Передача ос в счет погашения долга бухгалтерский и налоговый учет

Обновлено: 05.05.2024

Безвозмездно переданными признаются основные средства, при поступлении которых у получателя не возникает обязанности оплатить их или вернуть обратно (п. 1 ст. 572 ГК РФ).

Безвозмездно передавать имущество стоимостью свыше 3000 руб. коммерческим организациям (кроме коммерческих организаций-учредителей, если такая обязанность предусмотрена в их уставе) запрещено. При безвозмездной передаче основных средств некоммерческой организации или гражданину нужно заключить договор дарения. Если сумма сделки превышает 3000 руб., оформите письменный договор. Если не превышает, договор может быть заключен устно. Такой порядок следует из статей 574 и 575 Гражданского кодекса РФ.

Внимание: дарение подарков стоимостью свыше 3000 руб. между коммерческими организациями нарушает требования закона. И значит, такая сделка может быть оспорена (п. 1 ст. 168, подп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ).

По заявлению одной из сторон сделки или третьего лица решением суда оспоримая сделка может быть признана недействительной (п. 1, 3 ст. 166 ГК РФ).

Документальное оформление

При передаче объекта основных средств составьте первичные учетные документы, содержащие обязательные реквизиты (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Например, это может быть унифицированная форма № ОС-1 ( № ОС-1а , № ОС-1б ), утвержденная постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

  • номер и дату составления акта;
  • полное наименование основного средства согласно технической документации;
  • название организации-изготовителя;
  • место передачи основного средства;
  • заводской и присвоенный инвентарный номера основного средства;
  • номер амортизационной группы, срок полезного использования основного средства и фактический срок эксплуатации;
  • сумму амортизации, начисленную до продажи основного средства, его остаточную стоимость;
  • сведения о содержании драгоценных металлов, камней;
  • другие характеристики основного средства.

Также акт должен содержать заключение комиссии, которая создается в организации для контроля за выбытием основных средств. Участниками комиссии должны быть главный бухгалтер, материально-ответственные лица и другие сотрудники, назначенные руководителем. Утвердить состав комиссии должен руководитель организации, издав приказ.

Такой порядок предусмотрен пунктами 77–81 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Одновременно с составлением акта внесите сведения о выбытии объекта основных средств в инвентарную карточку. Форму инвентарной карточки разработайте самостоятельно или используйте унифицированную форму № ОС-6 (ОС-6а), утвержденную постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7. Малые предприятия могут использовать инвентарную книгу по форме № ОС-6б . При этом инвентарные карточки должны содержать обязательные реквизиты , предусмотренные частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Сведения вносите на основании акта о приеме-передаче, составленного в момент передачи объекта основных средств, и договора.

Если организация передает основные средства, содержащие драгоценные металлы, ей придется составить отчет , форма которого утверждена постановлением Росстата от 14 ноября 2007 г. № 88. В отчете нужно указать количество драгоценных металлов, которое передано вместе с объектом основных средств.

Бухучет

Со следующего месяца после безвозмездной передачи основного средства прекращайте начислять по нему амортизацию (п. 22 ПБУ 6/01).

– отражена первоначальная (восстановительная) стоимость выбывающего основного средства;

– отражена амортизация, начисленная за период эксплуатации объекта.

Остаточную стоимость передаваемого основного средства и другие затраты, связанные с безвозмездной передачей (например, расходы на хранение, упаковку, обслуживание, транспортировку и т. д.), учтите в составе прочих расходов (п. 30 и 31 ПБУ 6/01, п. 11 ПБУ 10/99 и Инструкция к плану счетов (счета 01 и 91)). Остаточную стоимость учитывайте в момент передачи объекта, а другие расходы – в момент их возникновения (п. 16 и 17 ПБУ 10/99).

Остаточную стоимость определяйте по формуле:


Такой порядок изложен в Инструкции к плану счетов (счет 01).

Ситуация: когда в бухучете списать остаточную стоимость безвозмездно переданного недвижимого имущества – при подписании акта приема-передачи объекта основных средств или после госрегистрации принимающей стороной права собственности на полученный объект?

При безвозмездной передаче недвижимого имущества списывайте его в бухучете после подписания акта приема-передачи.

Если выбытие связано с безвозмездной передачей, объект недвижимости нужно исключить из состава основных средств в момент его передачи покупателю (на дату составления акта приема-передачи) (п. 29 ПБУ 6/01). Отразите это в учете независимо от того, состоялась госрегистрация перехода права собственности на объект к новому собственнику или нет.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 22 марта 2011 г. № 07-02-10/20.

Доходов в результате безвозмездной передачи основного средства у организации не возникает (ПБУ 9/99, ПБУ 6/01).

Записи на счете 91 делайте на основании:

  • договора дарения;
  • акта приема-передачи объекта основных средств;
  • документов, подтверждающих расходы, связанные с передачей основного средства (например, акта об оказании услуг транспортной компанией, перевозящей объект, расчетной ведомости на выдачу зарплаты сотрудникам, производящим упаковку передаваемого объекта и т. д.).

Такой порядок предусмотрен частью 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

При отражении расходов, связанных с безвозмездной передачей основного средства, делайте проводки:

– отражена остаточная стоимость безвозмездно переданного основного средства;

Дебет 91-2 Кредит 10 (60, 69, 70, 76. )

– учтены расходы, связанные с безвозмездной передачей основного средства;

Дебет 19 Кредит 60 (76)

– отражен НДС по затратам, связанным с безвозмездной передачей основного средства (если сумма налога была предъявлена поставщиком (исполнителем)).

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов.

Ситуация: как отразить в бухучете изъятие собственником основного средства, полученного сверх уставного фонда унитарного предприятия?

Унитарные предприятия владеют имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 2 ст. 113, п. 4 ст. 214, ст. 294 и 296 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ). Государственные власти или власти местного самоуправления, уполномоченные на создание такого предприятия, могут передать унитарному предприятию имущество (в т. ч. основные средства) как в пределах взноса в уставный фонд, так и сверх уставного фонда (ст. 13 Закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ).

Право хозяйственного ведения (оперативного управления) имуществом прекращается в случае его изъятия у предприятия собственником (п. 3 ст. 299 ГК РФ).

Списание основного средства с баланса в связи с изъятием его собственником в бухучете отразите следующими проводками:

Дебет 91-2 Кредит 75

– отражена задолженность перед собственником в размере остаточной стоимости имущества, которое он изымает;

– отражена первоначальная (восстановительная) стоимость выбывающего основного средства;

– отражена амортизация, начисленная за период эксплуатации объекта;

– погашено обязательство перед собственником;

– списана часть добавочного капитала в размере остаточной стоимости выбывшего основного средства;

– списана оставшаяся часть добавочного капитала, приходящаяся на выбывший объект основных средств (п. 15 ПБУ 6/01).

На то, что именно такие проводки необходимо сделать при изъятии имущества унитарного предприятия собственником, указано в рекомендациях аудиторам, направленных письмом Минфина России от 22 января 2016 г. № 07-04-09/2355, письме Минфина России от 8 июля 2015 г. № 07-01-06/39246.

Таким образом, при изъятии собственником у государственного унитарного предприятия имущества, полученного им сверх размера уставного фонда, в бухучете расхода не возникает (письмо Минфина России от 22 января 2016 г. № 07-04-09/2355).

Пример отражения в бухучете изъятия основного средства, полученного унитарным предприятием сверх суммы уставного фонда

При определении срока полезного использования организация применяет Классификацию основных средств, утвержденную постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Автомобиль включается в третью амортизационную группу. Срок полезного использования автомобиля – пять лет (60 месяцев). Согласно учетной политике в бухгалтерском учете амортизация по основным средствам начисляется линейным способом.

Годовая норма амортизации по автомобилю составила:
(1 : 5 лет) × 100% = 20%.

Годовая сумма амортизационных отчислений равна:
100 000 руб. × 20% = 20 000 руб.

Ежемесячная сумма амортизации составила:
20 000 руб. : 12 мес. = 1667 руб.

Дебет 01 Кредит 08
– 100 000 руб. – принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство.

Дебет 26 Кредит 02
– 1667 руб. – начислена амортизация за февраль;

Дебет 91-2 Кредит 75
– 98 333 руб. – отражена задолженность перед собственником в размере остаточной стоимости имущества, которое он изымает;

Ситуация: как оформить и отразить в бухучете унитарного предприятия передачу систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, закрепленных на праве хозяйственного ведения, по концессионному соглашению ?

При оформлении операций, проводимых в рамках концессионных соглашений , основывайтесь на положениях Закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ.

В рассматриваемой ситуации системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства закреплены за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, поэтому собственник данных объектов может:

  • изъять их из хозяйственного ведения и передать концессионеру напрямую без участия в концессионном соглашении унитарного предприятия;
  • принять решение о передаче объектов концессионеру без их изъятия из хозяйственного ведения (ч. 4 ст. 3 Закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ).

В последнем случае унитарное предприятие наделено некоторыми полномочиями концедента, определенными концессионным соглашением (ч. 1.1 ст. 5 Закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ). В такой ситуации право хозяйственного ведения сохраняется за унитарным предприятием (п. 3 ст. 299 ГК РФ).

Передачу объекта концессионного соглашения – основного средства оформите актом приема-передачи (ч. 4.1 ст. 3 Закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ). Концессионным соглашением может быть определено, что полномочия по подписанию документов, связанных с передачей объектов, делегируются унитарному предприятию. В этом случае именно его представители подписывают акты со стороны концедента.

В течение срока действия соглашения объект концессионного соглашения учитывается на балансе концессионера обособленно от его имущества. Амортизацию по нему также начисляет концессионер. Это следует из положений части 16 статьи 3 Закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ.

Списание объекта концессионного соглашения, переданного концессионеру, в бухучете унитарного предприятия отразите проводками:

– отражено списание имущества, переданного концессионеру;

– отражено списание суммы начисленной амортизации по имуществу, переданному концессионеру.

Пример отражения в бухучете унитарного предприятия передачи объектов коммунального хозяйства в рамках концессионного соглашения

ОСНО

При безвозмездной передаче основного средства в налоговом учете доходов не возникает (ст. 249, 250 НК РФ).

Остаточная стоимость и другие расходы, связанные с безвозмездной передачей объекта, при расчете налога на прибыль не учитываются (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Безвозмездная передача объекта основных средств признается реализацией при исчислении НДС (п. 1 ст. 39 НК РФ). Поэтому с нее нужно начислить и заплатить НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). НДС начислите в момент передачи объекта основных средств (п. 1 ст. 167 НК РФ). При этом сделайте проводку:

– начислен НДС при безвозмездной передаче основного средства.

Сумма НДС, начисленная на стоимость безвозмездно переданного основного средства, не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ, письма Минфина России от 8 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/792, ФНС России от 20 ноября 2006 г. № 02-1-07/92).

Из-за различий в бухгалтерском и налоговом учете правил учета остаточной стоимости и других расходов, связанных с безвозмездной передачей основного средства, а также начисленной при этом суммы НДС, в бухучете образуется постоянная разница, которая приводит к возникновению постоянного налогового обязательства (п. 4 и 7 ПБУ 18/02). Его нужно учесть одновременно с остаточной стоимостью и другими расходами, связанными с безвозмездной передачей основного средства (п. 7 ПБУ 18/02). При этом сделайте проводку:

– отражено постоянное налоговое обязательство с разницы в расходах, связанных с безвозмездной передачей основного средства.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов.

– принят к вычету входной НДС по затратам, связанным с безвозмездной передачей основного средства.

Некоторые виды операций по безвозмездной передаче имущества НДС не облагаются. Подробнее см. По каким операциям нужно начислять НДС .

Пример отражения в бухучете и при налогообложении безвозмездной передачи основного средства

  • первоначальная стоимость объекта – 150 000 руб.;
  • амортизация, начисленная за период использования объекта, – 90 000 руб.

Рыночная стоимость оборудования – 60 000 руб. Расходы на его доставку составили 590 руб. (в т. ч. НДС – 90 руб.).

При передаче основного средства бухгалтер сделал такие проводки:

Дебет 91-2 Кредит 60
– 500 руб. (590 руб. – 90 руб.) – учтены расходы на доставку оборудования;

Дебет 19 Кредит 60
– 90 руб. – отражен НДС по затратам на доставку оборудования;

Налог на имущество

УСН

При безвозмездной передаче основного средства у организации на упрощенке доходов не возникает (ст. 346.15, 249, 250 НК РФ).

Если организация применяет упрощенку и платит единый налог с разницы между доходами и расходами, то остаточная стоимость безвозмездно переданного основного средства налоговую базу не уменьшает. Такие расходы отсутствуют в закрытом перечне, приведенном в статье 346.16 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 27 мая 2005 г. 03-03-02-04/1/131. При этом, если организация передаст основное средство до истечения нормативных сроков, установленных в абзаце 14 пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, единый налог придется пересчитать за весь период эксплуатации объекта (абз. 14 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

Другие расходы, связанные с безвозмездной передачей основного средства (например, расходы на хранение, упаковку, обслуживание, транспортировку и т. д.), организация также не вправе учесть при расчете единого налога. Это объясняется тем, что расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, учитываются при расчете налогооблагаемой базы только при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). То есть такие расходы должны быть экономически обоснованны. Учитывая, что операция по безвозмездной передаче основного средства не направлена на получение дохода, то и расходы, связанные с безвозмездной передачей, нельзя признать экономически обоснованными. А значит, при расчете единого налога при упрощенке они не учитываются (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ).

При передаче основных средств оформите первичные учетные документы. Это необходимо делать, так как организации на упрощенке обязаны вести бухучет в полном объеме (ч. 1 и 2 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на расчет единого налога расходы, связанные с безвозмездной передачей основного средства, не влияют.

Ситуация: нужно ли платить налог на прибыль и НДС при безвозмездной передаче основного средства? Организация является плательщиком ЕНВД и передает объект, который использовался в предпринимательской деятельности.

НДС нужно заплатить, по налогу на прибыль объекта налогообложения не возникает.

Безвозмездную передачу основного средства нельзя отнести к розничной торговле, подпадающей под ЕНВД (ст. 346.27 НК РФ). Ведь такая деятельность осуществляется на основании договоров розничной купли-продажи (абз. 12 ст. 346.27 НК РФ). А при безвозмездной передаче имущества между сторонами заключается договор дарения (гл. 32 ГК РФ). Не относится безвозмездная передача основного средства и к другим видам предпринимательской деятельности, переведенным на уплату ЕНВД (ст. 346.29 НК РФ).

Таким образом, безвозмездная передача является самостоятельной операцией, которая подлежит налогообложению в соответствии с общим режимом. Поэтому при безвозмездной передаче основного средства организация, по общему правилу, должна рассчитать и заплатить НДС (п. 1 ст. 346.26 НК РФ). Налог на прибыль в этом случае платить не нужно, так как при безвозмездной передаче основного средства доходов не возникает (ст. 249, 250 НК РФ).

Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 1 августа 2007 г. № 03-11-04/3/307, от 27 июля 2007 г. № 03-11-04/3/298, от 9 февраля 2007 г. № 03-11-05/28, от 2 марта 2006 г. № 03-11-04/3/104, от 27 марта 2006 г. № 03-11-04/3/155 и от 19 июня 2006 г. № 03-11-04/3/297. Несмотря на то что в данных письмах говорится о реализации основных средств, их можно применять и при безвозмездной передаче (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

При безвозмездной передаче основных средств оформите первичные учетные документы. Все операции, связанные с передачей объекта основных средств, отразите с использованием Плана счетов и метода двойной записи. Это необходимо делать, так как организации – плательщики ЕНВД обязаны вести бухучет в полном объеме (ч. 1 и 2 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Передача имущества в счет погашения долга является процедурой, позволяющей закрыть займ перед кредиторами частично или в полном объеме. Процесс имеет несколько важных нюансов. С ними нужно ознакомиться, чтобы рассчитаться с задолженностями правильно.

Погашение долга по займу имуществом - что это

Современные кредитные организации выдают кредиты под залог собственности. Это позволяет заемщику взять более крупную сумму. Когда клиент перестает выплачивать кредит, банк просто забирает имущество. Оно покрывает займ. Когда имущество должника в счет погашения долга изымается, с заемщика снимаются все обязательства по данному вопросу. Но только при условии, что собственность по стоимости равна кредиту или превышает его.

Необходимо учесть несколько важных моментов:

  1. При оформлении займа под проценты, их начисление происходит в полном объеме сразу, до начала выплаты по кредиту.
  2. Как только происходит передача имущества в погашение долга, обязательства с клиента снимаются. Исключением являются случаи, когда стоимость собственности меньше кредита.
  3. Если имущество стоит больше, чем задолженность, то кредит может быть погашен в полном объеме. Остаток суммы возвращается собственнику.
  4. Цена имущества должна соответствовать рыночной стоимости.

Погашение долга недвижимым имуществом - 3 способа

При помощи собственности можно погасить кредитный долг несколькими способами. Среди них:

  1. Добровольно. Передача осуществляется по согласованию сторон.
  2. Залог и реализация имущества в счет погашения долга. Пока клиент не выплатит задолженность полностью, его собственность будет находиться в залоге у банка. Если долг погашен не будет, кредиторы продают имущество на торгах.
  3. Арест владений. Процедура проводится в принудительном порядке на основании судебного решения. Сначала накладывают арест на собственность, затем она реализуется, а полученные средства идут на оплату долгов.

Погашение долга имуществом должника считается процедурой реализации объекта. Поэтому подлежит налоговому обложению. Если стоимость имущества не совпадает по сумме с размером долга, существуют определенные риски по налогам. Поэтому важно оформлять бумаги грамотно.

Оплата имуществом: виды

В качестве оплаты задолженности можно реализовать следующие виды собственности:

  1. Недвижимость.
  2. Транспортное средство или оборудование.
  3. Готовая продукция, сырье.
  4. Акции, ценные бумаги.

Описанные категории могут быть переданы кредитной организации для закрытия долгов. Выше были описаны виды алгоритмов, по которым кредиторы принимают собственность в счет задолженности.

В большинстве случаев банки и заемщики стараются не прибегать к радикальным мерам и пытаются урегулировать вопрос мирно.


Имущество в счет долга: налоги

Добровольное взыскание имущества

Если стороны в мирном порядке готовы решить вопрос, заключается соглашение о погашении долга имуществом. На бумаге отражается размер задолженности и условия его погашения. Необходимо в договоре отразить вид компенсации и ее сроки, порядок передачи объекта. Обязательно отмечается сумма долга, способы его оплаты. В данном случае необходимо указать в полном или частичном размере погашается задолженность. Необходимо также указать, учитывается ли неустойка.

Долг или кредитные обязательства считаются полностью погашенными в случае, когда передача имущества состоялась, и был зафиксирован данный факт.

К объекту предъявляется ряд требований. Если должником является физическое лицо, то площадь собственности должна быть в несколько раз больше нормы. Стоимость жилой территории также должна превышать стандарт в 2 раза.

Принудительное взыскание имущества

Для этого потребуется судебное решение. Чтобы таким образом получить имущество в счет погашения долга, кредитор обращается в суд. Возбуждается дело, должнику отправляется постановление. В нем отражаются сроки, в которые он должен исполнить обязательства. Если они будут нарушены, приставы имеют право взыскать исполнительный сбор. Он составляет 7% от размера долга. Если денег у должника нет, приставы приступают к описи имущества. Процедура совершается с учетом рыночных цен. Помогает в этом профессиональный оценщик.

Затем собственность реализуется через специальную организацию. Если продать ее не получится, приставы могут предложить кредитору оставить имущество у себя. В таком случае потребуется письменное соглашение. Стоимость объекта снижается на четверть от цены оценщика. Исполнительное производство закрывается, когда все долги ликвидируются.

Обязательно ли выплачивать долг имуществом

При добровольной передаче объекта требуется согласие всех участников вопроса. Если собственность не находится в залоге согласно заключенному договору, то нельзя обязать должника передать ее в счет долга.

В принудительной форме имущество забирают только на основе решения суда. В остальных случаях подобные угрозы являются мошенничеством. Без соответствующего судебного постановления нельзя забрать объект в качестве оплаты задолженности.

Добросовестные кредитные организации идут навстречу клиентам и предлагают различные варианты решения вопроса, прежде чем обращаются в суд. Поэтому оплата долга имуществом не является обязательным. Это только добровольная воля должника, при условии, что нет соответствующего решения судьи.


Заключение

Накопленные долги можно оплатить имуществом. Для этого достаточно оценить его стоимость и заключить договор с кредиторами на передачу объекта в счет задолженности. Необходимо лишь учитывать несколько нюансов:

Галичевская Е. Н.

Данная статья представляет собой шпаргалку для бухгалтеров, которым нужно быстро освежить в памяти ключевые вопросы, связанные с бухгалтерским учетом основных средств.
Разберем порядок отражения на счетах бухгалтерского учета аренды и лизинга основных средств, переоценки, ремонта, модернизации и реконструкции.

Аренда основных средств

Основные средства — это, как правило, дорогостоящее имущество. Поэтому нередко организации приобретают в собственность только часть необходимых им средств труда, а остальные берут во временное пользование за плату. И наоборот — основные средства, которые одной организацией не используются, могут быть переданы в аренду другому лицу.

При передаче объекта основных средств в аренду следует оформить следующие документы: договор аренды и акт приема-передачи арендованного имущества.

Бухгалтерский учет аренды у арендатора

Арендатор при получении объекта ОС в аренду учитывает его по инвентарному номеру, который был присвоен арендодателем.

Амортизацию по полученному в аренду основному средству арендатор не начисляет (п. 50 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Арендатор при получении объекта ОС в аренду делает проводку:

При списании арендатором делается обратная проводка:

Затраты организации на аренду являются расходами по обычным видам деятельности, если арендованные ОС используются в производственной деятельности.

Если арендатор заключает договор аренды с организацией или ИП, то следует сделать следующие проводки:

Дебет 20, 44. Кредит 76 — отражаются расходы по аренде (на конец каждого месяца, если за аренду платится по итогам каждого месяца)

Дебет 19 Кредит 76 — отражается НДС

Дебет 76 Кредит 50, 51 … - объект ОС оплачен

Проводки по аренде в компании при УСН, если договор заключен с организацией или ИП:

  • Дебет 20, 44… Кредит 76 — отражены расходы по аренде
  • Дебет 20 Кредит 76 — отражен НДС (если в учетной политике отражено условие о том, что сумму НДС, предъявленную арендодателем, организация может не отражать на счете 19)
  • Дебет 76 Кредит 50, 51… — оплачена арендная плата
  • Дебет 19 Кредит 76 — НДС
  • Дебет 20, 44… Кредит 19 — списан НДС

Проводки по аренде, если договор заключен с физическим лицом (в том числе с работником):

  • Дебет 20, 44… Кредит 73, 76 — отражены расходы по аренде
  • Дебет 73, 76 Кредит 68 — удержан НДФЛ
  • Дебет 73, 76 Кредит 50, 51… - оплачена арендная плата

В случае, когда условиями договора предусмотрена оплата аренды авансом, то на дату перечисления аванса следует составить проводки:

  • Дебет 76 Кредит 50,51 — перечислен аванс
  • Дебет 68 Кредит 76 — НДС принят к вычету

Каждый месяц следует показывать аренду в составе расходов:

  • Дебет 20,44… Кредит 76 — отражены расходы по аренде
  • Дебет 19 Кредит 76 — отражен НДС
  • Дебет 68 Кредит 19 — НДС к вычету
  • Дебет 76 Кредит 68 — восстановлен НДС с предоплаты
  • Дебет 76.1 Кредит 76.2 — зачтен аванс в счет арендной платы

Бухгалтерский учет аренды у арендодателя

Переданное в аренду основное средство остается в собственности арендодателя. Следовательно, его стоимость с баланса арендодателя не списывается (п. 29 ПБУ 6/01, абз. 2 п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Проводки при передаче в аренду объектов основных средств:

  • Дебет 01.1, 03.1 Кредит 01.2, 03.2 — объект ОС передан в аренду
  • Дебет 02.01 Кредит 02.02 — отражается амортизация по переданному в аренду объекту ОС.

При возврате арендатором объекта ОС делаются обратные проводки.

Не следует забывать, что ежемесячно арендодателю следует продолжать начислять на переданный объект ОС амортизацию (п. п. 49, 50 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Амортизация признается расходами по обычным видам деятельности (в случае, если для арендодателя аренда является видом деятельности организации).

Поступающие от арендатора платежи по аренде являются прочим доходом и отражаются на счете 91. В случае, если передача имущества в аренду является основным видом деятельности, то поступающие платежи будут являться доходом от обычных видов деятельности и отражаться на счете 90 (п. 5, 7 ПБУ 9/99).

В зависимости от условий договора аренды арендная плата может поступать арендодателю различным образом. Например, ежемесячно — по истечении каждого месяца или, наоборот, в виде авансовых платежей. Соответственно, в бухгалтерском учете отражение поступления арендных платежей может быть различным.

В случае, когда арендатор перечисляет платежи по истечении каждого месяца, в бухгалтерском учете делается запись:

  • Дебет 76 Кредит 90, 91 — отражен доход от аренды
  • Дебет 90, 91 Кредит 68 — начислен НДС
  • Дебет 50, 51 Кредит 76 — поступили денежные средства за аренду

Если арендодатель и арендатор договорились о внесении арендной платы авансом, то есть до начала очередного периода пользования арендованным имуществом (месяца, квартала и т.д.), то проводки будут следующими:

Дебет 50, 51 Кредит 76 — поступили авансовые арендные платежи

  • Дебет 76 Кредит 68 — НДС с аванса
  • Дебет 76 Кредит 90, 91 — арендные платежи отражены в составе доходов организации
  • Дебет 90,91 Кредит 68 — начислен НДС
  • Дебет 68 Кредит 76 — НДС принят к вычету

Если по условиям договора ремонт и страхование основных средств лежит на арендодателе, то расходы на них следует учитывать в составе прочих расходов.

Лизинг основных средств

Бухгалтерский учет у лизингодателя

Проводки по приобретению предмета лизинга:

  • Дебет 08 Кредит 60 — отражаются затраты, связанные с приобретением имущества, предназначенного для сдачи в лизинг
  • Дебет 19 Кредит 60 — отражен НДС
  • Дебет 03 Кредит 08 — имущество, предназначенное для сдачи в лизинг, принято к учету в качестве доходных вложений в материальные ценности

Если предмет лизинга числится на балансе лизингодателя, передача имущества лизингополучателю отражается лишь записями в аналитическом учете по счету 03 (абз. 3 п. 3 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга).

Проводка при передаче объекта ОС в лизинг будет следующей: Дебет 03.2 Кредит 03.1 — имущество передано в лизинг.

С месяца, следующего за месяцем передачи предмета лизинга лизингополучателю, начисляется амортизация (п. 17 ПБУ 6/01) и делается проводка Дебет 20 Кредит 02.

Начисление амортизации по объектам основных средств, являющимся предметом договора финансовой аренды, производится лизингодателем или лизингополучателем в зависимости от условий договора финансовой аренды.

Доходы по договору лизинга в виде лизинговых платежей для лизингодателя являются доходами по обычным видам деятельности (данные доходы следует признавать ежемесячно).

Проводки при получении платежей по лизингу:

Бухгалтерский учет у лизингополучателя

Проводка при поступлении основного средства будет следующей: Дебет 001 — имущество, поступившее в лизинг, отражено на забалансовом учете.

Проводка: Дебет 08 Кредит 76 — отражается принятие предмета лизинга, полученного от лизингодателя.

Проводка будет следующей: Дебет 01 Кредит 08 — предмет лизинга переведен в состав основных средств.

Амортизация начисляется ежемесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем принятия предмета лизинга в составе ОС.

Дебет 20 Кредит 02 — начислена амортизация.

Переоценка

Обратите внимание, что переоценка объектов основных средств организации является правом организации, а не ее обязанностью. Решение о переоценке должно следует закрепить в учетной политике. Если руководство решило не проводить переоценку, то запишите в учетной политике, что переоценка ОС не проводится.

Если же организация решила проводить переоценку, то в учетной политике следует указать, какие группы ОС будут переоцениваться (выбираются однородные группы объектов). Например, все здания и сооружения.

Чтобы провести переоценку, необходимо: (п. п. 14, 15 ПБУ 6/01):

1. Определить текущую (восстановительную) стоимость ОС (текущая (восстановительная) стоимость- это сумма, которую организация потратила бы сегодня на покупку точно такого же ОС).

2. Отразить результаты переоценки в бухучете.

При определении текущей (восстановительной) стоимости могут быть использованы:

  • данные на аналогичную продукцию, полученные от организаций-изготовителей;
  • сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций;
  • сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе;
  • оценка бюро технической инвентаризации;
  • экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов основных средств.

При принятии решения о переоценке основных средств следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости (Ч.2 п.15 ПБУ 6/01). Переоценка может проводиться не чаще одного раза в год (п. 15 ПБУ 6/01, п. п. 44, 45 Методических указаний по учету ОС).

Пример (п. 44 Методических указаний по учету ОС)

Стоимость объектов основных средств, входящих в однородную группу объектов, на конец предыдущего отчетного года — 1000 тыс. рублей. Текущая (восстановительная) стоимость объектов этой однородной группы на конец отчетного года 1100 тыс. рублей. Надо ли отразить результаты проведенной переоценки на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности?

Решение

Результаты проведенной переоценки необходимо отразить на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, так как возникающая разница является существенной (1100 — 1000): 1000 (более 5%).

Этапы проведения переоценки

  1. Подготовка к переоценке (проверка наличия объектов ОС, подлежащих переоценке).
  2. Оформление приказа о переоценке (решение о проведение переоценки — на 31 декабря).
  3. Оформление расчета переоценки.
  4. Отражение результатов переоценки в бухгалтерском учете
    и отчетности (на 31 декабря).

Расчет переоценки может быть произведен в бухгалтерской справке. Если объектов много, то лучше оформить ведомость в произвольной форме, где указать наименование объекта основного средства. В инвентарной карточке (форма ОС-6) следует отразить результат переоценки (в разделе 3). Информация из карточек ОС-6 нужна будет при выбытии.

Отражение результатов переоценки в бухучете

В результате проведенной переоценки стоимость объекта ОС может быть, как увеличена, если была произведена дооценка, так и уменьшена, если была проведена уценка.

Если переоценка проводится впервые:

В этом случае бухгалтер в учете сделает следующие записи:

При дооценке:

  • Дебет 01 Кредит 83 — отражается дооценка
  • Дебет 83 Кредит 02 — отражается амортизация по ОС (увеличение)

При уценке:

  • Дебет 91 Кредит 01 — отражается уценка
  • Дебет 02 Кредит 91.1 — отражается амортизация по ОС (уменьшение)

Последующая переоценка — дооценка

  • Сумма новой дооценки относится на счет 83 в случае, когда объект ОС ранее уже дооценивался.
  • Сумма дооценки в пределах сумм уценки объекта, проведенной в предыдущие периоды и отнесенная ранее на счет 91, относится на счет 91 в случае, когда объект ОС ранее уценивался (Дебет 01 Кредит 91.1 и Дебет 91 Кредит 02).
  • Если сумма дооценки будет превышать сумму предыдущей уценки, которая отнесена на счет 91, то сумму превышения следует отразить на счете 83 (Дебет 01 Кредит 83
    и Дебет 83 Кредит 02)

Последующая переоценка — уценка

  • Сумма новой уценки относится на счет 91 в случае, когда объект ОС ранее уже уценивался.
  • Сумма уценки в пределах суммы дооценки объекта, проведенной в предыдущие периоды, относится в уменьшение добавочного капитала (счет 83) в случае, когда объект ОС ранее дооценивался (Дебет 83 Кредит 01 и Дебет 02 Кредит 83).
  • Если сумма уценки превысит сумму дооценки, отнесенной на счет 83, то сумма превышения должна быть отражена на счете 91 (Дебет 91 Кредит 01 и Дебет 02 Кредит 91).

Пример

Восстановительная стоимость до переоценки составила 500 000 рублей, амортизация — 125 000 рублей.

На 31 декабря рыночная стоимость оборудования составила 375 000 рублей.

Какие проводки следует сделать в бухгалтерском учете?

Решение

  1. Определяем коэффициент пересчета.
    375 000 / 500 000 = 0,75.
  2. Пересчитываем амортизацию.
    125 000 * 0,75 = 93 750 руб.
    Разница между накопленной амортизацией и пересчитанной:
    125 000 — 93 750 = 31 250 руб.
  3. Определяем сумму уценки оборудования.
    (500 000 -375 000) – (125 000 — 93 750) = 93 750 руб.
  4. Проводки:
    Дебет 02 Кредит 01 — 31 250 руб. – отражается корректировка амортизации
    Дебет 83 Кредит 01 — 93 750 руб. – отражается сумма уценки

Согласно п.15 ПБУ 6/01, при выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации на нераспределенную прибыль организации (на счет 84).

Ремонт, реконструкция, модернизация основных средств

Устранение неисправностей объекта основных средств, замена деталей можно считать ремонтом основных средств. Под модернизацией, реконструкцией понимается улучшение первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, например, увеличение срока полезного использования, мощности и т.п.

Расходы на проведение ремонта объекта основного средства следует включать в состав расходов по обычным видам деятельности в том периоде, когда производился ремонт, а расходы на реконструкцию, модернизацию — в состав капитальных вложений с последующим отнесением на увеличение балансовой стоимости объекта.

Согласно п. 27 ПБУ 6/01, затраты на реконструкцию, модернизацию увеличивают первоначальную стоимость основных средств.

Порядок начисления амортизации после завершения реконструкции, модернизации прописан в п. 60 Методических указаний по учету основных средств.

После завершение ремонта, реконструкции, модернизации составляется Акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3).

Пример пересмотра срока полезного использования объекта ОС в результате дооборудования

Станок производственный Н-135 стоимостью 504 000 руб. и сроком полезного использования 6 лет (72 мес.) дооборудовали после 4 лет (48 мес.) эксплуатации. Стоимость дооборудования составила 67 200 руб. В результате дооборудования был пересмотрен срок полезного использования. Его увеличили на 18 месяцев.

Рассчитаем остаточную стоимость станка и определим месячную сумму амортизационных отчислений.

Решение

504 000 руб. - (504 000 руб. / 72 мес. х 48 мес.) + 67 200 руб. = 235 200 руб.

  1. Определяем месячную сумму амортизационных отчислений

Новая норма: 72 мес. – 48 мес. + 18 мес. = 42 мес.

Месячная сумма амортизационных отчислений: 5 600 руб. (235 200 руб. / 42 мес.).

poryadok-zaolneniniya-i-srok-predostavleniya-otchyota-ob-obyaatelstvakh-uchrezhdeniya

В конце 2020 года во все инструкции по ведению учета были внесены изменения. Отдельное внимание было уделено восстановлению на балансе объектов, которые учитываются на забалансовых счетах (02, 03, 07, 21, 27). Необходимость в восстановлении объектов может возникнуть при передаче имущества иному правообладателю или в связи с принятием решения о дальнейшем использовании имущества по иному назначению. Ранее законодательство не требовало восстанавливать на балансовых счетах имущество в подобных ситуациях. С внесением изменений правила учета операций поменялись. В статье мы рассмотрим, как следует отражать передачу имущества с забалансового счета 21.

Отражение передачи имущества со счета 21 в учете

Если основные средства, учитываемые на забалансовом счете 21, прекращают эксплуатироваться и передаются иному правообладателю, их необходимо восстановить на балансовом счете. Операции по восстановлению отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 "Основные средства" и кредиту счета 040110172 "Доходы от операций с активами". Одновременно отражается уменьшение показателей по забалансовому счету 21. Это предусмотрено п. 23 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н), п. 34 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н), п. 34 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее — Инструкция № 183н).
Объекты восстанавливаются на балансе по стоимости, по которой они учитывались на счете 21. Напомним, что в соответствии с 373 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, имущество учитывается на забалансовом счете 21 либо в условной оценке: один объект, один рубль, либо по балансовой стоимости. Вариант учета имущества закрепляется в учетной политике.
Обратите внимание, что если имущество восстанавливается с забалансового счета 21 в целях реализации, объекты должны приниматься к учету по справедливой стоимости на счет 105 36 "Прочие материальные запасы". Инструкциями предусмотрены положения по восстановлению имущества на балансовых счетах в целях реализации в отношении забалансового счета 02 "Материальные ценности на хранении". Проводка по восстановлению на балансе имущества со счета 21 в целях его реализации не предусмотрена. Поэтому проводки рекомендуется согласовать с учредителем (ГРБС), фин. органом.
Безвозмездная передача основных средств отражается в соответствии с п. 10 Инструкции № 162н, п. 12 Инструкции № 174н, п. 12 Инструкции № 183н в корреспонденции со счетами:
• 030404310 "Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств";
• 04012028Х "Расходы на безвозмездные перечисления капитального характера организациям";
• 04012025Х "Расходы на безвозмездные перечисления бюджетам".

Пример. Бюджетным учреждением в 2019 году за счет КФО 4 приобретен принтер стоимостью 5 990,00 руб. Объект принят к учету на счет 101 34 и при вводе в эксплуатацию списан на забалансовый счет 21. Согласно учетной политике бюджетного учреждения имущество учитывается на счете 21 по первоначальной (балансовой) стоимости.
В 2021 году учреждением принято решение передать принтер другому учреждению бюджетной сферы. В учете отражено восстановление объекта на балансовом счете и его передача:
Уменьшение забалансового счета 21 — принтер выбыл с забалансового учета на сумму 5 990,00 руб.
Дебет 4 101 34 310 Кредит 4 401 10 172 — принтер принят к балансовому учету на сумму 5 990,00 руб.
Дебет 4 401 20 281 Кредит 4 101 34 410 — принтер передан другому учреждению бюджетной сферы на сумму 5 990,00 руб.

Документальное оформление передачи имущества со счета 21

Формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета, а также методические указания по их применению, утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее — Приказ № 52н).
Приказом 52н прямо не предусмотрено унифицированной формы для восстановления имущества на балансовом учете.
Вместе с тем, при поступлении материальных ценностей (в том числе основных средств, материальных запасов) может оформляться Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207). Это документ служит основанием для принятия имущества к бухгалтерскому учету и отражения на балансе учреждения.
Кроме того, в целях отражения операций, для которых не установлены унифицированные формы первичных учетных документов, применяется Бухгалтерская справка (ф. 0504833).
Таким образом, восстановление имущества со счета 21 на балансовом учете может оформляться Приходным ордером (ф. 0504207) или Бухгалтерской справкой (ф. 0504833). Детальный порядок документального оформления операций следует закрепить в учетной политике.
Безвозмездная передача имущества оформляется Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) и Извещением (ф. 0504805).

Отражение передачи имущества со счета 21 в 1С: БГУ 8

Для восстановления на балансе основных средств, учитываемых на забалансовом счете 21, применяется документ Списание объектов ОС, НМА, НПА с видом списания Списание собственных ОС в опер. учете (21) и включенным флагом: Восстановить на балансе. При установке флага Восстановить на балансе появляется закладка Восстановление на балансе.


На закладке Основные средства, НМА, НПА подбираются основные средства, которые списываются с забалансового счета 21.
На закладке Восстановление на балансе указываются данные основных средств, которые списываются с забалансового счета 21.


На закладке Бухгалтерская операция выбирается типовая операция Списание ОС с восстановлением на балансе и в дополнительных реквизитах указывается полный рабочий счет 401.10.172.
Безвозмездная передача основного средства оформляется документом Передача объектов ОС, НМА, НПА с видом передачи - Передача собственных ОС, НМА, НПА на балансе (101, 102, 103) и типовой операцией Безвозмездная передача организациям ОС, НМА, НПА (401.20.280).

Читайте также: