Первое место по налогам

Обновлено: 30.06.2024

РБК провел исследование, сколько платят в казну крупнейшие компании России. И выяснил, что при снижении общей налоговой нагрузки на экономику в 2016 году для топ-50 российских налогоплательщиков она выросла с 12,4 до 12,9%

Главный вывод исследования — налоговая нагрузка на лидеров российской экономики за 2016 год серьезно увеличилась. По сравнению с 2015 годом она составила 12,9%, увеличившись на 0,5 процентного пункта. Это очень серьезный рост, если принять во внимание, что значение налоговой нагрузки для всей экономики, рассчитываемое ФНС, снизилось на 0,1 п.п. — с 9,7% в 2015 году до 9,6% в 2016-м. Выходит, что снижается фискальное давление на средние и малые предприятия: либо государство целенаправленно ослабляет его, либо оно просто не в состоянии собрать с массового сегмента экономики больше платежей в условиях кризиса.

Хорошо это или плохо для экономики — вопрос спорный, но очевидно, что пока проблема наполнения бюджета все больше решается за счет крупных налогоплательщиков, в первую очередь нефтяников.

Место Компания Налоги,
₽ млрд
Выручка,
₽ млрд
Налоговая
нагрузка, %
1 1 1 в 2015 Роснефть
Нефть и газ
1 362,0 4 988,0 27,3
2 2 2 в 2015 Газпром
Нефть и газ
1 168,2 6 111,1 19,1
3 3 3 в 2015 ЛУКОЙЛ
Нефть и газ
564,5 4 743,7 11,9
4 4 4 в 2015 Сургут нефтегаз
Нефть и газ
330,8 1 020,8 32,4
5 5 10 в 2015 Сбербанк России
Финансы
245,4 3 058,9 8,0
6 6 5 в 2015 Татнефть
Нефть и газ
156,2 580,1 26,9
7 7 7 в 2015 РЖД
Транспорт
151,6 2 133,3 7,1
8 8 6 в 2015 Росатом
Энергетика
125,3 864,6 14,5
9 9 8 в 2015 Башнефть
Нефть и газ
106,1 494,0 21,5
10 10 9 в 2015 Славнефть
Нефть и газ
92,4 210,9 43,8
11 11 17 в 2015 Транснефть
Транспорт
89,9 848,1 10,6
12 12 14 в 2015 НОВАТЭК
Нефть и газ
87,1 537,5 16,2
13 13 11 в 2015 Ростех
ОПК и машиностроение
87,0 1 266,0 6,9
14 14 12 в 2015 Норильский никель
Металлы и горная добыча
66,5 438,4 15,2
15 15 13 в 2015 Система
Связь
60,5 697,7 8,7
16 16 18 в 2015 АЛРОСА
Металлы и горная добыча
58,7 317,1 18,5
17 17 16 в 2015 Почта России
Связь
44,0 164,8 26,7
18 18 15 в 2015 Россети
Энергетика
42,3 904,0 4,7
19 19 19 в 2015 ВымпелКом
Связь
34,8 276,3 12,6
20 20 22 в 2015 Полюс
Металлы и горная добыча
31,6 163,3 19,4
21 21 23 в 2015 Северсталь
Металлы и горная добыча
27,7 392,1 7,1
22 22 31 в 2015 ВТБ
Финансы
27,0 1 292,3 2,1
23 23 21 в 2015 ММК
Металлы и горная добыча
26,9 339,1 7,9
24 24 37 в 2015 Сибур Холдинг
Химия и нефтехимия
26,5 411,8 6,4
25 25 Компания не попала в ТОП-50 в 2015 Газпром банк
Финансы
26,2 619,1 4,2
26 26 Компания не попала в ТОП-50 в 2015 Уралкалий
Химия и нефтехимия
23,8 151,7 15,7
27 27 24 в 2015 РусГидро
Энергетика
23,5 374,1 6,3
28 28 36 в 2015 Металло инвест
Металлы и горная добыча
19,6 258,5 7,6
29 29 20 в 2015 НЛМК
Металлы и горная добыча
18,4 463,2 4,0
30 30 29 в 2015 Магнит
Торговля
17,6 1 074,8 1,6
31 31 32 в 2015 Т Плюс
Энергетика
17,0 333,0 5,1
32 32 26 в 2015 Еврохим
Химия и нефтехимия
16,9 265,4 6,4
33 33 33 в 2015 ФосАгро
Химия и нефтехимия
16,9 187,7 9,0
34 34 27 в 2015 МегаФон
Связь
13,5 316,3 4,3
35 35 34 в 2015 X5 Retail Group
Торговля
13,4 1 033,7 1,3
36 36 43 в 2015 Евраз
Металлы и горная добыча
13,3 467,9 2,8
37 37 50 в 2015 Аэрофлот
Транспорт
12,9 495,9 2,6
38 38 49 в 2015 Независимая нефтегазовая компания
Нефть и газ
12,6 118,8 10,6
39 39 41 в 2015 Интер РАО
Энергетика
11,3 868,2 1,3
40 40 30 в 2015 Мечел
Металлы и горная добыча
10,8 276,0 3,9
41 41 45 в 2015 Внешэконом банк
Финансы
9,9 759,4 1,3
42 42 38 в 2015 Ростелеком
Связь
9,8 297,4 3,3
43 43 35 в 2015 Нижнекамск нефтехим
Химия и нефтехимия
8,2 158,8 5,2
44 44 44 в 2015 СОГАЗ
Финансы
6,7 159,6 4,2
45 45 42 в 2015 Райффайзен банк
Финансы
6,6 114,2 5,8
46 46 48 в 2015 Акрон
Химия и нефтехимия
6,4 89,4 7,2
47 47 40 в 2015 СУЭК
Металлы и горная добыча
6,2 242,8 2,6
48 48 28 в 2015 Альфа-банк
Финансы
4,8 255,6 1,9
49 49 47 в 2015 Открытие Холдинг
Финансы
4,0 307,6 1,3
50 50 Компания не попала в ТОП-50 в 2015 Лента
Торговля
3,7 306,4 1,2
1 Роснефть
Нефть и газ
1 334,0 5 150,0 25,9
2 Газпром
Нефть и газ
1 086,9 6 073,3 17,9
3 ЛУКОЙЛ
Нефть и газ
629,6 5 173,5 12,2
4 Сургут нефтегаз
Нефть и газ
521,3 1 002,6 52,0
5 Татнефть
Нефть и газ
169,2 552,7 30,6
6 Росатом
Энергетика
164,5 821,2 20,0
7 РЖД
Транспорт
120,8 1 991,0 6,1
8 Башнефть
Нефть и газ
116,9 506,6 23,1
9 Славнефть
Нефть и газ
103,9 221,3 46,9
10 Сбербанк России
Финансы
79,6 2 911,4 2,7
11 Ростех
ОПК и машиностроение
76,0 1 140,0 6,7
12 Норильский никель
Металлы и горная добыча
67,2 425,2 15,8
13 Система
Связь
62,2 678,8 9,2
14 НОВАТЭК
Нефть и газ
55,5 475,3 11,7
15 Россети
Энергетика
49,7 766,8 6,5
16 Почта России
Связь
42,0 148,9 28,2
17 Транснефть
Транспорт
39,1 815,7 4,8
18 АЛРОСА
Металлы и горная добыча
38,0 224,5 16,9
19 ВымпелКом
Связь
34,7 284,8 12,2
20 НЛМК
Металлы и горная добыча
31,2 583,6 5,3
21 ММК
Металлы и горная добыча
25,6 314,1 8,2
22 Полюс
Металлы и горная добыча
21,1 132,1 16,0
23 Северсталь
Металлы и горная добыча
19,2 386,7 5,0
24 РусГидро
Энергетика
18,7 347,5 5,4
25 Русал
Металлы и горная добыча
18,4 632,6 2,9
26 Еврохим
Металлы и горная добыча
17,4 330,9 5,3
27 МегаФон
Связь
16,7 313,4 5,3
28 Альфа-банк
Финансы
15,2 251,9 6,0
29 Магнит
Торговля
15,2 950,6 1,6
30 Мечел
Металлы и горная добыча
14,2 253,1 5,6
31 ВТБ
Финансы
13,1 1 285,2 1,0
32 Т Плюс
Энергетика
13,0 305,1 4,3
33 ФосАгро
Химия и нефтехимия
12,1 189,7 6,4
34 X5 Retail Group
Торговля
11,6 808,8 1,4
35 Нижнекамск нефтехим
Химия и нефтехимия
8,7 155,8 5,6
36 Металло инвест
Металлы и горная добыча
8,1 320,2 2,5
37 Сибур Холдинг
Химия и нефтехимия
8,0 379,9 2,1
38 Ростелеком
Связь
8,0 297,4 2,7
39 СУЭК
Металлы и горная добыча
7,1 301,1 2,4
40 Интер РАО
Энергетика
6,6 832,0 0,8
41 Райффайзен банк
Финансы
6,5 122,9 5,3
42 Евраз
Металлы и горная добыча
6,0 638,9 0,9
43 СОГАЗ
Финансы
5,8 141,0 4,1
44 Внешэконом банк
Финансы
5,6 667,2 0,8
45 Объединенная авиа строительная корпорация
ОПК и машиностроение
5,3 346,1 1,5
46 Открытие Холдинг
Финансы
4,7 334,3 1,4
47 Акрон
Химия и нефтехимия
4,6 92,0 5,0
48 Независимая нефтегазовая компания
Нефть и газ
4,6 115,2 4,0
49 Аэрофлот
Транспорт
4,0 415,2 1,0
50 ЧТПЗ
Металлы и горная добыча
3,6 148,4 2,4

Вторая версия рейтинга, изменения внесены 15.08.2017 в 16.00.

Нефтегазовый локомотив

Еще один вывод исследования, достаточно очевидный для российской экономики, подтверждает сохранение высокой степени доминирования нефтегазового сектора в налоговых сборах.

В относительно бедных развивающихся экономиках крупнейшими налогоплательщиками часто являются компании с иностранным участием. В Армении, например, больше всего платил в казну контролируемый немецкими акционерами Зангезурский медно-молибденовый комбинат, а в Греции до 2011 года крупнейшим налогоплательщиком называли Coca-Cola Hellenic, что в итоге обернулось большими потерями для бюджета, когда компания перерегистрировалась в Швейцарии.

Впрочем, транснациональные корпорации активно пользуются своей разветвленной мировой сетью, чтобы оптимизировать налоги, и потому среди налогоплательщиков лидируют не очень часто. В связи с этим можно вспомнить скандал с Apple, которую сенат США в 2013 году обвинил в неуплате налогов на миллиарды долларов с полученной от продаж iPhone выручки в $74 млрд, или прошлогодние обыски в парижских штаб-квартирах Google и McDonalds, заподозренных в том же.


Но в 2016 году разрыв в налоговых платежах между двумя лидерами сократился — с 248 млрд до 194 млрд руб.

Молчание табачников

Кто, если не нефтегаз?

В топ-50 крупнейших налогоплательщиков верхние строчки оккупировали нефтяники и газовики. Но, зная изменчивость конъюнктуры, интересно посмотреть, кто подставит плечо в случае возможного падения цен на углеводороды.


Доля Сбербанка в уплаченных налогах финансового сектора, рассчитываемых ФНС, составляет 38,5%. Это заметно выше его доли в активах финансового сектора — 30%, по данным ЦБ на начало 2016 года (более свежих регулятор не публиковал). И это подтверждает правило, что госкомпаниям приходится больше платить не только дивидендов.

Статистика ФНС по начислению и поступлению налогов и сборов в консолидированный бюджет (форма 1-НОМ) за 2016 год тоже отдает твердое второе место финансовому сектору, который заплатил 636,8 млрд руб. за вычетом НДФЛ и социальных взносов. Для сравнения: не представленные в рейтинге производители и дистрибьюторы табачных изделий заплатили 576,5 млрд руб.


Очень интимные отношения

Но заменить нефтяников налоговикам некем: мода на предпринимательство давно прошла, и количество субъектов малого бизнеса снижается, налоговая база не растет, а социальные расходы уменьшать нельзя — даже несмотря на объявленную трехлетку бюджетной экономии.

В ФНС от комментариев и каких-либо оценок рейтинга воздержались.


Как мы считали

Рейтинг составлен на основании анализа консолидированной отчетности 100 крупнейших компаний России по объему выручки (по версии РБК 500 за 2016 год). Исследование исходит из добросовестности крупнейших налоговых резидентов в части уплаты обязательных платежей. Были отобраны и ранжированы компании, раскрывающие налоговые платежи за отчетный период (без учета социальных платежей во внебюджетные фонды и НДФЛ).

При анализе исключались компании, у которых нет публичной годовой отчетности (консолидированной по МСФО или бухгалтерской по РСБУ), а также те, что не указывают произведенные расходы по налогу на прибыль и прочим налогам. При наличии обоих вариантов предпочтение отдавалось отчетности по МСФО. Итоговые суммы налоговых платежей включают НДПИ, НДС (в том числе полученное возмещение), налог на имущество, прочие налоги и отчисления и исключают социальные платежи и НДФЛ. При указании суммы выручки, использовавшейся для расчета налоговой нагрузки, обращалось внимание на необходимость очищения итоговых цифр от экспортных пошлин.

Так ли это на самом деле? Предлагаем разобраться в том, как распределяются между регионами поступающие в бюджет налоги.

За счёт чего пополняется бюджет

Доходы бюджета формируются согласно налоговому и бюджетному законодательству РФ.

В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджета включают в себя:

    Налоговые доходы — налоги и сборы, уплачиваемые в бюджет.

В этой статье мы более подробно остановимся на налоговых доходах.

Налоги и сборы делятся на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги обязательны к уплате на территории всей страны, размер региональных определяется самостоятельно субъектами РФ, местные налоги устанавливаются органами местного самоуправления. Но это не означает, что федеральные налоги идут только в федеральный бюджет, а региональные — в бюджеты субъектов РФ. Размер налогов и сборов устанавливает Налоговый кодекс РФ (НК РФ) , а процент и бюджет, в который он зачисляется, определяет Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) . Например, НДФЛ — федеральный налог, который обязателен к уплате на территории всей России, но зачисляется НДФЛ в региональный (85%) и местный бюджет (15%).

Все налоги поступают в консолидированный бюджет РФ, который представляет собой свод бюджетов всех уровней (федеральный, бюджет субъекта, местный бюджет).

Москва, Санкт-Петербург и Севастополь — города федерального значения, то есть они являются субъектами РФ и имеют региональный, а не местный бюджет.

Как распределяются налоги по уровням бюджета

Раздел II Бюджетного кодекса РФ определяет порядок формирования доходов по уровням бюджетной системы страны. Те налоги и сборы, которые поступают в федеральный бюджет, распределяются на основании решений федеральных органов власти. Налоги и сборы, поступающие в региональный и местный бюджет, распределяются по усмотрению органов власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Распределение основных налогов и сборов по уровням бюджетной системы, %

Местный бюджет РФ ( гл. 9 БК РФ )

Налог на добычу общераспространённых полезных ископаемых

*остальные 37% уплачиваются в ФФОМС

**в 2017–2024 гг., согласно ст. 284 НК РФ . После 2024 г. будет распределение 18% и 2%. В 2017–2022 гг. регионы могут понижать ставку до 12,5%, после 2024 г. — только до 13,5%

***на сегодняшний день торговый сбор взимается только на территории Москвы. Согласно ст. 410 НК РФ , торговый сбор могут взимать города федерального значения. Однако Санкт-Петербург и Севастополь пока не используют это право.

Рис. 1. Источник: Бюджетный кодекс РФ

Структура доходов Москвы

Доходы бюджета Москвы по итогам 2020 г. составили 2,9 трлн руб., из них более 81% составляют налоговые поступления. В структуре налоговых доходов наибольший вес приходится на НДФЛ и налог на прибыль организаций.

Напомним, НДФЛ поступает только в региональный и местный бюджет, как и бо́льшая часть налога на прибыль.

Структура налоговых доходов Москвы, %

Рис. 2. Источник: сайт Мэра Москвы

Кроме того, Москва делает самые большие отчисления в пенсионный фонд, ФФОМС и ФСС, так как, согласно данным Росстата , в столице самые высокие заработные платы по стране.

Топ-15 субъектов РФ по налоговым доходам за 2020 г., % в доходе бюджета РФ

Рис. 3. Источник: Федеральное казначейство РФ

Нюансы уплаты налогов

В региональный бюджет поступает НДФЛ, который составляет более 40% московских доходов. В целом чуть больше половины налоговых доходов Москвы идёт в бюджет города, остальная часть — в федеральный бюджет за счёт НДС и части налога на прибыль.

ХМАО является крупнейшим плательщиком налога на добычу природных ископаемых (НДПИ) и налога на добавленный доход (НДД), которые поступают в федеральный бюджет. При этом ХМАО — Югра является регионом-донором, то есть не получает субсидии и дотации со стороны государства, согласно Приказу Минфина РФ № 1030 от 11.11.2020 . В то время как Москва ежегодно получает межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

От чего зависит благосостояние регионов?

Нельзя сказать, что Москва кормит регионы. Но и обратное утверждение ошибочно. В формировании федерального бюджета, из которого потом поступают субсидии, дотации и другие межбюджетные трансферты, участвуют все субъекты РФ. И чем богаче регион, чем больше предприятий функционирует на его территории, тем больше доходов он приносит в федеральный бюджет.

Благосостояние региона зависит от нескольких факторов:

В следующих статьях более подробно рассмотрим самые богатые регионы, доходы которых зависят от размещённых на их территории предприятий.

Кстати, если вы хотите поделиться мнением об этой статье или о нашей работе в целом – это можно сделать через форму обратной связи. Напишите нам, и мы обязательно к вам прислушаемся!

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4

Сегодня в бухгалтерском ликбезе Алексей Иванов рассказывает о том, как устроена российская система налогов и сборов, и какие конкретно налоги платит бизнес.


Продолжаем налоговый ликбез. Сегодня разберемся какие налоги есть в нашей стране и куда они платятся. Этому посвящена глава 2 НК РФ, но я сожму её до одного поста.

В России есть три вида налогов и сборов:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги и сборы

Обязательны к уплате на всей территории страны, полностью описываются НК РФ. Неважно где находится налогоплательщик — правила везде одинаковы. Большая часть федеральных налогов сразу поступает в федеральный бюджет, крохи от некоторых достаются регионам. Некоторые федеральные налоги платятся всеми (например, НДС). Другие — только теми, кто занимается определенными видами деятельности (например, НДПИ). К федеральным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • налог на прибыль организаций;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • водный налог;
  • государственная пошлина;
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
  • налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Региональные налоги

Обязательны к уплате на территориях субъектов федерации. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — региональными законами. Москва доверила регионам определять налоговые ставки в пределах установленного коридора, порядок и сроки уплаты налогов. Поэтому, например, транспортный налог в Челябинской области может быть вдвое выше, чем в Чеченской республике. Все региональные налоги полностью поступают в бюджет региона и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Вот эти налоги:

  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог на имущество организаций.

Местные налоги и сборы

Обязательны к уплате на территориях городов, районов и прочих муниципальных образований. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — решениями городских дум, советов районных депутатов и прочими нормативными актами представительных органов муниципалитетов. Местным депутатам, как и региональным, разрешено определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Все местные налоги и сборы полностью поступают в бюджет муниципалитета и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Всего в стране есть три вида местных налогов и сборов:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы составляют так называемую ОСНО — общую систему налогообложения. Кроме нее НК РФ предусматривает специальные налоговые режимы, применение которых освобождает от обязанности платить некоторые налоги. Переход на них доступен для малого бизнеса, соответствующего ряду ограничений, и компаний или ИП из отдельных отраслей. Поступления от таких налогов делятся между бюджетами различных уровней. Вот перечень спецрежимов:

  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • упрощённая система налогообложения (УСН);
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Кроме этих налогов и сборов, есть ещё обязательные страховые взносы на пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и обязательное медицинское страхование, о которых я уже писал в прошлом выпуске рубрики.

Вы прослушали краткий пересказ статей 12-18 НК РФ. Респектуйте в комментариях, если чувствуете, что сэкономили кучу времени 😄 А в следующих выпусках ликбеза я расскажу как устроены налоги и сборы в целом и самые распространённые из них в частности.

Безоговорочным лидером по выплаченным федеральным налогам стала российская столица — Москва. На начало 2017 года она заплатила 2,42 трлн рублей, что составляет 19% от всех выплаченных российскими регионами федеральных налогов. Кроме того, эта цифра больше, чем показатель всего Приволжского федерального округа, который выплатил всего лишь 2,05 трлн рублей.


Огромное количество налогов платит и второй по величине город России Санкт Петербург — 829 млрд рублей. Конечно, это в три раза меньше, чем платит Москва, но по-прежнему больше, чем некоторые федеральные округа, например, такие, как Южный, Дальневосточный и Северо-Кавказский.

По объему выплаченных федеральных налогов между Москвой и Санкт-Петербургом на втором месте находится Ханты-Мансийский автономный округ. Он заплатил 1,6 трлн рублей федеральных налогов. Это больше, чем весь Северо-Западный или Сибирский федеральные округа.

Меньше всего федеральных налогов по данным на начало года заплатили некоторые регионы Кавказа и Дальнего Востока. В частности, самый низкий результат у Ингушетии — 3,2 млрд рублей. Примерно такой же показатель у Калмыкии — 3,4 млрд рублей. Также мало заплатили Тыва, Еврейская автономная область и республика Алтай (4-5 млрд рублей).


Татарстан получает в консолидированный бюджет региона 167 млрд рублей, или 42% от уплаченных федеральных налогов. Фото Романа Хасаева

Татарстан и хорошо отдает, и хорошо забирает, а национальные автономные округа кормят Россию

Интересно посмотреть на выплаченные федеральные налоги в контексте того, в бюджет какого уровня они идут. Среднероссийский показатель по этому параметру составляет 47%, то есть почти половина налогов, отчисленных в виде федеральных налогов, пошли в консолидированный бюджет региона.

Однако в зависимости от региона этот показатель очень сильно варьируется — от 12% до 119%. Любопытно, что меньше всего денег возвращается в консолидированный бюджет региона в случае одного из крупнейших регионов-налогоплательщиков России — Ханты-Мансийского автономного округа. Перечисляя в виде федеральных налогов сумму в 1,6 трлн рублей в консолидированный бюджет региона, он получает лишь 189 млрд рублей. Это лишь на 22 млрд рублей больше, чем получает в бюджет региона Татарстан, который платит федеральных налогов на сумму в четыре раза меньше, чем ХМАО. Есть, впрочем, и еще более яркие примеры — в Свердловской области собирают федеральных налогов почти в восемь раз меньше, чем в ХМАО, а в бюджет региона получают почти столько же — 147 млрд рублей.

Больше всего в региональный бюджет получает Москва — 1,35 трлн рублей, или 56% от уплаченных федеральных налогов. Это больше, чем получает любой из федеральных округов, кроме Центрального, в который, собственно, и входит Москва. На втором месте по отчислениям в консолидированный бюджет — Московская область с 374 млрд рублей, или 55% от уплаченных федеральных налогов. Замыкает тройку Санкт-Петербург с 337 млрд рублей, или 41% от уплаченных налогов. В пятерке, кроме того, Ханты-Мансийский округ и Татарстан (167 млрд рублей в консолидированный бюджет, 42% от уплаченных федеральных налогов).

Меньше всего из перечисленного в виде федеральных налогов получают обратно три сырьевых региона — ХМАО, Ямало-Ненецкий автономный округ (13%) и Ненецкий автономный округ (14%). Также большая часть денег достается федеральному центру из налогов Оренбургской и Калининградской области (26% и 28%, соответственно), Томской области и республики Удмуртия (31% и 34%).


На федеральной подкормке — Магадан, Чечня, Чукотка, Бурятия, Липецк и Тула

Помимо этого, есть в стране и обратная ситуация — шесть регионов получают в свой консолидированный бюджет вообще больше, чем перечисляют федеральных налогов. Лидер по этому показателю — Магаданская область. Она перечислила в бюджет 16,8 млрд рублей налогов, в то время как получила в свой консолидированный бюджет 20 млрд. Таким образом, получила она на 19% больше, чем перечислила.

На втором месте по этому показателю — Чечня. Она перечислила лишь 8,6 млрд рублей, а получила в консолидированный бюджет 9,6 млрд рублей — на 11% больше перечисленного. Еще один регион с похожей структурой бюджета — регион центральной части страны — Липецкая область. Перечислив 33 млрд рублей федеральных налогов, она получила в свой бюджет 34,3 млрд рублей — на 4% больше перечисленного. На четвертом месте регион, находящийся неподалеку от Магаданской области, – Чукотский автономный округ. Он перечислил федеральных налогов на 14,5 млрд рублей, а получил в бюджет на 1% больше — 14,7 млрд рублей. На тот же процент больше получила и республика Бурятия — 19,4 млрд рублей, при перечисленных 19,2 млрд рублей. Наконец, Тульская область перечислила федеральных налогов на 47,3 млрд рублей, а получила в свой бюджет 47,5 млрд рублей.

Поволжье: отдающий Оренбург и забирающий Нижний Новгород

Если подробнее взглянуть на ПФО, то всего регионы Приволжского федерального округа перечислили 2,05 трлн рублей федеральных налогов и сборов. В федеральный бюджет из них пошли 1,08 трлн рублей, а в консолидированные бюджеты регионов — около 968 млрд рублей. Доля полученных доходов в бюджеты регионов составила, таким образом, 47% — меньше половины.

Лидером среди регионов Поволжья по уплаченным федеральным налогам стал Татарстан. Он перечислил 396,7 млрд рублей. В бюджет самого региона было перечислено 42% из этой суммы — 167,3 млрд рублей. Татарстан является лидером как по налогам, отправленным в федеральный бюджет, так и по налогам, полученным в консолидированный бюджет региона.


Второе место в ПФО по перечисленным федеральным налогам и сборам у Самарской области — 304 млрд рублей. В бюджет региона было перечислено чуть больше, чем от Татарстана — 47%, или 144 млрд рублей.

На третьем месте расположился Башкортостан. Он перечислил 253,3 млрд рублей федеральных налогов и сборов. При этом здесь в консолидированный бюджет региона вернулся значительно больший процент, чем от Татарстана и Самарской области — 55%, или 139 млрд рублей.

Впрочем, и этот показатель не кажется очень большим на фоне Нижегородской области. Этот регион получил в свой бюджет 68% федеральных налогов и сборов — 137 млрд рублей из 201,6 млрд рублей. Высокий показатель также и у Ульяновской области — 66%, 33 млрд рублей и 50 млрд рублей федеральных налогов и сборов.

Меньше всего из поволжских регионов заплатили налогов республики Марий-Эл, Мордовия, Чувашия, а также Кировская и Пензенская области. Показатели их — от 16 до 39 млрд рублей. Любопытно, что во всех этих регионах доля федеральных налогов, полученных в консолидированный бюджет региона, довольно высока. В Марий Эл с самым меньшим объемом налогов, к примеру, 65%, в Пензенской области — 63%. Самые же меньшие доли полученных в консолидированный бюджет федеральных налогов и сборов у регионов с довольно средними экономическими показателями — Удмуртии и Оренбургской области. В свои консолидированные бюджеты они получили лишь 34% и 26% из перечисленных налогов, соответственно.


Региональные налоги: половина результата ЦФО — заслуга Москвы

Все описанное выше, однако, касается лишь одной из категорий налогов — федеральных. Помимо этого, есть еще три уровня налогов — объем их в разы меньше, но и они заслуживают внимания. Суммарный объем их составляет 1,6 трлн рублей — лишь 12% от объема федеральных налогов.

Большую часть из этих 1,6 трлн рублей составляют региональные налоги — к началу года их было перечислено на сумму в 904,5 млрд рублей. К региональным налогам относятся всего три категории налогов, но довольно крупных: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог. Все эти налоги, соответственно, отправляются в региональные бюджеты дополнительно к федеральным налогам, перечисленным в консолидированные бюджеты регионов.

Федеральным округом, который перечислил больше всего региональных налогов, ожидаемо стал Центральный федеральный округ (260 млрд рублей) — в основном благодаря показателю Москвы (122 млрд рублей). Второе место среди федеральных округов занимает Уральский федеральный округ со 169 млрд рублей, а на третьем месте — Приволжский федеральный округ со 134 млрд рублей.

В лидерах по регионам, кроме Москвы, также Ханты-Мансийский автономный округ. Показатель этого региона составил около 60 млрд рублей. Также много региональных налогов перечислили Ямало-Ненецкий автономный округ (54,7 млрд рублей), Московская область (54 млрд рублей), Санкт-Петербург (40,4 млрд рублей), Краснодарский край (31,4 млрд рублей), Татарстан и Свердловская область (примерно по 26,5 млрд рублей).

Поступление федеральных и региональных налогов, сборов и других обязательных платежей в консолидированный бюджет России, на 1 января 2017, тыс.руб.

Специальные налоговые режимы: Сахалин собрал налогов, как две столицы

Второе место по общему объему составляют налоги, собранные по специальным налоговым режимам. Их объем составил 490 млрд рублей. На данный момент к ним относятся четыре режима. Это — упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход и патентная система налогообложения.

Примерно 92% этих налогов оказывается в консолидированных бюджетах субъектов. Среди федеральных округов лидером здесь неожиданно оказался не Центральный, в который входит Москва, а Дальневосточный. Здесь было собрано таких налогов на сумму в 132 млрд рублей, причем 111 млрд рублей из них в Сахалинской области. Показатель Москвы, второго региона России по налогам от специальных налоговых режимов, составил лишь 64 млрд рублей, а всего Центрального федерального округа — 128 млрд рублей. В других федеральных округах эти показатели и того меньше — в Приволжском федеральном округе — лишь 57 млрд рублей, а в Северо-Западном — 49 млрд рублей.

По регионам после Сахалинской области и Москвы находится Московская область с 25 млрд рублей. За ними следует Санкт-Петербург с 21,7 млрд рублей, далее — Краснодарский край с 19,3 млрд рублей. Показатель Татарстана — 8,2 млрд рублей. Он самый высокий по Поволжью, но ниже, чем в Ростовской и Свердловской областях.


Местные налоги: Подмосковье впереди Москвы

220 млрд рублей, кроме того, регионы перечислили в счет местных налогов. К ним, согласно данным Федеральной налоговой службы, относятся всего три вида налогов — это земельный налог, налог на имущество физических лиц, а также торговый сбор.

Тут в списке лидеров среди федеральных округов — уже без неожиданностей. Первое место — 97 млрд рублей — у Центрального федерального округа. Однако при этом лидером по регионам внезапно стала не Москва, а Московская область с 34,4 млрд рублей. Столицей в счет местных налогов были перечислены лишь 33,7 млрд рублей.

Второе место и 34 млрд рублей у Приволжского федерального округа, в лидерах — Татарстан с 8,8 млрд рублей и Самарская область с 5,4 млрд рублей. Третье место у Южного федерального округа с 22 млрд рублей, здесь лидер — Краснодарский край с 8,7 млрд рублей, а также Ростовская область с 7,7 млрд рублей.

Поступление местных налогов и налогов, относящихся к специальным налоговым режимам в консолидированный бюджет России, на 1 января 2017, тыс.руб.

Читайте также: