количеством часов для изучения, расписание занятий, содержание тем и критерии для оценки знаний. Если бизнес обучает по программе и выдает документ об образовании, ему точно нужна лицензия.

Например, есть программы дошкольного образования. Там описывают план занятий для детей в детских садах и развивающих центрах. Программы высшего образования составляют для обучения студентов. Автошколы обучают по программам профессиональной подготовки.

В положении о лицензировании перечислены все программы, для обучения по которым нужна лицензия. Всего их 20, среди них программы дошкольного образования, программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки, дополнительные общеразвивающие программы. Полный список в перечне.

Каким требованиям должен соответствовать образовательный бизнес

Общие требования для образовательного бизнеса такие:

  • написать программу или взять готовую;
  • предоставить ученикам пособия, оборудование, материалы, которые нужны для освоения программы;
  • иметь помещение для занятий в собственности или аренде;
  • получить справку от санэпидемстанции о соответствии помещения санитарным правилам;
  • нанять педагогов с опытом работы в сфере, которой обучают.

Для онлайн-обучения арендовать помещение и проходить проверку санэпидемстанции не нужно.

Конкретные требования зависят от образовательной программы. К примеру, для курсов обучения бухгалтеров работе в 1С бизнес должен арендовать помещение, поставить столы, стулья и компьютеры. Для автошколы требования совсем другие — кроме аудитории для изучения теории нужны учебные автомобили и площадка для отработки маневров.

Требования к образовательным программам перечислены в положении о лицензировании. Формулировки не всегда прозрачны, поэтому лучше проконсультироваться с профильным юристом, чтобы узнать, как подготовиться к получению лицензии.

Кому и когда нужна лицензия

Лицензия нужна всем компаниям и ИП, чей бизнес попадает сразу под все критерии образовательной деятельности:

  • идет обучение по программе;
  • есть преподаватели в штате;
  • выдают документ об образовании.

Эти условия почти полностью повторяют требования, которые государство предъявляет к образовательному бизнесу. Чем больше модель бизнеса соответствует этим требованиям, тем больше вероятность, что для работы потребуется лицензия.

Программа. Бизнес сам разрабатывает программу или приобретает готовую, если работает по франшизе. Программа должна включать пояснительную записку, описание и содержание курсов, график изучения тем и результаты после изучения курса.

Документ об образовании. Его выдают ученикам по итогам аттестации. Документ подтверждает, что ученик сдал экзамен и освоил программу. Прописано, какую программу за сколько часов освоил и какие дисциплины. Речь не только про документы государственного образца. Это касается и сертификатов, которые школы и учебные центры составляют сами и выдают по итогам экзаменов.

Преподаватели в штате. Преподавателем считается любой сотрудник, у кого есть опыт и стаж работы в сфере, которой он обучает. К примеру, парикмахер может преподавать на курсах парикмахерского искусства, а вот в автошколе — нет.

Это условие действует на преподавателей, которые работают по трудовому договору и договору ГПХ. Если ИП обучает сам и не нанимает других преподавателей, лицензия не нужна.

Когда ИП нужна лицензия на образовательную деятельность

Также не нужна лицензия самозанятым, если самозанятый не выдает документ об образовании и учит без программы.

Если учитель захочет готовить школьников к ЕГЭ и оформит статус самозанятого, сможет заниматься репетиторством без лицензии. Но если он захочет открыть центр подготовки к экзаменам, разработает программу и будет выдавать сертификаты, нужно зарегистрироваться как ИП и получить лицензию.

Под критерии лицензирования точно попадают частные и государственные детские сады, школы, колледжи, училища и вузы, а также курсы профессиональной переподготовки, повышения квалификации и дополнительного образования, автошколы.

Когда лицензия не нужна

Компании и ИП могут обучать без лицензии в нескольких случаях:

  • проводят разовое занятие: лекцию, семинар, консультацию;
  • обучают пожарно-техническому минимуму;
  • обучают на территории Сколкова;
  • ИП обучает сам, других преподавателей не нанимает.

Если бизнес обучает без программы и не выдает документы об образовании, лицензия тоже не понадобится.

Кажется, что все просто. Есть критерии, и если им соответствуешь, вопросов от государства не будет. Но так происходит не всегда.

Сравним два судебных дела. Случаи похожи: предприниматель готовит детей к школе, лицензии нет.

В первом случае суд встал на сторону ИП.

Суд встал на сторону ИП: вести курсы без лицензии можно 👍

Ситуация. ИП Анастасия открыла курсы по подготовке к школе. Занятия шли в группах каждую неделю. В помощь пригласила Марию, тоже ИП. Предприниматели работали без образовательной лицензии. Родители пожаловались на них в прокуратуру, и та начала проверку.

Суд выяснил, что Анастасия ищет помещения для занятий, проводит психологические тренинги и консультирует родителей, а Мария занимается репетиторством по учебным программам дошкольного образования.

Что решил суд. ИП занимались консультационными услугами и репетиторством, а не образовательной деятельностью. Лицензия им не нужна. Все законно.

Во втором похожем случае ИП оштрафовали и обязали получить образовательную лицензию.

Суд назначил штраф ИП: вести курсы без лицензии нельзя 😠

Ситуация. ИП Вера открыла клуб детского развития. В клубе есть занятия с логопедом, курсы английского и подготовка к школе. Лицензии у нее нет.

Позиция ИП. Адвокат Веры настаивал, что детский клуб оказывает услуги по дневному уходу за детьми с организацией их досуга без реализации образовательных программ. Лицензия не нужна.

Позиция прокуратуры. В работе ИП нашли признаки образовательной деятельности:

Что решил суд. ИП работает незаконно: работа клуба соответствует образовательной деятельности, а значит, должна лицензироваться. Суд назначил штраф 4000 ₽, но заменил на предупреждение. Чтобы продолжить работу, Вера должна получить лицензию.

Примеры показывают, что при похожих моделях бизнеса одним можно работать без лицензии, а другим — нет. Поэтому прежде чем начать свое дело в образовательной сфере, стоит подстраховаться и проконсультироваться с профильным юристом.

Кто выдает лицензию

Лицензию выдает Рособрнадзор или региональные ведомства по контролю образования. Узнать, кто именно выдает в вашем регионе, можно на сайте госуслуг.

Убедитесь, что регион указан верно.

Лицензия на образовательную деятельность в регионе

На странице услуги указано лицензирующее ведомство

Нажмите на блок с названием ведомства. Вы перейдете на страницу с его адресом и контактами.

Ведомство выдачи лицензии на образовательную деятельность

В разделе можно узнать режим работы ведомства и реквизиты для уплаты госпошлины

С 2021 года бумажные или электронные экземпляры не выдают — в них нет необходимости. Все лицензии попадают в реестр лицензий. Если Роспотребнадзор или Рособрнадзор захочет проверить бизнес, он будет сверять данные с реестром.

Как подать документы на получение лицензии

Заполнить заявление. Заявление можно заполнить в бумажном или электронном формате. Удобнее все сделать электронно — на сайте госуслуг. Заявление можно заполнить прямо в интерфейсе сайта.

Если заполняете в бумажном формате, шаблон заявления можно скачать на сайте госуслуг или запросить в Рособрнадзоре в вашем регионе. Здесь мы прикладываем шаблон заявления из КонсультантПлюс.

Подача документов на лицензирование образовательной деятельности

В Удмуртии нельзя подать документы на образовательную лицензию в онлайне, только лично или почтой

Если вы подаете заявление в электронном формате — на сайте госуслуг или через систему электронного документооборота, заполнять бумажный шаблон не нужно.

Собрать документы. Точный список документов можно найти на сайте госуслуг или в постановлении о лицензировании образовательной деятельности. Некоторые копии документов нужно заверить нотариально, об этом будет написано в списке.

Уплатить госпошлину. Госпошлина для ИП и ООО одна — 7500 ₽. Заплатить нужно по реквизитам Рособрнадзора в вашем регионе. Сделать это можно через онлайн-банк, на госуслугах или в отделении банка. Реквизиты для оплаты указаны на сайте госуслуг.

Подать документы. Заявление и документы можно подать по почте, лично, через госуслуги или систему электронного документооборота.

Для подачи через госуслуги или систему электронного документооборота потребуется квалифицированная электронная подпись. Без нее отравить документы не получится.

Когда можно получить лицензию

После подачи у ведомства есть три дня, чтобы проверить, все ли документы вы собрали и верно ли они заполнены. Если есть ошибки, ведомство возвращает документы и дает 30 дней, чтобы собрать недостающие документы или заполнить их правильно.

Если все в порядке, заявление регистрируют и начинают проверку. В течение 45 дней после регистрации заявления ведомство проверяет, соответствует ли бизнес лицензионным требованиям, и решает, давать лицензию или нет.

Во время проверки Рособрнадзор или региональное ведомство по образованию изучает документы. Если бизнес работает в офлайне, инспекторы могут выехать в офис, чтобы проверить помещение и оборудование.

Если лицензия выдана, компания или ИП получает уведомление о выдаче — по почте, если подавали в бумажном формате, в личном кабинете, если подавали через госуслуги или через систему электронного документооборота. Если ведомство отказало в выдаче лицензии, ИП или компания тоже получит об этом уведомление.

Все действующие лицензии попадают в реестр образовательных лицензий на сайте Рособрнадзора. Проверить наличие лицензии у компании или ИП может любой желающий. Данные реестра открыты и обновляются ежедневно.

Проверка наличия лицензии на образовательную деятельность

Заполнять форму полностью не обязательно, можно ввести только часть данных — ИНН, ОГРН или название

Лицензии, выданные до 2021 года, тоже перенесены в реестр.

Когда лицензию нужно переоформить

Выданная лицензия бессрочна, но бывают случаи, когда ее нужно переоформить.


Причины переоформления лицензии на образовательную деятельность

Компаниям и ИП нужно подать заявление на переоформление лицензии. Способы подачи такие же, как и при подаче заявления на получение лицензии об образовательной деятельности: лично, по почте, на сайте госуслуг и через систему электронного документооборота.

Нужно заполнить заявление и предоставить документы — их будет меньше, чем при первичном получении лицензии. Список документов тоже есть на сайте госуслуг.

Переоформление лицензии на образовательную деятельность

В разных регионах список документов может различаться

За переоформление ИП или компания платит госпошлину:

  • 3500 ₽, если изменилось место проведения обучения или список образовательных услуг;
  • 750 ₽ во всех остальных случаях.

Решение о выдаче переоформленной лицензии Рособрнадзор примет в течение 10 дней после приема документов.

Как могут наказать за работу без лицензии или нарушение требований

Чтобы проверить, что бизнес соответствует требованиям, Рособрнадзор или региональное управление образования проводит проверки при получении лицензии или ее переоформлении. Еще бывают плановые и внеплановые проверки.

Плановые проверки проходят через год после выдачи лицензии и потом раз в три года, внеплановые — в любое время. Причиной внеплановой проверки может стать жалоба ученика.

Если ведомство находит нарушения, оно выписывает предписание со списком недочетов и сроками, когда их нужно устранить. Если компания или ИП их не устранит, ведомство подает заявление в суд, а тот может отозвать лицензию. Работать без нее бизнес не сможет.

За работу без лицензии бизнес получит штраф. На размер штрафа влияет доход бизнеса и возможный ущерб. Например, во время занятия по ювелирному делу ученик сломал палец неисправного станка — это ущерб. Сумму ущерба оценивает суд.

НарушениеНаказаниеОснование для наказания
Бизнес нарушил требования для лицензирования и не устранил ихАннулирование лицензииПостановление о лицензировании образовательной деятельности
Работа без лицензии при доходе бизнеса до 2,25 млн рублей в год, причинен незначительный ущербАдминистративное наказание:

— штраф для ИП — 4000—5000 ₽;

а) штраф до 300 000 ₽;

Уголовную ответственность несут только ИП и руководители ООО. Сама компания может получить только административный штраф.

Читайте также: