Особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков

Обновлено: 17.05.2024

Как известно, в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом. Одним из этих оснований является признание организации крупнейшим налогоплательщиком (КН). В какой именно налоговой инспекции предприятие промышленности может быть поставлено на учет в качестве КН? Зависит ли от его действий такая постановка на учет? Наличие каких критериев является основанием для признания предприятия крупнейшим налогоплательщиком?

В какой налоговой инспекции производится постановка на учет в качестве КН?

В п. 1 ст. 83 НК РФ сказано, что Минфин вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков. Данные Особенности утверждены Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н.

В соответствии с указанным документом постановка на учет КН производится:
1) в межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам, если предприятие подлежит налоговому администрированию на федеральном уровне. Такие специализированные инспекции делятся по отраслевому принципу (всего их создано 9):

Межрегиональная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам

Сфера деятельности налогоплательщика, подлежащего налоговому администрированию на федеральном уровне

Добыча (предоставление услуг по добыче) нефти, производство нефтепродуктов, оптовая торговля нефтью и нефтепродуктами, транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов

Добыча (предоставление услуг по добыче) газа природного горючего, переработка, транспортировка, оптовая торговля газом природным горючим и общестроительные работы по прокладке магистральных и газораспределительных трубопроводов

Основные виды обрабатывающих производств, строительство, торговля и другие виды деятельности

Производство и реализация продукции металлургической промышленности, добыча металлических руд

Производство машин, транспортных средств, оборудования, техники, аппаратуры и оборонно-промышленного комплекса

2) в межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам (создаются в структуре управлений ФНС по субъектам РФ), если организация подлежит налоговому администрированию на региональном уровне. Как правило, межрайонные ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам созданы на тех территориях субъектов РФ, где количество претендентов на становление крупнейшим налогоплательщиком, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне, составляло 10 и более организаций;
3) в ИФНС по месту нахождения организации, подлежащей налоговому администрированию на региональном уровне, если организация расположена в субъекте РФ, на территории которого не предусмотрено создание межрайонных инспекций ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам. В этом случае контроль за налоговым администрированием возложен на управление ФНС по субъекту РФ.

Кто проявляет инициативу для признания организации КН?

Процедура постановки на учет КН начинается с того, что межрегиональная (межрайонная) ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам запрашивает у ИФНС, в которой предприятие промышленности состоит на учете по месту своего нахождения, копии документов, содержащихся в учетном деле названного предприятия, а также документы по налоговому контролю и лицевые счета. Она делает это на основании графика постановки на учет КН. Запрос совершается не позднее 20-го числа месяца, в течение которого КН подлежит постановке на учет по данному основанию в соответствии с графиком.
Таким образом, инициатива по постановке на учет предприятия промышленности в качестве крупнейшего налогоплательщика принадлежит налоговикам. В обязанности налоговых органов не вменена необходимость постановки на учет предприятия в качестве КН по его заявлению.

Как становится известно о присвоении статуса КН?

После получения запроса ИФНС по месту нахождения предприятия в пятидневный срок направляет необходимые документы в ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам. Получив документы, инспекция в течение трех дней направляет заказным письмом с уведомлением предприятию уведомление о постановке его на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме 9-КНУ, утвержденной Приказом ФНС России от 26.04.2005 N САЭ-3-09/178@.
Если организация подлежит налоговому администрированию на региональном уровне, но на территории субъекта РФ не созданы межрайонные ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам, уведомление о постановке на учет в качестве КН поступит от ИФНС по месту нахождения организации.
Обратите внимание: документом, подтверждающим постановку предприятия на учет в качестве КН, является уведомление, а не свидетельство. В этом уведомлении указывается ИНН, присвоенный предприятию в налоговом органе по месту нахождения (то есть ИНН в связи с появлением статуса КН не изменяется). А вот КПП такому налогоплательщику присваивается новый. Первые четыре знака данного кода - это код межрегиональной (межрайонной) ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам, а пятый и шестой знаки имеют значение 50, что является признаком отнесения организации к КН в соответствии со Справочником причин постановки на учет налогоплательщиков-организаций в налоговых органах (СППУНО). Если уведомление выдает ИФНС по месту нахождения организации, новый КПП также появляется (он содержит значение 50).
Сведения о постановке на учет КН включаются в ЕГРН. Датой постановки на учет в качестве КН в межрегиональной (межрайонной) ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам является дата получения от налогового органа по месту нахождения КН сведений ЕГРН о крупнейшем налогоплательщике (см. Методические указания для налоговых органов по вопросам учета крупнейших налогоплательщиков - российских организаций, утвержденные Приказом ФНС России от 27.09.2007 N ММ-3-09/553@).
Финансисты в Письме от 25.10.2010 N 03-02-07/1-493 подчеркнули: организация приобретает статус КН с момента ее постановки на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика и получения от налогового органа соответствующего уведомления. В случае возникновения у организации затруднений с получением уведомления, а также с представлением в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) чиновники рекомендуют обращаться в налоговый орган по месту учета.

Какие показатели являются сигналом для признания промышленника КН?

Критерии, при наличии которых организация может быть признана КН, утверждены Приказом ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@. Они сгруппированы по двум признакам:
- показатели финансово-экономической деятельности организации за отчетный год по данным бухгалтерской и налоговой отчетности. От этих показателей зависит отнесение предприятия промышленности к организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном или региональном уровне. Обратите внимание, одновременное администрирование предприятия на двух уровнях невозможно;
- взаимозависимость между организациями.

Администрирование на федеральном уровне по показателям финансово-экономической деятельности

Предприятие промышленности подлежит налоговому администрированию на федеральном уровне, если за отчетный год получен хотя бы один из следующих показателей:
- суммарный объем начислений по федеральным налогам составляет более 1 млрд руб. (источник информации - налоговая отчетность);
- суммарный объем полученных доходов превышает 20 млрд руб. Данный показатель определяется на основе годового отчета о финансовых результатах путем сложения данных по кодам строк 2110 "Выручка", 2310 "Доходы от участия в других организациях", 2320 "Проценты к получению", 2340 "Прочие доходы";
- активы превышают 20 млрд руб. (источник информации - годовой бухгалтерский баланс).
Предприятие промышленности, имеющее перечисленные выше показатели финансово-экономической деятельности, в обязательном порядке подлежит налоговому администрированию на федеральном уровне.
А вот организация оборонно-промышленного комплекса, а также организация, включенная в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ (данный Перечень утвержден Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009), могут быть отнесены к организациям, подлежащим администрированию на федеральном уровне, если:
- сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 27 млн руб. в год;
- сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции превышает 20% от общей суммы выручки;
- среднесписочная численность работников превышает 100 человек;
- доля вклада учредителя (государства) составляет свыше 50%.
Для наличия возможности признания организации оборонно-промышленного комплекса и стратегической организации КН на федеральном уровне достаточно наличия одного из вышеперечисленных значений. В то же время, по мнению судей ФАС ДВО, при разрешении вопроса об отнесении стратегической организации к крупнейшим налогоплательщикам налоговый орган должен исходить из оценки совокупности обстоятельств, характеризующих деятельность конкретного налогоплательщика и влияющих на возможное отнесение организации к категории крупнейших налогоплательщиков. В деле, которое они рассматривали, предприятие было отнесено налоговым органом к категории КН в связи с тем, что оно включено в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, а доля вклада учредителя (государства) составляла более 50%.
Арбитры на основании документов бухгалтерской отчетности и бухгалтерских справок установили, что предприятие не соответствует иным значениям показателей. Так, применительно к периоду, предшествующему отнесению предприятия к категории КН, предприятие не осуществляло экспортную поставку стратегической продукции, реализация данной продукции не производилась, среднесписочная численность работников составляла 10 человек. Этих обстоятельств судьям оказалось достаточно для признания предприятия не соответствующим критериям, предусматривающим возможное отнесение его к категории крупнейших налогоплательщиков. Формальность действий налогового органа привела к неправомерному отнесению предприятия к категории КН, что повлекло возложение на него дополнительных обязанностей, нарушающих права и законные интересы предприятия (Постановление от 27.07.2012 N Ф03-3038/2012).

Администрирование на региональном уровне по показателям финансово-экономической деятельности

На региональном уровне предприятия промышленности подлежат администрированию в случае, если:
- суммарный объем полученных доходов находится в пределах от 1 до 20 млрд руб. включительно;
- активы - в пределах от 100 млн до 20 млрд руб. включительно или суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов - от 75 млн до 1 млрд руб. включительно.

За какой год считаются показатели?

Предприятие промышленности относится к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года, и сохраняет данный статус в течение трех лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям.
Предположим, что предприятие промышленности получило уведомление о постановке на учет в качестве КН 17.06.2014. Тогда действия налоговой инспекции законны в том случае, если установленным критериям отвечают показатели финансово-экономической деятельности предприятия за 2010, 2011 или 2012 г.
В случае реорганизации КН организация (организации), образовавшаяся(иеся) в результате этого, сохраняет(ют) статус крупнейшего налогоплательщика в течение трех лет, включая год реорганизации.

О взаимоотношениях с другими организациями

Даже если у предприятия промышленности ни одно из значений показателей финансово-экономической деятельности не свидетельствует о возможности его постановки на учет в качестве КН, такая постановка может быть произведена по другому критерию - по отношениям взаимозависимости. Если отношения с предприятием промышленности могут оказывать влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности организации, имеющей вышеперечисленные показатели (то есть если эти лица являются взаимозависимыми для целей налогообложения в соответствии со ст. 105.1 НК РФ), данное предприятие могут отнести к категории крупнейших налогоплательщиков. В обозначенном случае предприятие промышленности подлежит администрированию на том же уровне, что и взаимозависимый налогоплательщик.

Если предприятие промышленности достигает в своей деятельности финансово-экономических показателей, позволяющих отнести его к крупнейшим налогоплательщикам, либо является взаимозависимым лицом по отношению к КН, оно может быть поставлено на налоговый учет в качестве КН. Придание предприятию статуса КН - исключительная компетенция налогового органа, не требующая участия налогоплательщика. Единственное, что он может, - это оспорить действия налогового органа, если посчитает, что постановка на учет в качестве КН осуществлена незаконно.
Налогоплательщик ставится на учет как КН в межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам, если подлежит налоговому администрированию на федеральном уровне. При наличии критериев для администрирования на региональном уровне постановка на учет производится в межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам или в ИФНС по месту нахождения предприятия, если в субъекте РФ не созданы указанные межрайонные инспекции.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Как известно, в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом. Одним из этих оснований является признание организации крупнейшим налогоплательщиком (КН). В какой именно налоговой инспекции предприятие промышленности может быть поставлено на учет в качестве КН? Зависит ли от его действий такая постановка на учет? Наличие каких критериев является основанием для признания предприятия крупнейшим налогоплательщиком?

В какой налоговой инспекции производится постановка на учет в качестве КН?

В п. 1 ст. 83 НК РФ сказано, что Минфин вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков. Данные Особенности утверждены Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н.

В соответствии с указанным документом постановка на учет КН производится:
1) в межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам, если предприятие подлежит налоговому администрированию на федеральном уровне. Такие специализированные инспекции делятся по отраслевому принципу (всего их создано 9):

Межрегиональная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам

Сфера деятельности налогоплательщика, подлежащего налоговому администрированию на федеральном уровне

Добыча (предоставление услуг по добыче) нефти, производство нефтепродуктов, оптовая торговля нефтью и нефтепродуктами, транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов

Добыча (предоставление услуг по добыче) газа природного горючего, переработка, транспортировка, оптовая торговля газом природным горючим и общестроительные работы по прокладке магистральных и газораспределительных трубопроводов

Основные виды обрабатывающих производств, строительство, торговля и другие виды деятельности

Производство и реализация продукции металлургической промышленности, добыча металлических руд

Производство машин, транспортных средств, оборудования, техники, аппаратуры и оборонно-промышленного комплекса

2) в межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам (создаются в структуре управлений ФНС по субъектам РФ), если организация подлежит налоговому администрированию на региональном уровне. Как правило, межрайонные ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам созданы на тех территориях субъектов РФ, где количество претендентов на становление крупнейшим налогоплательщиком, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне, составляло 10 и более организаций;
3) в ИФНС по месту нахождения организации, подлежащей налоговому администрированию на региональном уровне, если организация расположена в субъекте РФ, на территории которого не предусмотрено создание межрайонных инспекций ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам. В этом случае контроль за налоговым администрированием возложен на управление ФНС по субъекту РФ.

Кто проявляет инициативу для признания организации КН?

Процедура постановки на учет КН начинается с того, что межрегиональная (межрайонная) ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам запрашивает у ИФНС, в которой предприятие промышленности состоит на учете по месту своего нахождения, копии документов, содержащихся в учетном деле названного предприятия, а также документы по налоговому контролю и лицевые счета. Она делает это на основании графика постановки на учет КН. Запрос совершается не позднее 20-го числа месяца, в течение которого КН подлежит постановке на учет по данному основанию в соответствии с графиком.
Таким образом, инициатива по постановке на учет предприятия промышленности в качестве крупнейшего налогоплательщика принадлежит налоговикам. В обязанности налоговых органов не вменена необходимость постановки на учет предприятия в качестве КН по его заявлению.

Как становится известно о присвоении статуса КН?

После получения запроса ИФНС по месту нахождения предприятия в пятидневный срок направляет необходимые документы в ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам. Получив документы, инспекция в течение трех дней направляет заказным письмом с уведомлением предприятию уведомление о постановке его на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме 9-КНУ, утвержденной Приказом ФНС России от 26.04.2005 N САЭ-3-09/178@.
Если организация подлежит налоговому администрированию на региональном уровне, но на территории субъекта РФ не созданы межрайонные ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам, уведомление о постановке на учет в качестве КН поступит от ИФНС по месту нахождения организации.
Обратите внимание: документом, подтверждающим постановку предприятия на учет в качестве КН, является уведомление, а не свидетельство. В этом уведомлении указывается ИНН, присвоенный предприятию в налоговом органе по месту нахождения (то есть ИНН в связи с появлением статуса КН не изменяется). А вот КПП такому налогоплательщику присваивается новый. Первые четыре знака данного кода - это код межрегиональной (межрайонной) ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам, а пятый и шестой знаки имеют значение 50, что является признаком отнесения организации к КН в соответствии со Справочником причин постановки на учет налогоплательщиков-организаций в налоговых органах (СППУНО). Если уведомление выдает ИФНС по месту нахождения организации, новый КПП также появляется (он содержит значение 50).
Сведения о постановке на учет КН включаются в ЕГРН. Датой постановки на учет в качестве КН в межрегиональной (межрайонной) ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам является дата получения от налогового органа по месту нахождения КН сведений ЕГРН о крупнейшем налогоплательщике (см. Методические указания для налоговых органов по вопросам учета крупнейших налогоплательщиков - российских организаций, утвержденные Приказом ФНС России от 27.09.2007 N ММ-3-09/553@).
Финансисты в Письме от 25.10.2010 N 03-02-07/1-493 подчеркнули: организация приобретает статус КН с момента ее постановки на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика и получения от налогового органа соответствующего уведомления. В случае возникновения у организации затруднений с получением уведомления, а также с представлением в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) чиновники рекомендуют обращаться в налоговый орган по месту учета.

Какие показатели являются сигналом для признания промышленника КН?

Критерии, при наличии которых организация может быть признана КН, утверждены Приказом ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@. Они сгруппированы по двум признакам:
- показатели финансово-экономической деятельности организации за отчетный год по данным бухгалтерской и налоговой отчетности. От этих показателей зависит отнесение предприятия промышленности к организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном или региональном уровне. Обратите внимание, одновременное администрирование предприятия на двух уровнях невозможно;
- взаимозависимость между организациями.

Администрирование на федеральном уровне по показателям финансово-экономической деятельности

Предприятие промышленности подлежит налоговому администрированию на федеральном уровне, если за отчетный год получен хотя бы один из следующих показателей:
- суммарный объем начислений по федеральным налогам составляет более 1 млрд руб. (источник информации - налоговая отчетность);
- суммарный объем полученных доходов превышает 20 млрд руб. Данный показатель определяется на основе годового отчета о финансовых результатах путем сложения данных по кодам строк 2110 "Выручка", 2310 "Доходы от участия в других организациях", 2320 "Проценты к получению", 2340 "Прочие доходы";
- активы превышают 20 млрд руб. (источник информации - годовой бухгалтерский баланс).
Предприятие промышленности, имеющее перечисленные выше показатели финансово-экономической деятельности, в обязательном порядке подлежит налоговому администрированию на федеральном уровне.
А вот организация оборонно-промышленного комплекса, а также организация, включенная в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ (данный Перечень утвержден Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009), могут быть отнесены к организациям, подлежащим администрированию на федеральном уровне, если:
- сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 27 млн руб. в год;
- сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции превышает 20% от общей суммы выручки;
- среднесписочная численность работников превышает 100 человек;
- доля вклада учредителя (государства) составляет свыше 50%.
Для наличия возможности признания организации оборонно-промышленного комплекса и стратегической организации КН на федеральном уровне достаточно наличия одного из вышеперечисленных значений. В то же время, по мнению судей ФАС ДВО, при разрешении вопроса об отнесении стратегической организации к крупнейшим налогоплательщикам налоговый орган должен исходить из оценки совокупности обстоятельств, характеризующих деятельность конкретного налогоплательщика и влияющих на возможное отнесение организации к категории крупнейших налогоплательщиков. В деле, которое они рассматривали, предприятие было отнесено налоговым органом к категории КН в связи с тем, что оно включено в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, а доля вклада учредителя (государства) составляла более 50%.
Арбитры на основании документов бухгалтерской отчетности и бухгалтерских справок установили, что предприятие не соответствует иным значениям показателей. Так, применительно к периоду, предшествующему отнесению предприятия к категории КН, предприятие не осуществляло экспортную поставку стратегической продукции, реализация данной продукции не производилась, среднесписочная численность работников составляла 10 человек. Этих обстоятельств судьям оказалось достаточно для признания предприятия не соответствующим критериям, предусматривающим возможное отнесение его к категории крупнейших налогоплательщиков. Формальность действий налогового органа привела к неправомерному отнесению предприятия к категории КН, что повлекло возложение на него дополнительных обязанностей, нарушающих права и законные интересы предприятия (Постановление от 27.07.2012 N Ф03-3038/2012).

Администрирование на региональном уровне по показателям финансово-экономической деятельности

На региональном уровне предприятия промышленности подлежат администрированию в случае, если:
- суммарный объем полученных доходов находится в пределах от 1 до 20 млрд руб. включительно;
- активы - в пределах от 100 млн до 20 млрд руб. включительно или суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов - от 75 млн до 1 млрд руб. включительно.

За какой год считаются показатели?

Предприятие промышленности относится к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года, и сохраняет данный статус в течение трех лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям.
Предположим, что предприятие промышленности получило уведомление о постановке на учет в качестве КН 17.06.2014. Тогда действия налоговой инспекции законны в том случае, если установленным критериям отвечают показатели финансово-экономической деятельности предприятия за 2010, 2011 или 2012 г.
В случае реорганизации КН организация (организации), образовавшаяся(иеся) в результате этого, сохраняет(ют) статус крупнейшего налогоплательщика в течение трех лет, включая год реорганизации.

О взаимоотношениях с другими организациями

Даже если у предприятия промышленности ни одно из значений показателей финансово-экономической деятельности не свидетельствует о возможности его постановки на учет в качестве КН, такая постановка может быть произведена по другому критерию - по отношениям взаимозависимости. Если отношения с предприятием промышленности могут оказывать влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности организации, имеющей вышеперечисленные показатели (то есть если эти лица являются взаимозависимыми для целей налогообложения в соответствии со ст. 105.1 НК РФ), данное предприятие могут отнести к категории крупнейших налогоплательщиков. В обозначенном случае предприятие промышленности подлежит администрированию на том же уровне, что и взаимозависимый налогоплательщик.

Если предприятие промышленности достигает в своей деятельности финансово-экономических показателей, позволяющих отнести его к крупнейшим налогоплательщикам, либо является взаимозависимым лицом по отношению к КН, оно может быть поставлено на налоговый учет в качестве КН. Придание предприятию статуса КН - исключительная компетенция налогового органа, не требующая участия налогоплательщика. Единственное, что он может, - это оспорить действия налогового органа, если посчитает, что постановка на учет в качестве КН осуществлена незаконно.
Налогоплательщик ставится на учет как КН в межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам, если подлежит налоговому администрированию на федеральном уровне. При наличии критериев для администрирования на региональном уровне постановка на учет производится в межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам или в ИФНС по месту нахождения предприятия, если в субъекте РФ не созданы указанные межрайонные инспекции.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Согласно НК РФ Министерство Российской Федерации по налогам и сборам вправе самостоятельно определять особенности постановки на налоговый учет крупнейших налогоплательщиков.

В настоящее время для крупнейших налогоплательщиков разработана особая система постановки на налоговый учет.

Данная система распространяется только на налогоплательщиков, указанных в перечне крупнейших налогоплательщиков - юридических лиц, который утверждается МНС России.

Данный перечень МНС России формирует на основании сведений, поступающих от управлений МНС России по субъектам Российской Федерации. Постановка на налоговый учет крупнейших налогоплательщиков - юридических лиц осуществля-

Крупнейший налогоплательщик подает заявление о постановке на учет по месту своего нахождения в установленный МНС России налоговый орган, расположенный на территории субъекта Российской Федерации, где данный налогоплательщик прошел государственную регистрацию. При подаче заявления о постановке на учет по месту своего нахождения крупнейший налогоплательщик одновременно представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке документов:

• свидетельство о регистрации;

• учредительные и иные документы, необходимые при государственной регистрации;

• другие документы, подтверждающие в соответствии с законодательством Российской Федерации факт создания организации.

Процедура постановки на учет крупнейшего налогоплательщика в указанных инспекциях начинается с запроса межрегиональной (межрайонной) инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам у всех инспекций МНС России, в которых крупнейший налогоплательщик состоит на учете по всем основаниям заверенных в установленном порядке копий документов, содержащихся в учетном деле крупнейшего налогоплательщика, а также документов по налоговому контролю и лицевых счетов.

Инспекции МНС России направляют запрашиваемые документы в соответствующую межрегиональную (межрайонную) инспекцию МНС России по крупнейшим налогоплательщикам в пятидневный срок после получения запроса.

Межрегиональная (межрайонная) инспекция МНС России по крупнейшим налогоплательщикам в трехдневный срок после получения документов от инспекций МНС России направляет заказным письмом с уведомлением крупнейшему налогоплательщику:

• уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом ИНН, присвоенный в налоговом органе по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика, не изменяется.

Межрегиональной (межрайонной) инспекцией МНС России по крупнейшим налогоплательщикам крупнейшему налогоплательщику присваивается новый КПП, первые четыре знака которого - код межрегиональной (межрайонной) инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Признак отнесения организации к крупнейшему налогоплательщику содержится в 5 и 6 знаках КПП, равных (50).

Ранее выданное свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица признается недействительным с даты получения крупнейшим налогоплательщиком свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика юридического лица. Реквизиты признанного недействительным свидетельства о постановке на учет (серия и номер бланка) публикуются в установленном МНС России порядке.

При постановке на учет по месту нахождения обособленного учреждения крупнейший налогоплательщик подает заявление о постановке на учет в установленный МНС РФ налоговый орган по месту нахождения его обособленного подразделения. Одновременно с заявлением представляются в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке документов:

• свидетельство о постановке крупнейшего налогоплательщика на учет в налоговом органе;

• документы, подтверждающие факт создания обособленного подразделения (обособленных подразделений);

• документы, подтверждающие, что филиал или иное обособленное подразделение обязано исполнять обязанности крупнейшего налогоплательщика по уплате налогов на той территории, на которой филиал или иное обособленное подразделение исполняет функции крупнейшего налогоплательщика.

Такими документами могут быть положение об обособленном подразделении, распоряжение (приказ) о его создании, доверенность, выданная организацией руководителю обособленного подразделения. Филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах организации.

Код причины постановки на учет присваивается каждому обособленному подразделению, указанному в приложении к заявлению.

Крупнейшему налогоплательщику выдается соответствующее уведомление на каждое обособленное подразделение.

Если обособленное подразделение создано после включения налогоплательщика в перечень крупнейших налогоплательщиков, заявление подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения. В том случае, если на подконтрольной данному налоговому органу территории располагаются несколько обособленных подразделений крупнейшего налогоплательщика, подается одно заявление с приложением к нему перечня обособленных подразделений.

При постановке на учет по месту нахождения недвижимого имущества или транспортных средств крупнейший налогоплательщик подает заявление о постановке на учет в установленный МНС России налоговый орган по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества или транспортных средств, подлежащих налогообложению. Одновременно с заявлением о постановке на учет представляются в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке документов:

• свидетельство о постановке крупнейшего налогоплательщика на учет в налоговом органе;

• документы, подтверждающие право его собственности на недвижимое имущество или транспортные средства.

Код причины постановки на учет присваивается по каждому объекту недвижимого имущества или транспортному средству. Крупнейшему налогоплательщику выдается соответствующее уведомление на каждый объект недвижимого имущества или транспортного средства.

Межрегиональная (межрайонная) инспекция МНС России по крупнейшим налогоплательщикам вправе принимать от крупнейшего налогоплательщика представленные им заявление о постановке на учет и документы, подтверждающие создание обособленного подразделения, право собственности на недвижимое имущество (транспортное средство).

Сведения о постановке на учет крупнейшего налогоплательщика в установленном порядке включаются в Единый государственный реестр налогоплательщиков.

Согласно НК РФ Министерство Российской Федерации по налогам и сборам вправе самостоятельно определять особенности постановки на налоговый учет крупнейших налогоплательщиков.

В настоящее время для крупнейших налогоплательщиков разработана особая система постановки на налоговый учет.

Данная система распространяется только на налогоплательщиков, указанных в перечне крупнейших налогоплательщиков - юридических лиц, который утверждается МНС России.

Данный перечень МНС России формирует на основании сведений, поступающих от управлений МНС России по субъектам Российской Федерации. Постановка на налоговый учет крупнейших налогоплательщиков - юридических лиц осуществля-

Крупнейший налогоплательщик подает заявление о постановке на учет по месту своего нахождения в установленный МНС России налоговый орган, расположенный на территории субъекта Российской Федерации, где данный налогоплательщик прошел государственную регистрацию. При подаче заявления о постановке на учет по месту своего нахождения крупнейший налогоплательщик одновременно представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке документов:

• свидетельство о регистрации;

• учредительные и иные документы, необходимые при государственной регистрации;

• другие документы, подтверждающие в соответствии с законодательством Российской Федерации факт создания организации.

Процедура постановки на учет крупнейшего налогоплательщика в указанных инспекциях начинается с запроса межрегиональной (межрайонной) инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам у всех инспекций МНС России, в которых крупнейший налогоплательщик состоит на учете по всем основаниям заверенных в установленном порядке копий документов, содержащихся в учетном деле крупнейшего налогоплательщика, а также документов по налоговому контролю и лицевых счетов.

Инспекции МНС России направляют запрашиваемые документы в соответствующую межрегиональную (межрайонную) инспекцию МНС России по крупнейшим налогоплательщикам в пятидневный срок после получения запроса.

Межрегиональная (межрайонная) инспекция МНС России по крупнейшим налогоплательщикам в трехдневный срок после получения документов от инспекций МНС России направляет заказным письмом с уведомлением крупнейшему налогоплательщику:

• уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом ИНН, присвоенный в налоговом органе по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика, не изменяется.

Межрегиональной (межрайонной) инспекцией МНС России по крупнейшим налогоплательщикам крупнейшему налогоплательщику присваивается новый КПП, первые четыре знака которого - код межрегиональной (межрайонной) инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Признак отнесения организации к крупнейшему налогоплательщику содержится в 5 и 6 знаках КПП, равных (50).

Ранее выданное свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица признается недействительным с даты получения крупнейшим налогоплательщиком свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика юридического лица. Реквизиты признанного недействительным свидетельства о постановке на учет (серия и номер бланка) публикуются в установленном МНС России порядке.

При постановке на учет по месту нахождения обособленного учреждения крупнейший налогоплательщик подает заявление о постановке на учет в установленный МНС РФ налоговый орган по месту нахождения его обособленного подразделения. Одновременно с заявлением представляются в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке документов:

• свидетельство о постановке крупнейшего налогоплательщика на учет в налоговом органе;

• документы, подтверждающие факт создания обособленного подразделения (обособленных подразделений);

• документы, подтверждающие, что филиал или иное обособленное подразделение обязано исполнять обязанности крупнейшего налогоплательщика по уплате налогов на той территории, на которой филиал или иное обособленное подразделение исполняет функции крупнейшего налогоплательщика.

Такими документами могут быть положение об обособленном подразделении, распоряжение (приказ) о его создании, доверенность, выданная организацией руководителю обособленного подразделения. Филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах организации.

Код причины постановки на учет присваивается каждому обособленному подразделению, указанному в приложении к заявлению.

Крупнейшему налогоплательщику выдается соответствующее уведомление на каждое обособленное подразделение.

Если обособленное подразделение создано после включения налогоплательщика в перечень крупнейших налогоплательщиков, заявление подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения. В том случае, если на подконтрольной данному налоговому органу территории располагаются несколько обособленных подразделений крупнейшего налогоплательщика, подается одно заявление с приложением к нему перечня обособленных подразделений.

При постановке на учет по месту нахождения недвижимого имущества или транспортных средств крупнейший налогоплательщик подает заявление о постановке на учет в установленный МНС России налоговый орган по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества или транспортных средств, подлежащих налогообложению. Одновременно с заявлением о постановке на учет представляются в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке документов:

• свидетельство о постановке крупнейшего налогоплательщика на учет в налоговом органе;

• документы, подтверждающие право его собственности на недвижимое имущество или транспортные средства.

Код причины постановки на учет присваивается по каждому объекту недвижимого имущества или транспортному средству. Крупнейшему налогоплательщику выдается соответствующее уведомление на каждый объект недвижимого имущества или транспортного средства.

Межрегиональная (межрайонная) инспекция МНС России по крупнейшим налогоплательщикам вправе принимать от крупнейшего налогоплательщика представленные им заявление о постановке на учет и документы, подтверждающие создание обособленного подразделения, право собственности на недвижимое имущество (транспортное средство).

Сведения о постановке на учет крупнейшего налогоплательщика в установленном порядке включаются в Единый государственный реестр налогоплательщиков.

Читайте также: