При каком виде ответственности к правонарушителю применяется лишь финансовая санкция в виде штрафа

Обновлено: 19.05.2024

Финансово-правовые санкции — это применение уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами к налогоплательщикам (юридическим и физическим лицам) за совершение налогового правонарушения в установленном административными и финансово-правовыми нормами порядке мер государственного принуждения, выражающихся в денежной форме и перечисляемых в бюджет, с целью: 1) обеспечения общественных и государственных финансовых интересов, 2) возмещения недополученных бюджетом и внебюджетными фондами денежных поступлений, а также 3) наказания нарушителей.

Применение финансовых санкций за нарушение в сфере финансовой деятельности осуществляется в соответствии с НК РФ, БК РФ, ТК РФ и др.

За налоговые правонарушения, нарушение таможенного законодательства, а также бюджетные правонарушения применяется такая финансово-правовая санкция, как пеня. В соответствии с Налоговым кодексом РФ пеня может быть уплачена налогоплательщиком добровольно или взыскана с него в принудительном порядке. При этом в соответствии с п. 6 ст. 75 НК РФ принудительное взыскание пени с налогоплательщика производится в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном порядке. Добровольная уплата пени осуществляется следующим образом:

= налоговый орган, приняв решение по результатам налоговой проверки, направляет налогоплательщику в 10-дневный срок от даты вынесения соответствующего решения требования об уплате налога и соответствующих пеней. Срок исполнения такого требования указывается в самом требовании;

= в случае исполнения налогоплательщиком требования налогового органа по уплате налога и пеней в установленный срок имеет место добровольная уплата им финансово-правовой санкции в виде пени. Принудительное взыскание пени с организации-налогоплательщика или организации — налогового агента осуществляется в следующем порядке:

- такое взыскание возможно в случае неуплаты налогоплательщиком пени в добровольном порядке; - налоговый орган осуществляет принудительное взыскание пени за счет денежных средств, находящихся на счетах организаций, а при недостаточности или отсутствии —> за счет иного имущества организации-налогоплательщика или организации налогового агента:

- принудительное взыскание пени с организаций происходит путем направления налоговым органом в банк инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты денежных средств со счетов этих организаций. Решение о взыскании принимается не позднее 10, дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения этого срока, является недействительным и исполнению не подлежит. Однако в этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с организации причитающейся к уплате суммы налога. Решение о взыскании должно быть доведено до сведения организации в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о нем;

- взыскание пени может производиться с рублевых расчетных (текущих) и валютных счетов организаций и не может производиться с депозитного счета организации, если не истек срок действия депозитного договора;

- при взыскании средств с валютных счетов организации руководитель налогового органа (его заместитель) одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты этой организации;

- инкассовое поручение (распоряжение) исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, в случае, когда взыскание производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если пени взыскивается с валютных счетов.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации налоговый орган вправе взыскать пени за счет иного имущества организации в соответствии со ст. 47 НК РФ.

Порядок принудительного взыскания пени с физического лица-налогоплательщика или физического лица-налогового агента характеризуется следующим:

а) согласно ст. 48 НК РФ налоговый орган обращается в суд с иском о взыскании пени за счет имущества физического лица. Такой иск может быть подан налоговым органом в течение шести месяцев после истечения требования об уплате налога;




Порядок наложения штрафа за налоговые правонарушения установлен в ст. 101, 104, 111, 115 НК РФ. Штраф может быть уплачен лицом, совершившим налоговое правонарушение, добровольно или взыскан с него в судебном порядке. Добровольная уплата штрафа за налоговые правонарушения возможна в следующем порядке:

а) налоговый орган направляет налогоплательщику (иному обязанному лицу) требование об уплате недоимки по налогу, пени, а также штрафа. Срок уплаты указывается в требовании;

б) в случае исполнения налогоплательщиком (иным обязанным лицом) требования налогового органа в установленный срок, имеет место добровольная уплата им финансово-правовой санкции в виде штрафа.

Взыскание штрафа с налогоплателъщика (или иного обязанного лица) за налоговое правонарушение в судебном порядке осуществляется в случае:

а) если налогоплательщик (иное обязанное лицо) отказался добровольно уплатить сумму штрафа или пропустил срок уплаты, указанный в требовании; б) исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя подается налоговым органом в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в суд общей юрисдикции.

Мерами принудительного исполнения решения являются:

1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста и продажи имущества;

2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные источники доходов должника;

3) обращение взыскания на денежные суммы и имущество должника, находящиеся у других лиц; 4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в решении суда. Обстоятельства, исключающие вину, смягчающие и отягчающие ответственность

В ст. 111 НК РФ предусматриваются обстоятельства, исключающие лица в совершении налогового правонарушения. Эти обстоятельства должны учитываться при вынесении налоговым органом решения о привлечении лица к налоговой ответственности и направлении ему требования об уплате, штрафа, а также судом при рассмотрении дела о налоговом правонарушении. К таким обстоятельствам относятся:

а) совершение налогового правонарушения вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

б) совершение налогового правонарушения физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;

в) выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных указаний и разъяснений, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.

В ст. 112 НК РФ указываются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. К обстоятельствам, смягчающим ответственность, относятся:

= совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

= совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной, зависимости;

= иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

При наличии хотя бы одного из вышеназванных смягчающих обстоятельств размер штрафа, указанный в налоговом требовании, подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с установленным в Налоговом кодексе РФ.

К обстоятельствам, отягчающим ответственность, относится совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. В этом случае размер штрафа увеличивается налоговым органом или судом на 100% (ст. 114 НК РФ). Налоговый кодекс РФ в ст. 115 устанавливает срок давности и для взыскания штрафа за налоговое правонарушение. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафа не позднее трех месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Однако в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела.

Наложение финансового штрафа за несоблюдение правил ведения кассовых операций, а также несоблюдение условий работы с денежной наличностью осуществляется органами Министерства по налогам и сборам РФ по сведениям, предоставляемым коммерческими банками и другими органами, контролирующими соблюдение организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.

Финансово-правовая ответственность — это применение к правонарушителю мер государственного принуждения – санкций, установленных финансово-правовыми нормами.

Государство регулирует финансовые отношения посредством издания правовых норм, содержащих права и обязанности соответствующих субъектов. Предоставляя физическим и юридическим лицам экономические свободы, позволяя осуществлять операции с финансовыми средствами, государство требует от субъектов финансового права надлежащей реализации установленных правовых предписаний. Неисполнение финансово-правовых предписаний либо уклонение от их надлежащего исполнения влечет неблагоприятные имущественные последствия для правонарушителей.

Финансово-правовая ответственность осуществляется не по субъективному желанию должностного лица, органа, а имеет определенные основания. Таких оснований три, и они имеют место последовательно, одно за другим:

1) норма права, запрещающая деяние и предусматривающая ответственность за него, – нормативное основание;

2) правонарушение (состав правонарушения) как юридический факт – фактическое основание;

3) правоприменительный акт, определяющий конкретную меру государственного принуждения, – конкретное основание.

Функции финансово-правовой ответственности обусловлены целями, ради которых она осуществляется. Как социальное явление финансово-правовая ответственность носит характер самозащиты общества от посягательств на его устои. Эта цель определяет и основные функции ответственности. Среди них:

карательная (штрафная), имеющая цель воздать должное за содеянное, наказать правонарушителя;

правовосстановительная (компенсационная), цель которой – восстановить нарушенное право, компенсировать материальный и моральный ущерб, причиненный правонарушением;

предупредительная (превентивная) имеет цель предупреждения совершения новых правонарушений как со стороны самого правонарушителя (частная превенция), так и со стороны окружения (общая превенция);

воспитательная функция. Финансово-правовая ответственность имеет цель не только наказать правонарушителя, но перевоспитать его;

охранительная функция. Финансово-правовая ответственность применяется в целях охраны прав, свобод и иных законных интересов граждан, охраны собственности;

регулятивная функция. Поскольку финансово-правовая ответственность органически входит в процесс правового регулирования финансовых отношений, является частью его механизма, можно сказать, что через нее осуществляется регулятивная функция права.

Для того чтобы указанные функции осуществлялись более эффективно и были достигнуты цели ответственности, она должна осуществляться на основе определенных принципов.

Принцип законности проявляется в том, что ответственность осуществляется компетентными органами, на определенных финансовым законодательством основаниях, в определенном законом порядке и в соответствии с санкцией финансово-правовых норм.

Принцип гуманизма. Процесс применения наказания и его меры должны быть гуманными. Они не должны унижать человеческое достоинство, носить характер истязания, повлечь физические муки наказуемого.

Принцип ответственности за вину. К ответственности за нарушение финансового законодательства может быть привлечено только лицо, виновное в совершении правонарушения.

Принцип равенства перед законом. Данный принцип означает, что лица, совершившие правонарушение, равны перед законом независимо от пола, возраста, должностного положения и других особенностей.

Принцип неотвратимости наказания предполагает, что совершение правонарушения неизбежно должно повлечь за собой наказание.

Признаки финансово-правовой ответственности.

Второй признак. Ответственность наступает только за совершенное финансовое правонарушение. Именно нарушение финансового законодательства является единственным основанием для финансово-правовой ответственности. По своей природе юридическая ответственность является негативной реакцией общества и государства на правонарушение, своеобразной формой защиты общества от нарушений. Государственное принуждение может применяться к субъектам и вне связи с правонарушением, но это не будут меры ответственности.

Третий признак. Финансово-правовая ответственность всегда предполагает определенные лишения, неприятности для правонарушителя. Это мера его наказания. Лишения могут быть личного, организационного или имущественного характера. Личный характер лишений предполагает, что правонарушитель испытывает неприятности лично (лишение права занимать определенную должность, наложение штрафа на определенное лицо, лишение свободы). Организационный характер лишений проявляется в том, что человек чувствует дискомфорт в связи с изменением своего статуса (запрет заниматься определенной деятельностью). Лишения имущественного порядка связаны с лишением определенных имущественных, материальных средств (штраф, возмещение имущественного вреда, взыскание неуплаченных налогов).

Четвертый признак. Финансово-правовая ответственность осуществляется государством (его органами) в рамках правоприменительного процесса и включает все его особенности и стадии.

Пятый признак. Вид и мера государственного принуждения к правонарушителю – не результат субъективистского решения правоприменителя, они определяются исходя из санкции финансово-правовой нормы. Следует заметить, что государственно-принудительные меры могут осуществляться и на основе диспозиции правовой нормы. Однако юридическая ответственность – всегда реализация санкций.

Исходя из внутриотраслевых норм, предусматривающих ответственность за финансовые правонарушения, финансово-правовую ответственность можно классифицировать по следующим видам: административная, налоговая, бюджетная, материальная, дисциплинарная, уголовная.

Особенность финансово-правовой ответственности заключается в том, что она имеет определенную специфику, обусловленную особенностями финансовой деятельности государства и муниципальных образований, механизмом правового регулирования финансовых отношений. Обособление ее в самостоятельный вид юридической ответственности подтверждается и выделением в финансовом законодательстве процедурно-процессуальных норм, регулирующих производство по делам о финансовых правонарушениях.

Согласно ст. 71 Конституции РФ финансовое регулирование относится к предметам исключительного ведения Российской Федерации. Следовательно, меры государственного принуждения, а также ответственность за нарушения финансового законодательства могут устанавливаться только на федеральном уровне.

Особенность финансово-правовой ответственности проявляется в том, что она выражается в лишениях имущественного (материального) характера. По своей сути финансовые правоотношения являются имущественными, поэтому и воздействие на правонарушителя происходит в присущих финансовому праву формах. Всякое финансовое правонарушение наносит вред финансовым интересам общественно-территориального образования (государству или муниципальному образованию).


На сегодняшний день одним из условий устойчивого развития рыночной экономики является эффективный механизм выявления экономических правонарушений и применение финансовых санкций к правонарушителям.

Финансовые санкции можно определить как меры принудительного воздействия, выраженные в денежной форме, применяемые к организациям в результате нарушения или действующего законодательства в финансово-хозяйственной деятельности или закона.

Финансовые санкции являются выражением финансовой ответственности, что не означает, что сфера их применения лежит только в области финансовых операций. Финансовая ответственность относится к административной, а потому санкции к ней применяются наряду с уголовной или дисциплинарной ответственностью во всех отраслях права.

Финансовые санкции имеют принципиальное значение для предупреждения нарушений финансового законодательства, наказания правонарушителя с учетом его характеристики, а также для компенсации потерь соответствующих фондов денежных средств.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой в активно применяются финансовые санкции в случае правонарушений, опираясь как на законодательные акты, так и на условия заключенных договоров. Система финансовых санкций России существовала и в советский период, но в плане отношений между экономическими субъектами и государством, имеет начало с перехода экономики на рыночные отношения в 1991 году. В рамках данной курсовой работы будут рассмотрены финансовые санкции России в основных отраслях права.

Сегодня с финансовыми санкциями могут столкнуться выступающие в правоотношениях от лица экономического субъекта или субъекта бюджетного процесса. Необходима четко отлаженная система применения финансовых санкций для полноценного развития экономики, которая требует работы над выявлением и устранением недостатков, что придает актуальность выбранной тем

По формам финансовые санкции подразделяются на неустойки, штрафы, пени, блокировка счетов, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях.

Неустойка - вид финансовых санкций, который широко применяется как способ обеспечения исполнения обязательств. Неустойкой признается определенная действительная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Штраф – денежное взыскание, выплачиваемое нарушителем обязательства, его размер определен в твердой денежной сумме.

Пеня - санкция в виде денежного штрафа, накладываемого за несвоевременное выполнение, просрочку денежных обязательств. Пеня обычно устанавливается в виде процента от суммы просроченного обязательства и начисляется за каждый день просрочки в течение определенного периода, после которого взыскивается разовый штраф.

Блокировка счетов: налоговые органы вправе в соответствии с пунктом 1 статьи 76 НК РФ приостановить операции по счету в следующих случаях:

- при наличии задолженности по уплате налогов, пеней и штрафов;

- в случае задержки представления налоговой декларации более чем на 10 календарных дней.

Блокировка расходов и приостановление операций по счетам в кредитных организациях – меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства

По основным отраслям права финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции за нарушения бюджетного, налогового, валютного, таможенного законодательства. Соответственно, выбор применяемых санкций определяется нормативно-правовым актом, в сфере которого правонарушение совершено – Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс и т.д.

По основаниям применения финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции, исходящие из норм Международного права, договора, национального нормативно-правового акта. Соответственно, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Библиографический список

1. Финансовое право: Учебник. /О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева [и др.]; отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С. 480-485.

2. Финансовое право: Учебник /отв. ред. Н.И. Химичева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003. - С. 344-347.

3. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник под ред. Романовского. – 2001. – C. 110-116.

4. Финансы: Учебник под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 691.

5. Мусаткина А.А. Признаки финансово-правовых санкций //Финансовое право. – 2004, №1.

Санкцией признаются закрепленные в правовых нормах предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей в целях защиты прав других лиц.

Финансово-правовая санкция представляет со­бой форму реагирования государства на нарушение законода­тельства, регулирующего порядок аккумулирования, распределе­ния и использования государственных и муниципальных денеж­ных фондов и является внешним материальным выражением государственно-властного принуждения за совершение финан­сового проступка.

Финансово-пра­вовые санкции — это и есть меры финансово-правовой ответствен­ности.

За налоговые правонарушения финансово-правовые санкции предусмотрены в ст. 116-129, 132-135, а также в ст. 75 НК РФ.

Особенность финансово-правовых санкций про­является в их открытом перечне: ст. 282 БК РФ допускает воз­можность применения к нарушителям бюджетного законода­тельства иных мер в соответствии с федеральными законами.

Финан­сово-правовые санкции нацелены на восполнение финансовых потерь государства, принудительное выполнение обязанностей, устранение противоправных состояний.

Специфические признаки (позволяют отличить финансово-правовые санкции от административно-правовых)
1) - применяются в сфере финансовой деятельности государства за нарушение финансовой дисциплины;
2) - они предусмотрены нормами ФП;
3) - являются мерой финансовой ответственности. Ее применение предполагает оценку деяния как финансового правонарушения и его осуждение со стороны государства;
4) - имеют имущественно-организационный характер, поскольку связаны с принудительным воздействием не просто на денежные средства правонарушителя (его имущество), а на фонды денежных средств, принадлежащие правонарушителю. При этом финансовые санкции необязательно предполагают, изъятие денежных средств - правонарушителя. Они могут быть направлены, на ограничения возможности пополнять соответствующий денежный фонд или использовать его средства;
5) - основанием применения является совершение финансового правонарушения, которое состоит в неисполнении виновным лицом определенной денежной обязанности, носящей публично-правовой характер;
6) - могут применяться как к физическим лицам, организациям и к публично-правовым образованиям (субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям);
7) - в основе применения лежит метод бесспорного списания денежных средств со счетов правонарушителей в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях;
8) - денежные средства, изъятые у правонарушителя при применении финансовой санкции, подлежат зачислению в бюджет соответствующего уровня или в государственный или муниципальный внебюджетный фонд, и таким образом финансовые санкции являются источником их формирования;
9) - правовосстановительный и штрафной характер, который реализуется при устранении негативных последствий для публичных финансов, вызванных правонарушением, как правило, путем пополнения государственных и муниципальных централизованных фондов за счет взыскания денежных средств с правонарушителя;
10) - имеют специфические виды принуждения;
11) - для них характерен специальный порядок применения и круг органов, их применяющих.
Несмотря на различные способы исчисления, все финансо­вые санкции имеют общую юридическую природу и характер­ную особенность, заключающуюся в смене права собственности посредством принудительного изъятия денежных средств у фи­зического лица или организации в пользу государства. Тем не менее процессуальный порядок применения финансово-право­вых санкций зависит от их вида.

Финансово-правовые санкции применяются к субъектам финансовых правоотношений, которые делятся на три основные группы:

Функции финансовых санкций

Значение финансовых санкций можно определить исходя из основных функций, исполняемых ею.

1) Штрафная функция финансово-правовой ответственности реализуется в виде наказания и выступает как реакция государства на вред, причиненный общественным отношениям.

2)Превентивная (предупредительная) функция ответственности главной целью имеет недопущение нарушений норм, устанавливающих порядок осуществления финансовой деятельности.

3) Защитная или правовосстановительная (компенсационная) функция. Часто меры финансово-правовой ответственности направлены не на фактическое наказание виновного, а на обеспечение защиты интересов общества и восстановление нарушенных противоправным поведением субъекта финансовых интересов государства и муниципальных образований.

4) Информационная (сигнализационная) функция финансово-правовой ответственности проявляется при характеристике правонарушителя. Так, совершение финансового правонарушения может служить сигналом о необходимости более пристального внимания к данному субъекту со стороны органов, осуществляющих финансовый контроль.

Финансово-правовые санкции — это применение уполно­моченными на то государственными органами и их должнос­тными лицами к налогоплательщикам (юридическим и физи­ческим лицам) за совершение налогового правонарушения в установленном административными и финансово-правовыми нормами порядке мер государственного принуждения, выража­ющихся в денежной форме и перечисляемых в бюджет, с целью:

1) обеспечения общественных и государственных финансовых интересов,

2) возмещения недополученных бюджетом и внебюд­жетными фондами денежных поступлений, а также

3) наказания нарушителей.

Виды финансовых санкций

Правовосстановителъные и карательные санкции

В финансовом праве применяются санкции, которые извест­ны другим отраслям права и применимы для защиты имуще­ственных интересов многих субъектов (штрафы и пени), а так­же меры государственного воздействия, свойственные только финансово-правовой сфере (взыскание недоимки, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление опера­ций по счетам в кредитных организациях).

Все финансово-правовые санкции в зависимости от того, как они служат охране финансовых правоотношений и какую цель преследуют, подразделяются, на два вида:

1) Правовосстановительные санкции направлены:

- на устране­ние вреда, причиненного государству или муниципальному обра­зованию финансовым правонарушением,

- на принудитель­ное исполнение невыполненных финансовых обязанностей и на восстановление нарушенных имущественных прав государ­ства.

Принудитель­ное исполнение налогоплательщиком своей обязанности, суще­ствовавшей до нарушения финансового законодательства, имеет место при взыскании

1. недоимки ( Согласно ст. 11 НК РФ недоимка представляет собой сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный налоговым законодательством срок, и носит компенсационный характер)

2. пени. (Пеня - денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки)

= не могут быть установлены соглашением сторон;

= суммы этих пеней взыскиваются исклю­чительно в доход государства или муниципальных образова­ний;

= взыскание этих пеней с организаций осуществляется в бес­спорном порядке уполномоченными государственными органа­ми, а гражданско-правовые пени могут быть взысканы только через суд.

2) Карательные (штрафные) санкции, реализация которых на­правлена на предупреждение финансового правонарушения, а также на исправление и наказание нарушителей финансового законодательства. Они устанавливаются в виде штрафов.

Штрафы за нарушения финансового законодательства взыс­киваются только в судебном порядке и в законодательно уста­новленной последовательности.

Финансово-правовые штрафы за совершение налогового пра­вонарушения взимаются в размерах, предусмотренных в НК (гл. 16) и БК РФ, Указах Президента РФ и др.

Финансовый штраф надо отличать и от гражданско-правового штрафа:

= финансовый штраф, налагаемый за финансо­вые правонарушения, уплачивается налогоплательщиком, полу­чателем бюджетных кредитов за счет прибыли, остающейся у ор­ганизации после уплаты налогов, а гражданско-правовой штраф относится на внереализационные расходы предприятия.

= финансовый штраф предусматривается в законодательстве, а гражданско-правовой штраф, может устанавливаться, соглаше­нием сторон.

Основные различия между штрафом как карательной санкцией и недоимкой и пе­ней как правовосстановительными санкциями заключаются в следующем:

штраф недоимка и пеня
основанием является соверше­ние финансового правонарушения, правильная его квалифика­ция, индивидуализация суммы денежного взыскания. основани­ем является наличие финансовых обязанностей перед государством и в случае необхо­димости государственно-властное принуждение к их исполне­нию
носит абсолютно или относительно определенный характер, имеет низшие и высшие границы, которые также мо­гут быть изменены в зависимости от наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств размеры всегда абсолютно определенны и не изменяются от наличия каких-либо индивидуальных обстоятельств, поскольку сумма ущерба, причиненного государственной казне финансовым правонару­шением, может быть подсчитана достаточно точно
взыскание штрафа является результатом правоохранитель­ной деятельности государственных органов и правонарушитель не может сам подвергнуть себя финансовой ответственности правонару­шитель может уплатить самостоятельно, без вмешательства государствен­ных органов

Все виды финансово-правовых санкций не поглощаются никакими дру­гими: штрафы взыскиваются по принципу сложения, а недоим­ки и пени взыскиваются до полного (как минимум) возмещения причиненного государству ущерба.

Финансовая ответственность: определение понятия, виды, меры пресечения.

С того момента, когда наша экономика стала развиваться в направлении рыночной такая дисциплина, как финансовое право приобрела большую популярность. Экономика развивается все больше, что и повлекло разработку такого понятия, как финансовая ответственность.

Определение

Бюджетный кодекс

Термин появился не так давно, но уже активно используется. Это происходит благодаря тому, что развивается бюджетное и налоговое законодательство, а значит, должны быть нормы, которые регулируют вопрос.

Что же такое финансовая ответственность? Так называют финансово-правовые нормы, которые применяются к нарушителю. Если человек преступит закон, то к нему применят принудительные меры имущественного характера. Полномочиями обладают лишь государственные органы. Наказание выражается в виде штрафа или пени.

С финансовой ответственностью все более или менее понятно, теперь давайте поговорим о финансовом правонарушении. Все это нужно знать хотя бы для того, чтобы понимать, за какой поступок могут наказать.

Правонарушением в области финансов считается деяние, которое претит нормам финансового права, за него человек и будет нести ответственность.

Ответственность

В финансовой сфере предусмотрено наказание, которое зависит от тяжести проступка. То есть во время разбирательства наказание будет назначено не только в соответствии с Налоговым кодексом, но и с другими законами, если преступление затрагивает другие правовые отрасли.

Надо отметить, что в финансовом праве много нюансов, влияющих на процедуру принуждения. Они отличаются от стандартных мер, поэтому считаются узкоспециализированными.

В Конституции сказано, что устанавливать ответственность и меры государственного принуждения можно только на федеральном уровне.

Важно понимать, что виды финансовой ответственности не вызывают лишь неблагоприятные последствия, они направлены еще и на то, чтобы восстанавливать права нарушителя, компенсировать ущерб.

Признаки

Прежде чем разбирать виды финансовой ответственности, нужно разобраться в тех признаках, которые определяют такую ответственность, как правовую.

Итак, к признакам относятся:

  • государственные гарантии;
  • фиксация в правовых нормах;
  • реализация в негативной и позитивной форме;
  • наступление неблагоприятных последствий для нарушителя;
  • государственные меры воздействия — принуждение и убеждение;
  • процессуальная форма.

Так как любая норма права считается разновидностью социальной нормы, то и ответственность может быть негативная и позитивная.

Позитивной считается та, которую человек выполняет добровольно. Каждый гражданин государства должен выполнять свои обязанности и пользоваться правами. При этом мотивация будет у каждого своя. Например, один будет бояться наказания и по этой причине соблюдать закон, а другой лишь потому, что у него высокая социальная ответственность. Получается, что позитивная ответственность — дело добровольное, но при этом государство может принудить человека исполнять ее. Любые угрозы со стороны органов носят только предупреждающий характер и направлены на то, чтобы человек осознал неправильность поведения. Позитивная ответственность является предшественником негативной.

Когда гражданин нарушает правовые нормы, наступает негативная ответственность. За финансовые правонарушения государство налагает карательные меры на преступника. Чаще всего это взыскания. Финансовая ответственность подразумевает денежные отношения.

Чаще всего наказание подразумевает собой исполнение юридических обязанностей по принуждению. Так происходит, потому что государство действует согласно Конституции, а именно устанавливает принудительные меры, если закон не соблюдается.

Формы негативной ответственности

Налоговый кодекс

Мы уже объяснили, какие виды ответственности бывают, давайте теперь разберемся, в какой форме негативная финансовая ответственность может вас настигнуть.

Существует компенсационная ответственность и карательная. К первой относятся все правовосстановительные меры, а ко второй штрафы, которые налагают на нарушителей.

На ком же лежит ответственность за финансовые правонарушения? Чтобы в этом разобраться, достаточно знать ее элементы.

Итак, финансовая ответственность — это:

  • участники;
  • их обязанности и права;
  • объект правоотношений;
  • действия участников.

Кто участвует?

Так как в понятии финансовой ответственности сказано, что она возникает при отношениях двух сторон. Этими сторонами является государство и нарушитель. Государство представлено компетентным органом, который имеет все полномочия на применение карательных мер. Правонарушитель в этом случае оказывается обязанным, его права и обязанности неразрывно связаны, из чего и получается финансовая ответственность.

Орган вправе применять меры государственно-правового принуждения по отношению к преступнику. Важно понимать, что это считается не только правом, но и обязанностью. По этой причине даже в ситуации, когда человек перестает нарушать нормы, государство все равно может наказать его.

Понятие финансовой ответственности предполагает и наличие объекта отношений. Им является правовой статус человека, нарушившего финансовые законы.

Порядок осуществления

Злостный неплательщик

Процессуальная форма ответственности делится на три стадии:

  1. Возникновение.
  2. Доказательство факта нарушения и уточнение ответственности.
  3. Применение.

В чем особенность такой формы? В том, что споры финансовой сферы разрешаются в досудебном порядке. То есть сначала выносится предписание об устранении выявленных нарушений, приостановлении финансирования из бюджета и прочее. Например, налоговая служба предлагает покрыть добровольно размер санкций. Если человек отказывается, то дело доходит до суда и деньги взыскиваются принудительно. Хочется отметить, что сотрудники налоговой обязаны предложить мирное решение вопроса.

Так как финансово-правовая ответственность разрешает досудебный порядок рассмотрения, процессуальные отношения могут быть двух видов: гражданские и финансовые.

Изначально в силу вступает финансовый процесс, именно благодаря ему обнаруживается подтверждение финансового нарушения. С этого момента начинается производство по делу.

В случае отказа от добровольного исполнения требования компетентного органа, последний может подать в суд. Там уже дело будет рассматриваться в рамках гражданского процесса.

Важно понимать, что ответственность за нарушение финансового законодательства негативного характера может быть только в том случае, если соблюдался порядок: правовая норма – правонарушение – применение санкций.

Функции

Как и в любой другой правовой отрасти, финансовая ответственность наделена определенными функциями. Наиболее важный мы сейчас рассмотрим.

  1. Штрафная или карательная. Нарушитель должен быть наказан и понести ответственность.
  2. Предупредительная. Предостерегает от совершения новых проступков не только нарушителя, но и окружающих людей.
  3. Компенсационная. Восстанавливает нарушенное право, компенсирует моральный и материальный ущерб, нанесенный человеком.
  4. Воспитательная. Посредством наказания правонарушителя воспитывают.
  5. Регулятивная. Через эту функцию и направляется право, ведь она является частью регулирования финансовых отношений.
  6. Охранительная. Финансовая юридическая ответственность позволяет охранять законные интересы граждан, их свободы, права и имущество.

Чтобы был результат, надо соблюдать несколько принципов, о которых расскажем ниже.

Принципы

Существуют принципы, которые необходимо соблюдать в любом процессе. Для финансовой ответственности они следующие:

  1. Законность. Наказывать за нарушения может только уполномоченный орган, причем должны быть веские доказательства вины. Также обязателен к соблюдению порядок, основания. Все это должно основываться именно на нормативах для финансового права.
  2. Гуманизм. Наказание и процесс применения могут быть только гуманными. То есть незаконно нельзя заставлять человека испытывать физические муки, унижать его достоинство, истязать, даже если он нарушил закон.
  3. Ответственность за вину. Наказать можно только виновного человека.
  4. Равенство перед законом. Неважно какого пола, возраста или социального статуса человек, ведь перед законом все одинаковые.
  5. Неотвратимость наказания. Согласно этому принципу наказание не удастся избежать никому.

Налоговое правонарушение

Если смотреть отчетность по финансовой ответственности, то можно увидеть, что она зависит прежде всего от того, какое правонарушение было совершено. Рассмотрим проступки в налоговой сфере.

Налоговое. Считается умышленным, когда человек осознавал противоправность своих действий и допускал или желал, чтобы наступили негативные последствия. Проступок могут признать совершенным по неосторожности, если нарушитель не понимал, какие последствия он за собой повлечет. Но тем не менее закон предполагает, что он должен был думать об этом.

Сотрудники налогового органа могут обратиться за помощью в суд, но сделать это надо не позже, чем через полгода после нахождения нарушения. Важно, чтобы был составлен акт, который подтверждает факт нарушения.

Если уголовное дело было прекращено или в нем отказали, то срок, в который можно подать документы в суд, отсчитывается после получения соответствующего постановления.

Нарушение бюджетного законодательства

Финансовое право охватывает и эту сторону. Бюджетным правонарушением признают ненадлежащее исполнение или неисполнение утверждения бюджета, рассмотрение последнего и контроля за его исполнением. Обеспечение финансовой ответственности должен предоставить компетентный орган, при этом за такой проступок нарушитель несет уголовное или административное наказание. Все зависит от того, насколько тяжкое совершено преступление.

Бюджетный кодекс прописывает меры финансовой ответственности за правонарушение, которые могут быть применены к лицу.

  1. Блокировка расходов.
  2. Предупреждение о ненадлежащем исполнении полномочий.
  3. Изъятие бюджетных средств.
  4. Наложение штрафа.
  5. Приостановление операций по счетам в кредитных организациях.
  6. Начисление пени.

Иногда просто прекращают оказывать финансовую помощь или сокращают ее размеры. Могут быть аннулированы муниципальные или государственные гарантии. Подобное наказание носит пресекательную форму.

Это не все меры, применяемые к правонарушителям. Полный список можно прочитать в Бюджетном кодексе и федеральных законах.

Кроме того, есть еще восстановительные меры. К ним относятся изъятие бюджетных средств, если они используются не по назначению, возврат денег в ситуациях, когда срок возврата закончился и прочее. Можно применить, например, к предприятиям финансовую ответственность такого рода, или физическим лицам. В любом случае делается это для того, чтобы компенсировать вред или убытки, которые были причинены.

Что такое штраф

Мы много говорили о различных мерах, среди которых часто упоминались штрафы. Так называют не только финансовую налоговую ответственность, но и другие ее виды, взимаемую за нарушение закона. Что касается финансовой сферы, то штраф в этом контексте можно отнести к административному наказанию, ведь не зря все статьи с упоминанием на штрафы ссылаются на Кодекс об административных правонарушениях. Получается, что в Бюджетном кодексе есть только указания на применение тех или иных мер, но конкретных там не прописано.

Чтобы детально изучить информацию, достаточно заглянуть в Налоговый кодекс. Именно там можно найти все сведения о финансовой-налоговой ответственности. Отметим, что в силу законодательства нашей страны подобная ответственность становится налоговой, соответственно, нарушитель наказывается так, как прописано в Налоговом кодексе.

Что такое пени

Наряду со штрафом к нарушителям применяются пени. Термин используют для обозначения неустойки или принуждения к финансовой ответственности. Важно понимать, что пени не гарантирует, в отличие от штрафа, выполнение нарушителем его обязанностей.

Пени начисляются в виде процента от суммы, по которой возникают разногласия. Действует она определенный период и начисляется за каждый просроченный день. Если за весь период лицо не исполнило свои обязательства, то компетентные органы назначают штраф. Последний помогает возместить убытки, которые появились из-за просрочки временного периода.

Хоть и не каждый нарушитель исполняет свои обязательства перед государством в финансовом праве, когда начинает капать пеня, люди задумываются. Не всем же хочется платить гораздо больше, поэтому появляется желание не доводить ситуацию до увеличения суммы.

Кстати, кроме штрафа и пени, остальные меры принуждения в других правовых отраслях не применяются.

К кому применяется

Законы нашей страны сформированы таким образом, чтобы ответственности не удалось избежать никому. То есть принцип равенства работает и здесь. За поступки придется отвечать как физическому лицу, так и публично-образовательной организации или предприятию.

Основной мерой наказания считается списание средств с банковского счета нарушителей. Кстати, деньги могут быть списаны из любого другого финансово-кредитного учреждения, с которым преступник заключил договор.

Деньги, которые изымаются у нарушителя, возвращаются в бюджет соответствующего уровня. Это может быть как муниципальный, так и федеральный бюджет. Примечательно то, что такого рода вливания в основном и формируют бюджет страны.

Финансовые органы

Подсчет долгов

Ответственность несут не только физические лица и предприятия, но и муниципальные организации, а также уполномоченные органы.

Например, налоговые органы ответственны за то, что бюджету были нанесены убытки налогоплательщиками. Законом расценивается подобная ситуация, как бездействие или неправомерность действий сотрудников.

То есть, если возникают ситуации, в которых виноваты сотрудники уполномоченных органов, например, неправильно взыскавшие налоги, то они признаются виновными, а деньги возвращаются потерпевшему лицу. Также наказываются и сами работники в том порядке, который предусмотрен законом.

Это утверждение прописано в Конституции и свято соблюдается. К тому же сотрудник компетентного органа обязан знать все нормы, по которым он действует. И речь идет не только о налоговом законодательстве, но и об административном, конституционном, гражданском, уголовном и трудовом .

Для того чтобы разобраться в ситуации, где на ваш взгляд компетентный орган действовал незаконно, можно подать в суд. Будут изучены все материалы дела, опрошены свидетели, после чего судья вынесет решение.

Заключение

Начисление пени

Как видите, довольно опасно играть в игры с законом, особенно это касается финансов. Есть примеры людей, которые успешно уходят от налогов и растрачивают бюджетные деньги, но это не значит, что они действуют правильно. Рано или поздно все нарушители будут наказаны, а именно вы в этот момент поймете, как замечательно соблюдать закон.

Мы все хотим жить в цивилизованном государстве, которое руководствуется только нормами права. Часто люди восхищаются обстановкой в Европе, забывая о том, что все зависит от менталитета, а не от правительства. В любой европейской стране граждане платят налоги, а растратить выделенный бюджет не приходит в голову никому. Зато наши соотечественники считают себя выше этого и только требуют всех благ от правительства. Чтобы в стране хорошо жили, нужно делать все по закону. Причем делать так нужно в первую очередь обычным людям. Только так мы сможем добиться того, чего хотим.

Читайте также: