Отказ налогового органа в реорганизации

Обновлено: 16.06.2024

Может ли налоговая в одностороннем порядке закрыть недействующее ООО с нулевым балансом? Деятельность никогда не велась, контрагентов нет, счетов нет. ООО находится в стадии ликвидации. Что будет, если я прекращу подавать нулевые отчетности?

Всем понятны причины, по которым собственник стремится избавиться от ставшего ненужным бизнеса. Но иногда закрытие происходит не по его желанию, а по воле контролирующих органов.

Содержание

В каких случаях юрлицо исключается из ЕГРЮЛ

Из реестра исключается недействующее лицо. Таким оно является, если в течение последних 12 месяцев:

  • не представляло отчетности по налогам и сборам;
  • не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.

Требуется одновременное наличие двух этих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации ). Если фирма не отчитывается, но есть движения по счету, либо, наоборот, счета замерли, но нулевая отчетность сдается, — исключить из реестра нельзя.

С 1 сентября 2017 г. добавлено еще два случая, когда возможно исключение (п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации).

Если у налогового органа есть сведения о том, что в отношении юридического лица возбуждено дело о банкротстве или введена одна из банкротных процедур, решение о предстоящем исключении из реестра не принимается (эта новелла - ответ законодателя на постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 № 10-П).

Если же регистрирующий орган примет указанное решение и лишь потом узнает об инициированном банкротстве, юридическое лицо не будет исключено из реестра.

Когда налоговая запустит процедуру ликвидации юрлица?

До сих пор можно было ответить на этот вопрос так: когда дойдут руки до вашей неработающей компании. Требовалось на это порою до четырех лет. Теперь же, как мы отметили выше, появилась возможность ускорить процесс.

В ожидании прекращения юридического лица руководитель рискует сполна набрать административных штрафов. Например, по ст. 119, 126 Налогового кодекса РФ, ст. 13.19, 15.5 КоАП РФ.

В любом случае, прежде чем все бросать на самотек, желательно закрыть счета, погасить долги и провести сверки.

Можно ли исключить из ЕГРЮЛ, если есть долги?

Да, регистрирующий орган может исключить из реестра лицо, имеющее задолженность. При этом долг перед бюджетом налоговая может расценить как безнадежный к взысканию. Что касается остальных обязательств, то тут все зависит от инициативности и расторопности кредиторов. Они либо остановят начатый налоговой службой процесс, либо нет.

Как происходит исключение юрлица из реестра?

Выявив наличие оснований для исключения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении.

В течение трех дней с момента принятия такое решение публикуется в Вестнике государственной регистрации. Проверить, не начался ли административный процесс исключения из реестра в отношении вашей компании или контрагента, можно на сайте вестника.

Одновременно с решением будут опубликованы сведения о том, как и куда подавать свои возражения по поводу грядущего исключения из реестра.

Если в течение трех месяцев с момента публикации от заинтересованных лиц не поступят заявления, юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ.

Как остановить исключение из реестра?

Согласно действующей редакции закона подача заявления самим юридическим лицом, кредитором или иным заинтересованным лицом делает невозможным административное исключение из реестра. Никаких требований к такому заявлению не предъявляется.

С 1 сентября 2017 г. остановить запущенный механизм стало сложнее (см. п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации).

Во-первых, содержание заявления. Оно должно быть мотивированным. Таким образом, подразумевается, что неубедительное возражение не будет принято налоговой службой во внимание.

Во-вторых, форма заявления. Она будет утверждена отдельно.

В-третьих, способ подачи. Теперь, если подавать заявление в форме электронного документа, то с электронной подписью. Если же почтой, то с заверенной нотариально подписью. При непосредственном представлении документов нужно предъявить документ, удостоверяющий личность. Представитель же (не руководитель) дополнительно прилагает нотариально удостоверенную доверенность или ее нотариальную копию.

Если все перечисленные требования и трехмесячный срок соблюдены, юридическое лицо из реестра исключено не будет.

Альтернативный вариант – начать банкротство.

Последствия исключения из реестра

Прекращение лица и обязательств

В целом последствия исключения недействующего лица аналогичны последствиям ликвидации (ст. 64.2 ГК РФ). В ЕГРЮЛ вносится запись с указанием способа прекращения.

Обязательства юридического лица прекращаются. Если только не встает вопрос о субсидиарной ответственности.

Субсидиарная ответственность

Еще одна новелла, вступившая в силу с 28 июня 2017 г. Ранее участники и руководители ООО, а также лица, способные давать им указания, могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам этого общества только в рамках процедуры банкротства. Теперь в силу п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО это возможно и после административного исключения из ЕГРЮЛ.

Критерий: неисполнение обязательства общества обусловлено тем, что перечисленные лица действовали недобросовестно или неразумно. Речь при этом идет о любых обязательствах, сохранившихся на момент исключения. Уйти от долгов, просто забыв про общество, уже не получится.

На акционерные общества новое правило не распространяется.

Распределение имущества

Даже у недействующей компании может обнаружиться имущество. Либо участники о нем действительно забыли. Либо они сознательно выжидали, когда налоговая сделает свое дело, чтобы уже без кредиторов поделить остатки. Впрочем, забрать себе то, что принадлежало юридическому лицу, получается не всегда.

В некоторых регионах суды признают право собственности за участниками. В других – отказывают в иске, ссылаясь на необходимость использовать процедуру, предусмотренную п. 5.2 ст. 64 ГК РФ. А это значит - отдельное судебное разбирательство с назначением арбитражного управляющего и привлечением всех возможных кредиторов прекратившегося юридического лица. Подано такое требование может быть в течение пяти лет с момента исключения из реестра.

Таким образом, если прекратить сдавать налоговую отчетность, то ИФНС ликвидирует организацию по своему решению в течение 12 месяцев.

Организация того или иного предприятия или юридического лица наделяет уполномоченных сотрудников налоговой службы Российской Федерации не только обязательством совершения государственной регистрации, но и правом отказать заявителю в регистрации юридического лица или при наличии достаточных оснований временно приостановить регистрационные мероприятия и сопутствующие действия. Принятие решений об отказе в осуществлении регистрации организации обуславливается положениями и правовыми основаниями, предусмотренными в действующем законодательстве страны.

Государственная регистрация в целях законного оформления юридического лица является обязательной процедурой в следующих ситуациях:

  • если создается организация или предприятие;
  • если происходит реорганизация организации или предприятия;
  • если организация или предприятие ликвидируются;
  • если необходимо внести различные изменения в учредительную документацию;
  • если свою деятельность регистрирует индивидуальный предприниматель.

Согласно пункту первому в соответствующем правительственном постановлении, полномочие государственной регистрации организаций и предприятий получает Федеральная налоговая служба или ФНС. Эта же службы занимается и оформлением некоммерческих организаций.

На каких основаниях Федеральная налоговая служба может отказать в регистрации юридического лица?

Полный перечень правовых оснований, которыми руководствуются служащие Федеральной налоговой службы в процессе вынесения решения об отказе в осуществлении государственной регистрации конкретного юридического лица, приводится в главе восьмой соответствующего Федерального закона. Список допустимых и признанных законными оснований включает в себя в общей сложности 21 условие. При этом большая часть данных условий и обстоятельств используется в рамках урегулирования процедуры государственной регистрации вновь создаваемой организации или предприятия.

Основания, предусмотренные Федеральным законом, могут быть сгруппированы в соответствии с содержанием и сутью допущенного заявителем нарушения. Таким образом, в государственной регистрации может быть отказано в случае допущения со стороны юридического лица следующих нарушений:

  • при условии непредоставления полного перечня необходимых документов и сведений со стороны юридического лица. В данном случае речь идет о сведениях и документах, которые подразумеваются общими и индивидуальными законодательными нормами для различных форм юридического лица;
  • при нарушений нормативных актов, которые были выявлены в процессе изучения содержания учредительной документации юридического лица;
  • при неправильном выборе уполномоченного органа по различным принципам и последующем направлении заявления и документов в орган, не располагающий соответствующими полномочиями;
  • неверной формы и содержания бланков, необходимых для совершения процедуры;
  • при предоставлении бланков, не прошедших процедуру нотариального заверения в случаях, когда данная процедура является обязательной по закону;
  • при выявлении каких-либо ограничений, препятствующих участию определенных групп людей в статусе учредителя организации или предприятия.

Основания для отказа могут быть выявлены и установлены после того, как заявитель представил необходимые документы в уполномоченный налоговый орган (на этапе проверки данных документов на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации). Должностные служащие налогового органа имеют право на совершение межведомственных запросов с целью получения подробных данных относительно учредителей организации или предприятия.

Наличие причин при принятии решения об отказе в государственной регистрации моет определяться с учетом конкретной формы потенциального юридического лица. Например, если речь идет о некоммерческом образовании, то дополнительными причинами для отказа, в соответствии со статьей 23.1 в соответствующем Федеральном законе могут стать:

  • существование некоммерческого образования под названием, аналогичным тому, что выбрано учредителями;
  • выявление факта оскорбления и нарушения нравственных, национальных и религиозных ценностей названием, выбранным учредителями.
  • наличие противоречий действующему законодательству Российской Федерации в случае создания иностранной некоммерческой организации неправительственного характера;
  • возникновение угрозы при создании иностранной некоммерческой организации неправительственного характера в отношении государственного суверенитета, независимости и иных факторов;
  • выявление факта ликвидации иностранного некоммерческого образования, существовавшего ранее, на основании грубого противоречия действующим нормативам и положениям страны.

Другие причины отказа, который может быть принят в отношении регистрации юридических лиц в форме некоммерческого образования, соответствуют тем, что предусмотрены для коммерческой компании.

Приведенный выше список оснований является полностью исчерпывающим. Это значит, что уполномоченный орган в лице налоговой службы не имеет права отказать в регистрации юридических лиц по иным причинам, которые не предусмотрены в действующем законодательстве Российской Федерации. Аналогичным образом, существуют основания, которые не могут повлиять на решение налоговой службы. К списку данных оснований, не принимаемых во внимание, является наличие судебных или третейских споров относительно следующих предметов:

  • величины или части доли определенного учредителя в уставном капитале;
  • принадлежности целой доли или частичного уставного капитала тому или иному лицу;
  • других факторов, которые имеют непосредственную связь с содержанием данных о предприятии или организации, подлежащих государственной регистрации.

Юридическая практика показывает, что, несмотря на четкий перечень оснований, сотрудники налоговых служб часто могут самостоятельно расширять этот список, обуславливая отказы по регистрациям. Например, ошибки в заполнении различных пунктов заявления могут расцениваться должностными лицами в качестве непредоставления документа или предоставления неверных сведений. Таким образом, сотрудничество с квалифицированными юристами еще на этапе подготовки документов на регистрацию организации или предприятия является важным условием для исключения вероятности получить отказ.

Особенности решения об отказе юридического лица

Когда речь идет об отказе в государственной регистрации, то данное решение является процессуальным и предусматривает возможность вынесения только после того, как были представлены необходимые документы в уполномоченный орган в официальном порядке. В случае представления потенциальным заявителем необходимого комплекта документов в рамках предварительного ознакомления и консультации, отказ невозможен ввиду отсутствия оснований и нарушения действующих положений законодательства.

Вынести решение об отказе в государственной регистрации или отсутствии возможности для дальнейшего продолжения соответствующих действий могут только уполномоченные должностные лица налогового органа. Факт проставления подписи и утверждения рассматриваемого процессуального решения не уполномоченным лицом является поводом для признания незаконности отказа в государственной регистрации. Документ об отказе в совершении регистрации должен включать в себя основание для принятия подобного решения с обязательной ссылкой на пункт действующего законодательства.

При отказе в совершении регистрации происходит полное прекращение мероприятий по проверке и оформлению документов. Исключениями являются случаи, которые предусмотрены Федеральными законами. После того, как было вынесено решение рассматриваемого содержания, оно направляется заявителю с обязательным возвратом представленных документов.

Решение об отказе в совершении регистрации может приниматься в срок, утвержденный действующим законодательством и равный пяти рабочим дням. Исчисление данного срока времени начинается с того дня, как заявителем был представлен перечень необходимых документов в уполномоченный орган. Выдача решения осуществляется путем направления заявителю или его законному представителю. Решение должно быть выдано в течение рабочего дня после принятия.

Каковы последствия отказа в государственной регистрации юридического лица?

Основным последствием в случае получения отказа в государственной регистрации, как уже было сказано выше, является прекращение мероприятия и возвращение заявителю представленных им документов. Уполномоченные органы могут принять отказ в регистрации или приостановить процедуру. При этом:

  • в связи с отказом в государственных регистрациях процессуальные действия более не выполняются, и заявителю возвращают документы;
  • если вместо отказов в государственных регистрациях должностные лица налогового органа приняли решение о приостановлении процедуры, то заявитель получает возможность устранить обнаруженные нарушения путем предоставления необходимых документов, изменения сути или формы обязательных бланков.

В случае отказов на официальную регистрацию соответствующее решение должно быть вынесено до истечения срока времени, который предусмотрен законодателем для проведения необходимых процессуальных действий. Если отказ был принят позже данного срока, его можно признать недействительным.

Обратите внимание на то, что отказ не является препятствием для повторного направления документов на регистрационную процедуру после того, как нарушения были устранены. При повторном выявлении веских причин для того, чтобы отказать заявителю, налоговая служба снова возвращает комплект документов заявителю. Каждая последующая подача заявления предусматривает повторную оплату государственных пошлин.

Обжалование отказа в регистрации компании: сроки, порядок, результаты

Действующее законодательство регламентирует определенные сроки времени, выделенные на то, чтобы заявитель, столкнувшийся с отказом, смог обжаловать отказ и подать жалобу в уполномоченные органы. Срок времени для подготовки и направления жалобы приравнивается к трем календарным месяцам, начиная с момента получения информации о том, что в оформлении компании отказано. Срок подачи жалобы может исчисляться с момента, когда лицо было проинформировано о нарушении законных прав.

Решение можно обжаловать посредством обращения в суд. В таких условиях согласно пункту четвертому статьи 198, подача жалобы осуществляется в трехмесячный срок. Исчисление срока подачи жалобы начинается с того момента, как лицо узнало о том, что его права на государственную регистрацию организации или предприятия (юридического лица) были нарушены. В случае упущения срока на подачу жалобы представитель потенциального юридического лица предоставляет вместе с жалобой прошение о восстановлении этого срока. Дополнительно к жалобе и ходатайству прилагаются документы, которые являются доказательством наличия уважительных причин нарушения сроков.

Если жалоба находится на рассмотрении суда, решение по этой жалобе принимается в 15-дневный срок, начиная с момента фактического получения (или направления по почте) жалобы. При необходимости законом предусмотрена возможность продления данного срока максимум на 10 дней. Количество дней на подачу и рассмотрение жалобы не включает в себя праздничные и выходные дни.

Жалоба об обжаловании подается в трехмесячный срок в вышестоящий государственный регистрирующий орган. Это может быть Федеральная налоговая служба высшей инстанции или орган исполнения. Жалоба может быть подана через налоговую инспекцию, которая вынесла отказ в совершении процедуры государственной регистрации. В соответствии с действующим законодательством обжаловать отказ можно, используя любые формы жалобы. Это может быть жалоба в письменном виде на бумажном носителе или электронная жалоба, направленная в режиме онлайн.

Важно помнить о том, что жалоба должна включать в себя обязательные к указанию реквизиты, которые предусмотрены государственной властью и соответствующими Федеральными законами. Так, в жалобе необходимо указать:

  • данные заявителя, претендующего на образование юридического лица;
  • характеристики процессуального акта в отношении юридического лица;
  • перечень оснований для направления жалобы;
  • изъявление фактических требований лица, являющегося заявителем.

Как уже говорилось ранее, максимальный срок, в течение которого уполномоченный орган государственной службы обязан рассмотреть жалобу, составляет 15 дней с момента приема. Уведомление по результатам рассмотрения осуществляется в той же форме, в которой заявитель подал жалобу в уполномоченный орган государственной службы. Лицом может быть получено решение, заключающееся в полной отмене соответствующего акта, принятого в отношении юридических лиц, если в государственном органе по обжалованию вынесено решение об удовлетворении.

Также лицом, которое обжалует процессуальный акт, может быть получен результат в виде оставления заявления без рассмотрения. Данное решение принимается в течение 5 рабочих дней с того момента, как лицо, претендующее на оформление юридического лица, обжалует решение посредством подачи соответствующего заявления. Если есть судебное решение, которое вступило в свою законную силу и относится к аналогичному предмету и аналогичным основаниям для обжалования, то решение об оставлении без рассмотрения принимается в течение пятнадцати рабочих дней. Информирование лиц о том, что заявление обжалования остается без рассмотрения, осуществляется в трехдневный срок с момента принятия соответствующего решения.

Обжалование в большинстве случаев при негативном решении относительно оформления юридического лица может осуществляться повторно. Например, если обжалование не завершилось положительным исходом по причине отсутствия подписи лица или его законного представителя, отсутствия необходимых документов, утверждающих полномочия того, кто обеспечивает представительство лицу и так далее, то после исправления ошибок и нарушений лицом может быть подано повторное заявление на оспаривание отказов в законном оформлении юридического лица.

Существуют ситуации, в рамках которых лицу не позволяется повторно обращаться в соответствующий орган для оспаривания решения Федеральной налоговой службы:

  1. 1. Если заявление об оспаривании подается после завершения срока, предусмотренного для его подачи без сопутствующего ходатайства о восстановлении данного срока времени и веских доказательств отсутствия вины в упущении этого срока. Сюда же можно отнести случаи, когда представителям потенциальных юридических лиц было отказано в восстановлении срока апелляции.
  2. 2. Если до того, как заявление было рассмотрено, заявитель потребовал его отзыва, не дожидаясь окончательного решения.
  3. 3. Если заявление об оспаривании отказов в оформлении юридических лиц уже находится в производстве или имеет место судебное решение, вступившее в свою законную силу.

В случае отказа Федеральной налоговой службы с последующей отменой данного решения в отношении юридических лиц вышестоящими инстанциями предусматривается возобновление процесса государственной регистрации юридического образования. Ее результатом становится внесение соответствующих сведений о компании в ЕГРЮЛ, что равноценно государственной регистрации.

Если заявление об оспаривании отказов в отношении государственной регистрации юридических образований не удовлетворено на всех возможных инстанциях, заявитель сохраняет за собой право оспорить данный факт посредством обращения в суд.

К сожалению, негативные решения в отношении государственной регистрации юридических образований встречаются в юридической практике достаточно часто. Специалисты Московской муниципальной коллегии адвокатов предлагают услуги правовой защиты для юридического лица и берут на себя решение всех сопутствующих вопросов. Мы подготовим документы, подтверждающие информацию о юридическом лице, составим необходимые ходатайства и запросы, проконтролируем процесс исполнения судебного решения. В случае установления судом факта незаконности решения Федеральной налоговой службы в отношении оформления юридических лиц и последующих за ним убытков квалифицированный адвокат поможет добиться компенсации данных убытков за счет государственной казны.

Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при ликвидации организации регулируется ст. 49 НК РФ, а при ее реорганизации – ст. 50 НК РФ.

В Налоговом кодексе отсутствуют специальные нормы, устанавливающие сроки подачи налоговых деклараций за последний отчетный (налоговый или расчетный) период деятельности реорганизуемой или ликвидируемой организации, что на практике порождает вопросы со стороны налогоплательщиков.

Каковы порядок и сроки подачи налоговых декларация при ликвидации и реорганизации налогоплательщика? Расскажем в данной статье.

Кто исполняет обязанности по уплате налогов при ликвидации (реорганизации) налогоплательщика?

Обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества (п. 1 ст. 49 НК РФ).

Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном ст. 50 НК РФ.

Согласно этой статье правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов признается:

при слиянии нескольких юридических лиц – возникшее в результате такого слияния юридическое лицо (п. 4);

при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу – присоединившее его юридическое лицо (п. 5);

при разделении – юридические лица, возникшие в результате такого разделения (п. 6);

при преобразовании одного юридического лица в другое – вновь возникшее юридическое лицо (п. 9).

Согласно п. 7 и 8 ст. 50 НК РФ при наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает. В ряде случаев, предусмотренных этими пунктами, по решению суда вновь возникшие (выделившиеся) юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.

Как налогоплательщикам определить последний налоговый период?

Понятие налогового периода, определения первого и последнего налоговых периодов даны в ст. 55 НК РФ.

Согласно п. 1 указанной статьи под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов с учетом особенностей, установленных данной статьей.

Налоговый период – календарный год.

Календарный год является налоговым периодом для следующих налогов:

налог на прибыль (ст. 285 НК РФ);

налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (ст. 333.53 НК РФ);

транспортный налог (ст. 360 НК РФ);

налог на имущество организаций (ст. 379 НК РФ);

земельный налог (ст. 393 НК РФ).

Если налоговым периодом по соответствующему налогу признается календарный год, дата завершения налогового периода определяется с учетом положений, установленных п. 3 ст. 55 НК РФ:

Период прекращения организации путем ликвидации или реорганизации

Последний налоговый период

До конца календарного года

Период с 1 января календарного года, в котором прекращена организация, до дня госрегистрации прекращения

Организация создана и прекращена в течение календарного года

Период со дня создания организации до дня госрегистрации прекращения в результате ликвидации или реорганизации

Организация создана в период с 1 декабря по 31 декабря одного календарного года и прекращена до конца календарного года, следующего за годом создания

Налоговый период – квартал.

Квартал является налоговым периодом для следующих налогов:

водный налог (ст. 333.11 НК РФ);

ЕНВД (ст. 346.30 НК РФ).

Если налоговым периодом по соответствующему налогу признается квартал, дата завершения налогового периода определяется с учетом положений, установленных п. 3.2 ст. 55 НК РФ[1]:

Период прекращения организации путем ликвидации или реорганизации

Последний налоговый период

До конца квартала

Период с начала квартала, в котором прекращена организация, до дня госрегистрации прекращения

Организация создана и прекращена в одном квартале

Период со дня создания организации до дня госрегистрации прекращения в результате ликвидации или реорганизации

Организация создана менее чем за 10 дней до конца квартала и прекращена до конца квартала, следующего за кварталом, в котором создана организация

Налоговый период – месяц.

Месяц является налоговым периодом для следующих налогов:

налог на добычу полезных ископаемых (ст. 341 НК РФ);

Если налоговым периодом по соответствующему налогу признается месяц, дата завершения налогового периода определяется с учетом положений, установленных п. 3.4 ст. 55 НК РФ:

Период прекращения организации путем ликвидации или реорганизации

Последний налоговый период

До конца месяца

Период с начала календарного месяца, в котором прекращена организация, до дня госрегистрации прекращения

Организация создана и прекращена в одном календарном месяце

Период со дня создания организации до дня госрегистрации прекращения в результате ликвидации или реорганизации

Как определить последний налоговый период налоговым агентам по НДФЛ и расчетный период по страховым взносам?

В целях исполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ и в целях определения расчетного периода по страховым взносам даты начала и завершения налогового (расчетного) периода определяются с учетом положений, установленных п. 3.5 ст. 55 НК РФ.

При прекращении организации путем ликвидации или реорганизации последним налоговым (расчетным) периодом для нее является период времени с начала календарного года до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации.

Если организация создана и прекращена путем ликвидации или реорганизации в течение календарного года, налоговым (расчетным) периодом для такой организации является период со дня создания организации до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации.

Кто и за какой период представляет налоговые декларации при реорганизации юридического лица?

В соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Согласно позиции контролирующих органов (см. письма Минфина России от 09.02.2018 № 03-03-06/1/7849, от 25.09.2012 № 03-02-07/1-229, от 13.09.2012 № 03-05-05-01/54, ФНС России от 14.01.2013 № ЕД-4-3/104@, УФНС по г. Москве от 10.02.2012 № 16-15/011630@) налоговые декларации представляются за последний налоговый период:

реорганизованным юридическим лицом;

организацией-правопреемником, если они не были представлены реорганизованным юрлицом в налоговые органы до снятия его с учета в установленном порядке.

В какие сроки должны быть представлены декларации за последний налоговый период при ликвидации или реорганизации юридического лица?

Отметим, что Налоговым кодексом не установлены специальные сроки представления деклараций за последний отчетный (налоговый или расчетный) период деятельности ликвидируемыми (реорганизуемыми) юрлицами или правопреемниками реорганизуемых юрлиц.

Недавно налоговая служба выпустила Письмо от 02.07.2019 № СД-4-3/12868@ по вопросу представления налоговой отчетности и уплаты налогов (страховых взносов) в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования. Полагаем, что рекомендации, изложенные в письме, подойдут и для иных случаев реорганизации, а также ликвидации организации.

Обратите внимание:

По мнению ФНС, налоговые декларации должны быть представлены в налоговый орган, а налог уплачен не позднее установленных НК РФ сроков представления налоговых деклараций и уплаты налогов за отчетный (налоговый) период, в котором произошла реорганизация.

Согласно п. 3 ст. 386 НК РФ декларация по налогу на имущество организаций за последний налоговый период должна быть представлена правопреемником за реорганизованное лицо не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу установлены законами субъектов РФ (п. 1 ст. 383 НК РФ).

В пункте 3 ст. 398 НК РФ говорится, что декларации по земельному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 фев-
раля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в порядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (п. 1 ст. 397 НК РФ).

Декларации по транспортному налогу представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Срок уплаты налога для организаций устанавливается законами субъектов РФ и не может быть установлен ранее срока представления декларации (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, по итогам налогового периода представляется налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пп. 1 п. 1 ст. 346.23 НК РФ).

В связи с тем, что налоговым периодом по НДС признается квартал (ст. 163 НК РФ), декларацию по НДС налогоплательщики представляют в налоговые органы по месту своего учета не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1, 5 ст. 174 НК РФ).

Каков порядок заполнения декларации правопреемником при реорганизации юридического лица?

С учетом норм ст. 50 НК РФ об исполнении обязанности по уплате налогов реорганизованного лица его правопреемником, а также о неизменности сроков исполнения обязанностей по уплате налогов правопреемник обязан представить налоговую отчетность при ликвидации и произвести соответствующую уплату налогов в случае, если реорганизованное лицо этого не сделало.

Составление налоговых деклараций организацией-правопреемником (в том числе указание в титульном листе ИНН и КПП, кода места представления декларации) регулируется порядком заполнения декларации по тому или иному налогу:

Порядок заполнения декларации

Пункт порядка заполнения

Реквизиты приказа ФНС, утвердившего

соответствующий порядок заполнения

По налогу на прибыль

От 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@

По налогу на имущество организаций

От 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@

По земельному налогу

От 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@

По транспортному налогу

От 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@

По налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО

От 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@

От 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@

Декларация по тому или иному налогу за реорганизованное лицо заполняется правопреемником в общем порядке, особенности нужно учесть только при заполнении титульного листа, в котором указываются:

в декларации по налогу на прибыль и декларации по НДС будет указываться код 215 (по месту нахождения правопреемника, не являющегося крупнейшим налогоплательщиком) или 216 (по месту учета правопреемника, являющегося крупнейшим налогоплательщиком);

в декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО – код 215;

в декларации по земельному налогу – код 216 или 270 (по месту нахождения земельного участка (доли земельного участка);

в декларации по налогу на имущество – код 215, 216 или 281 (по месту нахождения объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога));

Обратите внимание:

В соответствующих разделах всех вышеперечисленных деклараций указывается код по ОКТМО того муниципального образования, на территории которого состояло на учете в качестве налогоплательщика реорганизованное лицо.

Кто и в каком порядке уплачивает страховые взносы и сдает расчеты при реорганизации юрлица?

Уплата страховых взносов до завершения процедуры реорганизации.

Согласно п. 3 ст. 431 НК РФ страховые взносы уплачиваются в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Статьей 45 НК РФ установлено, что плательщик вправе исполнить обязанность по уплате страховых взносов досрочно.

В связи с этим реорганизуемое лицо может уплатить страховые взносы ранее установленного срока, до момента государственной регистрации прекращения деятельности путем реорганизации.

В соответствии с п. 3 ст. 55 НК РФ при прекращении юрлица путем реорганизации последним налоговым периодом для него является период времени с 1 января календарного года, в котором оно прекращено, до дня государственной регистрации прекращения.

Налоговый кодекс не содержит норм, устанавливающих иные сроки уплаты страховых взносов и представления в налоговые органы расчетов по страховым взносам за последний расчетный период при реорганизации плательщика страховых взносов.

Уплата страховых взносов правопреемником реорганизованного лица.

Обязанность по уплате страховых взносов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (п. 1, пп. 1 п. 11 ст. 50 НК РФ).

Таким образом, вновь возникшее лицо является правопреемником в части уплаты страховых взносов за те расчетные (отчетные) периоды, обязанность по уплате страховых взносов за которые не исполнена реорганизованным лицом до завершения реорганизации. При этом реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате страховых взносов его правопреемником.

Плательщики страховых взносов представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации (п. 7 ст. 431 НК РФ).

В случае непредставления реорганизованным лицом расчета по страховым взносам за последний расчетный (отчетный) период своей деятельности представить указанный расчет за него обязан правопреемник в налоговый орган по месту своего учета не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в течение которого произведена реорганизация.

В соответствии с п. 2.22 Порядка заполнения расчета по страховым взносам[3] в титульном листе указываются:

В разделе 1 расчетов указывается код ОКТМО муниципального образования, межселенной территории, населенного пункта, входящего в состав муниципального образования, на территории которого находилось реорганизованное лицо.

[1] Правила, предусмотренные п. 3.2 ст. 55 НК РФ, не применяются в отношении ЕНВД.

[2] 28 марта 2020 года – это суббота, срок переносится на ближайший рабочий день –
30 марта 2020 года.

Присоединение организаций представляет собой одну из форм реорганизации, при которой прекращается деятельность одной организации (далее — присоединяемое общество) с передачей всех прав и обязанностей организации-правопреемнику (далее — Основное общество).

Рекомендуем ограничиваться участием именно двух обществ в реорганизации: одно лицо присоединяется к другому. Участие большего количества обществ чаще всего приводит к отказу в регистрации налоговой инспекцией.

Для того чтобы провести весь процесс присоединения понадобится достаточно большое количество документов, а именно:

  • Уведомление Р12003.
  • Заявление Р12016.
  • Заявление Р13014.
  • Решение (протокол) присоединяемого общества.
  • Решение (протокол) основного общества.
  • Договор о присоединении.
  • Передаточный акт (подавать в ФНС не обязательно).
  • Протокол совместного общего собрания участников присоединения.
  • Новая редакция Устава Основного общества.

По времени реорганизация в форме присоединения занимает около четырёх месяцев.

Шаг 1. Принятие решения о присоединении

Каждое ООО, участвующее в присоединении должно провести общее собрание Участников. Целью собрания является принятие решения о проведении процесса присоединения и утверждение соответствующего договора. Решения о реорганизации должны быть приняты единогласно.

Решение участника (участников) общества должно содержать:

  • само решение о реорганизации в форме присоединения;
  • утверждение Договора о присоединении;
  • утверждение передаточного акта (только в решении присоединяемого общества);
  • возложение обязанности по предоставлению документов в налоговую, публикации в Вестнике на одно из обществ (обычно на Основное общество).

Шаг 2. Уведомление ФНС о начале процедуры реорганизации

В течение трех дней с момента принятия решения о присоединении необходимо уведомить налоговый орган. Требуется предоставить:

  • Уведомление по форме Р12003;
  • Решение (протокол) присоединяемого общества;
  • Решение (протокол) основного общества;
  • Договор о присоединении.

Заявителем по форме Р12003 будет то общество, на которое решением участников возложена обязанность по проведению процедуры реорганизации.

По истечении пяти рабочих дней налоговая обязана предоставить листы записи в ЕГРЮЛ на каждое ООО о начале процедуры присоединения.

Шаг 3. Уведомление кредиторов и публикация в СМИ

Также с 12 ноября 2019 года организации официально обязали вносить сведения о реорганизации также и в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (Федресурс). За неисполнение обязанности предусмотрена как административная ответственность, так и возможен отказ налоговой. Опубликоваться на данном ресурсе можно с помощью ЭЦП самой организации, или воспользовавшись ЭЦП нотариуса.

Шаг 4. Проведение совместного общего собрания участников присоединения

Проводится собрание членов сообществ, принимающих участие в процедуре, на повестку дня которого выносятся вопросы:

  • оговариваются изменения в учредительных документах головной организации в связи с расширением объёма уставного фонда и добавлением новых членов;
  • проводятся выборы руководства головной организации.

Шаг 5. Направление заявления в связи с завершением реорганизации юридического лица

Регистрирующий орган самостоятельно направляет запрос в ПФР. После получение ответа от фонда, принимается решение о регистрации реорганизации, если юридическое лицо в Пенсионный фонд РФ предоставляло отчет о персонифицированном учете.

Через пять рабочих дней в налоговой Вы получите лист записи ЕГРЮЛ о том, что присоединяемое ООО ликвидировано.

Шаг 6. Внесение изменений в учредительных документах общества-правопреемника

При присоединении к Основному обществу переходят все права и обязанности присоединённого ООО. В результате этого происходит увеличение уставного капитала Основного общества, а также увеличение количества участников за счёт участников присоединённого ООО.

Для регистрации данных изменений в налоговую подаются следующие документы:

  • заявление по форме Р13014;
  • Устав (новая редакция);
  • протокол общего собрания учредителей юридических лиц;
  • договор о присоединении;
  • квитанция об уплате пошлины за внесение изменений в учредительные документы (800 р.).

Через пять рабочих дней в налоговой Вы получите лист записи о внесении изменений в учредительные документы.

Читайте также: