Отчеты о результатах осуществления налогового и иных видов контроля

Обновлено: 25.06.2024

Приобрести образцы отчетов за 2021, 2020 и 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014 можно у нас на сайте в один клик.

Обновления документации доступны в рамках абонентского обслуживания . Абонентское обслуживание - это ежемесячное юридическое сопровождение деятельности организации, которое включает в себя наиболее востребованные услуги, позволяющие организации не только находиться в курсе всех изменений в законодательстве, но и вести работу по актуальной документации.

Мы предоставляем гарантию на документ 5 лет. Указанный срок обусловлен тем, что все юридические документы по Федеральному закону №115-ФЗ должны хранится в течение пяти лет.

Все документы актуальны на дату предоставления Заказчику и подготовлены в соответствии со следующими нормативными правовыми актами в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ:

Образец отчета о результатах проверки выполнения правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ

Образец отчета о результатах ВК

Выписка из постановления Правительства РФ от 30 июня 2012 г. №667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации":

"32. В программе проверки осуществления внутреннего контроля предусматриваются:

а) проведение на регулярной основе, но не реже одного раза в полугодие, внутренних проверок выполнения в организации и у индивидуального предпринимателя правил внутреннего контроля, требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов;

б) представление руководителю организации, индивидуальному предпринимателю по результатам проверок письменных отчетов, содержащих сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов организации, индивидуального предпринимателя, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля;

в) принятие мер, направленных на устранение выявленных по результатам проверок нарушений."

Структура отчета о результатах осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ в Личном кабинете Росфинмониторинга

Инструкция по составлению отчета о результатах осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ

Пункт "Отчеты о результатах внутреннего контроля" раздела "Организация внутреннего контроля" доступен организациям и индивидуальным предпринимателям, поднадзорным Росфинмониторингу, Федеральной пробирной палате, ФНС и Роскомнадзору.

Для просмотра отчетов о результатах внутреннего контроля следует выбрать "Организация внутреннего контроля" - "Отчеты о результатах внутреннего контроля" в меню РФМ. Личный кабинет. В правой части окна отобразится список отчетов о результатах внутреннего контроля.

otchetrez.jpg

Для просмотра данных отчета следует нажать по гиперссылке в первом столбце сводной таблицы со списком отчетов о результатах внутреннего контроля.

otchetrez1.jpg

В результате отобразятся данные соответствующего отчета о результатах внутреннего контроля. Для добавления отчета о результатах внутреннего контроля нужно нажать кнопку "Добавить отчет о результатах внутреннего контроля" в верхней правой части раздела.

otchetrez2.jpg


Как отмечает на своём сайте ФНС России, новые требования позволят повысить уровень доверия налоговых органов к системам внутреннего контроля (далее – СВК) участников мониторинга.


В случае принятия Проекта, действующие требования к СВК (утв. Приказом № 509[2], далее – Требования к СВК), утратят силу.
По структуре и в тех частях, которые не регламентируют содержание приложений к требованиям, Проект практически полностью повторяет Требования к СВК.


В то же время, из используемых в настоящее время одиннадцати приложений к Требованиям к СВК в новый приказ без изменений предполагается перенести лишь одну форму: устанавливающую зависимость объёма представляемых в рамках мониторинга первичных документов от уровня зрелости СВК (приложение № 8 к Требованиям к СВК; приложение № 9 к Проекту).

Поправки в части остальных приложений можно разделить на три направления.

Изменение содержания приложений

В Проекте существенно изменены формы, по которым компания на мониторинге раскрывает налоговому органу сведения о рисках, контрольных процедурах, результатах выполнения контрольных процедур, а также информацию об уровне зрелости СВК и организации СВК (приложения № 1, 2, 5, 9, 11 к Требованиям к СВК; приложения № 1, 3, 5, 10, 14 к Проекту).


Незначительные поправки предполагается внести в приложения, описывающие компоненты СВК, уровни организации СВК, перечень мероприятий по совершенствованию СВК (приложения № 6, 7, 10 к Требованиям к СВК; приложения № 7, 8, 12 к Проекту).

Исключение приложений

В соответствии с Проектом компания на мониторинге не будет представлять налоговому органу отчёт об анализе контрольных процедур, матрицу рисков и контрольных процедур (приложения № 3, 4 к Требованиям к СВК).

Появление новых приложений

Проект оставляет перечень направлений выявления рисков без изменений. Однако в новом приложении № 16 к Проекту каждому направлению присвоен четырёхзначный цифрой код, который должен использоваться компанией при предоставлении налоговому органу сведений о рисках. До опубликования Проекта эти же коды (правда, в качестве рекомендуемых для использования) были направлены письмом ФНС России от 31.08.2020 № БВ-4-23/13939@ (в ред. письма ФНС России от 30.09.2020 № СД-4-23/16001@).

Также в качестве новых приложений предлагается закрепить форматы предоставления сведений об СВК: планируется, что данные об СВК организация будет направлять инспекции в виде XML файлов (приложения № 2, 4, 6, 11, 13, 15 к Проекту). Этот порядок предоставления информации аналогичен порядку, который ФНС России намерена установить и в других проектах приказов, касающихся налогового мониторинга[3].

В изменениях, предлагаемых Проектом, отражается намерение ФНС России в автоматизированном порядке организовать проверку документов компаний на мониторинге. Помимо упомянутых форматов представления документов на это желание службы недвусмысленно указывает тот факт, что согласно Проекту большое количество сведений в представляемых компаниями формах будет указываться в виде цифровых кодов, а не текста (как сейчас).

Ниже мы более подробно рассмотрели некоторые из планируемых нововведений.

1. Раскрытие информации о рисках (приложение № 1 к Требованиям к СВК, приложение № 1 к Проекту)

Согласно новой форме компания должна будет предоставлять инспекции более подробную информацию о рисках, идентифицируемых в целях мониторинга (количество граф новой формы почти в два раза больше числа граф нынешней). Среди прочего планируется, что компания дополнительно будет направлять сведения о коде вида экономической деятельности (ОКВЭД), к которой относится риск; о категории риска (общий, отраслевой, экономический или иной); детальную информацию о сделке (операции), в отношении которых выявлен риск (в том числе о контрагенте, виде сделки, реквизитах договора); данные о проведении в отношении риска контрольной процедуры.


В графы о возникновении риска в прошлом, вероятности, последствиях и уровне риска планируется внести уточнения. Так, данные о возникновении риска в прошлом должны указываться в единицах за пять лет, предшествующих периоду мониторинга, вероятность риска будет оцениваться в процентах, последствия – в рублях, а уровень риска – в единицах (1-низкий, 2-средний, 3-высокий).


Вместо связанного с риском законодательства компании предлагается указывать налог (сбор, взнос), которого касается риск, и соответствующую норму НК РФ (с разбивкой вплоть до абзаца).


С другой стороны, графы текущей формы об источнике риска и соотношении уровня риска с границей приемлемости планируют исключить.

2. Раскрытие информации о контрольных процедурах (приложения № 2, 3, 5 к Требованиям к СВК, приложения № 3, 5 к Проекту)

Объём новой формы предоставления информации о контрольных процедурах (приложение № 3 к Проекту) сопоставим с объёмом применяемой сейчас формы (приложение № 2 к Требованиям к СВК). Однако содержание приложения предлагается существенно изменить.


В частности, нужно будет указывать налог (сбор, взнос), в отношении которого осуществляется контроль (как и по рискам) и уровень контроля (все или только определённые объекты). Дополнительное внимание в новой форме уделено данным об информационных системах компании, в которых выполняются контроли: предусмотрена графа о наличии функции автоматической записи результатов контроля в информационной системе.


При этом в проекте новой формы нет ряда сведений, которые компания на мониторинге представляет в настоящий момент: направление выявления риска, этап проведения контрольной процедуры (где детально описывается содержание контроля), степень значимости контрольной процедуры (ключевая или компенсирующая), должность исполнителя и внутренние документы, регламентирующие проведение процедуры.


В отчёт о результатах выполнения контрольных процедур (приложение № 5 к Требованиям к СВК, приложение № 5 к Проекту) предлагается добавить данные об общем числе и числе проверенных компанией за квартал сделок (операций), первичных учётных документов и договоров по этим сделкам (операциям).

В свою очередь, графу о документах, подтверждающих проведение контроля, планируется исключить (видимо, поскольку аналогичные сведения должны указываться в рассмотренной выше форме предоставления информации о контролях).

В отличие от Требований к СВК Проект не предусматривает обязанность участника мониторинга представлять форму по анализу контрольных процедур и матрицу рисков и контрольных процедур (приложения № 3, 4 к Требованиям к СВК). Это стало следствием расширения содержания описанных форм по рискам и контрольным процедурам.

3. Раскрытие информации об организации СВК (приложение № 10 к Требованиям к СВК, приложение № 14 к Проекту)

В информации об организации СВК компания в целом раскрывает налоговому органу данные о функционирующей у неё системе внутреннего контроля: о контрольной среде, системе управления рисками, контрольных процедурах, информационных системах и мониторинге СВК.


Проект оставляет структуру разделов информации об СВК в целом без существенных изменений. Некоторые дополнения предлагается внести в титульный лист (потребуется указание, в частности, кода налогового органа, периода мониторинга), раздел о системе управления рисками (в нём нужно будет указывать также порядок документирования рисков), раздел о мониторинге СВК (добавляется новый пункт – проверочный лист для оценки организацией уровня зрелости СВК).


Единственный раздел, структура которого сильно переработана – об информационных системах компании. В нём вместо нынешних шести пунктов планируется оставить только два: информацию о порядке проведения аудита информационных систем и описание применяемых стандартов и правил в области информационной безопасности.


Основные изменения касаются вида, в котором должна будет направляться информация об организации СВК, и наполнения разделов.

Проект предполагает, что компания будет представлять эту форму не в текстовом, как сейчас, а в табличном виде. Содержание таблиц приведено в приложениях к проекту информации об организации СВК и в части оставшихся пунктов является более детализированным, чем действующее приложение № 10 к Требованиям к СВК.

Табличный формат информации об организации СВК аналогичен формату, который ФНС России планирует использовать и для другого представляемого в текстовом виде документа – регламента информационного взаимодействия[4].


Вероятно, лист может использоваться компанией для самоконтроля и проверки уровня зрелости своей СВК и, корме того, будет наиболее наглядно демонстрировать налоговому органу состояние СВК компании.

О чём подумать, что сделать

Как указано на портале проектов нормативных актов, планируемый срок вступления в силу новых требований к СВК – апрель 2021 г. – такой же, как и для других опубликованных проектов приказов ФНС России по налоговому мониторингу.


Проект не содержит положений о переходном периоде и дате начала применения новых требований, поэтому, вполне вероятно, что компании, вступающие в мониторинг с 2022 г., должны будут руководствоваться новыми требованиями к СВК, а нынешним участникам мониторинга нужно будет начать использовать новые формы и форматы уже в этом году.


Компаниям, как находящимся на налоговом мониторинге, так и планирующим переходить на эту форму контроля, необходимо внимательно следить за планируемыми изменениями в регулировании мониторинга: компаниям на мониторинге – для того, чтобы вовремя внести нужные изменения в принятые документы и действующие процессы; компаниям, переходящим на мониторинг – чтобы отталкиваться от актуальных требований при вступлении в мониторинг.

Помощь консультанта

Читайте также: