Период который должен подлежать аудиторской проверке определяется налоговым органом

Обновлено: 16.05.2024

Прежде чем, заключить договор и заключить договор на проведение аудита организации, аудитор собирает информацию о клиенте, проверяет деловую репутацию клиента, согласовывает сроки и стоимость аудита.

Цель проведения аудита состоит в выражении независимого, объективного и обоснованного мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Аудит подразделяется на две большие группы:

  1. Обязательный аудит в соответствии с 307-ФЗ.
  2. Инициативный аудит.

Обязательный аудит организации по 307-ФЗ

Если организация соответствует критериям обязательного аудита в 2021 году, то она обязана пройти проверку бухгалтерской (финансовой) годовой отчетности и предоставить аудиторское заключение по результатам аудиторской проверки.

Напомним, что критерии аудита были повышены. С 1 января вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2020 N 476-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

В соответствии с законом № 476-ФЗ Увеличены финансовые критерии обязательного аудита:

  • по размеру выручки — с 400 миллионов рублей до 800 миллионов рублей (считается годовая выручка компании);
  • по размеру активов — с 60 миллионов рублей до 400 миллионов рублей (активы бухгалтерского баланса).

Однако, аудит в любом случае остается обязательным для фондов, при условии поступления имущества и денежных средств в предшествующем отчетном году свыше 3 млн рублей.

В перечне организаций, которые подлежат обязательному аудиту, отсутствуют акционерные общества (АО). Однако, это не означает, что обязательный аудит для АО отменен.

Инициативный аудит организации

Инициативный аудит — это проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности компании по инициативе руководства бизнеса, акционеров, инвесторов или покупателя бизнеса, которая позволяет объективно оценить состояние бизнеса.

По результатам проведение инициативного аудита не обязательно предоставлять аудиторское заключение, так как проверка является добровольной.

То есть, собственник получает всю информацию по результатам аудита строго конфиденциально. Данную информацию не вправе затребовать контролирующие органы.

Инициативный аудит может быть проведен внутренней службой или внешним независимым аудитором. Предпочтителен второй вариант, так как будут действовать принципы независимости и беспристрастности .

Когда может понадобиться инициативный аудит?

Как уже говорилось выше, инициативный аудит — не обязателен. Он может проводиться по желанию заказчика и в любом объеме.

Добровольный аудит организации целесообразен в следующих случаях:

  • смена руководящего состава организации;
  • реорганизация бизнеса;
  • смена Главного бухгалтера;
  • сомнения в качестве ведения бухгалтерского и налогового учета;
  • перед выездной налоговой проверкой;
  • при сомнении акционеров в части выплаты дивидендов (для инициации проверки акционер должен владеть более 10% голосующих акций компании);
  • привлечение инвестиций в проект;
  • при продаже или покупке бизнеса (нарушения в учете являются предметом торга);
  • иные случаи.

Аудиторское заключение передается только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор на оказание аудиторских услуг, в соответствии с 307-ФЗ, п. 4.

Основные вопросы аудита

Ключевыми вопросами аудита являются:

  • анализ системы внутреннего контроля на предприятии;
  • составление плана и программы аудита;
  • анализ учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета;
  • проверка результатов годовой инвентаризации имущества и обязательств;
  • проведение аудиторских процедур по существу.

В целях получения аудиторских доказательств, аудитор применяет такие аудиторские процедуры по существу, как:

  • Инспектирование (проверка записей, документов или материальных активов);
  • Пересчет (проверка арифметической точности бухгалтерских записей, независимые расчеты налогов и т.п.);
  • Наблюдение (отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами);
  • Запрос (поиск информации у осведомленных лиц внутри или за пределами предприятия);
  • Подтверждение (получение подтверждающих документов и других свидетельств у третьих лиц);
  • Аналитические процедуры (анализ существенных показателей и тенденций, включая исследование изменений и соотношений, несоответствующих прочей информации или прогнозируемым суммам).

Количество отобранных для проверки элементов устанавливается по каждому проверяемому разделу в зависимости от оцененных нами рисков существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе рисков системы внутреннего контроля.

По результатам проведенных аудиторских процедур и полученных результатов проверки аудитор подготавливает аудиторское заключение.

Виды аудиторских заключений

Аудиторское заключение может быть немодицифицированным — то есть, это безоговорочное положительное аудиторское заключение, когда аудитор подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности.

Также, аудиторское заключение может быть модифицированным и подразделяться на типы:

  • Положительное аудиторской заключение с оговоркой , когда аудитор подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности, но указывает в аудиторском заключении отдельные замечания по допущенным ошибкам.
  • Отрицательное аудиторское заключение , когда аудитор пишет в аудиторском заключении, что бухгалтерская отчетность является недостоверной, а также указывает нарушения, которые являются основанием для выдачи отрицательного аудиторского заключения.
  • Аудиторское заключение с отказом от выражения мнения аудитора, в этом случае аудитор должен обосновать отказ от выражения мнения в связи с ограничением объема работы аудитора.

Аудиторская проверка может быть проведена по специальному заданию клиента. В этом случае, перед началом аудита необходимо согласовать с клиентом цели аудита и техническое задание на аудит.

По результатам аудита по специальному заданию аудитор предоставляет клиенту отчет аудитора по выполненному заданию.


Налоговый аудит — важная для компании процедура, которая производится как с привлечением аудиторов, так и собственными силами. О целях аудита, порядке осуществления и последствиях читайте в нашем материале.

Налоговый аудит: что это, кто и как его проводит

Вышеупомянутая методика регламентирует проведение подобных проверок при аудиторском контроле, который может быть обязательным или добровольным для налогоплательщика. Аналогичные методы использует при проверке правильности расчета налоговых платежей налоговый орган. И такую же методику может применять налогоплательщик, самостоятельно осуществляющий налоговый аудит перед направлением отчетности в ИФНС.

В процессе налогового аудита (пп. 2.9-2.9.4 Методики):

  • ведущаяся налогоплательщиком деятельность и применяемая им система налогообложения анализируются с точки зрения значимости для целей исчисления налогов;
  • проверяются наличие и достоверность исходных данных, необходимых для налоговых расчетов;
  • оцениваются правильность используемой методики исчисления и обоснованность применения налоговых льгот;
  • проводятся дублирующие подсчеты налогов;
  • проверяются правильность применения форм налоговой отчетности и корректность внесения данных в них.

По итогам проверки аудиторы в заключении высказывают свое мнение по кругу вопросов, сформулированных в задании на налоговый аудит (пп. 2.7, 5.6 Методики).

Роль контроля правильности ведения учета и составления отчетности

Особую значимость при налоговом аудите приобретает проверка тех исходных данных, на основе которых формируется база для расчета каждого из налогов. При этом следует иметь в виду, что для большинства налогов данные для этой базы берутся из регистров бухгалтерского учета. Это обстоятельство требует контроля за полнотой, достоверностью и своевременностью отражения нужных сведений в бухучете. Именно поэтому до начала налоговых расчетов бухгалтеру необходимо убедиться в том, что все документы приняты к бухучету и все необходимые бухгалтерские учетные операции, влияющие на исчисление соответствующего налога, выполнены, причем корректно.

Говорить об аудите именно налогового учета можно лишь в отношении начислений, требующих ведения специальных налоговых регистров, в которых будут собраны данные, формирующие налоговую базу. Это касается:

  • налогов, начисляемых от прибыли;
  • НДС;
  • налогов при УСН;
  • НДФЛ.

Аудит налоговой отчетности позволяет выявить правильность разнесения данных по строкам отчета, а также обнаружить возможные опечатки и арифметические ошибки.

Проверка расчетов с бюджетом по налогу на прибыль (в т. ч. отложенных обязательств и активов)

Сложность проведения аудита налога на прибыль обусловлена:

  • существованием особой учетной системы, предполагающей ведение большого количества специальных налоговых регистров, отличающихся от регистров бухучета;
  • наличием не только особых методик для внесения сведений в эти регистры, но и своих правил принятия объектов к учету, которые изначально могут приводить к существенным расхождениям между бухгалтерскими и налоговыми учетными данными;
  • необходимостью отражения в бухучете сумм налога, отвечающих расхождениям между бухгалтерским и налоговым учетом.

Последний момент требует выполнения аудита отложенных налоговых активов и обязательств, а также постоянных разниц, возникающих между двумя учетами.

Итоги

Налоговый аудит имеет целью проверку правильности исчисления налоговых платежей. Он проводится либо аудиторами в обязательном или добровольном для налогоплательщика порядке, либо плательщиком налогов самостоятельно. Наиболее сложным для такого контроля является налог на прибыль, данные для расчета которого берутся из системы особых налоговых регистров.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Порядок проведения аудиторской проверки

Аудиторская проверка — комплексная работа, направленная на изучение финансовой и экономической деятельности компании. Выполняется специальным аудиторским органом на базе предоставленных отчетов. Во время проверки аудитор изучает нюансы бизнес-деятельности, правила внутреннего контроля, главные события за определенный период, выполнение субъектом норм законодательства, правильность инвентаризации остатков и другие нюансы. Ниже рассмотрим правовые особенности аудиторской проверки, законодательную базу, правила и последствия отказа от таких действий.

Законодательная база

Аудиторская проверка — неизменный этап в деятельности крупных и небольших предприятий, подразумевающий проверку на факт следования действующим правилам и нормам законодательства. В зависимости от ситуации работа проводится в определенный период (обязательная) или по желанию руководителей (добровольная). По результатам контроля можно судить о правильности сведений по балансу и финансам предприятия.

Аудиторской проверкой занимаются специальные структуры и индивидуальные специалисты, работающие на основании договора на проведение аудиторской проверки. К работе допускаются субъекты, прошедшие обучение и имеющие на руках соответствующий аттестат. В штате проверяющего предприятия должно быть от трех специалистов, состоящих в СРО. При выполнении своих обязанностей аудиторы действуют на базе ФЗ №307 и ряда других документов.

Если говорить в целом, аудиторская проверка выполняется с учетом ряда правил:

  1. Стандарты — международные (МСА), отраслевые, федеральные (ФСАД).
  2. Внутренние кодексы.
  3. ФЗ №№ 307, 395, 402, 315.
  4. Постановление Правительства России под номерами 696, 576.
  5. Приказы Минфина РФ — №46н, №16н, №90н, №99н, №90н, №147н, №122н.

Основным документом считается МСА, который обязателен для индивидуальных специалистов и аудиторских фирм, а также проверяющих компаний. МСА стоит на ступень выше других стандартов, установленных Минфином, Правительством и СРО аудиторов.

Виды аудиторских проверок

На практике выделяется два типа аудиторских проверок. Первый (обязательный) проводится по плану, а второй (добровольный) выполняется без привязки к определенной дате по желанию руководства организации.

Обязательный аудит

Такой контроль проводится с периодичностью раз в год для АО разных видов и вне зависимости от результатов работы. Кроме того, ежегодный аудит обязателен для предприятий, разместивших ценные бумаги на торгах. По ФЗ №49 организатор последних без пояснения причин может отказать в доступе активов к продаже, что внесет изменения в необходимость ежегодной аудиторской проверки.

Обязательный аудит также характерен для следующих предприятий:

  • кредитные структуры
  • управляющие фирмы
  • негосударственные ПФ
  • политические партии (в зависимости от объемов финансовой деятельности)
  • МФО
  • страховые и клиринговые фирмы
  • БКИ и т. д.

При определении необходимости обязательной аудиторской проверки часто оцениваются финансовые результаты предприятия и отражения бухотчетности. Вне зависимости от ситуации обязательный аудит не применяется по отношению таких субъектов:

  • ИП
  • внебюджетные фонды (федеральные, муниципальные)
  • с/х кооперативы
  • унитарные компании

Подробные сведения по отношению к компаниям, подлежащим обязательной аудиторской проверке, приведены ФЗ №307, а также в ряде других законов и кодексов. Указанный перечень не является окончательным. Он периодические корректируется в зависимости от ситуации в экономической и финансовой сфере государства.

Добровольный аудит

Компании, для которых не обязательна аудиторская проверка, вправе провести ее по собственной инициативе. Такой вид аудита называют добровольным, внеочередным или инициативным. Подобные проверки также организуются в АО по просьбе держателей акций, имеющих на руках от 10% и более ценных бумаг.

Распространенные причины добровольного аудиторского контроля:

  • проверка работы финансового руководителя, главбуха, управляющих структур
  • выполнение требований банков, госструктур, инвесторов, контрагентов
  • подготовка компании к сертификации
  • привлечение нового главбуха и передача бумаг
  • реорганизация бизнеса, подготовка к купле-продаже

Актуальность проведения проверки определяет руководство компании на базе состояния бухучета и ряда других норм. Периодичность проведения добровольного аудита может быть любой, но при выполнении работы соблюдаются стандарты и порядок, действующие на законодательном уровне.

Этапы

Аудиторская проверка — трудоемкий процесс, подразумевающий прохождение нескольких этапов, начиная с подготовки, заканчивая выдачей заключения и его передачей в Росстат. Отдельно рассмотрим шаги обязательного и инициативного аудита:

  1. Планирование (подготовка). Разрабатываются стратегические и тактические действия по аудиторской проверки, определяется график и программа, формируется группа аудиторов. Анализируются общие данные о деятельности предприятия в хозяйственной и финансовой сфере, а также данные о внешних и внутренних факторах.
  2. Сбор и анализ информации. На этом шаге изучается первичная документация, регистры бухучета, устав, правильность вычислений, учетная политика предприятия. Полученная информация анализируется с позиции соблюдения требований и норм. Оформляются рекомендации по устранению имеющихся недостатков, оказавших влияние на результаты работы предприятия. Готовые отчеты с указанием ошибок передаются руководителю проверяемой фирмы.
  3. Создание заключения аудиторской организации. На базе собранных данных формируется итоговый результат проверки касательно финансовой отчетности проверяемого субъекта. Оформляется заключение, которое условно делится на немодифицированное и модифицированное. Первое выдается при соответствии отчетности реальной ситуации в предприятии, а второе при выявлении значительных отклонений и невозможности предоставления доказательств об отсутствии ошибок. Мнение аудитора может быть отрицательным или с оговоркой. Также возможен отказ в его предоставлении.
  4. Передача заключения аудиторской фирмы в Росстат. С начала 2014-го все проверяемые компании обязаны передавать результаты проверки аудиторов в статистический орган. Они направляются вместе с бухотчетностью, которая требует обязательного контроля. Срок передачи до 10 суток с момента передачи отчета аудиторской фирмы и не позже 31 декабря текущего года.

По статистике предоставление отрицательного заключения или отказ от его передачи является редким случаем. В среднем мнение с оговоркой выражается в 20-25% случаев, негативное заключение выдается в 0,5%. В остальных ситуациях проверяющую компанию ожидает позитивное решение.

По закону аудиторская фирма обязана информировать проверяемый орган о допущенных ошибках. Владелец компании, получив информацию о нарушениях, обязан их устранить или передать проверяющим дополнительные сведения с информацией о причинах таких изменений.

Что ждет за отказ от аудиторской проверки

Организация, подлежащая обязательному аудиту, должна помнить об ответственности за невыполнение такой работы. В определенных обстоятельствах могут наказываться компании, которые проходят добровольную проверку. Выделим основные нарушения и последствия:

  1. Несвоевременная передача заключения аудиторов в орган статистики. Наказание за такое действие предусмотрено в статье 19.7 КоАП РФ. Нарушение влечет за собой штрафные санкции от 100 до 300 р для граждан, 300-500 р для субъектов при должности, а также 3000-5000 р для юридических лиц. Нарушение может быть умышленным или сделанным по неосторожности.
  2. Отказ от публикации заключения аудиторов на офсайте АО в Сети в определенный законом период. Наказание за такое нарушение прописано в КоАП (ст. 15.19). В таком случае предприятие наказывается штрафом от 0,7 до 1,0 млн р, а лица при должности — 30-50 т. р.
  3. Отказ от внесения данных о результатах аудиторской проверки или их несвоевременная передача. Ответственность за такое нарушение предусмотрено в КоАП РФ (ст. 14.25). В зависимости от ситуации размер штрафа составляет от 5 до 50 т. р. При повторном нарушении возможна дисквалификация на период от 1 до 3 лет.
  4. Отсутствие заключения аудиторов в период, установленный для хранения. Ответственность предусмотрена в КоАП РФ (ст. 15.11). В ней прописано, что такое нарушение влечет за собой штраф в размере от 5 до 10 т. р. При повторном совершении правонарушения штраф увеличивается до 20 т. р.

Уполномоченные органы следят за соблюдением требований законодательства и наказывают провинившиеся компании штрафом или дисквалификацией на определенный период.

Итоги

Аудиторская проверка — неизменный атрибут деятельности компаний, направленный на оценку правильности ведения финансово-хозяйственной деятельности. По результатам работы формируется заключение с информацией о соответствии данных в документах предприятия действующим нормам и правилам. Несоблюдение требований законодательства в отношении аудиторской проверки чревато наказанием в виде штрафов или дисквалификации на определенный срок.

Читайте также: