Отсутствие претензий со стороны налоговых органов

Обновлено: 05.05.2024

Основная претензия что в бюджете нет денег. Поэтому нет волшебной таблетки и четкого перечня. Граница дозволенного каждый раз устанавливается индивидуально. Налоговый орган выявляет ваше слабое место, собирает доказательства и доначисляет. Есть банальные технические ошибки. Есть вопрос толкования. "золотое правило": если что-то может быть неправильно понято - оно будет неправильно понято. Если что-то может быть истолковано не в вашу пользу - оно будет истолковано в пользу бюджета. Задача юриста и аудитора защитится от этого. Аудитор больше защищает на документальном уровне - что бы были все нужные бумаги и Чтобы они были правильно оформлены. Юристы - отвечают за концепцию и восприятие ситуации в целом. За её презентацию во вне. Так называемая "экономическая сущность", реальность/убедительность. Защиту даёт только системный подход к рискам. И опять таки это не гарантия от претензий. Это гарантия того что вы цена вопроса будет на порядок меньше.

Цуренков

Если говорить об общей тенденции, то в последнее время основная масса претензий связана с признанием нереальными операций по приобретению, а иногда и по реализации чего-либо. В связи с нереальностью операции признаётся нереальным расход (с доходами сложнее, но и их оспаривают, зачем и как - писать долго, подходите в кулуарах, расскажу). Таким образом, происходит доначисление налога на прибыль, НДС. Все остальное - фирмы-однодневки, отсутствие должной осмотрительности и иже с ними - лишь обоснование факта нереальности операции.
Если раньше налоговики "цеплялись" к неверно оформленной первичке, счётам-фактурам, говоря, что на основании дефектных документов нельзя отражать операцию, то теперь по этим формальным признакам и причинам доначисления не производят. Другое дело, если ваши документы (первичка, договоры) противоречат друг другу, не отражают реальное положение дел. Такие противоречия могут стать доказательством той же нереальности операций.

Круглова

Сейчас налоговиков интересует реальность сделки.Речь идёт о ситуации,когда в декларациях контрагентов на камералке обнаруживаются расхождения.Сначала налоговики запросят пояснения у покупателя,если все верно,то пояснения запросят у поставщика.
Допустим,поставщик подтвердит,что все верно.Тогда налоговики проверят реальность.
Также налоговые риски могут возникнуть при установлении факта дробления бизнеса и взаимозависимости,когда проверяемая компания не может погасить налоговую недоимку при выездной налоговой проверке.Судебная практика богата подобными кейсами.

Юлия Князькова

90% доначислений связано с претензиями в отношении работы с недобросовестными контрагентами. Основные точки - уплата/неуплата первым и последующими звеньями налога, транзитность платежей, их различная номенклатура, подтверждение транспортной логистики, показания генеральных директоров контрагента.

Шатилова

1. Недобросовестные контрагенты.
2. Операции с аффилированными лицами.
3. Нестандартные операции (посреднические договоры, займы, взаиморасчеты ценными бумагами и т.д.).
4. Все услуги.
5. Разница в закупке/продажи аналогичной продукции 20 и более %
6. Несостыковки в налоговой отчётности по НДС с контрагентами

Дмитрий Водчиц

Все вопросы, поднимаемые налоговыми органами в ходе проверок так или иначе связаны с концепцией получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды в результате спорных операций.
Добавлю, что в последнее время увеличивается количество споров, связанных с фактическим получателем дохода (выплата роялти, процентов, дивидендов, купля-продажа активов) и вопросы применения правил недостаточной капитализации (ст. 269 НК РФ).

Лужина

Мы говорим о доходах юридических лиц,но не нужно забывать,что серьёзно усиливается контроль за физическими лицами в части выявления незадекларированного имущества и незадекларированных доходов. Пока практика таких проверок только развивается,но в будущем контроль будет сопоставим с контролем юридических лиц

Дмитрий Водчиц

Нередки ситуации, когда в итоге налоговой проверки, выездной или камеральной, инспекторы налоговой службы делают вывод, что компания нарушила налоговое законодательство. В этом случае проверяющий фиксирует нарушение, составляет соответствующий акт и передает его налогоплательщику.

Но, даже в том случае, когда ИФНС доначислила большие суммы налогов, да еще выписала штраф, руки опускать не стоит. Предприниматель может обжаловать такое решение, если считает, что его права нарушены. Как это сделать и в какие сроки, рассказываем ниже.

Действия налоговой службы может обжаловать любой человек, который считает, что они были неправомерны. Для этого нужно обратиться в вышестоящий налоговый орган — региональное управление Федеральной налоговой службы (УФНС). Причиной для жалобы может служить:

  • Несогласие с суммой начисленного налога.
  • Несогласие с выводами выездной проверки в офисе компании или после камеральной в налоговом органе.
  • Несогласие с применением пени и штрафов к организации.
  • Нарушение ФНС сроков возврата излишне уплаченных налогов.
  • Несоблюдение проверяющими сроков проведения налоговой проверки.
  • Проведение по одним и тем же основаниям повторной проверки.
  • Неправомерное требование лишних документов во время проведения проверки.
  • Рассмотрение документов с превышением допустимого срока (более 3 лет).
  • Непринятие возражений на проверочный акт.

Мы перечислили основные положения законодательства, которые позволяют жаловаться на проверяющих и итоги проведенной проверки. На практике таких случаев гораздо больше. Поэтому, если предприниматель считает, что проверка была проведена не в соответствии с законодательством, он имеет право обжаловать ее результат, а также действия или бездействие должностных лиц, которые нарушили его права.

По закону предприниматель имеет право подать жалобу в течение одного года с того момента, когда он узнал или должен был узнать о том, что его права нарушены. УФНС может продлить этот срок в том случае, когда руководитель компании вовремя не подал заявку по уважительной причине, например, по состоянию здоровья.

Важно! Предприниматель имеет право отозвать свою жалобу, если передумал. При этом повторно ее подать по тем же самым основаниям будет уже нельзя.

Помимо экономической целесообразности, это стоит сделать по следующим причинам:

  • Для дальнейшего рассмотрения жалобы в суде.
  • Это бесплатная возможность отстоять свои права.
  • Не нужно освобождать время для разбирательств. Присутствие инициатора жалобы не обязательно при ее рассмотрении.
  • Можно понять причину в отказе обжалования и тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде, если в жалобе отказали.
  • Если решение налоговой удалось обжаловать, его действие приостановят.

Кроме перечисленных причин нужно иметь в виду, что без обжалования в вышестоящую инстанцию нельзя подать в суд. Он ее просто не примет. Поэтому иногда это буквально необходимая мера.

В самой жалобе обязательно должны быть следующие сведения:

  • Полное наименование и юридический адрес с индексом организации, которая подает жалобу или ФИО предпринимателя, а также ИНН.
  • Наименование ИФНС, которая в ходе проверки нарушила права юридического лица.
  • Данные о том, что конкретно хочет обжаловать предприниматель. Например, какой-то определенный акт, сумму доначисленного налога или неправомерно выписанный штраф. Важно! Если заявитель не укажет в заявлении одно из нескольких нарушений, суд в дальнейшем его учитывать не будет.
  • Ссылки на законодательные акты, согласно которым предприниматель считает, что его права были нарушены.
  • Указание на то, что в итоге хочет получить инициатор жалобы — отмену штрафа, изменение суммы налога, возмещение морального вреда и т.д.
  • Каким способом юридическое лицо хочет получить решение УФНС по его вопросу: в бумажном виде, электронном или в личном кабинете налогоплательщика.

Кроме того, в жалобе нужно указать номер телефона и адрес электронной почты, по которой сотрудники ФНС при необходимости могут связаться с предпринимателем. Также желательно приложить любые документы, которые могут подтвердить, что действия проверки были незаконны. Важно не забыть поставить в заявлении личную подпись.

Примечание: даже в том случае, когда жалоба подается по нескольким основаниям, не обязательно на каждое из них составлять отдельное заявление. Можно указать все в одном документе.

Статьей 138 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на обжалование решения инспекции в вышестоящем налоговом органе или в суде. Однако обратиться сразу в суд не получится, заявление предпринимателя просто не примут. Для обжалования нужно обращаться в тот налоговой орган, который вынес неправомерное решение или в вышестоящий налоговый орган.

Обратиться в вышестоящий налоговый орган можно, если документы по проверке подписаны начальником налогового органа или его заместителем. Если они подписаны другими сотрудниками налоговой, например, самим инспектором, проводившим проверку или начальником отдела, обжаловать их можно только в том же налоговом органе, который вынес это решение.

У налоговой инспекции по закону есть один месяц на рассмотрение жалобы. По итогам проверки предпринимателя уведомляют о принятом решении или сообщают, что срок рассмотрения продлили до одного месяца. Чаще всего продляют не более чем на 15 дней. УФНС может как признать факт нарушения, так и опровергнуть его. Если предприниматель не согласен с принятым решением, он может обжаловать его с помощью апелляционной жалобы.

УФНС не всегда рассматривает направленные жалобы. По какой причине это происходит?

  • Инициатор жалобы не подписал заявление или не указал, каким образом были нарушены его права.
  • Жалоба уже подавалась ранее на тех же основаниях или допустимый срок ее подачи истек.
  • Налоговая инспекция уже устранила все нарушения, указанные в обращении, до принятие УФНС решения.

Если предпринимателя не удовлетворило решение УФНС, он имеет право его обжаловать, подав апелляционную жалобу. Она пишется по таким же правилам, как и первая. Подать ее нужно в течение 3 месяцев с момента вынесения УФНС решения. Суд может продлить этот срок при наличии уважительной причины.

Для подачи апелляции нужно обратиться в арбитражный суд в том же регионе, в котором находится налоговый орган. В заявлении указывают наименование организации, от имени которой составляется жалоба, номер акта, который обжалуется, а также ссылки на законы, в соответствии с которыми были нарушены права юридического лица. Кроме того, как и в первом случае, к заявлению нужно приложить подтверждающие документы. Их список есть в ст.126 АПК РФ.

По общепринятым правилам жалобу рассматривают без участия ее инициатора. Исключением будут только те ситуации, когда в материалах, представленных ИФНС, будут обнаружены противоречия или несоответствия.

До того момента, как будет принято решение, налогоплательщик имеет право:

  • Предоставить дополнительные документы для обоснования своей позиции.
  • Подать письменное заявление в УФНС, чтобы частично или полностью отозвать жалобу. Важно! По части отозванных пунктов подать в дальнейшем повторную жалобу будет невозможно.

Налогоплательщик может обжаловать решение ИФНС в арбитражном суде в регионе нахождения инспекции. Сделать это он может в следующих случаях:

  • Жалоба была оставлена без удовлетворения.
  • Решение ИФНС отменено частично.
  • УФНС не приняло решение по жалобе в установленные сроки.

Напомним, обжаловать решение ИФНС в суде можно только в той части, в которой оно обжаловалось в УФНС. В том случае, когда УФНС по итогам рассмотрения жалобы отменила решение ИФНС и приняло другое решение, обжалованию в суде подлежит новое решение.

Обратиться в суд можно не позднее 3 месяцев с момента принятия решения УФНС.

Галина Кардашян

Как реагировать на требования налоговиков предоставить документы? Срочно бросать дела и комплектовать запрошенные сведения? А можно ли игнорировать? Такие вопросы наши специалисты слышат ежедневно. В этом материале мы решили рассказать об ответственности налогоплательщиков, которые по тем или иным причинам не предоставили ИФНС информацию.

Можно ли не отвечать на запрос ИФНС?

Право инспекторов на истребование информации (документов) у организаций и предпринимателей закреплено в НК. Контролеров могут интересовать как документация самого налогоплательщика (ст. 93 НК РФ), так и информация о контрагентах предприятия или сведения об определенной сделке (ст. 93.1 НК РФ).

Более того, инспекция имеет право запрашивать данные о конкретной сделке не только у ее непосредственных участников, но и у сторонних лиц, которые, по мнению ИФНС, могут располагать нужной информацией.

Налогоплательщик же, получивший запрос от контролеров, обязан на него ответить. Поэтому игнорировать требование налоговиков нельзя! В противном случае компанию ждут неприятные последствия.

Какие документы могут запросить налоговики

К сожалению, в настоящее время НК не содержит ни конкретного списка документов, которые вправе запрашивать ИФНС, ни ограничений по их количеству. Но на основании положений кодекса можно очертить границы, за рамки которых инспекция выходить не должна:

  1. При проведении налоговой проверки может быть запрошена только та документация, которая относится к проверяемому периоду и налогу.
  2. При запросе данных о контрагенте, представляется документация об отношениях именно с этим контрагентом, иные сведения (например, о других субъектах) компания подавать не обязана.
  3. Налоговики могут требовать только те документы, обязанность оформления и ведения которых установлена налоговым законодательством.
  4. Повторное истребование документации неправомерно. Исключение составляют документы, которые ранее представлялись в ИФНС в подлинниках, а затем были возвращены владельцам.

Срок передачи данных в инспекцию

Если налоговики интересуются конкретной сделкой, срок отправки ответа составляет 10 суток. А вот сообщить информацию о своем контрагенте по встречной проверке придется оперативнее, на подготовку и направление документов (информации) дается всего 5 дн. (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Очень важно правильно определить точку отсчета срока. Так, запрос из ИФНС, переданный по ТКС, считается полученным с даты, указанной в квитанции о его приеме; почтой — на 6 день со дня его отправки; а размещенный в ЛК на портале ФНС — уже на следующий день со дня его размещения.

Ответственность за непредоставление документов по требованию налоговой

Штрафы по статье 126

В этой статье прописаны санкции для хозяйствующих субъектов, не представивших документацию. На нарушителей налагаются штрафы:

  1. 200 руб. за каждый ненаправленный документ, если проводится проверка самой компании. В случае неподачи документации относительно прибыли контролируемой фирмы-иностранца штраф составит уже 100 000 руб.
  2. 10 000 руб., если налогоплательщик не подал в срок документацию по клиенту в рамках встречной проверки или не направил документы по конкретной сделке, запрошенные налоговиками вне каких-либо проверок.

Аналогичная сумма взимается за отказ в представлении документов или передаче заведомо недостоверных данных.

Санкции по ст. 129.1

По этой статье с налогоплательщиков взимаются штрафы за несвоевременное предоставление информации:

  • 5 000 руб., если деяние совершено впервые;
  • 20 000 руб., если компания допустила нарушение повторно в течение одного года.

За игнорирование требования налоговиков о передаче информации взимаются аналогичные суммы.

Обратите внимание!

Если налогоплательщик не представил как документы, так и информацию о контрагенте, контролеры могут выписать одновременно 2 штрафа (по ст. 126 и по ст. 129). Данное право подтверждено решением АС ВСО от 12.11.18 № А33-16694/2017.

Что еще может грозить нарушителям

Кроме санкций по налоговому законодательству, должностные лица предприятия, не сообщившие запрошенные сведения налоговикам, могут быть наказаны штрафом в размере 300–500 руб. по ст. 15.6. КоАП РФ.

Отказ компании предоставить документы инспекторам в рамках выездной проверки может спровоцировать принудительную выемку сведений по ст. 94 НК РФ.

Если налогоплательщик, обязанный отчитываться в ИФНС в электронной форме, не направит квитанцию о получении запроса от инспекторов в 6-дневный срок, ему могут заблокировать расчетный счет.

Неудовлетворение требований ревизоров по представлению документов или информации по встречной проверке может привести к неприятным последствиям:

Кроме того, не стоит забывать, что все риски, связанные с ненадежными клиентами, несет сам налогоплательщик.

1С-WiseAdvice рекомендует быть осмотрительнее в выборе партнеров, так как благодаря системе АСК НДС-2 легко прослеживается вся цепочка контрагентов, а работа с неблагонадежными компаниями может обойтись очень дорого и многократно перевесить все возможные налоговые выгоды.

В каких случаях можно избежать штрафов?

Чиновники тоже люди, поэтому, принимая во внимание человеческий фактор, нужно внимательно изучить полученное требование на предмет ошибок и неточностей.

  1. Ваша ИФНС пересылает поручение из другой налоговой без выставления требования от своего имени.
  2. В поручении не обозначено, на основании какого контрольного мероприятия возникла необходимость в представлении информации или документов.
  3. При истребовании данных об определенной сделке не указаны сведения, позволяющие однозначно идентифицировать эту сделку и т.д.

Можно ли снизить сумму штрафа

Если организация по каким-либо причинам не смогла выполнить требование ревизоров и ей выставили штраф, не нужно спешить с его уплатой. Необходимо внимательно изучить ситуацию и проконсультироваться с квалифицированными юристами, возможно штраф удастся снизить в разы.

Например, при подготовке возражений к акту компания может заявить о наличии смягчающих обстоятельств (ст. 112 НК РФ):

  • нарушение допущено впервые;
  • большое количество запрошенных документов (желательно привести расчет затрат рабочего времени на изготовление нужных копий);
  • незначительность просрочки;
  • нахождение части документации ОП в головной организации;
  • одновременное получение нескольких запросов от ИФНС и т.д.

При наличии хотя бы одного смягчающего фактора, штраф может быть уменьшен в 2 раза и более (п. 3 ст. 114 НК РФ). Неправомерность санкций можно оспорить в судебном порядке.

В частности, суды указывают, что инспекции, назначающие санкции за каждый не представленный документ, тем самым принимают на себя дополнительные обязанности по определению количества этих документов и не могут определять размер штрафа из теоретических предположений (постановление АС ЦО от 04.09.2018 № Ф10-3293/2018). Такая позиция судебных органов помогает налогоплательщикам отбиться от неправомерных притязаний контролеров.

Кроме того, суд может полностью отменить штраф в ситуациях, когда установлены факторы, исключающие вину хозяйствующего субъекта (ст. 111 НК РФ). Например, все документы компании были безвозвратно утеряны при пожаре, и этот факт удостоверяется справкой из органов пожарного надзора.

Результаты налоговой проверки далеко не всегда удовлетворительны для предпринимателя. Но иногда акты составляются и вовсе с нарушением прав налогоплательщика. Если есть основания предполагать такое, можно оспорить решение налогового органа и добиться, чтобы его признали недействительным. В статье подробно расскажем о том, как это сделать. Узнайте, какие существуют способы обжалования решения налоговой и в каких случаях они применимы.

Возможно ли обжалование решения налогового органа

Выполняя очередную проверку, налоговая инспекция может обнаружить нарушения и обязать плательщика устранить их, что будет отражено в акте. Но иногда решения неправомерны. Налоговики, как и все люди, могут ошибаться, а порой осознанно злоупотребляют своими полномочиями. В подобных случаях закон защищает интересы бизнеса. НК РФ, а конкретно раздел VII и статья 138, предусматривает оспаривание решения налоговой, если оно нарушает права плательщика.

С какими вопросами в акте налоговой проверки может быть несогласен предприниматель? Обычно возражения касаются таких моментов, как:

Чтобы отменить решение налоговой инспекции, нужно обратиться в орган высшей инстанции — Управление ФНС по региону. Если это не приносит результата, следующим этапом становится обжалование через арбитражный суд. Но в любом случае первоначально жалоба направляется в орган ФНС, который составил акт, поскольку именно там хранятся все относящиеся к делу материалы.

НК РФ предусматривает два типа документов, в которых налогоплательщик излагает несогласие с действиями ФНС. Различие между ними заключается в сроке подачи. Решение налоговой службы вступает в силу в течение 30 дней, считая от даты его получения [3] . Соответственно у налогоплательщика есть месяц, чтобы оспорить действия налоговиков прежде, чем его привлекут к ответственности. Если он успевает уложиться в этот срок, документ называется апелляционной жалобой . Если же по тем или иным причинам решение не будет оспорено за месяц, оно вступит в силу. Но и в этом случае не все потеряно: еще в течение года налогоплательщик имеет право подать обычную жалобу .

Далее подробно расскажем о внесудебном и судебном порядке оспаривания решений налоговых проверок.

Оспаривание решения в вышестоящем налоговом органе

Первая и иногда единственная стадия рассмотрения претензий налогоплательщика — обращение с апелляционной или обычной жалобой в налоговый орган высшей инстанции. В данном случае это Управление ФНС по региону. Но, как мы уже сказали, сначала нужно обращаться в местную налоговую инспекцию, которая выполнила проверку и выдала акт.

Первый шаг в обжаловании решения налогового органа — составление и подача письменных возражений на акт проверки. Законодательством на это отведен месяц. Точкой отсчета считается день получения акта, указанный плательщиком в расписке. Если же документ был выслан по почте, к дате отправки прибавляют шесть суток.

  • отказ от претензий со стороны налоговиков;
  • привлечение плательщика к ответственности, несмотря на возражения;
  • назначение дополнительных контрольных мероприятий.

В последнем случае налогоплательщик может вновь подать возражения, если результаты контроля его не устроят. Что касается первых двух вариантов решения (на практике — чаще второго), то они как раз и служат поводом для обжалования.

Итак, если после изучения возражений и акта ФНС постановила все-таки принудить плательщика к исполнению налоговых обязательств, пора переходить к следующему этапу — составлению апелляционной жалобы на решение налогового органа (или обычной жалобы , если 30-дневный срок истек и это решение уже вступило в силу). Содержание документа в обоих случаях будет одинаковым. Его регламентирует пункт 2 статьи 139.2 НК РФ. В соответствии с ним в жалобу необходимо включить следующие сведения:

  • название и юридическое местонахождение предприятия, оспаривающего решение по результатам налоговой проверки. В жалобе, исходящей от физического лица, нужно указать его Ф. И. О. и адрес;
  • номер акта проверки, по которому имеются претензии;
  • полное название налоговой инспекции, осуществившей проверку;
  • причины несогласия подателя жалобы с решением ФНС;
  • требования (здесь необходимо указать, на какой результат рассчитывает налогоплательщик, будь то пересчет суммы начисленных налогов, отмена штрафов, восстановление доступа к счетам организации);
  • желаемая форма получения решения: в виде бумажного документа, по e-mail или в личном кабинете налогоплательщика.

Помимо этих обязательных сведений приветствуется дополнительная информация, подтверждающая обоснованность жалобы на решение налогового органа. В том числе можно прикрепить документы, которые доказывают, что права налогоплательщика были нарушены.

Обратите внимание
Жалобу должен подписать законный представитель организации, претендующей на отмену решения налоговой. Обычно это руководитель или генеральный директор юрлица. Также НК предусматривает возможность подачи жалобы от имени уполномоченного представителя по доверенности (ее прикладывают к пакету документов).

Жалобу направляют в местную налоговую инспекцию, которая выполнила проверку и составила акт. Форма подачи возможна любая: на бумажном носителе в канцелярию, в электронном виде по e-mail или в личном кабинете налогоплательщика.

В течение трех дней местный налоговый орган отправит жалобу в вышестоящую инстанцию — региональное УФНС. Там ее будут рассматривать в течение месяца. Еще через три дня после этого налогоплательщику сообщат, удовлетворены его требования или нет.

Стоит также иметь в виду, что в некоторых ситуациях вышестоящий налоговый орган отказывает в рассмотрении жалобы. Основания для такого решения перечислены в статье 139.3 НК РФ. Например, подобный исход возможен, если был нарушен порядок обжалования налоговых решений: заявитель превысил допустимый срок подачи или не указал в документе нужные сведения. В этом случае налогоплательщик может обратиться с жалобой повторно [4] .

Порядок оспаривания в суде

Если региональное управление ФНС отказалось удовлетворить претензии налогоплательщика, он вправе оспорить решение налоговой в судебном порядке. То же самое можно сделать, если жалоба не была рассмотрена в течение месяца при отсутствии на то оснований.

Для юридических лиц, а также для ИП предусмотрено обжалование решений налогового органа в арбитражном суде. Порядок этой процедуры регулируется АПК РФ и рядом других нормативных актов.

Оспаривание налоговых решений в суде начинается с подготовки и подачи иска. Сделать это нужно в течение трех месяцев с того дня, как вышестоящий налоговый орган выдал налогоплательщику решение по его жалобе (или же истек срок, отведенный законом на ее рассмотрение) [5] . Перед подачей иска заявитель должен уплатить госпошлину [6] .

Заявление составляется по установленному образцу. В нем обязательно должны содержаться следующие данные:

  • название и реквизиты арбитражного суда, в который будет направлен иск;
  • наименование и юридический адрес организации, подающей заявление (если истцом выступает ИП, нужно указать место его государственной регистрации);
  • название и адрес налоговой инспекции, осуществлявшей проверку, и вышестоящего органа, который вынес оспариваемое решение по жалобе;
  • сведения об акте проверки и решении УФНС, которые истец намерен оспорить (наименование, номер, дата принятия);
  • права налогоплательщика, нарушенные решением налогового органа;
  • причины, по которым доводы налоговиков следует признать недействительными (здесь должны быть ссылки на законодательные акты по каждому спорному моменту);
  • требование истца о признании недействительным решения налогового органа.

Последним двум пунктам нужно уделить особое внимание. От того, насколько убедительно обоснованы аргументы истца, зависит успех дела. В заявлении нужно отразить все факты, которые прямо или косвенно указывают на незаконность действий налоговиков. Доводы заявителя не должны быть голословными: любой из них следует подкреплять ссылками на соответствующие нормативные акты.

К заявлению необходимо приложить комплект документов:

  • свидетельство о регистрации юридического лица;
  • копию акта, который истец намерен оспорить;
  • копию решения регионального УФНС по жалобе — этот документ доказывает, что налогоплательщиком был пройден этап досудебного оспаривания (а если вышестоящий орган не успел принять решение в срок, нужно приложить копию самой жалобы с подтверждением того, что она была принята);
  • документы, ссылки на которые содержатся в исковом заявлении;
  • копию доверенности, если жалоба была подана от лица не законного, а уполномоченного представителя юридического лица;
  • квитанцию об уплате госпошлины.

Обычный срок обжалования решения налогового органа в суде — три месяца. Но в особых ситуациях — если случай сложный и спорный — период рассмотрения заявления может быть продлен до полугода.

Полномочия ФНС не безграничны, и в налоговых спорах закон нередко оказывается на стороне налогоплательщиков. Акт проверки, содержащий нарушения, можно оспорить во внесудебном или судебном порядке. Но для того чтобы добиться успеха в этом деле, необходима юридическая грамотность, опыт в решении подобных вопросов. Поэтому лучше всего не полагаться на свои силы, а доверить составление жалобы специалистам.


Каадзе Анастасия Геннадьевна Ответственный редактор

Возражения могут относиться как ко всему акту, так и к отдельным его пунктам. Задача налогоплательщика — детально и обоснованно изложить причины несогласия с результатами проверки, по возможности подкрепив свои соображения документально. В этом случае в приложение к возражениям необходимо включить перечень документов, подтверждающих ошибочность выводов налоговиков. Кроме того, налогоплательщик вправе во время рассмотрения акта в налоговой пояснить свои доводы устно.

Банкротство ООО

Процедура банкротства ООО: как проходит ликвидация путем банкротства и во сколько обойдутся услуги сопровождения

Ликвидация предприятия

Ликвидация предприятия: порядок процедуры и сроки закрытия организации с долгами и без них.

Читайте также: