Отчетность о суммах налоговых платежей начисленных и поступивших в бюджетную систему рф

Обновлено: 25.06.2024


Поля платежного поручения в 2021 - 2022 годах важно заполнять без ошибок. Иначе платеж не попадет получателю. Рассмотрим подробную инструкцию по заполнению каждого поля платежного поручения, а также расскажем о структуре платежки и приведем образец ее заполнения.

Форма и состав реквизитов платежного поручения

ВНИМАНИЕ! Для уплаты налогов ООО и ИП, у которых есть расчетный счет в банке, заполняют платежные поручения. Физлицам для уплаты налогов ФНС присылает квитанцию по форме ПД-налог.

Поля платежного поручения представлены в рисунке ниже.



Рассмотрим подробный порядок заполнения полей платежки.

Номер и дата платежного поручения

Номер и дата платежки — это поля 3 и 4 соответственно. Номер должен быть отличен от нуля и содержать максимум 6 символов. Дата в бумажном документе приводится в формате ДД.ММ.ГГГГ, а в электронном — в формате, установленном банком.

Как заполнить платежное поручение на уплату налогов, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатно пробный доступ к системе К+ и переходите к Готовому решению.

Вид платежа

В электронной платежке значение указывается в виде кода, установленного банком.

Статус плательщика

Это поле 101. Его заполняют в налоговых платежках. Перечень кодов статуса приведен в приложении 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Основные коды:

  • 01 — налогоплательщик (плательщик сборов) — юрлицо;
  • 02 — налоговый агент;
  • 08 — плательщик-юрлицо (ИП), осуществляющий уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ;
  • 14 — налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам;
  • 24 — плательщик-физлицо, осуществляющий уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ.
  • 09 — ИП, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
  • 10 — нотариус, занимающийся частной практикой, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
  • 11 — адвокат, учредивший адвокатский кабинет, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
  • 12 — глава КФХ, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами.

Сумма платежа

Для указания суммы в платежке имеется 2 поля:

Информация о плательщике

Для нее предусмотрены следующие поля:

  • 8 — в нем приводится полное или сокращенное наименование юрлица, Ф. И. О. предпринимателя и его правовой статус либо Ф. И. О. и указание на вид деятельности частнопрактикующих лиц;
  • 60 — ИНН;
  • 102 — КПП.

Об особенностях заполнения платежного документа при оплате налога третьим лицом читайте в статьях:

Банковские реквизиты плательщика

После указания плательщика приводятся его банковские реквизиты:

  • номер счета — поле 9;
  • наименование банка — поле 10 (заполняется только в поручении на бумаге);
  • БИК — поле 11;
  • корреспондентский счет банка — поле 12.

Информация о получателе платежа

Для получателя платежа необходимо указать ту же информацию, что и для плательщика, только немного в ином порядке. Сначала указываются его банковские реквизиты: наименование банка (в бумажной платежке), номер счета, БИК и корр. счет (поля 13, 14, 15 и 17).

С 01.05.2021 года в платежках на уплату налогов и взносов нужно обязательно указывать номер банковского счета, который входит в состав ЕКС, в поле 15. Также изменились реквизиты в полях 13,14 и 17. В период с 01.01.2021 по 30.04.2021 года банки будут принимать платежки как со старыми так и с новыми реквизитами. С 01.05.2021 можно использовать только новые реквизиты. О том, какие изменения произошли в реквизитах налоговых платежек с 2021 года, мы рассказали здесь.

ВАЖНО! Будьте внимательны при указании банка! Если сделать ошибку, налог (взнос) могут признать неуплаченным (п. 4 ст. 45 НК РФ). А значит, будут начислены пени.

После банковских реквизитов приводится информация о получателе: его наименование, ИНН и КПП (поля 16, 61 и 103).

ИНН и КПП можно узнать на сайтах ФНС России и ФСС.

Какие нюансы учесть при заполнении платежки на уплату страхвзносов, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

О том, где узнать реквизиты для налоговых платежей, читайте здесь.

Вид операции

Это поле 18. Здесь указывается шифр платежного поручения. Ему присвоен код 01 (приложение 1 к положению Банка России от 29.06.2021 № 762-П).

Срок и назначение платежа

Так, в поручениях по налогам и взносам их оставляют пустыми. С 01.06.2020 в поле 20 нужно проставлять код вида дохода при платежах в адрес работников (по зарплате, пособиям и др.).

Подробнее о новых кодах в платежках на зарплату читайте здесь.

Очередность платежа

В поле 21 нужно указать очередность платежа в соответствии с гражданским законодательством. Для самостоятельно уплачиваемых налогов и взносов это 5.

Подробнее о заполнении данных об очередности платежа читайте здесь.

А вот резервное поле 23 в налоговых поручениях, наоборот, не заполняют.

Подробнее об УИП и о том, чем он отличается от УИН, читайте в этой статье.

Информация о платеже

В поручениях на перевод денег контрагентам указывают только назначение платежа: номер счета или договора, за что уплачивается НДС (это поле 24).

В платежках по налогам и взносам в обязательном порядке заполняются также поля 104–110. При этом нужно руководствоваться приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Рассмотрим эти поля далее.

Указываем КБК

Код бюджетной классификации (КБК) приводится в поле 104. В 2021 году перечень КБК определен приказом Минфина от 08.06.2020 № 99н. В 2022 году перечень нужно искать в новом приказе Минфина от 08.06.2021 № 75н.

Какие КБК изменились, см. здесь.

Приводим ОКТМО

Код по ОКТМО приводится в поле 105 в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (утвержден приказом Росстандарта от 14.06.2013 № 159-СТ). Он заменил код ОКАТО.

Этот код может состоять из 8 или 11 знаков:

Порядок распределения можно узнать из региональных нормативных актов или в ИФНС.

ОКТМО в платежном поручении должен соответствовать ОКТМО, указанному в налоговой декларации.

Таблица с кодами ОКТМО очень объемная, поэтому не всегда просто в ней ориентироваться. Указать правильный ОКТМО в расчете 6-НДФЛ вам поможет наш специальный сервис. Здесь достаточно ввести ИНН, если вы ИП или организация, либо адрес. Система быстро обработает запрос и выдаст нужный код.


О нюансах указания ОКТМО в платежках мы рассказывали здесь.

Основание платежа

В поле 106 указывается состоящий из 2 знаков код основания платежа. Основные коды следующие:

  • ТП — платежи текущего года;
  • ЗД — добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам.

С 01.10.2021 в поле 106 больше не используются коды:

  • ТР — погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов);
  • ПР — погашение задолженности, приостановленной к взысканию;
  • АП — погашение задолженности по акту проверки;
  • АР — погашение задолженности по исполнительному документу.

Вместо них нужно проставлять единый код ЗД — погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам, в том числе добровольное.

Ранее код ЗД ставился только при добровольном погашении задолженности. Эта его функция также сохранилась.

В случае указания в поле 106 значения 0 ИФНС при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно отнесет поступившие деньги к одному из оснований.

Налоговый период

Показатель отражает периодичность уплаты налогового платежа или конкретную дату его уплаты, установленную законом.

Периодичность может быть месячной (МС), квартальной (КВ), полугодовой (ПЛ) или годовой (ГД).

В 4-м и 5-м знаках для месячных платежей проставляется номер месяца (от 01 до 12), для квартальных платежей — номер квартала (от 01 до 04), для полугодовых — номер полугодия (01 или 02).

7–10 знаки — это год, за который производится уплата налога.

При уплате налогового платежа 1 раз в год на месте 4-й и 5-й знаков показателя налогового периода ставится ноль (0). Если по годовому платежу предусматривается более 1 срока уплаты и установлены конкретные даты, то указываются эти даты.

Образцы заполнения показателя налогового периода:

МС.02.2021; КВ.01.2021; ПЛ.02.2021; ГД.00.2021; 04.09.2021.

Налоговый период указывается для платежей текущего года, а также в случае самостоятельного обнаружения ошибки в ранее представленной декларации и добровольной уплаты доначисленного налога (сбора) за истекший налоговый период при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов). Основания платежа в поле 106 — ТП и ЗД соответственно.

В случае досрочной уплаты налога приводится 1-й предстоящий налоговый период, за который должна производиться уплата.

В поле 108 указывается номер документа, который является основанием платежа.

Ноль (0) проставляется (п. 9 приложения 2, п. 6 приложения 4 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н):

  • при перечислении текущих налогов (основание платежа — ТП);
  • добровольном погашении задолженности за истекшие периоды (основание платежа — ЗД);
  • перечислении страховых взносов.

В остальных случаях приводится номер документа, на основании которого переводится платеж. При этом знак № не ставится.

С 01.10.2021 по полю 108 можно отличить добровольное погашение задолженности от принудительного. Дело в том, что использовавшиеся ранее в поле 106 коды ТР, ПР, АП и АР нужно теперь указывать в поле 108 перед номером документа-основания:

В поле 109 отражается дата документа — основания платежа.

Формат даты следующий:

Для текущих платежей (ТП) приводится дата подписания декларации (расчета), для добровольно погашаемой задолженности прошлых периодов (ЗД) ставится ноль (0).

При недобровольном погашении задолженности с 01.10.2021 в поле 109 нужно указывать дату соответствующего документа:

  • требования налогового органа об уплате налога (сбора, страховых взносов);
  • решения о приостановлении взыскания;
  • решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к
  • ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • исполнительного документа и возбужденного на его основании исполнительного производства.

Подробнее о заполнении сведений о дате документа читайте в этом материале.

Тип платежа (поле 110)

Назначение платежа в налоговой платежке

Заполненный образец полей платежного поручения в 2021 году можно скачать на нашем сайте по ссылке ниже:

Итоги

Алгоритм заполнения платежного поручения утвержден Центробанком. Правильное оформление платежки - залог поступления денежных средств в нужное ведомство на нужный лицевой счет. В случае указания некорректных сведений платеж попадет в невыясненные, а по налогу (взносу) будет начисляться пеня.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно частные субъекты, являющиеся "слабой" стороной, заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.

Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина "переплата" является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации налоговых процедур "зачет излишне уплаченной суммы налога" и "взаимная сверка расчетов".

В Налоговом кодексе РФ термин "переплата" не используется. В тоже время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин "переплата" в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы "сумма излишне уплаченного налога" (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ).

В действительности суммы, формирующие вкладку "Переплата" в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во "внутреннем" учете налоговиков "положительное" (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов.

Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога
.

Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками.


Квалифицировать эти суммы как "переплата" – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.

Общеизвестно, что "переплата" – это разговорный аналог словосочетаний типа "переплаченная сумма", "заплатить больше, чем нужно", "сумма платежей, подлежащая возврату плательщику".

Таким образом, в нашем случае "переплата" – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.

Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.

Как возникает переплата ?

Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это "нештатная" ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.

Начнем со случая "квази-переплаты" (будем исходить из доминирования интересов "кредитора", коим является налогоплательщик).

"Квази-переплата" – это когда "переплата" как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.

В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н

Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т.п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая "переплата". Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.

Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.

В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2019, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки.

Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.

Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т.п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата.

Вина налогового органа : в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).

После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.

Как фиксируется факт "переплаты"?

Императивно установленная обязанность налогового органа.

В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта". Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.

Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его "согласии" с фактом переплаты). Если же налоговый орган "сомневается" (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: "В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам".

Установление факта переплаты в акте сверки расчетов.

Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов "осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта".

Следует иметь ввиду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов.

Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.

Установление факта переплаты по итогам "декларационной кампании".

В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. "Прекращенная" камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Кодекса. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки — при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как "нарушение законодательства о налогах и сборах" (хотя и является "нештатной" ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило — уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 " Сумма налога к уменьшению за налоговый период ".

К слову, месяца два назад в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция "Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)".


Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

Теперь настало время обобщить изложенное.

Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.

Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – "кредитора" в данном правоотношении.

Как итог: нарушение прав и законных интересов налогоплательщиков.

Содержание

Содержание

  • Что такое карточка расчетов с бюджетом
  • Кем ведется карточка расчетов с бюджетом
  • Как формируется карточка в ИФНС
  • Какая информация отражается в карточке
  • Как заполняется КРСБ
  • Для чего нужна карточка расчетов с бюджетом
  • Ответы на распространенные вопросы

Карточка расчетов с бюджетом налогоплательщика или налогового агента ведется налоговым органом на основании сведений из поступивших в ФНС налоговой отчетности. На основании данных сведений формируется этот внутриведомственный документ, который применяется для учета налоговых обязательств организаций и предпринимателей.

Что такое карточка расчетов с бюджетом

КРСБ это информационный ресурс, который содержит сведения по начисленным, а также уплаченным налогам. Ее формирование происходит на основании налоговой отчетности, представляемой в налоговый орган налогоплательщиком. Если между налогоплательщиком или налоговым органом возникают спорные ситуации, то данный документ может помочь в определении расхождений, а также в контроле за уплатой налогов.

На основании требований Приказа ФНС РФ №ЯК-7-1/9@ от 18.01.2012, КРСБ ведется по каждому налогоплательщику и по каждому виду налога. Каждый налоговый платеж имеет свой код КБК, а также код муниципального образования (ОКТМО).

Кем ведется карточка расчетов с бюджетом

База данных по рассматриваемым карточкам ведется непосредственно налоговым органом на основании данных, представленных отдельным налогоплательщиком или налоговым агентом. Данные налоговая заносит на основании форм 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, представляемых, соответственно, по окончании отчетного года и по окончании квартала. Процедура по использованию карточек находится в ведении налогового органа и осуществляется она или по инициативе самого налогоплательщика или по инициативе налогового органа.

Закрытие карточки происходит через налоговую, например, для того, чтобы налогоплательщик мог осуществить постановку на налоговый учет по новому месту. В этом случае налогоплательщик снимается с учета в одной налоговой, после чего происходит его перевод в определенном порядке в другую налоговую по новому месту. В другую налоговую не передаются вместе с КРСБ данные о просрочке налоговых выплат, а также по административным правонарушениям. База по ним открывается по месту нахождения того органа, который вынес решение о штрафах и пенях по налогоплательщику. Другими словами, вся та информация, которые не отражает деятельность предпринимателя или организации не передается в другой налоговый орган.

Как формируется карточка в ИФНС

При регистрации предпринимателя или организации в налоговом органе происходит оформление карточки расчетов с бюджетом. Данная карточка оформляется на специальном бланке, в который вносят данные о произведенных налогоплательщиком платежей в бюджет. Если ранее в карточке указывались сведения только налоговым платежам, то на сегодняшний день в карточке также указываются данные по уплате страховых взносов.

Важно! КРСБ заводится не только по налогоплательщикам, но и по налоговым агентам, обязанным производить удержание средств с налогоплательщиков и уплату их в бюджет.

Какая информация отражается в карточке

В КРСБ отражается информация по следующим видам данных:

  • по начисленным налогам, а также штрафам и пеням по ним;
  • по уплаченным налогам, а также штрафам и пеням по ним;
  • по сальдо между начисленными и уплаченными суммами налога (при этом если формируется отрицательное значение, то это говорит о долге налогоплательщика, а если положительное – то о переплате).

Данные сведения вносятся в карточку на основании представляемых налогоплательщиками и налоговыми агентами деклараций, решений о проведенных камеральных проверках, решений судебных органов, а также иных документов.

Таким образом, в КРСБ отражаются сведения по выплатам налоговых платежей в бюджет, поступающих от разных субъектов хозяйственной деятельности.

Важно! Иногда, информация, содержащаяся в КРСБ не соответствует действительности. Помимо всего прочего, в карточке отражаются безнадежные долги, которые не представляются возможными для взыскания. В некоторых случаях они отражаются в карточке по несколько лет, что значительно искажает конечное сальдо КРСБ.

Как заполняется КРСБ

Формирование КРСБ происходит по следующим критериям:

  • срок уплаты налога (КРСБ формируется по налогам, уплачиваемым в настоящий момент, а также поквартально);
  • КБК налогоплательщика;
  • ОКТМО;
  • Статус налогоплательщика или налогового агента.

Бланк карточки заполняется по следующим правилам:

  • в КРСБ вносятся сведения по НДФЛ, только после прохождения соответствующей проверки;
  • суммы НДФЛ, не удержанные налоговым агентом, не заносятся в карточку;
  • недоимка по налогам исчисляется не только на основании данных КРСБ, но и на основании иных документов, содержащих суммы выплат.

Для того, чтобы контролировать состояние своего лицевого счета налогоплательщик обращается в налоговую и запрашивает справку по КРСБ, выписку, а также акт сверки. Узнать информацию о том, если ли у налогоплательщика какие либо долги можно одним из способов:

  • на сайте налоговой ru, через личный кабинет налогоплательщика (начиная с 2015 года проверка стала доступной не только для организаций, но и для ИП);
  • через систему Контур экстерн посредством сервиса ИОН-offline, где также можно провести сверку.

Обративший к сервису информационного обслуживания налогоплательщика, могут быть сформированы следующие документы:

  • справка о состоянии личного счета;
  • акт сверки;
  • выписка о расчетах с бюджетом;
  • справка по исполнению налогоплательщиком своих обязательств по налогам;
  • отчет по представленной налоговой и бухгалтерской отчетности за отчетный год.

На сайте налоговой выдача сведений происходит в формате PDF, что для крупных компаний является неудобным. Для них удобным способом будет автоматическая сверка расчетов.

КРСБ представляет собой довольно важный и информативный документ. Однако, говорить о том, что в карточке представлена исчерпывающая информация – нельзя. Если налоговая при проведении проверки ссылается на данные карточки, то это по отношению к налогоплательщику считается неправомерным, а результаты могут быть оспорены в суде. То есть карточка не может считаться самостоятельным документом, на основании которого не может проводиться сверка по начисленным и выплаченным налогам.

Для чего нужна карточка расчетов с бюджетом

Довольно часто предприниматели и организации оказываются в такой ситуации, когда происходит несоответствие данных при проверке состояния налоговых выплат. В этом случае в качестве источника необходимой информации может служить база данных, отраженная в карточке, либо лицевой счет налогоплательщика. Налоговый орган использует данные инструмент для учета налоговых платежей, так как налоговое законодательство обязывает ИФНС проводить сверку уплаченных налогов, пеней, штрафов, а также формирования выписок и справок о состоянии лицевого счета налогоплательщика. Ранее налоговая при проведении камеральных проверок ссылалась на карточку РСБ. Но следует помнить, что с 2010 года документ признан утратившим силу и носит он только справочный характер. То есть для организаций и ИП карточка является дополнительным инструментом, позволяющим осуществлять контроль за состоянием своего лицевого счета.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Налоговым органом были выявлены расхождения между представленным компанией расчетом 6-НДФЛ и карточной расчетов с бюджетом. При этом на компанию сразу же был наложен штраф, без запроса пояснений к 6-НДФЛ. Правомерны ли действия налоговой?

Ответ: Если в представленном расчете 6-НДФЛ указанная сумма будет больше суммы, отраженной в карточке расчетов с бюджетом, то налоговая вправе не запрашивать пояснения к расчету и оштрафовать компанию. Пояснения запрашиваются только в том случае, если в расчете при проверке были обнаружены ошибки и противоречия. В противном случае требовать пояснения налоговая не обязана, а сразу вправе наложить штраф. То есть действия налоговой действительно правомерны.


Все мы привыкли к карточным переводам. Не надо снимать наличные, бежать в банкомат. Мы не задумываясь даем номер своего карточного счета, или высылаем фото карты по мессенджеру. Еще бы, это так удобно и быстро! Но, к сожалению, не безопасно в плане налогообложения, если вы не имеете статус ИП. Платится ли налог с поступлений на банковскую карту физических лиц или нет, какие риски существуют и как их избежать? Давайте разбираться.

Вопрос с НДФЛ отпадает, если деньги пришли от юр. лиц или ИП. Они являются налоговыми агентами самостоятельно удерживают и уплачивают НДФЛ в бюджет. Что касается поступлений от физических лиц, то законодательно платежи между физлицами не запрещены и не ограничены. Итак, попробуем разобраться, как избежать лишних доначислений.

Согласно ст. 209 НК РФ , при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Физическое лицо может получить на банковский счет от физического лица денежные средства по различным основаниям:

  1. Возврат долга от друга, родственника;
  2. Деньги взаймы от друзей на время;
  3. Поступление за оказанную услугу;
  4. Поступление от продажи чего-то, возможно б/у, возможно новое;
  5. И т.д, перечень можно продолжать.

Ни налоговая, ни банк не разберется на какие цели и по каким причинам получены денежные средства, если нет достаточной информации о назначении платежа. Таким образом, все поступления на счет будут считаться вашим доходом, если такая информация при отправке платежа не указывается.

Не каждый банковский перевод физических лиц облагается налогом.

Ст. 217 НК РФ перечисляет доходы, не подлежащие налогообложению НДФЛ. Не облагаются налогом следующие поступления на счет если:

  1. Вы получили доход от продажи физическому лицу имущества, находящегося в собственности более (3-5 лет, исчисление срока имеет особенности, ст. 217, 217.1 НК. РФ);
  2. Вы получили доход от продажи наследства;
  3. Вы получили доход в виде алиментов, перечисленный вам физ. лицом;
  4. Вы получили доход по договору дарения от близких родственников (прямо поименован п.18.1. с. 217 НК РФ)
  5. Вы получили доход по договору дарения не от близких родственников (кроме недвижимого имущества). Доход не подлежат налогообложению НДФЛ. Это разъясняют письма Минфина России от 05.09.2012 N 03-04-05/1-1065, от 04.06.2012 N 03-04-05/5-684, от 20.04.2012 N 03-04-05/6-532, ФНС России от 10.07.2012 N ЕД-4-3/11325@. ФНС придерживается аналогичной точки зрения.
  6. Иные доходы, смотрим ст. 217 НК РФ .

Должен ли договор дарения или Займа быть составлен в письменной форме? Сделки граждан между собой на сумму, превышающую десять тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных законом, – независимо от суммы сделки желательно оформлять в письменной форме. Эта мера предосторожности поможет доказать свою правоту перед проверяющими в случае возникновения проблем.

Итак:

– С должника берем расписку в получении денег, либо сохраняем платежное поручение с отметкой банка и банковскую выписку.

– Составляем договор займа в письменной форме.

Откуда налоговики узнают о поступлениях денежных средств на счета физических лиц?

Информацию о полученных доходах налоговики получают от банков по инициативе банка, либо при проведении собственных мероприятий налогового контроля в рамках камеральных и выездных проверок физических лиц. Как известно, в случае получения информации о поступающих доходах налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в отношении физических лиц (ст. 89 НК РФ). Кроме того, в рамках проверок юридических лиц и ИП информация о движении денежных средств на счетах физиков также всплывает очень часто.

С 1 января 2018 года во многих регионах страны, в том числе в Москве, уже работает система АСК НДС-3, которая позволяет налоговикам видеть платежи не только юр. лиц и ИП, но и платежи физиков почти в режиме он-лайн. Все данные анализируются системой, которая в свою очередь подключена к системе АИС налог со встроенным блоком ЗАГС. Из доходной базы сразу исключаются платежи между близкими родственниками. Все оставшиеся платежи, не отброшенные системой находятся в зоне риска, особенно если они регулярные и безликие, т.е без назначений платежа.

Риски и санкции в случае обнаружения незадекларированного дохода по НДФЛ.

В случае обнаружения незадекларированных доходов, к физическому лицу, помимо доначисления НДФЛ применяются дополнительные штрафы в размере 20% от неуплаченной суммы налога, а также пеня.

Известны случаи, когда регулярные поступления от физических лиц расценивались, как незаконная предпринимательская деятельность, возможна уголовная ответственность. Несмотря на то, что физические лица не являются предпринимателями, инспекции часто инициируют выездные проверки и доначисляют НДФЛ и НДС. Суды поддерживают проверяющих.

Апелляция по определению Санкт-Петербургского городского суда от 10.11.2014 № 33-17691/2014) указала, что физическое лицо, ведущее предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве ИП, при неисполнении обязанностей, возложенных на них НК, не вправе ссылаться на то, что оно не является ИП ( статья 23 ГК и статья 11 НК ) и не является плательщиком НДС. Проанализировав договоры аренды, суд установил, что в договорах учтены возможные риски предпринимательской деятельности. Свидетели показали, что проверяемое лицо в течение длительного времени систематически получало прибыль от сдачи помещений в аренду. Таким образом, истец попал под статью о незаконной предпринимательской деятельности. К нему применили нормы права, применимые к ИП, являющимся плательщиками НДС. С налогоплательщика был взыскан НДС, НДФЛ, штрафы, пеня.

Аналогичное мнение содержится в определении Новосибирского областного суда от 14.10.2014 по другому делу – № 33-8775/2014 – по результатам выездной налоговой проверки физического лица инспекция доначислила НДФЛ, НДС, пеню и штрафы.

Вывод:

Один из основных критериев, по которому следует определять отношение доходных операций к предпринимательской деятельности, связан с “систематическим получением прибыли” . Если однотипные операции по расчетному счету, попадающие под критерий дохода, проходят 1-2 раза в год, то, конечно же, это не предпринимательская деятельность.

Итак, чтобы не стать объектом доначислений налогов, пени и штрафов, постарайтесь выполнять рекомендации, описанные ниже, это сэкономит вам деньги и сбережет нервы.

Читайте также: