Переплата по налогам в рк

Обновлено: 31.05.2024

В процессе работы предприниматель иногда сталкивается с ситуацией, когда за ним числится переплата или задолженность по тому или иному налогу. И главный вопрос, который волнует налогоплательщика в этот момент, — какие будут санкции за неверное исчисление или уплату налога.

Самые распространенные причины образования переплаты или задолженности по налогу:

  • Естественные причины. Переплата налога может образоваться по естественным причинам. Пример: в 2021 году предприятие первые 9 месяцев имело доход, исчисляло с него налог и своевременно уплачивало авансовые платежи. В 4 квартале доходы отсутствовали или предприятие терпело убыток. В этом случае сумма произведенных за 9 месяцев авансовых платежей по налогу УСН может превысить сумму исчисленного по итогам года налога, и за предприятием будет числиться переплата.
  • Ошибки в исчислении налога. Переплата или задолженность может появиться, когда были допущены ошибки при исчислении налога и, соответственно, была произведена неверная его уплата. При обнаружении ошибок предприятие подает уточненный отчет за тот период, в котором образовалась ошибка в исчислении налога. Если неверное исчисление налога повлекло занижение суммы налога, то предприятию грозят штрафы и пени, причем довольно значительные (по ст. 122 НК РФ — до 40% от неуплаченной суммы налога).

Ошибки в платежных документах на уплату налога. Ошибки в платежке могут привести к серьезным последствиям. В зависимости от того, в каком именно поле платежки допущена ошибка, можно определить её критичность для налогоплательщика. Не каждая ошибка приводит к неперечислению налога в бюджет, и в ряде случаев обязанность налогоплательщика по уплате налога все равно считается исполненной.

Для того, чтобы платеж считался перечисленным, следующие поля платежного поручения должны быть заполнены верно:
Наименование банка получателя (поле 13);
Реквизиты банка получателя ( поля 14,15 ).

Остальные ошибки в платежном поручении, согласно ст. 45 НК РФ не влекут неперечисление налога в бюджет. В частности, ошибки в полях:

Счет получателя (поле 17) — с 2019 года уточнить можно и платежи, которые попали на неверный счёт Федерального казначейства;
Наименование получателя (поле 16);
ИНН — КПП получателя (поле 61 и 103);
КБК (поле 104);
Код ОКТМО (поле 105);
Основание платежа (поле 106);
Налоговый период (поле 107);
Номер документа (поле 108);
Дата документа (поле 109);
Тип платежа (поле 110);
Дата (к полю 4);
Статус плательщика (поле 101);
Назначение платежа (поле 24).

  • Неверная сумма в платежке (поле 7) может привести к образованию переплаты или задолженности по налогу. Все, что нужно в таком случае, — доплатить налог или решить, что делать с переплатой.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Если у предприятия имеется задолженность по налогам или сборам, то её следует погасить как можно скорее. Чем быстрее предприятие погасит задолженность, тем меньше будет сумма пеней. И не стоит забывать про необходимость оплаты самих пеней и штрафов. В случае их неуплаты средства могут быть взысканы с расчетного счета предприятия и даже за счет его имущества через суд.

Для того чтобы узнать суммы переплат и задолженностей, а также те КБК налогов, на которых они образовались, лучше всего сделать сверку с налоговой.

Если имеется переплата по какому-либо налогу, то согласно ст. 78 НК РФ предприятие в течение трёх лет может:

На практике решение вопроса о возврате (зачете) сумм переплат осложняется еще и тем, что налоговики часто не учитывают арбитражную практику и руководствуются ведомственными интересами. Это может быть причиной для проведения камеральной проверки, особенно, когда предприятие подает уточненный отчет в связи с уменьшением суммы исчисленного налога.

Как итог – переплата по налогу лучше, чем недоимка. Переплата может служить своего рода страховкой на случай выявления недоимки по данному налогу, например, в случае налоговой проверки. Из судебной практики следует, что компания может быть освобождена от ответственности за несвоевременную уплату налога, даже если переплата налога образовалась позже, чем задолженность. Главное, чтобы компания заявила об имеющейся переплате и произвела зачет до назначения проверки.

Статья актуальна на 02.02.2021


Иногда налогоплательщик исполняет свою обязанность в несколько большем объеме, чем положено в соответствии с действующим законодательством. Переплата налогов, сборов или пени может произойти по различным причинам, наиболее распространенными из которых являются расчетные ошибки при составлении декларации, расчетов, неправильное применение ставок налогов (сборов , платежей), ошибочная уплата на тот или иной код налога, либо платежа, и т. д.

Иногда налогоплательщик исполняет свою обязанность в несколько большем объеме, чем положено в соответствии с действующим законодательством. Переплата налогов, сборов или пени может произойти по различным причинам, наиболее распространенными из которых являются расчетные ошибки при составлении декларации, расчетов, неправильное применение ставок налогов (сборов , платежей), ошибочная уплата на тот или иной код налога, либо платежа, и т. д.

Относительно переплаты налогов, обязательных платежей налоговое законодательство предусматривает два варианта восстановления имущественных прав налогоплательщика: зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

Проведение зачетов и возвратов уплаченных сумм налогов, других обязательных платежей в бюджет, пени, штрафов является одной из государственных услуг.

Согласно Налоговому кодексу Республики Казахстан зачет, возврат излишне и (или) ошибочно уплаченного налога, других обязательных платежей, пени, штрафов производится по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано им:

В соответствии с нормами Налогового кодекса, сумма излишне уплаченного налога может быть:

– зачтена в счет погашения недоимки по другим налогам;

– зачтена в счет погашения пени, штрафов по этому или иным налогам;

– зачтена в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам;

Так, в соответствии со статьей 599 Налогового кодекса, излишне уплаченная сумма налога, платы, сбора подлежит обязательному зачету в следующем порядке:

1) без заявления налогоплательщика - в счет погашения:

недоимки по налогам, платам, сбору;

пени, штрафа по данному виду налога, платы, сбора.

2) по налоговому заявлению на зачет - в счет:

погашения недоимки, пени, штрафа, предстоящих платежей по виду налога, платы, сбора, который указан налогоплательщиком в налоговом заявлении на зачет.

Излишне уплаченная сумма пени в бюджет подлежит зачету в следующем порядке:

1) без заявления налогоплательщика - в счет погашения: недоимки по налогам, платам, сбору; пени, штрафа по данному виду налога, платы, сбора;

2) по налоговому заявлению на зачет - в счет:

погашения недоимки, пени, штрафа, предстоящих платежей по виду налога, платы, сбора, который указан налогоплательщиком в налоговом заявлении на зачет.

Сроки оказания государственной услуги следующие:

зачет излишне уплаченной суммы, зачет, возврат ошибочно уплаченной суммы-10 раб.дней ,

возврат излишне уплаченной суммы-15 раб. дней,

возврат уплаченной суммы неправомерно наложенного штрафа -15 раб. дней.

Результат оказания услуги

Зачет излишне уплаченной суммы;

Зачет ошибочно уплаченной суммы на надлежащий код бюджетной классификации и (или) в надлежащий налоговый орган;

Возврат излишне уплаченной суммы, а также ошибочно уплаченной суммы на банковский счет налогоплательщика;

возврат уплаченной суммы неправомерно наложенного штрафа на банковский счет налогоплательщика;

уведомление об исполнении судебного решения налогоплательщику и (или) государственному учреждению;

мотивированный ответ об отказе в оказании услуги.

Таким образом, Налоговый кодекс четко устанавливает очередность действий налоговых органов. В первую очередь должна быть погашена недоимка по другим налогам, сборам и пеням. Только после этого налоговый орган может вернуть налог или зачесть его в счет будущих платежей. Причем налогоплательщик сам выбирает удобный ему вариант – возврат или зачет.


Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

Главным отраслевым событием осени можно считать принятие 29.09.2019 Федерального закона № 325-ФЗ, внесшего масштабные поправки в Налоговый кодекс. Одна из таких поправок – изменение в порядке зачета и возврата переплаты, стала предметом рассмотрения актуальной темы. О том, что нового привнес новый закон в порядок зачета или возврата налога, а также с какими трудностями может столкнуться организация при отказе налоговиков в зачете или возврате излишне оплаченных налогов, изложено в нашем материале. Приведенные примеры судебной практики помогут оптимально распорядиться переплатой, учитывая опыт других налогоплательщиков.

Четыре новшества в порядке зачета или возврата переплаты

Статья 78 НК РФ о зачете или возврате сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа подверглась изменениям. Итак, с 01.10.2020 вступают в силу следующие поправки.

Полностью утрачивает силу положение о том, что зачет переплат производится исключительно в счет налога того же вида: федерального в счет федерального, регионального – в счет регионального, местного – в счет местного. Это новшество позволит налогоплательщикам рационально распорядиться своими средствами.

Получается, что с 01.10.2020 будет возможно зачесть, к примеру, переплату по налогу на прибыль в счет недоимки по транспортному налогу, невзирая на тот факт, что транспортный налог является региональным, а переплата возникла по федеральному налогу. То есть появится возможность зачета переплаты по налогам любого вида. Также ее можно зачесть в счет пеней и штрафов, относящихся к любому виду налога.

Кроме того, с 29.10.2019 заработало новое положение о сроке принятия решения о зачете или возврате переплаты при проведении камеральной проверки. Этот срок будет зависеть:

  • от срока окончания проверки;
  • от вступления в силу решения по ней.

Переплата: как вернуть или зачесть

Как для зачета, так и для возврата налога необходимо обратиться в ИФНС с заявлением. Если причиной переплаты стала ошибка в декларации, то сначала нужно представить уточненную декларацию с исправленной ошибкой. Только после этого можно подать заявление на возврат или зачет переплаты.

Срок для подачи заявлений общий. Он составляет три года с даты уплаты либо излишней уплаты налога. Если речь идет о возврате переплаты из-за превышения авансовых платежей к сумме налога за год, три года отсчитываются со дня подачи годовой декларации – п. 7 ст. 78 НК РФ.

Срок принятия решения как о возврате, так и о зачете налога составляет 10 рабочих дней с даты получения заявления или окончания камеральной проверки по уточненной декларации – п. 8 ст. 78 НК РФ. Если инспекция предлагает пройти сверку расчетов, то от даты подписания акта сверки. О принятом решении о возврате или зачете ИФНС обязана сообщить в пятидневный срок – п. 9 ст. 78 НК РФ.

Нарушение срока возврата переплаты грозит ИФНС оплатой процентов – п. 10 ст. 78 НК РФ. Что касается несвоевременно произведенного зачета, то на сумму зачета проценты не начисляются. Единственное, что остается, – обжаловать бездействие инспекции.

Если инспекция откажет в возврате излишне взысканного налога, то о своем решении она сообщит, указав причину отказа.

Отказ в возврате или зачете можно обжаловать сначала в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде (ст. 137, пп. 1, 2 ст. 138 НК РФ, письмо ФНС РФ от 21.12.2017 № ГД-3-8/8522@). Срок для обжалования – один год с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Срок подачи в суд иска о возврате излишне взысканного налога – три года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права на возврат или зачет (п. 1 ст. 196, п. 1 ст. 200 ГК РФ). Таким днем может быть, например, дата, когда инспекция сообщила о принятом решении об отказе в возврате (Постановление АС Северо-Западного округа от 27.07.2017 № Ф07-6490/2017).

В суде необходимо доказать, что трехлетний срок еще не истек, а также что у организации действительно есть суммы излишне взысканных налогов. В противном случае в возврате откажут.

НДФЛ можно зачесть в счет будущих платежей, но исключительно по другим видам налогов

Минфин высказался по поводу возможности зачета ошибочно перечисленной суммы по реквизитам для НДФЛ в счет погашения долга по УСН-налогу.

Ведомство, ссылаясь на ст. 78 НК РФ, подтвердило, что такой зачет возможен, но по налогам соответствующего вида, то есть федеральных налогов. В данном случае – в счет УСН.

Примечание редакции:

  • в счет погашения задолженности – по налогам соответствующего вида (федеральным);
  • в счет будущих платежей – по иным налогам.
  • если налог удержан, перечислен и для его возврата собственных средств компании не хватает.
  • налог удержан правильно, но перечислен в бюджет в большем размере.
  • недоимки или будущих платежей по другим федеральным налогам;
  • задолженности по пеням по федеральным налогам, а также налоговым штрафам.

Если переплата образовалась из-за удержания у физлица налога в большем, чем нужно размере, вернуть ее можно только в специальном порядке.

Кроме того, нужно помнить, что вернуть или зачесть переплату по НДФЛ возможно в течение трех лет после его перечисления в бюджет.

Акт сверки не обязывает налоговый орган возвращать переплату

Индивидуальный предприниматель 15.03.2018 обратился в ИФНС с заявлением о возврате излишне уплаченного налога за 2013 год. Переплата обнаружилась по результатам сдачи уточненной декларации 14.08.2017 и последующей сверки расчетов с налоговым органом. Ссылаясь на пропуск трехлетнего срока подачи заявления с момента уплаты налога, ИФНС отказала в возврате.

Суд признал такое решение правомерным. Дело в том, что налогоплательщику ничто не мешало своевременно оценить свои налоговые обязательства. Спорная сумма излишне уплаченного налога оплачена предпринимателем в 2014 году, то есть с момента оплаты до подачи заявления о возврате прошло четыре года.

Ссылку заявителя на акт сверки как на момент, с которого он узнал о факте переплаты, суд отклонил. Подписание акта сверки не является действием по признанию долга перед налогоплательщиком, поскольку с требованием о проведении акта сверки расчетов налогоплательщик может обратиться по истечении любого периода времени, и налоговый орган будет обязан составить и подписать соответствующий акт. Акт сверки не свидетельствует о безусловной обязанности налогового органа вернуть переплату, а дата его составления не является моментом для начала отсчета срока давности обращения в суд.

Справка о состоянии расчетов с бюджетом – недостаточное доказательство переплаты

ИФНС отказала компании в возврате переплаты по налогам. Суды эту позицию поддержали по следующим причинам:

  • заявитель не представил документы, подтверждающие наличие переплаты;
  • не определены налоговые периоды, за которые образовалась спорная переплата по налогам.
  • платежными поручениями налогоплательщика;
  • инкассовыми поручениями (распоряжениями) ИФНС;
  • информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных налогового органа.

Представление справки о состоянии расчетов с бюджетом не может рассматриваться как достаточное доказательство наличия у налогоплательщика переплаты по налогу.

Реорганизация срок возврата переплаты не увеличивает

Дело в том, что переплата досталась заводу от другой организации в порядке правопреемства в результате реорганизации. Причиной отказа явился пропуск трехлетнего срока для обращения с заявлением о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога.

Указанный срок исчисляется со дня подачи правопредшественником общества декларации по налогу на прибыль за 2013 год. При этом последующая передача обществу как правопреемнику права на зачет (возврат) излишне уплаченного налога не повлияла на порядок исчисления срока.

Доводы завода о том, что до реорганизации он не знал о наличии переплаты и до завершения процесса присоединения не мог заявить о возврате, суд отверг, указав, что срок нужно исчислять со дня, когда правопредшественник подал декларацию. Передача права на зачет или возврат при реорганизации на Определение срока не влияет.

Переплата не возникает, если она оплачена через проблемный банк

Организации пришлось дважды оплатить налог, поскольку первый платеж не прошел из-за отсутствия средств на корсчете банка. Второй платеж был успешно зачислен в бюджет.

Суды нижестоящих инстанций согласились с инспекцией, что причин для возврата средств нет, ведь в первый раз деньги фактически в бюджет не поступили. А раз так, то и переплаты нет.

Суды указали: организация должна была знать о проблемах банка.

Тем более что даже в ситуациях, когда суды признают обязанность по уплате исполненной, вернуть переплату очень сложно.

Примечание редакции:

Поскольку в такой ситуации ни вернуть, ни зачесть переплату не получится, единственный способ вернуть деньги – обратиться в проблемный банк с заявлением о возврате пропавших сумм и в случае отказа подать в суд.

Момент предоставления отчетности не является отправной точкой для отсчета срока возврата налога

ИФНС не стала возвращать ООО излишне перечисленный НДФЛ из-за истечения срока подачи заявления для возврата налога.

По мнению общества, налоговый орган отказал неправомерно, поскольку окончательно база по налогу формируется именно в момент заполнения форм 2-НДФЛ и поэтому срок следует отсчитывать именно с него, а не с момента перечисления денежных средств.

Суд заявил, что перечисление в бюджет суммы, фактически превышающей сумму удержанного НДФЛ, вообще не является уплатой НДФЛ, а рассматривается в качестве ошибочно перечисленной суммы. Данное обстоятельство подтверждается расчетом суммы удержанного и перечисленного налога, представленного налоговым агентом. Поэтому в данном случае возврат ошибочно перечисленной суммы осуществляется по общим правилам ст. 78 НК РФ.

Поскольку срок для подачи заявления о возврате спорной суммы обществом был пропущен, суд признал отказ налогового органа в возврате части суммы правомерным.

Результаты проверки отсчета трехлетнего срока на возврат переплаты не меняют

Инспекция часть налога вернула, часть зачла, в возврате остатка в размере 1,6 млн рублей 13.04.2016 обществу было отказано в связи с истечением 3-летнего срока с момента перечисления налога.

Оспорить отказ обществу не удалось. Дело в том, что срок для обращения в суд истек. Платежи были осуществлены в январе 2012 года, заявление в суд подано 23.03.2017, то есть спустя пять лет.

Доводы общества, что достоверно о размере переплаты ему стало известно из акта выездной налоговой проверки (в сентябре 2014 года) и из решения суда (23.03.2016), суд отклонил – три года нужно отсчитывать от даты платежных поручений.

Молчание инспекции о переплате на трехлетний срок ее возврата не влияет

Согласно справке о состоянии расчетов с бюджетом от 06.12.2017 у предпринимателя появилась переплата по налогу в сумме 434 тыс. рублей. Решениями налогового органа от 15.12.2017 ИП в возврате налогов отказано в связи с истечением трехлетнего срока со дня их уплаты, предусмотренного п. 7 ст. 78 НК РФ.

Переплата образовалась в связи с представлением предпринимателем уточненной декларации по НДС за II квартал 2011 года, согласно которой налогоплательщиком были скорректированы ранее начисленные к уплате суммы налога в размере 434 тыс. рублей.

Суд пришел к выводу о пропуске заявителем трехлетнего срока на обращение о возврате излишне уплаченного налога, поскольку заявитель узнал (должен был узнать) об излишней уплате налога в 2011 году – в момент его перечисления в бюджет.

Норма пункта 3 ст. 78 НК РФ об обязанности инспекции сообщать о каждом факте излишней уплаты налога в течение 10 дней со дня ее обнаружения в данном случае не действует. Дело в том, что налогоплательщик знал о переплате. Это подтверждает факт подачи им первичной и уточненной декларации и добровольная оплата налога.

Таким образом, неинформирование налогоплательщика налоговыми органами на течение трехлетнего срока для возврата переплаты не влияет.

Переплату страховых взносов в ПФР вернуть можно, если ИП оплатил их за себя

Индивидуальному предпринимателю удалось оспорить отказ пенсионного фонда в возврате переплаты по страховым взносам в ПФР за 2014, 2015 годы в сумме 59 тыс. рублей.

Если переплата подтверждена решением суда, трехлетний срок на ее возврат отсчитывается именно с него

По результатам выездной налоговой проверки в июле 2014 года АО был доначислен налог на имущество за 2010?2011 годы.

Основанием для доначисления послужил вывод инспекторов о неверной переоценке основных средств, проведенной обществом по состоянию на 01.01.2010, в результате которой стоимость имущества общества была занижена. Доначисление налога суд признал законным в 2016 году.

  • по данным налогоплательщика – переплата по налогу на прибыль организации составила 5,8 млн рублей;
  • по данным налогового органа – переплата по налогу на прибыль организации составила 0,56 копейки.

Суд, удовлетворяя требования налогоплательщика, указал, что до момента принятия судом решения в 2016 году у общества не имелось оснований считать, что им неверно определен налог на имущество. Налогоплательщик добросовестно заблуждался, учитывая для расчета налога неверные данные переоценки основных средств. В момент уплаты налога на прибыль в течение 2012, 2013 годов и при сдаче первоначальной налоговой декларации общество не могло знать о его излишней уплате. Поэтому именно принятие судебного акта в 2016 году является тем моментом, с которого начинает течь трехлетний срок для возврата переплаты по налогу.

Трехлетний срок не пропущен, если причина задержки – урегулирование разногласий с контрагентами

Обществу удалось оспорить отказ ИФНС в зачете (возврате) суммы налога и обязать вернуть переплату по налогу на прибыль за 2013 год.

В декабре 2016 года и в марте 2017 года общество представило уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2013 год, в которой сумма налога к уплате была уменьшена. В декабре 2017 года компания обратилась с заявлением о возврате образовавшейся переплаты по налогу за 2013 год. Инспекция, ссылаясь на пропуск обществом трехлетнего срока для возврата налога, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ, в возврате переплаты отказала. В связи с чем организация обратилась в суд.

Все три инстанции общество поддержали. Дело в том, что вопрос о порядке исчисления срока подачи в суд заявления о возврате переплаты должен решаться в соответствии с п. 2 ст. 79 НК РФ. То есть с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишне уплаченного налога.

Переплата по налогу на прибыль возникла у общества в связи с уменьшением заявленного ранее размера доходов по причинам:

  • урегулирования разногласий с контрагентами в судебном и досудебном порядке;
  • получения возмещения убытков;
  • возврата госпошлины;
  • увеличения заявленных ранее расходов за услуги сторонних организаций.

С какого момента начислять проценты за поздний возврат переплаты

Компания в апреле 2017 года обратилась в ПФР за возвратом переплаты по взносам, однако ответа на свое заявление так и не получила.

Суд обязал чиновников вернуть деньги фирме, что те и сделали в январе 2018 года.

Предприятие потребовало взыскать с обидчиков проценты за время, которое прошло с месяца, следующего за обращением в фонд до осуществления им перевода. Чиновники парировали, что раз решения об отказе в возврате не было, проценты должны начисляться со вступления в силу судебного вердикта.

Три инстанции, включая окружную кассацию, признали обоснованным расчет компании. Фемида указала, что отношения по страховым взносам за периоды до 01.01.2017 регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Согласно его положениям возврат переплаты осуществляется в месячный срок со дня получения заявления страхователя, а если этот срок нарушен, начисляются проценты. Следовательно, дата судебного решения в указанном вопросе значения не имеет.

Примечание редакции:

С 01.01.2017 администрирование страховых взносов осуществляется в соответствии с нормами НК РФ. Статья 78 кодекса содержит положения, аналогичные тем, которые применили судьи в рассматриваемом постановлении. Согласно пункту 1.1 указанной статьи они распространяются и на возврат переплаты по страховым взносам.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно предприниматели заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.

Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина "переплата" является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации таких налоговых процедур "зачет излишне уплаченной суммы налога" и "взаимная сверка расчетов".

В Налоговом кодексе термин "переплата" не используется. В то же время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин "переплата" в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы "сумма излишне уплаченного налога" (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ) (рис. 1).

В действительности суммы, формирующие вкладку "Переплата" в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во "внутреннем" учете налоговиков "положительное" (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов (для справки: налоговые органы ведут "внутренний" учет налоговых обязательств налогоплательщиков в интерактивном информационном ресурсе "Карточка Расчеты с Бюджетом", далее – КРСБ, карточка РСБ).

Дело в том, что платежи налогоплательщиков во исполнение своих налоговых обязанностей отражаются в информационных ресурсах налоговых органов (КРСБ) в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй – третий день после банковской операции налогоплательщика. А вот сама налоговая обязанность (начисленный налог) появится в карточке РСБ (и соответственно "обнулит" сальдо) только по окончании "декларационной кампании" – то есть примерно через полгода после окончания налогового периода. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ числится "положительное" сальдо расчетов, квалифицируемое налоговиками как "переплата". Это подтверждает и Минфин России в письме от 2 августа 2019 г. № 03-02-08/58397 (извлечение): "Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата".

Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками. Квалифицировать эти суммы как "переплата" – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.

Правовое и функциональное содержание термина "переплата" в налоговом праве

Общеизвестно, что "переплата" – это разговорный аналог словосочетаний типа "переплаченная сумма", "заплатить больше, чем нужно", "сумма платежей, подлежащая возврату плательщику".

Таким образом, в нашем случае "переплата" – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно, – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.

Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.

Как возникает переплата?

Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это "нештатная" ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.

Начнем со случая "квази-переплаты" (будем исходить из доминирования интересов "кредитора", коим является налогоплательщик).

"Квази-переплата" – это когда "переплата" как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.

В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.

Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т. п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая "переплата". Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.

Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.

В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 1 января, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки (целесообразно убрать ссылку на приказ, которым утверждена форма Решения об уточнении платежа).

Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.

Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т. п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата (справка: после введения в эксплуатацию информационного ресурса "Камеральные налоговые проверки" (подсистема АИС "Налог-3") такие ошибки выявляются в автоматизированном режиме с формированием протокола ошибок; порядок исправления таких "проколов" регламентирован в п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вина налогового органа: в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).

После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.

Как фиксируется факт "переплаты"?

Императивно установленная обязанность налогового органа.

В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта". Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.

Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его "согласии" с фактом переплаты). Если же налоговый орган "сомневается" (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: "В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам".

Установление факта переплаты в акте сверки расчетов

Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов "осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта".

Следует иметь в виду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов. Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.

Установление факта переплаты по итогам "декларационной кампании"

В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. "Прекращенная" камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки – при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как "нарушение законодательства о налогах и сборах" (хотя и является "нештатной" ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило – уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 "Сумма налога к уменьшению за налоговый период".

Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

***

Теперь настало время подвести итог изложенному.

Первое и главное: факт переплаты (в части "излишне уплаченной суммы налога") может быть установлен и документально подтвержден только по итогам или взаимной сверки расчетов, или камеральной налоговой проверки. Юридически значимыми документами, подтверждающими факт (и сумму) переплаты, являются – в первом случае акт сверки расчетов; во втором – налоговая декларация, прошедшая без замечаний камеральную налоговую проверку. А вот факт "излишне взысканной суммы налога" подтверждается вступившим в законную силу решением вышестоящего налогового органа или судебным актом.

Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.

Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – "кредитора" в данном правоотношении.

До вступления закона в силу, налогоплательщики могут перераспределять переплату и засчитывать её в счёт задолженностей только внутри налогов одного уровня — федеральных, региональных или местных.

Поправки в закон направлены на упрощение порядка возврата и зачёта излишне уплаченного налога. Переплатой можно будет погасить последующие платежи, и её можно будет распределять по разным уровням. Например, переплатой по НДС можно будет закрыть долг по налогу на имущество.

Также с октября при наличии задолженностей по налогам, вернуть переплату деньгами будет нельзя. Согласно п. 6 ст. 78 НК РФ, налогоплательщикам в первую очередь нужно будет погасить долги. Сумма излишне уплаченного налога будет засчитываться в счёт погашения недоимки.

До вступления закона в силу, переплату можно было вернуть на расчётный счёт вне зависимости от наличия задолженностей.

Важно: новые правила зачёта и возврата переплаты не распространяются на страховые взносы.

Откуда берётся переплата

Переплата может возникнуть в двух случаях: ошибка налогоплательщика или ошибка налогового органа.

Со стороны налогоплательщиков происходят следующие ситуации:

Неправильный расчёт налога. Если бухгалтерия допускает ошибки в расчёте, например, забывает учесть льготы и вычеты, то общая сумма может оказаться неправильной.

Ошибки в КБК. Неправильное заполнение платёжных поручений приводит к недоимкам по одним налогам и переплатам по другим.

Иногда налоговая может дважды взыскать налог. Так случается, когда налогоплательщик уже оплатил налог, но деньги не поступили на счёт ФНС. В таком случае налоговая может списать сумму налога без согласия налогоплательщика. В итоге когда деньги, отправленные налогоплательщиком, доходят, появляется переплата.

Как узнать о факте переплаты

Налогоплательщик может запросить акт сверки в налоговой инспекции или в личном кабинете на сайте ФНС. После подачи заявления налоговый орган выдаст подписанный акт сверки в течение пяти рабочих дней.

Как вернуть переплату

С излишне уплаченным налогом можно провести три операции: зачесть в счёт задолженности, оставить на лицевом счёте для оплаты будущих платежей или вернуть на расчётный счёт.

В течение трёх лет

Основные правила зачёта и возврата переплаты по налогам действуют в течение трёх лет с момента поступления денег в налоговую.

Зачёт в счёт задолженности. Если у налогоплательщика есть долги по налогам любого вида, то, в первую очередь, переплата пойдёт на погашение этих недоимок. Сотрудники налоговой самостоятельно будут выбирать, на погашение какой именно задолженности будут направлены деньги.

Налогоплательщик может сам подать заявление на погашение недоимки. Налоговая инспекция будет рассматривать заявление в течение десяти рабочих дней.

В течение десяти дней с момента получения заявления, налоговая примет решение о зачёте.

Возврат денег на расчётный счёт. Для того чтобы вернуть сумму переплаты на расчётный счёт, налогоплательщик должен подать заявление по форме КНД 1150058. К заявлению также должны быть приложены документы, подтверждающие факт переплаты.

Налоговая инспекция принимает решение в течение десяти рабочих дней. При положительном решении деньги поступят на счёт налогоплательщика через месяц.

Если же через месяц деньги на счёт не поступят, то за каждый день просрочки налоговая будет доплачивать процент, который вычисляется по следующей формуле:

По истечении трёх лет

Если налогоплательщик не подал ни одного заявления в течение трёх лет с момента зачисления налога, то он может обратиться в суд. В этом случае разбирательство будет проходить по гражданскому законодательству, а не налоговому.

Отсчёт срока будет считаться с момента, когда налогоплательщик узнал о переплате. Поэтому в суде нужно будет доказать, что с этого момента прошло не более трёх лет.

С 1 октября налогоплательщик сможет вернуть переплату на банковский счёт, зачесть в счёт задолженности или в счёт будущих платежей в упрощённом порядке. Однако, сделать он это должен будет в течение трёх лет.

Читайте также: